Психология о подростковой любви

Первая любовь: польза для подростка и трудности для родителей

Подростковая любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждут ни родители, ни сами юные влюблённые. Самая яркая, трепетная, чистая любовь подростков, увы, и самая недолговечная, но доставляет она треволнения на годы вперёд.

О том, как вести себя в этот волнующий период родителям, с точки зрения психологов, читайте далее в статье.

С чего начинается любовь у подростков

Пубертатный период, стартующий, как правило, в возрасте 11–12 лет, знаменуется разгулом гормонов, который провоцирует у подростков растущий интерес к противоположному полу. Данный интерес постепенно или довольно быстро локализуется, переходя от абстрактных ощущений к конкретным личностям.

Собственно, это и есть юношеская любовь, т. е. неосозпнанное стремление подростка к подростку противоположного пола, которое им не описать словами, но без осуществления которого кажется, что весь мир тотчас же рухнет.

А девочка внезапно ощущает, что ей хочется выглядеть красивей, привлекательней, интересней в присутствии конкретного мальчика.

Признаки влюблённости в подростковом возрасте

Только насквозь равнодушные родители не в состоянии заметить, что с их сыном или дочерью происходит нечто, выходящее за рамки школьной программы. Мамы и папы просто не могут не насторожиться, если их ребёнок:

  • часами ранее просиживавший дома за компьютерными играми или за книгами, вдруг стал более редким гостем под родительской крышей, частенько задерживаясь за её пределами;
  • погряз в телефонных переговорах, длящихся часами, но обязательно проходящих подальше от родителей и зачастую шёпотом;
  • вдруг проявил интерес к наличию карманных денег (мальчик);
  • пребывает в состоянии постоянной эйфории, находясь, что называется, на седьмом небе при отсутствии соответствующих моменту оценок в дневнике;
  • погружается в глубокий траур опять же без обоснования причин для этого отметками в дневнике;
  • изъявляет желание записаться в кружок, совершенно не соответствующий его прежним интересам и устремлениям;
  • демонстрирует повышенное и дотоле невиданное внимание к собственной внешности.

Если эти признаки всё же не наводят некоторых мам и пап на мысль о возможной подростковой влюблённости их чада, то нечаянное обнаружение в вещах сына или дочери контрацептивов вряд ли оставит какие-либо сомнения даже у наиболее толстокожих среди родителей.

Как ведёт себя влюблённый мальчик

Влюблённые мальчики в возрасте 12–14 лет, с точки зрения взрослого, ведут себя странно и даже противоестественно. Они, вместо галантного обхаживания юной зазнобы, могут её ущипнуть, толкнуть, испортить учебником причёску и даже запереть в школьном туалете. И это происходит вовсе не от скудоумия или плохого воспитания, а исключительно от страха. Больше всего они боятся, что, проявив свои симпатии, они будут отвергнуты предметом воздыхания, а их светлые чувства будут поруганы и подвергнуты осмеянию, поэтому они и пытаются прилечь внимание к себе наименее, в их понимании, безопасным способом.

Парни постарше обычно понравившихся им девочек в туалетах уже не запирают, но страх быть отвергнутыми и осмеянными не только сохраняют, но и культивируют ещё в большей степени.

Щипки и толчки они заменяют долгими пристальными взглядами издалека, завязыванием как бы случайных и ни к чему не обязывающих разговоров и прочими маскируемыми напускным равнодушием действиями.

Конечно, в наше циничное время, культивирующее раскованность в любой сфере человеческих отношений, находится всё больше подростков, пытающихся пустить свои симпатии и чувства с места в карьер и овладеть вниманием предмета своего обожания с налёта.

Но врождённый подростковый страх быть отвергнутым, осмеянным объектом воздыхания и потому смешным в чужих глазах и здесь зачастую стреножит самых отчаянных парней.



Как ведёт себя влюблённая девочка

Если бы в обществе, шлифующем общение между полами в течение тысячелетий, влюблённые мальчишки раннего подросткового возраста вели бы себя по-дурацки, а девочки при этом ничего не понимали, было бы очень странно. На самом деле вторая подростковая половина всё прекрасно видит и понимает. Если мальчик чересчур часто толкает девочку, отбирает у неё рюкзак и дико при этом хохочет, вся подростковая женская половина класса уверена: мальчишка влюблён по уши.



Более того, если каких-то девочек никто из мальчиков не щиплет, не хлопает учебником по голове и никак не задирает, то такие девочки ощущают себя униженными и оскорблёнными и поэтому вынуждены предпринимать свои не менее грубые и глупые меры, чтобы привлечь к себе внимание и дать повод для более близкого знакомства.

А девочки, которые лишены подобных боевых качеств, напускают на себя загадочный вид, стараются улучшить свою внешность, выказывают готовность помочь на контрольных. И всё это для того, чтобы опять же обратить на себя внимание как всей мальчишеской половины, так и приглядевшемуся объекту среди неё.



Те же юные особы, которых активно щиплют, толкают и запирают в туалете, чаще всего демонстрируют вроде бы парадоксальную реакцию на это. Они как бы игнорируют произошедшее. Но за этим показным торможением скрывается коварная игра.

Девочка, никак не реагируя на в общем-то обидные действия, т. е. не возмущаясь, оставляет «обидчику» шансы на продолжение игры. Но при этом не спешит с развитием отношений, поскольку и сама пока не знает, как себя далее вести.

Особенности школьной любви

Основная особенность школьной любви заключается в её скоротечности. В подавляющем большинстве случаев любовные романы, зародившись в стенах школы, там же и заканчивают своё существование, поэтому психологи обоснованно называют подростковую влюблённость репетицией подлинной любви, причём часто даже и не генеральной репетицией. Это утверждение подтверждает явление, часто наблюдаемое в стенах школы по весне. Стоит в классе появиться одной влюблённой парочке, как тут же начинается эпидемия школьных влюблённостей и поцелуев. И дело здесь не только в знаменитом весеннем воздействии на романтические чувства. Часто всё обстоит прозаичней.

Многие подростки начинают играть в любовь, чтобы возвыситься в своих глазах и глазах одноклассников, которые лишены подобных взрослых чувств и должны завидовать влюблённым парочкам. Подростковая любовь недолговечна по своей природе, поскольку преимущественно взрастает на почве подросткового эгоизма. В этом возрасте мальчику или девочке, юноше или девушке гораздо важнее собственные ощущения и переживания, нежели человек, их вызывающий, т. е. им интересен объект любви до тех пор, пока он вызывает у подростка новые, волнующие лично его чувства, дотоле ему неведомые.

Конечно, в школьных стенах иногда зарождается настоящая, искренняя, долговечная любовь и тогда она выходит за школьные пределы и продолжает жить во взрослой жизни. Однако это случается очень редко, что лишний раз доказывает эфемерность подростковой влюблённости.

