Особенности самооценки человека

Содержание
  1. ВСЁ ОБ ИНТУИТИВНОМ ПИТАНИИ
  2. Виды самооценки человека: источники формирования, основные и посредственные виды и функции самооценки
  3. Самооценка – определение термина
  4. Источники, формирующие вид самооценки человека
  5. Виды самооценки человека в психологии
  6. Адекватная самооценка
  7. Неадекватная самооценка
  8. Высокая самооценка
  9. Причины возникновения высокой самооценки
  10. Избавление от высокой самооценки
  11. Низкая самооценка
  12. Причины возникновения заниженного вида самооценки человека
  13. Повышение заниженной самооценки
  14. Функции самооценки
  15. LiveInternetLiveInternet
  16. –Рубрики
  17. –Поиск по дневнику
  18. –Подписка по e-mail
  19. –Статистика
  20. Самооценка
  21. САМООЦЕНКА – ЧТО ЭТО ТАКОЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ И УРОВНИ. КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»
  22. Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ульябаева Г.Ш., Шакирова Д.М.
  23. Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ульябаева Г.Ш., Шакирова Д.М.
  24. Self-esteem – what it is: the concept, structure, types and levels. Self-esteem correction
  25. Текст научной работы на тему «САМООЦЕНКА – ЧТО ЭТО ТАКОЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ И УРОВНИ. КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ»
  26. Самооценка: виды и уровни
  27. Что такое самооценка
  28. Виды и уровни самооценки
  29. Адекватная самооценка
  30. Неадекватная самооценка
  31. Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой
  32. Заниженная самооценка
  33. Самооценка: родом из детства
  34. Самооценку формирует опыт
  35. Как возникают расстройства самооценки?
  36. Самооценка личности – это оценка человеком своих личностных качеств. В этой статье мы разберем какие факторы оказывают влияние на развитие самооценки.
  37. Самооценка личности — что это в психологии, определение и особенности. Виды и уровни самостоятельной оценки человека, условия формирования и последующего развития личности. Изучение личностной самооценки, методики.
  38. В статье определяется термин «самооценка», рассказывается об источниках ее формирования, основных видах, причинах возникновения, методах борьбы с ними и основных функциях.

ВСЁ ОБ ИНТУИТИВНОМ ПИТАНИИ

Этим термином обозначается определенная степень ценности, приписываемую каждым индивидом к своим личностным качествам, поступкам, положению в обществе. Основным критерием оценки выступает система личных смыслов – того, что человеку кажется действительно значимым.

Термин самооценка еще интерпретируется, как состояние, при котором человек оценивает себя в различных обстоятельствах, анализирует каждое отдельное качество. Уровень самооценки определяет отношения с обществом, самокритику и требовательность по отношению к успехам или неудачам.

Нахождение в окружение людей способствует регулярной оценки себя и других представителей общества, это касается успехов в делах, учебе, отношениях, внешних данных, способностей и прочего.

Источниками для формирования того или иного вида самооценки человека выступают:
  • Собственный образ – сопоставляются восприятие реального образа с идеальным.
  • Притязания личности – определяется путем математического вычисления, где определяется разрыв между обособленностью и реальным положением.
  • Интериоризация – поступление полученных от общества оценок в среду собственных.
  • Собственные результаты – проявление самооценки происходит в сознании, где каждый индивид сопоставляет свои достижения и оценивает их самостоятельно (доволен/недоволен).
  • Значимые люди – сравнение происходит с авторитетами и другими важными лицами, входящими в состав ближайшего окружения человека.

Виды самооценки человека: источники формирования, основные и посредственные виды и функции самооценки

Самооценка – определение термина

Источники, формирующие вид самооценки человека

Такое социальное существо, как человек, на протяжение всей свой жизни окружен как отдельными людьми (друзья, знакомые, родственники), так и общественным слоем в целом. От каждого из них исходит определенные оценки, анализы поступков, качеств или действий конкретного человека. Их совокупность играет важную роль в построении самооценки отдельно взятой личности, которая, в свою очередь, влияет на контроль и дисциплину.

Под видом самооценки человека принято считать собственную личностную оценку каждого с действительностью.

На основании этого специалисты подразделяют виды самооценки человека на следующие категории:
  • Адекватная.
  • Неадекватная.

Виды самооценки человека в психологии

Адекватная самооценка

Этим определением называют отдельный вид самооценки человека, подразумевающий соответствие поведения ожиданием людей и случившегося обстоятельства. Обладая такой самооценкой, индивид уверен в себе, инициативен, предприимчив, способен легко адаптироваться к разным факторам, ставить задачи и достигать успеха в них.

Адекватная самооценка показывает, что отдельная личность достигла зрелости. Чем более зрелым индивидом является человек, тем адекватнее его самооценка.

Этим термином или по-другому самолюбием называют необъективный анализ и присваивание ценностей личным качествам или способностям, сочетающиеся с ревностным отношением и чувствительностью к тому, что думают окружающие.

Самолюбие – качество, присущее каждому человеку, но у всех оно выражается по-разному. Не всегда высокая самооценка – плохое качество. Иногда, когда высокая оценка собственных способностей совмещается с привычкой для реализации поставленных целей – сильное достоинство личности. А внимательность к мнению окружающих касательно собственной персоны – полезное качество.

Однако, чаще встречаются случаи, когда индивид болезненно реагирует на критику и замечания в свой адрес. Отказ или причины, ставшие следствием ущемленного и задетого самолюбия, порождают неосознанное или вполне осознанное мщение обидчику.

Если у самолюбивого человека проявляется болезненная реакция на критику и недовольства окружающих, единственным способом побороть это является умение грамотно воспринимать критику в собственный адрес.

Если же повышенная самооценка встречается у кого-то из ближайшего окружения, то без помощи квалифицированного психолога не обойтись. Собственными силами, к сожалению, ничего не добиться. Максимум что могут сделать друзья и родные – найти подходящего врача, уговорить на посещение курсов, записать на тематические тренинги, что ускорит процесс восстановления самооценки.

