Низкая самооценка у ребенка: ее причины и последствия
Уверенность в себе — важная психологическая черта человека, которая во многом определяет дальнейшее качество его жизни и успешность. Именно поэтому важно помогать ребенку с раннего возраста в обретении такой черты или в борьбе с уже сформировавшейся неуверенностью.
Неуверенность ребенка в себе и ее последствия
Уверенность в себе можно определить как адекватную самооценку самого себя и веру в свои возможности. Формирование этой черты начинается еще в раннем возрасте, примерно в 3 года, когда ребенок проявляет свою самостоятельность в действиях и решениях, и в то же время остается еще на многое неспособным в силу своего возраста. Именно этот период характеризуется завышенной самооценкой ребенка, нескончаемой верой в себя и представлением о том, что весь мир вращается лишь вокруг него.
Желая приспособить детей к жизни в социуме и чему-то научить, часто родители неосознанно формируют в них неуверенность, которая может проявляться в какой-то одной сфере или убеждении. Этот процесс обратим, но если вовремя не заметить и не исправить погрешности воспитания, детская неуверенность перейдет во взрослую жизнь и повлечет за собой неприятные последствия. Она значительно влияет на общее качество жизни, мешает в построении отношений с окружающими людьми, даже близкими, препятствует достижению успехов и провоцирует появление психологических и неврологических проблем.
Причины неуверенности в себе у детей
Дети трехлетнего возраста имеют такую характерную черту, как эмоциональный эгоцентризм, который проявляется в их четкой убежденности в том, что они являются центром всего. У ребенка развивается чувство неуверенности, когда всяческими действиями и словами его в этом разубеждают. Исходя из этого, можно выделить три основные причины потери ребенком уверенности в себе:
Дети раннего возраста нуждаются в определенном объекте привязанности, которым зачастую является кто-то из родителей, и постоянном проявлении любви к себе. Если он не ощущает, что его любят, ему постоянно не хватает внимания, ребенок может чувствовать себя одиноким и покинутым. Эмоциональное отвержение родителями порождает в нем отчужденность к окружающим, тревогу и неуверенность в своих силах.
Детские капризы и непослушание — неминуемый этап развития и воспитания, который нужно вовремя заметить и правильно скорректировать. Некоторые родители, не справляясь в такой ситуации, прибегают к манипуляциям и запугиваниям, которые для ребенка выглядят как агрессия и вызывают чувство отчуждения, недоверия и неуверенности в себе.
Ребенок постепенно осваивает окружающий мир и, попадая в новую обстановку, он испытывает некоторый стресс и даже страх. В такие моменты для него очень важна поддержка взрослого, которая может выражаться даже в простом присутствии рядом и физическом контакте. Отсутствие такой поддержки вызывает у него чувство покинутости, страх и стресс при этом усугубляются, что влияет на общее психологическое состояние.
Рекомендации родителям для формирования в детях чувства уверенности
Воспользуйтесь следующими советами, если ваш ребенок столкнулся с проблемой неуверенности в себе, или же вы хотите предотвратить возникновение у него такого чувства:
- Хвалите ребенка и проговаривайте, за что вы это делаете.
Ребенка нужно обязательно подбадривать и поощрять словами к новым достижениям, однако и в этом важно соблюдать меру. Если он делает что-то по вашей просьбе, или выполняет соответствующие возрасту обязанности, стоит просто его поблагодарить. Хвалите за новые достижения и хорошо сделанную работу, не преувеличивайте и обязательно говорите, за что вы его хвалите. Также не стоит употреблять оценочных выражений вроде «молодец» и «умница», лучше сказать о том, насколько вам нравится то, что он делает, и как хорошо он придумал.
Тревожные родители очень часто чрезмерно опекают ребенка, уберегая его от неудач и поражений. Однако встречаясь с трудностями как с нормальным жизненным явлением, дети учатся их преодолевать и добиваться успеха. Не стоит критиковать ребенка, контролировать каждый шаг, предупреждая ошибку — позвольте ему встретится с неудачей и вынести из нее урок.
- Научите принимать решения.
После двух лет дети стремятся к самостоятельности во всем. Дайте малышу возможность самому решать посильные вопросы. Не нужно ставить его перед сложным выбором или решением, просто предложите на выбор несколько свитеров для прогулки или блюд на обед.
