Истории вдов, отказавшихся от новых отношений после смерти мужей
Эти героини стали вдовами очень рано. В их возрасте они вполне могли бы встретить другого мужчину и повторно выйти замуж. Однако даже после смерти супругов они остались им верны.
Наталья Рогожкина – жена Андрея Панина
Когда они познакомились, Наталье было всего 19, а Андрею – 32. Студентка влюбилась в ассистента режиссера. Скоро они поженились. В браке родилось двое сыновей. Однако отношения между супругами не всегда были идеальными. Они часто ссорились. Поговаривали, что перед кончиной Андрея они перестали вместе жить. Как бы то ни было, но после ухода супруга Наталья сосредоточилась только на детях и игре в театре.
Юлия Абдулова – жена Александра Абдулова
Александра Гавриловича уже нет десять лет. В браке с Юлией он прожил всего полтора года. Первое время после смерти супруга Юлии не на что было жить. Ей даже пришлось продать драгоценности. Финансово помогали и друзья Александра Гавриловича. Тогда Юлии было всего тридцать три года.
Но она, молодая и красивая, решила больше никогда не выходить замуж и посвятить себя воспитанию их дочери Жени. Девочке не было и года, когда умер ее отец. Кстати, многие находят, что дочка очень напоминает своего звездного папу.
Ирина Турчинская – жена Владимира Турчинского
Со своей третьей супругой один из самых сильных людей России – актер Владимир Турчинский познакомился в тренажерном зале. Для Ирины он был настоящим кумиром. Ради него она оставила своего бойфренда и передумала лететь в Соединенные Штаты. В браке они прожили 12 лет.
В 2009 году Владимир неожиданно скончался. Это стало настоящим шоком для его родных. Даже по прошествии десяти лет Ирина говорит, что больше замуж не выйдет. Замужем она уже была и больше не хочет.
Светлана Бодрова – жена Сергея Бодрова-младшего
Светлана долгое время не верила, что мужа нет. Неоднократно она ездила в Осетию, к Кармадонскому ущелью, чтобы разыскать тело Сергея. Но каждый раз безуспешно. Тело актера до сих пор не предано земле. В день гибели они говорили по телефону, Сергей на прощание сказал, чтобы Светлана берегла детей.
Этому и посвятила себе Бодрова. С прессой она воздерживалась общаться. И лишь недавно рассказала, что до сих пор любит Сергея. Поэтому ни о каком другом мужчине она и не думает. Он был для нее последним мужчиной. Больше в ее жизни не появился никто другой: ни мысленно, ни физически.
showbiz.mediasole.ruКак пережить смерть мужа: советы психолога
Смерть члена семьи всегда экстремальная психологическая перегрузка. Особенно, если это случилось внезапно: убийство, самоубийство, несчастный случай. К смерти близкого невозможно подготовиться, но кончина в результате долгой тяжёлой болезни воспринимается не так остро, как внезапная потеря. Советы психолога о том, как пережить смерть мужа, помогут тем, кто готов работать над собой, своим состоянием и действительно хочет вернуться к жизни.
Как пережить смерть любимого мужа: советы психолога
От любой психологической травмы можно оправиться. Всё зависит от времени и желания. Советы специалиста покажутся невыполнимыми, если вдова или вдовец не видят иного пути, кроме страданий, остаются в плену скорби.
Этапы осознания смерти любимого супруга
Первый совет: смерть близкого нужно принять, пройдя все этапы осознания произошедшей трагедии.
- Боль. Пришло известие о смерти. Характеристика этапа: удар, шок. В одну секунду потеряно слишком много: опора, защита, поддержка, любовь. Сложно в полной мере осознать такую весть.
- Отрицание. В зависимости от обстоятельств этот этап может прийти сразу за первым. Если присутствуют хлопоты, связанные с похоронами, организация, оповещение друзей, коллег, родственников, то боль и отрицание сливаются в один этап. Однако, бывают случаи, когда весть приходит издалека: например, супруг скончался во время командировки или при выполнении боевой операции в горячей точке. От момента получения информации до подтверждения факта кончины вдова тешит себя надеждами: «А вдруг это ошибка?», «Может быть, что-то напутали?», «Это не могло произойти со мной, с нами!», «Кто угодно, только не мы!».
- Агрессия. Этап, который приходит позже. Когда факт смерти подтвердился, прошли похороны, вдова будет испытывать гнев. Это обязательная фаза принятия. Психика ищет точку опоры, причину случившегося, чтобы вопросы не висели в воздухе. Потерявшие близких ищут виновных, злятся на мир: тех, кто не уберёг, кто остаётся счастливым, кто продолжает радоваться жизни. Если личность не находит, кого обвинить, агрессия устремляется внутрь: «Это я виновата!», «Если бы я сделала иначе, он был бы жив!».
- Депрессия. Самый долгий этап. Приходит понимание, что перемены необратимы, невозможно вернуть прежнюю жизнь. Жить без любимого человека скучна, невыносима. Нет радости и интереса. Независимо от типа личности, каждый вдовец или вдова проходит этот период. Меланхолики и холерики справляются тяжелее, сангвиники и флегматики несколько легче.
- Принятие. Этап, который неизбежно приходит к каждому. Индивидуальными остаются лишь сроки: кто-то справляется за три-четыре месяца, кому-то нужен год, полтора. По мнению психологов, оптимально на весь период должно уйти около года. Нельзя оставлять проблему открытой, отказываться от переживания всех этапов. Агрессию направлять на себя, депрессию подменять весельем, попытками забыться в чужих объятиях или алкоголе. Каждый этап должен быть пройден. Принятие выражается в понимании: назад не повернуть, человек ушёл безвозвратно, но жизнь продолжается. Есть ещё множество поводов жить дальше, любить, дарить окружающим и себе положительные эмоции.
Друзьям и близким не стоит отдаляться от вдовца, прикрываясь мыслями «Он сильный. Он справится сам». Наиболее сложное время в жизни тех, кто испытал потерю, начинается через месяц после смерти. Утихают соболезнования, окружающие всё реже стремятся помочь, поддержать. Вдовец или вдова остается один на один с проблемой, как пережить смерть любимого человека. Советы психолога становятся нужны именно в этот период.
Как пережить горе после смерти любимого мужа?
Первые месяцы после утраты проходит привыкание к новым условиям. Главное, не зацикливаться на горе, постепенно смириться с потерей, принять её. После проработки случившегося можно вернуться к жизни, снова научиться радоваться и радовать родных.
Советы психолога: с чего начать возрождение?
Взять себя в руки поможет общение:
- близкие, дети, внуки, братья, сёстры;
- друзья;
- психолог;
- философская литература;
- религия.
Что выбрать, зависит от предпочтений и привычек. В этом списке обязательно найдутся способные взглянуть на утрату с нового ракурса. Религия объясняет, что происходит с душой после смерти тела. Друзья придумывают новые интересные развлечения. Психолог рассказывает, как смириться с потерей и увидеть свет во тьме. С близкими можно вспомнить забавные истории об умершем.
Советы психолога: как пережить смерть мужа, жизнь по-новому
Занятия, способные вернуть интерес к окружающему миру:
- поиск достойных целей, достигая которые вдова почувствует, что умерший супруг ею гордится;
- благотворительность. Помощь другим — лучший способ загладить переживания с пользой;
- поиск новых занятий. Настало время открыть таланты, попробовать то, на что раньше не хватало времени;
- поиск новых мест. Любопытство — главный враг апатии. Вокруг столько интересного! Стоит только включить наблюдательность, как горе начнёт отступать. Путешествия, смена обстановки — лучший способ встряхнуться;
- выход эмоций. Здоровое ухоженное красивое тело — лучшее лекарство для скорбящей души. Избавляйтесь от негатива. Поплакать об умершем можно и через пять лет после трагедии. Главное — устанавливать границы и придерживаться их. Научитесь отличать тяжёлую скорбь от светлой грусти;
- Чувствуйте благодарность: за то, что было, за бесценные дни совместной жизни, за опыт потери. Благодарность — настоящий бальзам на сердце потерявшего.
