- Вестник Педагога
- Материалы для самооценки учащихся
- Материалы для самооценки учащихся
- Методики и приемы формирования самооценки обучающихся на уроках в начальной школе.
- Просмотр содержимого документа «Методики и приемы формирования самооценки обучающихся на уроках в начальной школе.»
- “Педагогическая оценка и её влияние на формирование самооценки учащихся”.
- Просмотр содержимого документа «”Педагогическая оценка и её влияние на формирование самооценки учащихся”.»
- Психолого-педагогические рекомендации при обучении и формировании самооценки в начальной школе.
- Педагогические приемы формирования адекватной самооценки обучающихся начальных классов
- Рекомендации педагогам Как повысить самооценку учащегося РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Как повысить самооценку у учащихся. Самооценка играет важную роль в нашей жизни, определяя, чего
- ПРИМЕРЫ ЛИСТОВ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ: Вариант 1. работы группы Оцени работу своей группы: 1. Все ли члены группы принимали участие в работе? А) Да, все работали одинаково; Б) Нет, работал только
Вестник Педагога
Автор: Фролова Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ “Лицей№1”
Населённый пункт: поселок Тюльган,Оренбургская область
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: “Методы оценки, самооценки, самоконтроля учащихся на уроках в начальной школе”.
Дата публикации: 29.09.2016
Текстовая часть публикации
Методы оценки, самооценки, самоконтроля учащихся на уроках в начальной школе.
Подготовила учитель начальных классов МБОУ « Лицей №1» п. Тюльган Фролова Е.Ю. первая квалификационная категория
Виды оценивания
На уроках в начальной школе используются следующие виды оценивания: цифровая, словесная, бальная, портфолио, самооценка.
1.Характеристика цифровой оценки (отметки)
Отметка “5” (“отлично”) ставится, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения. Отметка “4” (“хорошо”) ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу, не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. Отметка “3” (“удовлетворительно”) – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. Отметка “2” (“плохо”) – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбалльная система цифровых оценок(отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка1)
2.Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы
школьника,
четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов
и
раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных
характеристик
учащегося (“ленив”, “невнимателен”, “не старался”). Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве за ключения по существу работы, раскрывающего как
положительные,
так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
Оценка −
это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»)
Отметка −
это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые
другие цветовые, знаковые шкалы) Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи , в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.
3. Бальная система
.( используется при оценке тестовых заданий и комплексных работ на метапредметной основе)
2 балла- правильно выполненное задание
1 балл- отдельные погрешности в выполнении задания
0 баллов- неверное выполнение задания или его невыполнение
5. Самооценка ученика.
Ученики в диалоге с учителем обучаются
самостоятельно оценивать
свои результаты по «Алгоритму самооценки».
В первом классе
алгоритм состоит из четырёх вопросов: 1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.) 2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) 3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.) 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
В последующих классах
к алгоритму добавляются новые вопросы: 5. Какое умение развивали при выполнении задания? 6. Каков был уровень задачи (задания)? -Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень) -В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень) -Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень) 7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
На уроке
ученик сам
оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку.
Учитель
имеет право
скорректировать
оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку
определяет учитель
.
Ученик
имеет право
изменить
эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания, что она завышена или занижена.
Педагогические приемы формирования действий контроля и оценки у младших
школьников
«Волшебные линеечки»
(изобретение оценочных шкал самими школьниками)
«Прогностическая оценка»
(оценка своих возможностей для решения задачи)
«Задания-ловушки»
(рефлексия освоенного способа)
«Составление заданий с ловушками»
(определение или видение возможных ошибкоопасных мест)
«Составление задачи, подобной данной»
«Классификация задач по способу их решения»
(выделение общего способа действия) «
Обнаружение ошибки»
«Создание помощника»
«Обоснованный отказ от выполнения заданий»
(умение обнаружить границу своих знаний)
«Орфографические софизмы»
(умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении задач) В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также нужно учить с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), я ввела её в практику своей работы . При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям:
1. Громко – тихо. 2. С запинками – без запинок. 3. Выразительно – нет. 4. Понравилось – нет. При этом учу, в первую очередь, отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе. Что же касается этапа рефлексии, то в конце урока предлагаю учащимся ответить на вопросы (тип и тема урока определяют содержание вопросов): После чего предлагаю ребятам отметить в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке:
ПРИМЕР УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ ДЛЯ
САМООЦЕНКИ И НАЧАЛЬНЫХ ФОРМ РЕФЛЕКСИИ
(предлагается заполнить по результатам выполнения конкретного задания, например, проверочной работы) Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что ____________________________________________________ Наиболее трудным мне показалось ____________________________________________________ Я думаю, это потому, что ____________________________________________________ Самым интересным было ________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее _________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее ______________________________________________ Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________________
ПРИМЕР ИТОГОВОГО ОЦЕНИВАНИЯ
(предлагается заполнить в конце урока)
Оцените СОТРУДНИЧЕСТВО в вашей группе.