Все дети огорчаются и разочаровываются, испытывая неудачи, не стоит при этом утешать их общими фразами, говоря, что они все равно лучше всех. Отнеситесь к проблеме ребенка с пониманием, объясните, что все мы отличаемся друг от друга и поэтому достижения у каждого разные, предложите путь совместного решения назревшей проблемы.
- Помогите найти увлечение.
Поощряйте ребенка к посещению всяческих кружков и секций, к развитию собственных талантов и интересов, к поиску того, что ему действительно интересно. Дети, занимающиеся делом, которое их вдохновляет, склонны добиваться успеха и в других сферах, что делает их гораздо увереннее в себе.
- Научите ребенка договариваться.
Даже в раннем возрасте детей можно научить решать посильные проблемы самостоятельно, что поможет им стать увереннее в своих силах. Например, при возникновении спора за игрушку на детской площадке, с помощью наводящих вопросов натолкните его на мысль о том, как решить этот вопрос бесконфликтно.
Воспитывайте в ребенке доброту и всячески поощряйте его желание помочь вам по хозяйству — это вселит в него уверенность в своих силах и научит быть ответственным.
- Создайте для ребенка взрослое окружение.
Помимо родителей, в кругу его общения должны присутствовать и другие взрослые, общаясь с которыми он сможет расширить свой кругозор, развить мышление и навыки общения с другими людьми.
Пока ребенок еще мал для серьезных решений, позвольте ему мечтать о несбыточном или маловероятном — это вселяет в детей уверенность. Расскажите, как вы выбирали свою профессию, и не заставляйте совсем по-взрослому смотреть в будущее, ведь его планы будут меняться еще далеко не единожды.
medaboutme.ruПочему у ребенка низкая самооценка?
Когда я была ребенком десяти лет, в моей жизни произошел инцидент, который нанес существенный удар по моей самооценке. В итоге я больше пяти лет страдала комплексом неполноценности и заново по крупицам собирала уверенность в себе. Поэтому я могу вам рассказать, что чувствует ребенок с низкой самооценкой. С позиции меня тогдашней. С позиции ребенка. И я могу вам рассказать, почему у ребенка низкая самооценка не только в моей жизни, а в жизни любого ребенка, который столкнулся с похожей ситуацией. С позиции меня теперешней. С позиции психолога.
Итак, когда я была ребенком десяти лет, я дружила с одной девочкой – моей одноклассницей. Мы были лучшими подругами, как говорится «не разлей вода». Мы знали друг о друге буквально все, делились самыми потайными секретами. Я вообще была очень живым, жизнерадостным ребенком. Я и знать не знала, что такое низкая самооценка. У меня везде было много знакомств, я была общительная и раскрепощенная. Но вот однажды с моей подругой начала общаться еще одна наша одноклассница – девочка из богатой семьи. Она завлекала ее красивыми вещами и модными новинками, которых ни у кого еще не было. Постепенно она начала отдаляться от меня, но видимо моей сопернице и этого оказалось мало. Она настроила мою подругу против меня, и они начали меня обижать. Открыто, перед всем классом.
Нужно сказать, что меня воспитывали очень открытым и добрым ребенком. К сожалению, я совсем не умела давать отпор и не знала, как можно постоять за себя. До этого времени я никогда не сталкивалась с людьми, которых нужно было ставить на место. Никогда не попадала в ситуации, в которых нужно было защищать себя и отвоевывать место под солнцем. Поэтому их выпады в мой адрес, меня очень ранили, и я совсем не знала, как себя вести. Постепенно, месяц за месяцем весь класс уже был настроен против меня благодаря их удачным колким шуткам и насмешкам. Вот тут — то моя самооценка потерпела фиаско. День за днем я ставала все более неувереннее в себе, школа стала для меня адом. Да, конечно, я не молчала. Старалась бросать в ответ обидные фразы, да и вообще я применяла различные тактики, начиная от «Меня вообще не трогает, что вы говорите» до «Да пошли вы в …». Но ничего не помогало, надо мной все сильней и сильней издевались.
Мне казалось, что я не дождусь лета никогда. Это было как глоток воды в сильный зной. Как оазис среди бесконечной пустыни. Ведь летом я уезжала к бабушке, а там у меня было столько друзей! Но каково же было мое удивление, когда я приехала на каникулы и постепенно, не сразу, день за днем, я наблюдала, как мои летние друзья от меня отворачиваются и объединяются против. Здесь началось то же самое! Это окончательно развеяло всякие остатки уверенности в себе. Низкая самооценка у ребенка – даже это было не про меня, у меня ее вообще не стало! Из общительной и дружелюбной девочки я превратилась в запуганную и тихую.