Этим термином называется состояние, при котором индивид искажает реальные достижения собственными вымыслами о низком уровне своих способностей. Иногда, данный вид самооценки человека также называют комплексом неполноценности.

Индивид с подобной самооценкой часто склонен к негативным генерализациям, обвиняет себя во всех неудачах и собственные качества: бездарность, глупость, неумение справляться с трудностями, а достигнутые успехи списывает на удачное стечение обстоятельств или помощь со стороны.

Комплексы неполноценности и низкий вид самооценки человека чаще всего встречается у подростков, переживающих о своей внешности, росте, весе, одежде, фигуре и прочем. Чем дольше человек прибывает в подобном состоянии, тем реальней и адекватней становится его оценивание самого себя.

Причин, из-за которых проявляется пониженная оценка, достаточно много. Чаще всего, подобное формируется в раннем детстве под родительским влиянием и оцениванием качеств.

Влияют на снижение уровня утверждения о негодности детей, применение физической силы, прививание гиперответственности, сравнивания с отцом или матерью, что способствует формированию определенного эталона. Если удается реализоваться и достичь построенной в голове модели идеала, то личность будет хорошей и правильной, но чаще всего, достижение поставленной задачи невозможно, из-за чего у ребенка и возникает разница между тем, какой он есть, и каким должен быть. Чем больше эта разница, тем хуже/ниже анализируются и оцениваются качества.

В зрелом возрасте происходит поддержание подобного уровня тогда, когда люди уделяют внимание какому-то определенному событию, либо, когда возникает мнение, что они проигрывают на фоне окружающего социума.

Неадекватная самооценка

Неадекватной называется состояние человека, при котором он либо недооценивает собственную значимость, либо, наоборот, превозносит себя до недостижимого уровня.

Отсюда происходит подразделение на 2 вида самооценки человека:
  • высокая;
  • низкая.

Высокая самооценка

Причины возникновения высокой самооценки

Построение подобного вида самооценки человека начинается еще в детстве, когда родные сверх меры перехваливают детей. Ребенок воспринимает все похвалы в качестве реальной шкалы достижений, но в действительности его успехи не столь значимы.

В подобных ситуациях необъективная родительская оценка создает диссонанс. Когда же у детей проявляются собственные критерии оценки приходит осознание того, что родные завышали его достижения, и их оценка не соответствует реальности. В итоге это приводит к серьезной психологической травме, чем позднее пришло осознание, тем серьезнее будут последствия.

Избавление от высокой самооценки

Низкая самооценка

Причины возникновения заниженного вида самооценки человека

Повышение заниженной самооценки

В современной психологии имеется ряд техник и методик, способствующих повышению самооценки. Подбирается определенная из них в соответствии с личными особенностями каждой личности.

Однако практически все методики строятся на общей концепции:
  • Поиск положительных качеств. Записываются 5-10 личностных качеств человека, за которые его ценят окружающие.
  • Избавление от жалости к самому себе. На этом этапе человек должен перестать принимать факт того, что он беспомощен и неспособен справится с чем-либо. Право на ошибку есть у всех, но ответственность лежит на каждом человеке.
  • Запись успехов. Заводится журнал, куда личность с заниженной самооценкой вписывает собственные достижения.
  • Построение плана дел. На каждый день составляется распорядок, который позволит избежать ситуаций, выводящих из равновесия.
  • Стимул. Каждый индивид придумывает для себя вознаграждение, которое причитается ему за выполнение действия, решение задачи и прочее.
  • Поиск преимуществ в неудачах. В случае неудачи, человеку необходимо осознать происходящее и выявить из случившегося новые, открывшиеся в следствии преимущества. К примеру, потеря работы освобождает время для чтения, путешествий, занятий любимым делом и подобное.
Кроме базовой классификации, психологами предлагается и другое подразделение видов самооценки человека, которые основаны на различных критериях:
  • Высокая, средняя, низкая.
  • Конфликтная и бесконфликтная.
  • Прогностическая, актуальная и ретроспективная.
  • Устойчивая и неустойчивая.
  • Общая и частная.
  • Оптимальная и неоптимальная.

Функции самооценки

Вне зависимости от вида самооценки человека, она направлена на выполнение определенных функций. В их число входят:

Развитие видов самооценки человека осуществляется в соответствии с совокупностью анализа и оценки окружающих людей и реакции социума в целом по отношению к конкретному индивиду. Однако, важно помнить, что самооценка – непостоянная величина, а динамичная, она способна регулярна меняться под действием возникающих факторов, определенных ситуаций или жизненных обстоятельств, окружающих условий и действительностей отдельного человека.

Каждому присуще право на совершение ошибки, всегда достигать успеха – невозможно, а неудачи – не менее ценный опыт. Кроме того, каждый человек наделен собственной индивидуальностью, которая уникальна и неповторима.

Информация на сайте представлена в ознакомительных целях. Не занимайтесь самолечением.

При копировании материалов гиперссылка на сайт обязательна.

www.int-pitanie.ru

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Самооценка

Среда, 11 Января 2012 г. 12:01 + в цитатник

Самооценка, по мнению психологов, и есть то качество, которое позволяет нам достичь невиданных высот и довольства собой или превратить в никчемное существо без каких бы то ни было притязаний.

Определение самооценки
Определение самооценки звучит так: самооценка — процесс и результат оценивания личностью собственных качеств и достоинств.
Таким образом, самооценка состоит из двух подвидов:
— самооценка личности — то, как личность оценивает себя и свое положение в жизни;
— конкретно-ситуативная самооценка — то, как человек оценивает себя в какой-либо конкретной ситуации.

Предметом интереса психологов в обычной жизни чаще всего служит именно первый вид — самооценка личности.

Человек с достаточно высоким уровнем самооценки уверен в себе, не теряется в сложной ситуации и не боится ставить перед собой какие-то сложные и трудновыполнимые цели. И чаще всего ему все удается.