Внимательно прочитай приведенные ниже утверждения и отметь знаком � , насколько ты согласен с данным утверждением.
Утверждение
согласен
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу Я стараюсь услышать прежде всего то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибки в его или ее высказывании
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы.
Сегодня на уроке я узнал(а) ( ЧТО ?) _________________________________ Сегодня на уроке я научился(лась) ( ЧЕМУ ?) __________________________ Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать ( ЧТО ?) ______________ Самым неожиданным для меня сегодня стало ( ЧТО ?) __________________ Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше ( ЧТО СДЕЛАТЬ ?) ____________ Осталось непонятным ( ЧТО ?) _______________________________________ Сегодня на уроке я был(а) ( КАКИМ УЧЕНИКОМ ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ ?) ___________
Материалы для самооценки учащихся
Данный материал предназначен, для демонстрации учителям возможностей самоконтроля и самооценки учащихся на примере самих учителей. Во время педагогического совета учителям было предложено выполнить задания на ИКТ компетентность учителя, а после этого выполнить самооценку своей работы. Нужно отметить, что из-за нехватки времени во время педагогического совета, в качестве домашнего задания учителям было предложено создать проект аналогичных заданий по своему предмету.
xn--80aagl3aki5a6g.xn--p1aiМатериалы для самооценки учащихся
Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в обучении и воспитании подрастающего поколения. Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания отнюдь не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, подчас навязанным самому обучаемому. Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся. Эта работа, в свою очередь, сложна тем, что приходится преодолевать сложившиеся стереотипы мышления, проводить разъяснительную работу среди детей и родителей.
Давайте поставим себя на место ученика. Представьте, нашу педагогическую деятельность каждодневно начнут оценивать по пятибалльной шкале вышестоящие по положению в школе коллеги. Каждую четверть нам будет выставляться: кому 3, кому 4, кому 5, а кому и 2. При этом мы будем в неведении, почему нам поставили именно такую отметку и, как правило, будем с ней не согласны. И все! Как нам это понравится? Почему-то когда речь идет о детях, мы полагаем, что в отношении их такая оценочная деятельность – норма. А ведь именно такая система оценивания очень часто ставит барьер между учеником и учителем, семьей и школой.
Главные вопросы в оценочной деятельности: как оценивать, что оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке. Самый сложный, наверное, вопрос о том, как оценивать. Но прежде всего хочется назвать некоторые принципы, которыми следует руководствоваться учителю при осуществлении оценочной деятельности:
-любая деятельность ученика по добыванию знаний должна быть оценена;
-оценка не должна носить в первую очередь контролирующей и констатирующей функции на каждом уроке;
-она должна, прежде всего, содержать в себе побуждающие для ученика стимулы, должна способствовать тому, чтобы у ученика проснулось желание учиться, если таковое пока дремлет, или желание узнать больше, основательнее, глубже, если это желание уже есть;
-контролирующие и констатирующие функции оценка проявит на итоговом уроке, при итоговом тестировании или зачете, в общем, тогда, когда подводится итог изучения учебного материала;
-оценка на уроке должна быть полностью лишена какого-либо момента сравнения одного ученика с другим;
-она в первую очередь должна отмечать изменения, происходящие с данным учащимся, позитивные или негативные;
-оценка не должна быть наказанием для ученика со стороны учителя;
-оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика, а отсюда необходимое условие – постоянно учить детей самооценке и саморефлексии;
-оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная;
-оценка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ему надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество;
-нельзя абсолютизировать роль оценки на уроке, учащийся должен понимать: это не самое главное в процессе обучения, и роль учителя во многом состоит в том, чтобы разъяснить детям, зачем нужна оценка на уроке;
-оценку должен давать не только учитель, но и ученики друг другу.
