Искусство согласия с собой: развитие позитивной самооценки

Роберт Энтони (Robert Anthony), популярный американский психолог и психотерапевт, который провел более 5000 семинаров по всему миру.

Жизнь доказывает, что вы никогда не можете быть лучше своего мнения о себе — то есть вашей самооценки, основанной на чувстве согласия с собой. Она имеет в основном неосознанный характер и была запрограммирована в вашем подсознании с раннего детства.

Позитивная самооценка — это не только интеллектуальное приятие своих талантов или достижений. Это личное согласие с собой. Развитие позитивной самооценки — не эгоизм. Вы просто понимаете, что являетесь истинно уникальной и достойной личностью, человеком, которому не требуется поражать других своими достижениями или благосостоянием. В сущности, постоянно хвастающийся человек проявляет один из классических симптомов негативной самооценки.

С первого взгляда многим людям вроде бы присуща позитивная самооценка. Но это не всегда так. Одна из трагедий нашего времени состоит в том, что многие лидеры, учителя, изобретатели, художники — люди, внесшие огромный вклад в развитие человечества, — страдают от низкой самооценки. Некоторые из наиболее уважаемых исторических личностей становились наркоманами, алкоголиками или даже совершали самоубийство лишь для того, чтобы избавиться от своего я», с которым они не соглашались и которое зачастую ненавидели.

Развитие позитивной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Если вы надеетесь обрести свободу, то должны серьезно подойти к этой задаче, в противном случае следует ожидать, что низкая самооценка с годами еще ухудшится, и вы пополните то трагически большое число людей, которые сейчас сидят дома и жалеют себя.

Чтобы соотнести усвоенное со схемой своего поведения, важно знать, как низкая самооценка развивается и как проявляется в других. Тогда вы сможете понять, что следует делать для продвижения вперед.

Существуют три главные причины низкой самооценки. Первая заключается в серии пораженческих концепций, убеждений и ценностей, которые вы заимствовали у родителей. Вторая причина — характерный для человека список промахов и неудач, составленный в школьные годы из-за ложных и искаженных понятий учителей. Третья причина — негативное религиозное воспитание с его чрезмерным акцентом на чувстве вины и недостойности. Существует много других факторов, вызывающих низкую самооценку, но эти три являются наиболее важными.

Сильнейшим фактором, определяющим возникновение чувства вины в детстве, является низкая самооценка у наших родителей. Это справедливо особенно по отношению к матери — человеку, с которым мы обычно проводим наиболее запоминающиеся годы. Поскольку большинство взрослых действуют, руководствуясь ложными принципами, ценностями и убеждениями, все это передается детям, словно заразная болезнь, через поведение и реакции. Если родители считают себя в каком бы то ни было смысле неполноценными и подчиненными другим, то дети чувствуют себя недостойными ив результате оказываются неспособными справиться с простейшими проблемами дома или в школе. В сущности, ложные суждения родителей становятся «фактами» опыта детей. Нижеописанное поможет вам понять, как это происходит.

Когда вы рождаетесь, размер вашего мозга не превышает одной восьмой мозга взрослого человека. К восемнадцати месяцам эта разница сокращается до одной второй, а в пятилетнем возрасте размер мозга ребенка составляет пять шестых мозга взрослого человека. Это наиболее быстро растущий орган. В течение периода быстрого роста, известного как «период накопления», ваш мозг получает основные впечатления, которые помогают сформировать схему вашего поведения. Нетрудно понять, что если в это время один из ваших родителей или оба страдают от низкой самооценки, она с легкостью усваивается впечатлительным сознанием ребенка.

Все начинается с того, когда вы совершаете свою первую ошибку и вас называют «плохой девочкой» или «плохим мальчиком». Вы превратно истолковываете эти слова и считаете «плохим» себя, в то время как в действительности «плохими» были лишь ваши поступки. Считая себя «плохой девочкой» или «плохим мальчиком», вы отождествляли себя со своими поступками и не понимали того, что они всего лишь выбранные вами средства удовлетворения первоочередных потребностей и в некоторых случаях ваш выбор ошибочен и неприемлем. Если ребенок не научится этого понимать, он будет считать себя неисправимо плохим и в нем разовьется чувство собственной недостойности и второсортности, которое будет запрограммировано в его подсознании. Это чувство будет последовательно проявляться в стыде, презрении к себе, угрызениях совести и, что хуже всего, в ощущении своей вины.

Низкая или негативная самооценка развивается и в дальнейшем при унизительном сравнении ребенка с другими. Когда родители сопоставляют ребенка с братом, сестрой и особенно с кем-нибудь вне семьи, его зачаточное чувство собственной неполноценности вырастает и крепнет. Он сравнивает себя с детьми такого же возраста, которыми все восхищаются, и страдает от своих воображаемых изъянов. Ребенок верит, что другие наделены большей силой и уверенностью в себе и пользуются большей популярностью, в результате его наполняет разрушительное чувство неполноценности. Если быродители смягчали свою критику поощряющими фразами вроде «этого не должно было случиться с таким славным мальчиком, как ты» то такую реакцию во многих случаях можно было бы предотвратить.

