Самооценка оВ хухлаева

Содержание
  1. Методики диагностики самооценки
  2. Ольга Хухлаева – Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников
  3. Описание книги “Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников”
  4. Самооценка оВ хухлаева
  5. Самооценка оВ хухлаева
  6. Хухлаева О.В. Отношение к себе как предпосылка уверенности и условия ее формирования в дошкольном возрасте
  7. 1. Привлечение внимания
  8. Сказка про мячик, который забыл, что он волшебный
  9. 2. Борьба за власть, или Кто у нас главный
  10. 3. Месть, или Я хочу тебя наказать
  11. Хухлаева О.В. Основные поведенческие проявления подростка
  12. Содержание цитаты
  13. Хухлаева О.В. Основные поведенческие проявления подростка – Помощь психолога
  14. Самооценка оВ хухлаева Учёные рекомендуют тренажёр для мозга Хухлаева Ольга Владимировна — доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного
  15. Журнал Современное дошкольное образование. Теория и практика

Методики диагностики самооценки

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: “Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!” Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Самооценка в детском возрасте находится в подвижном состоянии. И над формированием адекватной самооценки ребенка необходимо работать.

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ

Адекватная самооценка во многом определяет поведение человека, его отношения с окружающими, поэтому важно определить особенности самооценки человека и, если понадобиться, скорректировать их в зависимости от полученного результата

Помочь выявить уровень самооценки ребёнка, для того чтобы впоследствии помочь сформировать ему адекватную самооценку, даёт возможность использование различных методик:

  • методика «Самооценка дошкольника» (Т.В.Драгунова)
  • методика «Лесенка» (по В.Г. Щур)
  • методика «Какой я?» ( Р.С. Немов)

Методика “Лесенка”

Беседа с ребенком начинается с разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступенечке.

При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?»

Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто – на самую нижнюю ступеньку.

Обработка и анализ результатов

1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная).

Благоприятная ситуация развития:

  • если ребенок считает себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки;
  • если ребенок ставит себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кого-то из родных) ставит его на самую высокую ступеньку;
  • если ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» – это служит доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя;

Неблагоприятная ситуация развития:

  • положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) – отрицательное отношении к себе, неуверенность в собственных силах;
  • дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама.
  • на самую высокую ступеньку ребенка ставит друг, а не кто-то из близких;

Для младших школьников важно также выяснить прогнозируемую ребенком оценку со стороны учителя и проанализировать объяснения ребенка по этому поводу.

У девочек, в целом, выше самооценка, чем у мальчиков. Ведь самооценка младших школьников в большей степени зависит от успехов в учебе, а девочки, как известно, в этом более преуспевают.

Методика «Самооценка дошкольника» (Т.В.Драгунова)

  • Как ты думаешь, какой ты мальчик (девочка) – хороший, плохой или средний ? (варианты : «Каким ты себя считаешь…? «По-твоему, какой ты – . Почему ты так думаешь?»).
  • Почему ты не считаешь себя. (в зависимости от ответа на предшествующий вопрос задаются еще два вопроса относительно оценок, которые ребенок не отнес к себе).
  • Кто, по-твоему, думает о тебе (оценивает тебя) так же как и ты ? Как именно оценивают (что думают) ? Почему ты так думаешь? Облегченный вариант вопроса : «А мама тоже считает тебя хорошим («плохим», «средним» – в зависимости от ответа ребенка) ? «Почему ты так думаешь?» ( в зависимости от задач этот вопрос можно задать относительно оценки отца, бабушки, воспитателя детского сада, братьев, сестер, сверстников и т.д.).
  • Кто, по-твоему, думает о тебе )оценивает тебя) не так, как ты сам? Как именно? Почему ты так думаешь? (Облегченный вариант вопроса такой же как предыдущий).
  • Что тебе не нравится в себе? Еще что? Почему не нравится?
  • Что тебе нравится в себе? Еще что? Почему нравится?
  • Что маме (папе и т.д.) нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
  • Что маме (папе и т.д.) не нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
  • За что мама (папа и т.д.) тебя хвалят?
  • За что мама (папа и т.д.) тебя: а) ругает ? б) наказывает?

Методика «Какой я?»

Пользуясь представленным далее протоколом, спрашиваем у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности.

  • ответы типа «да» – 1 балл;
  • ответы типа «нет» – 0 баллов;
  • ответы типа «затрудняюсь ответить» и «иногда» – 0,5 балла.

Самооценка ребенка определяется по общей сумме набранных баллов.

Выводы об уровне самооценки:

  • 10 баллов – очень высокий;
  • 8-9 баллов – высокий;
  • 4-7 баллов – средний;
  • 2-3 балла – низкий;
  • 0-1 балл – очень низкий.

А какие Вы используете методы для исследования самооценки младшего школьника?

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Ребенок с низким уровнем самооценки зачастую не может проявить себя, показать хорошие результаты. В большинстве своем низкий уровень самооценки у детей сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью и застенчивостью.

Наличие низкой самооценкой у детей нельзя оставлять без внимания, иначе в дальнейшем это может сыграть отрицательную роль в обучении и профессиональной деятельности

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи – все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Серия: Психологические активити для детей

psi-school.ru

Ольга Хухлаева – Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги “Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников”

Описание и краткое содержание “Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников” читать бесплатно онлайн.

В учебном пособии раскрывается содержание индивидуальной коррекционной работы психолога дошкольного образовательного учреждения и средней общеобразовательной школы с детьми, имеющими отклонения в психологическом здоровье. При этом дается определение понятия «психологическое здоровье», классификация его нарушений, показаны особенности диагностики, характеризуются методы коррекции. Представлена программа практической работы с детьми, проиллюстрированная примерами из опыта работы автора и рисунками детей. Может быть полезно учителям, родителям, школьным психологам, воспитателям и психологам ДОУ.

Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников

В последние десятилетия XX века в России получила широкое распространение психологическая поддержка детей в условиях учреждений народного образования — детских садов и школ. Это и понятно, так как стрессогенность жизни взрослых, их занятость преимущественно работой приводят к росту психологических, психических и физических нарушений у детей. Негативно влияют на здоровье ребенка и громадные нагрузки как следствие столь популярного в наше время раннего обучения дошкольников и интенсивного обучения школьников. В качестве фактора риска можно также отметить дисбаланс в развитии детей, обусловленный стремлением взрослых дать им как можно больше знаний в ущерб формированию интуиции, фантазии, творческих способностей.

Однако психологическая служба в народном образовании до сих пор не располагает достаточным инструментарием для эффективной организации соответствующей поддержки детей. Наиболее разработана сфера диагностики развития ребенка. В последние годы появляются интересные программы групповых занятий с детьми, разработанные с учетом последних достижений психологической науки. Слабым звеном в этой цепи оказалась индивидуальная коррекционная работа в детском саду и школе. Данная книга представляет собой один из возможных вариантов разрешения этой проблемы.

В нашем понимании психологическая коррекция дошкольников и младших школьников является составной частью психологического консультирования — определенного комплекса воздействий, обусловливающих позитивные изменения в человеке. Осуществляется она по запросу родителей, педагогов и других взрослых. У ребенка мотивация к изменениям формируется в процессе самой коррекционной работы. И в этом ее принципиальное отличие от консультирования подростков и взрослых.

Объект психологической коррекции — это дети, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья. Ее предмет — процесс восстановления психологического здоровья в условиях направленной коррекционной помощи со стороны психолога-консультанта. Содержание психологической коррекции направлено на содействие развитию ребенка, т. е. не на ослабление или устранение негативного симптома или состояния, а на использование их конструктивных возможностей для усиления и мобилизации личностных свойств ребенка и его адаптивных способностей. В первой части книги раскрываются теоретические основы психологической коррекции, во второй рассматриваются игровые задания, которые могут применяться педагогами-психологами в детском саду и школе. Многие из них были разработаны совместно со студентами факультета педагогики и психологии Московского государственного педагогического университета, а также с сотрудниками негосударственного образовательного учреждения (НОУ) «Премьер» г. Москвы И. В. Ефановой и М. Э. Шакировой, которым автор выражает особую благодарность.

В качестве примеров, иллюстрирующих возможные реакции детей в процессе коррекционной работы, в книгу включены выдержки из протоколов работы автора с воспитанниками детского сада и учениками НОУ «Премьер».

Часть 1. Теоретические основы индивидуальной коррекционной работы

1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Поддержание, сохранение и коррекция психологического здоровья детей и подростков — одна важнейших задач детских учебных и воспитательных учреждений. Понятие «психологическое здоровье» введено в научный оборот известным российским психологом И. В.Дубровиной[1].

Обратимся к рассмотрению содержания этого понятия. Прежде всего необходимо соотнести его со смежными понятиями: «здоровье» и «психическое здоровье».

Основываясь на существующих определениях, здоровье можно понимать как динамическое равновесие человека с окружающей природой и социальной средой, которое позволяет ему полноценно выполнять социальные функции.

Психическое здоровье в качестве составного элемента здоровья в целом включает в себя совокупность психических характеристик, обеспечивающих это динамическое равновесие и возможность выполнения социальных функций. Следовательно, психически здоровый человек адаптирован к социуму и может успешно функционировать в нем.

Что же в таком случае понимать под психологическим здоровьем? Как известно, психологическое здоровье — одна из важнейших характеристик личности человека. Оно отражает особенности генезиса и психического развития. Основой психологического здоровья является полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, в определение этого понятия должна быть заложена возможность развития человека на всем протяжении его жизненного пути. Необходимо добавить также и требование гармонии не только между человеком и средой, но и между различными составляющими его личности — рациональным и эмоциональным, психическим и телесным, разумом и интуицией и т. п. Исходя из сказанного, психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих: а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности.

Уточним понятие развитие. Прежде всего следует подчеркнуть разницу между «развитием» и «изменением». Развитие в отличие от изменения предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и цель, определяющую последовательное накопление человеком позитивных новообразований. Безусловно, вопрос о цели развития — один из наиболее спорных и решается по-разному в зависимости от принадлежности к той или иной психологической школе. Возможно, он даже выходит за рамки психологии и должен рассматриваться в междисциплинарном контексте. Мы полагаем, что в качестве цели развития можно принять выполнение человеком своей жизненной программы, задачи. Под последней будем понимать нахождение своего уникального пути, следуя по которому можно добиться реализации собственных возможностей для обеспечения прогрессивного процесса развития на Земле в целом[2].

Таким образом, становится понятным, что ключевое слово, характеризующее психологическое здоровье, — это гармония — гармония человека с самим собой и с окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.

Исходя из данного определения психологического здоровья, обратимся к выделению стержневых его характеристик. Поскольку, как уже говорилось, психологическое здоровье предполагает наличие равновесия между различными качествами личности человека, а также между ним и миром, в котором он живет, одним из основных проявлений личности следует назвать саморегулируемость. Различают два вида саморегулируемости: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя саморегулируемость — это свойство личности, которое делает доступным свободный и легкий переход от одного функционального уровня к другому, дает возможность находиться на уровне, требующем меньшего психологического напряжения, а затем вновь возвращаться на более высокий уровень. Такие переходы, по мнению Л. И. Анцыферовой, позволяют высвобождать функциональные возможности человека для дальнейшего творческого развития, для постановки новых задач, а также являются формой аутопсихотерапии. Вместе с тем внутренняя саморегулируемость позволяет добиваться гармонии с самим собой, управлять своими эмоциями и отношениями.

Внешняя саморегулируемость обеспечивает возможность адекватной адаптации как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям окружающей среды. Здесь следует акцентировать внимание на трудностях адаптации именно к благоприятным ситуациям. Традиционно считается, что к хорошему человек всегда готов и положительные эмоции не требуют особого напряжения, однако это не всегда так. Часто резкое изменение ситуации к лучшему становится причиной серьезного кризиса: личностного или семейного. Кроме того, адаптация представляет собой совокупность двух процессов: активного воздействия на ситуацию, а следовательно, внешних изменений, и приспособления к ней, т. е. изменений внутренних. Остановимся подробнее на внешних и внутренних изменениях.

