Методика определения самооценки у младших школьников

Содержание
  1. Альманах педагога
  2. Выявление уровня самооценки младших школьников и условий ее формирования в учебной деятельности
  3. Изучение самооценки младших школьников
  4. Библиографическое описание:
  5. Методика определения самооценки у младших школьников
  6. Методики диагностики самооценки подростков и возможность найти с ними общий язык
  7. Непростой период в жизни
  8. Определение самооценки подростка
  9. Школьная мотивация
  10. Диагностика самооценки подростков по Будасси
  11. Тест на самооценку Дембо-Рубинштейн
  12. Для определения самооценки подростка можно воспользоваться методикой представленной здесь.
  13. От чего зависит самооценка подростка?
  14. Как вести себя с подростком?
  15. Попытайтесь понять и принять
  16. Завоюйте доверие подростка
  17. Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки (стр. 1 из 9)
  18. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От неё зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.
  19. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно здесь.
  20. На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. Личностное развитие младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки. Л.С. Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка как обобщенное, внеситуативное и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к самому себе [8, с. 64-65].
  21. Федеральное агентство по образованию Мурманский государственный педагогический университет Факультет педагогики и психологии кафедра психологии
  22. Система работы по обучению детей самооценки собственной деятельности Концептуальной программе записано, что начальное обучение должно быть направлено на повышение уровня социально-значимого
  23. Альманах педагога Диагностика самооценки младших школьников

Альманах педагога

Автор: Усольцева Татьяна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КОУ “Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ”
Населённый пункт: г.Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Диагностика самооценки младших школьников
Дата публикации: 12.01.2019
Раздел: начальное образование

Диагностики для определения самооценки младших школьников

Методика “Лесенка” (составитель В.Г.Щур)

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые

плохие мальчики и девочки.

На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и

умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке.)

1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная).

Методика “Какой Я?” (модификация методики О.С. Богдановой)

Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки

различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе,

предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся

в баллы. Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы

типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей

сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Протокол методики “Какой я”:

Оценки по вербальной шкале

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий.

Методика «Три оценки» А.И. Липкиной

Цель исследования: выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию.

завышенной, заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из

разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании

и поэтому они поставили разные отметки. Обведите кружком ту отметку, с которой вы согласны».

Затем, в беседе с учениками, выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Твоя работа заслуживает отметки «три», а учительница поставила тебе «пять». Обрадуешься

ты этому или это тебя огорчит?

2. Какие отметки тебя радуют, какие огорчают?

3. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

Обработка и анализ результатов

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим

аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б)

любая другая аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по

Проба Де Греефе

рекомендуется использовать при работе со школьниками 1-2 класса.

Цель исследования: определить характер самооценки ребенка.

Материал и оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш.

одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего

учителя, второй – тебя самого, третий – твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка

надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную

линию; от того, кто самый глупый – самую короткую; от того, кто средний – среднюю». После

выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение.

Обработка и анализ результатов

По данным, в норме уже в первом классе все дети самую длинную линию проводят от

кружка, который обозначает их учителя. При решении же вопроса о том, кому должна достаться

средняя линия, а кому самая короткая – испытуемому или его однокласснику – преимущество, как

правило, отдается тому, кто лучше учится.

оценивания, не следует делать скоропалительных выводов о его умственной неполноценности.

Данное обследование, как впрочем и любое другое, должно обязательно сопровождаться беседой с

ребенком, в ходе которой выясняются основания его действий и решений.

Методика «нарисуй себя»

диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет.

Цель исследования: определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у

детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

использовать карандаши «Полицвет» для того, чтобы в возможной степени смягчить фактор

располагаемой пред ребенком вертикально, наверху большими буквами написано название

мальчик/девочка (в зависимости от пола ребенка), «Хороший мальчик/девочка», «Я».

Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально.

Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком, поэтому

при фронтальном проведении дети переходят к выполнению следующего рисунка только после

того, как все закончили предшествующий.

Инструкция: «Сейчас вы будете рисовать. Сначала нарисуете плохого мальчика или плохую

девочку. Будете рисовать тремя карандашами. Выберете эти карандаши и покажите их мне, а

оставшиеся три уберите. (Необходимо убедиться, что все дети это сделали). Найдите страницу,

вверху которой написано «Плохой мальчик/девочка». Все нашли? (Проверить, все ли дети нашли

нужную страницу). Начинаем рисовать».

После того, как все дети закончили рисовать, дается следующая инструкция: «А теперь

отложите те карандаши, которыми вы рисовали, и возьмите три оставшихся. Покажите мне их.

(Необходимо убедиться, что все дети правильно поняли и выполнили эту инструкцию). Этими

карандашами вы нарисуете хорошего мальчика или хорошую девочку. Найдите страницу, на

которой сверху написано «Хороший мальчик (девочка)». Все нашли? (Проверить.) Начинаем

Инструкция, даваемая перед третьим рисунком: «На оставшемся листке (на нем сверху

написано «Я») каждый из вас нарисует себя.

Себя вы можете рисовать всеми шестью карандашами. Возьмите все карандаши в руку и

покажите мне. (Проверить.) А вот сейчас внимание! Пусть ваш рисунок будет с секретом. Если

кто-нибудь захочет нарисовать себя похожим на хорошего мальчика или хорошую девочку, то

пусть в рисунке будет больше тех цветов, которыми вы рисовали хорошего мальчика или девочку.

А если захочется нарисовать себя, похожим на плохого, то тогда в нем будет больше тех цветов,

которыми рисовали плохого мальчика или девочку. Но постарайтесь в этом рисунке использовать

все карандаши. (После этого следует кратко повторить инструкцию и ответить на вопросы детей).

Итак, найдите страницу, вверху которой написано «Я» (проверить) и начинайте работать.

Необходимо специально следить за тем, как дети выполняют каждую инструкцию, отвечать

на все вопросы до того, как они начали рисовать.

нарушается инструкция. Ценную дополнительную информацию дают наблюдения за поведением

детей во время выполнения заданий, фиксация слишком быстрого или слишком медленного

выполнения. При фронтальном проведении на выполнение всей методики уходит около урока.

Индивидуальное проведение обычно требует меньше времени (в среднем около 3 мин.). В

рисования, в том числе последовательность использования цветов, спонтанные высказывания

экспериментатор может побеседовать с ребенком сразу после того, как он закончил выполнение

После завершения всей работы с ребенком проводится беседа, которая содержит вопросы о

том, рисовать какой рисунок понравилось больше всего, а какой – меньше всего и почему? Какой

рисунок, по мнению ребенка, получился лучше всего, а какой хуже? Почему на одном рисунке

мальчик (девочка) плохой, а на другом – хороший? Что можно рассказать о каждом из них? Кто –

хороший или плохой мальчик/девочка – ему больше всего нравится? Кого бы он выбрал себе в

друзья? Почему? (Особое внимание следует обратить на случаи, когда испытуемый предпочитает

плохого ребенка). Каким ребенок хотел нарисовать себя? Что он может рассказать о себе? Что ему

больше всего в себе нравится? А что он хотел бы в себе изменить? Что он лучше всего умеет? А

что не умеет? Чему хотел бы научиться? Как он думает, сможет ли он этому научиться? Что для

экспериментатор может дополнять и изменять в зависимости от конкретного случая.