Другая ошибка родителей — отсутствие понимания или признания неповторимости своего ребенка. Большинство родителей уделяют мало внимания чувствам, желаниям и мнениям своих детей, забрасывая их такими репликами, как «ребенка должно быть видно, но не слышно» или «отец/мать лучше знает, что делать!» Они воспринимают несогласие либо как личное оскорбление, либо как открытое неуважение к себе. Подобное поведение обусловлено низкой самооценкой и проявляется в потребности всегда быть правым. Такие родители считают что проблемы существуют только у их детей, тогда как на самом деле они есть и у них, и у их чад.

Вот один тревожный факт: многие родители живут опосредованно через своих детей. Решив, что их ребенок должен иметь все, к чему тайно стремились сами и чего так и не смогли достичь, они безжалостно толкают его к цели, не считаясь с пределами возможностей. Они хотят, чтобы их собственные нереализованные мечты об успехе воплотились в действительность. Разумеется, это делается за счет ребенка. Такие родители не понимают, что ребенок не может соответствовать их неразумно высоким стандартам просто потому, что он не развил — а может быть, даже не имеет — эмоциональных, умственных или физических способностей, необходимых для этого.

Внешность становится одной из причин низкой самооценки гораздо чаще, чем принято думать. Большое число детей сталкиваются с физическими, интеллектуальными и эмоциональными трудностями из-за своей необычной или ненормальной внешности. Постоянно сосредотачивая на этом внимание и убеждая себя в том, что они «слишком толстые», «слишком высокие», «слишком медлительные» и т.д., дети развивают в себе глубокое чувство неполноценности, которое впоследствии бывает трудно преодолеть.

Некоторые родители высоко ценят деньги и материальное состояние. Ребенок отождествляет себя с этими ценностями и попадает в оковы накопительского стиля жизни, требующего от него постоянной борьбы и интриг. Он часто вступает в брак ради денег и платит очень дорого за то, что получает. В результате, как в поговорке, «тратит деньги, которых у него нет, на вещи, в которых не нуждается, чтобы произвести впечатление на людей, которых не знает». По мере того как материализм разрушает в ребенке восприятие собственного достоинства, он втягивается в погоню за богатством, компенсируя чувство неполноценности.

Чрезмерно властные, заботливые или потакающие, они превращают своего ребенка в эмоционального калеку. Лишенный побуждения встречать жизненные ситуации с уверенностью и достоинством, он медлит и выбирает путь наименьшего сопротивления. Отсутствие уверенности в своих силах рождает чувство неполноценности, а оно в свою очередь формирует основу для низкой самооценки.

Вопреки расхожему убеждению система воспитания. основанная на вознаграждении и наказании, является гарантией низкой самооценки. Ребенку нужно позволить проявлять инициативу и совершать столько ошибок, сколько необходимо для усвоения урока, не наказывая за них. Научившись на своих ошибках, ребенок скорее всего никогда их не повторит. Он поймет: что ни сделай, либо заслужишь вознаграждение, либо столкнешься с последствиями своих ошибок. И чем раньше, тем лучше.

Наиболее пагубным во взаимозависимости является то, что наша низкая самооценка переходит от одного поколения к другому. Исследования показали, что трагичная склонность ксамоубийствам наследуется. Нетрудно понять, что если низкая самооценка передается от родителей к ребенку, то в некоторых случаях ее проявления могут доходить до крайностей.

Заражая детей своим чувством неполноценности, мы стремимся заразить и всех остальных, с кем входим в контакт. Если наше положение позволяет нам влиять на других (возьмем, к примеру, учителя или проповедника), мы распространяем болезнь на тех, кто смотрит на нас как на лидеров или как на источник вдохновения. Люди интуитивно ощущают недостаток чувства собственного достоинства и неизбежно начинают перенимать часть тех качеств, которые они с нами связывают. Я давал советы сотням людей, страдавших отсутствием уверенности в себе и, как следствие, неспособным успешно ориентироваться в жизненных ситуациях. Каждый из них представлял собой результат наличия низкой самооценки, развившейся дома, в школе и/или под влиянием негативного религиозного воспитания.

Низкая самооценка имеет много форм и проявлений. Они могут быть описаны как средства и привычки, которые мы вырабатываем для того, чтобы ускользнуть от требований повседневной жизни. Это алиби, позволяющее нам временно избежать встречи с реальностью. Пагубная сила наших пристрастий прямо связана с чувством неполноценности и страхом перед самим собой. Мы прикрываемся своим алиби, маскируя низкую самооценку, которую не хотим показывать окружающим.

Основные склонности человека, обладающего низкой самооценкой

Жалобы и обвинения. Мы обвиняем других и жалуемся на них, поскольку отказываемся принять тот факт, что мы сами ответственны за все, что с нами происходит. Гораздо легче переложить вину на кого-то другого, чем сказать «это моя проблема» или «это я должен измениться». Человек, у которого вошло в привычку жаловаться и винить других в своих неудачах, чувствует себя неполноценным и пытается укрепить свое положение, принижая других.