Для того чтобы производить внешние изменения, необходимо иметь развитую активность. Опираясь на исследования К. А. Абульхановой-Славской, развитую активность можно рассматривать как качество субъекта деятельности, включающее саморегуляцию, комплексную мобилизацию. Вместе с тем активность выступает как особое высшее личностное образование, влияющее на весь жизненный путь человека и проявляющееся в его жизненной позиции, в концепции жизни. Такое понимание активности должно учитываться при рассмотрении проблемы психологического здоровья.

www.libfox.ru

Самооценка оВ хухлаева


Учёные рекомендуют
тренажёр для мозга

Хухлаева О.В. скачать

Хухлаева Ольга Владимировна — доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

Сфера занятий: психологическое сопровождение детей и подростков в системе образования, психологическое консультирование людей разных возрастов.

Сфера интересов: современные методы психологической помощи людям и их практическое применение для различных социальных групп; развитие человека на разных возрастных этапах; этнопедагогика, этнокультурное и поликультурное образование.

Ольга Владимировна Хухлаева — автор многих книг по детской психологии. Очень популярной является серия «Тропинка к своему Я. Программа формирования психологического здоровья у детей». Эти книги — обобщение практической работы Хухлаевой по психологическому сопровождению детей и подростков в системе образования.

Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников.

В учебном пособии раскрывается содержание индивидуальной коррекционной работы психолога дошкольного образовательного учреждения и средней общеобразовательной школы с детьми, имеющими отклонения в психологическом здоровье.

При этом дается определение понятия «психологическое здоровье», классификация его нарушений, показаны особенности диагностики, характеризуются методы коррекции.

Соавтор: Хухлаев О.Е.

В книге представлены терапевтические сказки, предназначенные для психологической помощи детям от 3 до 15 лет. Терапевтические сказочные истории, написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы, — это разговор с ребенком о психологических трудностях на его собственном языке.

Такие истории помогают детям находить выход из сложных ситуаций, выдерживать любые удары судьбы; с их помощью взрослый может лучше понять ребенка, стать ему ближе.

Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В книге описываются принципы психопрофилактики и психокоррекции негативных отклонений в развитии личности дошкольников и младших школьников.

Выделены основные направления психопрофилактической и психокоррекционной работы с детьми. Дана их содержательная характеристика. Сформулирована организационная основа занятий.

Соавтор: Хухлаев О.Е., Первушина И.М.

Цель настоящей книги — привлечь внимание взрослых к психологическому здоровью детей и необходимости организации специальных мероприятий, направленных на его сохранение.

С этой позиции рассмотрено содержание психологического здоровья, факторы риска его нарушения, представлены организационная структура психологической поддержки дошкольников, содержание индивидуальной коррекционной работы с детьми и консультирования родителей, подробно описаны групповые развивающие занятия для тех возрастных групп.

Основы психологического консультирования и психологической коррекции.

В пособии изложены теоретические и методические основы психологической поддержки людей разных возрастов.

Подробно рассмотрены содержание, функции, структура психологического здоровья как цели психологической поддержки. Описаны технологии психологической поддержки детей, подростков, людей среднего и пожилого возраста. Показана специфика психологической помощи в периоды основных кризисов взрослости («встречи со взрослостью», «середины жизни», «встречи со старостью»). Отдельно рассмотрены вопросы помощи человеку в трудных ситуациях. В пособие включены конкретные примеры из опыта работы автора.

Психологические игры, упражнения, сказки.

Книга — сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок), которые направлены на то, чтобы помочь детям 3-9 лет понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Описанные процедуры могут использоваться в групповых занятиях с детьми или на индивидуальных встречах.

В книгу включена также программа психологической работы с детьми 5-9 лет,то есть воспитанниками старших и подготовительных групп детских садов и учениками 1-2 классов школы. Это — тренинговая программа, которая может быть использована как в коррекционных, так и в психопрофилактических целях. Она включает в себя работу с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей.

В книге «Психология подростка» анализируются и систематизируются основные проблемы, сопровождающие протекание кризиса взросления у современных российских подростков.

Описываются основные направления психологической поддержки подростков и взаимодействующих с ними взрослых — педагогов и родителей. Теоретические положения иллюстрируются выдержками из бесед с подростками и их родителями.

В учебном пособии рассматривается специфика развития взрослых в перспективе жизненного пути, показаны типичные проблемы и проявления молодого, зрелого и пожилого возраста, проанализированы характерные черты возрастных периодов взрослости.

Показываются условия удовлетворенности человека своей жизнью, достижения счастья, взаимосвязь между образом жизни человека и его физическим здоровьем.

Как сохранить психологическое здоровье дошкольников.

Соавтор: Хухлаев О.Е., Первушина И.М.

Цель настоящей книги — привлечь внимание взрослых к психологическому здоровью детей и к необходимости организации специальных воздействий по его сохранению.

С этой позиции рассмотрены содержание психологического здоровья, факторы риска его нарушения. Представлена организационная структура психологической поддержки дошкольников. Подробно описаны групповые развивающие занятия для трех возрастных групп.

Издание посвящено одному из направлений деятельности школьной психологической службы — работе с педагогами, основную цель которой автор видит в сохранении психологического здоровья педагогов.

В книге описаны организационные основы психологической поддержки учителей, групповые методы работы с педагогическим коллективом, представлены сценарии тематических семинаров и тренингов и другие материалы, необходимые психологу для практической работы с педагогами.

Книга входит в серию изданий, посвященных основам работы школьной психологической службы.

Работа с родителями является одним из важнейших направлений деятельности школьных психологов. В книге изложены цели, задачи и общие принципы организации такой работы, описаны ее групповая и индивидуальная формы, проанализированы основные проблемы и барьеры. Кроме того, представлены сценарии тематических семинаров и другие материалы, необходимые психологу для практической работы с родителями.