Скажу сразу – мне было совсем не просто выпутываться из паутины, которая меня тогда опутала. Мне помогла моя внешность, так как уже даже в таком юном возрасте я нравилась многим мальчикам постарше и они добивались моего внимания. В каких-то двенадцать лет у меня было уже несколько ухажеров, которые дарили мне цветы и мечтали, что я соглашусь с ними встречаться. Мне помог мой талант писать. Я уже тогда сочиняла стихи и рассказы, писала лучшие сочинения. Я участвовала в областных и городских конкурсах «Проба пера», и моими успехами часто делилась наша учительница перед всем классом, зачитывая мои стихотворения или эссе. Многие одноклассники смотрели на меня с уважением, и это тоже придавало уверенности в себе.
Но я хочу сказать о другом. О том, почему у ребенка низкая самооценка? Если вдруг ваш ребенок попал в похожую ситуацию, ищите причину в семье! Самооценка девочки напрямую зависит от самооценки матери и от того, как относится отец к маме и к своей дочке.
Моя мама тогда не любила себя. Она была неуверенной в себе, женщиной с низкой самооценкой. Отношения между родителями были холодными, скорее даже равнодушными. Папа не уделял мне внимания, не проявлял ни малейшего интереса. Именно это повлекло за собой те события, о которых я вам уже рассказала. А затем происходило одно за другим, как растущий снежный ком. Ведь помимо низкой самооценки я стала испытывать страх перед сверстниками, а дети нутром чуют тех, кто боится. Именно тот, кто боится и становится их мишенью, козлом отпущения.
Поэтому если вдруг ваша дочка стала жаловаться вам на то, что ее обижают, что с ней не хотят дружить, знаете что нужно делать? Срочно работать с собой. Поднимать именно маме свою самооценку, потому что дочь – ее отражение и как относится к себе мама, так будет относиться к себе и дочка.
Вторым шагом на пути к поднятию самооценки девочки – времяпровождение с ее папой. Причем папа должен восхищаться дочерью, делать ей комплименты. Все это должно быть постоянно и искренне.
Обычно, когда у девочки начинаются проблемы в общении с другими детьми, родители направляют всю свою энергию на ребенка, иногда даже вплоть до того, что приводят дочку к психологу. Но нужно работать не с ней, а с собой! И когда через вас, она станет увереннее в себе, тогда изменятся и обстоятельства в ее жизни! Ситуация, приносящая ей много переживаний, просто отступит и изменится.
Главное, понимать, что все проблемы в жизни вашего ребенка – это ваши промахи и ваша ответственность. И если вы задаетесь вопросом: «Почему у ребенка низкая самооценка и что с эти делать?», я отвечу однозначно. Учить ребенка стоять за себя бесполезно, если мама позволяет папе вытирать об нее ноги. Поймите, ребенок учится тому, что видит. Он отражает то, что уже есть в вас. Поэтому нужно меняться сначала родителям, а затем по инерции изменится и ребенок, а вместе с ним и его жизненные обстоятельства.
С любовью, Юлия Кравченко
www.twiy.ruРекомендации родителю, имеющих детей с низкой самооценкой
V Международный дистанционный конкурс «Старт»
Низкий оргвзнос 30р
Сегодня последний день приёма заявок
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Наградные и подарки
по взаимодействию с тревожными, неуверенными, высокочувствительными детьми с низкой самооценкой, наличием детских страхов:
Обеспечить реальный успех в какой-либо деятельности. Всегда можно найти такую деятельность, в которой ребенок сумеет проявить себя (рисование, игры, помощь по дому и др.). Если нет реальных достижений, их придется создавать искусственно, например, научить ребенка собирать гербарий. Главное, не сам успех в деятельности, а реакция на окружающих. Они должны быть убеждены, что все успехи постоянны, а неудачи – временны.
Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми способствует снижению общей тревожности.
Эмоционально впечатлительные, чувствительные дети требуют к себе особого отношения: бережного, тактичного, ровного, спокойного, внимательного, не подавляющего.
Щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики, например, медленно одевается. Не фиксировать внимание на неуспехе. Однако, если появится малейший успех, обязательно его надо отметить.