Что же конкретно следует оценивать? Можно оценивать успехи детей, можно неудачи, можно и то и другое вместе. Можно деятельность детей по добыванию знаний. Можно конечный результат учебной деятельности.
На мой взгляд, следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи . Оценочной деятельностью занимается не только учитель и не главным образом учитель. Очень важно сместить акценты в этом вопросе таким образом, чтобы учащиеся прочувствовали, что они наравне с учителем имеют право на оценивание и своего ответа, и ответа товарища.
Взаимооценка – важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих, мы это называем апелляцией.
verabnd.ulcraft.comМетодики и приемы формирования самооценки обучающихся на уроках в начальной школе.
Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом. Именно поэтому действию контроля в процессе решения учебной задачи придается особое значение. Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки. Оно позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени), общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.
Просмотр содержимого документа
«Методики и приемы формирования самооценки обучающихся на уроках в начальной школе.»
Булавинцева Елена Александровна
учитель начальных классов,
Методики и приемы формирования самооценки обучающихся на уроках в начальной школе
Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, стало развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько (и главным образом) контролем за выполнением действий в соответствии с образцом. Именно поэтому действию контроля в процессе решения учебной задачи придается особое значение. Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки. Оно позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени), общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.
А. Н. Леонтьев отмечал, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит, их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.
Так что же такое самооценка? Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения.
Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.
Формирование адекватной самооценки – важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки.
Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, но изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки очень зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно – помочь ребенку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.
Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек – особенно ребенок – думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка.
Процесс формирования самоконтроля младшего школьника зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники на начальном этапе могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.
У детей младшего школьного возраста проявляются различные виды самооценки.
Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Так младшему школьнику и подростку с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к критике.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.
Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность – неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.
Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям.
Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.
Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» – ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Вторые, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи, тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.
Самооценка школьника зависит от оценки учителя и от успеха в учебной деятельности.
Поощряемые и подбадриваемые учителем, дети с низкой самооценкой постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.
Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:
умение перед началом работы спланировать ее;
умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формы контроля;
умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково- символическим изображением;
умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Данные показатели формируются у каждого ученика индивидуально.
Для чего нужна оценка? Для того чтобы подвести итог, оценить результат. Кто оценивает в школе? Учитель. Всегда ли учитель оценивает правильно? Нет, оценка бывает субъективна. Выставляя оценку ребенку, он сравнивает еѐ со своей и соглашается или нет! Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребѐнку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на неѐ совершенно другими глазами, он начинает еѐ видеть как бы со стороны. Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.
Чтобы оценивание было эффективным, я регулярно привлекаю к этому процессу детей, помогаю им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они что-либо делают. Для такого сотрудничества в оценивании требуется, прежде всего, предъявить детям и обсудить с ними учебные показатели (цели) — то, что должно быть изучено, — и учебные результаты — то, на что дети будут способны после освоения учебного материала. Поэтому учебные показатели (цели) обсуждаются с детьми в начале урока. На доступном для детей языке мы обсуждаем чему они научатся, и что смогут делать в конце обучения и по ходу урока. В процессе всего урока я показываю учащимся, насколько достигнуты поставленные учебные цели. Это позволяет ученикам определить, в чѐм они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше. Работа по формирования навыков самоконтроля и самооценки нелегкая и требует много времени.
Как может быть организовано самооценивание учеников начальных классов? Инструменты (методики) формирующие оценивание:
Существует много различных методик и приемов формирования самооценки. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе. Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.
1.Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трѐх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.
-красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,
– жѐлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,
– зелѐный — благополучия: мне всѐ ясно, я с этим справлюсь.
Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.
2. Светофор, другой вариант той же методики, даѐт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трѐх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жѐлтую или зелѐную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока (1-2 класс).
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то поднимай улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то поднимай такое лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то поднимай грустное лицо.
«Солнышко улыбается» – Я РАБОТАЛ ОТЛИЧНО.