Книга посвящена описанию работы школьной психологической службы, основная цель которой, по мнению автора, — создание условий для гармоничного развития детей и подростков, сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся.

В книге представлены основные задачи и приемы работы с учащимися, приведены задания, упражнения и другие материалы, необходимые психологу для практической работы со школьниками.

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию от авторов библиотеки.

www.5port.ru

Самооценка оВ хухлаева

Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников

В последние десятилетия XX века в России получила широкое распространение психологическая поддержка детей в условиях учреждений народного образования — детских садов и школ. Это и понятно, так как стрессогенность жизни взрослых, их занятость преимущественно работой приводят к росту психологических, психических и физических нарушений у детей. Негативно влияют на здоровье ребенка и громадные нагрузки как следствие столь популярного в наше время раннего обучения дошкольников и интенсивного обучения школьников. В качестве фактора риска можно также отметить дисбаланс в развитии детей, обусловленный стремлением взрослых дать им как можно больше знаний в ущерб формированию интуиции, фантазии, творческих способностей.

Однако психологическая служба в народном образовании до сих пор не располагает достаточным инструментарием для эффективной организации соответствующей поддержки детей. Наиболее разработана сфера диагностики развития ребенка. В последние годы появляются интересные программы групповых занятий с детьми, разработанные с учетом последних достижений психологической науки. Слабым звеном в этой цепи оказалась индивидуальная коррекционная работа в детском саду и школе. Данная книга представляет собой один из возможных вариантов разрешения этой проблемы.

В нашем понимании психологическая коррекция дошкольников и младших школьников является составной частью психологического консультирования — определенного комплекса воздействий, обусловливающих позитивные изменения в человеке. Осуществляется она по запросу родителей, педагогов и других взрослых. У ребенка мотивация к изменениям формируется в процессе самой коррекционной работы. И в этом ее принципиальное отличие от консультирования подростков и взрослых.

Объект психологической коррекции — это дети, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья. Ее предмет — процесс восстановления психологического здоровья в условиях направленной коррекционной помощи со стороны психолога-консультанта. Содержание психологической коррекции направлено на содействие развитию ребенка, т. е. не на ослабление или устранение негативного симптома или состояния, а на использование их конструктивных возможностей для усиления и мобилизации личностных свойств ребенка и его адаптивных способностей. В первой части книги раскрываются теоретические основы психологической коррекции, во второй рассматриваются игровые задания, которые могут применяться педагогами-психологами в детском саду и школе. Многие из них были разработаны совместно со студентами факультета педагогики и психологии Московского государственного педагогического университета, а также с сотрудниками негосударственного образовательного учреждения (НОУ) «Премьер» г. Москвы И. В. Ефановой и М. Э. Шакировой, которым автор выражает особую благодарность.

В качестве примеров, иллюстрирующих возможные реакции детей в процессе коррекционной работы, в книгу включены выдержки из протоколов работы автора с воспитанниками детского сада и учениками НОУ «Премьер».

Часть 1. Теоретические основы индивидуальной коррекционной работы

1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Поддержание, сохранение и коррекция психологического здоровья детей и подростков — одна важнейших задач детских учебных и воспитательных учреждений. Понятие «психологическое здоровье» введено в научный оборот известным российским психологом И. В.Дубровиной[1].

Обратимся к рассмотрению содержания этого понятия. Прежде всего необходимо соотнести его со смежными понятиями: «здоровье» и «психическое здоровье».

Основываясь на существующих определениях, здоровье можно понимать как динамическое равновесие человека с окружающей природой и социальной средой, которое позволяет ему полноценно выполнять социальные функции.

Психическое здоровье в качестве составного элемента здоровья в целом включает в себя совокупность психических характеристик, обеспечивающих это динамическое равновесие и возможность выполнения социальных функций. Следовательно, психически здоровый человек адаптирован к социуму и может успешно функционировать в нем.

Что же в таком случае понимать под психологическим здоровьем? Как известно, психологическое здоровье — одна из важнейших характеристик личности человека. Оно отражает особенности генезиса и психического развития. Основой психологического здоровья является полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, в определение этого понятия должна быть заложена возможность развития человека на всем протяжении его жизненного пути. Необходимо добавить также и требование гармонии не только между человеком и средой, но и между различными составляющими его личности — рациональным и эмоциональным, психическим и телесным, разумом и интуицией и т. п. Исходя из сказанного, психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих: а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности.

Уточним понятие развитие. Прежде всего следует подчеркнуть разницу между «развитием» и «изменением». Развитие в отличие от изменения предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и цель, определяющую последовательное накопление человеком позитивных новообразований. Безусловно, вопрос о цели развития — один из наиболее спорных и решается по-разному в зависимости от принадлежности к той или иной психологической школе. Возможно, он даже выходит за рамки психологии и должен рассматриваться в междисциплинарном контексте. Мы полагаем, что в качестве цели развития можно принять выполнение человеком своей жизненной программы, задачи. Под последней будем понимать нахождение своего уникального пути, следуя по которому можно добиться реализации собственных возможностей для обеспечения прогрессивного процесса развития на Земле в целом[2].

Таким образом, становится понятным, что ключевое слово, характеризующее психологическое здоровье, — это гармония — гармония человека с самим собой и с окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.

Исходя из данного определения психологического здоровья, обратимся к выделению стержневых его характеристик. Поскольку, как уже говорилось, психологическое здоровье предполагает наличие равновесия между различными качествами личности человека, а также между ним и миром, в котором он живет, одним из основных проявлений личности следует назвать саморегулируемость. Различают два вида саморегулируемости: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя саморегулируемость — это свойство личности, которое делает доступным свободный и легкий переход от одного функционального уровня к другому, дает возможность находиться на уровне, требующем меньшего психологического напряжения, а затем вновь возвращаться на более высокий уровень. Такие переходы, по мнению Л. И. Анцыферовой, позволяют высвобождать функциональные возможности человека для дальнейшего творческого развития, для постановки новых задач, а также являются формой аутопсихотерапии. Вместе с тем внутренняя саморегулируемость позволяет добиваться гармонии с самим собой, управлять своими эмоциями и отношениями.

