Как повышать самооценку у ребенка

Содержание
  1. 11 способов повышения самооценки у ребёнка
  2. Как повысить самооценку ребёнку
  3. Игры,тесты и приёмы”Как повысить самооценку у ребёнка”
  4. Как повысить самооценку ребенка: 15 правил поведения родителей
  5. Что такое самооценка и как она формируется
  6. Виды самооценки
  7. Признаки неадекватной самооценки
  8. 15 обязательных правил
  9. Как повысить самооценку ребенку: три простых «да»
  10. Повышаем самооценку с помощью упражнений
  11. Как повысить самооценку ребенку
  12. Признаки заниженной самооценки у ребенка
  13. Игры и упражнения для повышения самооценки ребенка
  14. Как поднять самооценку ребенку: советы психолога
  15. Как повысить самооценку у ребенка
  16. Сравнивать ребенка только с ним самим (с его предыдущими результатами)
  17. Оценить способности ребенка
  18. Радоваться минимальным успехам
  19. Хвалить за конкретные дела, тогда «перехвалить» не получится
  20. Учитывать возраст: у малыша самооценка может быть завышена, подростка нужно поддерживать
  21. Проверять самооценку с помощью упражнения
  22. Повышаем у ребенка самооценку
  23. Здоровая самооценка – залог успеха
  24. Насколько важны похвала и поощрение?
  25. Несколько способов повышения детской самооценки
  26. Нужно ли наказывать детей?
  27. Как помочь детям научиться правильно оценивать себя?
  28. Как поднять самооценку ребенка: советы психолога
  29. Личный опыт
  30. «В большинстве случаев заниженная самооценка у ребенка — следствие частого сравнения, приведения в пример других детей».
  31. Как повысить самооценку ребенку: как понять, что она занижена, ее разновидности, Проблемы становления самооценки у школьников и подростков. Ряд особенностей у девочек и мальчиков. Как правильно воспитывать ребенка, чтобы он был уверенным в себе.
  32. Самооценка ребенка – это отношение малыша к себе, своим субъективным возможностям, способностям, чертам характера, поступкам и личностным качествам

11 способов повышения самооценки у ребёнка

Только с возрастом мы начинаем понимать фундаментальные вещи, начинаем отличать главное от второстепенного. Конечно, житейским премудростям, равно как и правильной жизненной философии хотелось бы научиться как можно раньше, чтобы не натворить фатальных ошибок, но сие удаётся не всем и не всегда.

Одной из ключевых ошибок, имеющих невероятные последствия является вопрос воспитания детей. Но сегодня мы станем говорить не столько о воспитании, сколько о формировании у ребёнка здоровой самооценки – основы основ, без которой невозможно построить счастливую жизнь, без которой не стоит надеяться на гармоничные отношения с этим миром.

Любому родителю стоит понимать важность адекватной самооценки. Если ребёнок вырастет уверенным в себе человеком, имеющим своё собственное мнение, то ему будет в разы проще простроить отношения с социумом. Любые сложны ситуации будут им рассматриваться как очередной опыт, из которого можно почерпнуть массу интересного и полезного.

Завышенная или заниженная самооценка – это залог больших проблем, которые однозначно возникнут в ближайшем будущем. И сегодня, пока ещё не поздно, есть все шансы вложить в своего ребёнка базовые принципы, научить его любить, уважать и верить себя.

Завышенная самооценка приводит к одной простой вещи: вырастая, ребёнок оказывается в позиции, когда ему все должны. По факту ему никто ничего и никогда не должен. Как только объективная реальность выходит на поверхность, начинают происходить разного рода неприятные, а порой и откровенно трагичные вещи. Заниженная оценка формирует комплекс жертвы. Это уже не человек, а некая биомасса, от которой ничего в этой жизни не зависит. Он, словно унылое и никчемное дерьмо просто плывёт по реке жизни, из пункта «Родился», в пункт «Умер».

И если вы заметили, что с самооценкой вашего ребёнка что-то не так, если вы вдруг заметили, что она заниженная, самое время бить тревогу и предпринимать решительные действия по исправлению ситуации, пока ещё всё можно исправить.

Как повысить самооценку ребёнку

Акцентируем внимание на позитиве. Важно с детства заложить ребёнку привычку во всякой ситуации видеть хорошее, научить его извлекать пользу даже там, где её, казалось бы, нет. Жить можно так, словно бы вся жизнь – это череда проблем, а можно так, словно бы жизнь – это череда возможностей.

Чаще хвалите ребёнка. Действуя с позиции: «выиграл-выиграл», вы научите его не только верить в собственные силы, но быть смелее, не бояться препятствий, которые могут повстречаться на его жизненном пути. Похвала – одним из лучших стимулов, которые побуждают ребёнка стремиться покорить новые высоты.

Проверьте, не слишком ли высоки предъявляемые к ребёнку требования. Увы, но иногда бывает так: возможности ребёнка и задачи, которые перед ним стоят, — не соответствуют друг другу. Если подобная ситуация длится долго, то не стоит удивляться негативным последствиям.