Особое внимание уделять здоровью. Если ребенок часто болеет, то это может быть защитной реакцией на чрезмерную психическую нагрузку. Во время болезни взрослый должен относиться к ребенку с повышенным вниманием, теплотой, чего нередко не хватает ребенку в повседневной жизни.
Необходим полноценный отдых: спокойные прогулки на свежем воздухе, купание в ванне, бассейне, водоеме. Полезны игры с водой. Недопустимо переутомление.
Поощрять все проявления самостоятельности, уверенности. Давать возможность самостоятельно решать какие-нибудь проблемы.
Соблюдать меру в занятиях. Должно оставаться время поиграть, погулять, пообщаться со сверстниками.
Давать возможность ребенку высказаться, поделиться своими впечатлениями.
Выслушивать мнение ребенка при решении семейных проблем. Демонстрировать свою любовь.
Не сравнивать достижения ребенка с другими детьми, сравнивать со своими достижениями, оценивая улучшения его собственных результатов.
Исключить травмирующие ситуации.
Меньше ругать, больше хвалить.
Внушать ребенку уверенность в себе «У тебя все получится. Ты справишься». Повышать самооценку. Никогда не говорить ребенку, что он плохой. Отрицательно можно сказать о поступке ребенка, но не о личности.
Выслушивать все, что говорит ребенок. Ему крайне важно видеть ваши глаза, чувствовать вашу реакцию.
Выявить причины страхов. Уменьшить тревожность, излишнюю опеку и чрезмерный контроль.
Нельзя винить, ругаться, тем более наказывать ребенка за то, что он боится.
Не следует рассказывать страшные истории на ночь и днем, читать и смотреть хронику происшествий.
Объяснять природу того, чего боится ребенок.
Избегать соревнований с другими детьми на скорость.
Принимайте ребенка таким, какой он есть.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какое-либо задание, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении успехов (даже малейших) не забудьте похвалить его.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Что делать, если ребенок испытывает различные страхи?
Необходимо понять причину и характер страхов, испытываемых ребенком: либо внушенные страхи, либо личностно обусловленные, либо ситуационно возникающие страхи.
Если страхи обусловлены тревожностью, беспокойством родителей, то необходима корректировка в поведении родителей, надо помнить, что оптимизм, жизнерадостность, непринужденность, открытость предохраняют ребенка от страхов.
Нужно разрешать ребенку побольше бегать, заниматься интересными делами, приглашать почаще его друзей-сверстников, помочь ему научиться общаться с ними, а также использовать игру, в которой ребенок может проявить себя как сильный, смелый, отважный, как защитник.
Справиться со страхами дошкольников поможет прорисовывание, проигрывание, фантазирование, сочинение всяких историй, чтение коррекционных сказок.
Что делать, если ребенок испытывает тревогу, беспокойство?
Повышать самооценку ребенка.
Обучать саморегуляции в конкретных, наиболее волнующих его случаях.
Снять мышечное напряжение.
В раздевалке, на шкафчике каждого ребенка можно закрепить «Цветик-семицветик» (или «Цветок достижений»), вырезанный из цветного картона. В центре цветка поместить фотографию ребенка. А на лепесточках, соответствующих дням недели, – информацию о результатах ребенка, которыми можно гордиться. Позднее заполнение лепестков можно поручить самим детям, воспитывая у них положительное самопринятие и адекватную самооценку. Полезно также систематически сообщать о достижениях ребенка его родителям.
Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Я дарю тебе…», «Комплимент», которые помогут им узнать много нового о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей.
На примерах из литературы можно показать детям, как ведут себя смелые люди. Объяснить, что смелый человек, это не тот, кто не боится (таких людей просто нет), а тот, кто умеет свой страх преодолеть. Желательно, чтобы каждый ребенок вслух сказал, чего он боится или боялся. Подобное обсуждение поможет понять ребенку, что он не один такой, что у сверстников тоже существуют проблемы, сходные с теми, которые, как он думал, есть только у него. Также он услышит от сверстников варианты решения этих проблем.
Совместное с ребенком сочинение сказок и историй научит его выражать свою тревогу и страх. Даже если он приписывает эти качества не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего напряжения. Можно использовать ролевые игры с куклами, разыгрывая те ситуации, которые наиболее волнуют ребенка. Также полезно применять в работе с тревожным ребенком ролевые игры, где предложить ему сыграть роль смелого, отважного героя.