Подобную беседу целесообразно проводить и в тех случаях, когда методика предъявлялась

фронтально, но так как это происходит с определенной отсрочкой необходимо перед беседой

показать ребенку его работу и зафиксировать те случаи, когда он высказывает желание что-либо

изменить в рисунках, и его рассказ об этих изменениях. Причем важно именно собственное

желание ребенка. Психолог не должен спрашивать его, хочет ли он что-то изменить в своем

нарисовать другие рисунки (один или все три), следует предоставить ему эту возможность.

Обработка и анализ результатов

Диагностическое использование рисуночных проб, особенно когда они включают (как в

данном случае) человеческую фигуру, предполагает три основных уровня анализа.

Первый уровень – проявление в рисунке показателей органического поражения ЦНС

«трясущиеся» линии (дрожание), не присоединенные линии (И. Шванцара и др., 1978). Если

анализа следует подходить с особой осторожностью.

Второй уровень предполагает анализ с точки зрения соответствия возрастным нормам. В

случае резкого отличия рисунка от обще возрастной нормы следует выяснить, связан ли пропуск,

например, отдельных деталей человеческого лица или фигуры с отставанием в развитии (что

позволяет получить ценные диагностические данные об общем развитии ребенка) или это связано

с определенными проблемами, страхами, конфликтами. Например, отсутствие кистей рук может

нарушениях в общении. Если речь идет об отставании в развитии, то переход на третий уровень

интерпретации – собственно проективный – следует проводить с особой осторожностью. Ряд

авторов полагает, что при получении на первом и втором уровне показателей, свидетельствующих

об органических поражениях ЦНС или о значительном отставании в развитии, вообще не следует

переходить на третий уровень. Однако практика работы авторов методики показывает, что и такие

дети осуществляют в рисунках проекцию собственных чувств, установок, мотивов. Поэтому и

осторожно, учитывая только наиболее ярко выраженные признаки и обращая особое внимание на

то, не связано ли появление того или иного показателя, например, с общим недоразвитием.

Общая схема интерпретации результатов методики.

При интерпретации данных используются как проективные критерии, так и показатели,

базирующиеся на методе прямого шкалирования.

almanahpedagoga.ru

Выявление уровня самооценки младших школьников и условий ее формирования в учебной деятельности

Для успешной реализации целостного педагогического процесса педагогу совместно со школьным психологом целесообразно использовать различные проективные методики, направленные на выявление уровня самооценки младших школьников; а также создавать педагогические условия, которые способствуют формированию адекватной самооценки в системе учебной деятельности.

В ходе нашей опытно-экспериментальной работы на базе ГБОУ Школы №399 г. Москвы в 4 «Б» классе было проведено исследование на выявление уровня самооценки младших школьников и применены педагогические условия, способствующие формированию адекватной самооценки.

Педагогический эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня самооценки у учащихся 4 «Б» класса по основным педагогическим условиям, в ходе которого были применены следующие проективные методики: методика «Графический диктант», методика «Лесенка» и проективная методика Дембо-Рубинштейна.

В ходе выявление уровня сформированности навыков учебной деятельности младших школьников была проведена диагностика «Графический диктант» [3, с. 48], инструкция и результаты которой представлены в приложении №1. Целью данной методики является определение произвольной сферы развития учащегося, а также выявление основных возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Оборудование: листок бумаги в клетку, на котором предварительно помечены 4 точки; ручка или карандаш.

Анализ результатов: анализ полученных данных проводится по 3-м узорам (не считая тренировочный) по следующим критериям:

-безошибочное воспроизведение рисунка-учащийся получает 4 балла.

-за 1-2 ошибки-3 балла.

-более 2 ошибок- 2 балла.

В случае, если учащийся допустил ошибок больше, чем общее количество правильно воспроизведенных участков-ученик получает 1 балл.

Если правильно воспроизведенные участи отсутствуют-учащийся получает 0 баллов.

Соответственно, в совокупности с общим количеством баллов выдвигаются следующие критерии оценивания:

10-12 баллов-высокий уровень

6-9 баллов-средний уровень

3-5 баллов-низкий уровень

0-2 баллов-очень низкий

Результаты данной проективной методики показали, что из 24 учащихся 19 набрали от 10-12 баллов, что свидетельствует о высоком уровне сформированности навыков учебной деятельностии, 4 ученика набрали от 8-9 баллов (Катя М., Андрей З., Геворг А., Марина А.) и лишь 1 ученик (Али К.) по результатам приравнивается к низкому уровню, однако в целом, это очень хороший показатель для учащихся начальной школы. Соответственно, можно предположить, что высокий уровень самооценки является следствием сформированности навыков учебной деятельности.

В процессе выявления уровня самооценки младших школьников была проведена проективная методика «Дембо-Рубинштейн». Целью данной методики является измерение уровня самооценки младших школьников, которая построена на методе прямого оценивания.

Оборудование: бланк методики, содержащий инструкции и задания, чистый лист бумаги формата А4.

Инструкция: «Каждый человек оценивает свои возможности и способности. Можно сказать о себе, что «Я самый умный» или «Я не очень веселый», но можно рассказать о себе использую линии.

Далее на доске рисуется линия, отмечая верх и низ черточками, а середину-заметной точкой.

Затем объясняется, что, к примеру, на самом верху линии находятся самые здоровые люди на свете, в самом низу-больные, а в середине-те, кто болен и здоров поровну. Затем следуют другие линии: «аккуратный-неаккуратный», «умелый-неумелый» и т.д.

Критерии оценивания уровня самооценки:

Далее ученикам раздаются бланки и предлагается отметить себя на каждой из предложенных линий. Данные по результатам проведенной методики представлены в приложении №2.

В результате данной проективной методики было выявлено, что большинство учащихся получили показатели по шкале от 61-72 баллов, что свидетельствует о среднем уровне самооценки младшего школьника. Показатели пяти учеников свыше от 83-91 баллов в большей степени говорят о завышенной самооценке (Света У., Ксюша О., Настя В., Аня С., Катя М.), и лишь показатель одного ученика (Сабрина Х.- 56 баллов) свидетельствует о явно заниженной самооценки, набравшего менее 60 баллов по критериям данной методики.

