Любовь в теории психологии
«Любовь к кому-либо это не просто сильное чувство, – это решимость, это разумный выбор, это обещание. Если бы любовь была только чувством, то не было бы основания обещать любить друг друга вечно. Чувство приходит и уходит. Как я могу знать, что оно останется навечно, если мое действие не включает разумного выбора и решения?»
По мнению Э. Фромма, любовь это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только какого-то одного человека и безразличен к остальным ближним, его любовь это не любовь, а симбиотическая зависимость или преувеличенный эгоизм. Большинство людей все же уверены, что любовь зависит от объекта, а не способности. Они даже уверены, что это доказывает силу их любви, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека. По мнению Э. Фромма здесь скрыто заблуждение, состоящее в смешении первоначального чувства влюбленности с перманентным пребыванием в любви. Эти люди не понимают, что любовь это активность, сила духа, и считают что, главное – это найти правильный объект, а дальше все пойдет само собой. Эту установку можно сравнивать с установкой человека, который хочет рисовать, но вместо того, чтобы учиться живописи, твердит, что он просто должен дождаться правильного объекта; и когда найдет его, то будет рисовать великолепно. Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе все», «я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».
Любовь – это деятельность, где главное – давать, а не получать. Именно когда человек отдает без мыслей о награде, он ощущает себя живущим. «Богат лишь тот, кто умеет отдавать» с психологической точки зрения.
Если нет в обществе любви, то такое общество – разобщенное. Отсутствие любви – вот источник чувства стыда, а также вины и тревоги.
«Помешательство» друг на друге, по мнению Э. Фромма не всегда является доказательством силы любви, скорее оно свидетельствует о степени предшествующего одиночества.
Да, полностью согласна, с тезисом о деятельности. Однако, отдавать не менее приятно, чем получать. Все же законы бихевеоризма никто еще не отменял.
И еще, цепляют выводы о любви к одному и безразличии к остальным. Может в глобальном формате это действительно так, но у каждого из нас есть ограниченный круг людей, которых мы безгранично любим и есть все остальные.
· Теория любви В.И. Мустейна
По мнению автора, в понятие «любовь» входят множество характеристик, таких как альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того, классифицировать по способу выражения:
А) чувство;
Б) установка;
В) поведение;
Г) здравый смысл.
Однако, ни одни из них не является ведущим критерием определения «любви». Например, партнеры могут прийти к выводу, что они «любят», «ссылаясь на чувства, отношения или поведение, но оценка их состояния остается, однако, осознанным решением» (а воля «забивает» непосредственность выражения, присущую любви). Вопрос остается открытым. По мнению В.И. Мустейна, проведенные исследования говорят о трех стадиях «любви»:
А) страстная любовь;
Б) романтическая;
В) супружеская любовь.
Страстная любовь включается сильное возбуждение и основана на сексе, хотя сексуальных отношений может и не быть из-за внутренних и внешних барьеров. Романтическую любовь по силе трудно отличить от страстной, однако она сконцентрирована на идеализации партнера, а не на сексуальности. Супружеская любовь бывает либо после заключения брака, либо если партнеры находятся в длительной связи до брака; базируется на хорошей осведомленности. Результат каждой стадии и их последовательность не изучены. Одна из схем следующая: страстная любовь (физическая аттракция), быстро следующая за идеализацией (романтическая любовь), затем переходящая в длительную супружескую любовь. Однако некоторые начинают с дружбы, затем следуют романтическая и страстная любовь.
На мой взгляд, общую тенденцию отследить чрезвычайно сложно. У каждого из нас свои моральные и ценностные предпочтения.
· Теория любви А.Афанасьева («синтаксис любви»)
«Любовь – это особое состояние эйфории, вызванное иллюзией обрести «счастье» в паре с субъектом, достаточно наделенным теми психическими свойствами, в которых ощущается недостаток. Автор обосновал свое представление о внутренней архитектуре человека, состоящей из четырех психических модулей или функций: Эмоции («души»), Логики («ума»), Физики («тела») и Воли («духа»). Этот набор функций присущ всем людям, однако он образует в личности иерархию, которая и определяет различие людей. Люди сходятся в разной степени плодотворно, стремясь к гармонии психики и жизни соответственно иерархиям своих функций. Автор, математически соотнося иерархии, выделяет 24 варианта взаимодействия двух людей во имя «любви». Именно значимый недостаток в проявлении какой-либо функции (воли, эмоции, тела, ума) является причиной возникновения любви к другому человеку. Существуют три вида любви (или сочетания слабой функции с функциями противоположной стороны, что могут вызвать эйфорию):
Эрос – любовь по принципу противоположности. Встречается чаще всего, к сожалению, сильная сторона другого не прибавляет силы слабой стороне. Любовь – зависть – ненависть.
Филия – любовь по принципу тождества. Родственные души, узнавая друг друга, в конечном счета оказываются перед своим отражением в зеркале.
Агапе – любовь – эволюция, движущая партнеров от противоположной к тождеству. Плодотворная, настоящая «формула любви», приводит к гармонизации личностей любящих.
Существуют чистые и много переходных типов отношений (24 варианта), имеющих разные перспективы развития. «Любовь исчезает, когда перестает надеяться или бояться», – говорил Ларошфуко. Как правило, эйфория длится три года, далее происходит разрыв (если иллюзия оказывается необоснованной или продолжение отношений на ином уровне. Так, познание себя и другого определяет возможности отношений между людьми.
Любовь это интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство, физически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизни другого так, чтобы пробуждать в нем ответное стремление той же интенсивности, напряженности и устойчивости.
Хм, краткость – сестра таланта.
· Трехкомпонентная теория любви Стернберга
Стерберг полагает, что любовь имеет три составляющих.
Первая – это интимность, чувство близости, которое проявляется в любовных отношениях. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом. Нам хочется сделать жизнь любимых людей лучше. Мы искренне им симпатизируем и находимся на верху блаженства, когда они рядом с нами. Мы рассчитываем, что они поддержат нас в трудную минуту, и стараемся показать им, что всегда готовы сделать то же самое. У нас общие интересы и занятия, мы делимся с ними своими вещами, мыслями и чувствами.
Вторая составляющая любви в теории Стернберга – страсть. Страсть приводит к половому влечению и сексуальному возбуждению.
Третья компонента – решение/обязательство. Эта составляющая имеет долговременный и кратковременный аспекты. Кратковременный аспект проявляется в решении о том, что конкретный человек любит другого. Долговременный аспект – обязательство сохранять эту любовь. Если проанализировать все возможные комбинации вышеперечисленных компонентов, получится 8 подгрупп образующих классификацию любви по Р.Дж. Стернбергу:
daria-danstart.livejournal.comЛюбовь с точки зрения психологии(Теории любви)
Люди используют слово «любовь», как правило, даже не пытаясь понять, что оно означает. Многие даже считают, что чувство, выражаемое этим словом, не поддается никакому определению. Тем не менее, термин не может не иметь определения. В противном случае он не несет смысловой нагрузки и не может закрепиться в языке. Тот факт, что термин «любовь» наличествует не только в каком-то одном, но и во всех развитых языках свидетельствует о подразумеваемой под ним смысловой нагрузке, при чем, нагрузке, имеющей общечеловеческое значение. Сложность чувства, определяемого термином «любовь» привела к тому, что человечество до сих пор не имеет точного объяснения, что же это такое.