Вместе с тем, она является прекрасным тренингом (если здесь уместно это слово) в преддверии настоящих, подлинно глубоких любовных отношений.

Как правильно вести себя родителям

Родители, которые сами были когда-то подростками, чаще всего всё же не способны вернуться в то состояние ума и чувств, которое свойственно этому сложному возрасту и поэтому начинают мерять подростковые переживания на свой взрослый аршин, делая при этом грубые ошибки. Например, забывая, что подростки крайне уязвимы перед высмеиванием и подшучиванием в свой адрес, родители зачастую не воспринимают чувства своего ребёнка всерьёз, смеясь над ними, как над каким-то курьёзным пустяком.

Между тем психология личностных отношений и профильные психологи накопили большой багаж знаний, на базе которых родители могут выстроить грамотное поведение в столь ответственный период жизни их сына или дочери:

  • Естественное желание подростка оберегать свои интимные отношения от вторжения других людей, пусть даже и от родителей, должно ими уважаться, но при этом им не должно быть безразлично, с кем встречается их сын или дочь. Решать данную дилемму следует крайне деликатно, без всяких допросов и выпытываний. Лучше всего пригласить влюблённую пару к себе домой.
  • Не следует запрещать встречи и совместные прогулки двух возлюбленных в силу полной бессмысленности подобного запрета, но под контроль поставить их необходимо, твёрдо оговорив не мешающие учёбе частоту и длительность свиданий.
  • Не мешает увеличить ребёнку количество карманных денег для походов в кино или кафе. Общение в людных местах всегда предпочтительней тёмных подъездов и парков.
  • Нужно деликатно помочь ребёнку в улучшении своего внешнего вида.
  • Поскольку большинство подростковых влюблённостей завершается небезболезненным разрывом, нужно помочь ребёнку выйти из депрессивного состояния, отнюдь не приставая к нему с попытками его развеселить или разговорить. Надо дать ему понять, что родители всегда рядом, всегда под рукой и в любой момент готовы прийти на помощь. По возможности полезно отвлечь его от печальных мыслей каким-либо увлекательным событием, например, покупкой симпатичного щенка, за которым нужен уход, или приобретением нового гаджета.
  • Стремительно взрослеющая нынешняя молодёжь под влиянием интернетовской вседозволенности заметно понизила возраст вступающих в половые отношения юнцов. И здесь никак не избежать непростого разговора о возможных последствиях столь раннего увлечения данным небезопасным процессом. В вопросе обязательного применения презерватива следует проявить твёрдую бескомпромиссность.
  • Нужно проявить решительную твёрдость и в случае, когда сын или дочь попадают под полную зависимость от партнёра. Следует доходчиво пояснить, что унижаясь, беспрекословно исполняя любую прихоть подруги (друга), подросток не только теряет чувство собственного достоинства, самоуважения, но вскоре потеряет и сам объект воздыхания, поскольку раболепные люди никому не интересны.

Советы психологов при появлении первого чувства

Главной ошибкой родителей (и учителей) при выявлении явных признаков влюблённости у подростка является их огульное требование немедленно прекратить всяческие свидания и сосредоточиться на учёбе. Ничего, кроме желания влюблённого подростка затаиться, уйти со своими чувствами в себя и внутренне объявить взрослых своими врагами, это не вызовет. Психологи, наоборот, советуют проявить ненавязчивый интерес к новому чувству сына или дочери и в знак доверительного отношения к возникшей коллизии пригласить юную влюблённую пару домой. Обсуждая итоги встречи, не следует делать никаких скоропалительных негативных выводов о подруге (друге), тем более что первое впечатление часто бывает обманчивым.

Но в любом случае критика предмета воздыханий сына или дочери может очень быстро быть переориентированной в сторону родителей. Если юный возлюбленный и пребывает в розовых очках, то только по отношению к предмету своей влюблённости, а не ко всем окружающим.

Более того, когда чувство школьной влюблённости неизбежно придёт к своему завершению, дочь или сын обвинят в этом именно вмешавшихся в процесс родителей, а не закономерную тенденцию, поэтому пусть уж влюблённые сами совершат свои ошибки и сами же на них научатся, чтобы избежать их повторения в будущем.

Первая школьная любовь подростков чиста, ярка, эмоциональна и скоротечна. Её смело можно включать в список знаний, получаемых в школе. Она даёт богатый душевный опыт, способность отличать верность от предательства и обеспечивает серьёзную подготовку к будущим настоящим любовным переживаниям и отношениям.

lifegid.com

Первая любовь у подростков. Как себя вести и что нужно знать родителям?

Первая любовь всегда приходит неожиданно, особенно для родителей подростка. Окрыленные сильным чувством, особенно, если оно взаимное, дети полностью отдаются ему. Забывают о друзьях, школе, обязанностях по дому. Родители в растерянности, не знают, как себя вести, чтобы не вызвать агрессию, протест у любимого чада. Советы психологов помогут разобраться в этом сложном вопросе, предостерегут от ошибок.

В каком возрасте может возникнуть первая любовь у подростков?

Чувство влюбленности впервые настигает подростков в 12-16 лет. Отношения между мальчиками и девочками изменяются из-за повышения гормонального фона, появляется чувство взрослости. Девочки испытывают первые чувства привязанности раньше мальчиков. Это связано с тем, что представители сильного пола физически и психологически созревают позже. По этой причине объектом девичьей любви чаще становятся не ровесники, а старшеклассники.

Особенности подростковой влюбленности

13-16-летний ребенок идеализирует своего возлюбленного. Он постоянно испытывает чувство восхищения, наслаждения от общения с ним. Подростковая любовь совсем не похожа на серьезное взрослое чувство, у нее свои особенности:

  • В 11-12 лет любовь со стороны мальчиков проявляется в виде грубых выходок, дерганий за косички, мелких потасовок с возлюбленной. Девочки же реагируют на внимание жалобами и нытьем, делая вид, что им это очень не нравится. По мере взросления подростки учатся проявлять свои чувства по-другому, как взрослые.
  • Подросток идеализирует объект своей любви. На отношения смотрят сквозь розовые очки. Это приносит много боли при расставании.
  • Первая любовь редко бывает взаимной. Детям важно чувствовать поддержку со стороны близких в этот момент.
  • Влюбленные дети, если чувства взаимные, мечтают о будущем, даже о создании семьи. Это не фантазии, а их настоящее убеждение. Не стоит их сразу разочаровывать.
  • Насмешки над влюбленностью от взрослых воспринимаются как предательство, издевательство и непонимание. Такое поведение родителей может привести к разрыву связи с ребенком.
  • Дети не отождествляют любовь и сексуальные отношения. В 11-14 лет о физической близости подростки задумываются крайне редко. К интиму первые чувства приводят ближе к 15-16 годам.
  • Когда подростки расстаются, у брошенного возлюбленным ребенка возникает чувство, что мир рухнул. Это самая настоящая трагедия. В этот момент важно быть рядом, стать другом своему сыну или дочери.
  • Влюбленные подростки чаще скрывают свои чувства от родителей. Им легче обсуждать переживания со сверстниками.
  • По мнению психологов, подростки до 15-16 лет в 90% случаев любят не партнера по отношениям, а свои новые эмоции, переживания. И этот опыт им необходим для последующей жизни.