Снятие мышечного напряжения
Цель: расслабить мышцы спины.
Сейчас мы будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола, приподнимите ее. Выдохните, отпустите штангу на пол. Стало легко. Отдохните. Еще раз.
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
Ребята, разбейтесь на пары. Один из нас – большой надувной мяч, другой – насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены, корпус наклонен вперед, голова опущена. Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая это звуком «ссс». С каждой «подачей воздуха» мяч надувается все больше. Вначале он выпрямляет ноги, затем туловище, голову. Далее напрягается, надувая щеки и отводя руки в сторону. Задерживает воздух. Мяч надут. Насос перестает работать. «Шланг насоса» выдергивается. Из мяча со звуком «шшш» начинает выходить воздух. Тело вновь обмякает, возвращаясь в исходное положение.
Затем играющие меняются ролями.
Что делать, если ребенок постоянно капризничает, раздражается, предрасположен к неврозам, тревожен?
Выявить причину возникновения данного состояния. Свою роль играют как биологические, так и социальные факторы, последние являются определяющими: конфликты в семье, отсутствие последовательности и единства взглядов по вопросам воспитания у родителей и других значимых для ребенка родственников, рассогласованность воспитательных позиций родителей и педагогов, недостаток любви и тепла в семейных отношениях, чрезмерные требования, не соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, или, наоборот, безнадзорность и заброшенность; алкоголизм родителей; сильные стрессы (развод родителей, переезд в другой город, утрата близкого человека и т.п.); неуравновешенность, нервозность самих родителей, прежде всего мамы ребенка.
Нужно быть внимательным к ребенку, проявлять больше любви, тепла, ласки.
Необходимо помнить о том, что у ребенка тоже могут быть свои проблемы, надо дать ему возможность выговориться, обсудить вместе со взрослым то, что его тревожит и огорчает.
Никогда не высказывать в присутствии ребенка-дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Тревога взрослого обязательно передастся ребенку, послужит причиной формирования «школьной тревожности» – устойчивого состояния и страха в отношении всего, что связано со школой и учением.
(РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ): Большое значение для профилактики и лечения неврозов имеет правильный режим для ребенка. Здесь необходимо выполнять 3 важных условия: у ребенка должен быть полноценный сон. Несмотря ни на что, в 9 часов вечера его нужно укладывать спать, длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов. Для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной сон в течение 1-1,5 часов. Ребенку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения. Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в компьютерные игры. Кровавые боевики, фильмы ужасов – не для вашего ребенка, их нужно полностью исключить.
Для профилактики и лечения неврозов используются специальные упражнения, релаксационные упражнения и приемы: упражнения на расслабление мышц рук, ног, корпуса, живота, шеи, лица и т.д.
Игры, которые особенно нравятся детям:
Дракон кусает свой хвост
Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок – голова дракона, последний – хвост дракона. Голова дракона пытается поймать хвост, а тот, уворачивается от нее. Роли головы и хвоста выполняются детьми поочереди.
Выбирается водящий из детей на роль иголки. Остальные встают друг за другом и берут друг друга за пояс. Они играют роль нитки. Иголка бегает, огибая препятствия, а нитка, ухватившись за иголку и стараясь не отставать, бегает следом.
Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки – это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» – они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда переломит всех играющих, игра заканчивается.
infourok.ruСамооценка ребенка — особенности формирования и повышения заниженной самооценки (85 фото)
Характер ребенка закладывается с самого рождения и формируется в процессе взросления под воздействием многих факторов. В этот же период ребенок начинает проявлять себя как личность и оценивать свою важность среди окружающих людей, что предопределяет дальнейшие его взаимоотношения в социуме. Поэтому значимую роль в достижении успеха и будущих победах играет адекватная самооценка ребенка.
С самого раннего детства ребенок начинает понимать значимость и ценность своей личности, своего «Я». Однако не у всех детей получается справиться с задачей правильного отношения к себе и окружающим, поэтому родителям необходимо помочь ребенку в правильном формировании самооценки.
Типы детской самооценки
Самооценка разделяется на три типа: пониженная, нормальная и повышенная. Для определения типа самооценки у вашего ребенка необходимо воспользоваться определенными тестами или проанализировать собственные наблюдения.