Разными людьми, в разных культурах и в разное время это слово наделялось различным, порою, прямо противоположным смыслом. Это привело, в результате, к тому, что оно никакого смысла, фактически, не имеет. Для многих людей любовь – банальность, о которой полагается сказать перед сном. Для других это слово имеет смысл только в словосочетании «заниматься любовью».
Психологи, хотя и склонны разглагольствовать о любви, в виду сложности задачи, часто обходят стороной ее определение. Однако некоторые из них, все же берут на себя смелость внести ясность в этот вопрос.
Э. Фромм
По мнению Э. Фромма, любовь это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только какого-то одного человека и безразличен к остальным ближним, его любовь это не любовь, а симбиотическая зависимость или преувеличенный эгоизм. Большинство людей все же уверены, что любовь зависит от объекта, а не способности. Они даже уверены, что это доказывает силу их любви, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека. По мнению Э. Фромма здесь скрыто заблуждение, состоящее в смешении первоначального чувства влюбленности с перманентным пребыванием в любви. Эти люди не понимают, что любовь это активность, сила духа, и считают что, главное – это найти правильный объект, а дальше все пойдет само собой. Эту установку можно сравнивать с установкой человека, который хочет рисовать, но вместо того, чтобы учиться живописи, твердит, что он просто должен дождаться правильного объекта; и когда найдет его, то будет рисовать великолепно. Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе все», «я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».
«Помешательство» друг на друге, по мнению Э. Фромма не всегда является доказательством силы любви, скорее оно свидетельствует о степени предшествующего одиночества.
«Половое влечение создает на краткий миг иллюзию единства, однако безлюбви это единство оставляет чужих такими же чужими друг другу, какими они были прежде. Иногда оно заставляет их стыдиться и даже ненавидеть друг друга, потому что когда иллюзия исчезает, они ощущают свою отчужденность еще сильнее, чем прежде.
Любовь к кому-либо это не просто сильное чувство, – это решимость, это разумный выбор, это обещание. Если бы любовь была только чувством, то не было бы основания обещать любить друг друга вечно. Чувство приходит и уходит. Как я могу знать, что оно останется навечно, если мое действие не включает разумного выбора и решения?»
Э. Фромм
А. В. Петровский
Любовь это интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство, физически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизни другого так, чтобы пробуждать в нем ответное стремление той же интенсивности, напряженности и устойчивости.
Трехкомпонентная теория любви Стернберга
Стерберг полагает, что любовь имеет три составляющих.
Первая – это интимность, чувство близости, которое проявляется в любовных отношениях. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом. Нам хочется сделать жизнь любимых людей лучше. Мы искренне им симпатизируем и находимся на верху блаженства, когда они рядом с нами. Мы рассчитываем, что они поддержат нас в трудную минуту, и стараемся показать им, что всегда готовы сделать то же самое. У нас общие интересы и занятия, мы делимся с ними своими вещами, мыслями и чувствами.
Вторая составляющая любви в теории Стернберга – страсть. Страсть приводит к половому влечению и сексуальному возбуждению.
Третья компонента – решение/обязательство. Эта составляющая имеет долговременный и кратковременный аспекты. Кратковременный аспект проявляется в решении о том, что конкретный человек любит другого. Долговременный аспект – обязательство сохранять эту любовь.
Результаты сочетания компонент любви по Стенбергу
Типы любви Интимность Страсть Решение/обязательство
Симпатия ♥
Страстная любовь ♥
Придуманная любовь ♥
Романтическая любовь ♥ ♥
Любовь-товарищество ♥ ♥
Слепая любовь ♥ ♥
Совершенная любовь ♥ ♥ ♥
Домыслы и реальность
Приведенные точки зрения известных психологов, проливая свет на некоторые аспекты извечного вопроса любви, все же не дают на него исчерпывающего ответа и во многом отличаются почти детской наивностью.
Утверждать, подобно Э. Фромму что, любовь не зависит от объекта – значит не знать, что такое любовь. Мы можем любить шоколад или море, но не можем любить дерьмо. Причина этого кроется в самом объекте – дерьме. Некоторые объекты оставляют нас безразличными или вызывают отрицательное отношение. Любовь зависит от объекта.
Ощущение восхищения всем миром и любви ко всему миру – это только сиюминутное чувство, возникающее в моменты великой радости. Перманентное восхищение всем миром – огромным, противоречивым, отчасти совершенно недоступным и, поэтому, не способным вызывать каких-либо эмоций, от части откровенно враждебным – может сопровождать только умственно отсталых или психически нездоровых людей. Аналогично слюбовью ко всем людям: Христианская любовь и всепрощение – удел умалишенных (тут я приобрел парочку миллиардов противников). Разумный человек не может любить маньяка-убийцу или идеолога расового террора (любовь, как видно из вышеизложенного, зависит от объекта). Но для того чтобы уметь любить, нужно уметь любить, хотя бы, себя, нужно уметь любить жизнь и, уж конечно, нужно уметь любить человечество, частью которого является любящий и частью которого является объект его любви. Тот, кто не любит человечество, тот никого, кроме себя, не любит (если, конечно, он любит, хотя бы, себя). Его характер эгоистичен и, он стремится получить удовольствие только для себя. Он безответственно и, даже, потребительски относится к другим, поскольку люди (в крайнем проявлении эгоизма), из живых существ, обладающих побуждениями и чувствами, превращаются в неодушевленные объекты – средства к достижению цели. Любовь такого человека – это жажда обладания – жадность. Он любит владеть, и «любит» лишь настолько, насколько получает или надеется получить удовольствие от использования данной вещи. В лучшем случае, подобная «любовь» – это только страх перед одиночеством и она не выдерживает испытание разлукой. В худшем, это садизм. Одним из проявлений такой «любви» является ревность. Полное отсутствие ревности вряд ли возможно, поскольку в каждом человеке задатки эгоизма заложены природой с ее инстинктом сохранения, защиты собственной жизни, собственного имущества, как одного из жизненно-важных факторов, защиты собственного достоинства и чувств. Абсолютное отсутствие ревности может объясняться только безразличием или подсознательным желанием прекратить отношения. Зато высокий уровень ревности с очевидностью свидетельствует о жадности и является показателем того, насколько человека любят как вещь. Для того чтобы любить человека, как человека, человек должен быть достаточно альтруистичен. Должен уметь не только брать, но и давать. Должен уметь получать удовольствие от того что, дает, проявляя, тем самым, свою силу и жизнестойкость. Таким образом, чтобы любить, нужно быть сильным, но еще более важно, нужно быть достаточно альтруистичным и (в принципе), любить человечество. То есть для любви необходимо обладание некоторыми качествами, без которых человек не способен по настоящему любить
Разумный выбор волевого акта, о котором говорит Э. Фромм, слишком похож на коммерческую сделку, чтобы быть включенным в концепцию любви.
