Самооценка подростков статьи

Содержание
  1. АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ
  2. Взаимосвязь статусного положения в коллективе и самооценки подростка
  3. Библиографическое описание:
  4. Самооценка подростков статьи
  5. 1. Вести список достижений
  6. 2. Записывать случаи, когда удалось превзойти свои ожидания
  7. 3. Избавиться от шума
  8. 4. Говорить с собой уважительно
  9. 5. Найти внутреннего наставника
  10. 6. Провести время с теми, кто тебя любит
  11. 7. Делать добро
  12. 8. Найти взрослого, с которым можно поговорить
  13. 9. Определить жизненные ценности
  14. 10. Нарисовать свои мечты
  15. 11. Определить источники вдохновения
  16. 12. Ставить маленькие цели и достигать их
  17. Статья “Опыт исследования самооценки подростков в практике работы школьного психолога”
  18. Скачать: статья опыт исследования самооценки подростков в практике работы школьного.
  19. Предлагаем обсудить тему: Самооценка подростка и сделать правильные выводы
  20. Процесс формирования самооценки сложный и противоречивый, как и сам подросток. Но он определяет то, каких успехов ребенок сможет добиться во взрослой жизни: будет ли он нормально взаимодействовать с противоположным полом, ставить пра

АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ

магистрант, кафедра педагогики, Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета,

Современный процесс социально – педагогической перестройки, ломки старых понятий и стереотипов коренным образом меняет жизненную стратегию людей, создает условия для активизации деятельности и интенсивно влияет на развитие личности. В результате происходящей переориентации в жизни общества меняются цели и задачи среднего профессионального образования – оно становится процессом, в котором рождается квалифицированный специалист готовый к самостоятельному выполнению видов профессиональной деятельности (в соответствии с ФГОС), конкурентоспособный на региональном рынке труда, готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, со сформированными гражданскими качествами личности в соответствии с запросами и потребностями региональной экономики Хабаровского края. Вследствие этого проблема адекватной самооценки подростка в среднем профессиональном образовательном учреждении приобретает в настоящее время особую актуальность.

Самооценка связана с потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества. И особенно важно формирование адекватной самооценки для подростков.

Человека наиболее полно характеризует только понятие личность. Личностью человек становится в процессе жизни в среде себе подобных. И какое место займет человек в обществе, зависит от уровня его самооценки. Появление этого психологического новообразования связано с развитием личности ребенка. До трех лет ребенку свойственен эгоцентризм. Начиная с одного года, он отличает себя от других людей, к трем годам хорошо осознает себя как самостоятельную личность, использует местоимение я. Но по соображениям малыша, весь мир вращается вокруг него, и он в нем главный. Это связано с системой взаимоотношений между ребенком и взрослыми, которые полностью опекают его и выполняют все основные его желания. Отношения со сверстниками еще только начинают зарождаться. Поэтому об объективной самооценке речи идти пока не может.

Возникновение адекватной самооценки происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок пытается определить свое место в детском и взрослом обществе. Это понятие появляется из оценки его как личности окружающими взрослыми и детьми. Завышенная самооценка возникает при постоянном захваливании ребенка родителями. Это приводит к самоуверенности, неадекватному оцениванию своих возможностей. И вроде бы завышенная самооценка вредна для ребенка. Но это, же придает ему смелость в любых делах, он не боится браться за новое, неизвестное. А это уже польза для его развития. Постепенно возникает правильное осознание своих возможностей. Заниженная самооценка формируется у ребенка, когда очень часто его критикуют за качество его деятельности, за неумелость. Но это вполне исправимо, ребенка можно научить всему. Значительно хуже, если сверстники критически относятся к внешнему виду малыша, дразнят его за лишний вес, неуклюжесть, мальчиков – за маленький рост, неразвитую мускулатуру. Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя, довольствуются малым, считают, что из-за этого они недостойны лучшего. Вот тут без помощи родителей, педагогов не обойтись. Ребенку надо рассказать и показать, что внешность у всех людей разная и телосложение не всегда зависит от человека. А кроме внешности есть еще много достоинств. Необходимо учить ребенка красиво говорить, выразительно излагать свои мысли, а также учить в совершенстве тому, что у него лучше всего получается: рисовать, лепить, читать стихи. Сверстники ценят особые умения своих друзей. В школьном возрасте необходимо формировать мировоззрение своего ребенка, пусть у него будет свое мнение о разных сторонах жизни, и, главное, пусть он не стесняется его выражать.