Низкий уровень самооценки, напротив, мешает нам в осуществлении наших желаний и целей.
Что интресно, уровень самооценки человека может совершенно не соответствовать его действительным качествам и возможностям. Это происходит прежде всего потому, что на самооценку влияет множество факторов:

— мнение и отношение других людей;
— степень успешности;
— уровень самооценки, которого стремится достичь человек (притязания);
— мнение личности о самой себе;
— эмоциональное состояние;
— степень уверенности в себе;
— уверенность или неуверенность в собственной способности адекватно реагировать в сложной ситуации.

Иногда вы можете сами понять, что слишком низко оцениваете себя. Но если вы слишком застенчивы или вас постоянно убеждали ( или даже до сих пор убеждают), что вы ни на что не способны, то, скорее всего, у вас даже не возникает мысли усомниться в оценке окружающих. В таких случаях нужна помощь специалиста. Ведь коррекция, начатая вовремя, при вашем, конечно, большом желании, может принести замечательные результаты.

Люди, которые решились на встречу с психологом, учатся смотреть на свои поступки, удачи и неудачи с другой стороны, относиться к себе с большим уважением и доверием.
Для начала психолог определит ваш уровень самооценки. Вам предложат специальные таблицы, с помощью которых психолог выясняет особенности самооценки личности, определяет ее адекватность и дает рекомендации по коррекции.

Адекватная самооценка бывает высокой, низкой или средней. Если речь идет о завышенной или заниженной самооценке, значит, она не подходит под определение адекватной.
Под адекватной самооценкой в данном случае подразумевается верная оценка своих возможностей, способностей и положения в жизни.

Адекватность самооценки определяется психологом путем анализа реальных и желаемых (идеальных) притязаний и возможностей человека. Высокий уровень самооценки обычно характерен для успешных, уверенных в себе людей, ставящих реальные цели и имеющих достаточно сил и умения их достичь

Низкая самооценка формируется у людей слишком стеснительных, стремящихся избегать сложных ситуаций и решительных действий. Тем не менее, оба примера относятся к адекватной самооценке.

Однако случается, что человек слишком высоко оценивает себя и свои возможности, неоправданно возвышает себя над окружающими людьми, или наоборот. Такие люди подпадают под определение личностей с неадекватной завышенной или заниженной самооценкой.

Уровень самооценки человека формируется с детства. Родители, во всем потакающие чаду и захваливающие его буквально по любому ничтожному поводу, вряд ли поступают правильно, так как рискуют вырастить человека с завышенной самооценкой, что в дальнейшем может очень плохо сказаться на нем.

Психологи, изучая особенности самооценки, выявили, что этот фактор может зависеть от возраста и даже пола.
В связи с этим написано множество исследований об особенностях самооценки детей младшего школьного возраста, особенностях самооценки подростков и так далее.

Различные особенности самооценки могут также проявляться в разных ситуациях. Например один и тот же человек способен по разному относиться к себе и определять свои возможности на рабочем месте, в окружении друзей или в повседневной частной жизни.

Самооценка женщины тоже может обладать некоторыми особенностями. На сегодня, к примеру, одной из самых изучаемых тем являются особенности самооценки женщин, страдающих бесплодием.
Самооценка женщины вообще отличается от самооценки мужчин. Главной причиной, считают психологи, является то, что современная женщина, хотя и имеет больше возможностей, все же отказывает себе сознательно в некоторых притязаниях.

Например, на высокий руководящий пост или яркую политическую карьеру позволяет себе претендовать лишь малое количество представительниц прекрасного пола. Зачастую, как уже было сказано, женщина отказывает себе в этом по собственной воле, руководствуясь тем, что данные желания характерны для мужчин и одобряются обществом, как чисто мужские притязания.

Конечно же, этот фактор не самым благоприятным образом влияет на самооценку женщины, тем более, если она имеет достаточно сил и возможностей достичь своей цели.

Тест на самооценку

Как уже говорилось, определение самооценки — работа психолога. Однако если вам интересна эта тема, можно попробовать определить уровень самооценки с помощью популярных тестов на самооценку, адаптированных для широкой публики.

Для этих целей я выбрала несложный тест на самооценку, который вы сможете анализировать самостоятельно.
Вам предлагается ряд вопросов, на которые нужно дать ответы из представленных вариантов. Каждому ответу соответствует определенное количество баллов, которое вам и нужно будет подсчитать после прохождения теста.

Варианты ответов
Почти всегда — 4
Часто — 3
Бывает — 2
Изредка — 1
Никогда — 0

Вопросы теста на самооценку

1. Я подвержена напрасным волнениям.
2. Я нуждаюсь в поддержке друзей.
3. Я опасаюсь показаться глупее, чем есть.
4. Я не уверена в своем будущем.
5. Я выгляжу хуже других.
6. Я часто расстраиваюсь из-за того, что люди меня не понимают
7. Я чувствую себя неуверенно, если мне приходится разговаривать с другими людьми
8. Я не оправдываю ожиданий других людей
9. Я часто ощущаю скованность.
10. Я всегда жду неприятностей.
11. Я чувствую, что завишу от мнения людей.
12. Мне кажется, что люди обсуждают меня, стоит мне выйти из помещения.
13. Я не уверена в собственной безопасности.
14. Нет никого, кому бы я могла рассказать, о чем я думаю.
15. Когда я успешно справляюсь с чем-то, другие люди не придают этому достаточного значения.

Анализ теста на самооценку

Ваш результат менее 10 баллов. К сожалению, у вас имеются признаки завышенной самооценки, вам есть над чем поработать. Вы часто ввязываетесь в конфликты, которые возникли с вашей же подачи. Людей отпугивает ваше высокомерие, поэтому вам так трудно завести дружеские и близкие отношения. Постарайтесь правильно определить реальность уровня ваших возможностей и притязаний.

Ваш результат более 30 баллов. Тут тоже есть над чем работать — в противоположность примеру, приведенному выше, у вас явно заниженная самооценка. Постарайтесь относиться к себе с большим уважением и верой в свои силы. Доверяйте людям, и они вам помогут повысить уровень самооценки.