А. В. Петровский подошел к вопросу с другой стороны. В полном соответствии с советской традицией, он не пытается вскрыть внутреннее содержание, а описал лишь внешние проявления, доступные наблюдению со стороны. Но описывает предельно корректно и точно: Любовь – это действительно интенсивно… И, не при пуританах будь прочитано, любовь обусловлена сексуальными потребностями, если уж говорить о любвик противоположному полу, а именно о ней идет речь: любое отношение, в основе которого лежит противоположность пола обусловлено сексуальными потребностями. Одно из проявлений любви – стремление быть представленным личностно-значимыми чертами, стремление вызватьлюбовь к себе, такому, какой ты есть на самом деле или, по крайней мере, каким ты себя считаешь. Если же личностно-значимые черты скрываются или уступают место лжи, то это вовсе не любовь, а мошенничество, бессовестная эксплуатация чужого доверия. Таким образом, любовь предполагает искренность.
Одной из ошибок Стернберга является разделение любви на типы (Любовь-товарищество и т. д.). Сами названия этих типов отдают какой-то детской наивностью. Но дело не столько в них, сколько в самом факте того что, любовь – высшее чувство из тех, что могут возникнуть между мужчиной и женщиной – смешивается со сходными по проявлению, но различными по смыслу чувствами. Ведь любить как друга, любить как сестру, как брата, как мать или ребенка, это совершенно не то, что скрывается под любовью к представителю противоположного пола.
Второй, более существенной его ошибкой является «решение/обязательство». Фактически, этим тезисом утверждается что, человек все взвесит и (опять же, как и у Э. Фромма) решит: «Буду любить». Чувства подменяются действием. Вместо «любовь», появляется занятие любовью.
Но проявленное Стернбергом стремление разложить сложное чувство на более простые составляющие – вполне разумно (хотя он в этом стремлении далеко не первый). Только так можно разобраться в столь сложном вопросе, разделив его на части, которые можно рассмотреть по отдельности. Проведя его анализ.
Что же это такое?
И так, мы имеем некоторое представление о свойствах любви (любви к представителю противоположного пола, любви между мужчиной и женщиной):
1. Любовь зависит от объекта, но для нее необходимо обладание некоторыми качествами, без которых человек не способен по настоящему любить.
2. Любовь обусловлена сексуальными потребностями.
3. Любовь предполагает искренность.
Осталось только определить, из чего она состоит, или, вернее, без чего ее не бывает.
1. Поскольку любовь обусловлена сексуальными потребностями, то ее не бывает без страсти. Страсть, как высшее проявление сексуального
влечения является необходимым компонентом любви. Причем, для того чтобы претендовать на элемент любви, страсть должна достигнуть такой силы, что любимый человек становится единственным источником полноценного сексуального удовлетворения – одна из причин, по которым по настоящему любящий человек не изменяет. Секс с другими становится безвкусным и не имеет никакой привлекательности. Любимый человек становится самым красивым, самым сексуальным, единственно-желанным. Люди неспособные испытывать страсть не способны и любить, уже хотя бы в силу того что, им недоступно восприятие человека как самого сексуального: сексуального для них вообще не существует ни самого, ни «не самого». Фригидные женщины, женщины, подавившие в себе сексуальные побуждения и возомнившие что, так они поднялись над животными инстинктами, а, на самом деле, только разрушившие свою психику, не способны любить.
2. Любовь не бывает без дружбы. Дружбы окрепшей на общих взглядах, общих вкусах, общих целях (муж и жена – одна сатана). При чем, именно в отношениях между мужчиной и женщиной, за счет сексуального влечения, дружба может достичь своих максимальных высот. В настоящей любви дружба достигает интимности – чувства единства, при котором все личное становится общим, а общее личным. Человек радуется радостью другого и грустит, от того что, другому грустно. Это проявляется и в обычной дружбе, между представителями одного или разных полов, но именно в любви оно достигает такой силы. Любящий получает наслаждение от того что, видит другого, слышит его голос, вдыхает его запах, прикасается и чувствует прикосновение. В дружеских отношениях между представителями одного пола интимность не достигает такого развития, оно становится возможным именно благодаря наличию, кроме общих интересов, еще и сексуального влечения. Но прикосновения уже не служат частью сексуальной игры – это способ общения. Они заменяют слова, которые становятся, отчасти, излишними, передают чувства, как правило, скрытые от других, доступные пониманию только двоих. Дружеское отношение любящего порождает стремление сделать человека счастливым и не делать того, что могло бы вызвать его огорчение – вторая причина верности (измена воспринимается как предательство, а друзей не предают) – отдать ему самого себя, жить ради него, ведь именно его жизнь и его радость становятся источником счастья для того, кто любит. И тут не обязательно наличие взаимности: хотя негативное отношение к любящему, просто не даст развиться любви, взаимности не требуется для того чтобы искренне сочувствовать или искренне радоваться. Пусть даже человек избрал другого, но если двоих объединяет дружба, радость за него неизбежна. От любимого человека ожидается такое же отношение, поэтому, если нет повода для сомнений в его любви, не возникает и ревности. Ревность сменяется неограниченным доверием. Обоюдная любовь не бывает без доверия, являющегося компонентой настоящей дружбы.
3. Любовь не бывает без уважения. Уважения к мыслям любимого, чувствам, его достоинству и авторитету. Уважения к интеллектуальным способностям человека и нравственным качествам. Уважения, доходящего до восхищения. К его словам прислушиваются, его мнение обязательно учитывается и является решающим. Любое, значимое для двоих, решение принимается только сообща. Это может вызвать некоторые сложности при расхождении во мнениях, но в любом случае, два истинных друга, два человека, уважающих друг друга и ищущих согласия, обязательно его найдут, уже хотя бы в силу того, что уважение не может дойти до восхищения без большой доли общности мнений, хотя бы по принципиальным вопросам. Подобно дружбе, уважение является гарантом преданности и доверия. Считая что, человек способен пасть до предательства и измены, невозможно им восхищаться. Как невозможно переступить в измене через достоинство человека, достоинство и чувства которо
го так высоко ценишь.
В итоге, как утверждали еще древние индусы, любовь это влечение тела – страсть, влечение духа – дружба и влечение ума – уважение, собранные воедино, взаимодополняющие друг друга, а в некоторых ситуациях друг друга компенсирующие и подпитывающие, не дающие друг другу ослабнуть, достигшие такой силы и слиянности, что практически не могут существовать друг без друга и не могут быть друг от друга отделены.
Многие сочтут, что так не бывает, но это означает, что они просто не способны по настоящему любить.
Психологические теории любви
В психологии существуют различные подходы к осмыслению феномена любви. Каждый подход имеет свои сильные и слабые стороны.
Биологизаторские теории ориентируются на поиск объективно существующей, материальной основы любви и на рассмотрение феномена любви в контексте эволюции человечества. Очевидными недостатками этих теорий являются отрицание собственно психологического аспекта любви и рассмотрение ее как эпифеномена, надстроенного над физиологическими процессами.
Бихевиористский и необихевиористский подходы игнорируют субъект-субъектную природу близких отношений, не учитывают влияния социального контекста; модели любви, разработанные в рамках этих подходов, соответствуют американской культуре и рыночным отношениям, в которых ведется счет вознаграждениям и издержкам, и не могут быть распространены на другие типы культур.