С целью получения более достоверных результатов по уровню самооценки учеников 4 «Б» в комплексе также была проведена методика «Лесенка», результаты которой представлены в приложении №2. Целью методики является определение особенности самооценки учащегося и представлений о том, как оценивают ребенка другие люди. Данное исследование проводится индивидуально, в ходе которой ученику предлагался листок с нарисованной лесенкой с 1 по 10 ступени, и инструкция по выполнению:

Оборудование: бланк методики, содержащий инструкцию и нарисованную лесенку, рука или карандаш.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После прочтения инструкции, учащиеся приступили к выполнению задания, а педагог контролировал весь процесс проведения методики.

В процессе выполнения данной методики учащиеся 4 «Б» класса не испытывали затруднений в ходе выполнения задания и в основном без колебаний указывали свою ступеньку в лесенке. На выполнение данной работы ушло около 15 минут.

В процессе анализа полученных результатов необходимо учитывать на какую из ступенек ученик поместил самого себя. Соответственно, к данной методике прилагаются следующие критерии:

Критерии оценивания уровня самооценки:

-1-4 ступеньки-низкая самооценка

-5-8 ступенькиадекватная самооценка

-9-10 ступеньки-завышенная самооценка

В соответствии с вышеперечисленными критериями было выявлено, что 5 учеников из класса (Света У., Аня С., Ксюша О., Катя М., и Настя В.) также имеют завышенную самооценку и только два ученика (Леша С., и Сабрина Х.) имеют заниженный уровень самооценки.

По результатам двух проведенных методик с учителем была проведена беседа с целью выявления основных причин завышенной и заниженной самооценки учащихся. В ходе беседы классному руководителю было предложено ответить на вопрос «В чем основная причина формирования неадекватной самооценки у младших школьников?» По мнению педагога, одной из причин формирования завышенной самооценки у учащихся 4 «Б» класса является стиль домашнего воспитания. Классный руководитель также смогла предоставить личную характеристику каждого учащегося с завышенной самооценкой, охарактеризовала особенности внутрисемейного поведения и воспитания, которая в основном заключается в неадекватном завышении позиции ребенка внутри семьи со стороны родителей, а также в чрезмерном внимании к ребенку по отношению к его личным достижениям и успехам. В процессе учебной деятельности педагог нередко сталкивалась с неадекватной реакцией учеников с завышенным уровнем самооценки на результаты контрольных и самостоятельных работ, а также на промежуточных итогах. Большинство таких учеников были не согласны с предъявленными требованиями от учителя в виде отметок, однако уровень успеваемости по-прежнему был средним. В межличностном общении некоторые ученики с завышенной самооценкой резко отстаивали свою позицию в коллективе, однако лишь изредка данные ситуации доходили до конфликтного завершения, поскольку учитель старался урегулировать начинающийся конфликт, аргументированно объясняя свою точку зрения каждой из сторон.

В ходе обсуждения вопроса об основных причинах развития заниженной самооценки было выявлено, что педагог в большей степени объясняет данное явление из-за особенностей стиля домашнего воспитания. Классным руководителем было установлено, что ученики с заниженной самооценкой достаточно самокритично относятся к результатам своей учебной деятельности, при этом параллельно испытывают давление со стороны родителей по отношению к личным достижениям своего ребенка. Такие учащиеся испытывают трудности при оценивании результатов своей деятельности, давая самому себе заниженную оценку за проделанную работу, либо занижая свои способности в процессе выполнения учебных задач, и зачастую, в ходе учебной деятельности, им не хватало индивидуального внимания со стороны учителя и одноклассников, которые часто указывали им на недостатки.

В процессе прохождения педагогической практики нам удалось провести наблюдение за ходом уроков с целью определения стиля педагогического общения учителя с учащимися. В результате было выявлено, что педагог руководствуется авторитарным стилем общения и воспитания в учебной деятельности, соответственно, такая позиция изначально могла создавать напряженную обстановку между учителем и учащимися и препятствовала личностному раскрытию учеников, в особенности с заниженной самооценкой.

В процессе личного наблюдения за учащимися в ходе урока мне удалось зафиксировать тот факт, что большинство учеников с завышенной самооценкой старались акцентировать внимание на себе. С их стороны преобладало желание «быть замеченным», особенно новым взрослым, авторитетными сверстниками и учителем. Также по нашим наблюдениям, учащаяся с заниженной самооценкой (Химатова С.) в учебных ситуациях иногда проявляла себя скованно и немного неуверенно, однако по анализу результатов успеваемости было выявлено, что успеваемость у ученицы находится на уровне «выше среднего», соответственно, исходя из результатов личной беседы с классным руководителем, можно выдвинуть предположение о том, что на формирование заниженного уровня самооценки учащейся может влиять стиль домашнего воспитания.

В ходе реализации констатирующего этапа эксперимента были проанализированы все основные педагогические условия формирования адекватной самооценки, а именно: использование педагогом демократического стиля педагогического общения, применение на уроках ситуации успеха и метода воспитывающих ситуаций, использование приемов само и взаимооценивания, а также самооценка учащегося будет адекватной при условии, если у него будут сформированы на достаточном уровне навыки учебной деятельности.

Также было выявлено, что стиль педагогического общения между учителем и учащимися прямо влияет на формирование самооценки младшего школьника. Мы сделали такой вывод, проанализировав стиль общения учителя по основным критериям авторитарного стиля педагогического общения: раздражительность, эмоциональная нестабильность, разговор на повышенных тонах, частые замечания к учащимся, повышение голоса и навязывание собственного мнения.

В процессе наблюдения и анализа по вышеперечисленным критериям было выявлено, что классный руководитель довольно часто использовал раздражительный тон голоса, а иногда даже крик, что соответствует вышеуказанным критериям раздражительности, частого повышения голоса и эмоциональной нестабильности на учебных занятиях. Также результаты личного наблюдения в процессе учебной деятельности показали, что педагог активно разговаривал на повышенных тонах и довольно часто делал устные замечания ученикам, что соответствует критериям разговора на повышенных тонах и использование частых замечаний к ученикам.

В целом, результаты личного наблюдения показали, что педагог руководствуется авторитарным стилем педагогического общения на основании вышеуказанных критериев.

Помимо вышеперечисленных условий было также выявлено, что в некоторых ситуациях педагог старался использовать ситуации успеха для учеников с явно заниженной самооценкой. Метод создания ситуации успеха применялся на творческих занятиях, где ученику предоставлялся определенный вид работы, подходящий под уровень способностей и возможностей, в процессе выполнения которого учащийся чувствовал себя вполне уверенным и успешным в ходе решения задания. Помимо этого, ни один учебный процесс не может не сопровождаться применением различных воспитывающих ситуаций. В процессе наблюдения за использованием метода воспитывающих ситуаций на уроках было выявлено, что через учебный материал педагог старался применять различные воспитывающие ситуации, такие как-анализ литературного произведения с целью выявления общей морали, а также различные воспитывающие творческие ситуации, предполагающие создание таких условий, в которых необходимо активное применение воображения, фантазии, смекалки, направленное на развитие духовно-нравственных качеств, а также творческих и умственных способностей.