Это интересно! По статистике, примерно 13% браков заключаются между людьми, которые влюбились друг в друга в подростковом возрасте (до 16 лет). 57% из них не разрушаются до конца жизни супругов. При этом 56-64% мужей и жен признаются, что все еще влюблены во вторую половинку через 10-20 лет брака.

Распространенные ошибки родителей

К новому состоянию любимого чада, который вчера думал только о мультиках и играх с друзьями во дворе, а сегодня заявляет о влюбленности, не готовы в первую очередь родители. Они не знают, как себя вести, поэтому совершают массу ошибок.

  • Не относятся к первой любви подростка серьезно, считают его слишком маленьким для чувств. Это очень обижает влюбленного, атмосфера внутри семьи накаляется, ребенок уходит в себя, перестает делиться с родителями переживаниями.
  • Не одобряют выбор сына или дочери. Всячески осуждают внешний вид, характер, поведение подруги или друга своего ребенка. Для подростка его вторая половина идеальна, поэтому понять родителей он не может.
  • Умаляют значение первой любви. «Это разве любовь?! Погуляете неделю вместе и разбежитесь! Маленькие еще!». Такие слова задевают подростка за живое, ему кажется, что первое чувство приходит навсегда. Насмешки могут сказаться на будущих межличностных отношениях, взрослой сексуальной жизни.
  • Запрещают встречаться. Родители беспокоятся о заброшенной учебе, об отсутствии ребенка дома, о постоянных разговорах по телефону или общении через соцсети по ночам. В результате накладывают запрет на встречи с возлюбленным. Это приводит к конфликту между ребенком и взрослыми. Дети начинают играть в шпионов, им нравится роль Ромео и Джульетты. Чем больше запретов, тем сильнее желание им противостоять.

Как правильно вести себя родителям: рекомендации психологов

Основная задача родителей — помочь влюбленному подростку пережить этот важный жизненный этап. Советы психологов помогут сохранить доверие между вами и покой в семье:

  • Наладьте партнерские отношения. Не ставьте себя выше ребенка, не давите опытом и возрастом. Говорите о том, что у вас есть практика в отношениях с противоположным полом, вы готовы поделиться с подростком секретами. Но информацию выдавайте как совет, а не приказ к действию.
  • Примите выбор подростка. Даже если девочка или мальчик вам не нравятся, не нужно нападать и осуждать выбор ребенка. Расспрашивайте, кто он (она), чем занимаются ее (его) родители и так далее. Подросток увидит интерес мамы или папы, будет советоваться с родителями.
  • Расскажите о своей первой любви. Если она была безответной, быстро закончилась, обязательно вспомните о переживаниях. Это поможет ребенку подготовиться в возможной трагедии в своих отношениях.
  • Поговорите с подростком о сексе. Проведите беседу без стеснений, заранее. Чтобы покой семьи не нарушили неприятные сюрпризы, связанные с ранней беременностью девочки или венерическими заболеваниями.
  • Если любовь осталась без ответа, ребенок ищет причину в себе, уходит от общения, заинтересуйте его спортом, отвлеките. Не нужно говорить, что его чувства — пустяки, надет себе еще миллион таких девочек (мальчиков). Просто будьте рядом. Если переживания слишком сильные, затянулись, ребенок плохо спит, обратитесь за психологической помощью к специалисту.

Первая любовь у подростков отличается искренностью, силой. Дети погружаются в нее с головой. Родителям очень сложно деликатно контролировать поведение ребенка, но нужно приложить к этому максимум усилий. Ваша поддержка и понимание обязательно будут оценены позже.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

vse-pro-detstvo.ru

Подростки и любовь: как удержать от греха?

Родителям кажется, что их дети все еще такие дети, а у сына уже пробились усики, у дочки появилась грудь. Они растут и развиваются, они становятся взрослыми и начинают пробовать «взрослую» жизнь.

По данным социологических исследований, средний возраст, в котором российские подростки получают первый сексуальный опыт, определяется как 14 лет и 8 месяцев. С точки зрения родителей это очень рано. С точки зрения врачей это тоже слишком рано. Несмотря на то, что признаки полового созревания у современных детей могут наблюдаться в очень раннем возрасте — в 10-11 лет, несмотря на то, что все чаще отмечаются случаи беременностей в 12, 11 и даже в 10 лет, физически, эмоционально и психологически они еще не готовы к половой жизни.

Половые отношения требуют от организма определенных энергетических затрат. Если в детском возрасте, когда каждая капля энергии направляется на рост и развитие тела, ее значительная часть будет отниматься на «это», то у подростка может отмечаться замедление физического развития, истощение нервной системы и даже недостаток мышечной массы — об этом говорят ученые из Университета штата Огайо, США.

У человека после начала «взрослой» жизни меняется гормональный фон. Несвоевременное начало таких перемен может привести к тяжелым гормональным расстройствам, что вполне может оказаться причиной бесплодия у здоровой девушки.

Подростковый организм еще не обладает устойчивым иммунитетом, подростки легче подхватывают инфекции, передающиеся половым путем, пресловутые ЗППП, которые могут доставить много неприятностей, включая невынашиваемость и бесплодие в будущем. Более того — есть вирус, который является возбудителем рака шейки матки. Если у взрослых женщин с развитым иммунитетом это вирус в большинстве случаев успешно подавляется, то у юной девочки иммунитет может не сработать.

Подростки еще не умеют грамотно предохраняться, у них вообще отсутствует связь половая жизнь — беременность. Поэтому у девушек особенно велик риск беременности. Подростковая беременность — головная боль любого гинеколога, и чем она грозит самой девушке — от аборта до осложнений в родах — рассказывать очень и очень долго. Ну и стать матерью в 15-16 лет — перспектива не из приятных.

Тем не менее, как родители ни стращают всякими ужасами, все подростки просто одержимы сексом и всем, что с ним связано, при этом юноши более «повернуты» на этом, чем девушки. Так или иначе даже у самых благовоспитанных молодых людей тема интимных отношений все равно прорывается. Но фантазии и разговоры это одно, а вот как уберечь детей от непосредственно начала половой жизни?

В группе риска прежде всего находятся дети из неблагополучных семей. Слабый контроль со стороны родителей, ранее начало употребления алкоголя и наркотических средств, побеги из дома — все это благоприятная обстановка для начала половой жизни. Для таких детей характерна частая смена партнеров, мальчики часто вступают в отношения со взрослыми женщинами.

