Самооценка и самоконтроль

Содержание
  1. Приемы по формированию самоконтроля и самооценки у учащихся на уроке
  2. Самоконтроль и самооценка выполненной работы (см. п. 7 занятия 1).
  3. «Самоконтроль и самооценка на уроках математики»
  4. Самооценка и самоконтроль
  5. Самооценка и самоконтроль
  6. Уроки самоконтроля и самооценки: цели, компоненты, типы
  7. Данные матеиалы преднанзначены для студентов, обуающихся по специальности 050202 "Информатика". Материалы раскрывают содержание таких понятий как нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание, всесторонне и гармонично развитая личность.
  8. Приемы по формированию самоконтроля и самооценки у учащихся на уроке В таблице представлены наиболее часто используемые приемы формирования самоконтроля и самооценки. В процессе самоконтроля и
  9. Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ

Приемы по формированию самоконтроля и самооценки у учащихся на уроке

В таблице представлены наиболее часто используемые приемы формирования самоконтроля и самооценки. В процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности. Как показала практика, данные приёмы развития навыков самооценки и самоконтроля наиболее эффективно и положительно влияют как на повышение качества обучения, так и на формирование личности ребёнка, способного к дальнейшему самоопределению и более полной самореализации.

3.3. Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного
отношения к предмету и коммуникативных универсальных учебных действий

Главной целью школьного образования является разностороннее развитие личности ребенка, а смысл всей школьной жизни заключен в единстве воспитания и обучения.

Перед современным учителем стоит задача не только передать учащимся знания, сформировать умения и навыки, но и раскрыть способности каждого ученика, воспитать разносторонне-развитую личность, принимающую духовно-нравственные, социальные, семейные и другие ценности.

Потенциал предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету Информатика и коммуникативных универсальных учебных действий реализуется через:

– освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

– овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

– воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

– выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

cyberpedia.su

Самоконтроль и самооценка выполненной работы (см. п. 7 занятия 1).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Стихи И. Блюмкина о цифрах от 1 до 10.

В старшей группе дети учили стихи про цифры, пословицы и поговорки, отгадывали загадки, в которых обязательно были слова, обозначающие то или иное число.

Для закрепления знаний о числах и цифрах от 1 до 10 пред­ложите детям вспомнить стихи, пословицы, поговорки, отгадать загадки, в которых обязательно присутствуют числа.

Эта цифра – единица.

Видишь, как она гордится.

А ты знаешь почему?

Начинает чет всему.

Цифра три спешит за двойкой.

Цифра четыре всех удивляет:

В локте согнутую руку

Никогда не опускает.

Кто так может закружиться.

Кто так может танцевать,

Кто так может прокатиться?

Ну конечно, цифра пять!

Рисуем верху мы крючок

И плавно вниз рисуем круг.

Так получилась цифра шесть,

Ты молодец, мой юный друг!

Цифра семь, мои друзья,

Словно нос у корабля.

Два круга, два друга

Стоят друг на друге.

Всех ребят запомнить просим,

Получилась цифра восемь!

Получить нам несложно,

Нужно только цифру шесть

Вверх ногами повернуть осторожно!

Ничего нет проще

Число десять написать –

Нужно только к единице

Справа ноль пририсовать.

Пословицы и крылатые выражения

Ноль

Сводить к нулю, свести к нулю. (Лишать всякого смысла, значения)

Абсолютный ноль, круглый ноль. (Человек ничтожный, со­вершенно бесполезный в каком-либо деле)

Один

Один за всех, все за одного.

Один в поле не воин.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

От одного слова да навек ссора.

Один раз солгал – навек лгуном стал.

Два

Одна голова хорошо, а две лучше.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Три

Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы на­учиться лени – только три дня.

Три года скачи – не доскачешь.

Четыре

Без четырех углов изба не рубится.

Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

Жить в четырех стенах. (Не выходить из дома, не общаться ни с кем)

Пять

Знать, как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо)

С пятого на десятое. (Небрежно, неточно, приблизитель­но)

Пятое колесо в телеге. (Лишний, ненужный в каком либо деле человек)

Семь

Семеро с ложкой – один с сошкой.

За семью печатями. (Скрытное, недоступное пониманию)

На седьмом небе. (Высшая степень радости, счастья)

Семь раз примерь, один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глазу.

Семь пятниц на неделе.

Восемь

Весна да осень – на дню погод восемь.

Восьмое чудо света.

Девять

Девятый вал. (Наивысший подъем, взлет)

Десять

Дело десятое. (Не столь важное, несущественное)

Не трусливого десятка. (Смелый человек)

Агадки

Один

Много рук, а нога одна

Зимой и летом – одним цветом

Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он не откликается.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Вот этот случай очень редкий:

На голове растут две ветки.

Две полоски на снегу

Оставляю на бегу.

Я лечу от них стрелой.

А они опять за мной.

Три

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.

Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Четыре

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать цветок хотел,

Он вспорхнул и улетел.

У него четыре лапки,

Пара чутких ушей,

Он – гроза для мышей.

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки.

Пять

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда нескучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором.