Помимо всех вышеперечисленных условий, большое значение имеет активное использование приемов само и взаимооценивания. В ходе всего учебного процесса на различных дисциплинах педагог активно старался создавать ситуации, в которых учащиеся смогли бы оценить и проанализировать ошибки своих одноклассников по определенным критериям, которые заранее выдвигались учителем перед началом взаимопроверки для достижения объективности и грамотности оценивания. В ходе наблюдения за процессом взаимооценивания было выявлено, что учащиеся обменивались работами друг друга и выставляли соответствующие оценки по предложенным критериям. Затем педагог подводил итог и результаты взаимооценивания и анализировал наиболее встречающиеся ошибки в самостоятельных работах.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что самооценка младших школьников зависит от всех перечисленных нами условий, однако в процессе личного наблюдения было выявлено, что самооценка учащихся будет адекватной при условии, если у него будут сформированы на достаточном уровне навыки учебной деятельности, а также активное использование ряда педагогических условий, такие как: использование педагогом демократического стиля педагогического общения, применение на уроках ситуации успеха и метода воспитывающих ситуаций, а также использование приемов самооценивания и взаимооценивания. Однако демократический стиль педагогического общения и методы создания воспитывающих ситуаций были частично реализованы, поскольку педагог на протяжении всего периода придерживался авторитарного стиля общения, а использование метода воспитывающих ситуаций в основном применялось только на некоторых занятиях по литературному чтению и, в целом, не занимало у педагога приоритетной позиции среди других методов, которые чаще всего использовались на уроке, такие как: использование метода самооценивания и взаимооценивания, а также метода самостоятельной работы учащихся.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su

Изучение самооценки младших школьников

Дата публикации: 01.07.2018 2018-07-01

Статья просмотрена: 1012 раз

Библиографическое описание:

Баркова Н. П., Аркаева Н. И. Изучение самооценки младших школьников // Молодой ученый. — 2018. — №26. — С. 148-153. — URL https://moluch.ru/archive/212/51873/ (дата обращения: 18.03.2020).

Статья посвящена изучению самооценки младших школьников. Представлены результаты констатирующего эксперимента и составлены рекомендации педагогам и родителям по оптимизации самооценки младших школьников.

Ключевые слова: самооценка, младшие школьники, я-концепция, аутосимпатия, констатирующий эксперимент

The article is devoted to the study of self-esteem of younger students. Presents the results of an experiment and recommendations for teachers and parents to optimize the self-esteem of younger students.

Key words: self-esteem, primary school students, self-concept, automate, ascertaining experiment

В настоящее время изучение самооценки человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое значение в психологической теории и практике.

Уровень самооценки отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Самооценка создает основу для восприятия собственного успеха.

. Проблема развития самооценки, как наиболее значимого структурного компонента самосознания и Я-концепции человека, с давних пор находится в центре внимания отечественной и зарубежной науки: определены психологические особенности самооценки на разных возрастных этапах (Р. Берне, Л. И. Божович, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн), рассмотрены вопросы коррекции самооценки (Б. Н. Мясищев, Ю. М. Орлов, А. В. Петровский, Т. А. Репина,, Д. Б. Эльконин), определено место самооценки структуре личности (Л. С. Выготский, И. С. Кон, Я. Л. Коломинский, А. Н. Леонтьев, А. И. Липкина, М. И. Лисина,) и многие другие.

Психологическим словарем самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [2].

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя [3]. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнана [4].

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими [5].

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются [6]. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается [7].

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами [8,9].

Исследование по изучению самооценки младших школьников, которое проходило в три этапа:

  • Поисково-подготовительный (2016–2017г.г.).
  • Опытно-экспериментальный (2017–2018г.г.).
  • Контрольно-обобщающий (2018г.г.).

На констатирующем этапе была проведена исследовательская работа по изучению психологических особенностей самооценки младших школьников. Школьники были опрошены по методикам: «Изучение самоотношения» В. В. Столина, «Изучение самооценки» А. М. Прихожан, «Изучение самооценки личности школьника» С. В. Ковалев.

Исследование проводилось на базе МАОУ Гимназия № 93 им. А. Ф. Гелича, г. Челябинска, в исследовании принимали участие младшие школьники 3«А» класса в количестве 15 человек, из них 7 мальчиков и 8 девочек и ученики 3«В» класса в количестве 15 человек, из них 6 мальчиков и 9 девочек. Всего в исследовании приняли участие 30 человек.

Перейдем к результатам констатирующего эксперимента. Результаты констатирующего этапа. Для изучения самооценки в структуре самоотношения младших школьников использовалась методика В. В. Столина «Изучение самоотношения». Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение результатов исследования по методике В. В. Столина «Изучение самоотношения»

Проведенный анализ исследования по методике «Изучение самоотношения» В. В. Столина показывает, что по шкале «самоуважение» высокий уровень у 36 % (5) школьников из 3 «А» и 32 % (4) школьников из 3 «В». Средний уровень у 20 % (3) школьников из 3 «А» класса и 24 % (4) школьников из 3 «В» класса, низкий уровень у 44 % (7) школьников в обоих классах. Шкала самоуважения показывает тот аспект самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Высокий уровень аутосимпатии у 16 % (2) школьников из 3 «А» класса и 20 % (3) из 3 «В» класса, средний уровень у 52 % (8) школьников из 3 «А» класса и 48 % (7) школьников из 3 «В» класса. Низкий уровень аутосимпатии у 32 % (5) школьников в 3 «А» классе и 40 %(6) школьников из 3 «В» класса, у них наблюдается враждебность к собственному «Я». Аутосимпатия, шкала, в которой отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия» и «самообвинения.

Шкала ожидания положительного отношения от других людей отражает ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. У 8 % (1) школьник из 3 «А» класса и 12 % (2) школьника из 3 «В» класса высокий уровень, у 36 % (5) школьников из 3 «А» класса и 32 % (4) школьников из 3 «В» класса средний уровень.

Эти школьники ждут положительного отношения к себе, желают себе по-настоящему добра. У 56 %(8) младших школьников обоих классов, т. е. чуть больше половины низкий уровень, что свидетельствует об антипатичном отношении к себе как от чужих, так и от близких людей. Такие школьники считают себя уникальными, непохожими на других, и они не ставят перед собой задачу на увеличение самоуважения.