Как ни странно, в группе риска находятся дети и из чрезмерно положительных семей. Тотальный контроль, постоянный страх родителей «как бы детка чего не натворила», лозунг «мы — порядочные люди!» могут подтолкнуть подростка к необдуманному шагу. Это своего рода протест против власти родителей, стремление обрести свободу, почувствовать себя взрослым.

Нездоровая обстановка в семье, скандалы и ругань, тоже могут стать катализатором для начала половой жизни. В такой ситуации это будет попытка создать собственный мир, в который нет доступа вечно орущим родителям.

Подростки нередко вступают в отношения под давлением общественного мнения. Общественное мнение, представленное сверстниками, в этом возрасте куда весомей, чем самые разумные доводы родителей, учителей и врачей. Иметь полового партнера в подростковом возрасте это круто, это престижно. Ради того, чтобы не быть посмешищем, чтобы не чувствовать себя малышом, подростки обоего пола вполне могут самоутверждаться через половые контакты.

Любовь. Часто причиной, по которой подростки хотят вступить в близость, является влюбленность. Можно сколько угодно говорить им о том, что в эти отношения надо вступать только по большой любви — подростки уверены, что те чувства, которые они испытывают, и есть та самая большая любовь, а, значит, они имеют право.

Совращение — юные мальчики могут быть совращены зрелыми женщинами, а молоденькие девочки — опытными старшими мужчинами. Причем нередко в роли совратителя выступает хороший знакомый или даже родственник. Родителям следует тщательно наблюдать за кругом общения своих детей, за людьми, приходящими в дом и, невзирая на родство и многолетнее знакомство, пресекать попытки ухаживания.

Нередко родители сами толкают детей на этот путь неправильным воспитанием. Например, если матери чрезмерно стремятся воспитать в девочке женственность, слишком много внимания уделяя нарядам и прическам. Такие девочки нередко в 8-10 лет уже чувствуют себя женщинами и ведут себя как взрослые женщины, подражая матери или увиденному по телевизору. Невольно, еще не отдавая себе отчета в своих действиях, такая девочка может провоцировать ровесника или старшего мужчину на соответствующие действия.

Как же уберечь подростков от ошибки?

Во-первых, их энергию необходимо сублимировать, перенаправлять — для юношей это спорт, туризм, охота, рыбалка. Для девушек — творчество, занятия танцами, гимнастикой, искусством.

Во-вторых, необходимо определить золотую середину степени контроля за подростком, чтобы он не чувствовал себя ни оставленным, ни запертым в клетку.

В-третьих, нельзя чрезмерно табуировать тему интимных отношений и чрезмерно свободно к ней относиться. И то, и другое может подстегнуть интерес.

В-четвертых, и юношам, и девушкам следует объяснять, к чему приводят эти отношения, рассказывать об обоюдной ответственности партнеров друг за друга, за возможную беременность и будущего ребенка.

azbyka.ru

Подростковая влюблённость как анестезия и аванс

священник Никита Заболотнов

— Тема любви, влюблённости для подростков является не только актуальной — она является ключевой. У нас многие взрослые не могут дать определённого ответа, что же такое влюблённость, когда дети начинают их пытать разговорами на эту тему. Поэтому нам нужно выработать какие-то правила, которые могли бы помочь нам во взаимоотношениях с нашими собственными детьми. Выстроить наше отношение, христианское отношение к влюблённости.

Ребёнок в состоянии влюблённости очень уязвим, а с другой стороны, он закрыт для родителей, для старших, считает, что во многом это его личные переживания, которые других не касаются. Нужно быть очень осторожными, чтобы в этот период не испортить отношения, которые будет сложно наладить. Когда ребёнок влюбляется, когда у него особо обострены чувства, если родители, подобно слонам, пройдутся по душе и не отнесутся к ребёнку со вниманием, то эта обида, это непонимание уйдут постепенно в подсознание. Это может изменить отношения ребёнка со своими родителями, и так будет продолжаться всю жизнь.

— Вспоминается замечательный советский фильм по повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось». Где как раз рассказывается о ситуации, когда мама прилагает все усилия для того, чтобы отвлечь сына от его первой любви. И обманом, и шантажом, и манипулированием. Ведь родители в таких ситуациях боятся, что ребёнок запустит учёбу. Как же потом сложится его жизнь, если он сейчас гуляет допоздна, или разговаривает по телефону, или сидит в аське целыми днями, или видно, что у него явно неприятности, неразделённая любовь… Надо как-то справиться с ситуацией — а как с ней справиться?

— Каждый человек в своей жизни выстраивает определённые приоритеты: то, что для нас более важно, и то, что менее важно. Я разговариваю с подростками, которые все буквально живут в компьютере, и на примере компьютера это очень просто объяснить: в операционной системе Windows есть процессы, которые мы можем посмотреть в диспетчере задач, и у каждого процесса есть свой приоритет. Мы можем туда влезть и поставить какому-то процессу наивысший приоритет, а другим процессам – пониже, и вся эта система будет таким образом функционировать.

Нам полезно сесть и подумать о приоритетах: что же для меня главное? Мы, христиане, считаем, или, чаще декларируем, что главное – это спасение души и другие благочестивые вещи. Но если мы честно и серьёзно подумаем, чему же мы посвящаем время, мысли, желания, к чему мы стремимся, то окажется, что в череде наших приоритетов на первом месте стоит далеко не Царство Небесное, и далеко не Христос…

В воспитании ребёнка мы точно так же должны понимать, какие у нас приоритеты воспитания. Это приоритеты, чтобы ребёнок окончил школу с золотой медалью и поступил в университет? Чтобы наше чадо было в довольстве? Чтобы ребенок был успешным? Но такие приоритеты не могут быть христианскими по сути. Единственный приоритет воспитания для нас, христиан, должен быть такой, чтобы мы вырастили человека с живой, открытой, христианской душой и указали ему путь в Царство Небесное. Чтобы мы научили его основам духовной жизни, показали, что же в жизни главное, а что второстепенное.

Когда ребёнок влюбляется, у него в голове происходит резкая смена приоритетов: раньше он мог учиться, чему-то посвящать свою жизнь, но с этого момента главным приоритетом, который на 99% теперь занимает его мысли, его жизнь, его душу является влюблённость – и мы должны отнестись к этому с пониманием. И вспомнить, а что же важно для нас? Если мы хотим воспитать действительно хорошего человека, достойного христианина, то мы должны свои честолюбивые планы и мысли оставить в сторонке. Положа руку на сердце, можно честно сказать, что для многих родителей это успешное окончание школы, поступление в престижный ВУЗ, высокооплачиваемая работа и так далее — это не только и не столько успех ребёнка в этой жизни, сколько наш успех, наше честолюбие. Мы должны понять, что же важно для него, для нашего ребенка, и постараться ему в этом помочь.