Шесть

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт.

Упадет – землю роет.

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три больше станет.

Семь

Братьев этих ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Восемь

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк!

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Десять

Есть у меня работники,

Во всем помочь охотники,

Проживают в трудной книжке

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

Занятие 9

Тема

Цифры от 1 до 10, число 11, логическая задача, ориентиров­ка во времени.

Цель:

· закрепить знания о числах и цифрах от 0 до 10;

· закрепить умение устанавливать соответствие между чис­лом и цифрой;

· познакомить с образованием числа одиннадцать;

· познакомить с новой счетной единицей – десятком;

· познакомить с условным обозначением десятка – квад­рат, единицы – круг;

· продолжать учить решать логическую задачу на установ­ление закономерностей;

· учить формулировать учебную задачу;

· знакомить с часами: циферблат, стрелки, определять вре­мя с точностью до получаса;

· продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

· формировать навык самоконтроля и самооценки.

1. Игровое упражнение «Соедини правильное (лист 9, рис. 1).

Задания и вопросы.

· Скажите, что надо сделать в первом задании. (Соединить цифру с карточкой, на которой количество кружков равно этой, цифре)

· С какой цифрой соединили карточку с шестью кружка­ми? (С цифрой 6)

· С какой цифрой соединили карточку с девятью кружка­ми? (С цифрой 9)

2. «Знакомимся с образованием числа одиннадцать» (лист 9, рис. 2).

Задания и вопросы.

· Напишите, сколько палочек слева. (10)

· Напишите, сколько палочек справа. (1)

Скажите детям, что десять палочек по-другому можно на­звать один десяток.

Одну палочку по-другому можно назвать единицей.

Скажите детям, что палочек всего одиннадцать. Число один­надцать получается, если к десяти прибавить один.

Число одиннадцать записывается двумя цифрами, первая цифра – один, это количество десятков, вторая цифра 1 – это количество единиц.

· Напишите число одиннадцать до конца строчки, как по­казано на рисунке.

3. «Учимся образовывать число 11» (лист 9, рис. 3).

Прочитайте детям стихотворение В.П. Гудимова:

Что сказать вам о футболе?

Мяч в воротах – то, что надо!

Нас одиннадцать на поле,

Мы – футбольная команда

Вопросы и задание.

· Сколько игроков в воротах? (Один вратарь)

· Сколько игроков на поле? (Десять)

· Сколько всего игроков? (Одиннадцать)

· Напишите, как получилось число 11, и прочитайте за­пись. (Десять плюс один равняется одиннадцати)

Физкультминутка.

Проведите физкультминутку по желанию детей (занятия 1–8).

5. Логическая задача «Дорисуй недостающую елочку» (лист 9, рис. 4).

Задание и вопрос.

· Нарисуйте последнюю елочку, используя соответствую­щую закономерность.

· Какую елочку нарисовали и почему? (Ниже других, по­тому что каждая елочка ниже предыдущей)

6. «Напиши на часах время, которое назову» (лист 9, рис. 5).

Загадайте детям загадку:

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

Вопросы и задания.

· Как называется круг с цифрами на часах? (Циферблат)

· Какие стрелки есть у часов и для чего они нужны? (Ко­роткая стрелка показывает часы, а длинная – минуты)

· Скажите детям, что, если длинная стрелка показывает двенадцать, а короткая – цифру 3, это значит, что часы пока­зывают три часа, такое время показывают первые часы.

· Нарисуйте на вторых часах стрелки так, чтобы они пока­зывали пять часов.

· Как нарисовали стрелки на часах? (Короткая стрелка показывает цифру 5, а длинная – число 12)

· Нарисуйте на третьих часах стрелки так, чтобы они по­казывали восемь часов.

· Как нарисовали стрелки на часах? (Короткая стрелка показывает цифру 8, а длинная – число 12)

· Нарисуйте на четвертых часах стрелки так, чтобы они показывали десять часов.

· Как нарисовали стрелки на часах? (Короткая стрелка показывает число 10, а длинная – 12)

lektsii.org

«Самоконтроль и самооценка на уроках математики»

«Самоконтроль и самооценка на уроках математики».

Школа должна научить мыслить и научить учиться – вот педагогические приоритеты современной эпохи.

Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности, развивая природные задатки, интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка.

Поэтому целью педагогической деятельности любого учителя является воспитание ученика рассуждающего, сомневающегося, радующегося, способного добыть знания самостоятельно и легко адаптироваться в любых меняющихся социально-экономических условиях. Именно учителю, на уроке нужно создать эти внешние условия для того, чтобы они “разбудили” внутренние обстоятельства, способные к самопознанию, самореализации, самоанализу.

Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий.

По моему мнению, предметом, наиболее способствующим выработке потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий является математика. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – это важнейшие навыки, которые должны вынести учащиеся из прохождения курса математики.

Этапы формирования самоконтроля

1-ый этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.

ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

2-этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей

Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля – ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-ий этап. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью , ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

Рассмотрим, какие же ситуации критической самооценки можно специально создавать на уроках математики и проанализируем некоторые из них:

1. Учащимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал.