Объясните ребёнку, что «чужое мнение» — это совсем не истина в последней инстанции. Очень важно научить ребёнка не зависеть от чужого мнения, при этом иметь мнение собственное и уметь его отстаивать. Так же важно, оставаясь при собственном мнении, уметь вовремя прекратить спор.

Научите ребёнка преодолевать трудности и не бояться их. Многие вещи можно трактовать по-разному. Если трудность рассматривать, как некое обстоятельство, которое даёт опыт, энергию и вообще закаляет, то двигаться по жизни станет в разы легче. Если же в ребёнке культивировать мысль о том, что трудность – это всегда мега-проблема, решить которую невероятно тяжело, то на выходе вы получите неуверенного в себе неудачника.

Обеспечьте ребёнку поддержку. Ребёнку важно чувствовать плечо родителей, важно слышать слова одобрения, важно знать о собственных достоинствах. От кого же он всё это узнает/услышит, как не от самых близких ему людей?! Акцент на положительных чертах, поможет сформировать веру в успех. А то, что «проседает», непременно нужно подтянуть.

Помогайте ребёнку развивать собственные таланты и возможности. Возможно, вы мечтали стать врачом, но мечте не суждено было сбыться. И теперь вы хотели бы собственную месту воплотить в своём ребёнке, наплевав на то, что ему хотеться реализоваться совершенно в иной роли. Дайте ему возможность быть самим собой.

Дайте ребёнку возможность выбирать самостоятельно. Конечно, речь идёт не о тотальной дозволенности и возможности действовать так, как он хочет. Речь идёт о выработке навыка, благодаря которому он сможет впоследствии делать верные выборы. Важно научиться отличать истинное от ложного, «белое» от «чёрного». Если ребёнок сделал (в процессе обучения) неверный выбор, стоит объяснить, в чём именно состояла ошибка и аргументировать отказ.

Прекратите обвинять ребёнка во всех смертных грехах. «Это ты виноват»! «Это по твоей вине»! «Если бы не ты…». Подобное родительское поведение ничего доброго не принесёт ни вам, ни вашему ребёнку. Зато проблем в будущем у него будет предостаточно, первая из которых – комплекс вины.

Научите ребёнка говорить: «Нет». Если ребёнок не умеет говорить это магическое слово в детстве, — это половина беды. Истинная беда начнётся во взрослом состоянии, ибо на нём будут «кататься» все, кому не лень. Неумение выстраивать границы, неумении вовремя отказать, не сулит ничего доброго. Если вы не научите ребёнка в нужных ситуациях занимать жёсткую позицию, вы обречёте его на негативные жизненные сценарии, когда им будут пользоваться все и вся.

Работа над ошибками. Да, как бы вы не акцентировали собственное внимание на возможностях, достижениях и различных «плюсах», работу над ошибками необходимо проводить. Данный подход научит вашего ребёнка анализировать и делать верные выводы. Научит главному — думать.

mogura.ru

Игры,тесты и приёмы”Как повысить самооценку у ребёнка”

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Сегодня последний день приёма заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка ребенка.
Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

РЕБЕНОК С ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: “Я самый лучший”. При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если САМООЦЕНКА РЕБЕНКА ЗАНИЖЕНА , скорее всего, он тревожен, не уверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки “Я плохой”, “Я ничего не могу”, “Я неудачник”.

ПРИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКЕ ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

► ЕСЛИ ХВАЛИТЬ, ТО ПРАВИЛЬНО

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: “Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. “. Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги “Нестандартный ребенок” считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
4. Нельзя хвалить из жалости.
5. Из желания понравиться.

► ПОХВАЛА И ПООЩРЕНИЕ : ЗА ЧТО?

1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.

2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: “Ты это сможешь!”. “Ты это почти умеешь!”, “Ты обязательно справишься!”, “Я в тебя верю!”, “У тебя все получится!” и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: “Ничего из тебя никогда не выйдет!”, “Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)” — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

►ПРИЕМЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:

1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным. от ребенка!

Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях “мать-сын” — если хотите воспитать настоящего мужчину.

► НАКАЗАНИЯ : ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой “профилактики”.

3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.

4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.

5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!

6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.

7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.

8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о “старых грехах”. Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство “вечно виноватого”.

9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

ПРИЕМЫ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:
1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
3. Сразу после душевной или физической травмы.
4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.
7. Самооценка ребенка. Детский клуб Азбука

ДЛЯ РАЗВИТИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У РЕБЕНКА

✔ Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
✔ Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
✔ Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
✔ Поощряйте в ребенке инициативу.
✔ Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: “У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки”. Или: “Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!”.
✔ Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
✔ Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
✔ Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
✔ Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
✔ Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

✔ Тест “Лесенка” (“Десять ступенек”)

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

✔ “Имя” (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина)

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

✔ “Проигрывание ситуаций” (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина)

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?
Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)
Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками

infourok.ru

Как повысить самооценку ребенка: 15 правил поведения родителей

Говорят, что человека уважают настолько, насколько он уважает сам себя. Это утверждение правильное, ибо восприятие индивидуальности, оценка своей личности является фундаментом успешности человека в социуме. Отображение и понимание собственной значимости называется самооценкой. Как часть «Я-концепции» она формируется в глубоком детстве, главными ее строителями являются родители. Что необходимо делать родителям, чтобы вырастить успешных детей, и как повысить самооценку у ребенка, давайте разберемся со специалистами Coral Family.