Итак, что такое влюблённость? Влюблённость — это очень острое чувство, которое абсолютно завладевает человеком. В подростковом возрасте это чувство самое острое, потому что на фоне тех изменений, которые происходят в организме подростка, в его психике, оно становится основанием всей его жизни.

Нужно сказать честно: влюблённость — это чувство эгоистичное. Влюблённый любит не столько предмет своей симпатии, своего обожания, — он любит те чувства, которые пробуждает этот человек. То есть влюблённость — это именно острота чувств, и именно это мы и любим.

— Религиозные родители могут сказать своему сыну или дочери, особенно, если ребёнок с детства в церкви, ходит в воскресную школу: «Твое отношение к Маше или Сереже — это страсть, а со страстями надо бороться. Вот тебе том Игнатия Брянчанинова и давай, борись с этим злом»…

— Думаю, это будет крайне глупым поступком. Если рассуждать глубинно, то, конечно, влюблённость — это проявление страстности человеческой души. Назвать это полноценной страстью нельзя, но страстность в этом есть, как и во многом другом.

Я сегодня с подростками занимался, в светской школе, и пытался им объяснить от противного, зачем, мол, жениться, вступать в брак — это неудобно, невыгодно и так далее. И логически им это доказал. Но они потом встали и сказали: ну почему же? Надо жениться, надо замуж выходить! И сказали: ведь есть любовь, и она именно скрепляет.

Недавно, готовясь к занятиям, прочитал интересную мысль, что влюблённость — это анестезия при операции сращивания двух в одного. Хотя уже, наверно, влюблённость более взрослая, юношеская.

Обычно ребятам я объясняю, что влюблённость — это аванс перед браком. В браке отношения будут меняться, быт, который войдёт в жизнь двух людей, он рано или поздно расставит всё на свои места. Так вот влюблённость — это тот залог, который покажет двоим, как им было хорошо и как может быть хорошо, если они правильно будут строить свои отношения, если будут растить уже настоящую любовь.

Влюблённость — это не любовь, это её начало, толчок любви, но как будут дальше отношения складываться, будет ли это любовь или не будет, во многом зависит от самих людей.

Я всегда сравниваю это с чувством неофита: многие пришли в Церковь уже во взрослом возрасте, прекрасно помнят себя и то чувство, когда впервые ты на службе, когда впервые причащаешься, когда всё кажется чудом, когда ощущение, что Бог рядом – оно буквально сквозит через тебя. Таким образом Господь даёт нам возможность почувствовать радость Своего присутствия и даёт частичку Царства Небесного. А потом забирает и говорит: а давай-ка теперь иди уже сам.

И вот здесь уже возникает множество сложностей. Нужно объяснить подросткам, что влюблённость — это возможность, если мы будем правильно строить отношения. Когда возникает влюблённость, у очень многих подростков проявляется так называемый подростковый негативизм, когда ребята ставят под сомнение и оспаривают абсолютно всё, что говорят им взрослые и, особенно, родители. Нужно быть особенно внимательными, чтобы не толкнуть ребёнка на плохие поступки.

— Бывает влюблённость и неразделённая, несчастная… Тревожась, мы совершаем непоправимые ошибки в отношениях с подростками – и всё из «лучших побуждений»…

— Первая подростковая любовь очень уязвима, она любит страдать и при взаимности, а если она не взаимна, если объект влюблённости и не знает, что таковым является, или любовь была отвергнута, то, конечно, ребёнок испытывает страдание. Мы должны ребёнка пожалеть, но и понимать, как христиане, что урок страдания нужен.

Подростковая влюблённость — это замечательная школа, через которую все должны пройти, и которая помогает ребятам становиться взрослее. Ведь влюблённость — это кризис, переоценка всех ценностей. Это изменение ребёнка, изменение поведения, самооценки, оценки окружающих. Эти изменения нам кажутся гипертрофированными, но эти изменения говорят о взрослении.

С точки зрения христианства, влюблённость — это абсолютно не трезвое состояние. Говорить о каком-то трезвомыслии в состоянии влюблённости — просто глупо.

Читал исследования американских ученых о том, что у молодых людей в состоянии влюбленности в крови появляются некие химические вещества, которые обладают наркотическим действием. То есть слова, что человек опьянен любовью, они объективно отражают ситуацию, и мы должны делать на это скидку. И думать о том, как он воспримет наши слова. Мы очень часто и в отношениях друг с другом говорим что-то и считаем, что человек должен понять нас так, как мы понимаем себя сами. А собеседник понимает нас по-своему. Это особенно надо учитывать, говоря с ребенком в состоянии влюбленности – что ребенок поймет нас по-другому. Нужно быть очень аккуратными.

— В одной пьесе Григория Горина сын короля спрашивает у отца: «Папа, я влюбился в девушку, а она меня не любит, — что мне делать?» «Страдать», – отвечает король. Вот чего мы, родители, боимся. Мы хотим избавить свое чадо от страданий, начинаем говорить о каких-то недостатках избранника или избранницы…

— Нужно быть осторожными, но и нужно дать ребенку пострадать. Позвольте дать несколько советов. Во-первых, ни в коем случае нельзя высмеивать чувства ребенка. Да, иногда они бывают гипертрофированные и, с нашей точки зрения, смешные. Особенно это касается пап, которые более грубоваты. «Что ты разоделась? Что ты там пишешь. » — и так далее. Это ребенка сильно обижает и причиняет даже больше страданий, чем безответная любовь.

Второе – не говорить нравоучений и нотаций. Еще раз повторяю – перед вами ребенок, опьяненный любовью, он абсолютно нетрезв, не воспринимает объективно реальность. И читать ему нотации, нравоучения, тем более с привлечением святых отцов и Евангелия (кстати, Отцы крайне мало об этом писали), все это или бесполезно, или работает против нас.

Третье – ни в коем случае не критиковать объект влюбленности. Нам кажется, что мы сейчас объясним, что она такая-сякая — и сын тут же ее разлюбит. Это все будет только еще больше ранить нашего ребенка и отдалять его от нас.

Подросток будет видеть в нас людей, которые его абсолютно не понимают. Он нашел сокровище, он этим сокровищем дорожит, а мы ему говорим, что это все грязь и ничего не стоит. Даже если мы видим какие-то недостатки – можно попробовать очень аккуратно, на каких-то примерах указать на них, а иногда лучше просто помолчать. Дождитесь того момента, когда пик влюбленности пройдет, ребенок будет более объективно смотреть на вещи и тогда уже с ним серьезно поговорить.

— Еще одна страшная ошибка, как мне кажется – принижать сами чувства, которые испытывает подросток. Когда мамы говорят: да у тебя еще этих Кать будет… а сейчас все это ерунда. Как в фильме «Вам и не снилось» мама Романа говорила.