Внешняя саморегулируемость обеспечивает возможность адекватной адаптации как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям окружающей среды. Здесь следует акцентировать внимание на трудностях адаптации именно к благоприятным ситуациям. Традиционно считается, что к хорошему человек всегда готов и положительные эмоции не требуют особого напряжения, однако это не всегда так. Часто резкое изменение ситуации к лучшему становится причиной серьезного кризиса: личностного или семейного. Кроме того, адаптация представляет собой совокупность двух процессов: активного воздействия на ситуацию, а следовательно, внешних изменений, и приспособления к ней, т. е. изменений внутренних. Остановимся подробнее на внешних и внутренних изменениях.

www.litmir.me

Хухлаева О.В. Отношение к себе как предпосылка уверенности и условия ее формирования в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте складывается ядро уверенности в себе – самоотношение, которое важно рассматривать не только в аспекте уверенности, но и как предпосылку психологического и физического здоровья ребенка. Многочисленные эксперименты показали, что действия, вызывающие снижение самоотношения, приводят к ослаблению иммунной системы и как следствие к большей уязвимости организма. С возрастанием самооценки у человека увеличивается уровень серотонина, что способствует улучшению самочувствия. Наверное, все мы замечали, как ситуации, повышающие самоотношение, вызывают прилив сил, хорошее самочувствие. И, наоборот, после ссор и обид наступает усталость, начинает болеть голова, повышается давление.

С этим соглашаются сегодня и специалисты по психическому здоровью. Они полагают, что потребность в высокой самооценке столь фундаментальна и существенна, что в случае, когда она удовлетворена, то и все остальное придет в гармонию. Психиатр одной нью-йоркской психиатрической клиники утверждал, что, если бы люди вместо самоуничижения и уверенности в том, что они ни на что не годны, любили и ценили себя, их нагрузка уменьшилась наполовину. Специалисты из Клиники душевного здоровья при Калифорнийском университете считают, что их основная задача – помочь пациентам найти все хорошее, что в них есть.

И как только пациент начинает больше ценить себя, его самочувствие улучшается.

Для ребенка потребность иметь позитивное самоотношение еще важнее. Его самооценка только формируется и зависит от нескольких условий. Как ни странно, многие дошкольники гораздо лучше осведомлены о своих недостатках, чем о достоинствах. С возрастом эта асимметрия только увеличивается. Так происходит потому, что у самих взрослых отсутствует устойчивое положительное самоотношение. В какой-то степени это определяется особенностью нашей культуры, в которой в качестве добродетели приветствуется скромность и осуждается хвастовство: «Не хвали себя сам, жди, пока другие похвалят». Искать в самом себе достоинства считается мало приличным, а заниматься самобичеванием – делом весьма полезным.

Взрослым, стремящимся сформировать положительное самоотношение у детей, нужно начать с себя. Способы могут быть разные. Например, вспоминать и называть свои хорошие качества, важно, чтобы их количест­во раз от раза увеличивалось. Или подумать о том, что важного и ценного удалось совершить в течение дня, недели, месяца, кому удалось помочь, кто без вашего участия чувствовал бы себя хуже. Интересно составить список тех людей, которым вы нужны по разным причинам.

Очень полезно периодически осознавать то ценное, что осуществил человек. Это можно сделать с помощью упражнения Дж. Рейнуотер «Похвальное слово самому себе», которое лучше проводить в группе, но возможно и индивидуально.

«В течение 10 минут с закрытыми глазами вспоминайте свою жизнь.

Начните с самых ранних детских воспоминаний.

Вспомните каждое ваше достижение, каждую заслугу, каждое совершенное дело, которым вы можете гордиться.

Откажитесь от любых скромных и снижающих ваши достоинства замечаний (например: «В институте я был первым в группе. Правда, в ней было всего десять человек». Отбросьте второе предложение и оставьте только первое!).

Обратите особое внимание на те события, которые без вашего участия приняли бы совсем другой оборот (например, случай, когда вы выступили и защитили вашего товарища по работе или когда вы опоздали на назначенную встречу, потому что помогали потерявшемуся ребенку добраться до дома).

И не забудьте поступки, которые кому-то могут показаться легкими, но для вас были трудны (например, когда вы сделали замечание хулигану, хотя у вас и дрожали колени)».

Кроме того, очень важно научиться находить источники радости, которые мы обычно не замечаем. Для этого можно использовать упражнение «Уровень счастья», предложенное Дж. Рейнуотер:

Составьте список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности – солнечный день, сбережения (даже если сумма не очень велика), здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир.

И если мы регулярно будем заниматься такого рода эмоциональной психогигиеной, то и самоотношение наших детей будет повышаться.

Иногда родители задают такой вопрос, а можно ли ребенка перехвалить? Что если он зазнается?

Перехвалить, так же как и перелюбить ребенка нельзя. Взрослые принимают за зазнайку ребенка, который постоянно стремится к похвалам взрослых, зависим от них. Он все делает, чтобы его заметили и похвалили, без этого грустит и опускает руки. Получается, что такой ребенок не может жить без внешней поддержки. Это так, потому что по каким-то причинам он имеет глубокую неуверенность в себе.

Таких причин может быть много. В частности, иногда словесные похвалы взрослых полностью перечеркиваются действиями, которые дают ребенку понять, что он сам ничего не может. Например, ребенок вырезает кораблик, а мама потом доделывает работу, чтобы получилось более аккуратно. Или папа вместе с сыном собирает конструктор, чтобы «у него лучше получилось». А бабушка старательно одевает внука на прогулку, потому что «в ушки надует, если сам оденется». Если ребенок постоянно стремится, чтобы его похвалили – это первый звоночек того, что у него формируется неуверенность в себе.