В подростковом возрасте особенно ценится способность отстаивать свои взгляды, умение говорить “нет” при стойком убеждении в своей правоте. То есть, надо формировать личность ребенка, его нравственные качества, обучать его различным умениям и навыкам. Надо развивать у него уверенность в своих силах, а это приведет и к формированию адекватной самооценки, которая обеспечит жизненный успех.

Подросток в период своего взросления, пытается ответить на многие вопросов: Кто я? Что я могу? Чего я не могу? Как мне можно стать тем, кем бы я хотел стать? Естественно при ответе на эти вопросы подросток в первую очередь опирается на мнения родителей, или других значимых взрослых с которыми у него близкие отношения (например, педагоги, мастера производственного обучения). Поэтому родители, мастера производственного обучения, педагоги могут помочь подростку в формировании адекватной самооценки, так и быть причиной завышенной или наоборот заниженной самооценки. Адекватная самооценка помогает обучающемуся быть более спокойным, хорошо относиться к себе и к окружающим людям, подросток с такой самооценкой способен хорошо понимать свои возможности и ограничения.

Адекватная самооценка у обучающегося формируется там, где есть уважительное отношение к мнению подростка, конструктивная критика и признание того что он ценен сам по себе вне зависимости от каких либо своих достижений и наград.

Уважительное отношение к подростку и его мнению будет проявляться в уважение к решениям, потребностям, желаниям, целям обучающегося. Важно видеть границы, которые выстраивает подросток и эти границы не нарушать.

Подростковый возраст – важный и трудный этап в жизни каждого человека, отрочество можно считать эпохой скачка, «вторым рождением», которое во многом определяет всю последующую судьбу и характеризуется открытием собственного «Я». Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.

Существует ряд вспомогательных способов, как придать уверенности обучающемуся. Даже полненькая девушка в модной красивой одежде не будет подвергаться критике за свой излишний вес у подруг, то же самое и с парнями маленького роста. Это придает уверенности обучающимся. Но надо помнить, что только это не избавит от критической оценки сверстников. Одежда и модные аксессуары поднимут рейтинг подростка на некоторое время. Главное, в любом нравственно здоровом обществе, внутренние качества человека, его организаторские, деловые возможности, внутренняя доброта, порядочность, честность. Необходимо воспитывать это в каждом обучающемся, поддерживать его во всех начинаниях, хвалить даже за маленькие удачи. И они будут успешны в жизни и благодарны за это.

Список литературы:

  • Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Бернс. – М.: Прогресс, 2006. – 420 с.
  • Вишневская, В.И. Психология и педагогика / В.И. Вишневская. – СПб: «АЛЬФА», 2001. – 304 с.
  • Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск: РБПК «Белинкомаш», 2010. – 145 с.
  • Липкина А.И. Самооценка // Большая Советская Энциклопедия. – М., 2004. – 698 с.
  • Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., «Просвещение», 1968. – 141с.
  • Касицина Н., Юсфин С. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. – М.: Агенство образовательного сотрудничества, 2010. – 88 с.
sibac.info

Взаимосвязь статусного положения в коллективе и самооценки подростка

Рубрика: Психология и социология

Статья просмотрена: 439 раз

Библиографическое описание:

Хлебодарова О. Б. Взаимосвязь статусного положения в коллективе и самооценки подростка // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 227-229. — URL https://moluch.ru/archive/13/1076/ (дата обращения: 18.03.2020).

Становление человека как личности неразрывно связано с социумом, где он проживает и взаимодействует. В межличностных отношениях проявляются личностные качества – эмоционально и волевые свойства, интеллектуальные возможности, усвоенные нормы и ценности того общества, к которому человек принадлежит. Реализация человека проходит в первую очередь в системе межличностных отношений. Активность и деятельность личности является важнейшим звеном во взаимодействии.

Основная проблема в подростковом возрасте – это проблема общения и со сверстниками и с взрослыми. Ведущая деятельность в этом возрасте – интимно-личностная, и именно поэтому взаимоотношения со сверстниками находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют деятельность и влияют на поведение и развитие личностных качеств и социальных установок.