Поиски виновного. Мы считаем других людей виновными в том, что они не принимают нашу систему ценностей или не соглашаются с ней. Мы компенсируем свое чувство неполноценности, пытаясь представить себя правыми, а их — неправыми. Заметьте, как часто мы обвиняем людей за то, что нам не нравится в нас самих. Осуждая их поступки, мы, в сущности, говорим: «Я не нравлюсь себе, когда такое делаю, поэтому не могу допустить, чтобы подобное поведение сошло с рук тебе». Мы стремимся порицать в окружающих именно те слабости и ошибки, в которых наиболее повинны сами, — это психологическая истина.

Потребность во внимании и одобрении. Многие люди испытывают страстную потребность во внимании и одобрении. Они не способны понять и оценить себя как достойных и полноценных индивидуумов. Это приводит к постоянной необходимости слышать, что с ними «все в порядке» и что их ценят и понимают.

Отсутствие близких друзей. У людей с низкой самооценкой, как правило, нет близких друзей. Питая неприязнь к себе, они становятся либо «одиночками», живущими отдельно от остальных, либо придерживаются противоположной схемы поведения истановятся агрессивными и напористыми, критичными и требовательными. Ни та, ни другая черта не способствует дружеским отношениям.

Агрессивная потребность побеждать. Если мы одержимы желанием всегда побеждать или быть правыми, то обычно страдаем от отчаянной потребности доказывать это всем окружающим. Мы пытаемся выставить на первый план свои достижения. Побуждение, движущее нами, — получить признание и одобрение других людей. Цель, таким образом, заключается в том, чтобы «быть лучше» соседа.

Чрезмерное потакание себе. Люди, испытывающие неприязнь к себе, не могут жить в мире с собой и обычно пытаются удовлетворить свои потребности, подменяя ориентиры. Чувствуя себя обделенными и обиженными, они стремятся к духовному и физическому «опиуму», притупляющему боль. Они переедают, принимают наркотики, пьют или чрезмерно много курят, получая временное физическое удовлетворение, притупляющее их эмоциональные муки и отчаянную потребность в самоодобрении. Чрезмерное потакание себе компенсирует чувство самоотрицания. Такое самоотношение временно оттягивает встречу с реальностью и растущей потребностью в переменах.

Депрессия. Мы впадаем в депрессию, когда полностью разочаровываемся в себе и в своей способности достичь того, чего хотим от жизни. Мы чувствуем себя неполноценными и недостойными, не совершив дел, которые должны были совершить, по собственному мнению или по мнению других людей. Крушение жизненных планов и постоянное беспокойство за оправдание своих ожиданий и ожиданий окружающих приводят нас к крайне низкому уровню самооценки.

Разводы. Многие разводы являются непосредственным результатом низкой самооценки одного или обоих партнеров. Чаще всего распадаются те связи, где один партнер испытывает постоянную потребность контролировать другого, доминировать над ним или безраздельно им обладать. Постоянные поиски вины приводят к горечи и негодованию, обычно накладывающимся на глубокие чувства неполноценности, незащищенности и отчаянную потребность любить и быть любимым.

Алчность и эгоизм. Алчные и эгоистичные люди испытывают всепоглощающее чувство собственной неполноценности. Они находятся во власти своих нужд и желаний и готовы удовлетворить их любой ценой, чтобы хоть как-то скомпенсировать отсутствие собственного достоинства. У них редко находится время или желание заботиться о других, даже о тех людях, которые их любят.

Неуверенность и промеделение. Низкая самооценка часто сопровождается страхом перед совершением ошибок. Сомневаясь в возможности выполнить то, чего от него ожидают другие, человек обычно не предпринимает вообще ничего или по крайней мере откладывает действие на длительный срок. Он отказывается принять решение, поскольку считает себя неспособным сделать «правильный» выбор. Другой тип личности из этой категории — поборник совершенства. Он близок по характеру вышеописанному типу, но всегда испытывает потребность быть «правым». В основе его поведения также лежит глубокая неуверенность в себе. Он настаивает на том, что выше критики, и следовательно, может считать себя «лучше» тех, кто не вписывается в его критерии совершенства.

Жалость к себе. Чувство жалости к себе, или синдром «бедный я», происходит от нашей неспособности распоряжаться своей жизнью. Мы сознательно отдаемся на милость других людей или обстоятельств. Нас то и дело подталкивают в ту илииную сторону. Мы позволяем людям расстраивать, ранить, критиковать и сердить нас, поскольку обладаем зависимым характером и любим внимание и симпатию. Многие люди радуются своим болезням, так как в слабости заключена великая сила. Ведь окружающие начинают уделять нам столь желанное внимание и готовы услуж

www.kazedu.kz

Как формируется позитивная самооценка?

В последнее время довольно часто пишут и говорят о важности положительной самооценки и уверенного поведения, о любви к себе. И это, действительно важно – это помогает найти хорошую работу, быть успешным в профессиональной деятельности, заводить новые знакомства, устраивать личную жизнь. Но не все так просто, ведь корни заниженной самооценки лежат еще в раннем детстве.