При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.

2. Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок.

Чтобы развить умение ученика критически относиться к себе, к своей работе и к собственной деятельности, необходимо обучить его искать ошибку у других. Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.

3. Учитель при объяснении “допускает” ошибку.

Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, неполный разбор возможных случаев и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность. И т.д.

Самоконтроль как черта личности предполагает умение контролировать себя и правильно оценивать свои действия. Самооценка как отношение ребенка к своим возможностям, результатам деятельности, личностным качествам не заложена в нем, как и все в младшем возрасте, она еще только формируется и поэтому зависит от правильной постановки воспитания и всей учебной деятельности. И задача учителя – помочь и всячески способствовать формированию правильной самооценки.

На своих уроках я часто использую взаимопроверку. Этот прием способствует не только формированию умения контролировать свои действия, но и воспитывает и такие качества, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др.

В своей работе я использую и другие приемы, способствующие воспитанию самоконтроля. Проверяя тетради или контрольную работу, учитель, как правило, зачеркивает допущенную ошибку и надписывает вверху нужную цифру или верный результат математического действия. Это не всегда целесообразно. Неумеренная помощь приводит к тому, что при малейших трудностях ученик стремится искать помощи учителя, соседа по парте, родителей, а это плохо сказывается на формировании самооценки. Вот почему я считаю полезным иногда вместо исправления ошибки просто подчеркнуть ее. Поиск ошибки в решении – это творческая работа, которая состоит в более глубоком осмысливании условия задачи, повторном ее решении и проверке правильности вновь полученного ответа (а не в механическом переписывании исправленного). Но это возможно только в том случае, когда я уверен, что ученик самостоятельно справиться с допущенной ошибкой.

Главное в обучении учащихся элементам самоконтроля – научить их контролировать себя в процессе выполнения самостоятельной работы, мысленно несколько опережая практические вычислительные действия и каждый раз обращаясь к ним при малейших затруднениях в вычислениях.

Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

Ф.И. ученика _____________________________________Класс __________

У каждого ученика листок с двумя шкалами.

Оцениваю себя САМ.Оценивает меня УЧИТЕЛЬ.

– Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.

– Совпадает ли ваше оценивание с оцениванием учителя? Как вы думаете, почему совпадает (не совпадает)?

Установка на постоянную проверку написанного, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.

Таким образом, уроки математики дают огромную возможность и при работе с новым материалом и при закреплении и тренировке создавать множество ситуации критической самооценки, активизирующих поиск школьников, требующих активной умственной работы, развивающих потребность в самоконтроле и критической самооценки собственной деятельности и, вместе с тем, способствующих развитию мыслительных способностей учащихся.

Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

Ф.И. ученика _____________________________________Класс __________

У каждого ученика листок с двумя шкалами.

Оцениваю себя САМ. Оценивает меня УЧИТЕЛЬ.

– Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.

– Совпадает ли ваше оценивание с оцениванием учителя? Как вы думаете, почему совпадает (не совпадает)?

www.prodlenka.org

Самооценка и самоконтроль

Самоконтроль в обучении – это выявление, измерение и оценивание собственных ЗУН и достигнутых результатов развития.

Самооценка в обучении – это умение соотнести достигнутый результат с эталоном и собственными возможностями.

Действию самоконтроля в обучении принадлежит особая роль, поскольку овладение этим действием “характеризуют всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс” – Эльконин Д.Б. Следовательно, для овладения учебной деятельностью он просто необходим, иначе учебную деятельность нельзя считать сфрормированной.

Приходя в 1 класс ребенок не владеет ни действиями самоконтроля, ни действиями самооценки. Эти операции расположены в зоне его ближайшего развития.

В 1-2 классах овладение самоконтролем для детей выступает как самостоятельная форма деятельности, внешняя, по отношению к основной задаче. (Ребенок считает, я написал (нарисовал, сделал) просто замечательно, а учитель пусть проверит. Ребенок закрывает и сдает тетрадь).

Поэтому учитель должен в это время специально обучать детей контролировать себя (систематически и настойчиво). Обязательными условиями формирования этих действий являются:

    предъявление образца и действий самоконтроля;

выделение критериев оценивания;

постоянное побуждение к контролю своей деятельности в различных формах ( а не только голословно: проверь!).

В результате систематической работы учителя контроль становится необходимым элементом учебной деятельности сначала по результату, а затем и в процессе деятельности.

Установлено, что умение и желание осуществлять самоконтроль положительно стимулирует учебную деятельность.

Ученик овладел действиями самоконтроля, если он умеет:

сравнивать результат своей деятельности с эталоном;

анализировать правильность (неправильность) мвыбора способа учебной деятельности и средств достижения цели;

осуществлять поиск ошибок в чужой и своей работах, анализировать причины их появления и определять пути их устранения.

Можно выделить следующие уровни освоения действий самоконтроля:

ребенок самостоятельно не замечает ошибок при проверке и находит ошибки и устраняет их только при помощи взрослого или другого ученика;

ребенок находит ошибки самостоятельно и устраняет их после окончания работы;

ученик находит их и устраняет ошибки в момент их совершения, т.е. в процессе работы;

ученик не допускает появления ошибки, мысленно предупреждает ее появление.