«Солнышко серьезное» – Я СТАРАЛСЯ.
«Тяжелые тучи» – Я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ.
– позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного).
5. «Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил. (диагностическая методика)
6. «Карточка самовнушения»
«Красный цвет» – цвет активности;
«Белый цвет» – цвет успеха;
«Синий цвет» – цвет стойкости, силы воли.
Я считаю, что данную методику эффективнее использовать в конце урока.
Для оценки этой же самостоятельной работы на уроке применяется ещѐ один инструмент, автором которого является Г. А. Цукерман.
7.Линеечки, пятиуровневая шкала
После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с классом договариваемся о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы (в классе на стенде висит образец критериев). На полях тетрадей ученики чертят три отрезка — линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»,» «А» или «О»: П — правильность, А — аккуратность, О — оформление работы. Высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Я договариваюсь с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа. Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы. Оценивание включает ещѐ один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока.
Проверяя сданные работы, я показываю, насколько согласна с самооценкой детей. Если я соглашаюсь с мнением ученика, то обвожу его крестик на линеечке, если не согласна, то ставлю крестик выше или ниже. Если моя оценка работы совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это. Это методика в большей степени подходит для учащихся 3-4 классов.
8. Методика «Радуга»
Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на уроках по обобщению и систематизации знаний.
9.Методика «Древо творчества».
Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа. На мой взгляд, данная методика универсальна. Ее можно использовать на различных уроках и в качестве пособия, например урок русского языка, тема «Однокоренные слова».
9. Методика «Мы – вместе». «Оценочный лист»
Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения. Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2 строке – самооценка ученика выполненного задания, в 3 – оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение.
С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников может использоваться методика Н.Г. Лускановой .
Предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке или в начале и конце недели.
С целью формирования правильной самооценки необходимо использовать на уроках методику для работы в парах.
12. «Сосед по парте»
Работу целесообразно проводить двумя способами:
1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты.
2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идѐт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.
Описанные способы и инструменты дают лишь первое представление о возможностях, которые раскрывает перед учителем и учениками оценивание, построенное на диалоге и общем понимании учебных задач. Полезным для учителя результатом может быть не только освоение конкретных оценочных методик и применение их на уроке. Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и с удовольствием. Вот несколько примеров использования методик развития самооценки у учеников на моих уроках. Следует отметить, что после первого года обучения уже наблюдаются положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:
– осознанное восприятие учащимися учебного материала,
– понимание границ своих знаний;
– в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;
– уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;
-умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник – я»;
– повышение уровня ответственности за учебную деятельность; самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность.
Также, я хочу предложить вашему вниманию результаты диагностики уровня самооценки учащихся моего класса. Для исследования самооценки первоклассников я использовала экспериментальную процедуру, предложенную французским психиатром Де Греефе. Эта проба относится к прямым методам определения самооценки.
multiurok.ru“Педагогическая оценка и её влияние на формирование самооценки учащихся”.
Цель данного исследования: выявить особенности влияния педагогического оценивания на самооценку учащихся.
Просмотр содержимого документа
«”Педагогическая оценка и её влияние на формирование самооценки учащихся”.»
Листы самооценки учащихся на уроке:
Лист самооценки работы группы
Оцени работу своей группы:
Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
А) Почти всё сделали без меня;
Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;
В) Я принимал участие в обсуждении.
Лист самооценки работы в паре
Оцени свою работу в паре:
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий
При разногласиях я принимаю другое решение
Большинство решений предложено мной
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение
Работать в паре труднее, чем одному
Мне интереснее и полезнее работать в паре
Лист самооценки ____________________________________
Не совсем всё получилось
Найти информацию самостоятельно
Выбрать самое основное для сообщения
Оцени свой вклад в работу группы.
Отметь свой вклад в работу группы.
Маршрутный лист самооценки
Оцените работу своей группы.
1.Найдите родственные слова в стихотворении.
Работали дружно, слушали друг друга
Высказывали свою точку зрения, не ссорились
Трудно было договориться.
2.С каким определением согласны?
Работали дружно, слушали друг друга
Высказывали свою точку зрения, не ссорились
Трудно было договориться.