Второй звоночек – это отказ от деятельности в трудной ситуации. Не получается сразу – значит не буду продолжать. Иногда родители считают такого ребенка ленивым. Но лень не обусловлена физиологией, а всегда имеет психологическую причину. Столкнувшись с трудностью, ребенок бросает клеить, рисовать, лепить, потому что абсолютно убежден – все равно не получится так хорошо, как у них, взрослых. Как поступать, когда ребенок злится, плачет и бросает дело? Важно подбодрить его и помочь собраться. Вот, например, какой выход из подобной ситуации нашла одна мама. Она показала дочке, как травка пробивается сквозь асфальт. Обратила внимание на то, какой асфальт плотный и какую силу нужно иметь, чтобы росточек пробился к свету. Когда у девочки что-то не получается, мама говорит ей: «Даша, ты, как росточек, старайся». Девочка усвоила это и стала помогать папе в трудной ситуации: «Папа, ты, как росточек…»

Взрослым также нужно показать ребенку, что он имеет право на ошибку, что не обязательно все должно получаться с первого раза. Для этого можно вместе осваивать новые виды деятельности, к примеру, катание на роликах.

Для формирования уверенности в себе детям необходим и опыт побед. Интересно, что они интуитивно сами находят его источники. В частности, очень любят играть со взрослыми в игры-ходилки (ребенок и взрослый по очереди бросают кубик, передвигая фишки по игровому полю, стараются первыми дойти до цели). Обычно с 4 лет дети очень любят играть в подобные игры. Они очень стремятся к победе, иногда хитрят, «мухлюют», злятся, если проигрывают. Поначалу не стоит замечать эти хитрости и требовать абсолютной честности. Победа необходима ребенку. Проигрывать он научится позже. И он сам будет строго соблюдать правила, но закончит игру только на своей победе.

Итак, опыт побед, опыт успехов можно назвать вторым важнейшим условием формирования положительного самоотношения у дошкольников. Полезны любые соревнования, в которых ребенок может побеждать и видеть внешний эффект своих успехов. Это могут быть не только чисто игровые, но и познавательные задания. Хорошо, если ребенок осваивает какую-то деятельность, в которой некомпетентны взрослые, например, игру на музыкальных инструментах.

Опыт успеха очень важен для малыша, но высшим «родительским пилотажем» можно назвать предоставление ребенку возможности быть полезным своим близким. Принося пользу, ребенок ощущает, что от его действий что-то зависит, что он может влиять на окружающую среду. Его самооценка сразу же возрастает. Вот что рассказала мама пятилетней Даши:

«Я посадила дочку рядом с собой и сказала: «Даша, у меня сейчас очень мало свободного времени. Не могла бы ты иногда убирать и мыть посуду. Она, конечно, сказала, что могла. И иногда делает это. Важно только не превратить это в муштру и доверять ребенку. Не перемывать после него и не огорчаться, если он что-то разобьет. Я купила ей фартучек с собачками и красивые резиновые перчатки. Так она недавно и пол помыла. Была очень горда собой».

Взрослые могут придумывать и рассказывать сказки и истории, слушая которые ребенок будет идентифицировать себя с их героями. Понятно, что сложность сюжета зависит от возраста ребенка. Приведем пример сказки для мальчика 3,5–4 лет:

Однажды родители с сыном решили поехать на дачу. Сели в электричку, выпили воду, купленную на вокзале, посмотрели в окно и вскоре добрались до нужной станции. Но дача находилась не рядом со станцией, поэтому их встречал дедушка на машине. Сели они в нее и поехали. Стемнело. А тут у дедушки сильно заболела рука, и он не мог больше вести машину. Они остановились посреди леса. Тут же волки подскочили, стали в окна заглядывать, выть. Дедушка спрашивает: «Папа, ты можешь вести машину?» Папа говорит: «Нет». «Мама, а ты?» – «Нет». Что делать? И тут сын говорит: «Дедушка, я могу, я всегда внимательно смотрел, как ты рулил. Мальчик быстро сел за руль, завел машину и выехал из опасного леса».

Приведем пример сказки для мальчика 5 лет:

Однажды разбойники решили напасть на дачные участки. Они знали, что там совсем нет охраны и оружия. Бандиты разбили лагерь за озером, которое было рядом с дачами, на дальней стороне, куда никто не ходил.

А одному мальчику подарили лодку пирогу. И он случайно доплыл до той дальней стороны и услышал разговоры разбойников. Что делать? Рассказать взрослым? Но на дачах только мамы, папы работают, и один дедушка на всех. Да и оружия у него нет. Тогда мальчик решил собрать войско из ребят. И вот поздним вечером, когда взрослые легли спать, они потихоньку собрались около ворот в кустах сирени. Каждый принес что у него было: ружье, пистолет, саблю, меч. Мальчика этого выбрали командиром. Им недолго пришлось ждать, потому что совсем скоро послышались шаги разбойников.

– Пли, – скомандовал мальчик. И ребята затрещали, защелкали, закричали так громко, что самим стало страшновато.

Разбойники отступили. Они ведь в темноте не видели, что это дети и что ружья у них игрушечные. Они решили, что кто-то о них узнал и вызвал милицию.

А утром взрослые были удивлены, когда около ворот заметили много следов каких-то огромных сапог. Они вызвали милицию. Собака взяла след, и милиционеры догнали разбойников. Так все и узнали, как отважные мальчики спасли весь дачный поселок.

Почему придуманные сказки бывают для ребенка порой более значимыми, чем известные литературные произведения? Они опираются на конкретную область интересов, желаний ребенка, позволяют ему почувствовать, что сказка повествует о нем.

Если высокое самоотношение так важно для человека, для его уверенности в себе, то как можно вовремя заметить, что оно снижается? Какие действия ребенка можно считать уже не звоночком, а колоколом для родителей, призывающим кардинально менять взаимодействие с ним?