Общение со сверстниками у подростков столь же эмоци­онально, что и увлечения. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на не­учебные занятия, и на отношения с родителями. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая друж­ба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понима­ния и принятия своих собственных переживаний и устано­вок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобраз­ным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувство­вать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят.

В дружеских отношениях подростки крайне избиратель­ны. Но их круг общения не ограничивается близкими дру­зьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в пре­дыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформаль­ные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие инте­ресы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития груп­пы, в которую он входит [3, с. 2].

Подросток развивается в переплетении разного рода связей и отношений. В подростковых группах складываются межличностные связи и отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп и действуют общие закономерности их становления и развития:

1. Обусловленность природы межличностных отношений таких, которая

социальная группа занимает в обществе;

2. Взаимосвязь от совместной деятельности, которая опосредует

развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение;

3. Группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит

наличие или отсутствие социально-психологических особенностей и характер ее влияния на индивида.

В подростковых группах выделяются функционально – ролевые и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

Эмоционально-оценочные отношения – взаимодействие между подростками, отражающие систему их предпочтений, где на первый план выступают эмоциональный предпочтения, такие как – симпатия, антипатия и т.п.

Для этого возраста характерно стремление к признанию в группе, занять значимое место среди сверстников, быть лидером в своем коллективе. Но для того, чтобы этого добиться нужно, обладать определенными качествами. Индивидуальные особенности и установки подростков мешают занять высокий статус в группе, социализироваться в той группе, которая для них является желаемой [1].

После теоретического изучения темы было проведено эмпирическое исследование изучения самооценки личности подростка в группе Пробное тестирование на самооценку, на основе проанализированных данных социометрии – повторное тестирование на самооценку.

На уровень принятия себя подростком больше всего влияют родительская поддержка и отношение одноклассников.

Обработка результатов теста «Изучение самооценки личности подростка» в группе, на основе интерпретированных данных социометрии (повторное тестирование) осуществляем следующим образом:

На подготовленном повторном бланке, в индивидуальном порядке (подписанным для каждого ученика) фиксируется выбор класса (т.е. куда класс его «поселил»). После такого ознакомления подросток приступает к повторному заполнению бланка. Порядок выполнения заданий прежний, что и в пробном тестировании. Далее осуществляется подсчет результатов.

Анализируя полученные данные можно сказать, что городские подростки и сельские имеют достаточно высокий уровень адекватной самооценки, это говорит об их уверенности и реальном оценивании себя и своих способностей.

Завышенный уровень самооценки высоким процентом отмечен в группе сельских подростков, что подтверждает сказанное выше (т.е. основная направленность подростка на общение и проявление ограничений в выборе видов деятельности).

Изучение полученных результатов в системе межличностных отношений, статусного положения каждого члена группы дало возможность определить уровень взаимосвязи оценки сверстников на их отношение к себе.

В результате сопоставления уровня самооценки и статусного положения каждого подростка (1 этап исследования) с уровнем самооценки (4 этап исследования) получены следующие результаты:

Прослеживается, что результаты пробного тестирования отличаются от результатов повторного теста. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что межличностные отношения взаимосвязаны с самооценкой.

Исходя из полученных данных рис.1 показывает, что более подвержены такого рода влиянию городские подростки – 55%. Подростки сельской местности, по результатам исследования оказались менее подвержены оценке сверстников.

Можно предположить, что такие результаты связаны с количеством сверстников в группе. Чем большее количество сверстников оценивают подростка, тем выше процент изменения самооценки.

Рис. 1. Взаимосвязь статусного положения в группе и самооценки подростков

Существуют механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе. Отношение самого человека к положению в группе включает в себя такие психологические компоненты как переживание и осознание. Два перечисленных компонента взаимосвязаны между собой, но в тоже время это разные психологические характеристики отношения к окружающему. Следовательно, самосознание и самооценка играет одну из главных ролей в формировании личности. Все это определяет социальную адаптацию и дезадаптацию и выступает регулятором не только поведения, но и деятельности. Если самооценка подростка неустойчива в социуме, когда его постоянно оценивают не с лучшей стороны, если потребность в самоуважении и уважении окружающих остается нереализованной, происходит внутриличностный конфликт, который в свою очередь перерастет в межличностный. Решая эту проблему, подросток может найти группу, где оценивание его, как личности адекватно его собственной самооценке. Это будет способствовать удовлетворению потребности в уважении, подросток комфортно будет себя чувствовать в такой группе.