Время от времени у каждого из нас возникает вопрос: кто я такой? Каково мое предназначение в жизни? Как я могу стать тем, кем я есть на самом деле? Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, человеку нужен кто-то другой, во взаимоотношениях с которым он будет искать и понимать себя. Первый опыт понимания себя мы берем из детства, когда наши родители демонстрируют ответные реакции на то, или иное наше поведение. По сути это роль зеркала, где мы видим себя глазами других: хорошими или плохими, сильными или слабыми, умными или глупыми…

Маленький 1,5-2летний ребенок абсолютно уверен в том, что он самый лучший, самый красивый и самый умный, и родителям приходиться прикладывать неимоверные усилия, дабы переубедить его в этом. С раннего возраста, когда за какой-то поступок ребенок слышит критику: «Ты ленивый!», «Ты злой», « Ты плохой мальчик (девочка) », – он невероятно быстро это усваивает, и воспринимает себя в негативе.

«От того, что ребенок увидит в материнском взгляде, зависит то, каким он станет!». Дональд Вудс Винникотт

Задумайтесь над тем, как часто вы критикуете своих детей, как часто травмируете их негативными суждениями, обвинениями, низкими оценками. Вряд ли в будущем это поможет воспитать сильную личность. Скорее наоборот – неуверенного в себе человека.

Что необходимо для приобретения уверенности в себе?

Для приобретения уверенности в себе, позитивной самооценки человек должен приобрести три вида опыта, а именно:

1 . Опыт почтительного внимания , (уважение границ и личностных ценностей – комната, дневник, личные отношения, взгляды, мнения, мотивы и чувства) .

2 . Опыт справедливого отношения к себе со стороны других людей , (не стоит равняться на других, каждый человек уникален и имеет свой и индивидуальный прекрасный мир)

3 . Опыт признания другими людьми своих личных ценностей , (на одну критику – не меньше 10 похвал, при этом хвалить необходимо по заслугам).

Откуда берутся перфекционисты и неудачники

Еще в раннем детстве родители успешно закладывают склонность ребенка к перфекционизму или неудачливости. Для этого необходим коктейль из трех составляющих: сравнения, критика и чрезмерные требования. Чем больше сравнения и критики – тем скорее у ребенка опускаются руки, возникнет желание вообще ничего не делать. А чрезмерные требования могут вызвать стресс и сомнение в собственных возможностях. Отсюда два варианта развития личности:

Перфекционисты – это люди, живущие в постоянном надрыве, ставя перед собой все время, завышенные цели, и достигая их любой ценой. Они не могут наслаждаться жизнью и получать удовольствие от мелочей проявления жизни, так как надо кому то, что-то доказать. Это может привести к депрессивным состояниям и потерей смысла жизни, особенно в среднем возрасте.

«Неудачники» – ими становиться люди, которые слишком бояться ошибок и совсем перестают пытаться что-то делать, чего-то достигать. Страх критики запрещает ставить для себя высокие целей, мечтать о лучшем, делать достойный выбор. Эти люди пессимистично бездействуют, плывут за течением любых обстоятельств. В самых тяжелых случаях последствия такого отношения к жизни заканчивается суицидом.

Что же делать?

Покажите себе самому положительные сильные стороны своей личности, представьте себя в наилучшем свете, и людям ничего не останется, как воспринимать Вас именно таким.

Не верьте другому, кто критикует Ваши недостатки. Откуда ему лучше знать каким Вы должны быть? Человек есть то, что он сам о себе думает.

Избегайте людей, подрывающих Вашу веру в себя. Те, кто по- настоящему Вас любят, будут поддерживать ваше величие и ценность.

psy-practice.com

Позитивная и негативная самооценка — это привычки!

У человека есть различные привычки, в том числе привычка себя ругать или себя поддерживать.

Негативная самооценка

это привычка во всех своих действиях видеть только плохое и постоянно сравнивать себя с какими-то образцами и идеалами. Очевидно, что ни один живой человек не может соответствовать идеалу – то появляется негативная оценка себя и стремление «усовершенствовать». Негативная самооценка влияет на человека как кнут: подстегивает куда-то бежать и что-то делать.

А есть привычка в любом своем поступке видеть хорошее. Не склеивать свои ошибки, промахи и неудачи с личностью и достоинством. «Я сама по себе ценна, важна и любима, но совершила ошибку. Я же совершила – значит, я и могу её исправить». Важно научиться смотреть на свои умения с вопросом: что нужно освоить, чтобы достичь нужного результата, вместо того, чтобы ругать себя.

Позитивная самооценка помогает

  • Хорошо себя чувствовать и хорошо выглядеть.
  • Относиться к окружающим хорошо, так как нет соревновательности с другими людьми.
  • Легко любить и принимать любовь, доверять. Нет ощущения того, что если нам что-то хорошее сделали – нужно обязательно сделать в ответ что-то хорошее или что ему что-то нужно от нас.

Привычку можно поменять одну на другую.

Условно людей можно поделить на две категории: тех, которые хотят быть хорошими и тех, которые хотят быть счастливыми.