Одной из методик определения самооценки малыша является «лесенка», нарисованная на листе бумаги. Чтобы узнать степень отношения ребенка к самому себе, он должен нарисовать себя на этой лесенке. Но, прежде всего, поясните малышу, что внизу находятся плохие дети, а самые лучшие — вверху.
Для конкретизации уровня самооценки ребенка одной методики мало, поэтому психологи используют дополнительные тесты и личные собеседования.
Однако, родители и самостоятельно могут определить сложившийся тип самооценки ребенка, используя личные наблюдения и зная признаки каждого типа самооценки.
Признаки нормальной самооценки
Нормальному типу самооценки ребенка свойственны следующие признаки:
- отсутствие страха в поисках новых увлечений или занятий;
- способность найти выход из сложных ситуаций без посторонней помощи, или вовремя попросить её;
- легкость признания ошибок и попытки исправить их;
- контактность и легкость общения с другими детьми, без унижения достоинства младших по возрасту или уступающих в силе.
Признаки повышенной самооценки
Повышенную самооценку ребенка заметить несложно. Как правило, они слишком высоко оценивают свою важность и способности. Признаками повышенного типа самооценки являются:
- личные желания и чувства превыше всего, что свойственно эгоцентризму;
- критика воспринимается слишком болезненно и эмоционально;
- постоянное напоминание о себе любыми методами;
- лидерство в компаниях несмотря ни на что.
Признаки пониженной самооценки
К особенностям пониженной самооценки у детей относятся:
- волнения и сомнения в собственных силах и в общении с другими людьми;
- недоверие к окружающим;
- обособленность от всех, обидчивость;
- боязнь трудностей;
- негативное отношение к себе.
Способы повышения самооценки
Как поднять самооценку ребенку необходимо знать всем родителям. Как говорится, предупрежден, значит, вооружен. Прежде всего, определите, чем ваш ребенок интересуется, возможно, стоит ему помочь в этом, поддержать.
Важно, чтобы ребенок поверил в себя и смог раскрыть свои способности. Для малышей можно организовать шкатулку побед. Записывайте все добрые дела ребенка за день и прячьте в шкатулку. Потом вместе открывайте её и вспоминайте о его маленьких подвигах.
Чтобы повысить самооценку ребенка, особенно подростка, позвольте ему быть самостоятельным. Но не упускайте ситуацию из-под контроля. Выбор одежды, приготовление несложных блюд, поход в магазин за продуктами научит ребенка самостоятельности. При этом не вздумайте его критиковать, замечайте только хорошее.
detkiexpert.ruЧто делать, когда у ребёнка низкая самооценка?
Здоровая самооценка – это как броня ребёнка для вызовов, которые бросает ему мир. Дети, которые знают свои сильные и слабые стороны и хорошо себя при этом чувствуют, легче справляются с конфликтами и сопротивляются негативному влиянию. Они, как правило, легко и с готовностью отвечают улыбкой на улыбку и наслаждаются жизнью. Они реалисты и, в целом, оптимисты.
В отличие от этого, дети с низкой самооценкой могут относиться к проблемам как к источникам больших тревог и разочарований. Те, кто думает о себе плохо, с трудом находят выход из проблемных ситуаций. Если они предаются самокритичным мыслям, таким как «Я не умею» или «Я ничего не могу сделать правильно», это приводит к пассивности, замкнутости или депрессии. Когда такие дети сталкиваются с новой проблемой, их первичная реакция – «Я не могу».
Что такое самооценка?
Самоуважение похоже на понятие «собственное достоинство» (то, насколько человек ценит самого себя). Оно может меняться со дня на день или из года в год, но в целом самооценка имеет тенденцию развиваться с младенчества и продолжать развитие до тех пор, пока мы не повзрослеем.
Ещё одно определение самооценки – уверенность в том, что вы способны сделать что-то, и в то же время, что вас любят. Ребёнок, который доволен достижениями, но не чувствует, что его любят, в конечном итоге может приобрести низкую самооценку. Кроме того, у ребёнка, который чувствует себя любимым, но у которого нет уверенности в собственных способностях, может также развиться низкая самооценка. Здоровая самооценка наблюдается при наличии здравого баланса между этими двумя понятиями – любовью и уверенностью в своих способностях.
Модели самооценки устанавливаются в самом начале жизни. Понятие успеха, следующее за усилиями и настойчивостью, формируется в раннем возрасте. Как только люди достигают совершеннолетия, становится труднее изменить их восприятие себя.