Что такое самооценка и как она формируется

Основа благополучной счастливой жизни — правильная самооценка. Как ни парадоксально звучит, но она формируется в раннем возрасте родителями. Взрослые часто не замечают, как при всех проявлениях заботы и любви «убивают» уверенность в себе у детей. Каким бы счастливым ни было детство: семейный отдых, совместные праздники, финансовое благополучие — все это будет фикцией, если малыш каждый раз слышит критику родителей, напоминания о его никчемности.

Маленький человек представляет себя таким, каким видят его мама и папа. Другими словами, самооценка — это признание собственной важности, значимости для других людей.

Человек рождается со способностью сопротивляться давлению со стороны окружающего мира. Поэтому самооценка всегда формируется под давлением извне. Дети до трех лет не воспринимают свое «я», не могут идентифицировать собственную роль в обществе, значимость, важность. Поэтому их самовосприятие полностью зависит от мнения других, в частности родителей. Формирование этого качества можно изобразить в виде схемы:

мнение и оценка родителей → давление внешнего мира → ответная реакция на давление → личная самооценка.

Виды самооценки

  • Заниженная — самая опасная: человек ощущает свою ущербность, ненужность, испытывает страхи, неуверенность.
  • Адекватная — человек воспринимает себя таким, каким он есть, правильно оценивает свои плюсы и минусы.
  • Завышенная — чрезмерное повышение самооценки мешает нормально воспринимать себя в обществе.

Признаки неадекватной самооценки

Перед тем как помочь ребенку повысить самооценку, необходимо точно понять, а действительно ли есть проблема. При этом плохо, когда самооценка занижена или завышена. Понять, что малыш себя недооценивает, легко. Такие дети обычно скромные, стеснительные, тихие, замкнутые. Они перестают общаться со сверстниками, живут «в своем» мире, ранимые, чувствительные. Ребенок с завышенной самооценкой часто эгоцентричен, всегда уверен в своей правоте, на любую критику отвечает протестом. Как определить уровень самооценки с помощью простых методик, рассказали психологи канала «Мамина школа».

15 обязательных правил

  • Право на личное мнение — лучшее, что могут развить родители у детей. Позвольте малышу думать самостоятельно, научите анализу и способности иметь свою точку зрения. Это главный способ, как повысить ребенку самооценку.
  • Уважайте индивидуальность ребенка. Не нужно сравнивать его с Петей, Васей, Катей и т. д.
  • Дарите любовь. Чувствуя любовь и заботу родителей, малышу проще справляться с трудностями.
  • Позволяйте детям делать что-то важное. Ребенок должен сам видеть свою значимость в мире, понимать ценность хороших поступков.
  • Устраните источник угнетения. Часто неуверенность — последствие давления внешней среды: коллектив, школа, педагоги и прочее. Если ребенок испытывает дискомфорт в школе, лучше сменить место учебы.
  • Не говорите о детях в третьем лице в их присутствии. Психологи советуют называть недостатки и хвалить малыша, указывая его личность.
  • Как поднять ребенку самооценку и привить ответственность – дайте право выбора, возможность самостоятельно принимать решения, например позвольте надеть то, что хочет ребенок.
  • Научите ребенка управлять эмоциями.
  • Всегда поддерживайте свое чадо, особенно в моменты неудач. Похвала — стимул двигаться дальше.
  • Не критикуйте выбор ребенка.
  • Не создавайте тепличных условий: позволяйте малышу преодолевать трудности и принимать поражения. Просто помогайте правильно воспринимать победы и неудачи.
  • Ругать нужно поступки, а не самого ребенка.
  • Не требуйте от детей больше, чем они способны сделать. Ставьте реальные выполнимые задачи и хвалите за их выполнение.
  • Поощряйте инициативу и желание ребенка сделать что-то самостоятельно.
  • Общайтесь с малышом, на собственном примере рассказывайте о том, что в жизни есть место успеху и неудачам, о том, как преодолевать трудности.

Как повысить самооценку ребенку: три простых «да»

Правильное воспитание — это не только запреты и наказания, но и позволения. Как поднять самооценку ребенку, говоря «да», знают педагоги Coral Family. Предложенные ниже варианты дают право ребенку быть ценным и уникальным.