1. Кобазева Ю. А.Московский педагогический государственный университет

2. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах

(общие и возрастные особенности): Учебное пособие – изд-е 3-е стереотип. – Мн.:

ТетраСистемс, 2001. – 432с.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл

развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

4. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности:

Учебное пособие/ Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.-320с.

moluch.ru

Самооценка подростков статьи

Подростки бывают неразговорчивыми, колючими, раздражительными. Часто не могут понять, что им действительно нравится, сомневаются в своих способностях и пасуют перед успешными сверстниками. В общем, страдают из-за низкой самооценки. Вот несколько полезных советов из наших книг: они успокоят, научат быть добрее к себе, подскажут, как раскрыть свой потенциал. Попробуйте пересказать их детям.

1. Вести список достижений

Нужно ежедневно находить и записывать пять поводов быть довольным собой. Делать это в будни и в выходные, в учебные дни и на каникулах. Поначалу будет трудно. Главное — не сдаваться: писать можно не только о великих свершениях (получении Нобелевской премии или восхождении на Эверест). В списке могут быть такие пункты: навел порядок дома без напоминаний, помог сестре с домашним заданием, сходил на просмотр в молодежный театр, хорошо подготовился к контрольной.

Важно помнить о своих сильных сторонах. Список достижений дает повод каждый день ощущать собственное достоинство. Когда покажется, что самооценка падает, нужно заглянуть в него. Вспомнить, что чувствуешь, когда совершаешь хорошие поступки. И снова лучше относиться к себе.

2. Записывать случаи, когда удалось превзойти свои ожидания

Можно не верить, что сдашь экзамен на «отлично», но справиться с волнением, записаться в футбольную команду за компанию, но стать хорошим игроком, быть на взводе, но сдержать эмоции и не начать ссору.


Никогда не поверили бы, что будете играть на гитаре, но решились на первый урок? Похвалите себя! — Источник

Такие мелочи стоит учитывать. Они помогут осознать, что мы можем больше, чем мы думаем. Даже когда не особенно верим в себя.

3. Избавиться от шума

От каждого человека многого ожидают. Мы постоянно слышим тех, кто дает нам советы, это могут быть друзья и соперники, члены семьи и посторонние люди, соцсети и даже наш внутренний голос. Весь этот шум заглушает нашу индивидуальность. А еще он дает возможность спрятаться от страхов и неуверенности. Мы слышим, что нам «следует сделать», и нам кажется, будто у нас появляется запасной парашют, это создает иллюзию безопасности.

Фишка в том, чтобы отличить шум от полезных советов. Нужно решить, справедливо ли то, что говорят окружающие. Если да, подумать серьезнее над этими словами. Если нет, отойти в сторону от шума.


Эта схема поможет отличить конструктивную критику от шума

4. Говорить с собой уважительно

Иногда мы становимся для себя самыми беспощадными критиками. В голове могут крутиться такие мысли: «Все как-то странно смотрят на меня», «Меня все ненавидят» — хотя на самом деле это не так. Можно внушить себе, что недостаточно хороша (или хорош), и жалеть, что не родилась (родился) кем-то еще. Но правильнее научиться говорить с собой как с человеком, которого уважаешь.

Когда появятся негативные мысли, нужно нажать на «Стоп»:

  • Запишите грубые и жестокие слова, которые говорите себе, или обидные замечания, которые не выходят из головы.
  • Когда в следующий раз старая пластинка заиграет, мысленно нажмите на «Стоп». Скажите себе: «Я не буду разговаривать с собой в таком тоне».
  • Затем «отмотайте назад» и замените негативные утверждения на позитивные. «Моя семья любит меня», «Я забила гол на прошлой неделе, и вся команда мной восхищалась». Можно записать на «пластинку» простые фразы: «Я верю в себя», «Я заслуживаю уважения». Позитивные мысли придадут сил и наполнят оптимизмом.
  • Проигрывайте в голове новые мысли и возвращайтесь к ним каждый раз, когда захочется заняться самобичеванием.