Ваш результат между 10 и 30-ю баллами. Вас можно поздравить — адекватность и уровень самооценки у вас в полном порядке. В сложной ситуации вы вполне способны справиться с собой и даже оказать помощь тем, кто не так уверен в себе.

Этот тест на самооценку, конечно, нельзя считать точной диагностикой вашего уровня, тем не менее, он позволит вам понять, по каким критериям происходит определение самооценки.

От себя хочу добавить — верьте в себя и свои силы. Не позволяйте чужому мнению и обстоятельствам взять над вами верх. Если вы сомневаетесь в адекватности собственной самооценки или хотите повысить ее уровень, лучше всего обратиться к специалисту, который даст индивидуальные рекомендации и поможет справиться с ситуацией.

Помните: часто причиной наших неудач является не невозможность достичь желаемого, а неуверенность в своих силах.
Источник www.charla.ru

Работа и все,что с ней связано

www.liveinternet.ru

САМООЦЕНКА – ЧТО ЭТО ТАКОЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ И УРОВНИ. КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ульябаева Г.Ш., Шакирова Д.М.

В процессе своей жизнедеятельности каждый индивид как социальное существо на постоянной основе получает оценку своим действиям и поступкам как со стороны окружающих, так и от общества в целом. Именно на основе таких оценок происходит формирование самооценки , которая в свою очередь оказывает значительное влияние на работу таких психических компонентов как самодисциплина и самоконтроль. То, как человек относится к себе, «программирует» его на дальнейшие действия. Самовосприятие играет значимую роль в жизни каждого индивида, поэтому не стоит упускать его из виду. Базовые знания об этом не повредят, а пойдут всем лишь на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и поспособствуют их коррекции.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ульябаева Г.Ш., Шакирова Д.М.

Self-esteem – what it is: the concept, structure, types and levels. Self-esteem correction

In the course of their life activity, each individual as a social being on an ongoing basis receives an assessment of his actions and actions both from those around him and from society as a whole. It is on the basis of such assessments that the formation of self-esteem takes place, which in turn has a significant impact on the work of such mental components as self-discipline and self-control. The way a person treats himself “programs” him for further actions. Self-perception plays a significant role in the life of each individual, so do not lose sight of him. Basic knowledge of this does not hurt, and will only benefit all. They will help highlight problem points and contribute to their correction.

Текст научной работы на тему «САМООЦЕНКА – ЧТО ЭТО ТАКОЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ И УРОВНИ. КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ»

Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция

Self-esteem – what it is: the concept, structure, types and levels. Self-esteem correction

Студент 2 курса, институт теплоэнергетики, Казанский государственный энергетический университет

РФ, г. Казань e-mail: gulyabaeva@bk.ru

2nd year student, institute of Power Engineering, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan e-mail: gulyabaeva@bk.ru

кандидат социологических наук, ст.преподаватель каф. Менеджмент Казанский государственный энергетический университет

РФ, г. Казань e-mail: dinara.mm@yandex.ru

Candidate of Sociological Sciences, senior lecturer, Kazan State Power Engineering University,

Russia, Kazan e-mail: dinara.mm@yandex.ru

В процессе своей жизнедеятельности каждый индивид как социальное существо на постоянной основе получает оценку своим действиям и поступкам как со стороны окружающих, так и от общества в целом. Именно на основе таких оценок происходит формирование самооценки, которая в свою очередь оказывает значительное влияние на работу таких психических компонентов как самодисциплина и самоконтроль. То, как человек относится к себе, «программирует» его на дальнейшие действия. Самовосприятие играет значимую роль в жизни каждого индивида, поэтому не стоит упускать его из виду. Базовые знания об этом не повредят, а пойдут всем лишь на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и поспособствуют их коррекции.

In the course of their life activity, each individual as a social being on an ongoing basis receives an assessment of his actions and actions both from those around him and from society as a whole. It is on the basis of such assessments that the formation of self-esteem takes place, which in turn has a significant impact on the work of such mental components as self-discipline and self-control. The way a person treats himself “programs” him for further actions. Self-perception plays a significant role in the life of each individual, so do not lose sight of him. Basic knowledge of this does not hurt, and will only benefit all. They will help highlight problem points and contribute to their correction.

Ключевые слова: самооценка, заниженная самооценка, повышенная самооценка, коррекция самооценки.

Key words: self-esteem, low self-esteem, increased self-esteem, correction of self-esteem.

Человек по своей сущности является частью социума, и для него большое значение имеет отношение окружающих, оценка его способностей, качеств и внешнего вида. Но и не менее нам важна и самооценка, отношение к самому себе, которое формируется в течение всей жизни. От уровня оценки своих собственных

достоинств и недостатков зависит то место в социальной иерархии, которое мы занимаем, а также уверенность в себе и степень социальной активности.

Так что же такое самооценка? В психологии самооценка рассматривается как совокупность представлений человека о себе, которое сформировалось на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют очень большую роль в формировании образа собственного «Я».

Осознанно или несознательно, но мы всегда сравниваем себя с окружающими и оцениваем с таких позиций, как «лучше», «хуже», или «такой же как и все». В первую очередь оцениваются значимые, важные для общества качества. К примеру, для юноши дворянского сословия первой четверти 19 века было вполне нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку по сравнению с другими молодыми людьми. А для современной молодежи это качество утратило свою актуальность, поэтому и не оценивается.

Из этого следует, что в основе самооценки лежат социально значимые ценности, без которых невозможно осознавать себя личностью, достойной уважения в данном обществе и в данное время.

Разумеется, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают такие ситуации, когда мы нравимся себе, а в другое время какой-либо поступок заставляет переживать крайнее недовольство, и мы занимаемся самоосуждением. Однако, самооценка как часть самоосознания личности – это устойчивое образование, которое может меняться, но при этом не завися от ситуативного отношения к себе. Самооценка как раз-таки корректирует это отношение:

• Человек с высокой самооценкой скажет: «Как же я смог поступить таким образом, это ведь для меня совсем не свойственно», и постарается забыть об этой оплошности.