  • «Да» праву одеваться самостоятельно — родителям порой проще подобрать и выложить одежду ребенку, однако это формирует зависимость от чужого мнения. Разрешайте детям самовыражаться и проявлять свой вкус.
  • «Да» возможности быть самим собой — не стоит подгонять своего ребенка под шаблоны, пусть он будет уникальным, со своим видением мира: шумным, быстрым, болтливым. Не одергивайте малыша каждый раз, когда он проявляет свое «я», принимайте его таким, какой он есть.
  • «Да» проявлению эмоций — эмоции служат важнейшим способом познавать мир и самого себя. Каждый раз заглушая желание ребенка познавать мир, выстраивать взаимосвязь с ним, родители загоняют его в рамки. А это первая ступень к формированию неуверенности. Малыш не знает, как ответить и что делать в той или иной ситуации, потому что не получил адекватного опыта.

Повышаем самооценку с помощью упражнений

Специальные методики позволяют снизить тревожность, уровень страха, неуверенность у детей. Как ребенку повысить самооценку с помощью практик, рассказывают психологи: они используют упражнение «Копилка достижений», которое легко выполнить и дома. Его суть — дать возможность самому ребенку и родителям увидеть достижения и успех. Часто в бытовых ситуациях взрослые не замечают хороших поступков детей, а лишь указывают на недостатки и ошибки. Как результат, у маленького человека формируется комплекс неполноценности, навязанное мнение о своей неспособности. Это легко исправить с помощью данной методики.

  • Родители вместе с ребенком делают сундучок достижений. Это может быть любая подходящая коробка. Ее необходимо красиво украсить, задекорировать вместе с малышом.
  • Следующий шаг — дать малышу указание: все его успехи за каждый день, пусть даже самые маленькие, записывать на листок бумаги. Например, прочитал книгу, выучил стих, нарисовал рисунок, покормил рыбок, помог другу и т. д.
  • Все записанные достижения складываются в сундучок (коробку).
  • Раз в месяц или в любое свободное время родители вместе с малышом должны проверять и пересматривать достижения в коробке. Хорошо, если дополнительно будет формироваться стимул усовершенствовать успех.

Такое упражнение позволит ребенку научиться замечать и ценить свои достижения, радоваться им. Вместе с этим возрастет уверенность в себе и сформируется мысль о значимости.

Полезное видео о том, как поднять самооценку у ребенка, подготовил психолог Дмитрий Карпачов.

sunfamilyclub.net

Как повысить самооценку ребенку

Говорят, что человека уважают настолько, насколько он сам уважает себя. И это утверждение абсолютно правильное, так как самооценка является фундаментом личности. От уровня самооценки зависит успешность, стрессоустойчивость и управление собственными страхами. Как правило, она формируется в детстве и подростковом возрасте, поэтому каждый родитель должен знать, как повысить самооценку ребенку.

Признаки заниженной самооценки у ребенка

Прежде чем помочь ребенку повысить самооценку, родители должны убедиться в том, что такая проблема существует. Понять, что ребенок недооценивает себя и свои силы, легко. Дети с заниженной самооценкой стеснительные, тихие и неуверенные в себе. Они боятся высказывать личное мнение и не умеют отстаивать собственную точку зрения, имеют мало друзей и трудно находят общий язык со сверстниками.

Наиболее выражено кризис самооценки наблюдается у детей 12–17 лет. В этом возрасте многие подростки испытывают сильное недовольство внешним видом, что приводит к обострению чувства вины и даже ненависти к себе и собственному телу.

Игры и упражнения для повышения самооценки ребенка

Сегодня известно множество методик, которые позволяют снизить уровень тревожности и преодолеть неуверенность в себе. В зависимости от возраста ребенка, это могут быть игры, упражнения и даже специальные тренинги.

И хотя не существует универсального ответа на вопрос, как поднять самооценку ребенку, в домашних условиях родители могут практиковать:

  • Игру «Солнышко». Отлично подходит для детских праздников и семейных торжеств. Усадите всех гостей в круг, а в центре поставьте ребенка. Раздайте каждому из присутствующих по одному цветному карандашу и предложите сделать комплимент малышу, отдав ему импровизированный лучик солнца. Такая игра поможет вашему ребенку почувствовать себя нужным, успешным и любимым.
  • Упражнение «Копилка достижений». Чтобы вы и ваш ребенок смогли заметить хорошие поступки и по достоинству оценить их, сделайте сундучок достижений. Подойдет даже обычная коробка из картона, которую можно украсить аппликациями, рисунками или бисером. Ежедневно вместе с малышом записывайте его успехи и складывайте в коробку, а по окончании месяца подводите итоги. Такое упражнение научит ребенка замечать свои успехи, радоваться собственным достижениям и ценить их.
  • Упражнение «История силы». Предложите ребенку в деталях вспомнить самое большое и радостное достижение в жизни. Проанализируйте его вместе с ним, подчеркнув сильные стороны характера ребенка. Такое упражнение вдохновляет на новые успехи и превосходно подходит для подростков.