— А это говорит уже о нетрезвости самих родителей. Которые не хотят посмотреть на мир глазами своего любимого ребенка, а смотрят с высоты своего 40 или 50-летнего жизненного опыта. Ребенок это не поймет, он поймет только одно – мама и папа меня не понимают, и понять не хотят.

Полезно познакомиться с объектом влюбленности и общими друзьями. Тут нужно действовать максимально деликатно, не нужно ставить какие-то условия – чтобы завтра привел знакомить. Надо найти повод, предложить позвать на какое то мероприятие, день рождения, семейный праздник – и тогда посмотреть и поближе узнать. А родители сейчас в первую очередь лезут в социальную сеть и смотрят на страницу пассии своего чада.

Чаще всего в социальных сетях не выкладывают милые семейные фотографии или фотографии за учебой, там обычно что-то более экстравагантное, и некоторые родители просто в шоке – да как мой ребенок, которого я холил и лелеял, мог влюбиться в это чудище бескультурное?!

Вот тут и нужно попытаться познакомиться, понять, посмотреть на человека, прежде чем делать выводы. Позвольте ребенку набить шишки самому. Получить свой личный опыт, даже если это будет опыт страданий, ошибок. Я всегда родителям, которые приходят и начинают плакаться и жаловаться, говорю – вот сейчас сколько ребенку лет? 14 или 15? Я говорю – а если ему будет 23? Ой, нет-нет-нет, лучше пусть сейчас. Будет меньше последствий – больше толку.

священник Никита Заболотнов

— Но ведь бывают ситуации очень трагические, особенно у девочек – ранняя беременность, например. Родители видят, что мальчик старше, явно опытнее, и он может юную прекрасную девочку развратить. В этой ситуации очень трудно проявлять деликатность и позволять дочери набивать шишки.

— Да, несомненно. Я-то говорю о более невинных проявлениях влюбленности… Когда мы видим, что ситуация может отразиться на жизни, здоровье ребёнка, конечно, мы должны вмешиваться. Но нужно быть крайне осторожными: запретим, а девочка может убежать, и где мы будем её искать? Мы помним «Ромео и Джульетту», и чем всё там кончилось.

Иногда родителям стоит посоветоваться с кем-то более старшим, не из их круга семьи, потому что родители тоже смотрят на ситуацию нетрезво, не видят нюансов. Если есть духовник в семье – обратиться к нему, чтобы он со стороны подсказал, как лучше поступить.

Не нужно вмешиваться в отношения между влюблёнными. Если ребёнок не просит совета – не нужно ему советовать. Оставайтесь наблюдателями до тех пор, пока ситуация не стала крайней. Потеряв доверие, его будет трудно потом восстановить. Чтобы не потерять доверие, нужно уяснить два важных момента: стараться не рыться в детских вещах и не рыться в телефоне, компьютере, планшете. Ребёнок это может увидеть, и для него это будет предательством, знаком недоверия.

Ещё стоит рассказать ребёнку о своей первой любви. Когда мы говорим, что это пройдёт, мол, не переживай – это глупо с точки зрения ребенка. Но когда мама расскажет о своей первой любви, то в голове ребёнка сработает: так, его звали Дима, а папу зовут Серёжа… Значит, они потом уже поженились, а вот хорошо живут, ругаются, конечно, иногда, но я появился… И чем более эмоционально, искренне мы расскажем о своих первых переживаниях, тем больше будет пользы для ребёнка. Если были дневниковые записи – этим можно с ребёнком поделиться. Это будет залогом доверия.

Надо научиться для подростка быть другом. Научиться иногда просто слушать. Когда ребёнок, особенно девочка, рассказывают о чём-то, не стоит давать советов, можно просто выслушать, погладить по головке, пожалеть, поддержать и всё. Хорошо и помолиться во время этого «умного» слушания. И потом, в критической ситуации, когда для ребёнка будет стоять вопрос между жизнью и смертью, он может к нам прийти, позвонить, и мы сможем своим словом, вниманием его спасти.

Мы должны помнить о великой силе молитвы, молитвы общесемейной. Когда родители, бабушки-дедушки молятся за своего ребёнка, находящегося в тяжёлом положении. И самому ребёнку во время утешения полезно сказать: а ты помолись. Позвать вместе помолиться, встать перед иконой, перед Богом попросить. Это очень важно для ребёнка, что родители не вмешиваются, а помогают молитвой, призывают в его жизнь Бога. Не всегда дети пойдут на контакт, но попробовать стоит. А в период кризиса у ребёнка наша молитва должна быть не теплохладной, а горячей. Молиться, чтобы Господь уберёг ребёнка от дьявольских искушений.

— А подростки из верующих семей – они склонны делиться с родителями, или со священниками, с которыми уже есть некоторый контакт?

— Любые подростки поделятся в первую очередь с подругой или другом. Хоть верующие, хоть неверующие. А дальше уже зависит от того, как выстроены личные отношения с родителями и духовником. Бывает, что ребёнок и доверяет духовнику, но не видит в нём друга. Он понимает, что священник ему скажет: молись, постись, это искушение… Часто замечаю, что те ребята, которые делятся с родителями, они делятся и со священником, а те, которые с родителями не откровенны, они и со священником не всегда будут говорить о личном.

— Так нужно с подростками говорить не о браке и семье только, а именно о любви и влюблённости? В школе, в воскресной школе?

-Это нужно делать обязательно. И о браке говорить тоже. Ибо отделять влюблённость и любовь от брака неправильно.

— Но и брак, разговор о браке отделять от любви неправильно.

— Да, об этом следует говорить в совокупности, в целостности. Я уже 10 лет говорю о любви и влюблённости с подростками, и это тема, на которой всегда тишина. Сколько бы не было в классе ребят – 20, 30, (один раз было 3 класса, 70 человек в актовом зале) – всё равно тишина. Для них это так важно, а никто с ними об этом не говорит. А если и иногда говорят, то лучше бы не говорили… Начинается нравоучение, мораль, и дети воспринимают это в штыки. Дети учатся из фильмов, и далеко не самых лучших.

— А Вы с ними разговариваете на примере литературы, кино или из собственного опыта?

В разных аудиториях я привожу разные примеры. Иногда из классической литературы, иногда из собственного опыта, а чаще из того актуализированного опыта, который есть у них. Фильмы современные и сериалы. Например, из сериала «Молодёжка».

В воскресной школе берём примеры из тут же находящихся Васи, Оли, и ребятам это ближе.

Но ведь личную жизнь Васи или Оли нельзя публично обсуждать…

— Несомненно. Но мы обычно делаем это с юмором и между теми детьми, между которыми чувств нет. Для них это приключение, им весело. Они улыбаются, и это не обидно.

— Многие верующие родители негативно относятся к Дню всех влюбленных, могут запрещать, например, валентинки писать, отмечать как-то, если где-то такое отмечается, мол, развратный, нехороший праздник… Как правильно к нему относиться?