Психодинамические теории любви в историческом плане впервые сделали любовь предметом психологического анализа, осветили влияние переживаний детства и родителей на формирование способности любить и быть любимым, выделили бессознательный компонент любви и отметили роль бессознательного в любовных отношениях, разработали методы терапии в области психологии любви. Ограниченность этого подхода связана с опорой в построении теории в основном на клинический материал, с переоценкой роли бессознательного и детства в развитии любовных отношений.
Гештальттеории любви преимущественно ориентированы на решение проблем клиента в сфере партнерских отношений и не имеют развернутой теоретической модели любви. Основные теоретические положения гештальтпсихологии просто переносятся в область психологии любви.
Когнитивные теории хорошо объясняют феномены изменения восприятия мира, себя и партнера влюбленным человеком, описывают влияние когнитивных стилей на формирование близких отношений. Однако эти теории, переоценивая когнитивную сферу личности, недооценивают эмоционально-волевую и дают в силу этого односторонний анализ природы любви.
Социально-психологические теории любви, акцентируя внимание на типах и стадиях любви, во многом остаются чисто формальными, а проведенные социально-психологические исследования направлены на изучение отдельных аспектов любви и не способны дать целостного понимания этого феномена. Так, теория Л. Я. Гозмана, включающая ряд социально-психологических исследований, лишь вписывает любовь как аттракцию в социальный контекст.
Гуманистические теории любви ориентированы на человека, верят в его возможности, однако носят чисто гипотетический, философско-описательный характер.
m.studwood.ruСуществует ли любовь? Что нейробиологи, лингвисты, социологи, философы и психологи думают о романтической близости
В последнее время универсалистский подход к любви как к биологическому процессу становится всё популярнее. Но это не единственный способ объяснить, почему любовь выглядит именно так, а не иначе. Может быть, романтика началась с христовых проповедей и пронизала всю христианскую культуру? Может быть, это набор ритуалов и слов, будоражащих наше воображение? Может быть, это вообще произведение маркетологов? Изучаем самые интересные теории.
С одной стороны, из материальных и письменных источников ученым известно о существовании различных ритуалов, мифов и философских концепций любви. Они позволяют судить о том, как люди в древности проявляли свои чувства и какие практики характеризуют любовь в современном смысле этого слова.
С другой, среди ученых до сих пор нет единого определения любви. Кто-то считает, что это лишь физиологическая реакция организма.
Такая концепция носит универсалистский характер — то есть позволяет ученым сделать выводы о том, что современная любовь (если она существует) ничем не отличается от любви, скажем, в Античности или в Средние века. Научной опорой для таких выводов служат биология и другие естественные науки.
Другие ученые считают, что любовь — это коллективная иллюзия , включающая набор различных культурных мифов, социальных практик и их последующих интерпретаций. Они анализируют различные культурные артефакты: литературные и философские тексты или произведения искусства от древнегреческой вазописи до американской рекламной продукции. Для них любовь — не универсальное чувство: у каждого общества есть свои особенности и ограничения, есть и такие, в которых вообще отсутствует эквивалент понятия «любовь».
Любовь в философии теории познания
Одним из самых известных произведений о любви (на русский язык переведены только несколько отрывков) остается эссе «Любовь и Запад» (L’Amour et L’Occident, 1939), написанное накануне Второй мировой войны. Автор ее — швейцарский философ-антифашист Дени де Ружмон — интересуется причинами духовного и социального кризиса в межвоенный период. По его мнению, любовь существует, и западная цивилизация несколько столетий выстраивалась вокруг этой идеи.
Поначалу это была христианская любовь к Богу и ее воплощение в признанном Церковью браке. В дальнейшем — благодаря распространению придворной культуры и рыцарской поэзии в XII веке — появляется куртуазная любовь-страсть, не имеющая ничего общего с христианскими представлениями о браке.
В центре мира теперь страсть двух возлюбленных, а не постижение любви к Богу через стабильное сосуществование в браке.
Любовь-страсть (поэтическое изобретение XII века) всегда трагична в отличие от христианской, которая предлагает через любовь воссоединиться с Богом. Де Ружмон разбирает одну из самых распространенных в европейской культуре любовных историй: повествование о Тристане и Изольде, в котором герои обречены на страдания и смерть.
Рыцарь Тристан отправился на поиски невесты для своего короля и нашел прекрасную Изольду. По пути обратно они по ошибке выпивают любовный напиток, приготовленный ее матерью для того, чтобы любовь ее дочери и короля была прочной — вместо этого любовь вспыхивает между Тристаном и Изольдой.
Тем не менее король и Изольда женятся, а любовники довольствуются лишь редкими тайными свиданиями. Через некоторое время их разоблачают. Они бегут из королевства. Их находят, Изольду возвращают мужу, а Тристан вынужден покинуть владения короля. В далеких землях Тристана заставляют жениться на другой королевишне.
Однажды Тристан оказался смертельно ранен и попросил своего пажа разыскать и привезти свою возлюбленную. В последний момент ревнивая жена говорит умирающему мужу, что из соседнего королевства пришел корабль под черным парусом. Тристан умирает. Изольда же, сойдя на берег, ложится рядом с любимым и умирает от горя. На могилах двух возлюбленных с тех пор растет переплетающийся цветущий терновник.
Миф о Тристане и Изольде распространился по югу Франции через поэзию трубадуров и менестрелей (так называемая куртуазная, или придворная, поэзия XII–XIII веков). Южная Франция считалась неблагополучным регионом, главными угрозами для правителей ближайших земель были постоянные войны, а для Римско-католической церкви — распространение ереси катаров.
Катары видели в страсти воплощение божественной силы. Куртуазная любовь к Прекрасной Даме, которую воспевали провансальские рыцари и поэты, была отмечена «печатью интеллектуального и трагического напряжения», в котором влюбленный так и не мог воссоединиться со своей возлюбленной навсегда.
Катарская ересь была жестоко подавлена и забыта, тем не менее позднесредневековые поэты сформировали почву для ренессансных любовных сюжетов, а затем трагический любовный мотив стал неотъемлемой частью культуры Нового времени.
Таким образом, романтическая (или «романическая») страстная любовь со временем становится олицетворением меланхоличной и обреченной европейской цивилизации.
С идеей романтической любви-страсти у де Ружмона оказывается связана другая важная тема — тема войны. Любовные и военные тактики тесно связаны между собой. Если в Средние века целью войны становится постепенное завоевание территории (аналог в любви — завоевание и капитуляция возлюбленной), то современная война ставит своей целью окончательное «уничтожение» противника.
Современная любовь лишается страсти, происходит десексуализация объекта любви. Новое время с его изобретением публичности выводит любовь из сферы индивидуальной жизни и устанавливает контроль над чувствами.
Идеи де Ружмона здесь перекликаются с мыслями его известных современников: психоаналитической концепцией тяги к смерти, предложенной З. Фрейдом, и развитием идеи о связи эроса и смерти в работах Ж. Батая.
Что еще почитать о любви с точки зрения философии:
- Платон. «Пир»
- Нуссбаум М. «Политические эмоции: почему для справедливости важна любовь» (Political emotions: why love matters for justice)
- Батай Ж. «История эротизма»
Любовь в психологии и психоанализе
«Искусство любить. Исследование природы любви» (1956) немецкого психоаналитика и философа Эриха Фромма известна многим. Егоинтересует социальная и духовная сущность любви.