Как поднять самооценку ребенку: советы психолога

Современные психологи отмечают, что со стороны родителей методы повышения самооценки у ребенка не требуют специальных навыков и умений. Все, что нужно, — это безграничная любовь, внимание и терпение. Поэтому родителям, которые задают вопрос, как повысить самооценку ребенку, психологи дают следующие советы:

  • Уважайте индивидуальность и личное мнение ребенка — научите детей самостоятельно принимать решения и отстаивать собственную точку зрения.
  • Доверяйте детям и спрашивайте у них совета — ребенок должен чувствовать свою значимость в мире.
  • Дарите свою любовь — чувствуя вашу заботу, малышу будет легче преодолеть трудности.
  • Не критикуйте ребенка — он должен всегда чувствовать поддержку родителей, особенно в трудные моменты.
  • Запишите малыша в спортивные секции и на развивающие курсы — ребенок, который активно развивается и увлеченно учится, воспитывает в себе позитивное отношение к миру и окружающим, растет уверенным человеком и хорошим собеседником. Много интересных, занимательных и полезных программ, курсов и творческих студий для детей от 1 года до 17 лет вы сможете найти в «Академии Ростум».

Чтобы у ребенка была позитивная самооценка, его родители так же должны излучать уверенность в себе. Станьте для него наглядным примером!

Любите и хвалите своего ребенка, вместе с ним делите победы и неудачи, воспитывайте позитивное отношение к самому себе и окружающему миру, и тогда вы сможете вырастить гармонично развитую личность и уверенного человека.

Говорят, что человека уважают настолько, насколько он сам уважает себя. И это утверждение абсолютно правильное, так как самооценка является фундаментом личности. От уровня самооценки зависит успешность, стрессоустойчивость и управление собственными страхами. Как правило, она формируется в детстве и подростковом возрасте, поэтому каждый родитель должен знать, как повысить самооценку ребенку.

Поступление ребенка в первый класс — важное и ответственное событие для каждой семьи. Однако для детей оно также является большим стрессом, связанным с новым коллективом, изменением режима дня и необходимостью учить уроки. Далеко не каждый первоклассник способен быстро справиться с глобальной переменой в жизни, поэтому главная задача родителей — поддержать ребенка на этом этапе.

«Академия Ростум» — это детские развивающие центры в Пензе, которые предлагают профессиональную помощь родителям в обучении, развитии и организации досуга детей дошкольного и школьного возраста.

www.akademiarostum.ru

Как повысить самооценку у ребенка

Как научить ребенка адекватно оценивать самого себя, чтобы он мог критически относиться к оценкам сверстников, учителей — а потом коллег и начальника. Рассказывает семейный психолог Мария Самоцветова .

Самооценка, самопредставление, самокритика, образ себя. Эти характеристики присущи всем людям, а значит, и детям тоже. Сравнение, оценка — это основа самопредставления детей и взрослых о себе. Анализируя себя и других, мы можем сделать вывод: лучше мы, хуже, наравне.

И тут стоит сразу и сильно оговориться: сравнения себя с окружающими полезно, только если ваша самооценка и самопредставление адекватны и реальны. В этом случае сравнение спровоцирует изменения в желаемую сторону.

Сравнивать ребенка только с ним самим (с его предыдущими результатами)

У детей самопредставление и самооценка еще не сформированы, поэтому самое важное правило: не сравнивайте намеренно своих детей с другими, только с самим собой! Раньше писал диктант на два, а сейчас на три — молодец, умница, успех! Потому что вырос над собой, а не дорос до Пети, Кати или Тани. У детей необходимо сформировать установку: тянуться надо не до других, а до лучшей версии себя. Возможно, «лучшая версия» ребенка может написать диктант на четыре с минусом, и никогда — на пять. Тогда приводить в пример отличников станет губительно.

Рыба не станет птицей, как её не мотивируй это сделать. Из посеянной морковки не вырастет репка. Но можно так сильно ухаживать и следить за морковкой, что из нее вырастет морковь — чемпион сельскохозяйственной выставки, лучшая морковь! Так вот, каждый ребенок — неповторимый плод любви (овощ ли, фрукт ли), и задача родителей сделать его лучшим в своём уникальном роде, а не сделать его другим, таким как кто-то.

В большинстве случаев заниженная самооценка у ребенка — следствие частого сравнения, приведения в пример других детей.

Отсутствие сравнения в раннем и школьном детстве способствует возникновению у ребенка адекватной самооценки. Заниженная, как и завышенная самооценка, адекватными не являются. Да, мы все разные, и кто-то лучше другого в чем-то, но это не значит, что этот кто-то лучше тебя как личность.

Если мы говорим о повышении самооценки у детей, значит подразумеваем, что она занижена (то есть неадекватна), и ее необходимо вернуть на прежний, адекватный уровень. В большинстве случаев заниженная самооценка у ребенка — следствие частого сравнения, приведения в пример других детей. Ребенок в этом слышит не «тянись к Пете, я знаю ты можешь» (что, я надеюсь, подразумевают родители), а «Петя вон хороший, а ты — ну так себе», «как Петиным родителям повезло, что он у них родился, а я. ну что ж. это мой крест и нести его мне». Подобные умозаключения еще никогда и никого не подстегивали становиться лучше. И вообще, идея «стать лучше, чтоб любили и не бросили», деструктивна и дисфункциональна сама по себе.