Когда человек живет вечно кому-то что-то доказывая, стараясь быть хорошим – то у него нет сил жить. Он убегает от тревоги и чувства вины. Ему все время кажется, что другие лучше, они достигли, они сделали – а них нет.

Но радость и достижения – разные вещи. Если достижения как способ доказывания своей значимости – то радости от таких успехов не будет.

Думайте о том, как прожить свою жизнь максимально счастливо. Тогда самооценка придет в норму через обретение себя.

Относитесь к себе бережно и приходите на программу восстановления структуры здоровой личности «Учимся любить себя». Вы поменяете одну привычку на другую, у вас появятся устойчивые навыки радости и счастья.

Запишитесь на консультацию

maria-kudryavtseva.ru

«Познай себя». Модифицированная программа по формированию позитивной самооценки у дошкольников

Ирина Селезнёва
«Познай себя». Модифицированная программа по формированию позитивной самооценки у дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 134 г. Томска

Иркутский тр. 51/1

на педагогическом совете

протокол № 5 от 27 мая 2011г.

Заведующий МАДОУ № 134

___/Н. А. Баровская/

«ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Программа модифицированная

по формированию позитивной

самооценки у дошкольников

(возраст детей: от 5 до 7 лет)

Срок реализации программы: 2 года.

Составитель: Селезнёва Ирина Яковлевна,

Проходя сложный путь социализации, ребёнок подвергается частым воздействиям окружающей действительности, которая выступает как стрессор длительного действия, истощающий запас адаптационной энергии.

В условиях нестабильности социальных процессов, отражающихся на положении каждой семьи, нарастают, с одной стороны, тревожность и агрессивность детей, а с другой – пассивность и запуганность, которые оказывают влияние на их эмоциональное состояние и препятствуют нормальным адаптационным процессам в социуме.

Свободное выражение желаний малыша с самого раннего возраста подвергается различным ограничениям со стороны взрослых. Ребёнок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

При этом основной функцией остаётся – сохранение позитивного образа «Я», снижение тревоги, преодоление застенчивости, приобретение чувства уверенности и повышение самооценки.

В сложившихся социальных условиях технологии формирования ассертивного поведения дошкольников претендуют на право считаться оптимальными путями осуществления социальной адаптации.

«Ассертивность» означает «уверенность в себе», «настойчивость», «самоутверждение». Умение быть ассертивным представляется значимым для самоуважения и уважения других, для осознания такой же важности собственных мыслей, чувств и мнений, как и другого человека. Быть ассертивным означает также быть способным выражать себя прямо и ясно.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.

Сутью всех вопросов, связанных с развитием личности ребенка, его воспитанием, социализацией является его социальное самочувствие, потребность и способность взаимодействовать с миром. Поэтому закладывание основ социальной компетентности способствует оптимальному вхождению ребенка в социальный мир, социальная компетентность ребенка рассматривается, как способность удовлетворять собственные потребности через общественно приемлемые способы реализации активности во взаимодействии с окружающими.

Цель программы.

Создание условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи.

1. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

2. Формировать положительную самооценку.

3. Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность.

4. Развивать игровую деятельность детей.

5. Развивать творческие способности детей.

6. Расширять нравственно-ценностный словарь.

7. Развивать чувство гордости за собственные успехи и достижения.

8. Воспитывать патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Программа представляет собой интегрированный курс, который обеспечивает её взаимосвязь со всеми образовательными областями.

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения).

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, тендерной принадлежности, социуме, государстве, мире).

«Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности).

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира).

«Физическая культура» (развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами).

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире).

«Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация»).

«Познание» (использование дидактической игры как средства реализации образовательной области «Познание»).

Программа рассчитана на два года обучения, реализуется с детьми от 5 до 7 лет. Занятия проводятся четыре раза в месяц. Мальчики и девочки занимаются вместе. Старшая группа – 25 мин., подготовительная – 30 мин.

1. Социаль-ные навыки. 1.1. Создание благоприят-ной атмосфе-ры в группе. Наша дружная семья. 1. Знакомство.

3. Каждый день добро творить. 7 4

1.2. Коммуни-кативные навыки. Что значит

2. Волшебное слово.

3. Что такое хорошо и что такое плохо? 5 6

2. Способ-ность к самооценке.

Мой характер. 1. Я умею владеть собой.

2. Я самый нужный.

3. История имени. 6 5

2.2. Мои чувства и желания. Мои фантазии. 1. Язык чувств.

3. Радужный мир. 3 5

Впереди всех. 1. Наши таланты.

2. Всё начинается с улыбки. 2 3

3. Взаимоот-ношение с окружающи-ми. 3.1. Я и другие. Дружба – что это такое?

1. Давай никогда не ссориться.

2. Встреча с другом.

3. Как поступить. 5 3

3.2. Мы – разные. Девочки и мальчики.

2. Найди отличия. 4 3

3.3. Дети и взрослые. Кто самый главный? 1. Я тебя понимаю.

2. Труд взрослых в

родном городе. 2 2

Всего часов: 36 36

• Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. : О. Л. Князева. – М. :Мозаика – Синтез, 2995 – 168с.