Советы для окружающих
Помните: наиболее сложный период для вдовца или вдовы начинается через три-четыре недели после факта потери. Именно в это время переживания уходят внутрь, в депрессию, апатию. Но уже с первых минут долг родных, друзей — поддерживать близкого человека, следить за его состоянием.
Следите за реакцией
Психологи перечисляют несколько типичных проявлений первого этапа:
- апатия — человек словно находится в тумане или полузабытье, не до конца осознаёт, что происходит, отказывается заниматься организационными вопросами, или делает всё в автоматическом режиме;
- нарушение аппетита. Чаще — потеря, иногда, наоборот, — обильная тяга к еде. Любые нарушения пищевого поведения ведут к ухудшению физического состояния организма и дополнительной нагрузке на психоэмоциональную сферу;
- проблемы физического характера: головокружения, тахикардия, микроинфаркты, приступы. Наличие этих реакций характерно для первых часов после получения информации о смерти, зависят от исходного состояния организма и имевшихся проблем;
- необычные реакции: неожиданный истерический смех, сильная агрессия без разбора и прочие нетипичные для человека действия. Чаще случается с теми, кто имеет нестабильную психику.
Предугадывайте, как женщина отреагирует на весть о смерти супруга. Приготовьтесь к разным проявлениям, чтобы исключить панику и дополнительное давление на вдову.
Отсутствие паники, истерик у окружающих — первый важнейший совет психолога о том, как помочь пережить потерю мужа или жены.
Будьте рядом
Быть рядом — не означает, постоянно находится в поле видимости, не давая человеку побыть одному. Если вдова или вдовец реагирует адекватно, оставлять наедине с мыслями можно. Находиться рядом в трудный момент — значит, присутствовать, угадывать нужды близкого.
Второй совет психолога близким: помогайте там, где требуется помощь. Нужен совет — предложите. Нужна помощь — помогите. Не стоит лезть в личную зону без надобности.
Варианты незримого присутствия:
- в первые часы накапайте седативного средства для успокоения;
- обнимите, погладьте по голове;
- принимайте любые проявления скорби, не запрещайте плакать, кричать. Если действия становятся неадекватными и угрожают физическому состоянию (человек бьётся головой о стену, пинает ногами предметы), останавливайте его мягко. Приказной тон — в самых исключительных случаях;
- никогда не произносите причитания из разряда «как ты теперь без него будешь жить?». Это бесполезный риторический вопрос, который несёт лишь дополнительную нагрузку на психику;
- помогайте с организационными вопросами. Но брать на себя нужно только то, что сам скорбящий сделать не в состоянии. Общение с сотрудниками похоронного бюро, медиками, владельцами кафе вытягивает человека из мира скорби в обычную жизнь, напоминая: мир не рухнул, жизнь продолжается;
Как помочь подруге пережить смерть мужа?
Женщине в этот сложнейший период необходимы ориентиры на дальнейшую жизнь. Не всегда она может справиться сама. Хорошо, если к помощи родственников добавляется поддержка лучшей подруги.
Что нельзя говорить подруге:
- советовать поскорее найти нового мужчину — это оскорбит вдову;
- перечислять похожие истории, случившиеся с другими — не несёт никакой пользы;
- плакать, страдать вместе со вдовой;
- говорить слова «время не лечит, некоторые и по пять-десять лет страдают, забыть не могут» — к сожалению, такие формулировки звучат часто, особенно, от тех, кто сам пережил психологическую травму.
Что нужно делать:
- ненавязчиво указывать на хорошие моменты в жизни женщины, потерявшей любимого мужа: улыбки близких, успехи детей, наступление весны. Это кажется банальным и утомительным, но вода точит камень. Регулярные напоминания о том, что мир остался прекрасным и удивительным, дадут плоды;
- почаще бывать со вдовой в людных местах (но не навязывать силой. Не хочет на концерт — сходите вместе в ресторан), увлекать новыми занятиями;
- спрашивать, как настроение, чем она занималась, как дела у родственников. Тему горя и апатии обходить стороной, делая упор на том, что происходит в её жизни сейчас;
- помогать подруге оставаться красивой, ухоженной, здоровой;
- если сил или времени на поддержку не хватает, не находятся нужные слова, обратиться за помощью к психологу. Психолог-гипнолог Никита Валерьевич Батурин за несколько сеансов поможет улучшить состояние.
Как помочь маме пережить смерть мужа?
Если женщина не знает, как теперь жить после смерти мужа, советы психолога помогут её детям. Смерть папы, с которым мама прожила долгое время, особенным образом влияет на детей: во-первых, приходится справляться со стрессом потери отца, а во-вторых, искать силы поддерживать маму.
Потеря близкого человека в старшем возрасте, когда за плечами огромный опыт, чаще навевает глубокую апатию. Мама после смерти мужа может выглядеть оптимистично, но при этом чувствовать полную опустошённость, тоску, потерю ориентиров, целей.
Что нельзя говорить маме:
- требовать, чтобы она прекращала плакать. Слёзы — это выход негативной энергии. Копить её внутри означает рисковать физическим здоровьем, наживая психосоматические заболевания;
- оставлять один на один с горем и тоской. Может быть, она и сильный человек, переживший множество трудностей, но поддержка детей бесценна для любой мамы;
- запрещать маме проявления заботы. Представьте: если раньше смыслом её существования была забота о муже, то после потери эта часть жизни превратилась в зияющую дыру. Заботой о детях мама может заполнить образовавшуюся пустоту и почувствовать себя по-прежнему необходимой.
Что нужно говорить:
- поддерживать любые начинания: отправилась ли она на курсы вязания, записалась ли в библиотеку или стала активно посещать бассейн — пусть мама видит, ваш интерес. Не подшучивайте над этим, спрашивайте, как успехи, радуйтесь вместе с ней;
- помогите ей обрести новые жизненные ориентиры. Пусть заботится о внуках или домашнем животном, активно подключайте её к вашим делам, просите помощи, поддержки, совета. Главное — дать понять маме, что она необходима своим близким;
- почаще гулять с ней, если она предпочитает сидеть дома. Не давать находиться в полной тишине долгое время;
- вспоминать с мамой тёплые мгновения прошлого, когда они с папой были молоды, а дети маленькие, рассматривать фотографии. Делайте это, только если маме становится лучше.
Советы психолога о том, как пережить смерть жены или мужа, сводятся к важной мысли. Главный принцип помощи близкому человеку – не навязывать и не указывать. Действуйте по потребностям человека, а не исходя из своих убеждений и интересов. Помощь в трудной ситуации — непростой тонкий процесс. Чтобы овладеть полезными навыками в этой области, обратитесь к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину. На своём канале он объясняет, чем может помочь гипноз, как мягко выходить из депрессии и выводить из неё других, и чем грозит накапливание негативных эмоций внутри.
propanika.ruСмерть – лишь временная разлука
Протоиерей Валериан Кречетов. Фото: solovki-monastyr.ru
– Отец Валериан, как пережить боль от смерти любимого супруга?
– Преподобный Иустин (Попович) сказал: «Любовь к человеку без любви к Богу – самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку – самообман».
Нужно сначала разобраться в своем чувстве. У нас любовью часто называют страстную привязанность к человеку и самолюбивое желание всегда иметь его рядом с собой. Но это – забота не о человеке, а о себе.
Прежде всего, каждый человек должен иметь хотя бы некое представление о смысле жизни. Многие этот смысл видят в достижении земного благополучия, в удовольствиях и развлечениях, в желании жить, как хочется.
Но вспомните даже народную поговорку: «Живи не как хочется, а как Бог велит!» Любая философская система и стремление понять смысл жизни логически, неизбежно приводят к Богу. Кроме материализма, потому что в нем нет логики.