Я думаю, это повод поговорить с детьми о любви и влюблённости. Где мы ещё этот повод возьмём? Не вдаваясь в подробности, какой это праздник: католический или светский, — просто взять и поговорить.

Но очень важно, чтобы перед беседой с ребенком мы сами для себя определились в тех жизненных приоритетах, которые мы ставим для себя и для ребенка, а также в понятиях: что мы подразумеваем под тем или иным словом. Тогда будет проще найти общий язык с ребенком и донести до него ту нашу мысль, а может быть, даже боль, которой мы хотим с ним поделиться.

Справка:

Иерей Никита Заболотнов. Родился 3 марта 1982 года в Екатеринбурге. Окончил Тобольскую Духовную семинарию и Российский государственный профессионально-педагогический университет. В течение 11 лет занимается организацией православных палаточных лагерей и сплавов для детей и подростков, 10 лет ведёт курс нравственных бесед с подростками, в том числе в общеобразовательных школах города. Женат, трое детей.

www.pravmir.ru

Подростковая влюбленность

Новые чувства в отношения со сверстниками привносит половое созревание. Характерная для младших школьников привязанность к сверстникам своего пола, хотя и сохраняется в отрочестве, но начинает дополняться общением в смешанных группах. Главный социальный смысл возникновения компаний в младшем подростковом возрасте — обеспечить переход от однополого общения к разнополым группам, обрести гетеросоциалыюсть.

Общение со сверстниками позволяет подросткам легче осознать происходящие с ними многоплановые изменения и усвоить принятые в социально-культурном окружении нормы поведения мужчин и женщин. Преимущественное общение с детьми своего пола в младшем школьном возрасте создает необходимые для этого предпосылки. У младших подростков достаточно мало видов деятельности, где представители обоих полов могут выступать на равных и активно взаимодействовать. Сегрегация групп по половому признаку типична для раннего отрочества. Дружба с подростками того же пола и некоторая настороженность (а иногда и явная враждебность) в отношении другого пола позволяет подросткам окончательно принять маскулинные и фемининные роли, одновременно защищая их от чрезмерно ранних сексуальных контактов, которые могли бы возникнуть на почве созревающего сексуального влечения.

Аутосоциальность, типичная, но мнению многих зарубежных психологов, для дошкольного детства, сменяется гомосоциальностью в период учебы в начальной школе. Следующий этап — развитие гетеросоциальности, когда многочисленные потребности, связанные с общением, подросток удовлетворяет во взаимодействии с лицами обоих полов. Одновременно завязываются близкие отношения с представителем противоположного пола, в основу которых ложатся и сексуальные потребности, совершенно необязательно удовлетворяющиеся в этих отношениях напрямую.

Динамическую схему формирования компаний подростков предлагают К. Флейк-Хобсон, Б. Е. Робинсон и П. Скин (рис. 6.2).

Стадия 1. До возникновения компании. Изолированные однополые группы

Рис. 6.2. Возрастные стадии развития отношений в группе сверстников [71]:

М — мальчики, Д — девочки, МД — мальчики и девочки

Трудности с установлением гетеросоциальных отношений порождают тревогу, страх и чувство собственной сексуальной неполноценности. Для некоторых подростков необходимость вступать в контакт со сверстником противоположного пола становится мучительной задачей, требующей концентрации всех психических ресурсов. Старших подростков начинают волновать уже другие вопросы: Как начать разговор с девушкой? Что делать, если не хватает решимости пригласить девушку на свидание? Как обратить на себя внимание противоположного пола? Ждет ли в действительности девушка, чтобы юноша признался, что она ему нравится? Почему мы так смущаемся, когда встречаемся с незнакомыми мальчиками? Стоит ли беспокоиться, если не удалось сразу же договориться о свидании? Как привлечь внимание мальчика и поправиться ему? Почему мальчики так не любят, когда их с кем-то знакомят? [71]

Первые неловкие попытки мальчиков обратить на себя внимание девочек часто сводятся к физическому провоцированию контакта: спрятать учебники, толкнуть на перемене, запустить снежком. Традиционная реакция девочки (визг и убегание) запускает игру «догонялки» (за мальчиком или от него), с помощью которой прекрасно устанавливается первичное эмоционально окрашенное взаимодействие. Эти контакты развиваются, и подростки обоих полов приобретают опыт построения сложных гетеро- социальных отношений. Появляются первые влюбленности и нежные привязанности в парных отношениях.

Подростковая влюбленность чаще всего не связана с сексуальным влечением (которое еще не осознается), да и парные гетеросоциальные отношения не всегда оказываются приоритетными. Любовь младших подростков, по мнению Эриксона, — это до определенной степени попытка прийти к «определению собственной идентичности через проекцию своего диффузного образа “я” на другого и возможность таким образом увидеть этот образ отраженным и постепенно проясняющимся» [82]. Главным содержанием подростковой влюбленности становится общение: беседа, разговор о себе, своих интересах, увлечениях, мечтах и планах на будущее. Та страстность, с которой защищают подростки свою любовь от посягательств окружающих взрослых, связана с серьезностью и значимостью для подростка этого общения. Через партнера в интимной доверительной беседе подросток познает себя и готов защищать от взрослых, которые называют первую влюбленность несерьезной, свое право на индивидуальность. На самом деле влюбленность чрезвычайно серьезна в том смысле, что обладает колоссальной субъективной важностью для подростка, а возможности найти другого доверительного собеседника у него очень ограничены.

Сами подростки, сравнивая свои отношения с друзьями и с приятелями противоположного пола, считают наиболее важными для себя отношения с близким другом того же пола. Если бы пришлось делать выбор между близким другом и подругой, мальчики-подростки единодушно заявляют, что пожертвовали бы отношениями с подругой.

Для общения современных подростков характерно сокращение периода однополой дружбы и все более раннее начало периода ухаживаний. Многие исследователи видят в этом серьезное ограничение в личностном развитии подростка, так как дружба объективно дает возможность развитию богатой палитры чувств, влияет на формирование мировоззрения и углубление межличностных отношений, способствует гендерной социализации. Однополые дружеские отношения незаменимы в формировании самосознания, правильного представления о своих достоинствах и недостатках, в рефлексии притязаний и устремлений в будущее.

Исследование поведения девочек-подростков в возрасте от 11 до 14 лет, увлеченных ухаживаниями сверстников, показало их большую активность, энергичность и высокую самооценку. В то же время их рассуждения о жизни, по сравнению со сверстницами, не увлеченными мальчиками, были менее зрелыми, наивными и поверхностными. Авторы исследования рисуют портрет девушек с бедным воображением, неразвитым общением, не способных устанавливать доверительные дружеские отношения [711.

Тенденция быстрого перехода от однополой дружбы к романтическим увлечениям частично обусловлена ускоряющимися темпами созревания, влиянием СМИ, преимущественно пропагандирующими сексуальные, а не дружеские отношения, и ассоциированием для самих подростков парных разнополых отношений со взрослостью.