При правильно построенной учебной работе к концу обучения в начальной школе большинство учащихся имеют 3 и 4 уровень развития самоконтроля.

В процессе формирования действий самоконтроля как его компонент формируется самооценка. Причем связь здесь прямая: чем лучше ученик контролирует себя, тем адекватнее его самооценка. Неуспевающие школьники, страдающие завышенной или заниженной самооценкой как правило контролировать себя не умеют. Следовательно, одно из средств повышения успеваемости – обучение учащихся навыкам самоконтроля (но далеко не единственное и не главное, т.к. за неуспеваемостью скрывается целый комплекс причин ее породивших).

www.sites.google.com

Самооценка и самоконтроль

САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА КАК ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Московский гуманитарный педагогический институт,

В современных условиях стремительного развития науки, быстрого обновления информации и знаний представляется невозможным передать индивиду в течение ограниченного промежутка времени обучения все знания, умения и навыки, которыми он будет пользоваться всю оставшуюся жизнь. Следовательно, преподавателям необходимо в процессе обучения развить у студента мотивацию к накоплению знаний, и, соответственно, к последующему непрерывному процессу самообразования. Таким образом, одной из основных задач высшего учебного заведения является формирование личность студента, способного к процессу саморегуляции в сфере непрерывного образования.

Если говорить о студентах языковых вузов, то необходимо упомянуть о формировании у обучаемых самообразовательной компетенции как способности осуществлять контроль и оценку собственной деятельности в рамках аудиторных занятий, а также поддерживать и повышать уровень владения иностранным языком в процессе самообразования.

Таким образом, необходимость решения проблемы формирования самообразовательной компетенции заставляет преподавателей снова и снова возвращаться к вопросам организации самостоятельной работы студентов, её совершенствованию и систематизации. Ведь формирование самообразовательной компетенции может осуществляться только непосредственно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа представляет собой неотъемлемую составную часть педагогического процесса вуза, и она многофункциональна. Такой вид работы развивает личность, формирует ее познавательные интересы и потребности, способствует формированию субъектных перспектив и устремлений студентов.

В настоящее время по данным государственного образовательного стандарта самостоятельная работа в высшем учебном заведении составляет около 50 процентов от всей учебной нагрузки студентов, поэтому важно сформировать готовность обучаемых к данной работе с самого начала образовательного процесса в вузе, чтобы сделать ее максимально эффективной [1].

А.И. Зимняя определяет самостоятельную работу как целенаправленную внутренне мотивированную структурированную самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет обучаемому удовлетворение как и процесс самосовершенствования и самопознания [2, c. 335].

Важно отметить, что в настоящее время растет интерес учёных и педагогов к проблеме «самости» студентов в целом. Для обозначения и раскрытия данного понятия в педагогической литературе повсеместно используются такие термины, как самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самообразовательная деятельность, самообразование, самовоспитание, самоорганизация , самоконтроль, самооценка.

Эффективность формирования самообразовательной компетенции и результативность самостоятельной работы студентов определяется использованием различных видов ее контроля, таких как: входной контроль знаний, умений и навыков обучаемых при знакомстве с изучаемой дисциплиной; текущий контроль уровня усвоения материала, которые проводится в течение курса изучения той или иной дисциплины; промежуточный контроль по окончанию тематического раздела дисциплины; самоконтроль, осуществляемый обучаемыми во время изучения курса, а также при подготовке к итоговым работам; итоговый контроль, представленный в виде зачета или экзамена по дисциплине; контроль остаточных знаний, умений и навыков, проводимый через определенное время после завершения изучения курса.

Следует отметить, что самоконтроль как психическое явление давно привлекает к себе внимание исследователей во многих областях науки о человеке — педагогике (Е.П. Бочарова, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.), психологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.Б. Ительсон, В.В. Краевский, А.С. Лында, Г.С. Никифоров и др.), социологии (Ю.И. Тарский).

Можно сказать, что самоконтроль является неотъемлемой частью самостоятельной работы и сформированной самообразовательной компетенции. А.В. Петровский определяет самоконтроль как «осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованием общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможность получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле человека, как компонента саморегуляции, в то же время самоконтроль может быть объектом волевой регуляции» [4, c. 35]

Преподавателям нужно помнить, что самоконтроль является для них важным источником информации о потребностях и ожиданиях студентов, их трудностях, отношению к процессу обучения. Изучение языка невозможно без осуществления самоконтроля, так как чтобы изучить что-либо, необходимо вначале оценить уже имеющиеся знания и понять, как можно их обогатить.

Во время формирования самоконтроля происходит изменение позиции студента в ходе становления новых способов образовательной деятельности, увеличение доли его самостоятельности в процессе овладения знаниями по дисциплине; изменение форм сотрудничества преподавателя с обучаемым, что связано с переходом от совместной деятельности преподавателя и студента к полностью саморегулируемой. На разных этапах процесса обучения студенты контролируют себя в разной форме: постепенно внешний контроль заменяется внутренним и превращается в самоконтроль.