Фромму принадлежит попытка классификации любовных взаимодействий, которую до сих пор используют психоаналитики и социальные психологи. Он выделяет две формы любовного взаимодействия: любовь-бытие и любовь-обладание .
Любовь по принципу бытия (любовь как акт проявления творческого интереса, плодотворная любовь) способствует развитию и творческому созиданию жизни обоих партнеров. Мировые религии говорят о такой любви как о недостижимом, но важном идеале. Для Фромма такая форма любви является исключением.
А вот большинство мужчин и женщин, по мнению мыслителя, пребывают в иллюзии «любви-обладания». Ее целью становится приобретение партнера с высокой социальной ценностью.
Вначале влюбленные стараются очаровать друг друга, прикладывают усилия для завоевания возлюбленного. Финалом становится брак. Брачные отношения, основанные на контрактности и формализме, способствуют постепенному охлаждению чувств партнеров. В браке никто уже не прикладывает усилия, потому что завоевывать некого. Партнеры начинают задаваться вопросами о правильности своего выбора, признавая в конечном итоге ошибочность своих иллюзий и обвиняя другую сторону в происходящих переменах.
Со временем такое чувство может перейти в любовь к общим благам, будто то наследство, совместный дом или дети. Любовь и семья превращаются в маленькую корпорацию по взращиванию эгоистической иллюзии семейных чувств. Неудивительно, что супруги в таких парах ищут новых ощущений на стороне.
Такая любовь обречена на неудачу: человеку не под силу избежать своей «собственнической природы» и корыстных устремлений общества в целом. Даже такие относительно новые формы отношений, как групповой брак или бесконечная смена партнеров, не могут преодолеть оковы обладания.
Для Фромма любовь — это способ взаимодействия с окружающим миром, варианты которого он описывает через оппозицию жизни и смерти. Любовь по принципу бытия — это «любовь к жизни», рассмотрение объекта любви как индивидуальности, как партнера для совместного жизненного творчества. Любовь по принципу обладания — это «любовь к смерти», в таких отношениях происходит наделение своего партнера «мертвым статусом», и — как следствие — развивается отношение к партнеру как к вещи, обладающей конвертируемой социальной стоимостью. Эти формы взаимодействия для Фромма оказываются несовместимы друг с другом.
Что еще почитать о любви с точки зрения психологии и психоанализа:
- Фрейд З. «Три очерка по теории сексуальности»
- Фуко М. «История сексуальности»
Любовь в лингвистике и литературоведении
Одной из самых интересных работ в сфере исследований языка и литературы можно назвать книгу «Фрагменты речи влюбленного» (1977) французского лингвиста и литературоведа Ролана Барта.
Состояние влюбленности и до него часто описывалось в художественной и научной литературе. Однако самого Барта интересует не столько чувства влюбленного человека, сколько романтическое мышление и то, как оно устроено: влюбленность, по мнению Барта, тесно связана со способностью к воображению.
Чтобы изучить эмоциональное мышление влюбленного человека, он вводит в свое произведение одинокого лирического героя (влюбленный, по мнению Барта, всегда одинок), который проходит через все стадии — от зарождения чувства до глубокого переживания любви. Автора интересует, какие из бесчисленных фантазий и культурных наслоений эстетизируют и мифолигизируют наше чувство влюбленности. Лирический герой Барта постоянно размышляет о любви, его мысли смешаны с фрагментами из классических философских и литературных произведений вроде цитат из великих классиков Ницше и Платона, ключевое произведение для Барта в этой книге — роман в письмах Гёте «Страдания юного Вертера».
Среди большого количества культурных наслоений Барт выделяет «фрагменты» или «фигуры», как он их сам называет. «Фигуры» — это своего рода общие места, позволяющие проследить топологию любовной темы.
Любовь для Барта — это целый языковой организм, важными элементами которого становятся ритуалы, сцены признания, письма, любовные расставания, визуализация и драматические описания этих сцен и т. п.
Каждая литературная цитата или мысль героя служат как бы подтверждением, точной иллюстрацией «фигуры», всплывающей в сознании читателя.
Любовь и влюбленность, по мнению Барта, — определенный способ мышления, тесно связанный с культурным наследием. Любовь конструируется через постоянный поиск языка, на котором о ней можно говорить. Так она становится речевой практикой, сотканной из литературного воображения (попыток говорения о любви в разных произведениях культуры), собственных размышлений (говорения о любви здесь и сейчас) и эмоциональной памяти (говорения с утраченным).
Что еще почитать о любви с точки зрения лингвистики и литературоведения:
- Стендаль Ф. «О любви»
- Бальзак де О. «Физиология брака, или Эклектические размышления о радостях и горестях супружеской жизни» и «Мелкие неприятности супружеской жизни»
Любовь в социологии и культурологии
В связи с развитием социальной теории, гендерных и культурных исследований в XX веке, социологическая наука оказалась очень восприимчивой к теме любви. Одной из самых ярких работ на эту тему оказалась монография израильского социолога культуры Евы Иллуз «Потребляя романтическую утопию: любовь и культурные противоречия капитализма» (1997), а также ее продолжение «Почему любовь ранит: социологическое объяснение» (2012) .
Для Иллуз тема любви находится на пересечении исследований эмоций, культурных паттернов и способов коммуникации.
В своей первой книге она настаивает на том, что современное восприятие романтической любви тесным образом связано с развитием капитализма с тех пор, когда он начинает ориентироваться на эмоциональную работу с потребителем. Любовь начинает коммодифицироваться (commodification of romance, термин Иллуз), то есть превращаться в товар.
В то же время эмоциями наполняются и сами товары, превращаясь в неотъемлемые элементы развития любовной истории (emotionalization of commodities). Иллуз изучает рекламу, кино и женские журналы, в которых представление романтических товаров задает вектор определенного эмоционального настроения: аксессуары и парфюмерные ароматы, позволяющие возлюбленным привлекать партнера, романтические круизы для двоих. Она проводит серию биографических интервью и предлагает участникам проанализировать изображения — например, семейный фотопортрет эпохи Великой депрессии и фотографию романтического ужина в ресторане из какого-нибудь гламурного журнала, определив, какая из них наиболее полно «отражает романтическую любовь». Иллуз интересует тот факт, что «товары» всегда сопровождают представления респондентов о «романтической любви».
Ее исследования выявили важную связь любви и индустрии досуга и впечатлений, особую роль здесь играет развитие культуры свиданий — когда участники буквально «сбегают» из дома в поисках счастья и попадают в ловушку культурной индустрии, предлагающей немыслимое количество активностей для подогревания любовного чувства: романтические кафе, кинотеатры, парки развлечений, туристические достопримечательности.
Иллуз называет их «романтическими активностями». Серия интервью позволила ей выделить следующие категории «активностей»: гастрономические (например, совместная готовка еды или поход в ресторан), культурные (выходы в оперу, кино или посещение спортивных мероприятий) и туристические (поездки за город или в совместный отпуск за рубеж).
В дальнейшем Иллуз делит респондентов по их отношению к потреблению. Например, в зоне «явного потребления» вся романтика выстраивается вокруг покупки или приобретения «эмоционально заряженных» товаров. Сюда попадают, например, поход в дорогой французский ресторан, выпивка в баре, покупка билетов в оперу, поход в кинотеатр, круиз или поездка на Лазурный Берег.