Поэтому сначала нужно определиться с вопросом о смысле жизни. А смысл жизни нашей заключается в том, чтобы человек, насколько возможно, приготовил себя к будущей жизни. Потому что главной является не эта, земная жизнь, а загробная. Земная жизнь – всё равно что студенческие годы.
Молодой человек помимо учебы ходит на студенческие вечеринки. Развлечения допустимы в каких-то разумных пределах. Но вообще-то учатся не для того, чтобы развлекаться, а для того, чтобы стать специалистом и идти по избранному пути. Если так смотреть на жизнь, то всё встанет на свои места.
Известный литературный деятель итальянской культуры Данте утверждал, что «из всех видов человеческого скотства самое глупое, самое подлое и самое вредное – верить, что после этой жизни не будет другой».
А Гете сказал: «Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой». Когда на этой мировоззренческой основе человек строит свою жизнь, он спокойнее переносит происходящее с ним.
Самое главное в жизни – это цель. Если она есть у человека, он преодолевает любые трудности на пути к ней. Этот путь и сам по себе может быть интересным, но он не самоцель. Однако и в пути, как во время студенческой учебы, не нужно пропускать занятия, лениться, обманывать – нужно только трудиться, помогая друг другу.
Ответ на ваш вопрос ищите в Евангелии. Как сказал В.Г. Белинский, «есть Книга, в которой сказано всё, всё решено, после которой ни в чем нет сомнения, Книга бессмертная, святая, Книга вечной истины, вечной жизни – Евангелие.
Весь прогресс человечества, все успехи в науках, философия заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой Божественной Книги. Основание Евангелия – откровение истины посредством любви и благодати».
В Евангелии Христос прямо говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Цель, путь к цели и то, как жить на этом пути, – всё должно быть в едином духе. Жизненная установка «все средства хороши для достижения моей цели» – не евангельская, антихристианская, сатанинская.
Попытка построить в этой жизни что-то доброе за счет чьей-то крови, чьих-то слез и страданий не может быть благой. Как цель должна быть благой, угодной Богу, так и средства ее достижения должны быть угодными Богу.
Вот смысл человеческой жизни. А в жизни мы с кем-то трудимся плечом к плечу, но, как на войне, один уходит на фронт, на задание, а другой остается – в надежде на будущую встречу. Да, конечно, разлука, но – временная. Лишь какое-то смертное мгновение, а потом снова – вместе.
Жизнь будущая существует, и все люди, без исключения, туда пойдут, рано или поздно, поодиночке или одновременно – всё равно: когда-нибудь мы все там окажемся. Известный пример – благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Они отправились в будущую жизнь одновременно, поскольку любили друг друга – и Господь дал им такую возможность.
Поэтому пережить земную разлуку – просто. Если ваш супруг раньше отправился к Богу, то вы должны радоваться за него – у Бога-то лучше! А мы за ним потом пойдем, а когда – это уж, конечно, как Господь даст.
Надолго-то обычно и не разлучаются, особенно близкие по духу, как святые Петр и Феврония. Человек, имеющий веру, понимает, что можно и потерпеть какое-то время. Тем более, если есть дети. Ты же не только о себе думаешь, но и о детях. Переживаешь, что любимый «ушел» раньше, а ты остался – так для детей ты тоже «уйдешь», и как их оставишь?
Надо из разлуки вычеркнуть эгоизм. Если будем жить не ради себя, а ради ближнего – то всё станет на свои места. В Евангелии есть замечательный пример воскрешения Лазаря. Четыре дня сёстры были разлучены с братом. Господь сострадал им, даже прослезился. И Он воскресил Лазаря.
После смерти мы соединимся с любимыми, если будем жить с ними в одном, христианском, духе. А потом все воскреснем, как Господь. Для верующего человека всё просто: смерти нет! Господь говорит: «Верующий в Меня не умрет вовек» (Ин. 11:26).
Смерть – лишь временная разлука, переход. А чрезмерная печаль по умершему – это в значительной мере себялюбие. Как сказал святитель Игнатий Брянчанинов: «Все наши добродетели имеют примесь нечистоты».
– Получается, страдать из-за смерти близких не нужно – но разве это возможно? Ведь и святые подвижники, потеряв супруга или супругу, страдали – например, праведный Алексий Мечев. И Господь плакал о Лазаре, но это же не себялюбие…
– Сам Господь сочувствовал, будучи бесстрастным. Бесстрастие – это не бесчувствие! А отец Алексий в то время еще (после смерти матушки) жалел себя. Да и дети у него остались без матери.
Но святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем…»
Я хорошо знал отца Николая Гурьянова, ездил его причащать. Он однажды сказал мне: «Тебе можно умереть – пойдешь к Богу». Я понял, что батюшка по своей любви меня вымолил, и подумал: «Я-то пойду, мне будет хорошо, а дети?» Хотелось им что-то дать, в чем-то поддержать, помочь, как же я их оставлю?
Приезжал к отцу Николаю несколько раз, а он меня спрашивал: «Ты боишься смерти?» – «Нет, батюшка, как-то не думал об этом, да и всё равно – всем умирать, никуда не денешься. Но как детей оставить? Чувствую, не готов, везде должен…» Он отвечает: «Правильно. Долго жить будешь!»
– Батюшка, а кому тяжелее пережить вдовство – мужчине или женщине?
– По-настоящему, мужчине. Всё-таки он лишается заботы. Знаю это по своему папе. Мама заболела, и он не ел, не пил, переживал: «Как я без тебя буду?»
– Как сегодня Церковь рекомендует вдовам строить свою жизнь?
– Еще апостол Павел об этом всё сказал. Жить в чистоте во вдовстве – святое дело, подвиг. Кто не имеет сил, немощен – опять может вступить в брак. Во втором чине венчания так и сказано: «Зане зноя и тяготы дневныя, и плотского разжения немогущее понести во второе брака общение сходятся».
– «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:39-40). Что значит «только в Господе»?
– Это значит угождение не плоти, а Богу. Создавать семью надо по вере и ради Бога. А угождают плоти тогда, когда нужен, простите, мужчина. К несчастью, иногда и в первый брак так вступают…
В книге «Отец Арсений» есть хороший пример того, когда девушка выходит замуж за вдовца, но ради Бога. Если уже есть дети – то из-за детей вступают во второй брак. То есть всегда – ради кого-то, чтобы о ком-то заботиться. Вот это и есть «в Господе».
Расскажу вам случай явления из загробного мира. Один человек овдовел довольно рано, остался с маленькими детьми на руках. Год он держал траур, а потом ради детей женился снова. Да и не старый он был.
И вдруг случилась у него неприятность на работе. Он пришел днем домой: жены дома не было, а рядом со спящими детьми он всегда как-то успокаивался. Вдруг открывается дверь, и со свечой в руках входит его первая супруга, которая умерла…
Он даже не сразу понял, что произошло, так привык с ней всем делиться, что только спросил: «Ты знаешь, что у меня случилось?» Она отвечает: «Знаю». – «Что же мне делать?» – «Молись, и всё пройдет». – «А кто сделал, знаешь?» – «Знаю».
«Кто?» – «А это тебе не нужно знать, иначе у тебя будет нехорошее чувство». Тут он осознал, что она явилась из того мира, и ей всё известно. Спросил: «А ты знаешь, что я второй раз женился?» – «Да». – «Ты не обижаешься?» – «Нет, напротив, ты правильно сделал».
Она смотрит на события с духовной точки зрения и радуется, что рядом с ее мужем и детьми есть любящий человек. Муж говорит: «Посмотри на наших деток». – «Я уже сегодня у них была». Она из невидимого мира к ним приходит проведать – вот такое духовное единство. И сказав: «Нас не должны видеть вместе», – исчезла. Лишь на полу остался воск от ее свечи.
Этому мужчине нужна была забота о его детях, и с этой целью он женился. А теперь, к сожалению, нередко и в первый брак вступают не по любви, с целью не послужить кому-то, а чтобы себе иметь обслуживание.