• Человек с низкой самооценкой, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках. Он будет долго корить себя за них, думая, что «по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяют две разновидности самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым обращая внимания на то, что многим людям привычно оценивать себя чуть выше среднего, это скорее норма, нежели отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем самих себя.

Адекватная самооценка так или иначе правильно отражает способности и качества личности, другими словами это реальное представление человека о самом себе, которое соответствует действительности. Такие представления могут быть как положительными, так и отрицательными, поскольку люди не идеальны.

Самооценка влияет на поведение человека, а также на его отношение к самому себе и к другим. Так, при адекватной самооценке, индивид:

• Правильно взвешивает соотношение своих потребностей и способностей;

• Может критически посмотреть на себя со стороны

• Ставит перед собой разумные цели, которых в будущем сможет достичь;

Неадекватная самооценка в свою очередь бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности так же бывает разных уровней. Самооценка чуть выше или ниже среднего – достаточно распространенное явление, она почти никак не проявляется в поведении человека, не мешает его жизни и способности взаимодействовать с другими индивидами. Определить девиацию в данном случае можно только при прохождении специальных психологических тестов. Самооценка же чуть выше среднего в коррекции не нуждается, поскольку человек заслуженно ценит и уважает себя.

Бывают такие случаи, когда самооценка далека от оптимальной (значительно выше или ниже среднего уровня). Тогда она оказывает пагубное влияние на поступки человека и может привести к неадекватному поведению.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с завышенной самооценкой можно легко заметить – они стремятся быть у всех на виду, стараются доминировать и взять всю ответственность в свои руки. Для таких индивидов свойственны следующие качества:

• Не воспринимают критику со стороны окружающих, их раздражает чужое мнение;

• Имеют комплекс превосходства над остальными, считая себя во всем правыми;

• Отвергают поддержку и помощь;

• В частности в своих неудачах и невзгодах обвиняют других;

• Имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим;

Бытует мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, нежели заниженную. В свою очередь все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя и свои способности, могут быть отнюдь неприятны.

Людей с самооценкой значительно ниже среднего уровня не всегда можно заметить. Они не стремятся ко всеобщему вниманию и могут казаться скромными. В процессе общения с такими людьми можно заметить их отрицательные качества:

• Зависимость от мнения окружающих и постоянная потребность в их одобрении;

• Нерешительность и чрезмерная осторожность;

• Излишняя требовательность к себе и окружающим;

• Мелочность и завистливость;

Самооценка такого рода также делает людей эгоистичными, только это другой эгоизм. Такие люди настолько погружены в свои неудачи, одержимы жалостью к себе, что не могут заметить проблем своих близких. Очень часто встречаются такие случаи, что люди с заниженной самооценкой не способны ни уважать, ни любить

Психологи в структуре самооценки выделяют два компонента: эмоциональный и когнитивный

Эмоциональный компонент – это отношение человека к себе и своим собственным проявлениям. Те эмоции, которые мы испытываем к себе, порой бывают противоречивы: любовь и неприятие себя, самоуважение или же его отсутствие.

Когнитивный компонент включает в себя знания индивида о самом себе, своих возможностях, способностях, слабых и сильных сторонах. Данный компонент формируется в процессе самопознания и значительно влияет на уровень самооценки в будущем.

Различия этих двух компонентов носит чисто теоретический характер, в реальной жизни они сосуществуют в тандеме – наши представления о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает неудобства и проблемы как самому человеку, так и его окружению. Можно ли винить индивида в неправильном представлении о самом себе? И под влиянием каких факторов формируется самооценка?

Основы самооценки формируются еще в детстве, именно с того момента, когда ребенок осознает свое

«Я», и когда он начинает сравнивать себя с другими малышами и взрослыми. В дошкольном, да и в младшем

школьном возрасте дети еще не могут правильно оценивать свои качества и свое поведение. Особое развитие

самооценки идет именно в подростковом возрасте. В научной литературе подростковый возраст характеризуется как кризисный, в это время происходит бурное развитие и перестройка организма подростка. Именно в этом возрасте подросткам свойственна особая чувствительность, беспокойство и раздражительность[1]. Можно сказать, что оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых, поскольку это именно они оказывают значительное влияние на подростков. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки у детей. Психологи считают, что похвала и поощрение приносят больше пользы, нежели постоянные выговоры и наказания. Суть в том, что отрицательные эмоции мы переживаем гораздо сильнее по сравнению с положительными, и неприятные ощущения дольше хранятся в нашей памяти. Так сложилось в процессе эволюции.

На формирование самооценки так же влияют и индивидуальные особенности человека. К примеру, люди с более чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач нежели менее эмоциональные. Можно сказать, что индивидуальные особенности личности влияют на формирование самооценки, но ее вектор задает социальная среда.

Возможность изменения самооценки в адекватную сторону волнует многих. Особенно это касается взрослых, казалось бы уже зрелых и состоявшихся личностей. Это осознание приходит, когда человек понимает, что неадекватная оценка своих сил и способностей начинает мешать ему в достижении его целей, и к тому же плохо влияет на отношения с другими индивидами.

В процессе повышения самооценки важную роль играют одобрение и похвала окружающих. Для этого найдите себе хобби или увлечение, в котором вы сможете преуспеть, и не стесняйтесь демонстрировать успехи, которых вы достигнете.

Список используемой литературы:

1.Шакирова Д.М «Роль социального окружения в формировании делинквентного поведения»// «Вестник экономики, социологии и права»№1

2.Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983

3.Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси, 1989

4.Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М., 2003 – 656 с.

5.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986

cyberleninka.ru

Самооценка: виды и уровни

Что такое самооценка

Психология определяет самооценку как совокупность понимания человеком своих возможностей и перспектив. Он оценивает себя, сопоставляя с окружением, как бы наблюдая со стороны за собой и примечая способности и недостатки, формируя мнение об истинном «Я», в течении всей жизни.