Оценить способности ребенка

Допустим, вы перестали сравнивать вашего ребенка с Петей и приводить в пример Катю, а олимпийскую медаль и нобелевскую премию в один год он еще не получил, что делать? Узнайте своего ребенка получше! Возможно, он и не спортсмен и не ученый. Да, всем родителям хочется умных, веселых, задорных (лучших!) детей. Но и для ребенка, и для вас, и для ваших отношений будет гораздо лучше, если вы примите уникальность и его несовершенство.

Узнайте ребенка, приглядитесь к нему, хоть на неделю снизьте требования и заметьте его индивидуальные особенности: что-то дается легче, что-то труднее, что-то он не осилит никогда. И это нормально! Признание за ребенком его особенностей позволит вам быть более гибким родителем в плане требований и ожиданий. Например, ваше чадо ни разу не спортсмен (и тогда можно уже отстать от него со спортивными достижениями, и радоваться тройке по физре), зато тонко чувствующий музыкант (и тогда можно поднажать с требованиями в музыке).

Радоваться минимальным успехам

Для повышения самооценки у детей очень важно искренне радоваться их, пусть даже минимальным, успехам. Искренне! Видеть, отмечать малейшие изменения в лучшую сторону, показывать ребенку, как его труд (и целенаправленный, и не очень), приносит результат: «Вот смотри, ты все лето катался на велосипеде, а теперь быстрее всех кросс пробежал в классе».

И если до школы он был уверен, что он — лучше всех, то уже к концу первой четверти поймет, что это, скорее всего, не так.

О таких тонких логических последствиях ребенок может и не догадываться, задача родителя — ненавязчиво ему их показывать: «Вот мы сейчас с тобой на коньках катаемся, а все твои одноклассники читают „Метель“, чтоб к сочинению подготовиться. А ты еще летом прочитал, и как противился, как не хотел! Зато дело сделано, и теперь свободны». Так что родителям необходимо поощрять не только сам результат, но и прилагаемые для его достижения усилия.

Хвалить за конкретные дела, тогда «перехвалить» не получится

Обязательный пункт формирования адекватной самооценки у детей — похвала. Некоторые родители боятся хвалить детей, вдруг зазнается, вдруг перехвалим. Перехвалить невозможно, если вы хвалите ребенка за что-то реальное, конкретное, за дела, достижения, труд. Не просто «ты у меня самый умный», а «ты так хорошо запоминаешь стихи и песни!».

Ребенок растет не в вакууме, социальное окружение очень быстро сталкивает его с реальностью. И если до школы он был уверен, что он — лучше всех, то уже к концу первой четверти поймет, что это, скорее всего, не так. Это может быть болезненным переживанием, бьющим по самооценке, поэтому хвалить надо, но за что-то, а не просто так.

Учитывать возраст: у малыша самооценка может быть завышена, подростка нужно поддерживать

Важно отметить различные этапы становления самооценки относительно возраста, знать их и учитывать.

У единственного ребенка в семье до трехлетнего возраста вообще нет понятия оценивания себя — он центр вселенной большой семьи. В три года он идет в сад, и тут понимает, что в чем-то лучше, а чем-то хуже других детей. Задача родителей на этом этапе — проговаривать ребенку, что все люди разные, и да, отличаются друг от друга по разным параметрам, это нормально! Яблоки на одной яблоне тоже все разные. Завышенная самооценка в детском возрасте является адекватной, то есть нормально, если ребенок думает о себе лучше, чем он есть.

В подростковом возрасте адекватная самооценка — очень неустойчивая и нестабильная: сегодня я «королева красоты», а завтра «чувствую себя уродиной». Задача родителей на этом этапе — быть образцом стабильности, и изо дня в день повторять такому подростку, что «ты очень привлекательная, милая, естественная, и просто красавица, когда улыбаешься, и вообще, мне ты нравишься всегда и любой». Подростку для формирования адекватной самооценки важно знать, что родители его любят, даже когда он сам себя не любит.

Проверять самооценку с помощью упражнения

В конце хотелось бы поделиться лайфхаком для родителей, как проверить самооценку ребенка самостоятельно. Начертите на листе бумаги вертикальные графы со значениями от 0 до 10, отметьте середину. Это могут быть красота, ум, здоровье, лидерство, сообразительность и обязательно — счастье. Попросите вашего ребенка отметить себя, как он думает, на этих шкалах, сказав, что внизу находятся самые-самые-самые глупые дети (на примере шкалы ума), а наверху — самые умные в мире дети, просто гении.