Можно прожить и в чистом вдовстве. Мы знаем немало таких примеров: святая Анна Пророчица, благочестивые вдовицы, русские княгини. Когда дети вырастают и становятся самостоятельными, вдовицы получают возможность больше участвовать в церковных и общественных делах.
Но на первом месте у мужчин и женщин должна быть семья. Особенно у жены и матери: ее главное служение – в семье. В одной московской школе, директором которой был Георгий Иванович Суворов, был очень уважаемый педагог.
А у него в свое время был учитель, который еще в 1920-х годах говорил: «Все желают построить идеальное общество на земле. Я знаю путь к такому обществу: дайте мне воспитанную мать, и такое общество построим». Вот как велико значение матери!
– Батюшка, а как справиться с ревностью со стороны взрослых детей? Для них нередко второй брак родителя – предательство умершей матери или отца…
– Конечно, овдовев, женщине труднее бывает одной воспитывать мальчиков. Если кто-то пойдет второй раз замуж, надо учитывать отношение детей – они могут не принять другого отца. Нужно снова не о себе думать, а о детях. А часто о детях не думают, просто мужчин «меняют». Но это, скорее, не вдовицы, а разведенные…
Прежде чем жениться или выйти замуж, надо подумать – не станет ли это препятствием? Иначе могут испортиться отношения и с детьми, и между супругами. Но для верующего человека один путь – молиться, чтобы Господь указал: есть ли на брак воля Божия? Это самое главное.
– Бывает, что люди считают второй брак предательством усопшего супруга. Нередко боятся и осуждения со стороны близких, друзей, коллег. Но и одному жить тяжело. В результате вступают в неофициальные отношения…
– Неофициальные отношения – это блуд. Завязывая их, люди служат не Богу, а плоти. Начинают с того, с чего сегодня нередко и первый брак начинается – с «гражданского брака», то есть с блуда.
Отношения юридически неоформленные и Церковью не благословенные – просто греховны. И они временны, с возрастом неизбежно прекратятся. Для чего же они были? И что дальше?
А осуждающим близким надо помнить, что осуждать вообще никого нельзя. Никто не знает внутреннего состояния другого человека и силу его искушения. Загляните в жития святых. У одного монаха однажды плотская страсть настолько разыгралась, что он держал руку в огне, пальцы обгорали, а боли он не чувствовал.
Мы даже не представляем, что это такое. Но вспоминайте поговорку: «Не хвались, горох, что лучше бобов – намокнешь и сам лопнешь». Не зря говорят: «В чем осудишь, в том и согрешишь».
Нельзя никого осуждать. Иначе враг потом так нападет… И страшнее всего, если не на тебя, а на бедных твоих детей, и они из-за тебя пострадают. Это для того, чтобы человек, наконец, что-то осознал. Через детей часто люди начинают себя понимать.
– Отец Валериан, возможно и душеполезно ли современным людям – например, одиноким, нуждающимся вдовам после 50 лет – просто дружить с мужчиной, принимая от него помощь, но не вступая в брак? Или же вступить в брак и жить как брат с сестрой?
– Всё чистое и богоугодное возможно с Божией помощью, если оба – твердые христиане. Можно жить в браке при духовном и душевном единстве без плотской близости. Например, за подругой моей мамы жених ухаживал сорок лет! Сёстры ее вышли замуж, и некому было ухаживать за одинокой больной матерью. И эта женщина просто не могла оставить мать.
Когда ее мама скончалась, они поженились, но уже не жили вместе, потому что им это уже было не нужно. Они настолько привыкли друг о друге заботиться и по-настоящему любить, что от плотского отказались.
Это возможно и сегодня, если о плотском стараться не думать и просить помощи Божией. Но в молодом возрасте мужчина и женщина – это огонь и сено, как говорят святые отцы.
– Повторно вступившие в брак вдовцы или вдовы могут сравнивать с умершим любимым человеком свою новую «вторую половинку» – и не в ее пользу. Что бы вы им посоветовали?
– С духовной точки зрения сравнение кого-то с кем-то – это часто рассуждение, переходящее в осуждение, и устроение не духовное. Один Бог знает человеческую душу, и только Он может судить о людях. И нет одинаковых людей.
Нужно помнить, что человек нам дается не просто так – в нем есть что-то, что важно для тебя. Герой одного рассказа Диккенса овдовел, а жена у него была очень сварливая. Наверно, как у Сократа – Ксантиппа. И когда ему сосватали женщину смиренную, он просил ее: «Ты хоть поругайся на меня, а то я чувствую себя не в своей тарелке!»
– Батюшка, самые беззащитные, кажется, сегодня вдовы священников: остаются без кормильца и защитника, нередко терпят нападки, а устроиться на хорошо оплачиваемую работу, имея на руках деток, невозможно…
– Думаю, это не совсем так. Если действительно священник старался, его духовные чада так же заботятся о его семье… Не знаю, как будет, когда умру, но пока живу, мои чада так заботятся, что иногда даже стыдно…
Но спокойная жизнь на земле никому не обещана: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Ваш вопрос касается каждой семьи. Но ответ надо искать в Священном Писании: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25).
Есть овдовевшие священнические семьи, на которые никто не «нападает». Потому что это не есть штамп, в каждом случае всё индивидуально. Думаю, бедственное положение и нападки связаны не со вдовами священников, а с тем, какой был батюшка, какая осталась матушка.
Всё в нашей жизни не просто так. Если матушке-вдове посылается какое-то испытание, искушение – то не без духовной пользы. То же самое на любом христианском пути.
– Можно ли вдове священника снова выйти замуж?
– О самом священнике сказано однозначно – не имеет права. А по отношению к его вдове такого канонического запрета или препятствия я не знаю.
– Отец Валериан, так всё-таки не грех ли – вдове второй раз выходить замуж, а вдовцу жениться? С одной стороны, Апостол сказал: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7:8-9); «Она (вдова) блаженнее, если останется так, по моему совету» (1 Кор. 7:39-40); а с другой – «желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим. 5:14). Как будет правильнее?
– Апостол говорит не только о вдовстве, а вообще о вступлении в брак. Для вдовствующих же на все случаи есть лишь один ответ – надо молиться и просить указания Божия.
Основательница Спасо-Бородинского монастыря игумения Мария (в миру Маргарита Тучкова) по благословению святителя Филарета (Дроздова) развелась с первым мужем.
Оказался непорядочным человеком, обманул – бывает всякое. И она вышла замуж второй раз по великой любви за генерала Тучкова – но потом муж погиб в Бородинском сражении, а ребенок умер, и Маргарита Тучкова приняла монашеский постриг.
И преподобная Афанасия игумения, великая подвижница, дважды была замужем. Вот такие судьбы Божии, и я ничего не могу тут сказать. Боюсь ограничивать Промысл Божий.
Вопрос вдовства очень серьезный, но сегодня не так часто встречаются проблемы у вдовствующих, сколько у разведенных. В народе разведенную даже прозвали «соломенной вдовой».
И я подумал, почему соломенная? А потом понял: потому что очень легко «вспыхивает», да быстро «сгорает». Соломенные вдовцы и вдовы, если сопрягаются с огнем страсти, легко воспламеняются – ведь уже есть опыт. А остается потом пепел. Соломенное вдовство – проблема современного человечества.
Беседовала Нина Рядчикова,
православный женский журнал «Славянка»,
№4(64), июль-август 2016 г.
СОСТОЯНИЕ СУПРУГОВ ПОСЛЕ СМЕРТИ
45 Я только что показал, что на Небе есть супружество. И если супружеский союз заключен в природном мире — он может длиться и укрепляться и после смерти, а может и прекратиться. Этот вопрос решается не с помощью доводов, а на опыте, какой я приобрел через содружество духов и ангелов, так что именно от меня зависит рассмотреть его таким образом, чтобы разум его воспринял. Это одна из тех вещей, о которых супруги надеются узнать и молятся о том Господу. Ибо мужья, которые любили своих жен, и жены их умерли, хотят знать, что с ними сталось, а также встретятся ли они со своими женами снова, и так же дело обстоит с женами, которые любили своих мужей. И многие супруги хотят заранее знать, будут ли они после смерти разлучены или останутся вместе. Те, кто не был меж собой согласен, желают знать, будут ли они разлучены, а те, кто был, желают знать, будут ли они жить вместе. Поскольку нижеследующее интересует весьма многих, я поместил свои сообщения в таком порядке:
(1) После смерти половая любовь каждого человека остается такой же, какой она была внутренне, то есть его внутренней потребностью и мыслью.