Напротив, в зоне «косвенного потребления» участники интервью делали акцент на совместном времяпрепровождении, которое лишь отчасти связано с потреблением. Сюда попадает совместная готовка или романтический ужин при свечах в домашней обстановке, просмотр кинофильмов или прослушивание музыки, а также поездки за город на рыбалку или пикник (для их организации необходимо, например, взять напрокат фильм или купить продукты, но это не главное).
Наконец, в «слепую» зону попали активности, на первый взгляд не связанные с потреблением. Сюда входят совместные разговоры друг с другом или бесцельные прогулки по городу, а также сексуальная жизнь пары. Тем не менее, как говорит Иллуз, эти практики «осуществления любви» через проживание романтического момента не являются автономными, в культуре они, скорее, сосуществуют друг с другом.
В своей следующей книге «Почему любовь ранит» она возвращается к теме любви. На этот раз в центре не мифология романтической любви, а культурное значение выбора, вокруг которого выстраивается современный любовный дискурс.
По ее мнению, мы сталкиваемся с процессом выбора ежедневно, и в него наряду с экономикой и политикой оказывается втянутой любовь. Иллуз говорит об «архитектуре» или «экологии» выбора. Агенты, которые хотят сделать выбор (будь то выборы продуктов или выбор партнера), тут же оказываются вовлеченными в ситуацию, в которой партнеров много, однако наш выбор будет заранее обусловлен экономическим, культурным и социальным капиталами.
Здесь Иллуз следует логике французского социолога П. Бурдье, который понимает под капиталом те преимущества и ресурсы (доходы, образование, социальный статус, репутация и т. п.), которые организуют наши действия, и — как следствие — эти капиталы каждый раз воспроизводят неравенство наших возможностей.
Иллуз также спорит с экономистами и психологами, которые настаивают на том, что выбор является естественным следствием нашей рациональности. На ее взгляд, на романтический выбор влияют, прежде всего, порожденное разными капиталами социальное неравенство, а также сложность выстраивания эмоциональных связей в обществе повсеместного капитализма, когда логика менеджмента и самооптимизации проникает в область наших чувств.
Любовь причиняет нам боль, потому что влюбленные в условиях «эмоционального капитализма» сталкиваются лишь с иллюзией выбора, который для них, по мнению Иллуз, уже предопределен.
Что еще почитать о любви с точки зрения социологии и культурологии:
- Луман Н. «Любовь как страсть»
- Бауман З. «Жидкая любовь»
- Гидденс Э. «Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современном обществе»
Любовь в когнитивных науках и антропологии
Можно ли исследовать любовь с помощью МРТ? В своей книге «Почему мы любим: природа и химия романтической любви» (2004) антрополог и исследователь человеческого поведения Хелена Фишер пытается найти ответ на этот вопрос.
Психолог и биолог по образованию, Фишер ищет доказательства того, что любовь — универсальное чувство, которое объединяет всех (мужчин и женщин, гетеросексуалов и гомосексуалов, людей и животных) и не зависит от культурного, социального или иного опыта.
Уже в первых главах она заявляет: «Любовное влечение — это универсальное человеческое переживание». По ее мнению, романтическая любовь — одна из трех базовых установок, позволяющих отрегулировать репродуктивное поведение человека. Романтическая привязанность заставляет человека концентрироваться на одном конкретном объекте любви и не тратить время на заранее проигрышные варианты (те, которые не приведут к совместной жизни и размножению).
В Нью-Йоркском университете Стоуни-Брукс вместе с аспирантами психологического факультета Фишер запустила многосторонний проект, посвященный изучению влюбленности. Фишер интересовали механизмы, которые вызывают в нас те чувства, что писатели и художники, композиторы и философы в разные эпохи называли «божественным безумием».
Другими словами, ее интересовало, как устроенная романтическая страсть. Чтобы ответить на этот вопрос, Фишер решила прибегнуть к технологии функциональной магнитно-резонансной томографии и получить изображение человеческого мозга в состоянии сильной влюбленности.
Помимо МРТ она использовала статистический анализ (ее ассистенты обрабатывали данные анкет респондентов опросника «Что такое любовь?», состоящего из 55 вопросов), а также интервьюировала людей, как они переживают сильную влюбленность. В течение шести лет Фишер и ее помощники просканировали мозг 40 влюбленных, из которых половина респондентов были безумно влюблены, а вторые отвергнуты или недавно расстались со своими возлюбленными.
В первых главах Фишер анализирует произведения мировой культуры от Античности до конца XX века, в которых основной темой является любовь (стихотворения, проза, пьесы и т. п.). В этих произведениях она ищет переменные, которые ей нужны для последующего анализа: выделяет «страсть» или «пыл», которыми охвачен влюбленный человек; «стремление к эмоциональному единству»; «резкие перемены настроения от радости до отчаяния»; «эмоциональную зависимость»; «эмпатию»; «сексуальную верность» и т. п.
В следующей главе антрополог пытается разобраться с феноменом «животного влечения». Оказалось, что в мире животных тоже существует подобие «любви с первого взгляда».
В нем мгновенная симпатия позволяет самцам и самкам приступить к размножению в рамках того времени, которое отведено каждому виду для этого занятия.
По мнению Фишер, «животный магнетизм» роднит людей и животных и по многим другим параметрам. Например, собственнический инстинкт и охрана партнера свойственны многим живым существам. Фишер приводит примеры животных, которые, подобно человеку, могут выражать свое обладание партнером через невербальные жесты (например, самец медведя гризли часто кладет лапу на плечо самке в период размножения, демонстрируя «свою территорию»).
Подобное поведение животных в совокупности с повышенной энергичностью, эйфорией, страстной устремленностью позволило Фишер связать романтические чувства человека и животных с выработкой общих химических веществ в мозге — дофамина и норадреналина.
«Романтическая страсть — универсальное человеческое чувство, возбуждаемое некоторыми химическими веществами и цепочками в мозге», — считает она.
Повышенная концентрация дофамина в мозгу объясняет, почему влюбленные испытывают радостное возбуждение при виде партнера. Избыточный выброс этого нейротрансмиттера заставляет человека испытывать повышенную возбудимость в случае, если отношения находятся под угрозой.
Рост концентрации дофамина приводит также к выработке тестостерона, гормона сексуального желания. Как правило, норадреналин сопровождает действие дофамина.
Повышение норадреналина объясняет способность влюбленного человека запоминать мельчайшие детали и аспекты поведения объекта страсти. Когда уровень дофамина и норадреналина повышается, уровень серотонина снижается. Влюбленные начинают впадать в возбудимое полубезумное состояние, предаются навязчивым фантазиям, размышлениям, мечтательности, теряют аппетит и сон.
Однако Фишер не спешит с выводами: напротив, она говорит, что эта теория о влиянии химических веществ осложняется наличием множества факторов — прежде всего, неравномерным распределением этих веществ в мозге. Кроме того, они взаимодействуют со многими другими веществами, участвуют в сложных химических реакциях и их влияние может быть другим.