Сравнение с другими идет на уровне «похуже», «получше», «обычный» – все происходит инстинктивно, если даже человек не хочет себя сопоставлять другим. На первое место выходят качества, которые ценятся в современном социуме.

В 19 веке юноша дворянского происхождения мог похвалиться тем, что он лучше, чем князь Волконский, бьется на шпагах. Он сравнивал себя с человеком своего сословия и замечал, что превосходит его, тем самым повышая самооценку. Такое качество было актуальным для 19 века, в современном мире свои приоритеты, и никто не станет самоутверждаться за счет фехтования.

Этот пример нам показывает, что оценка своих способностей и недостатков зависит от приоритетов общества. Ценности, которые культивирует социум, в котором существует человек, являются мерилом для самооценки.

Самооценкой человек занимается постоянно: то он доволен и готов похвалить себя, гордиться своими поступками, то напротив, недоволен и переживает за свои действия, ругает себя за какой-либо проступок. Оценка своей личности дает человеку понять себя, пусть она меняется в зависимости от ситуации, но именно она регулирует и выстраивает мнение о себе.

Рассмотрим два варианта оценки своего какого-то действия людьми с разной самооценкой:

1. Совершив ошибку, человек с высокой самооценкой признается себе: «Тут я был не прав, но как же это получилось, ведь я всегда поступал правильно» и тут же забудет неприятный инцидент и пойдет дальше.

2. Человек с низкой самооценкой может зациклиться на своей ошибке, будет долго вспоминать свои действия, корить себя, даже может решить, что он ни на что не способен, как всегда, у него все выходит не так.

Виды и уровни самооценки

Психологи отмечают два вида самооценки:

Также можно услышать и другую классификацию: оптимальная и неоптимальная, когда речь идет о чуть завышенной самооценке, что само по себе не критично. Вот только грань, где заканчивается оптимальная и начинается неоптимальная, очень тонка.

Адекватная самооценка

Когда самооценка у человека адекватная, он видит себя со стороны и оценивает свои возможности почти так, как есть на самом деле. Идеальных людей, наверное, не бывает и каждый по-своему воспринимает себя в этом мире и в социуме.

Характеризуя себя, кто-то завышает возможности, а кто-то недооценивает. Когда погрешности по сравнению с реальностью немного, самооценку называют адекватной.

Если человек признается, что его руки растут не с того места, он не страдает заниженной самооценкой, просто он хочет сказать, что не любит или не умеет что-то делать своими руками.

Адекватная самооценка показывает, что индивид может разумно оценивать свое и чужое поведение, взгляды.

Человек с такой самооценкой воспринимает мир следующим образом:

1. Его «хочу» и «могу» соответствуют возможностям.

2. Дает себе правильные и достижимые установки, не витая в облаках на счет своего потенциала.

3. Может критически оценить себя, убирая «розовые шторы» с глаз.

4. Он знает, к чему приведут его действия.

Кто готов трезво посмотреть на себя, не будет против услышать и чужое мнение о себе любимом. Его не покоробит точка зрения других, ведь он сам прекрасно знает свои плюсы и минусы, и не зацикливается на мнении со стороны.

Неадекватная самооценка

Отличают два вида неадекватной самооценки: завышенная и заниженная. Они, в свою очередь, различаются по степени неадекватности. Если человек оценивает себя немного пониже нормы, или повыше – это никак не отражается на его характере и повадках, он нормально общается с окружением, у него не возникает проблем с адаптацией и нормами социума.

Неадекватную самооценку, чуть превышающую средний показатель, невозможно выявить без психологического тестирования человека. Немного завышенная самооценка даже не требует корректировки, это всего лишь чувство собственного достоинства, которое помогает человеку жить и ценить собственные достижения.

Другое дело, если самооценка зашкаливает в ту или иную сторону. Это сразу видно по поведению человека, она мешает жить, создает проблемы в социализации личности, приводит к конфликтным ситуациям.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Если самооценка завышена, человек постоянно старается выделиться, он несколько заносчив, всегда высказывается по любому поводу, даже если не компетентен в вопросе, ставит себя выше других и пытается командовать.

Отличительные черты таких людей:

· У них на первом месте собственное «Я», придают большое значение своей персоне.

· Неадекватно реагируют на замечания со стороны, им не понравится мнение, отличающееся от их собственного.

· Они авторитарны, смотрят на других с высока.

· Не приемлют помощи со стороны, отвергая его, даже если нуждаются в ней.

· По их мнению, у них нет слабостей, свои отрицательные качества видят в положительном свете, пытаются выдать за достоинства.

· Эгоцентричны, самолюбивы, думают только о себе, забывая о других.

· У них проявляется манерность в поведении, нарочито поступают во многих случаях.

Иногда можно услышать, что завышенная самооценка лучше, чем заниженная. Это утверждение не всегда верно характеризует ситуацию, общаться и существовать рядом с человеком, у которого слишком завышенная самооценка, не всегда приятно и комфортно.

Заниженная самооценка

Люди с заниженной самооценкой не любят выделяться, они существуют в своем тихом мире и стараются вести себя так, чтобы их не заметили.

На первый взгляд, они просто скромны и деликатны, но если узнать их получше, выявятся черты, не совсем пригодные для нормального существования:

· Бесконечные колебания по любому поводу, нерешительность.

· Они постоянно оборачиваются на других, не могут брать инициативу в свои руки.

· Не любят брать обязательства, стараются переложить риски на других.

· Не видят в себе перспективы, чувствительны, уязвимы, не могут найти точки соприкосновения с окружением или не хотят.

· Дотошны и капризны, стремятся к безупречному поведению и от других требуют того же.

· Щепетильны, злопамятны, ревнивы.

· Их поступки иногда невозможно понять, они стремятся всем доказать свою значимость, и это выливается в ненормальные выходки.