(2) То же относится к супружеской любви.
(3) Обычно супруги встречаются после смерти, узнают друг друга, вновь соединяются и какое-то время живут вместе. Это происходит на первом этапе, пока они находятся во внешней среде, как это было в природном мире.
(4) Но постепенно, по мере того, как их оставляет все наносное и остается лишь то, что было им внутренне присуще, они понимают, каковы были на самом деле их любовь и привязанностъ друг к другу и смогут ли они жить вместе заодно.
(5) Если супруги могут жить вместе, они остаются супругами, а если не могут, они разлучаются-, либо муж уходит от жены, либо жена от мужа, а иногда — друг от друга взаимно.
(6) Затем муж получает надлежащую жену, а жена — надлежащего мужа.
(7) Супруги взаимно наслаждаются соитием так же, как это происходит в природном мире, только более богатым и счастливым, хотя от него и не может быть детей. Вместо этого они способны к деторождению духовному, порождая любовь и премудрость.
(8) Так бывает с теми, кто допущен на Небо. И дело обстоит иначе с теми, кто попадает в ад.
Далее следует объяснение, которое подтвердит и разъяснит изложенные пункты.
46 (1) После смерти половая любовь каждого человека остается такой же, какой она была внутренне, то есть ею внутренней потребностью и мыслью. После смерти любовь пола остается такой, какой она внутренне была присуща человеку при жизни. Всякая любовь следует за человеком после его смерти, ибо любовь — это основа его жизни. Любовь сдерживающая, которая является главной из всех прочих видов любви, остается с человеком навсегда, так же, как и прочие виды любви. Они остаются потому, что любовь принадлежит к духовному в человеке, а также и к телесному — через духовное, а поскольку человек после смерти становится духовным, он уносит с собой свою любовь. Любовь— основа человеческой жизни, отсюда следует, что, поскольку после смерти человек продолжает жить как в природном мире, она остается в нем, то есть остается его сокровенным желанием и мыслью. Что до любви половой, то она является основой всякой любви, ибо при творении заложена в душу человека, откуда происходит все его естество. Половая любовь вменена ему ради умножения человеческого рода. Причина, по которой такая любовь остается, есть то, что после смерти мужчина остается мужчиной, а женщина — женщиной; и в душе, разуме и теле мужчины нет ничего такого, что не было бы мужским, то же и с женщиной; и оба они созданы так, что постоянно стремятся к соединению в одно целое; и именно-стремление к половой любви порождает любовь супружескую.
А поскольку наклонность к единению начертана на всем, что касается мужчин и женщин, это означает, что эта наклонность не может уменьшиться и умереть со смертью тела.
47 Любовь половая остается у человека постольку, поскольку, когда он жил в природном мире, она была его внутренним побуждением, ибо у каждого человека есть внешнее и внутреннее. Это еще можно назвать внутренним и внешним человеком. Итак, есть внутренние и внешние воля и разум. И когда человек умирает, все внешнее отходит от него, а все внутреннее остается с ним, ибо внешнее принадлежит телу, а внутреннее — духу.
Следовательно, человек есть его любовь, а любовь преобладает в его духе, а это значит, что половая любовь остается с ним после смерти, так же, как прежде, — сокровенно. К примеру, если его сокровенной любовью была любовь к супружеству или целомудрию, и после смерти он продолжает любить супружество или целомудрие. А если он внутренне ощущал любовь беспорядочную, она такой останется и после смерти. Но половая любовь у одного человека вовсе не такая же, как у другого. Существует бессчетное множество ее разновидностей. И у каждого человека она остается такой, какой пребывала при жизни в его душе.
48 (2) Соответственно, супружеская любовь остается такой же, какой внутренне пребывала в природном мире, — то есть такой, какой она была во внутренней воле и помыслах человека. Я говорю о любви к противоположному полу и супружеской любви потому, что это не одно и то же. Я также утверждаю, что после смерти любовь к супружеству остается у человека, ибо она была его внутренней составляющей, пока он жил в мире. Но немногие знают разницу между любовью к противоположному полу и любовью супружеской, так что я постараюсь в начале этого раздела вкратце о ней сказать.
Любовь к противоположному полу есть любовь ко многим его представителям, в то время как супружеская любовь есть любовь лишь к одному представителю противоположного пола. Любовь ко многим есть любовь природная, она у нас такая же, как у зверей и птиц, целиком принадлежащих природе. Любовь же к супружеству есть любовь духовная, свойственная и принадлежащая только людям, ибо люди были созданы для того, чтобы стать духовными, и для этого они рождаются. То есть насколько человек отвращается от любви к противоположному полу и проникается любовью супружеской, настолько он духовен. В начале супружества любовь к противоположному полу кажется связанной с супружеской любовью, но по мере дальнейшей супружеской жизни они разделяются, а затем у людей духовных любовь к противоположному полу улетучивается, и ее заменяет супружеская любовь. С теми же, кто не духовен, все происходит противоположным образом.
Из того, что я сказал, следует, что любовь к противоположному полу относится ко многим и является природной, даже скотской в определенном смысле, а следовательно, нечестивой и нецеломудренной. А поскольку она не знает пределов, это блудная любовь. Супружеская же любовь совершенно иная. Из нижеследующего станет ясно, что супружество духовно и естественно для человека.
(3) Обычно супруги встречаются после смерти, узнают друг друга, вновь соединяются и какое-то время живут вместе. Это случается на первом этапе, когда они живут внешним, как жили в природном мире. Всего этапов, какие проходят люди после смерти, два — внешний и внутренний. Вначале они обретают свое внешнее состояние, а затем уже — внутреннее. В состоянии внешнем, если кто-либо из них умер раньше, супруги встречаются, узнают друг друга, и если они жили вместе в природном мире, они соединяются и какое-то время живут вместе. Пока они пребывают в этом состоянии, каждый из них ничего не знает о расположении к нему другого, ибо это от них сокрыто. Но позднее, когда они переходят в свое внутреннее состояние, их расположение друг к другу становится очевидным, и если они схоже мыслят и сочувствуют друг другу, они продолжают свою супружескую жизнь. Но если они пребывают в несогласии и чувства их по отношению друг к другу неодинаковы, они разлучаются.
Если у человека было несколько жен, он поочередно воссоединяется с ними, пребывая в своем внешнем состоянии. Но когда он обретает состояние внутреннее и может уже различать любовные веяния, он либо выбирает одну из жен, либо всех их оставляет, ибо в духовном мире, так же, как в природном, христианам
‘ В оригинальном издании 47 и 48 параграфы повторяются дважды.
дозволяется иметь лишь одну жену, иначе это подрывает и оскверняет веру.
Так же обстоит и с женщинами, у которых было несколько – мужей. Но женщины сами себе мужей не выбирают. Они лишь являются, а мужья берут их себе в жены.
Следует заметить, что мужья редко узнают своих жен, зато жены хорошо знают своих мужей. Это происходит потому, что женщины обладают внутренней любовной силой, а мужчины — только внешней.