Все работали одинаково
Работал только один
Кто-то работал больше, кто-то меньше других
4. Приглашаем «родственников» в гости
Работали дружно, слушали друг друга
Высказывали свою точку зрения, не ссорились
Трудно было договориться.
Результат работы группы.
«Отличная работа! Молодцы!»
«Хорошая работа!»
«Не очень получилось»
Оцениваю себя сам
1. Активно работал в группе
2. Выполнял свои обязанности
3. Соблюдал культуру общения
++ у меня всё получилось
-+ были затруднения, но я справился
– у меня не получилось работать в группе
++ у тебя всё получилось
-+ у тебя возникли затруднения,
но ты справился
– у тебя не получилось работать в группе
4.Оценка работы группы (поставить знак +)
Мы работали слаженно
и у нас всё получилось.
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.
У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя
Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом
Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)
Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________
6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
1. На уроке для меня было важно______________________________________
2. На уроке мне было сложно_________________________________________
3. Теперь я умею__________________________________________________
4. На уроке у меня получилось_____________________________________
Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Лист успеха _________________________________________
Пример по теме «Безличные глаголы»
Личные глаголы в значении безличных
Употребление в речи
Нахождение в тексте
себя чувствовал в процессе учения
было ли мне комфортно
с каким настроением я работал
доволен ли собой
насколько мне было комфортно работать в составе малой группы
какие у меня были затруднения в общении с группой.
смог ли я помочь товарищам
смогли ли они мне помочь
я достиг цели учения
учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен
в чем я затруднялся, почему
как мне преодолеть свои проблемы
Ф. И. ___________________________________________________________________
ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): _______________________________________________________________________
ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ___________________________________________________________________________
Моё участие на данном этапе
(Отметьте верные для вас утверждения галочкой)
Настрой на урок
включился с желанием узнать новое
включился с интересом
включился, так как надо
Повторение пройденного материала
получил правильный результат, работая индивидуально и в паре
получил правильный результат, работая индивидуально
передал инициативу партнеру, работая в паре
Выполнение пробного задания – действия
попробовал выполнить задание, но не смог обосновать как
попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением
не попробовал выполнить задание
Построение проекта выхода из затруднения
активно выдвигал идеи при обсуждении построения проекта
с интересом участвовал в обсуждении построения проекта
согласился с большинством при обсуждении построения проекта
Реализация проекта выхода из затруднения
успешно работал в группе
работа в группе принесла удовлетворение
передал инициативу партнерам в группе
отвечал у доски, применяя новое знание
получил результат схожий с образцом, работая на месте
списывал готовый результат с доски, закрепляя новое знание
Самостоятельная работа с самопроверкой
выполнил самостоятельно задание без ошибок
выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил
не смог самостоятельно выполнить задание, отложил на потом
Применение нового материала в системе знаний
принял активное участие в работе
участвовал в работе по мере своих возможностей
созерцал происходящее на данном этапе
Инструктаж по домашнему заданию и итог урока
мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание
мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание
мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника.
На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».
Выполнил с ошибками
Испытывал большие затруднения
Настрой на урок
Повторение пройденного материала
Выполнение пробного задания – действия
Построение проекта выхода из затруднения
Реализация проекта выхода из затруднения
Самостоятельная работа с самопроверкой
Применение нового материала в системе знаний
Инструктаж по домашнему заданию и итог урока
Я доволен своей работой.
Я старался, но не всё получилось.
Я недоволен своей работой.
Оценочный лист ученика класса __________________
+ могу\ знаю +\- сомневаюсь – не могу\ не знаю
Знаю тему урока
Знаю цель урока
Знаю план достижения цели
Могу работать по плану
Могу хорошо читать текст
Умею отвечать на вопросы по тексту
Сам могу составить вопрос к тексту
Умею работать в группе
Могу доказать свои высказывания
Могу оценить свою работу на уроке
Могу оценить работу своих товарищей
Могу сказать что урок прошел с пользой
На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.
Я решил без ошибок в тетради примеры и задачу.
Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.
Мое мнение в группе чаще всего учитывалось и др.
У каждого ученика лист с двумя шкалами
Интересный урок Моё участие
– Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.
А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Работал не в полную силу, хочу улучшить результат.
Работал активно, результатом доволен.
kopilkaurokov.ruПсихолого-педагогические рекомендации при обучении и формировании самооценки в начальной школе.