Обучение и формирование самоконтроля у обучаемых в свою очередь будет способствовать становлению у студентов адекватной самооценки своей учебной деятельности. Самоконтроль и самооценка, являясь компонентами учебной деятельности, тесно связаны друг с другом, так как самоконтроля представляется нам составной частью самооценки.

Понятие «самооценки» рассматривается в научной литературе с различных точек зрения. Так, например, с педагогической точки зрения «самооценка» подразумевается как эмоционально насыщенная оценка себя как личности, собственных способностей, поступков, качеств; а также как важный регулятор поведения индивида.

Г.Ю. Ксензова понимает самооценку как «один из компонентов дея­тельности». Самооценка по ее мнению «связана не с выставлением себе отме­ток, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллом» [3, с. 68-69].

Следовательно, при выставление отметки преподаватель выражает свое субъективное мнение о знаниях обучаемых или о чем-нибудь в наименее информативной форме, а при самооценке студент дает самому себе содержательную и развернутую характеристику своих результатов, производит анализ своих достоинств и недостатков и пытается найти пути их устранения.

Необходимо помнить, что без самоконтроля и самооценки самостоятельная работа представляется нам малоэффективной, ведь она представляет собой лишь умение студентов отсортировать нужные данные, ориентируясь на свои знания, задания и требования преподавателя. А для планирования, организации и подведения итогов проделанной работы, для сравнения полученного результата с планируемым необходимы самоконтроль и самооценка.

Из схемы 1 мы видим как контроль со стороны преподавателя постепенно превращается в самоконтроль студента в его учебной деятельности, при этом обучаемый также обладает и адекватной самооценкой.

Становление самоконтроля происходит при соблюдении трех основных условий: мотивировании студентов к самоконтролю со стороны преподавателя; косвенном развитии самоконтроля и непосредственном развитии самоконтроля. В процессе побуждения обучаемых к самоконтролю преподаватель формирует у студентов потребность в самоконтроле, объясняет им сущность приемов самоконтроля, а также дает им необходимые инструкции по проведению самоконтроля. Преподавателю важно привить обучаемым устойчивый интерес к самоконтролю.

Косвенное развитие самоконтроля заключается в проверке преподавателем самостоятельной деятельности студентов, организации взаимопроверок обучаемых, а также такого вида работы, как контроль обучаемыми деятельности преподавателя.

На этапе непосредственного развития самоконтроля студентами осуществляется самопроверка собственной учебной деятельности, происходит выявление причин допущенных ошибок, а также процесс по предупреждению ошибок.

Все вышеперечисленные действия в совокупности позволяют организовать эффективные процесс формирования адекватного самоконтроля и самооценки.

Кроме того, анализируя схему 1, мы видим, что действие самоконтроля неразрывно связано с действиями самооценки, так как, контролируя свою учебную деятельность, студент оценивает ее и на базе полученной оценки решает, необходимо ли ему вносить коррективы в свой образовательный процесс.

Это еще раз доказывает, что самоконтроль и самооценка являются важным направлением самосовершенствования в учебном процессе и в процессе изучения иностранных языков. Язык представляет собой развивающуюся и постоянно изменяющуюся форму, и соответственно без наличия сформированной самообразовательной компетенции, способности студента к самостоятельной работе, самоконтролю и самооценке, невозможно получить выскоквалифицированного специалиста, способного на должном высоком уровне поддерживать и развивать свои знания, умения и навыки в области иностранных языков.

Нами отмечается и целесообразность использование тестовых заданий в самостоятельной работе студентов по иностранному языку. Это во многом связано с тем, что постепенно усложняющийся учебный процесс ведет к усиленному накоплению знаний, что сказывается на самосознании и повышении самоконтроля. В интеллектуальной сфере обучаемых на продвинутом этапе отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Многие студенты склонны преувеличивать реальный уровень своих знаний и умственных возможностей. Очевидна необходимость формирования способности к рефлексии своей учебной деятельности на данном этапе обучения. Несмотря на установку на самоконтроль, нельзя говорить о сформированности самообразовательной компетенции обучаемых, которая является необходимым условием формирования образованной, творческой и профессионально мобильной личности.

В контексте самостоятельной учебной деятельности обучаемых контроль необходим преподавателю для управления ею, обучаемым – для определения пробелов в усвоении учебного материала и принятие мер к их устранению. Самоконтроль в свою очередь является важным и мобильным элементом процесса обучения. Он подстраивается под изменяющиеся условия образовательного процесса его оптимизации.

Формой самоконтроля, которая отвечает требованиям динамично развивающейся системы образования, в настоящее время является тестирование. Оно представляет собой наиболее эффективную форму контроля самостоятельной работы и имеет ряд преимуществ перед другими формами контроля: выполнение тестовых заданий не требует много времени, что очень важно в связи с большим объемом материала, отведенного для самостоятельного изучения, и ограниченностью запаса времени. Они ориентированы на базовый материал по предмету и контролирует не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им, способствует формированию интеллектуальных умений и систематизации знаний. Выполнение тестовых заданий с последующей их проверкой по ключам формирует у обучаемых сознательное отношение к выполняемой работе, ставит их в позицию активного субъекта своей учебной деятельности, развивает навыки самоконтроля. Поскольку правильность выполнения заданий проверяется самими студентами, а не преподавателями, снижается направленность на оценку и повышается ценность непосредственно знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе учебной деятельности.