Люди с сильно неадекватной самооценкой со знаком минус, также являются эгоцентричными, но уже по другому поводу. Они могут не обращать внимание на окружающих, полностью уйти в свою проблему. От этого проигрывают близкие, ведь за своими «страданиями» человек не замечает тех, кто рядом. Среди них есть те, кто ни разу в жизни не любил серьезно, у них нет ощущения уважения к другим, зацикленность на себе мешает этим чувствам.

fatecenter.ru

Самооценка: родом из детства

Что такое самооценка? Самооценка — это то, как мы к себе относимся. Считаем мы себя скорее ценными и достойными уважения, заботы и любви. Или не считаем.

Если подумать об этом глубже, то можно увидеть, что самооценка вырастает из способности любить себя в своей «реальной ценности»: быть в состоянии идентифицировать свои сильные стороны и ограничения, уметь гордиться первыми и терпимо относиться ко вторым; способность стабильно любить себя таким, какой есть. Самооценка сильно связана со способностью планировать и достигать поставленных целей, которые, в свою очередь, должны быть достаточно реалистичными и мотивирующими, а не настолько нереалистичными, чтобы их достижение было скорее связано с удачей, а не с прилагаемыми усилиями.

Чтобы чувствовать себя комфортно с самим собой, важно, чтобы расстояние между тем, кто вы есть, и тем, кем хотели бы стать, было стимулирующим, а не непреодолимым. Если внутренняя планка слишком высока, то полученный опыт будет источником постоянного разочарования, а если слишком низкая, то будет быстро становиться скучно. Если у человека есть проблемы с самооценкой, он не может ни принять себя, ни полюбить себя таким, какой он есть сейчас, в настоящее время. Он судит себя слишком жестко, еще сильнее повреждая самооценку и попадая в порочный круг, из которого может быть сложно выбраться.

Самооценку формирует опыт

Самооценка формируется из нескольких источников опыта и с возрастом интегрируется в достаточно устойчивую внутреннюю конструкцию.

Первый источник — самый глубокий и ранний опыт отношений с людьми, которые заботятся и ухаживают за ребенком. Младенец с рождения нуждается в человеке, который поможет ему выжить. Обычно таким человеком является мама или другой взрослый, который выполняет роль мамы. Младенец не способен понимать, что с ним происходит: голоден ли он, устал ли, напуган или ему хочется физического и эмоционального контакта. Понять, что с ним происходит, и ответить на эту потребность — задача того взрослого, кто заботится о ребенке.

Качество этого раннего опыта и становится первым источником самооценки.

Если опыт хороший (мама может достаточно быстро понять и ответить на нужду ребенка), это становится опытом удовлетворения и базового переживания себя как того, кто достоин любви и заботы. Не за достижения, не за успехи, а просто потому что ребенок — живой человек и ценен сам по себе, как ценна любая жизнь. Эта первичная забота — тот самый дар любви, который родители делают для ребенка, инвестируя в него не почему и не зачем, а просто так.

По мере роста и развития ребенка будет трансформироваться и любовь родителей, в которой появляется больше опоры на поведение ребенка. Родители заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны среди других людей, не отвергнуты обществом, поэтому их задача — помочь детям усвоить, что является приемлемым и одобряемым в социуме, а что — нет. Для ребенка это означает, что ему придется отказаться от возможности делать все, что ему хочется, и когда ему хочется, чтобы быть одобряемым родителями и другими людьми. Постепенно внешние требования и ожидания от ребенка усваиваются и становятся внутренними, формируя систему морали/совести и внутреннее представление об «идеале Я». Внутренняя система морали в дальнейшем вознаграждает хорошее поведение чувством гордости и уважения за себя, а плохое — наказывается чувством вины или стыда.

Следующий источник опыта, лежащего в основе самооценки, — отношения с социумом.

Этот источник является, пожалуй, самым понятным из всех. Если человек действует так, что его поведение ценится окружающими, то он получает опыт одобрения и признания, если нет — возникает опыт отвержения. Чаще всего в начальной школе дети начинают замечать разницу между собой и другими детьми. Они сравнивают себя с другими, наблюдая за успехом или неуспехом в разных видах деятельности. Академическая успеваемость и качество отношений со сверстниками являются важными факторами, влияющими на самооценку. Если к этому моменту у ребенка есть дефицит в самоуважении, то этот источник ребенок будет использовать больше всего, чтобы компенсировать переживание внутренней неценности. Нехватка чувства внутренней опоры порождает высокую зависимость от опоры внешней. Любовь и уважение подменяются восхищением и постоянным поиском восхищения для стабилизации себя.

Как возникают расстройства самооценки?

Расстройства самооценки возникают из травмирующих событий в процессе формирования каждого из источников самооценки. Тяжесть расстройств зависит от характера и длительности этих событий, и чем раньше произошла травма, тем тяжелее могут быть последствия. Если родители воспринимают ребенка как продолжение себя и в силу каких-то причин не очень могут увидеть в нем отдельного, другого человека со своими потребностями, если видят в нем некий «идеальный образ», а не живого человека, то это приводит к расстройствам самооценки. Слишком жесткие правила, запреты и ожидания от ребенка (та самая планка), не учитывающие его особенностей и потребностей, могут приводить к тому, что внутренняя система морали («внутренний критик») и внутренний образ себя (идеал Я) будут застывшими, негибкими, и к тому, что любая ошибка, неудача будут маркироваться как провал, катастрофически влиять на переживание самоценности и приводить к аутоагрессивному поведению (когда агрессия направлена на себя), подкрепляя у ребенка переживание себя как ничтожного, ни на что неспособного человека, блокируя дальнейший процесс развития.

Детские переживания, которые способствуют здоровой самооценке, включают в себя выслушивание, уважительное обращение, получение надлежащего внимания и привязанности, признание достижений и признание ошибок или неудач.

Переживания, которые способствуют низкой самооценке, включают в себя жесткую критику, физическое, сексуальное или эмоциональное насилие, игнорирование, высмеивание или поддразнивание или ожидание того, что ребенок все время будет «идеальным».