Что касается самооценки, то положительные результаты в формировании самооценки неуверенных в себе школьников достигаются, когда педагоги идут путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха, не скупятся на похвалу, проявление эмоциональной поддержки. Это способствует укреплению уверенности школьников в своих силах, самоуважению. Работа педагогов по формированию самооценки в конкретных видах деятельности (игре, рисовании, чтении стихов) тесно переплетается с работой по улучшению общего эмоционального самочувствия этих детей в классе, изменению их положения в системе личных отношений.[17, с.28]
Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:
· Не предъявлять к ребенку завышенных требований;
· Не использовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;
· Вовлекать учащихся в коллективную работу;
· При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;
Были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки. При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;
· Учить слушать других;
· Воспитывать чувство сопереживания;
· Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;
Правильная организация образовательного процесса, умелое использование «ориентирующих» и «стимулирующих» функций педагогической оценки способствуют формированию самооценки младших школьников в педагогически целесообразном направлении и одновременно создают благоприятные условия для развития личности, способностей, умений учащихся.[17, с37]
Для того чтобы помочь детям повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Очень важным является обучение ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное, – можно научить их выполнять релаксационные упражнения.[16,с;76] Кроме релаксационных игр, очень полезными являются игры с песком, глиной, водой, рисование красками пальцами, ладошками. Более подробные инструкции в приложении 2,3
Дети становятся успешными, когда они оценивают себя положительно. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела. Кроме этого, педагогу и воспитателю нужно самим быть уверенными в себе и в своих успехах.
Возможность оценить себя положительно детям дают:
– разнообразные действия с предметами;
– исследование и экспериментирование;
– слушание музыки и сказок;
– беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;
– возможность задавать вопросы и делать выбор.[16,с.67]
Учитель для формирования у младшего школьника адекватной самооценки может задействовать различные источники и механизмы. И, в первую очередь, это обратные связи со стороны других людей – те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребёнку. Они могут быть в виде позитивных или негативных слов, в виде ласкового касания или лёгкого удара. Другими словами, направленные ребёнку слова, взгляды, жесты, движения, интонации – всё это обратная связь. Ребёнок впитывает, присваивает, интериоризирует эти обратные связи. Используя их, он строит свою самооценку. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокой самооценки, если негативны – низкой.[16, с.61]
Чтобы деятельность воспитателя приносила положительные результаты, необходимо следовать следующим правилам:
1. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
2. Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот – выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Но главное все же – формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.
3. Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т.д.), при помощи которых возможно решать задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена. Найти его в каждом конкретном случае может только любящий детей воспитатель.
4. Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий, заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.
5. Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги, проектируют хорошее поведение, не сомневаются в достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах. [9 с. 248-255]
Выводы по главе 2:
Для проведения экспериментальной части курсовой работы, были выбраны 3 методики: методика цвето-рисуночного теста, методика определения самооценки Дембо Т.В., Рубинштейна С.Я, а также методика самооценки личности Будасси.
При изучении психического состояния детей 2 «б» класса ОБОУ «Суджанскойшколы- интернат» получились следующие выводы: около половины класса чувствует в себе сосредоточенность, активность и бодрость, то есть готовность к образовательному процессу. Совсем другая ситуация возникает у другой половины класса. Кто-то чувствует утомление, а кто-то «летает в облаках». У этих учащихся голова забита своими личными проблемами. Таких детей нужно сначала подготовить к образовательному процессу с помощью различных физкультминуток и интересных необыкновенных заданий.
Методика Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна и методика Будасси позволила выяснить, что больше половины учащихся класса имеют неадекватно завышенную самооценку. В общем, такой результат вполне приемлем для их возраста. С такими детьми очень трудно работать. Поэтому были разработаны рекомендации для учителя по работе с такими детьми. Также хочется отметить, что большая часть учащихся с неадекватно завышенной самооценкой – это девочки.
Учащиеся со средней самооценкой занимают менее трети класса. С такими детьми приятно работать. Они реально оценивают свои возможности и способности, ставят перед собой вполне выполнимые цели.
Учащихся с низкой самооценкой очень мало в классе. Эти учащиеся неуверенны в себе, они не пытаются выделиться, работают не в меру своих способностей.