5. Найти внутреннего наставника

У каждого есть свой внутренний критик. А что, если найти ему оппонента — внутреннего наставника? Это может быть человек, который подбадривал вас в прошлом. Или люди, которые благодарны вам за доброту и помощь. Или личность, которой вы восхищаетесь (актер, благотворитель, спортсмен).

Когда внутренний критик поднимает голову, нужно позвать внутреннего друга. Спросить себя: «Что на это ответил бы мой добрый наставник?». Простой совет поднимет настроение и поможет справиться со страхами.

6. Провести время с теми, кто тебя любит

Постепенно для большинства подростков друзья становятся интереснее, чем семья. Но родные дают то, чего не могут дать другие люди: безусловную любовь и принятие. Такое отношение отлично укрепляют самооценку.


Любовь близких придает нам сил. — Источник

Если на улице к нам подойдет незнакомец и скажет: «Ты самый луч-

ший, самый умный, самый замечательный человек в мире», мы постараемся убежать. Но если это скажет мама, улыбнемся, обнимем ее и, конечно, поверим ей.

7. Делать добро

Когда помогаешь кому-то, чувствуешь себя полезным, значимым, нужным. С чего начать? Оглянуться вокруг, поговорить с друзьями, соседями, родственниками. Спросить совета у родителей, учителей, местных активистов.


Можно помогать приюту для бездомных животных. — Источник

Чтобы приносить пользу, необязательно вступать в организацию. Достаточно посвящать один час в неделю сбору мусора в своем районе. Или читать вслух пожилой соседке. Или присматривать за маленькими детьми, пока их родители делают домашние дела. И не забывать помогать по дому собственной семье.

8. Найти взрослого, с которым можно поговорить

Быть подростком иногда страшно и сложно. Заботливые взрослые помогут взглянуть в лицо страхам, ответить на вопросы. Стоит выбрать несколько человек, с которыми чувствуешь себя спокойно. Тех, кто заботится, может выслушать и попытаться понять. Это один из самых действенных способов улучшить свою жизнь.

9. Определить жизненные ценности

Почти все решения мы принимаем исходя из собственных ценностей. То, во что верим (или не верим), помогает определить, как и с кем проводить время, сколько сил тратить на то или иное занятие. Жизненные ориентиры могут быть связаны с другими людьми и с разными сферами жизни. Например:

  • семья
  • вера
  • друзья
  • культура
  • образование
  • спорт
  • город
  • музыка
  • животные
  • искусство
  • окружающая среда

Иногда жизненные ценности отражают качества, которые человек хотел бы иметь и проявлять:

  • доброта
  • надежность
  • трудолюбие
  • верность
  • мастеровитость
  • энергичность
  • нежность
  • независимость
  • готовность помочь
  • творческая жилка
  • честность

Назвать свои ценности непросто, но уже сейчас стоит спросить себя: «Что или кто имеет значение для меня? Что больше всего меня заботит?».

10. Нарисовать свои мечты

Порой желания кажутся неосуществимыми. Но к ним важно прислушиваться,чтобы начать конструировать будущее. Вот несколько идей, которые помогут найти вдохновляющие мечты:

  • Напишите про трех своих знакомых, которыми восхищаетесь. Это может быть человек из числа друзей, членов семьи, учителей, тренеров, соседей или кто-то еще. Чем они занимаются? Почему вы считаете их особенными?
  • Напишите о трех людях, которыми восхищаетесь, но лично вы не встречались. Например, об известных личностях, политических лидерах, спортсменах, художниках или исторических героях. За какие заслуги вы считаете их великими?
  • Представьте себя на выпускном вечере. Перед тем как вы войдете в праздничный зал, вас просят предположить, кем вы однажды станете и чего добьетесь. Что вы ответите?


Может быть, настало время сделать шаг навстречу мечте? — Источник

11. Определить источники вдохновения

Черпать энергию и уверенность стоит из собственных источников вдохновения. Анкета поможет их определить.