Шкала самоинтереса отражает меру близости к самому себе, в частности — интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других, высокий уровень данного признака у 44 %(7) школьников из 3 «А» класса и 40 % (6) школьников из 3 «В» класса, средний уровень у 24 %(4) школьника из 3 «А» класса и 20 %(3) школьника из 3 «В» класса и низкий уровень у 32 % (5) школьников из 3 «А» класса и 40 % (6) школьников из 3 «В» класса.

Шкала глобального самоотношения, т. е. внутренне недифференцированного чувства «за» и «против» самого себя показывает: высокий уровень у 32 %(5) школьников из 3 «А» класса и 32 % (5) школьников из 3 «В» класса, средний уровень у 32 % %(5) школьников из 3 «А» класса и 36 %(6) школьников из 3 «В» класса. Глобальное отрицательное отношение к себе наблюдается у 36 % (6) школьников из 3 «А» класса и 32 % (5) школьников из 3 «В» класса в обеих группах.

Таким образом, перечисленные шкалы образуют обобщенный уровень самоотношения. Из пяти основных шкал наибольшее количество младших школьников показали высокий уровень признаки самоинтереса 44 % (8) школьников из 3 «А» класса и 40 % (7) школьников из 3 «В» класса, затем по убывающей — самоуважение 36 % (6) школьников из 3 «А» класса и 32 % (5) школьников из 3 «В» класса, аутосимпатии 16 % (2) школьника из 3 «А» класса и 20 % (3) школьника из 3 «В» класса и на последнем месте ожидание положительного отношения от других 8 % (1) школьник из 3 «А» класса и 12 %(2) школьника из 3 «В» класса.

Следовательно, наиболее проблемные зоны самоотношения младших школьников — это аутосимпатия (большое количество школьников, самообвиняющих себя) и ожидание положительного отношения от других (большое количество школьников, ожидающих антипатичного отношения к себе).

Результаты диагностики по методике А. М. Прихожан «Изучение самооценки» представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Распределение результатов исследования по методике А. М. Прихожан «Изучение самооценки»

Рассматривая результаты нормы, можно предположить, что высокий уровень по шкалам: уважение сверстников 44 % (7) школьников из 3 «А» класса и 40 % (6) школьников из 3 «В» класса, характер — по 40 % (6) школьников из обоих классов и ум и способности 36 % (5) школьников из 3 «А» класса и 40 % (5) школьников из 3 «В» класса, т. е. в этих областях такое количество детей оценивает себя наиболее адекватно в общении со сверстниками, способности в учебе и вне ее.

Показатели выше среднего можно также считать приближенными к норме (т. е. адекватными для данного возраста). Наибольшие показатели самооценки выше среднего составили по шкалам здоровье 60 % (9) школьников из 3 «А» класса и 60 % (9) школьников из 3 «В» класса, т. е. эти ребята считают себя вполне здоровыми, и не мнительными в отношении своего здоровья ум и способности. Уверенность в себе на уровне выше среднего наблюдается у 48 % (8) школьников из 3 «А» класса и 44 % (7) школьников из 3 «В» класса. Так же считают себя вполне красивыми и привлекательными по 44 % (5) школьников из обоих классов.

В остальных случаях самооценка младших школьников является неадекватной: как завышенная, так и низкая. Наибольший процент завышенной самооценки наблюдается по шкалам «умелые ручки» 20 % (3) школьника из 3 «А» класса и 24 % (4) школьника из 3 «В» класса — это ребята, которые считают, что ничего не умеют делать своими руками, а также неприспособленными к домашней работе.

Некрасивыми и несчастными считают себя 16 % (2) школьника из 3 «А» класса и 12 % (2) школьника из 3 «В» класса. Наибольший процент низкой самооценки наблюдается по шкалам: уверенность в себе 36 % (5) школьников из 3 «А» класса и 30 % (4) школьников из 3 «В» класса, т. е. такие ребята весьма неуверенные в себе, им тяжелее общаться со сверстниками и учителями, чем другим ребятам.

Считают себя совершенно несчастными 36 % (5) школьников из 3«А» класса и 40 % (6) школьников из 3 «В» класса. Они же считают, что их сверстники не уважают — 36 % (5) школьников из 3 «А» класса и 40 % (6) школьников из 3 «В» класса.

Итак, результаты методики А. М. Прихожан показали, что в изучаемых группах наблюдаются варианты как завышения, так и занижения нормы, которые составляют порядка трети участников эксперимента. Такие шкалы как уважение сверстников и уверенность в себе получили как самые низкие, так и самые высокие процентные показатели.

У младших школьников, неадекватно оценивающих себя, сниженная самооценка наблюдается по критериям: уверенность в себе, счастье, уважение сверстников. Завышенная самооценка касается в основном таких зон как умелые ручки, красота и счастье. Разница в группах по изучаемым факторам не значима и составляет не более 8 %.

Результаты диагностики по методике С. В. Ковалева «Изучение самооценки личности школьника» представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Распределение результатов исследования по методике С. В. Ковалева «Изучение самооценки личности школьника»

Рассматривая результаты исследования самооценки младших школьников по методике С. В. Ковалева, можно отметить, что в изучаемых классах сниженный уровень имеют около трети школьников 36 % (5) школьников из 3 «А» класса и 28 % (4) школьников из 3 «В» класса, адекватная самооценка наблюдается у 56 % (8) школьников из 3 «А» класса и в 60 %(9) из школьников 3 «В» класса, завышенный уровень имеют небольшое количество ребят — 8 % (1) школьник из 3 «А» класса и 12 % (2) школьника из 3 «В» класса.

Используя методы математической статистики, подтвердим достоверность полученных результатов. Сопоставим полученные результаты по классу 3 «А» и по классу 3 «В» по U-критерию Манна-Уитни.

Сформулируем рабочие гипотезы:

H0: Уровень самооценки в классе 3 «А» не ниже уровня самооценки в классе 3 «В»,

H1: Уровень самооценки в классе 3 «А» ниже уровня самооценки в классе 3 «В».

В соответствии со следующим шагом алгоритма определим эмпирическую величину U.

Uэмп = (15*15) + — 120 = 225

Построим ось значимости.

Рис. 4. Ось значимости

Uэмп ≥ Uкр, следовательно, принимается H0: уровень самооценки в классе 3 «А» не ниже уровня самооценки в классе 3 «В».

Эмпирическое значение критерия находится в зоне значимости, поэтому принимается альтернативная гипотеза: уровень самооценки в классе 3 «А» не ниже уровня самооценки в классе 3 «В».