Самооценки с неадекватным уровнем необходимо корректировать, и делать это должны не только родители, но и педагоги, чтобы не нанести непоправимый урон ребенку в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными направлениями в исследование личности младшего школьника мы можем выделить развитие самосознания, самооценки, становление характера, учебно-познавательная деятельность. Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что самооценка является составной и неотъемлемой частью «Я- концепции», и определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие дифференцированной адекватной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Поэтому, по мнению М.И. Лисиной, О.Л. Зверевой, И.Ю. Кулагиной, особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.Самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении учащегося, в образовательном процессе, а также в его социальной адаптации.Младшие школьники с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, чем их сверстники с адекватной самооценкой, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении.
По мнению М. Феннел, существуют две главные причины формирования низкой самооценки: первая заключается в серии пораженческих концепций, убеждений и ценностей, которые были заимствовали у родителей. Это справедливо особенно по отношению к матери — человеку, с которым ребёнок проводит наиболее запоминающиеся годы. Поскольку большинство взрослых действуют, руководствуясь ложными принципами, ценностями и убеждениями, всё это передается детям через поведение и реакции. Если родители считают себя, в каком бы то ни было смысле, неполноценными и подчинёнными другим, то дети чувствуют себя недостойными и в результате оказываются неспособными справиться с простейшими проблемами дома или в школе. В сущности, ложные суждения родителей становятся фактами опыта детей. Вторая причина — характерный для человека список промахов и неудач, составленный в школьные годы из-за ложных и искаженных понятий учителей.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Действительно, самооценка влияет на такие критерии психического здоровья как успешность обучения, на отношения со сверстниками и взрослыми и т.д.
Для того чтобы помочь ребёнку повысить самооценку, нужно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой деятельности.
Список использованной литературы :
1. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников / под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.,2004 с.301-311
2. Н.Ф.Голованова. Общая педагогика. М,2005, с.320
3. Дусавицкий А.К.Развитие личности в учебной деятельности.М: Дом педагогики, 1996, с.208
4. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987, с. 171
5. КонИ.С.Психология старшеклассника. М. , 1980,с.192
6.В.А.Крутецкий. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с
7. Об образовании. Закон Российской Федерации. М., 2005, с.11
8.”Педагогика”. Под редакцией Ю. К. Бабанского. М., Просвещение,1983
9.Подласый И.П. Педагогика начальной школы, учебник 2008, 474 с.
10.Психология обучения и воспитания : учеб.пособие / М. И. Розенова. – Москва :Эксмо, 2004. 173Сс.
11.Эльконин Д. Б.Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989. 560 с
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 2008,400 с.
13. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. – М.: Эксмо, 2008.68 с
14. Гройсман А.Л. Акцентуации характера и неврозы у школьников // Психол. журн. – 1984. – Т.5.С 127-136
15. Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. – М.: Добросвет, 2008, 363 с.
16. Феннел М. Как повысить самооценку. – М.: АСТ, 2005, 287 с.
17. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – М.: Академический проект, 2005,244 с.
Приложение 1.Таблица 1
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8764 – | 8295 – или читать все.
studopedia.ruПедагогические приемы формирования адекватной самооценки обучающихся начальных классов
Надеюсь, что наша встреча позволит кому то получить яркие впечатления, кому то просто отдохнуть и снять усталость.
Рекомендации педагогам Как повысить самооценку учащегося РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Как повысить самооценку у учащихся. Самооценка играет важную роль в нашей жизни, определяя, чего
Выслушивать мнение ребенка, его позицию, как имеющую право на существование, но при этом просить обосновать.
ПРИМЕРЫ ЛИСТОВ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ: Вариант 1. работы группы Оцени работу своей группы: 1. Все ли члены группы принимали участие в работе? А) Да, все работали одинаково; Б) Нет, работал только
11 Ф.И. ученика Вариант 21. У каждого ученика лист с двумя домиками (для уроков письма). ПРАВИЛЬНОСТЬ Я У КРАСОТА Я У – Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя домиками. – Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько правильно вы научились писать элементы букв. – А теперь оцените свою работу на уроке, насколько красиво каждый из вас сегодня написал, выполняя классную работу в прописях.