В качестве такого колокола можно считать ситуации, когда ребенок уже не стремится добиться успеха, чтобы получить внимание родителей, а, наоборот, ведет себя с точки зрения взрослых, ужасно настолько, что они не могут его не заметить. Они будут его ругать, наказывать, укорять, проявляя так называемое негативное внимание. А ребенок начнет потихонечку привыкать к тому, чтобы его замечают только тогда, когда он «плохой».

Конечно, это не значит, что он решил так себя вести. Нет, он сам не осознает свои действия. Но потребность получать внимание так высока, а поощрения взрослых добиться так трудно, что ребенку легче принять наказания, чем совсем остаться без внимания взрослых.

В этой ситуации необходимо воспринять плохое поведение как информацию, которую посылает вам ребенок. «Что мой ребенок хочет мне сказать таким поведением?» – вот первая реакция эффективного родителя на любой негативный поступок ребенка.

Обычно послания детей можно отнести к одной из трех групп.

1. Привлечение внимания

Ребенку сложно получать позитивное внимание родителей, поэтому привычным становится привлечение внимания через негативные поступки. Суть послания, которое содержится в таких поступках – «Заметьте меня, покажите, что любите».

Как обычно реагируют родители и педагоги на такой способ привлечения внимания? Замечаниями, собственными сильными эмоциональными реакциями, закрепляющими на самом деле плохое поведение ребенка.

Давайте послушаем сказку, которая рисует перспективы развития ребенка – привлекателя внимания.

Сказка про мячик, который забыл, что он волшебный

Жил-был на земле волшебный мячик. Одна половинка его была темно-коричневой, а вторая – нежной. Как это нежной? Дело в том, что мячик наш был не простой, а волшебный. И нежная его половина становилась нежно-золотистой, если в душе поселялся солнечный свет. Нежно-голубой, если он думал о любимых клумбах с цветами. Нежно-розовой, если он мечтал о любви.

Но вот мячик пошел в школу. И стал потихоньку прятать от окружающих свою нежную сторону, потому что даже самые безобидные насмешки друзей и самые маленькие уколы со стороны взрослых казались ему очень болезненными. Все чаще он поворачивался к людям своей коричневой стороной, которая со временем становилась все более темной. А те люди, которые познакомились с мячиком совсем недавно, даже и не знали, что он не сплошь коричневый, потому что видели от него только резкие выпады. Наблюдали странные поступки. Не понимали, что он на самом деле хочет не обидеть их, а всего лишь заявить о себе. «Я существую, заметьте меня, обратите на меня внимание», – даже не говорили, а громко кричали эти странные поступки. А взрослые называли это грубым нарушением поведения, стыдили, вызывали родителей.

И тогда мячик принял решение: «Раз они меня не любят, я вообще никогда не буду показывать им свою нежную сторону, буду все время коричневым. Пусть считают меня плохим. Если им так этого хочется».

Шло время. Сверстники и учителя привыкли, что среди них находится темно-коричневый мячик. Даже родители только иногда вспоминали, что когда-то в прошлом он мог быть нежно-золотистым, нежно-голубым, нежно-розовым. А потом… потом сам мячик забыл, каким он был прежде.

Но наступала весна. Она заявляла о себе набухшими почками и временами прорывавшимся солнечным светом. И это было уже не зимнее солнце, потому что оно заставляло восхищаться и любить все окружающее, дарило веру в сказку, в волшебство. «Волшебство, волшебство», – задумчиво перебирал эти слова в памяти наш мячик. «Но разве меня это касается? Вспомнил! – вдруг воскликнул он. – Я же волшебный».

И мячик начал искать свои нежные стороны. Удивляясь, он открывал в себе на той нежной стороне щедрость и добродушие, кротость и безмятежную улыбку. «Надо же, я совсем не знал, какой я, – думал он, – оказывается, я только начинаю узнавать себя». И, наверное, это здорово, когда ты можешь узнавать себя. Только ты сам должен быть готов к этому.

И тогда ты почувствуешь свою силу, богатство и с удивительной легкостью поскачешь в гору, которая называется Жизнь.

Эта сказка говорит о том, что не стоит акцентировать внимание на плохом поведении. Однако длительное игнорирование также дает ненамного лучший результат, поскольку ребенок может начать вести себя еще хуже. Родители должны дать почувствовать ребенку, что его любят (погладить его по спине или голове, улыбнуться).

2. Борьба за власть, или Кто у нас главный

Как правило, эти послания используют дети со слабым Я. Для них заставить кого-то поступить по-своему – возможность почувствовать собственную силу. «Пусть мне будет плохо. Меня накажут, но в какой-то момент я почувст­вую себя сильным», – так могли бы сформулировать дети причины своих поступков, если бы умели это делать.

Понимая это, родители найдут способ предъявлять свои требования в мягкой форме, а главное, предоставлять право выбора: «Какой пастой ты будешь чистить зубы?», «После какого мультфильма ты сразу пойдешь спать?». Иногда полезно согласиться с желанием ребенка, отложив его «на потом». «Я куплю машину, обязательно, но потом, когда… (будут деньги, время, настроение и т. п.). Детям со слабым Я нужно постоянно подтверждать их значимость для окружающих. Показывать, что другие видят сильные стороны ребенка, относятся с уважением к его мнению.

3. Месть, или Я хочу тебя наказать

Если ощущение собственной слабости ребенка станет слишком мучительным и невыносимым, он начнет вымещать обиду всеми доступными ему способами. Он может совершать совершенно дикие поступки, которые могут сильно ранить родителей и заставить уже их мучиться от обиды. Возможно, какое-то время лучше ничего не предпринимать, а «остудить сердце» и поговорить с ребенком о собственных и его чувствах, о настоящих причинах его поведения, о возможных последствиях. Полезно признавать и свои ошибки.