Правильно организованный самоконтроль с применением тестовых заданий и последующая самооценка полученных результатов способствует формированию самообразовательной компетенции на материале иностранного языка, необходимой для профессионального становления личности.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М., 2005. – 20 с.

Зимняя И.А. Основы педагогической психологии – М.: Логос, 2004. – 384 с.

Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Уч-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001.- 128 с

Психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Политиздат, 1990. – С. 35

econf.rae.ru

Уроки самоконтроля и самооценки: цели, компоненты, типы

Наиболее детально типология уроков самоконтроля и самооценки знаний учащихся разработана сотрудниками лаборатории развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова и подробно описана в работе А.Б. Воронцова*. Главное, что отличает организацию таких занятий от традиционных уроков, – это изменение подхода в процессе реализации контрольно-оценочной функции. Она не связана со всякого рода стрессовыми ситуациями, с нервным напряжением, с необходимостью в спешке повторить материал для контрольной работы, переживать за будущий результат, предпринимать все необходимое, чтобы избежать ударов по самолюбию, жить от одной контрольной до другой.

Главная задача таких занятий – формирование у школьников навыков самоконтроля и самооценки как элементов учебной деятельности. Но это возможно только в том случае, если учитель, как правило, не выставляет оценки (баллы), он подключается к контролю и оценке только в том случае, если школьник не справляется с самооценкой и обращается за помощью.

Контрольно-оценочный механизм включает в себя два компонента: самоконтроль и самооценку. В практической работе они часто бывают слиты, хотя у каждого есть свои самостоятельные педагогические задачи, своя специфика, свое особое содержание. Для большей методической точности остановимся на занятиях самоконтроля и самооценки отдельно.

Эти занятия, призванные стать необходимой ступенькой в овладении знаниями, не объявляются заранее, а являются логическим продолжением предыдущих. Так, например, если школьники сконструировали новый способ действия, попробовали им воспользоваться индивидуально, а дома еще раз обдумали его, то у них должна появиться естественная необходимость определить уровень усвоения, выявить наиболее слабые и сильные для каждого учащегося звенья процесса. Еще занятия этого типа должны решить одну из важных задач обучения – выработку у школьников «инструментария» самоконтроля.

Первый тип занятий самоконтроля – проведение тестовых диагностических работ. Их цель – выявить уровень освоения отдельных предметных операций для дальнейшей коррекции как со стороны учителя, так и самого учащегося. Особенность этого типа контроля заключается в том, что он направлен на пооперационную диагностику затруднений и своевременную корректировку осваиваемого действия. Например, для того чтобы проверить, насколько полно и верно ученик овладел способом выполнения арифметического действия, ему необходимо выполнить четыре специальных задания на все четыре операции, входящие в это действие: правильно записать разряд под разрядом, определить переполнение (разбиение) разрядов или неполное делимое при делении, определить количество знаков в результате, определить цифру в каждом разряде.

При такой диагностической работе сразу видно, где у ребенка возникает трудность. Определив свои затруднения, дети группируются по типам ошибок, и каждая группа работает над своей проблемой. Результаты фиксируются в журнале и специальном оценочном листе в тетради учащегося. Система таких работ от темы к теме, от класса к классу позволяет учителю, администрации школы, другим педагогам, приходящим на место «старого» учителя, увидеть у каждого школьника его проблемы в освоении знаний, его «точечные» затруднения для экстренной коррекции действий, выявить, случайная ли это ошибка или устойчивый пробел.

Второй тип – организация самостоятельной работы учащихся. Самостоятельные работы проводятся регулярно после определенного этапа освоения новых знаний, но не сводятся только к выполнению предложенных заданий, а включают самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Методика построения такого занятия включает в себя пять основных этапов.
Первый этап – собственно самостоятельная работа, выполнение каждым учеником индивидуально определенного задания, направленного на формирование какого-то умения или знания. При этом новое знание по объему не должно быть большим.
Второй этап – парная работа учащихся по выработке общих критериев самоконтроля выполненного задания. Школьники договариваются друг с другом, по каким основаниям будут в дальнейшем осуществлять проверку выполнения поставленной задачи. Следует подчеркнуть, что выработка учащимися критериев самоконтроля и самооценки – важный момент обучения самоорганизации в учебной деятельности. Разрабатывая критерии, они оказываются в ситуации, когда необходимо восстановить пооперационный состав действия.
Третий этап – взаимопроверка выполнения задания. Учащиеся обмениваются тетрадями и по общим критериям карандашом или ручкой другого цвета фиксируют порядок выполнения контролируемых операций. Это необходимо для того, чтобы «учитель» и школьник, работу которого проверяют, могли восстановить логику проверки задания.
Четвертый этап – обсуждение результатов контроля в парах учащихся. Практика подсказывает, что в результате самоконтроля школьники могут одинаково выполнить задания и получить единый результат, но случается, что они действуют различными способами и готовы отстаивать свою точку зрения. Появляются и пары, которые сомневаются в правильности своего решения или же слабо владеют способами самоконтроля и предметными знаниями.
Пятый этап – обсуждение результатов проверки выполнения задания. После выполнения самостоятельной работы следует разбор выполненного задания со всем классом, при этом проверяется не только правильность решения, но и способы контроля, объективность самооценки. Учитель выясняет, какие пары выполнили задания и справились с проверкой. Останавливается на тех учащихся, которые не пришли к единому мнению, а также осуществляет помощь тем парам, которые не смогли определить критерии оценки, провести контроль своих действий.