Поэтому мудро подумать о развитии и продвижении собственного достоинства ещё в детстве. Когда дети предпринимают попытки сделать что-то, у них не получается, они пробуют снова и снова, а затем, наконец, добиваются успеха, они получают представление о собственных возможностях. В то же время они формируют самооценку, взаимодействуя с другими людьми. Именно поэтому участие родителей в этом процессе – ключевой фактор, чтобы помочь детям сформировать правильное и здоровое самовосприятие.
Родители и воспитатели могут способствовать приобретению здоровой самооценки, поощряя и показывая удовольствие от деятельности ребёнка во многих областях. Избегайте фокусировки внимания на одной конкретной области; например, на успехах на тесте по правописанию, что может дать детям ощущение, что их ценят только за хорошие отметки.
Признаки нездоровой и здоровой самооценки
Самоуважение колеблется по мере взросления детей. Оно часто меняется, оттачивается, потому что зависит от опыта ребёнка и его новых ощущений. Самоуважение – это фактор, по которому можно судить состояние самооценки.
Дети с низкой самооценкой могут не захотеть научиться чему-то новому и могут негативно говорить о себе: «Я глуп», «Я никогда не научусь это делать» или «В чём дело? Никто никаким образом не заботится обо мне». Они могут проявлять небольшую терпимость к тому, что их расстраивает, легко сдавшись или ожидая, что кто-то другой возьмёт всё на себя. Такие дети, как правило, чрезмерно критичны и легко разочаровываются в себе.
Дети с низкой самооценкой воспринимают временные неудачи как постоянные, невыносимые условия, в них преобладает чувство пессимизма. Это может привести детей к опасности стресса и проблемам с психическим здоровьем, а также к реальным трудностям в решении различных проблем и задач, с которыми они сталкиваются.
Детям со здоровой самооценкой, как правило, нравится общаться с другими людьми. Они легко чувствуют себя в общественных местах, им нравятся групповые мероприятия, а также самостоятельные занятия. Когда возникают проблемы, они работают над поиском решений и устранением недовольства, не унижая себя или других. Например, вместо того чтобы сказать: «Я тупица», ребёнок со здоровой самооценкой говорит: «Я не понимаю этого». Они знают свои сильные и слабые стороны и принимают их. В них преобладает чувство оптимизма.
Как могут помочь родители
Что делать родителям для развития здоровой самооценки у ребёнка? Для этого нужно руководствоваться некоторыми принципами при воспитании. Эти советы помогут вам:
Будьте осторожны в своих словах. Дети могут быть чувствительны к словам родителей и к тому, что говорят другие. Не забудьте похвалить вашего ребёнка не только за хорошо сделанную работу, но и за приложенные усилия. Но будьте правдивы. Например, если ваш ребёнок не попал в футбольную команду, не говорите что-то вроде: «Ну, в следующий раз ты лучше потренируешься, и у тебя всё получится». Вместо этого скажите: «Хоть ты и не попал в команду, но я действительно горжусь усилиями, приложенными тобой для этого». Наградите усилия ребёнка и то, чего он достиг.
Иногда просто не существует уровня квалификации ребёнка – поэтому ваша помощь детям в преодолении разочарования действительно может помочь им понять, что у них получается хорошо и над чем им ещё необходимо потрудиться. Как взрослым нам будет нормально использовать юмор, чтобы помочь нашим детям понять себя и ценить то, что делает их уникальными.
Будьте образцом для подражания. Если вы чрезмерно суровы к себе, пессимистичны или не до конца уверены в своих способностях и ограничениях, ваши дети в конечном итоге будут наследовать вас. Воспитывайте собственную самооценку, и это будет прекрасным примером для подражания.
Выявляйте и направляйте в нужное русло неверные убеждения. Для родителей важно определить неправильные представления детей о себе касательно их удачливости, привлекательности, способностей или чего-нибудь ещё. Помогая детям установить чёткие стандарты и быть более реалистичными в самовосприятии, вы поможете им иметь здоровую самооценку.
Неправильное самовосприятие может укорениться и стать реальностью для детей. Например, ребёнок, который очень хорошо учится в школе, но у которого трудности с математикой, может сказать: «Я не могу решить математику. Я плохой ученик». Это не только ложное утверждение, это также убеждение, которое программирует ребёнка на неудачу. Поощряйте детей воспринимать ситуацию более объективно. Полезный ответ в этом случае: «Ты хороший ученик. Ты неплохо учишься в школе. Просто математика – это предмет, на который нужно потратить больше времени. Мы займёмся этим вместе».