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что у большинства испытуемых по всем заявленным показателям преобладает адекватный уровень самооценки. Группа младших школьников, имеющих завышенный и низкий уровень, нуждается в дальнейшей, планомерной работе по формированию адекватной самооценки младших школьников. Уровень самооценки имеет огромное влияние на всю жизнь человека, именно поэтому задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку как можно раньше развить адекватную самооценку. Существует множество способов привить ребёнку понимание его способности творить, любить, совершать благородные поступки, начиная с самого раннего возраста. Повышение самооценки автоматически ведет к улучшениям во всех аспектах жизни. А низкая самооценка (следствие неуверенности и робости) — залог торможения процесса принятия решений, без которых не происходит ни одно действие.

  • Божович, Л. И. Избранные психологические труды / Л. И. Божович. — М., Просвещение 2015. — 273 с.
  • Ефимкина, Р. П. Детская психология. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2010. — 470 с.
  • Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет) / И. Ю. Кулагина. — М.; УРАО, 1997. — 176 с.
  • Немова, Р. С. Психология. — М.: Просвещение, 2007. — 192 с.
  • Петровский, А. В. Общая психология. — М.: Наука, 2012. — 220 с.
  • Долгова, В.И., Ордина, И. П. Формирование позитивной я-концепции старших школьников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2012. — № 4 (24). — С. 63–65.
  • Долгова, В. И. Субъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций // В сборнике: Subject and object of cognition in a projection of educational techniques and psychological concepts LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 — June 10, 2014). Chief editor — Pavlov V. V. — London, 2014. — С. 62–65.
  • Долгова, В. И. Природа как фактор нравственного развития личности // В сборнике: Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее Рушанин В. Я. Р. — Челябинск, 2000. — С. 169–171.
moluch.ru

Методика определения самооценки у младших школьников

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей

Бланк методи ки, содержащий инструкции, задания, а также место для записи результатов и заключения психолога представлен на рис. 1.

Рис.1. Методика Дембо-Рубинштейна: бланк для подростков

Инструкция

Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии, нижняя точка которой указывает на самую низкую оценку, а верхняя – на самую высокую.

Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, что каждая из них означает.

Оцените себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и черточкой (-) отметьте на каждой линии эту самооценку.

После этого представьте, каким должно было бы быть это качество, сторона личности, чтобы вы были удовлетворены собой, чувствовали гордость за себя. Отметьте это на каждой линии знаком (х).

Задание

7 вертикальных линий, размером 100 мм, представляющих собой биполярные шкалы. Верхняя и нижняя линия отмечены черточками, середина — точкой.

Каждая линия имеет название сверху и снизу:
0 здоровый — больной;
1 хороший характер — плохой характер;
2 умный — глупый;
3 способный — неспособный;
4 авторитетен у сверстников — презирается сверстниками;
5 красивый — некрасивый;
6 уверенный в себе — не уверенный в себе.

Порядок проведения

Методика может проводиться фронтально – с целым классом или группой учащихся – и индивидуально с каждым школьником.
При фронтальной работе после раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащимся предлагается выполнить задание на первой шкале (здоровый — больной). Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, обращая внимание на правильность использования значков, точное понимание инструкции, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-15 мин.

Обработка результатов

Обработке подлежат результаты на шкалах 2-7. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.
Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяются:

2. Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

3. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса) можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный.
Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и, соответственно, она может использоваться лишь для некоторой ориентировки.

4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, пропускаются или не полностью заполняются некоторые шкалы (указывается только самооценка или только уровень притязаний), значки ставятся за границами шкалы (выше верх­ней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотрен­ные инструкцией и т. п.

Оценка и интерпретация результатов (по проведенным экспериментальным данным)

Методика нормирована на соответствующих возрастных выборках учащихся московских школ, общий объем выборки — 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.

Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (табл. 1.1, 1.2).

Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средний, высокий или даже очень высокий (но не выходящий за пределы шкалы) уровень притязаний, сочетающийся со средней или высокой самооценкой при умеренном расхождении этих уровней и умеренной степенью дифференцированности самооценки и уровня притязаний.

Продуктивным является также такой вариант отношения к себе, при котором высокая и очень высокая (но не предельно), умеренно Дифференцированная самооценка сочетается с очень высокими, умеренно дифференцированными притязаниями при умеренном расхождении между притязаниями и самооценкой.

Данные показывают, что школьники с таким отношением к себе отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлениях о своих очень больших возможностях, способностях, и прилагают значительные усилия для достижению этих целей.

Показатели самооценки и уровня притязаний

Параметр

Количественная характеристика, балл

Низкий

Норма

Очень
высокий

Средний

Высокий

10-11 лет

12-14 лет

15-16 лет

Показатели расхождения самооценки и уровня притязаний

Параметр

Количественная характеристика, балл

Слабая

Умеренная

Сильная

10-11 лет

Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой

Степень дифференцированности притязаний

Степень дифференцированности самооценки

12-14 лет

Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой

Степень дифференцированности притязаний

Степень дифференцированности самооценки

15-16 лет

Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой

Степень дифференцированности притязаний

Степень дифференцированности самооценки

Неблагоприятными для личностного развития и для обучения являются все случаи низкой самооценки. Неблагоприятными являются также случаи, когда школьник имеет среднюю, слабо дифференцированную самооценку, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой.

Очень высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже выходящими за крайнюю верхнюю точку шкалы), слабо дифференцированными (как правило, совсем не дифференцированными) притязаниями, со слабым расхождением между притязаниями и самооценкой, обычно свидетельствует, что старшеклассник по разным основаниям (защита, инфантилизм, самодостаточность и др.) «закрыт» для внешнего опыта, нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям окружающих. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и шире — конструктивному личностному развитию.

В качестве дополнительных показателей используется анализ поведения во время эксперимента и результаты специально проведенной беседы.

Интерпретация особенностей поведения во время выполнения задания

Данные об особенностях поведения школьника во время выполнения задания дают полезную дополнительную информацию при интерпретации результатов, поэтому важно наблюдать и фиксировать их.
Сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что «работа глупая», «я не обязан этого делать», отказ от выполнения задания, стремление задать экспериментатору различные не относящиеся к делу вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (сравнительно с другими школьниками не менее, чем на 5 мин.) и др. служат свидетельством повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций — сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность. Такие школьники в беседах, проводимых после эксперимента, часто отмечают, что боялись ответить «не так», «показаться глупее, чем есть», «хуже других» и т. п.

Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым, но в то же время очень значимым. Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок, зачеркиваний, как правило, указывает на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью и неустойчивостью самооценки. Слишком быстрое выполнение обычно свидетельствует о формальном отношении к работе.

Проведение беседы

Для более глубокого понимания особенностей уровня притязаний и самооценки школьников проведение методики может быть дополнено индивидуальной беседой со школьником. При индивидуальном выполнении работы беседа может непосредственно следовать за выполнением задания, при фронтальном проведении беседа обычно проводится после обработки результатов.