Пример выполненного упражнения

Приглядитесь к шкале счастья — как ребенок себя ощущает. Можно спросить: «А что должно случиться, чтобы счастья стало побольше, хотя бы на одно деление? Что должно произойти?». Если на этот вопрос ребенок отвечает «чтобы купили приставку или планшет», то всё нормально, можете спать спокойно. Если же ребенок отвечает «чтобы мама с папой перестали ругаться», то я жду вас на прием.

medalvian.ru

Повышаем у ребенка самооценку

Достигнет ли ребёнок в будущем успеха в жизни или нет, напрямую зависит от уровня его самооценки, которая закладывается в раннем детстве. Ключевую роль в её формировании играют родители и обстановка в семье в целом, а в более позднем возрасте на восприятие себя оказывает воздействие окружение ребёнка. Что такое самооценка? Это осознание важности себя самого, умение адекватно оценивать собственные качества, достижения, достоинства и недостатки. Как развить в детях правильное отношение к себе и почему это важно?

Здоровая самооценка – залог успеха

Достичь баланса между заниженной и завышенной самооценкой при воспитании ребёнка нелегко. Здоровое восприятие себя ребёнок развивает постепенно, если он растёт в благоприятной атмосфере. Крепкая семья, где все относятся друг к другу с уважением, оказывают поддержку, искренне проявляют свои чувства, где малыш чувствует себя защищённым, – вот подходящие условия для развития здоровой самооценки у ребёнка.

Дети с завышенным самовосприятием часто агрессивны, склонны к манипулированию другими. Они считают себя и свои интересы выше остальных. Им сложно смириться с поражением или воспринять отказ родителей выполнить их требование.

Заниженная самооценка у детей проявляется иначе – такие малыши склонны уединяться, они не уверены в себе, в правильности своих действий и в достижении целей. Они постоянно находятся в ожидании худшего – что их не заметят, обидят, не выслушают, не примут. Свои собственные успехи эти дети не замечают или считают их незначительными.

Ребёнку как с заниженной, так и с завышенной самооценкой придётся столкнуться с трудностями, которые непременно проявятся в поиске друзей, брачного спутника, работы и других сферах жизни. Вот почему важно с малых лет научить сына или дочь правильно оценивать и воспринимать самого себя как личность.

Адекватная самооценка позволит ребёнку стать честным, справедливым по отношению к себе и окружающим, ответственным, сочувствующим и любящим. Такой человек умеет признавать свои промахи, равно как и прощать ошибки других. Он способен доводить дело до конца, брать на себя ответственность за принимаемые решения.

Насколько важны похвала и поощрение?

О важности одобрения упоминалось ещё в Библии, где сказано, что похвала окрыляет. Эти слова и сегодня актуальны – для развития адекватного самовосприятия ребёнка нужно хвалить и поощрять. Заметив, что малыш справился с какой-то задачей, получил новый навык, сразу похвалите его за успехи. Сказанное вовремя доброе слово побудит кроху стремиться завоевать ещё больше одобрения со стороны взрослых.

Здесь действует и обратное правило – ребёнок, не получивший похвалы за добрый поступок или достижение, может утратить интерес к хорошим делам. Если родители постоянно игнорируют или воспринимают успехи ребёнка как должное, малыш начнёт привлекать их внимание к себе иным способом – баловством и агрессией.

Важно научиться правильно поощрять детей, не перегибая палку. Преувеличенная или надуманная похвала способна навредить малышу – зачем прикладывать усилия, если мама и папа всё равно выскажут своё одобрение? В каких случаях похвала неуместна?

  • Из чувства жалости к малышу;
  • Если ребёнок присвоил чужие достижения;
  • Из желания снискать расположение малыша;
  • Не хвалят за природную красоту и здоровье.

У каждого человека есть разные способности и таланты, которые могут проявиться неожиданно. Чтобы выявить их и суметь развить, необходимо побуждать кроху совершать попытки пробовать себя в разных видах деятельности.

Пусть кроха поёт, рисует, танцует или строит, не одёргивайте его, а ободряйте. Никогда не говорите детям, что им не стать великим танцором или музыкантом. Поступая так, вы добьётесь только того, что ребёнок перестанет даже пробовать что-то новое, а его самооценка снизится.

Несколько способов повышения детской самооценки

Убеждённость в том, что родители верят в твои силы и способности, поможет ребёнку преодолевать страхи и достигать целей. Хвалите малыша авансом, показывая и доказывая, что вы не сомневаетесь в нём. Как это делать? Говорите ему, что он обязательно сможет рассказать стихотворение без запинки, он сумеет выполнить определённую работу. Произносите эти слова без тени сомнения, это вдохновит ребёнка и придаст ему сил.

Похвала ребенка с утра – это аванс на весь долгий и трудный день. Хвалите его и за то, что будет, внушите ему веру в себя и свои силы: «Ты расскажешь правило!», «Ты победишь на соревнованиях», «Ты постараешься», «Я в тебя верю» и т.д.