486 (4) Но постепенно, по мере того, как их оставляет все наносное и остается лишь то, что было им внутренне присуще, они понимают, каковы были на самом деле их любовь и привязанность друг к другу и смогут ли они жить вместе заодно. Нет необходимости далее это объяснять, ибо все это вытекает из того, о чем сказано в предыдущем параграфе. Я лишь расскажу о том, как люди избавляются от всего внешнего и проникаются внутренним. После смерти каждого человека знакомят с миром, который называется миром духов и который расположен между Небом и адом. Там их приуготовляют, добродетельных — к небесам, а порочных — к аду. Целью приготовлений является то, чтобы внутренне и внешне они были меж собой согласны и едины, но не раздвоены. В природном мире внешнее и внутреннее между собой схожи лишь у людей чистосердечных. Мы знаем о том, что они несхожи у людей хитрых и лживых, особенно у лицемеров, льстецов, обманщиков и лгунов. В духовном мире недозволительно иметь такое раздвоенное сознание, а соответственно, добродетельные здесь хороши и внутренне и внешне. Действительно, после смерти каждый человек становится таким, каков он внутренне, а не таким, каков он внешне. Для этой цели он принужден жить попеременно то внешним, то внутренним. Каждый человек, даже самый злобный, во внешней жизни разумен,—то есть он хочет таковым казаться. Но внутренне злобный человек неразумен. В соответствии с изменениями, которым он в жизни подвержен, человек получает возможность видеть свою глупость и вразумляться. Но если он не вразумился в природном мире, этого с ним не случится и после смерти, ибо ему нравится собственная неразумность и он хочет всегда быть таким, и в таком случае он вовлекает свое внутреннее «я» все в те же пороки. Тогда его внутреннее и внешнее «я» соединяются, и когда это происходит, ему уже уготован ад.
С добродетельным человеком происходит обратное. Он искал Господа в природном мире и стал разумным, и тогда он внутренне делается более разумен, чем внешне, ибо привязанности и разочарования внешнего мира заставляют его временами поступать неразумно. В таком случае его внешнее приводится в гармоническое соответствие с внутренним, которое, как я уже сказал, премудро. Когда это происходит, он оказывается приуготовлен к Небу. Из этого ясно, каким образом после смерти человек освобождается от внешнего и проникается внутренним.
49 (5) Если супруги могут жить вместе, они остаются супругами, а если не могут, они разлучаются: либо муж уходит от жены, либо жена от мужа, а иногда — друг от друга взаимно. Разлуки случаются после смерти потому, что брачные союзы, заключаемые на земле, редко основаны на внутренней любви, но чаще — на внешней, скрывающей, что заключено внутри. Наше внешнее представление о любви своей причиной и истоком имеет такие предметы, которые относятся к любви природного мира и любви телесной. Богатство и состояние принадлежат главным образом к любви природного мира, в то время как достоинство и честь относятся к телесной любви. Сверх того, существуют всяческие соблазны, как то: красота и внешнее благонравие. Иногда соблазняет и похоть; кроме того, браки заключаются в районе, городе, селении или имении безо всякого выбора, между знакомыми семьями, обладающими сходным положением в обществе. Вот почему браки, заключенные в природном мире, суть как правило ‘внешние, но не внутренние, и отнюдь не внутренний союз — союз душ — является их основой. Такой брак протекает незаметно до тех пор, пока человек не начинает освобождаться от внешнего, погружаясь во внутреннее, что происходит после смерти.
Итак, в зависимости от обстоятельств после смерти супруги разлучаются, а затем заключают новые браки с теми, с кем они схожи и сродственны, если только это уже не случилось на земле. Такое случается с теми, кто с юности любил свою законную супругу и те любовные отношения, которые их связывали, дорожил ими и молил об их продлении Господа, воздерживаясь от нечестивых желаний и гнушаясь их.
(6) Затем муж получает надлежащую жену, а жена — надлежащего мужа. Это происходит по той причине, что ни одна супружеская чета не может попасть на Небо, если супруги не едины внутренне или если они не могут быть заодно. Ибо их на Небе величают не двумя, но одним ангелом. Господь поведал об этом в следующих словах, что они отныне «не двое, но одна плоть».
Причина, по которой их иначе не принимают на Небо, есть та, что в противном случае они не смогут там жить вместе — в одном доме, в одной спальне и в одной постели. Ибо каждый на Небе соединяется с кем-то согласно отношениям и привязанностям любви, и в соответствии с этим они живут в своих домах. Ибо в духовном мире нет пространства, но есть нечто похожее на пространство, и это зависит от условий жизни человека. А условия жизни человека зависят от условий его любви. А потому никто там не может жить иначе, как в доме, сооруженном и оборудованном в соответствии с тем, какова его любовь. В каком-либо ином месте грудь его сдавливает, и ему становится трудно дышать. А двое не могут жить вместе в одном доме, если только не подходят друг другу — если они не супруги — и не имеют взаимных наклонностей. Если же они имеют только внешние, но не внутренние взаимные наклонности, само жилище или само это место их разъединит, устранит и удалит друг от друга.
Вот почему тот, кто подготовлен к тому, чтобы пребывать на Небе, может заключить брачный союз с тем, чья душа настолько склонна к союзу с другим человеком, что хочет, чтобы у них было не две жизни, но одна. Вот почему в противном случае они разлучаются, и мужчина обязательно получает надлежащую жену, а женщина — надлежащего мужа.
(7) Супруги взаимно наслаждаются соитием, так же, как это происходит в природном мире, только более счастливым и богатым, хотя от него и не может быть детей. Вместо этого они способны к деторождению духовному, порождая любовь и премудрость. Супруги наслаждаются соитием так же, как они наслаждаются им в природном мире, поскольку после смерти мужчина остается мужчиной, а женщина — женщиной, а потому в них вкоренено стремление соединиться. Эта наклонность передается телу через дух, и после смерти, когда люди становятся духами, это взаимное тяготение остается, и ему непременно сопутствует соитие. Ибо люди, как и прежде, остаются людьми, и ничто не отымается ни у мужчин, ни у женщин. Они остаются в тех же телесных формах, а также с теми же чувствами и мыслями. Следовательно, что может быть меж ними еще, как не соитие? А поскольку супружеская любовь целомудренна, чиста и свята, такое соитие совершенно. Более об этом сказано в параграфе 44.
Соитие здесь более счастливое и богатое, потому что когда любовь становится духовной, она делается глубже и чище, а следовательно, чувственнее. Всякая осознанная радость становится более сильной, и она усиливается до того, что человек познает от нее блаженство.
52 От небесных супружеств не бывает детей, но бывает духовное деторождение — любви и премудрости, ибо у тех, кто пребывает в духовном мире, отсутствует одна составляющая — в них нет материальности. Это способствует тому, что драгоценные сосуды заполнены духовными жидкостями. В силу такого содержания сосудов они не могут принимать физические формы, проявляющиеся в деторождении, как это происходит в природном мире. Духовное содержание как таковое порождает любовь и премудрость, которые являются следствием духовного зачатия. Я говорю «зачатие», ибо супружеская любовь порождает ангела. Эта любовь соединяет мужчину с женщиной и делает его все более человечным, ради того чтобы однажды двое супругов на Небе превратились в одного ангела. И именно через свой супружеский союз они воссоединяются с человечеством — и союз этот неизменно мудр и исполнен любви, в свою очередь наполненной премудростью.
53 (8) Так бывает с теми, кто допущен на Небо. И дело обстоит иначе с теми, кто попадает в ад. Те, кого допускают на Небо и кто становится ангелом, духовны, и между ними существует духовное, а следовательно, святое супружество, и после смерти мужчина получает надлежащую жену, а женщина — мужа, и они наслаждаются счастливым и богатым соитием, хотя у них и не рождаются дети. Это относится к тем, кто попадает на Небо.
Те же, кто оказывается в аду, остаются целиком природными людьми, а единственно природные супружества не есть супружества на самом деле, но связи, возникшие от нечестивого желания. Ниже, где речь зайдет о целомудрии и нечестии, и еще дальше, где речь пойдет о любви к похоти, я расскажу, что это за связи.