Таким образом, основной акцент на учебных занятиях данного типа делается на выработку у учащихся «инструментария самоконтроля» в рамках решения определенного круга частных задач, обеспечение рефлексивных действий и самооценки.

Третий тип занятий самоконтроля – проведение проверочных работ. Их особенность заключается в том, что они проводятся не сразу после изучения темы, а в середине следующей. Такой подход дает возможность учащимся, которые по разным причинам не успели разобраться с изученным материалом, продолжить его освоение в рамках следующей темы, так как все они в какой-то мере взаимосвязаны. Главное – удается проверить устойчивость знаний.

Эта работа осуществляется в несколько этапов. Первый этап – выполнение проверочной работы. Этап рассчитан на 45 минут. Тексты распечатываются на каждого ученика. С левой стороны листка имеются поля, на которых до начала работы ученик делает прогностическую оценку, определяя, какие задания и в какой последовательности будет делать, а от каких откажется. Далее идет непосредственное выполнение работы. Второй этап – проверка учителем результатов данной работы. Особенность такой проверки в том, что учитель не исправляет ошибки, а проводит содержательный анализ допущенных неточностей, выясняет причину их возникновения. На основании этого составляется вторая работа для учащихся, в которую закладываются все правильные и неправильные способы преодоления затруднений, возникших при выполнении первой работы.

Третий этап занятия – решение второго варианта проверочной работы. Работа предусматривает осмысление различных вариантов решения задач первой проверочной работы и отбор правильных. Такой способ проверки предоставляет ученику возможность взглянуть на свою ошибку как бы «со стороны», как на чужую, что помогает уяснить ее сущность. Школьники, не справившиеся с заданием в первой работе, чаще всего оказываются в состоянии выбрать правильное решение из множества предложенных и обосновать свой выбор. Затем организуется коллективное обсуждение результатов, в ходе которого выясняются основания правильного выбора, выслушиваются аргументы против других вариантов. Потом учащимся выдается на руки их первая работа и они должны еще раз оценить ее и найти ошибки, а затем сдать обе работы учителю. Только после вторичной проверки он может править и оценивать ее. Если и после этого у ученика остаются ошибки, значит, у данного школьника они носят устойчивый характер, и, следовательно, необходима серьезная работа по их коррекции.

Четвертый тип занятий самоконтроля – проведение контрольных работ, призванных определить «зону ближайшего развития учащихся», зафиксировать границу знаний школьников, их способность самостоятельно определять ее. Учащиеся сталкиваются с тремя видами задач:
• задачи, которые решаются неизвестным им до этого способом (ученики должны уметь отказаться от их решения, обосновывая причину отказа, или попытаться найти выход из ситуации, что и будет проявлением умения учиться);
• задачи, связанные с применением известных понятий и способов работы в нестандартной, незнакомой ситуации с целью выявить, насколько школьник глубоко овладел ранее изученным понятием;
• задачи, связанные с применением известных способов в лжеситуациях, когда хорошо известный учащимся способ предлагается применить неправомерным образом.

Очевидно, что оценить такие работы по пятибалльной системе совершенно невозможно. Речь может идти только о многобалльной системе оценивания, причем каждая задача оценивается не по принципу «решена -не решена», а на основе детального анализа всех компонентов решения.

Пятый тип занятий – проведение два раза в году стартовых и итоговых административных проверочных работ на выявление уровня выполнения учащимися нормативов учебной деятельности.

Стартовые работы проводятся в первых числах сентября каждого учебного года по основным предметам без специального повторения, что дает возможность зафиксировать уровень «остатка знаний» после летних каникул и, исходя из этого, более целенаправленно спланировать темы для повторения изученного материала. К оценке результатов подключаются и дети, проводя сравнительный анализ своих работ. Результаты анализа они заносят в специальную таблицу и на основе выявленных затруднений совместно с учителем разрабатывают индивидуальные планы их ликвидации. Для этого на основе установленных типов ошибок по результатам сравнительного анализа проводится ряд уроков по составлению «справочника ошибок». Таким образом, стартовые работы выявляют не только «сухой остаток» знаний, но и дают возможность прицельно организовать целую серию последующих занятий по работе с проблемами и затруднениями учащихся.