Далее антрополог приступает к сканированию мозга влюбленных. В ходе эксперимента участниками показывали снимки их возлюбленных, а затем снимки совершенно посторонних людей. Кроме того, участники могли сами оценить уровень своей страсти по «шкале любви», которую изобрели Фишер и ее команда. Фишер обнаружила зоны возбуждения в зоне хвостатого ядра, которая, по мнению ученых, всегда отвечала за управление движениями тела. Однако при просмотре фотоснимков у влюбленных проявлялась повышенная активность в этой зоне. У тех, кто набрал высокие результаты по «шкале любви», сильнее возбуждалась как раз эта зона при просмотре фотоснимков возлюбленных.
Фишер исследовала мозг не только счастливо влюбленных, но и тех, кто пережил разрыв с любимыми или невзаимную любовь.
Выводы, к которым она пришла в ходе второй части исследования, подтверждают ее гипотезу о влиянии химических веществ: повышение дофамина и норадреналина ведет к постепенному снижению серотонина, отчего многие влюбленные испытывают депрессию, потерю интереса и воли к жизни. Критическое снижение серотонина способно спровоцировать самоубийство на почве несчастной любви.
Фишер пытается предостеречь читателей от неконтролируемой страсти. По ее мнению, такие крайности, как неразделенная любовь, способны толкать влюбленного на ревность и многочисленные преступления. Она предлагает систему «12 шагов: рецепт долгой любви», основанную на избавлении от любовной зависимости или от навязчивых воспоминаний.
Часто влюбленные лечатся от зависимости при помощи антидепрессантов. Фишер считает, что они негативно влияют на нашу способность влюбляться снова (однако лучше следовать предписаниям своего врача).
В любом случае, чтобы влюбиться, лучше заняться чем-то новым, отправиться в совместное путешествие в новое место или найти нового сексуального партнера. Любая совместная активность способна разбудить романтическую страсть.
Фишер также считает, что мы живем в эпоху «триумфа любви», когда возрождается интерес к любви и ее универсальным паттернам. Романтическая любовь способна пережить войны и революции, движет культуру, уходит корнями в доисторическую эпоху и имеет крепкие основания в человеческом мозге.
knife.mediaЧто такое любовь с точки зрения психологии, все о любовных отношениях
Каждый человек понимает любовь по-своему, именно поэтому в отношениях между мужчиной и женщиной часто возникают проблемы. На данный момент психология любви и отношений не дает конкретного определения этому термину. Сегодня профессионалы в этой сфере выделяют несколько видов любви, о которых будет рассказано ниже.
Любовь что это за чувство: психология
Известный российский психолог А. В. Петровский считает, что этот термин означает интенсивное и напряженное чувство, оно проявляется не только в сексуальном плане, но и выражается в глубоком стремлении дополнять жизнь партнера, вызывая в нем взаимность.
Социальная психология любви: трехкомпонентная теория
Основываясь на философии многих психологов, можно сказать, что этот феномен охватывает сразу несколько чувств — радость и печаль, ревность и ненависть, страсть и привязанность. Еще в 78 году социолог Алан Ли Джон из Канады определил 3 основные разновидности любви, которые возникают между влюбленной парой:
- Мания – одержимое чувство, основано на сильной страсти и ревности. Люди, относящиеся к этому типу любви, постоянно живут в стрессовом состоянии, ожидая возникновения проблем в отношениях или создают их самостоятельно. Например, есть женщины, которые влюбляются только в недоступных или женатых мужчин, создавая себе запрет и интригующий накал эмоций.
- Прагма – чувство спокойное без полета, чаще всего такие отношения основываются на любви по расчету. Прагматики не всегда корыстны, они просто руководствуются своим личным жизненным опытом, считая, что должны находиться в браке и относятся к нему как к работе, не стремясь к романтике.
- Агапе – самоотверженная и отчаянная любовь, она проявляется в качестве большой привязанности и преданности к избраннику. Такие люди думают только о своей половинке, со всех сторон опекая возлюбленного даже в ущерб самим себе. Хорошие отношения получаются у пар, которые ценят и дорожат друг другом.
Психология о любви гласит, что настоящие чувства вобрали в себя сразу 3 вышеперечисленных термина. Для создания и дальнейшего развития отношений без них нельзя обойтись. Истинная влюбленность проявляется сильной физической страстью, влечение может достигнуть высоких пределов, что только с избранником можно получить полное сексуальное удовлетворение.
По-настоящему влюбленные люди стремятся к счастью, они относятся к своим половинкам, как к маленьким детям, хотят постоянно их радовать, баловать и защищать. Желание дарить себя полностью идет от души, таким людям не жаль затраченного времени, сил и финансовых средств. Любящий человек не ждет от второй половинки взаимности, он все делает бескорыстно.
Несмотря на это, в обществе думают иначе, если человек любит, значит, получит меньше, чем отдаст. Люди уверены, что лучше быть любимыми, чем самим любить. Однако любовная психология опровергает эти лозунги: всем влюбленным приятно заботиться о второй половине: покорять, совершать отчаянные поступки, уберегать от проблем и быть рядом в трудную минуту.
Любовь в психологии – это не только романтика, но и еще большая ответственность за судьбу партнера. Поэтому это чувство невозможно без искреннего уважения ко второй половинке, нужно всегда учитывать интересы возлюбленного и считаться с его мнением. Теперь вы понимаете, что такое любовь с точки зрения психологии.
Психология любовных отношений: анализ
Немецкий психолог, Эрих Фромм, написал другую теорию, в которой различают 2 вида любви:
- Любовь по принципу бытия – это плодотворное чувство, которое подразумевает не только интерес к партнеру, но и заботу о нем. Она направлена не только на человека, но и на неживые предметы – растение, картина, дом. Такое чувство обогащает личность на духовном уровне, наполняя его положительной энергетикой, а также порождает стремление к поступкам, подразумевая полную опеку о партнере.
- Любовь по принципу обладания — деструктивное чувство, которое рождается только в страсти, оно несет отрицательный результат и может полностью подавить жизнь возлюбленного.
Фромм уверен, что любовь в психологии по второму принципу свойственна незрелым и невротическим личностям. Чтобы выстроить счастливый брак, необходимо понять и пропустить через себя эти чувства.
Любовь — это психология, тонкое искусство, которое нужно изучать, чтобы поэтапно выстроить хорошие отношения надолго. Партнерам нужно провести анализ, обозначив свои чувства, мысли и переживания, обсудить негативные моменты и постараться их искоренить. Также паре следует научиться поддерживать друг друга, уметь выслушать возлюбленного и постараться решить возникшую проблему вместе.
Психология о любви и отношениях: несколько интересных фактов
В этой сфере создано много стереотипов, которые породили люди, потерпевшие поражение в любви. Большинство незрелых личностей живут с неправильными выводами, сделанными из собственного опыта, поэтому они не могут создать счастье в личной жизни. Тут можно выделить 4 основных момента:
- Любовь нужна не только для сексуальных потребностей
Некоторые личности считают, что это чувство необходимо только для продолжения рода и сексуального удовлетворения. Это неверный вывод, с помощью которого человек прячет от посторонних свое разбитое сердце. Поражение в любовных делах может постигнуть, вовсе не из-за того, что партнер недостаточно привлекателен. Поэтому человек думает, что любви вообще нет или она нужна только для полового инстинкта.