• Чувства.Эмоции: комплект наглядных пособий для дошкольныхучреждений и начальной школы: 20 картинок Сфера 2007 Беседы по картинкам.

• наличие аудио и видео аппаратуры;

• диски с разнообразным музыкальным материалом (классическая музыка, ритмическая музыка, релаксационная музыка);

• цветная бумага, ватманы, листы А4, мольберт, простые и цветные карандаши, маркеры, акварельные краски, пальчиковые краски, мягкий пластилин;

• анкетные бланки, бланки опросники;

• печатные материалы, демонстрационный материал.

Первый год обучения. 1. Положительная динамика коммуникативных умений и навыков детей 5 года жизни. 2. Опыт позитивного общения с детьми и взрослыми,умение конструктивно решать конфликтные ситуации: 1) Стремиться к общению со сверстниками, проявляет инициативу, интерес, просит о помощи. 2) Слушает и понимает речь другого, не перебивает партнера по общению. 3) Соблюдает правила и нормы поведения в присутствие взрослого. 4) Общение со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрацией своих знаний. 5) Общение носит ситуативно-деловой и ситуативно-познавательный характер. 6) Воспринимает чувства других людей (делится игрушками, уступает, стремиться к переживанию, сочувствию, проявляет заботу к окружающим). 7) Владеет социально-приемлемыми способами выражения эмоций (гнева, радости и т. д.) 8) Владеет элементами культуры общения (умеет приветствовать, прощаться, выражать просьбу, благодарность, извинение).

Второй год обучения. 1. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения (устная речь, использование определенных поз и жестов при общении). 2. Владеет связной монологической и диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с взрослыми детьми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве). 3. Практическое овладение нормами речи,культурное общение: 1) Проявляет инициативу в общении с окружающими. 2) Ориентируется на партнера по общению, умеет слушать, не перебивает. 3) Владеет элементами культуры общения (умеет приветствовать, прощаться, выражать просьбу, благодарность, извинение). 4) Эмоциональная зрелость (проявление эмпатии, оказание поддержки другому). 5) Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной (понимает и допускает другие мнения и точки зрения, строит дальнейшее общение с учетом точки зрения другого).

1. Луговская А. Шевина О. Давай дружить! Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением – М. :Эксмо, 2006.

2. Морева Г. И. Самооценка, как фактор регуляции морального поведения дошкольника. Автореф. дис. канд. псих. н. м. -М. 1990.

3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений – М. : АРКТИ, 2001.

4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

6. ЩипицинаЛ. М. Азбука общения – С-Петербург 2000.

Положение о смотре-конкурсе театральных уголков муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышский детский сад №2 общеразвивающего вида» УТВЕРЖДАЮ.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

www.maam.ru

Программа по развитию позитивной Я-концепции у старших подростков с помощью методов арттерапии “Все грани моего Я”

Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. [1]

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка формируется Я-концепция.

Я-концепция, в свою очередь, способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации. [10]

Подросток начинает всматриваться в себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Возникает потребность оценить свои возможности для того, чтобы найти свое место в коллективе. В процессе рефлексии происходит гармонизация замыслов и возможностей человека, его потенций и тенденций. Возникшая таким образом индивидуальность обладает, согласно Ананьеву, особой организацией. Центральную ее область занимает внутренний мир, который включает “Я” человека, его мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Его замкнутый контур регулирует все свойства человека и выступает психологическим барьером, определяющим, по Ананьеву, избирательное отношение субъекта к различным воздействиям. Ведущей во взаимодействии является созидающая, творческая деятельность, которая реализует все великие возможности исторической природы человека. [1]

Поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и сверстников.

Поэтому подростку необходима помощь взрослого человека, чтобы помочь выявить и преодолеть переживания и внутриличностные конфликты, возникающие в процессе его личностного развития.

Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их. Изобразительная деятельность может являться альтернативным “языком”, более точным и выразительным, чем слова, это инструмент для исследования бессознательного человека. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Невозможные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий. Поэтому воображение и фантазия в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

Одной из наиболее динамично развивающихся в последние годы форм работы с группами является групповая арт-терапия, в ходе которой смутные побуждения предстают перед подростком в яркой образной форме, он лучше осознает собственные влечения и эмоции. Пионеры психотерапии детей и подростков (Д. В. Винниконт, В. Ловенфельд, А. Фрейд и другие) подчеркивали важную роль изобразительных и игровых средств в процессе оказания психологической помощи. [4] Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, способствует повышению самооценки подростка. Арт-терапия имеет “инсайт-ориентированный” характер и направлена на изменение мироощущения человека и системы его отношений (включая окружающий мир и самого себя), достижение им лучшего понимания своих переживаний либо такое изменение их “качества”, которое делает человека более аутентичным, творческим, счастливым.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа по развитию позитивной Я-концепции является актуальной именно на этой возрастной ступени.

Цель программы: Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков с помощью методов арт-терапии.

То есть формировать компетенции в сфере самосовершенствования: саморегулирование, саморазвитие, личностную и предметную рефлексию.