Итоговые работы носят административный характер, так как по ним определяется результат работы детей и учителя за прошедший учебный год. Разрабатывает, проводит и оценивает эти работы администрация школы. Их анализ доводится до сведения всего коллектива. Итоговая проверочная работа должна давать полное представление как о степени сформированности отдельных действий учебной деятельности, так и об уровне предметных знаний учащихся каждого класса.

Умение осознавать границы собственных знаний

При проведении подобного типа занятий активность учителя направляется на формирование у школьников навыков самооценки учебной деятельности как основы умения учиться, самим определять, усвоен или не усвоен общий способ решения задачи, соответствует ли результат учебных действий конечной цели. Самооценка состоит не в констатации этих моментов, а в содержательном, качественном рассмотрении результатов, в их сопоставлении с целью. Для развития у учащихся навыков самооценки во многие проверочные работы специально включается материал, еще не изучавшийся на уроке, или задачи, которые решаются неизвестным школьнику способом. В этом случае контрольные работы преследуют сразу три цели: во-первых, оценить сформированные умения, которые отрабатывались на уроках, во-вторых, определить уровень умения школьников оценивать, что они знают и чего не знают, в-третьих, проследить за развитием интеллектуальных способностей детей, формированием умения учиться. Основа учебной самооценки – это умение школьника осознавать границы собственных знаний, понимание им того, чего он еще не знает.

Можно выделить четыре основные разновидности занятий, на которых школьникам предлагается произвести оценку знаний или способов их добывания.

Первый тип – работа с эталонами оценки. Задача учителя на таких уроках – создавать условия для того, чтобы ребенок в своей учебной работе не упускал из виду эталон, умел им пользоваться, а после сравнения с эталоном сам делал выводы о результатах своего труда, сам ставил себе задачу по совершенствованию подлежащего усвоению действия. На первых этапах этой работы учитель формирует у детей первоначальные оценочные действия путем ненавязчивой, как бы для себя, демонстрации своих оценочных суждений, давая им возможность принять участие в определении эталонов и способов работы с ними. При этом педагог специально совершает «ошибки», чтобы дать детям возможность уловить неточности, включиться в их обсуждение, ввести оценочные суждения.

Второй тип занятий – выработка детьми собственных эталонов. Очень важно создавать на этих занятиях такие ситуации, когда дети начинают вырабатывать собственные эталоны в виде позиции, вкусовых пристрастий, собственной точки зрения и ее обсуждения. В такой ситуации учитель не навязывает школьникам свое мнение, не устраняет возникшие разногласия, а только включается в обсуждение наравне с другими.

Третий тип занятий – занятия социальной значимости. Осознание школьником общественной значимости результатов своего труда усиливает и обогащает в нем мотивационное отношение к учебно-познавательной и творческой деятельности. Учащиеся часто выполняют всякого рода творческие познавательные задания, которые требуют публичной оценки взрослых, и не только работающего с классам учителя. Поэтому на занятиях необходимо создавать ситуации, когда специально подчеркивается социальная значимость творческих работ, усиливая в детях познавательные стремления и творчество. С этой целью организуется публичная защита реферативных работ, выпуск литературных альманахов, сборников ученических задач. Четвертый тип – занятия, посвященные анализу и реконструкции выполненных творческих работ. Чаще всего такие занятия строятся вокруг творческих работ школьников, написанных несколько месяцев назад. Ими могут быть изложения, сочинения, эскизы к картинам, подготовленные на уроках живописи и т.п. Учащимся предлагается выбрать какое-либо выполненное ранее творческое задание, сделать в нем правку и затем выполнить его заново. Фактически школьники «редактируют» свои прошлые работы. Такая деятельность помогает им взглянуть на свою работу с позиции читателя и легко найти недочеты, ошибки, которые ранее оставались незамеченными. Оценочный компонент при выполнении такого вида заданий становится более целенаправленным, полным, а оценочная активность выступает уже в качестве свое­образной познавательной деятельности.

Опыт показывает, что возвращение время от времени к ранее выполненным творческим работам с целью их редактирования является более полезным делом, чем написание новых. При таком подходе школьники сами учатся анализировать результат своего труда, ставить задачи по совершенствованию уже сделанного.

___________________
* См.: Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – М., 1998.

ecsocman.hse.ru

Данные матеиалы преднанзначены для студентов, обуающихся по специальности 050202 "Информатика". Материалы раскрывают содержание таких понятий как нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание, всесторонне и гармонично развитая личность.

Приходя в 1 класс ребенок не владеет ни действиями самоконтроля, ни действиями самооценки. Эти операции расположены в зоне его ближайшего развития.

Приемы по формированию самоконтроля и самооценки у учащихся на уроке В таблице представлены наиболее часто используемые приемы формирования самоконтроля и самооценки. В процессе самоконтроля и

Потенциал предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету Информатика и коммуникативных универсальных учебных действий реализуется через:

Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ

Таким образом, основной акцент на учебных занятиях данного типа делается на выработку у учащихся «инструментария самоконтроля» в рамках решения определенного круга частных задач, обеспечение рефлексивных действий и самооценки.

Оцените статью