Нужно заметить, что помимо плохого поведения и ухода в болезнь нередко сниженное самоотношение у детей проявляется в их стремлении к суперсовершенству. Такие дети обычно всегда аккуратны и послушны, убирают за собой игрушки и доедают обед до конца, на занятиях в детском саду сидят смирно, а дома по первому слову мамы ложатся спать. Такое поведение необходимо им, чтобы получать постоянные похвалы взрослых – «умница», «молодец», «берите пример с Миши» и т. п. Неуверенному в собственной ценности ребенку нужно постоянное подкрепление извне его собственной значимости. Можно сказать, что в дошкольном возрасте у таких детей формируются зачатки так называемых социальных страхов, т. е. страхов не соответствовать общественным нормам. Однако взрослых это обычно не беспокоит, поскольку детей хвалят в детском саду, дома они делают все как нужно. Беспокойство появится позже, когда ребенок пойдет в школу.

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

sdo-journal.ru

Хухлаева О.В. Основные поведенческие проявления подростка

Содержание цитаты

1. Трудности в решении проблемы близости, то есть вступления в эмоционально близкие дружеские или гетеросексуальные отношения. Это может проявляться в самоизоляции, при этом общение даже с родными людьми ограничивается стереотипными, формальными отношениями.

В противоположном случае подросток пребывает в лихорадочных поисках близости со все новыми людьми, которые в конце концов кончаются неудачами.

Если эти поведенческие стереотипы зафиксируются на длительное время, есть риск формирования у подростка слабой идентичности, то есть настолько слабого Я, что подросток боится потерять себя при близких контактах с другими людьми.

В отдельных случаях слабая идентичность может проявляться в стремлении подростков к абсолютному подчинению сильному лидеру или компании, выполняющей функцию лидера. Тогда слабое Я как бы заменяется сильным Мы, что дает подростку иллюзию своей силы.

2. Неумение решить проблему собственной активности, которая может проявляться в трудности концентрации на учебных занятиях или, наоборот, в сверхпоглощенности уроками. В первом случае окружающие считают причиной такого поведения подростка лень. Во втором — особое трудолюбие. Хотя при внешне разном отношении к учебе причина одна и та же — наличие глубокого чувства неполноценности, неуверенности в своих силах. Подростки, склонные к пассивному реагированию на внутренний конфликт, вследствие этого могут отказаться от любых активных действий, то есть перестанут учиться. Внешне это будет выглядеть как лень. Активные подростки начнут компенсировать чувство неполноценности через особые успехи в учебе. Если такое положение сохранится на длительное время, у подростков сформируется идентичность, которую можно назвать неуверенной.

Следует отметить, что подростки с пассивным реагированием на внутренний конфликт внешне могут быть абсолютно не пассивны. Более того, они могут быть склонны к различного рода активности, не связанной с учебной деятельностью: общению в компаниях, поездкам на стадионы и т. п. В данном случае такая активность является своего рода защитой от ощущения собственной неуверенности.

3. Неумение установить гармонию между отношением к прошлому, настоящему и будущему. Под гармонией мы понимаем гордость прошлым, получение радости от настоящего, наличие действий, направленных на успешное будущее. Неумение установить такую гармонию может проявляться в трех основных вариантах. Первый — когда человек живет только настоящим — так, как будто будущее не состоится. В качестве примера можно привести наркоманию. Второй — страх будущего. Это всяческое стремление обратиться к прошлому, культивировать у себя детские черты, инфантильное поведение. Третий вариант — сверхустремленность в будущее при потере интереса к настоящему. Это концентрация на учебе, необходимой для последующей жизненной успешности, и пренебрежение радостями сегодняшнего дня.

В случае невозможности добиться гармонии между отношением к прошлому, настоящему, будущему формирующуюся у подростка идентичность можно назвать размытой во времени.

4. Неумение решить проблему выбора идеального Я. В этом случае в качестве идеального Я и одновременно в качестве идеального Другого выбираются кумиры, отдаленные во времени и пространстве. Можно сказать, что в этом случае у подростков формируется иллюзорная идентичность, поскольку основное содержание их психической жизни наполняется иллюзиями общения с кумиром.

5. Неумение решить проблему выбора позитивного пути развития Я. В этом случае подросток определяет свое развитие в основном через отрицание существующих норм, правил, причем преимущественно родительских или других значимых фигур. В этом случае подросток отрицает родительские ценности, стереотипы поведения, иногда даже свое домашнее имя. Можно сказать, что у него формируется негативная идентичность, то есть основанная прежде всего на отрицании.

Подводя итоги обсуждению проблемы развития эго-идентичности в подростковом возрасте, можно сделать следующие выводы. Позитивным результатом подросткового кризиса является достижение эго-идентичности, то есть личностной целостности, уверенности, стремления к дальнейшему развитию. Негативным результатом кризиса можно назвать формирование идентичности слабой, неуверенной; идентичности, размытой во времени; иллюзорной или негативной. Но возможно, что кризис минует подростка либо по причине излишней зависимости от родителей, либо из-за собственной личностной незрелости и недостаточно развитой рефлексии. Избегание по тем или иным причинам кризиса также не способствует дальнейшему прогрессивному развитию подростка.

yagaya-baba.ru

Хухлаева О.В. Основные поведенческие проявления подростка – Помощь психолога

3. Неумение установить гармонию между отношением к прошлому, настоящему и будущему. Под гармонией мы понимаем гордость прошлым, получение радости от настоящего, наличие действий, направленных на успешное будущее. Неумение установить такую гармонию может проявляться в трех основных вариантах. Первый — когда человек живет только настоящим — так, как будто будущее не состоится. В качестве примера можно привести наркоманию. Второй — страх будущего. Это всяческое стремление обратиться к прошлому, культивировать у себя детские черты, инфантильное поведение. Третий вариант — сверхустремленность в будущее при потере интереса к настоящему. Это концентрация на учебе, необходимой для последующей жизненной успешности, и пренебрежение радостями сегодняшнего дня.

Самооценка оВ хухлаева Учёные рекомендуют тренажёр для мозга Хухлаева Ольга Владимировна — доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного


Учёные рекомендуют
тренажёр для мозга

Журнал Современное дошкольное образование. Теория и практика

И не забудьте поступки, которые кому-то могут показаться легкими, но для вас были трудны (например, когда вы сделали замечание хулигану, хотя у вас и дрожали колени)».

Оцените статью