12. Ставить маленькие цели и достигать их

Чтобы развить в себе смелость и уверенность, лучше действовать тогда, когда есть серьезные шансы на успех (например, понимание, что наверняка получится выполнить два шага из трех). Допустим, подросток решил устроиться на работу после школы — стоит искать вакансию, для которой есть подходящие навыки. Если он обладает опытом присмотра за младшими детьми и умеет организовывать игры — значит, ему по силам стать организатором детских чтений в библиотеке. Достигнув этой цели, можно сделать следующий шаг — начать учить дошкольников читать. Преодолевая маленькие трудности, пробуя понемногу, можно «накопить» смелость на более серьезные вещи. Каждая решенная проблема добавит уверенности.

deti.mann-ivanov-ferber.ru

Статья “Опыт исследования самооценки подростков в практике работы школьного психолога”

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Сегодня последний день приёма заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

Выбранный для просмотра документ самооценка статья.doc

Опыт исследования самооценки подростков

в практике работы школьного психолога

В основе самооценки в подростковом и раннем юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно социально одобряемой системы ценностей. Наиболее емким определением личностного самоопределения является процесс формирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о себе и о мире.

Психологическая интерпретация феномена самооценки, на наш взгляд, может заключаться в том, что некоторые значимые личностные характеристики для успешности личностного самоопределения осознаются старшеклассниками как менее выраженные в своей личности. С учетом задачи профессионального и личностного самоопределения школьников снижение оценки значимого качества в своей личности создаёт барьеры для возможности саморазвития старшеклассника. Реализуемый нами подход к практическому изучению самооценки подростков и юношей, через показатели осмысленности жизни личности, представляется нам достаточно перспективным для дальнейших разработок программ деятельности школьного психолога по этой проблеме.

Из научной литературы мы знаем, что при переходе от подросткового к юношескому возрасту у старшеклассников происходит формирование ценностных ориентаций. Система ценностных ориентаций выступает «свернутой» программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Общение – та сфера жизни старших школьников, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями. Педагог-психолог в практическом взаимодействии со старшеклассниками через общение может помочь ребятам в их попытке самоидентификации.

Настоящая статья подготовлена по материалам исследования автора, педагога-психолога, который работает со старшеклассниками более 20 лет. В контексте психологического сопровождения личностного самоопределения старших подростков и юношей мы старались оценить динамику самооценки учащихся восьмых и десятых классов. Для этого была разработана программа экспериментального исследования самооценки от подросткового к юношескому возрасту, которая была бы удобным инструментом в практической работе педагога-психолога.

В качестве методологической основы в работе мы использовали – исследования образа физического Я подростков в работах Соколовой Е.Т., Столина В.В.; влияние самооценки на познавательную деятельность человека и её место в системе межличностных отношений в исследованиях Захаровой А.И., Чесноковой И.И.; комплексный подход к исследованию личности, разработанный Бернсом Р.; исследования природы общей самооценки в работах Джеймса У.

Исследование проводилось на базе КГУ «Экономический лицей» ГУ «Отдел образования г. Семей Восточно-Казахстанской области». В качестве испытуемых в нем принимали участие учащиеся 8 и 10 классов. Общее количество испытуемых составило 118 человека, в возрасте от 13 до 17 лет.

Процедура исследования. В экспериментальной работе были использованы следующие методики: тест « Самооценка »; методика «Уровень притязаний» и методика «Автопортрет».

Тест « Самооценка » . Тест удобен в проведении и занимает небольшое количество времени. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе учащихся просили разделить лист бумаги на 4 равные части, и обозначить каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV. Затем давались карточки с четырьмя наборами положительных качеств людей в межличностных отношениях, общении; в поведении; в деятельности; в сфере переживаний и чувств.

Учащиеся должны были в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для них лично (идеальные качества ).

На втором этапе учащиеся внимательно рассматривали качества личности, выписанные ими из 4 наборов, и выделяли среди них реальные качества, т.е. такие, которыми они обладают.

Самооценка и уровень притязаний тесно связанны между собой. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремиться человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний. На уровень притязания оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности.

Этим и объясняется наш выбор представленной далее методики « Уровень притязаний ». Целью этой методики явилось определение уровня притязаний, и его устойчивость. Полученные результаты уровня притязаний сравнивались со шкалой разработанной Шварцладером.

Методика « Автопортрет », разработанная Е.С. Романовой и С.Ф. Потемкиной. Целью, которой является выявление индивидуально – типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней. При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки объединяются в 5 групп: схематическое изображение; реалистическое изображение; метафорическое изображение; портрет в интерьере; эмоциональный автопортрет.