- Жить без любви невозможно
Играть роль супруга или супруги, можно даже не имея чувств. Такая любовь с точки зрения психологии неправильная. Создавать семью для галочки не стоит, нужно постараться найти свою вторую половину и создать надежный брак, основанный только на любви.
- Любовь зависит только от партнера
Психологи о любви говорят, что это хрупкое чувство должны хранить оба партнера и трепетно относиться друг к другу. Это состояние возникает внутри личности, а его вторая половина ему может просто подыгрывать. Влюбляемся мы не во внешние данные, а в душу и ум человека. Например, если женщина хочет расширить свой кругозор, она может полюбить ученого или иностранца, при этом остальные его качества для нее будут абсолютно не важны. Но, перестав удовлетворять ее потребности к знаниям, интерес к избраннику может исчезнуть.
Эта легенда придумана людьми, которые не берут во внимание эволюцию чувств. Многие личности ошибаются, принимая за любовь то, что является обычным увлечением. Они путают это чувство с первичным всплеском эмоций, симпатией и влечением к пассии. Это только поначалу кажется, что жить без объекта любви невозможно, пройдет время, и все исчезнет. Такое состояние может длиться достаточно долго от 1 до 4 лет. По сути, всегда умирает только страсть, но не любовь. Если первоначальная влюбленность спустя время не переросла в глубокие чувства, значит, не стоит дальше продолжать отношения.
- Любить можно только один раз
Любовь, с точки зрения психологии, может быть только раз, но это совсем не означает, что нельзя построить другие отношения. Многие люди в поисках настоящего за несколько лет могут поменять 3-4 партнера, испытывая к каждому нежные чувства. Духовно развитые личности могут с кем угодно выстроить романтические отношения.
Что такое любовь: психология отношений
При отсутствии любовных отношений нельзя раскрыться полностью и познать самого себя. То есть, без любви невозможно всецело понять глубину своей души.
Профессионалы считают, что в каждом новом романе, можно прежде всего познать свой внутренний мир. Ведь партнер – это всего лишь помощник в эволюции вашей личности. Счастливые люди любят себя и жизнь, а их вторая половинка лишь помогает им усилить эти ощущения. Но к сожалению, в мире нет такого человека, который бы мог создать вашу внутреннюю гармонию.
Ваше настроение не должно зависеть от других, только контролируя себя, можно выстроить теплые отношения со второй половинкой на всю оставшуюся жизнь.
Если связь оказалась под угрозой разрыва, у влюбленного человека сразу возникает чувство ужаса и страха. Именно по этим причинам любовь ошибочно путают с источником страданий. Не стоит стремиться к симбиотическому единству, иначе вам придется терпеть любые отношения, даже если они очень плохие.
Любовь или нет?
В самом начале любых отношений крайне сложно определить, насколько ваши чувства искренне к избраннику. Это можно легко понять, столкнувшись с первыми жизненными трудностями.
Чтобы ответить себе на этот вопрос, нужно постараться представить сложную ситуацию, в которой вы оказались вместе со своим партнером, а затем сделать анализ своего эмоционального состояния. Что такое любовь, психология доказала, например, если вы согласны остаться со своей второй половиной, если медики поставили неутешительный диагноз, значит, вы по-настоящему любите этого человека.
Чувствуя сильные эмоциональные переживания (грусть, печаль, тоску), если возлюбленному плохо или, наоборот, радость, когда у него все дела идут хорошо, вы должны осознать, что нашли любовь. Если вам все равно, вы не желаете разделять с избранником его победы и невзгоды, значит, вы не испытываете к нему каких-либо чувств.
Многие люди понимают всю ценность отношений, когда их теряют безвозвратно. Это эффективный метод проверки – представить, что вы больше никогда не сможете увидеть своего избранника. Сядьте и проведите анализ, что вы чувствуете сейчас, и можете ли вы обойтись без этого человека? Именно психология: как понять любишь или нет, даст возможность вам разобраться в своих чувствах.
Как понять, любят вас или нет?
Далеко не все люди выражают свои мысли в словах, они проявляют их в поступках. Некоторые из них застенчивы или не раскрывают своих чувств, боясь торопить события или опасаясь не получить взаимности. А многие мужчины умеют только красиво говорить, но при этом ничего не делают для возлюбленной, значит, они не влюблены.
Чтобы понять, любят вас или нет, следует проанализировать поведение и поступки избранника:
- влюбленный часто поглядывает на объект своей симпатии, но при этом отводит глаза;
- мужчина, который влюблен, старается продемонстрировать женщине все свои положительные стороны;
- влюбленный человек будет стараться проводить много времени со своей избранницей, чтобы узнать о ней все;
- если мужчина вас любит, он легко согласится решить все ваши проблемы;
- влюбленный человек всегда восхищается внешностью второй половинки и часто ей делает комплименты, дарит цветы и подарки;
- любящий мужчина будет с вами не только мечтать, но и строить совместные планы на будущее.
Собственные чувства часто закрывают нам глаза, поэтому можно поинтересоваться у близких людей, что они думают о вашем избраннике. Применив советы психологии любви и отношений, как понять, что тебя любят, и проанализировав поступки возлюбленного, можно определить, что он чувствует к вам.
Главный секрет: психология мужчин в любви
Не нужно расстраиваться, если вы поняли, что не нравитесь своему избраннику. Его сердце можно завоевать, воплотив в себе сразу 4 образа женщин:
- Мария — помощница, советница и задушевная подруга.
- Ева — создает уют и хранит очаг, может легко заменить мать.
- София — муза, мудрая женщина, которая может вдохновить человека на новые подвиги.
- Елена — хорошая любовница, способная зачаровать мужчину своей сексапильностью.
Совместив в себе сразу надежную подругу, хорошую хозяйку, добрую мать и эротичную любовницу можно добиться расположения любого мужчины за короткий срок. Ни один представитель сильной половины человечества не сможет устоять перед такой женщиной, которая может стать для него всем. Попробуйте и у вас обязательно получится!
customs.newsВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.
Психологические теории любви В психологии существуют различные подходы к осмыслению феномена любви. Каждый подход имеет свои сильные и слабые стороны. Биологизаторские теории ориентируются
Бихевиористский и необихевиористский подходы игнорируют субъект-субъектную природу близких отношений, не учитывают влияния социального контекста; модели любви, разработанные в рамках этих подходов, соответствуют американской культуре и рыночным отношениям, в которых ведется счет вознаграждениям и издержкам, и не могут быть распространены на другие типы культур.
Психология любви и отношений состоит из целого комплекса чувств, эмоций, ощущений, умения принять другого человека, как себя самого
Самое полное и точное определение слова «любовь» вы можете прочесть в нашей статье по ссылке.
Что представляет собой психология любви, какие существуют определения и разновидности чувства. Психологические особенности любовных отношений. Как понять, что вы любите и к вам испытывают те же чувства. Как добиться расположения мужчины.
Психология о любви гласит, что настоящие чувства вобрали в себя сразу 3 вышеперечисленных термина. Для создания и дальнейшего развития отношений без них нельзя обойтись. Истинная влюбленность проявляется сильной физической страстью, влечение может достигнуть высоких пределов, что только с избранником можно получить полное сексуальное удовлетворение.