54 К тому, что уже сказано о том, что случается с супругами после смерти, необходимо добавить следующее:
а) Все браки, которые являются просто природными, после смерти недействительны. Это происходит по той причине, что в таком супружестве супружеская любовь остывает, а любовь к прелюбодеянию распаляется. И хотя после расставания такие супруги время от времени все же вступают в отношения, сходные с супружескими, через короткое время они эти отношения прерывают. Часто это случается не один раз. И в конце концов мужчине остается жить с проституткой, а женщине — с прелюбодеем. Так происходит в адовой тюрьме (см. «Апокалипсис откровенный», № 153 [Ю]). Им обоим воспрещен беспорядочный разврат.
б) Когда один из супругов духовен, а второй — нет, они также расстаются после смерти, и тот, который духовен, получает соответствующего партнера, второй же обречен присоединиться к подобным ему духам и вести распутную жизнь.
в) Те же, кто был в природном мире одинок и кто вовсе не помышлял о супружеской жизни, остаются одинокими и на Небе, если они духовны. Если же они недуховны, они становятся развратниками. Совсем иначе дело обстоит с теми, кто, оставаясь одинокими, мечтали о супружестве, особенно с теми, кто безуспешно пытался жениться. Если они духовны, их ожидает счастливое супружество, но не раньше, чем когда они попадут на Небо.
г) Люди, которые жили взаперти в монастырях, девы и мужчины, освобождаются с окончанием их монастырской жизни (после смерти она некоторое время продолжается) и получают свободу делать что пожелают, включая женитьбу и замужество. Если они этого хотят, то образуют супружеский союз. Если нет — оказываются среди одиноких, в соответствующей части Неба. Но те, которых снедает вожделение, изгоняются.
д) Одинокие находятся в определенной части Неба, поскольку атмосфера совершенного одиночества повреждает атмосферу супружеской любви, которая является атмосферой Неба. Это именно и есть атмосфера Неба, ибо она нисходит от небесного супружества Господа и Церкви.
55 Ко всему сказанному прибавлю две достопамятные истории. Первая такова. Однажды я услышал приятнейшую мелодию, нисходившую с Неба. Эту простую мелодию напевали девы и молодые женщины. Сладость их пения была сродни любовному чувству, порожденному гармонией. Небесное пение есть не что иное, как озвученная любовь, то есть чувство, выраженное модуляциями голоса. Ибо как слова выражают мысли пение выражает чувства. Исходя из ритмов и звучания ангелы могут сказать, какие чувства пение выражает.
В это время кругом меня было множество духов, и я услышал от некоторых, что им доводилось слышать эту приятную мелодию и что эта мелодия выражала любовное чувство, истоков которого они не знали. Они делали различные предположения, но тщетно. Они полагали, что песня, возможно, передает чувства жениха и невесты после помолвки. Некоторые считали, что это чувства жениха и невесты, вступающих в брак, другие же думали, что в песне говорится о чувствах мужа и жены в первую брачную ночь.
И тогда среди них появился ангел и сказал: «Они поют о целомудренной любви к противоположному полу».
Но те, которые стояли вокруг, спросили: «Что значит целомудренная любовь к противоположному полу?»
Ангел ответил: «Это любовь мужчины к девице или жене с прекрасной фигурой и приятными манерами, без каких-либо похотливых мыслей. То же относится к любви женщины к мужчине». Сказав это, ангел исчез.
Песнь продолжалась, и теперь, когда они знали, о каком чувстве в ней пелось, они слушали ее совсем иначе, каждый в соответствии со своим пониманием любви. Те, которые смотрели на женщин целомудренно, воспринимали мелодию как гармоничную и приятную. Те же, кто смотрел на женщин с вожделением, воспринимали ее как лишенную гармонии и унылую. Те же, кто смотрел на женщин с презрением, воспринимали ее как диссонирующую и грубую.
Внезапно то место, где они стояли, превратилось в театр, и они услышали голос: «Изучите эту любовь».
Тогда явились перед ними некоторые духи из различных сообществ. Среди них были ангелы в белом. И ангелы сказали: «В этом духовном мире мы рассматривали различные виды любви, не только любовь мужчины по отношению к мужчине и женщины по отношению к женщине, но и взаимную любовь мужа и жены, а также любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине. У нас была возможность посетить различные сообщества и изучить их. И единственным местом, в котором мы обнаружили эту целомудренную всеобщую любовь к противоположному полу, было место, в котором люди обладали этой неувядающей вневременной способностью благодаря их истинной супружеской любви. И они располагаются на самом высоком небе.
Мы также смогли наблюдать влияние этой любви на наши сердечные чувства. И мы ясно ощутили, что нет слаще любви, чем любовь двух супругов, чьи сердца бьются как одно. Но мы просим вас изучить эту любовь, потому что она для вас нова и вам неведома, ибо это само по себе приятно. На Небе мы называем ее небесной сладостью».
И они стали обсуждать этот вопрос.
Первыми заговорили те, кто не мог целомудренно думать о супружестве. И они высказали следующее мнение: «Какой мужчина при виде прекрасной и способной к любви молодой женщины или жены может сдержаться и очистить свои мысли до такой степени, чтобы возлюбить ее красоту и вовсе не возжелать ее? Разве это возможно? Кто сможет превратить врожденное каждому мужчине вожделение в такое целомудрие, изменить то, что есть, и при этом испытывать любовь? Когда любовь половая передается из ваших глаз в ваши мысли, разве может эта любовь удовлетвориться видом женского лица? Разве не переходит она ниже, к ее груди — и еще ниже? Нет никакого смысла в словах ангелов о том, что эта любовь может быть целомудренной и в то же время сладчайшей из всех любовей и единственно возможной у мужей, которые испытывают истинную любовь к супружеству, а следовательно, которые обладают высочайшей потенцией со своими женами. Когда они видят прекрасных женщин, разве могут они, единственные из всех людей, сохранять свои мысли на высочайшем уровне и держать их там в безопасности, в уверенности, что они не опустятся и не устремятся к тому предмету, который и производит такую любовь?»
Следующими заговорили те, кто были одновременно холодны и горячи. Холодны к своим женам и горячи к противоположному полу. Они сказали: «Что означает целомудренная любовь к противоположному полу? Разве сам термин «целомудренная половая любовь» не содержит в себе противоречие? И с этим противоречием чем она является, как не чем-то лишенным своих основных атрибутов? А значит, она ничего из себя не представляет. Как может целомудренная любовь к противоположному полу быть сладчайшей из любовей, когда целомудрие лишает ее сладости? Все вы знаете, в чем состоит сладость любви. Если же всякую идею, связанную с этим, изгнать, в чем тогда сладость и откуда она проистекает?»
Некоторые иные сказали так: «Мы были с прекраснейшими из женщин и не испытали никакого желания. Итак, нам известно, что такое целомудренная любовь к противоположному полу».
Но их товарищи, которые знали об их похотливости, отвечали: «Вы были неспособны в это время к соитию, а поэтому противоположный пол вас не интересовал. Это не целомудренная любовь к противоположному полу, но, напротив, конечный результат нечестивой любви».
Когда они услышали это, возмущенные ангелы попросили высказаться тех, которые стояли справа, лицом к югу. И они сказали: «Существует любовь между мужчинами, любовь между женщинами, любовь между мужчинами и женщинами. Все эти три вида любви совершенно отличны одна от другой. Любовь между мужчинами — это любовь между пониманием и пониманием, ибо человек создан, а следовательно и рожден, чтобы стать понимающим. Любовь между женщинами — приязнь к мужскому пониманию, ибо женщина создана, а затем рождена, чтобы стать любовью к мужскому пониманию. Эти виды любви: мужчин к другим мужчинам и женщин к другим женщинам не проникают глубоко в их сердца. Они остаются снаружи и лишь соприкасаются одна с другой и не соединяются внутренне вместе. Вот почему два мужчины ссорятся и противоборствуют, как два бойца. И женщины противостоят друг другу своими похотениями, как два комедианта, изображающие первую схватку. Любовь же между мужчинами и женщинами — это любовь понимания и приязни к пониманию, и эта любовь глубоко проникает в них и соединяет их вместе. Это соединение и есть такая любовь. Союз разума, но не тел в то же время, или попытка союза только разума и есть духовная, а следовательно, целомудренная любовь. Эта любовь возможна лишь у тех, кто испытывает истинную любовь к супружеству и кто обладает благодаря этому высшей потенцией, ибо целомудрие охраняет каждого от влияния на него любви ко всякому женскому телу, кроме тела жены. А поскольку они обладают этой огромной потенцией, они не могут удержаться от любви к противоположному полу и при этом противостоять нечестивым мыслям и желаниям. Итак, любовь к противоположному полу для них целомудренна. Это внутренняя, духовная дружба в собственном смысле этого слова, которая получает свою сладость от их огромной целомудренной потенции. Их сила столь велика, ибо они целиком отринули похоть и целомудренны оттого, что любят только своих жен. Итак, любовь, которую они испытывают, целомудренна, ибо она пробуждается не плотью, но духом, и она сладка, ибо женская красота воздействует и на разум по врожденному чувству».