Цель данной программы конкретизируется в частных задачах:

  • Создать условия для включения личности подростка в процесс самопознания, самосовершенствования и самораскрытия.
  • Обучение способам выражения своих чувств.
  • Содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа “я”, самопринятия.
  • Актуализация и осознание внешних и внутренних ресурсов своей личности, повышение самооценки.

Мы ожидаем получить:

  • Повышение всех параметров самоотношения: самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самопонимания, самопринятия, ожидания положительного отношения от других.
  • Позитивные изменения абсолютных значений в Я-реальном и Я-идеальном в сторону адекватности; сокращение разницы между показателями Я-реального и Я-идеального – что повышает конгруэнтность, удовлетворенность собой.
  • Приобретении навыков рефлексии;
  • Создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.

Общее число занятий: 7, один раз в неделю.

Продолжительность занятия: 1,5–2 часа.

Количество детей в группе: 3–15 человек.

Отбор детей производиться на основе диагностического обследования.

При диагностике уровня сформированности структурных компонентов Я-концепции у старших подростков можно использовать следующие диагностические методики:

  • Тест-опросник самоотношения В.В.Столина. (Приложение 1)
  • Тест-опросник “Шкала самоуважения Розенберга”. (Приложение 2)
  • Тест двадцати утверждений на самоотношение, разработанный М.Куном и Т. Мак-Портлендом, модифицированный А. М. Прихожан. (Приложение 3)

Для проведения занятий нужны различные материалы: карандаши, фломастеры, краски, кисти разных размеров, палитра, баночки с водой, губка, бумага различных цветов, оттенков, формата, плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки, веревки. Для коллажей понадобятся старые журналы, репродукции, фотографии. Для театрализованных представлений (Перфоманса) могут понадобиться грим, свечи, костюмы, различные ткани и т.д.

Диски с музыкой.

Программа тренинговой личностно-ориентированной коррекционной программы по формированию позитивной Я-концепции у старших подростков. (Приложение 4)

Тематический план занятий

Общие рекомендации при проведении тренинга по арт-тарапии (Лебедева Л.Д):

Оптимальное число участников арт-терапевтической группы от 3 до 15 человек. Пространство для занятий включает круг из стульев, рабочие места (парту и стул) для индивидуального творчества, а также свободную от мебели часть класса, в которой можно легко перемещаться.
Участники имеют равные права и равную ответственность за происходящее.

Первый этап. Настрой.

Начало занятия – это настрой на творчество. Задача этого этапа — подготовка участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, различные варианты техники “каракули” (“каракули Винникотта”, “каракули тела”, “каляки”), техника “закрытых глаз”, “автографы”, “эстафета линий”. При выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.

Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

Музыка как терапевтическое средство, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых (С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, К. Швабе и др.), влияет на настроение человека, улучшает его самочувствие, стимулирует его волю к выздоровлению, помогает ему активно участвовать в лечебном процессе.

Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания также устанавливается с общего согласия. Заметим, что необходимо изменить или выключить музыку, если этого желает хотя бы один из присутствующих.

Можно сочетать арт- и танцевально-двигательную терапию.

Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа.

Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных проблем и переживаний. Принято считать, что все виды подсознательных процессов, в том числе страхи, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве.
Участники занятий, как правило, различаются степенью готовности к экспрессии, к контакту с психологом, к открытости в вербализации своих переживаний. Некоторые дети и взрослые пытаются создавать реалистичные, красивые рисунки. Поэтому необходимо объяснить участникам занятия, что их работы не будут оцениваться. Важен процесс спонтанного творчества, эмоциональное состояние “рисовальщика”, его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения.
Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. Так, некоторые дополнительные сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик. Однако следует избегать прямолинейных аналогий и поспешных выводов.

Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальной коммуникации.

Главной задачей этого этапа является создание условий для внутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к психологу, от личных особенностей ребенка. Если он по каким-то причинам отказывается от высказываний, не следует настаивать.
По рассказу участника можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует, кем восхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Пятый этап. Рефлексивный анализ

Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной “взаимотерапии” в виде доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику арт-терапии пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. Участники приобретают положительный опыт самоуважения и самопринятия, у них укрепляется чувство собственного достоинства, постепенно корректируется образ “Я”.
В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.

  • В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.
  • Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.
  • Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения. (“Включенность” детей в групповую коммуникацию во многом определяется педагогической этикой и мастерством психолога.)
  • Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.
  • В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.

  • Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.
  • Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010.
  • Вальдес Одриосола. М. – “Арттерапия в работе с подростками”.
  • Киселева М.В. “Арт-терепия в работе с детьми”. – СПб.: Речь, 2008.
  • Копытин А.И. “Теория и практика арт-терапии”. – СПб., 2002.
  • Лебедева Л.Д. “Практика арт-терапии: подходы, диагностика”. – СПб.: Речь, 2003.
  • Лебедева Л. Д. “Арт-терапия в педагогике”. – Педагогика, 2000.
  • “Практикум по арт-терапии”. Ред. А.И.Копытин. – СПб.: Речь, 2001.
  • Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Знание, 1994.
  • “Хрестоматия. Арт-терапия”. Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001.
urok.1sept.ru

1. Общие положения. 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. формирование социально адекватных способов поведения.