Сравнительный анализ самооценки в подростковом и юношеском возрасте. По результатам экспериментальных исследований в двух восьмых и двух десятых классах мы разделили испытуемых на 4 группы.

Первая группа – учащиеся с неадекватно высокой самооценки с низким уровнем притязаний.

Вторая группа – старшеклассники с высоким уровнем самооценки и неадекватно высоким или высоким уровнем притязаний.

Третья группа – средний уровень самооценки и умеренный уровень притязаний.

Четвертая группа – неадекватно низкий и низкий уровень самооценки и неадекватно низкий, низкий уровень притязаний.

На диаграмме можно увидеть количественное соотношение испытуемых по всем четырем группам в контексте возрастных групп.

Такой результат нашего исследования говорит о том, что самооценка учащихся 8 классов диффузна, часто колеблется, она неустойчива и в основном неадекватна. Подросток либо переоценивает, либо, напротив, недооценивает себя. Они часто преувеличивают свои возможности, так как хотят быть признанными среди своих сверстников. Много изменений происходит и в обстоятельствах жизни подростка. Изучение основ наук, к которому вплотную приступают школьники в этом возрасте, предъявляет новые, более высокие требования к их мышлению, памяти и другим психическим процессам.

Для старшего школьника, как показывают исследования, самооценка имеет большую значимость. В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее отмечают свои недостатки, чем достоинства. Самоанализ становится элементов социально–нравственного самоопределения. Открытие себя как неповторимой индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «Я» («Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?»), а с другой стороны – осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше?»).

При переходе от подросткового к юношескому возрасту совершается последовательное усложнение, расширение сферы деятельности и повышение роли самосознания в процессе общего психического развития личности. В этом и заключается динамика самооценки от подросткового к юношескому возрасту. То есть самооценка, и самосознание в эти возрастные периоды претерпевает ряд важных изменений в процессе становления личности. Приобретает более глубокие, четкие, осознанные черты.

Для проверки различий между показателями 8-х и 10-х классах мы воспользовались U – критерий Манна – Уитни. Статистические различия оказались значимыми на уровне . Следовательно, отмеченная нами динамическая характеристика самооценки в 8 и 10 классах достоверна.

Представленный в статье результат исследования не претендует на завершенность. Мы надеемся найти единомышленников в профессиональном сообществе для совместных поисков инструментария в исследовании самооценки старших школьников.

Список использованной литературы:

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова – Т. 1.-М.: Педагогика, 1980.-230 с.

Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Ав­тореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.05.-М., 1984.-17 с.

Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших школьников // Вопросы психологии. -2001.-№ 4. – 31-38 с.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-422 с.

Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал.-1992.-№4.-99-100

Захарова А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. С. 11-14.

Как построить свое «Я». / Под. ред. Зинченко А.К., Педагогика 1993.

Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе //Принципы развития в психологии. -М. 1978. – С. 316-335.

infourok.ru

Скачать: статья опыт исследования самооценки подростков в практике работы школьного.

Для старшего школьника, как показывают исследования, самооценка имеет большую значимость. В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее отмечают свои недостатки, чем достоинства. Самоанализ становится элементов социально–нравственного самоопределения. Открытие себя как неповторимой индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «Я» («Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?»), а с другой стороны – осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше?»).

Предлагаем обсудить тему: Самооценка подростка и сделать правильные выводы

Тем не менее, стоит отметить и обратную связь. Именно опыт в социальной и профессиональной деятельности, а также обстановка в социуме и его влияние на индивида – все это напрямую оказывает свое воздействие на формирование самооценки. Что касается подростков, то их самооценка более ситуативно зависима в отличие от взрослой, также она в большей степени подвержена внешнему воздействию.

Процесс формирования самооценки сложный и противоречивый, как и сам подросток. Но он определяет то, каких успехов ребенок сможет добиться во взрослой жизни: будет ли он нормально взаимодействовать с противоположным полом, ставить пра

Если сверстники признают его красивым, веселым, умным, его самооценка растет. Если реакция сверстников негативная или вовсе отсутствует (никто не замечает ребенка), самооценка ползет вниз.

Оцените статью