При проведении беседы необходимо выполнять следующие требования:

files.school-collection.edu.ru

Методики диагностики самооценки подростков и возможность найти с ними общий язык

Добрый день, мои дорогие читатели! Сегодня я хочу обсудить с вами методики диагностики самооценки подростков.

Непростой период в жизни

Подростковый возраст – непростой период в жизни, когда ребенок уже перестает быть ребенком, но пока еще не является взрослым человеком. При этом общество ставит ему свои условия: у подростка еще нет полной свободы, воля ограничена, а он чувствует себя зрелой личностью, способной принимать серьезные решения, и контроль начинает его тяготить.
Мировоззрение меняется, он ищет новые ориентиры. Максим Горький когда-то емко выразился в своем произведении «Театральное»: «Лет пятнадцати я чувствовал себя на земле очень некрепко, нестойко, все подо мною как будто покачивалось, проваливалось…»

Этими словами можно охарактеризовать ощущение большинства подростков в период взросления. Их самооценка тоже подвергается большим испытаниям.

Родителям уже сложнее найти с ними общий язык, потому что они неохотно делятся переживаниями. Им свойственна тревожность, мнительность, преувеличение. Уже нелегко бывает понять, где в их поведении напускное, а где начинаются реальные проблемы.

Для того, чтобы выяснить уровень самооценки подростков применяются различные методики. Давайте рассмотрим их подробнее.

Определение самооценки подростка

Школьная мотивация

В подростковый период успеваемость школьника может снижаться. Иногда причина тому – усталость от чрезмерных нагрузок, иногда – психологические проблемы. Есть ли у подростка мотивация к обучению и на каком она уровне, поможет выяснить методика А.Г. Лускановой.

Она представляет собой анкету, состоящую из десяти вопросов. Эти вопросы касаются отношения ребенка к школе и учебному процессу, его эмоционального состояния. По тому, какие ответы будут даны и по их эмоциональной окраске будет определяться уровень школьной мотивации. А по нему уже можно будет судить о психологическом состоянии школьника.

Диагностика самооценки подростков по Будасси

Исследование самооценки С.А. Будасси строится на сопоставлении реальной личности и идеальной.
Тестирование проводится в несколько этапов. Из предложенных качеств предлагается выбрать 20, которые могут быть присущи человеку – положительных и отрицателаьных.

Сначала нужно выбрать те, которые присущи идеальному человеку (в представлении тестируемого); затем из них выбрать те, которые нравятся меньше всего (в себе и в окружающих). Затем из тех же двадцати качеств нужно выбрать, пункт за пунктом, наименее свойственные себе.
В зависимости от результатов теста будет определяться степень самооценки, а заодно станут ясны основные причины недовольства собой. Тест Будасси по ссылке

Тест на самооценку Дембо-Рубинштейн

Этот тест не ограничен анализом человеческих качеств. Он предполагает сочетание факторов реальной жизни человека: здоровье, ум\способности, характер, счастье. Эти пункты представлены в виде четырех шкал. На каждой шкале нужно отметить тот уровень, на котором человек находится (по своему ощущению), на котором хотел бы оказаться, и на каком реально может быть с учетом своих возможностей.

По высоте уровня этих показателей определяется уровень самооценки. В зависимости от обстоятельств она может быть низкой, средней, высокой, а иногда завышенной или заниженной. Тест Дембо Рубинштейна на самооценку можно пройти по ссылке.

Для определения самооценки подростка можно воспользоваться методикой представленной здесь.

От чего зависит самооценка подростка?

Видение мира подростка уже отличается от видения мира ребенка. Он все еще очень зависит от мнения окружающих, хотя порой старается показать, что ему все равно. Оно влияет на него, несмотря на реакцию.

Подросток может стараться соответствовать ожиданиям людей, мнение которых считает авторитетным. Может действовать вопреки. Но, так или иначе, он его учитывает.

Кроме этого, его самооценка зависит от личных переживаний, собственных амбиций, ожиданий, восприятия текущих событий жизни.

Самооценка подростка, выросшего в полной семье, в среднем выше самооценки подростка из неполной семьи. Так же дело обстоит и с материальным положением. Менее обеспеченные дети стыдятся своей бедности и чувствуют себя менее уверенными в себе.

На них сказывается поведение родителей. Часто дети перенимают ту модель поведения, которую видят в собственной семье. Это происходит на подсознательном уровне. И если родители подростка сами имеют низкую самооценку, они не могут подать другого примера.

Как вести себя с подростком?

Попытайтесь понять и принять

А теперь представим, что вы родители подростка. В связи с переменами в его поведении вам бывает тяжело. Но вы все-таки любите своего ребенка, и вам не безразлично, как он к себе относится. Вы переживаете за его эмоциональное состояние.

Порой вас обижает, что он не делится с вами подробностями своей жизни, стал скрытен, грубит, отмахивается. Возможно, он даже стал склонным к девиантному поведению. Но вы хотите наладить отношения, и вы очень хотите, чтобы ребенок вам доверял.

Первая реакция на его поведение – раздражение. Может быть, вы даже не особенно сдерживаете эмоции и не выбираете слова, высказывая претензии. Но помните: поведение ребенка направлено не только на самовыражение, но и на то, чтобы вы обратили на него внимание.

Поверьте, он и сам очень хочет, чтобы у вас с ним все было хорошо.

Особенность его мироощущения в том, что ему кажется, что его никто не понимает. Поэтому в глубине души он очень хочет, чтобы вы поняли его метания и приняли таким, какой он сейчас есть.
Он не говорит с вами, потому что боится вашей реакции. Попробуйте сдержаться, попробуйте успокоиться.

Завоюйте доверие подростка

Вспомните себя в его возрасте – наверняка и у вас были какие-то особенности поведения, которые раздражали окружающих. Но со временем это прошло. Пройдет и у вашего отпрыска! Ваше спокойствие станет гарантом того, что он может прийти к вам со своими проблемами.

Уважайте его интересы, даже если не до конца их понимаете или совсем не разделяете. Дайте ему понять, что цените его таланты и поддержите в любой ситуации. Это для него важно. Он не меньше маленького ребенка нуждается в похвале и поощрении. Он уже способен и сам идти на компромисс – если вы пойдете на уступки, он тоже пойдет на уступки и станет покладистее.

Будьте деликатнее. Не акцентируйте внимание на проблемах в семье, если они есть. Случается, что в неполных семьях чаще именно мать остается одна с детьми. И со временем начинает винить детей в своем одиночестве.

Не акцентируйте внимание на финансовых проблемах. Лучше поощрите в ребенке желание добиваться улучшения благосостояния. Не перекладывайте на них ответственность за свои проблемы, дайте им возможность спокойно вырасти и начать свою жизнь.