    Павел Бегильдеев 2 лет назад Просмотров:

1 С. Ситниково 2017

2 1. Общие положения 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности. 2. Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ. 3. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определѐнной возрастной группы. 4. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей. 5. Рабочая программа (далее Программа) нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса, основывающийся на примерную или авторскую программу внеурочной деятельности. 6. Цель рабочей программы создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучащихся по определенному курсу внеурочной деятельности. Задачи программы: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

3 воспитание целеустремленности и настойчивости; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) Функции рабочей программы: нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область; определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности; процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся. 1. Технология разработки рабочей программы 2.1. Рабочая программа составляется учителем, педагогом дополнительного образования по определенному курсу на учебный год либо на 4 года. 1. Структура рабочей программы по внеурочной деятельности

4 3.1. Структура Программы является формой представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы: Титульный лист. Пояснительная записка Учебно-тематический план Ресурсное обеспечение реализации Программы Ожидаемые результаты. Рекомендуемая литература 3.2. Титульный лист – структурный элемент программы, который должен содержать следующую информацию: название ОУ; название программы; направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовнонравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное и т.д.); класс; составитель и его квалификационная категория; учебный год; Пояснительная записка В Пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы. Пояснительная записка содержит: 1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс: актуальность; практическая значимость;

5 связь с уже существующими по данному направлению программами; вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа); новизна (для претендующих на авторство). 2. Цель и задачи программы. Цель предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи могут быть: обучающие – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.; воспитательные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.; развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии. Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами. 3. Отличительные особенности программы: базовые теоретические идеи; ключевые понятия; этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь. 4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа: – возраст детей и их психологические особенности; – особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);

6 – число обучающихся по годам обучения (обосновать); – режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий. – прогнозируемые результаты и способы их проверки: 5. Уровень результатов работы по программе: Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. 6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.). 3.4.Учебно-тематический план Учебно-тематический план составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия). Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. 1. Содержание Программы. Содержание Программы это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает: название;

7 основные узловые моменты; формы организации образовательного процесса (теоретические, практические). Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема введение в программу Ресурсное обеспечение реализации Программы должно содержать: Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д); Материально-техническое; Финансовое; Информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет) Ожидаемые результаты: характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа (три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; 3 приобретение опыта самостоятельного социального действия); выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности обучающихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет); 1. Рекомендуемая литература. Учебно-методические средства обучения также включают список основной и дополнительной литературы. В него должна включаться как литература, используемая педагогом для подготовки учебных занятий, так и научная литература, расширяющая кругозор самого педагога. Может быть составлен отдельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий (для расширения диапазона

8 образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка). Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию 1. Оформление рабочей программы по внеурочной деятельности 1. Рабочая программа оформляется аккуратно, без исправлений на компьютере или может быть написана от руки.титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. 2. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы. 1. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого курса. 1. Экспертиза и утверждение рабочей программы по внеурочной деятельности. 1. Рабочая программа по внеурочной деятельности утверждается приказом директора образовательного учреждения в начале учебного года 2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры: обсуждение Программы на заседании методического объединения учителей начальных классов получение экспертного заключения (согласования) от школьного Совета по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов. 1. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по воспитательной работе.

9 МКОУ СИТНИКОВСКАЯ СОШ ПРИКАЗ Об утверждении Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности В целях обеспечения эффективного введения ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения ПРИКАЗЫВАЮ 1. Утвердить Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности Директор школы А.М. Теличко

docplayer.ru

Самооценка – это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции. Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека.

Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:

У Вас негативная самооценка? Хотите лучше к себе относиться? Низкая самооценка – это привычка и её можно изменить. Узнайте как у психолога и психотерапевта.

А есть привычка в любом своем поступке видеть хорошее. Не склеивать свои ошибки, промахи и неудачи с личностью и достоинством. «Я сама по себе ценна, важна и любима, но совершила ошибку. Я же совершила – значит, я и могу её исправить». Важно научиться смотреть на свои умения с вопросом: что нужно освоить, чтобы достичь нужного результата, вместо того, чтобы ругать себя.

Психическое здоровье | как формируется позитивная самооценка? | В последнее время довольно часто пишут и говорят о важности положительной самооценки и уверенного поведения, о любви к себе. И это, действительно важно – это помогает найти хорошую работу, быть успешным в профессиональной деятельности, заводить новые знакомства, устраивать личную жизнь. Но не все так просто, ведь корни заниженной самооценки лежат еще в раннем детстве.

В последнее время довольно часто пишут и говорят о важности положительной самооценки и уверенного поведения, о любви к себе. И это, действительно важно – это помогает найти хорошую работу, быть успешным в профессиональной деятельности, заводить новые знакомства, устраивать личную жизнь. Но не все так просто, ведь корни заниженной самооценки лежат еще в раннем детстве.

От admin