Многие из собравшихся закрыли ладонями уши, услышав такие речи, говоря: «Эти слова причиняют нам ушную боль, а вещи, которые вы говорите, для нас бесполезны».
То были нечестивые люди. И тогда мы вновь услышали песню с небес, и она была слаще, чем прежняя. И для тех, что были нечестивы, она казалась такой какофонией, что они выбежали из театра, чтобы не испытывать страданий и не слышать этого шума. Остались лишь некоторые из тех, кто был чувствителен к целомудрию супружеской любви.
История вторая. Однажды, когда я разговаривал в духовном мире с ангелами, мне пришла в голову удачная мысль посмотреть на Храм Мудрости, который я видел однажды. И я спросил их, как можно попасть туда. Они ответили: «Следуй свету, и ты туда попадешь».
Я спросил: «Что вы имеете в виду, когда говорите «следуй свету»?» Они ответили: «Наш свет светит ярче и ярче по мере того, как ты приближаешься к храму. Так что следуй туда, где свет ярче. Наш свет исходит от Господа, как солнце, а это и есть премудрость».
Тогда, сопровождаемый двумя ангелами, я пошел по направлению к усиливающемуся свету и так восходил по крутой стезе все выше и выше на вершину холма, который был расположен в южной стороне. И там я увидел великолепные ворота. Стражник, увидев со мной ангелов, отворил их. Тут была дорога, обсаженная пальмами и лавровыми деревьями, по которой мы и преследовали.
Дорога эта петляла и привела в сад, посреди которого стоял Храм Мудрости. Когда я посмотрел вокруг, я увидел маленькие домики, подобные храму, в которых были премудрые. Мы зашли в один из них и поговорили с хозяином, стоявшим у входа. Мы объяснили ему, почему и как сюда попали. «Добро пожаловать, — сказал он, — входите, усаживайтесь. Давайте поговорим по-дружески о премудрости».
Я увидел, что внутри маленький домик был разделен на две части, но при этом помещение по-прежнему составляло одно целое: он был разделен стеной, но казалось, что все помещение — одна комната, поскольку стена была прозрачной. И стена эта была словно из чистейшего хрусталя.
«Почему это так?» — спросил я.
«Я не один, — ответил он. — Со мной моя жена, и мы вдвоем, но в то же время нас не две, но одна плоть».
Я сказал: «Я знаю, вы мудрый человек. Что же может быть общего у мудрого человека, олицетворяющего саму премудрость, с женщиной?»
На лице нашего хозяина выразилось некоторое неудовольствие. Он указующе вытянул руку, и мы увидели других премудрых людей из соседних домов, которые пришли поучаствовать в нашей беседе. Наш хозяин шутливо сказал: «Наш гость хочет знать, что может быть общего у мудрого человека, или у мудрости, с женщиной».
Все на это рассмеялись и сказали: «Как может быть мудрый человек, или мудрость, без женщины, то есть без любви? Жена — это любовь мудрого к мудрости».
Но хозяин сказал: «Давайте побеседуем о премудрости. Давайте прямо теперь поговорим о том, что есть женская красота».
И они по очереди заговорили. Первый сказал: «Вот что: Господь создал женщину ради привязанности мужчины к мудрости и ради любви к мудрости. А любовь к мудрости и есть красота».
Второй сказал: «Вот что: Господь создал женщину через мудрость мужчины, потому что Он создал ее для мужчины, и следовательно, она — воплощение мудрости, вдохновленное любовным чувством. А любовное чувство есть сама жизнь. Итак, женщина есть жизнь в премудрости, хотя мужчина и есть премудрость. И жизнь в премудрости есть красота».
Третий сказал: «Вот что: женщины могут чувствовать радости супружеской любви, и все их тело — это орган, воплощающий это
Состояние супругов после смерти
понятие. Итак, красота — это воистину дом радостей супружеской любви».
Четвертый дал такое объяснение: «Господь взял красоту и изящности жизни от мужчины и вдохнул их в женщину. Итак, без союза с жизненной красотой и утонченностью женщины мужчина дик, угрюм, сух и отталкивающ. Он проявляет мудрость исключительно ради собственной выгоды, что на деле означает глупость. Но когда мужчина соединяется со своей жизненной красотой и утонченностью, воплощенными в жене, он делается счастливым, дружелюбным, привлекательным и любезным, и таким образом — премудрым».
Пятый так изъяснил свое отношение: «Женщины созданы прекрасными не сами по себе, но исключительно ради мужчин, чтобы смягчать мужскую грубость, способствовать тому, чтобы мысли их были менее резкими и обогревать их холодные сердца. И именно это происходит, когда мужчина составляет одну плоть со своей женой».
Шестой высказал такие соображения: «Вселенная, которую создал Господь, совершенна, и ничто не может называться более совершенным, чем женщина с ее прекрасным лицом и приятными манерами. Это заставляет мужчину благодарить Господа за Его великодушие и платить Ему за это приятием Его Господней премудрости».
После того как мы выслушали все это и многое другое, через хрустальную стену стало видно, как появилась жена хозяина и сказала своему мужу: «Пожалуйста, скажи что-нибудь».
И когда он заговорил, в его суждениях была заметна жизненность премудрости, исходившая от его жены. Ибо ее любовь соответствовала тональности его голоса. И одно это уже указывало на то, что все сказанное выше было верным. После чего мы осмотрели Храм Мудрости, а также райский сад вокруг него, и, исполнившись счастья от этого зрелища, покинули это место, дошли до ворот, а затем спустились по крутой стезе, по которой пришли сюда.
megalektsii.ruКак объяснить девятилетнему ребенку, что после смерти любимого папы мама может жить и работать и имеет право общаться с другими мужчинами? Прошло два года.
Вторая часть — это ваши чувства и решения. Вопрос ваших будущих отношений — это вопрос, который решает пара взрослых. Ребенок здесь не имеет права решающего голоса. Если вы решили жить с кем-то, то ваша задача твердо сказать дочери: «Я буду с ним жить, я его люблю. Ты можешь его не любить, но важно, чтобы ты его уважала. И, конечно, никто не заменит папу, мы всегда будем о нем помнить. Но этот мужчина, которого я выбрала, будет теперь вместе с нами делить нашу жизнь».
Эти героини стали вдовами очень рано. В их возрасте они вполне могли бы встретить другого мужчину и повторно выйти замуж. Однако даже после смерти супругов они остались им..
Но она, молодая и красивая, решила больше никогда не выходить замуж и посвятить себя воспитанию их дочери Жени. Девочке не было и года, когда умер ее отец. Кстати, многие находят, что дочка очень напоминает своего звездного папу.
Переживаешь, что любимый «ушел» раньше, а ты остался – так для детей ты тоже «уйдешь», и как их оставишь?
Он даже не сразу понял, что произошло, так привык с ней всем делиться, что только спросил: «Ты знаешь, что у меня случилось?» Она отвечает: «Знаю». – «Что же мне делать?» – «Молись, и всё пройдет». – «А кто сделал, знаешь?» – «Знаю».