Ещё один способ повысить самооценку детей – это интересоваться их мнением и просить совета в каком-то деле. Получив рекомендацию от сына или дочки, последуйте ей, даже если вы думаете иначе. Это важно, так как позволит достичь цели – поможет самоутвердиться детям. Не бойтесь показывать свою слабость, не скрывайте собственные неудачи, а признавайте их, тогда дети поймут, что и у взрослых не всегда всё получается с первого раза. Обращайтесь за помощью к ребёнку – такой приём особенно хорош в отношениях матери и сына, он создаст благоприятную почву для воспитания в мальчике мужских качеств.

Нужно ли наказывать детей?

Наказание и порицание – важная часть воспитательной работы, без которой нельзя развить здоровую самооценку. Оно даёт возможность осознать собственные промахи, научиться исправлять ошибки. Что нужно знать родителям, применяя порицательные меры?

  • Наказание не должно сопровождаться нанесением физического или психологического вреда ребёнку (Читаем также: почему нельзя бить детей – последствия физического наказания детей);
  • Порицание – это любящая мера, не лишайте малыша ласки и заботы, когда он провинился (Читаем также: наказывать или нет ребенка за случайные проступки?);
  • Нельзя отнимать подарки у детей – это запрещённый приём;
  • Когда сомневаетесь, стоит ли наказывать за проступок, не делайте этого;
  • Старые промахи и проступки прощайте, забывайте, не упрекайте ими детей и не напоминайте о них;
  • Наказание не должно быть унизительным.

Стоит упомянуть о случаях, когда воспитательные меры стоит отложить или вообще отказаться от наказания ребёнка:

  • Когда малыш болен.
  • Если дочь или сын испытывают страх.
  • После недавно перенесённой психологической травмы.
  • Если кроха прилагает усилия, но у него не получается достичь результата.
  • Когда вы уславшие или сильно раздражены.

Для нормализации завышенной самооценки учите ребенка:

  • Прислушиваться к мнению и советам окружающих;
  • Уважать чувства и желания других;
  • Достойно относиться к критике.

Как помочь детям научиться правильно оценивать себя?

Разумное использование наказания и поощрения поможет отцу и матери найти ту самую золотую середину в воспитании детей и развить адекватное отношение к самому себе. Пример родителей станет краеугольным камнем в становлении гармоничной личности детей. Как малыши, так и подростки должны понимать, что мама и папа – обычные люди, которые не застрахованы от ошибок. Если у вас не получилось испечь пирог или закрепить ровно карниз, признайте это. Такое поведение сформирует адекватную самооценку у подрастающего поколения.

Для развития адекватной самооценки:

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел. Не решайте за него все проблемы, но и не перегружайте его. Ставьте посильные задачи, чтобы он мог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он это заслуживает.
  • Хвалите за любую инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватное отношение к успехам и неудачам: «У меня не получился пирог…ну ничего, я знаю, в чем причина! В следующий раз я положу больше муки».
  • Никогда не сравнивайте с другими детьми. Сравнивайте с самим собой: кем он был вчера и кем он стал сегодня.
  • Ругайте только за конкретные проступки, а не в целом.
  • Анализируйте вместе неудачи, делая правильные выводы. Расскажите ему похожий пример из своей жизни и как вы справились с этим.

Общие интересы, совместные игры и занятия, искреннее общение – вот что необходимо детям, чтобы почувствовать свою значимость и научиться ценить и уважать себя и окружающих.

Как поднять самооценку ребенка: советы психолога

Личный опыт

Если ваш ребенок не уверен в себе, стесняется, боится подойти к незнакомым людям, боится знакомится с другими детьми, тревожен. В этом видео даны рекомендации как поднять самооценку ребенка, методы поднятия уверенности в себе, игры для преодоления застенчивости:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

razvitie-krohi.ru

«В большинстве случаев заниженная самооценка у ребенка — следствие частого сравнения, приведения в пример других детей».

И если до школы он был уверен, что он — лучше всех, то уже к концу первой четверти поймет, что это, скорее всего, не так.

Как повысить самооценку ребенку: как понять, что она занижена, ее разновидности, Проблемы становления самооценки у школьников и подростков. Ряд особенностей у девочек и мальчиков. Как правильно воспитывать ребенка, чтобы он был уверенным в себе.

В возрасте 4-5 лет дети уже способны давать определение своим личностным качествам, замечать не только достижения в играх и общении, но и неудачи. Окончательно формируется способность выносить себе оценку к 7 годам. Дальнейшее становление самооценки младшего школьника в основном зависит от результатов деятельности в учебе.

Самооценка ребенка – это отношение малыша к себе, своим субъективным возможностям, способностям, чертам характера, поступкам и личностным качествам

К малоформализованным методикам относят наблюдение, разговор, анализ продуктов деятельности. Такие методики дают очень важные сведения об исследуемом процессе или явлении, особенно тем, которые практически не поддаются объективизации. Следует отметить, что эти методики довольно трудоемки, а результативность их обусловлена профессионализмом диагноста. Поэтому малоформализованные диагностические методики должны применяться совместно с формализованными методиками.

Оцените статью