Будьте естественны и ласковы. Любовь поможет повысить самооценку вашего ребёнка. Обнимите его и скажите, что гордитесь им, когда видите, как он прилагает усилие к чему-то или пытается сделать что-то, что ранее не удавалось. Положите записку в коробку для завтрака ребёнка со словами вроде «Я думаю, ты супер!».
Хвалите часто и честно, но не переусердствуйте. Завышенное самовосприятие может сказаться в том, что дети и подростки будут подавлять других или чувствовать, что они лучше, чем все остальные, и это может привести к тому, что они будут изолированы социально.
Давайте позитивные и чёткие советы. Комментарии вроде «Ты всегда ведёшь себя как ненормальный!» заставят детей чувствовать, что они абсолютно не контролируют вспышки своего гнева. Лучше сказать: «Я вижу, что ты очень рассердился на брата, но было бы хорошо сказать ему об этом, а не кричать на него или ударить». Этим вы признаете чувства ребёнка, вознаградите сделанный им выбор и побудите его правильно поступить в следующий раз.
Создайте безопасную, уютную и любящую домашнюю атмосферу. Дети, которые не чувствуют себя в безопасности или подвергаются насилию дома, имеют наибольший риск развития низкой самооценки. Ребёнку, который постоянно видит спорящих и сражающихся родителей, кажется, что он совсем не контролирует своё окружение и становится беспомощным или испытывает депрессию.
Также следите за признаками злоупотребления другими, проблемами в школе, неприятностями со сверстниками и иными факторами, которые могут повлиять на самооценку детей. Поощряйте их поговорить с вами или с другими людьми, которым они доверяют, как решить слишком большую проблему, которую им сложно разрешить самостоятельно.
Помогите детям участвовать в действиях, которые станут полезны им в будущем. Мероприятия, поощряющие сотрудничество, а не конкуренцию, особенно полезны для развития самооценки. Например, программы наставничества, в которых ребёнок старшего возраста помогает младшему научиться читать, могут творить чудеса для обоих. Волонтёрство и вклад в деятельность вашего местного общества могут иметь положительное влияние на самооценку для всех её участников.
При формировании здоровой самооценки важно не переусердствовать и не дать слишком мало, всё должно быть в меру. Убедитесь, чтобы в конце концов у ваших детей не возникло чувство посредственности, если у них ничего не будет получаться хорошо или по-особенному.
Семья – уникальное место развития личности. Большую часть своего времени ребёнок проводит именно с родителями. Не жалейте усилий для закладывания крепкого позитивного фундамента в личности вашего ребёнка! Это требует много работы и над собой тоже.
Будем рады обсудить с вами эту тему в комментариях. Пишите нам и лично с помощью формы обратной связи на сайте, если у вас возникли вопросы.
otnoshenij.netСоветы настолько простые, что применять их можно прямо сейчас.
Рассказывает эксперт национального ресурсного центра наставничества «МЕНТОРИ» «Рыбаков Фонда» Ольга Давыдова.
По утверждению психологов, ребенок, который часто произносит выражения, подобные: «Я не справлюсь, задание слишком сложное», «На тренировке ребята – Блог IQКлуба
Суть вышеперечисленного состоит в том, что родителям следует поощрять ребенка, а не хвалить его. От похвалы человек получает больше вреда, чем пользы. Если родители часто используют слова «потрясающе», «прекрасно» и другие, то самооценка ребенка затормаживается, что мешает его саморазвитию. Нередки случаи, когда малыш противится частым словам похвалы и старается сделать наоборот, чтобы указать на ошибку родителей.
Инна Конаныхина, психолог детского сада и школы One! International School, объясняет, как стоит реагировать на плохие оценки в школе, и рассказывает, почему завышенная самооценка — это не так уж плохо
У маленьких детей самооценка напрямую связана с развитием, поэтому в дошкольном возрасте у детей самооценка обычно очень высокая. Первые три года жизни — самый важный период развития человека, и именно вера в свои силы стимулирует ребенка не бояться нового. С низкой самооценкой ребенок бы думал: «Зачем мне начинать ходить? Это ведь опасно».