Как не потерять отношение с подростком видео

На этом у меня все. Надеюсь, мои советы помогут вам найти общий язык с вашим повзрослевшим ребенком! Вы же читайте, делитесь записью с друзьями в соцсетях и заходите еще. Вам будут рады!

familystr.com

Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки (стр. 1 из 9)

Федеральное агентство по образованию

Мурманский государственный педагогический университет

Факультет педагогики и психологии

На тему: Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки.

кафедры социальной педагогики

и социальной работы, 210 группы

кандидат педагогических наук,

доцент Сергеева Анна Александровна

Глава 1. Общая характеристика самооценки учащихся начальной школы

1.1 Исследование самосознания в трудах отечественных и зарубежных психологов

1.2 Общее понятие самооценки

1.3 Характеристика младшего школьного возраста и самооценки, свойственной для этого периода

1.4 Изучение самооценки младших школьников в учебной деятельности

1.5 Роль семьи и учителя в формировании самооценки. Проблема оценивания в современной школе

Глава 2. Выявление видов самооценок, преобладающих в младшем школьном возрасте

2.1 Диагностика инструментария исследования

2.2 Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента

2.3 Психолого-педагогические рекомендации учителям начальных классов

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От неё зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно здесь.

На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. Личностное развитие младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки. Л.С. Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка как обобщенное, внеситуативное и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к самому себе [8, с. 64-65].

Самооценка – важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Поэтому необходимо начинать формирование действий самоконтроля и самооценки с первого года обучения ребенка в школе. От того, насколько полноценно младшие школьники освоят действия контроля и оценки, будет зависеть их дальнейшее обучение.

И так как успешное личностное развитие ребёнка в младшем школьном возрасте способствует у него развитию уверенности в себе в своих силах, возможностях и способностях. И каждый ответственный руководитель, конечно же, хочет видеть своего ребёнка успешным, зная цену этому качеству личности. Вот почему выбранную тему можно считать актуальной и достойной внимания родителей, учителей и педагогов.

В современных психологических исследованиях не существует единого взгляда на проблему развития самооценки, многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги уделяют этой проблеме особое внимание. Это такие выдающиеся люди, как Л.И. Божович, Р. Берне, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Г.И. Катрич, А.И.Липкина, И.А. Слободнюк, А.В.Захарова, С.Л. Рубинштейн, А.Г.Цукерман и др.

Цель исследования: изучить самооценку младших школьников и выявить особенности её развития в начальной школе.

Объект исследования: самооценка учащихся начальной школы.

Предмет исследования: сравнение оценки и самооценки младших школьников.

Гипотеза исследования: самооценка учащихся начальной школы неадекватна.

Базой исследования: явилась средняя общеобразовательная школа № 50 г. Мурманска.

Испытуемыми являлись ученики 2-4 классов, возрастом от 8 до 10 лет, с разной успеваемость. Их количество составляло 18 человек, из них 11 мальчиков и 7 девочек.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Дать общую характеристику младшего школьного возраста;

2. Охарактеризовать понятие самооценки;

3. Изучить формирование самооценки в младшем школьном возрасте методом оценки и самооценки;

4. Определить роль учителя и семьи в формировании самооценки у школьников;

5. Охарактеризовать понятие самооценки.

1. Теоретический метод (методы анализа педагогической и психологической литературы);

2. Метод сравнения оценки и самооценки;

3. Метод количественной обработки полученных экспериментальных данных.

Методологическая база исследования: подход к изучению самосознания А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, И.С. Кона, В.С. Мерлина; исследования по выявлению структуры самосознания У. Джеймса, Р. Бернса, Л.В. Бороздина.

Написание курсовой работы проходило в несколько этапов:

1. Поисковый этап. Подбор научной психолого-педагогической и другой специальной литературы; составление библиографии (октябрь 2006 – декабрь 2006)

2. Экспериментальный этап. Написание теоретической части курсовой работы. Подготовка и проведение эксперимента (декабрь 2006 – февраль 2007)

3. Заключительный этап. Обработка результатов экспериментальной работы и её анализ. Подведение общих итогов (март 2007 – апрель 2007)

Практическая значимость: результатами исследования смогут воспользоваться учителя начальных классов, для воспитания детей с адекватной и устойчивой самооценкой.

Работа состоит из введения, двух основных глав (теоретической и практической), выводов по главам, заключения и списка используемой литературы, а также приложений, которые включали в себя бланки с ответами учащихся.

Глава 1. Общая характеристика самооценки учащихся начальной школы

1.1 Исследование самосознания в трудах отечественных и зарубежных психологов

А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как «Я». Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, осознавать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание – это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.

Необходимо отметить, и это неоднократно подчеркивал С.Л. Рубинштейн, что самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее. Оно не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, а включается в процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание – это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания. Исторически самосознание – более поздний продукт развития, появившийся на основе сознания и вместе с ним возникшей речи. Различные акты самосознания – это как бы общение человека с самим собой, для которого необходимо развитие внутренней речи, достаточной сформированное таких свойств мышления, как абстракция и обобщение, позволяющих субъекту составить представление и понятие о своем «Я», отличном от «Я» другого (И.И. Чеснокова).

В центре проблемы самосознания лежит различение двух его сторон: выделение «Я» как субъекта («действующее Я») и как объекта самопознания и самоотношения («рефлексивное Я»). В психологической науке это основополагающее для всех теорий «Я» различение было введено У. Джеймсом, который полагал, что в едином и целостном «Я» содержатся два неразрывных составляющих: эмпирическое «Я» («Я» как объект познания) и «чистое Я» («Я» как субъект познания). Под эмпирическим «Я» (или «Мое») У. Джеймс понимал совокупность, итог всего того, что человек может назвать своим: собственное тело, одежду, дом, семью, друзей, репутацию, творческие достижения, психические силы и качества. Это эмпирическое «Я» он подразделяет на три подсистемы: а) материальное «Я» — тело, одежда, собственность; б) социальное «Я» — то, чем признают данного человека окружающие; при этом каждый человек имеет столько социальных «Я», сколько существует отдельных групп, с мнением которых он считается; в) духовное «Я» — совокупность психических особенностей, склонностей и способностей. Под «чистым», или познающим, «Я» У. Джеймс имел в виду то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом своих действий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это степень центрации субъективной системы, которая может быть более либо менее отчетливо выраженной или диффузной.

mirznanii.com

Федеральное агентство по образованию Мурманский государственный педагогический университет Факультет педагогики и психологии кафедра психологии

Объект исследования: самооценка учащихся начальной школы.

Система работы по обучению детей самооценки собственной деятельности Концептуальной программе записано, что начальное обучение должно быть направлено на повышение уровня социально-значимого

8-9 баллов – высокий

Альманах педагога Диагностика самооценки младших школьников

1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);

Оцените статью