В качестве примера можно взять ситуацию с детским спортом. Многие родители считают, что спорт помогает развить нужные качества, которые помогут ребенку во взрослой жизни: способность достигать цели, конкурировать с другими людьми, выдержку, самодисциплину. Это действительно так, если при этом учитываются индивидуальные особенности ребенка и родители, а в дальнейшем тренер будут помогать правильно проживать опыт неудач, который неизбежен в спорте (как и в жизни).

Что значит правильно проживать опыт неудач? Это значит не стыдить, а помогать понимать, что ошибки и неудачи — это часть жизни.

Помогать строить связи между усилия ми и достижением результата. Предлагать участвовать в соревнованиях, которые будут по возрасту и будут учитывать актуальный уровень ребенка. Тепло поддерживать ребенка в ситуации неуспеха, помогать проживать эмоции: стыд, злость, разочарование. Показывать, что опыт неудачи нормален в процессе жизни и невозможно ничему научиться сразу, без поражений. Еще одна ситуация, связанная с опытом школьной жизни и проблемами, которые могут возникать со сверстниками. Дети, в силу незрелости (или уже полученного опыта), не очень умеют ценить индивидуальность, и те дети, которые по каким-то причинам не похожи на других детей, могут становиться объектом насмешек.

Такой опыт может быть разрушителен для самооценки ребенка, поэтому важно не оставлять подобные ситуации без внимания, рассчитывая, что дети сами разберутся. Не разберутся. Опыт травли, если он не пресекается, становится разрушительным для всех участников ситуации, включая детей, напрямую не вовлеченных в ситуацию.

Опыт наблюдений показывает, что за последние десятилетия проблемы, сосредоточенные вокруг самооценки, стали более распространенными.

Они проявляются неуверенностью в себе, переживанием собственной неполноценности, постоянным, навязчивым стремлением улучшать себя (расстройства пищевого поведения, косметическая хирургия, изнурительная физическая активность), депрессивными состояниями разной степени тяжести и постоянным сравнением себя с другими людьми. Поскольку расстройства самооценки эмоционально крайне болезненны, они сопровождаются компенсаторным поведением, цель которого — снизить переживание собственной никчемности или провала.

Компенсаторным поведением может быть демонстрация собственного превосходства, презрение к другим, накопление богатства, крайние формы конкуренции с другими людьми, различные манипуляции с собственным телом с целью сделать его совершенным. К сожалению, такие усилия дают лишь временное облегчение и должны постоянно возобновляться, чтобы поддерживать хрупкое внутреннее равновесие.

Расстройства самооценки также могут приводить к неразборчивой и отчаянной попытке угодить другим людям в попытке «заслужить» любовь. Такое поведение чаще всего приводит только к нарастанию внутреннего отчаяния, потере чувства свободы и невозможности заботиться о себе, потому что все ресурсы расходуются на других и попытки соответствовать их ожиданиям. Человек становится заложником необходимости постоянно подстраивать себя для других, а это часто приводит к хроническому истощению и переживанию неподлинности, потере себя.

Если попробовать резюмировать сказанное и выделить ключевые вещи в поведении родителей, которые скорее помогают формировать здоровую самооценку, то это будет:

  • Баланс между безусловной и условной любовью в пользу первой. Важно, чтобы у ребенка было чувство, что его любят «просто так», не за достижения и оценки. Безусловная любовь дает глубинное, устойчивое, основанное на эмоциональном опыте состояние, что о ребенке можно заботиться, любить и уважать. Что он достоин этого просто потому, что живой. Да, каждому родителю хочется, чтобы ребенок был успешен, когда вырастет, но человек, который в контакте с собой и может опираться на себя, скорее достигнет успеха и сможет опираться на него в жизни, чем тот человек, кто всегда будет обречен на гонку за идеалом, который недостижим.
  • Помните, что вы живой человек и ваш ребенок — живой человек. И его потребности, желания, особенности отличаются от ваших. Попробуйте понять, кто действительно хочет стать великим музыкантом/ хоккеистом/шахматистом/ гимнастом и так далее. И дайте ему возможность быть собой, а вам — быть собой.
  • Помогайте ребенку понимать свои сильные стороны и свои ограничения. Учитывайте их при планировании нагрузки, при выборе секций и школы. Не сравнивайте ребенка с другими. Все разные, эталона не существует.
  • Помогайте извлекать уроки из неудач. Перерабатывать ошибки в золото опыта. Только тот, кто может извлекать уроки, будет учиться и наращивать мастерство.
  • Будьте добрым. К себе и ребенку. Помните, что все не идеальны. Это и делает каждого из нас уникальным и особенным.
www.goodhouse.ru

Самооценка личности – это оценка человеком своих личностных качеств. В этой статье мы разберем какие факторы оказывают влияние на развитие самооценки.

Чтобы ваша самооценка достигла нужного вам уровня, можно использовать различные способы и приемы, рекомендуемые специалистами. В случае, когда человек осознает, что у него проблема, ему вовсе не обязательно обращаться к психологу или психиатру.

Самооценка личности — что это в психологии, определение и особенности. Виды и уровни самостоятельной оценки человека, условия формирования и последующего развития личности. Изучение личностной самооценки, методики.

Важно! Следует учитывать следующие условия: чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить; успех или неудача в какой-либо деятельности влияет на оценку способностей: провал снижает притязания, а успех повышает их.

В статье определяется термин «самооценка», рассказывается об источниках ее формирования, основных видах, причинах возникновения, методах борьбы с ними и основных функциях.

Влияют на снижение уровня утверждения о негодности детей, применение физической силы, прививание гиперответственности, сравнивания с отцом или матерью, что способствует формированию определенного эталона. Если удается реализоваться и достичь построенной в голове модели идеала, то личность будет хорошей и правильной, но чаще всего, достижение поставленной задачи невозможно, из-за чего у ребенка и возникает разница между тем, какой он есть, и каким должен быть. Чем больше эта разница, тем хуже/ниже анализируются и оцениваются качества.

Оцените статью