Одной из распространенных форм общения для подростков становятся свидания. Активная ориентация на противоположный пол, диктуемая возрастными изменениями, способствует учащению межличностных контактов между подростками. Свидания подростков — это не столько ухаживания и романтические отношения, сколько форма организации взаимодействия между юношами и девушками, направленная на познание друг друга и получение социальных знаний в отношении противоположного иола. Целью свиданий могут быть и развлечения, и товарищеские отношения, и стремление повысить собственный социальный статус. Вместе с тем для многих подростков отрочество становится временем встречи с первой любовью.

С целью выяснить установки в отношении свиданий Б. Роско с коллегами опрашивали подростков разного возраста и обнаружили, что младшие подростки относятся к свиданиям как к средству получения немедленного удовольствия; они считают развлечение и повышение статуса важными мотивами для назначения свиданий. Младшие подростки ищут свидания с теми, кто физически привлекателен, хорошо одевается и нравится другим. Старшие подростки относятся к свиданиям более серьезно. Их меньше занимает внешность и больше интересуют, согласно Роско, качества личности и планы на будущее. Важными мотивами свиданий они считают выбор брачного партнера и товарищеские отношения. В обеих возрастных группах проявляются интересные гендерные различия: девушки считают интимность более важной, чем секс, тогда как для юношей сексуальная функция свиданий несравнимо важнее интимности. Согласно Роско и его коллегам, свидания в отрочестве и юности выполняют семь функций [41]:

  • 1) развлечение — возможность развлечься, повеселиться со сверстником противоположного пола;
  • 2) социализация — возможность для представителей противоположного пола узнать друг друга и развить подходящие способы взаимодействия;
  • 3) статус — возможность поднять свой статус в группе сверстников, появившись среди них с достойным «парнем» или желательной «подружкой»;
  • 4) выбор бранного партнера — возможность завязать отношения с представителями другого пола с целью выбора жены или мужа;
  • 5) секс — возможность приобрести сексуальный опыт или получить сексуальное удовлетворение;
  • 6) товарищеские отношения — возможность обрести друга противоположного пола, с которым можно общаться и вести совместные дела;
  • 7) интимность — возможность установить тесные, многозначащие отношения с человеком противоположного пола.

Несколько другие функции свиданий, определяя границы общения подростков, выделяют Г. Клауд и Дж. Таунсенд. Авторы называют следующие преимущества свиданий [311:

  • 1) свидания позволяют лучше узнать себя и того, с кем подросток встречается, а также понять свое отношение к партнеру. Они должны играть роль инкубационного периода вызревания собственных представлений подростка о себе как носителе сексуальных функций, о противоположном поле, об ограничениях и формах общения;
  • 2) открывают возможность выбора. Скоропалительные отношения не часто ведут к долгосрочным и зрелым отношениям, и свидания позволяют учиться разбираться в людях, преодолевать первое впечатление и открывают возможности лучше узнавать людей;
  • 3) помогают научиться искусству общения. Общаясь с другими, подросток начинает осознавать пробелы в собственных навыках общения, приобретает опыт межличностных коммуникаций, узнает, каким вообще бывает общение между людьми. Опыт свиданий позволяет повысить уверенность в себе и научиться выражать мысли;
  • 4) исцеляют и возвращают к жизни. Эмоционально насыщенные, позитивные отношения позволяют решать многие проблемы как собственно в отношениях, так и в других аспектах психической жизни, независимо от того, ведут ли свидания к дальнейшему развитию отношений в паре;
  • 5) позволяют накопить самостоятельный ценный опыт. Опыт близких, личностных отношений расширяет мировоззрение подростка и закладывает основы будущих зрелых взглядов на людей;
  • 6) позволяют прояснить собственный интерес к другому человеку. В близком общении с другим человеком подросток открывает собственные интересы и, наоборот, очерчивает границы отрицательных сторон общения, проясняет, что для него важно, а что — нет, что привлекательно, а что отталкивает;
  • 7) позволяют ограничивать сексуальные отношения. Романтическое преимущество свиданий позволяет расширять эмоциональное общение и личностный интерес друг к другу, временно ограничивая сексуальные отношения и акцентируя психологическую интимность.

Свидания представляют своего рода эксперимент, где молодые люди первоначально не связаны обязательствами. Такой эксперимент требует определенной личностной зрелости как готовности устанавливать границы, определяя ту степень близости в отношениях, которая окажется комфортной и не приведет к эмоциональным травмам. Одновременно свидания позволяют научиться чувствовать баланс между собственной свободой и теми ограничениями, которые личность накладывает на себя, принимая ответственность за парные отношения.

Романтические отношения в отрочестве пронизаны ощущением счастья и осуществления желаний и оказываются для подростков настолько значимы, что многие из тех, кто не включен в реальные отношения, фантазируют на тему собственной влюбленности или представляют себе тайного поклонника. Состояние влюбленности столь привлекательно и столь органично отрочеству, что подростки могут влюбляться не только в фантазийный персонаж, но и в незнакомца или человека много старше себя, даже одного иола с подростком, или в медийный персонаж, представляя себе романтические встречи и бурно развивающиеся отношения. Подростковые влюбленности, начало которых в среднем приходится на возраст 14 лет, связаны с переживанием сильных чувств и абсолютной поглощенностью своими переживаниями. Возникая на фоне максимализма и социальной неопытности, первая любовь полностью захватывает подростка, и неудача может привести к отчаянию, опустошенности и депрессии. Чувство горечи от потери любви у подростка вполне сопоставимо с переживаниями взрослого человека. Подростку, впервые сталкивающемуся с такими чувствами, крайне необходима поддержка близких и психологическая помощь.

Утрата любви для подростка сопоставима с сильнейшими стрессорами зрелости. И если с позиции взрослых влюбленность подростков — мимолетное увлечение, то с позиции самого подростка — это истинные чувства, самые сильные, какие ему доводилось переживать за всю жизнь. Кроме того, подростки ограничены в своих способностях справляться с неудачами, потерями и сильными эмоциями. Утрата любви — это и утрата несбывшихся мечтаний, нереализованное будущее, которое было с таким трудом выстроено.

С сильными чувствами подросток сталкивается, и переживая разрыв дружеских отношений, обнаруживая предательство и впервые осознанно воспринимая потерю доверия к близкому человеку. Сокровенные отношения, когда подросток еще сам не понимает себя, но верит, что другому можно открыть свое зарождающееся, хрупкое Я, чрезвычайно уязвимы и приносят глубокие переживания. Обманутая дружба для многих подростков становится самым сильным испытанием отрочества.

studme.org

Подростковые отношения: романтика и интимность

Ранние подростковые отношения часто связаны с изучением физической близости и сексуальных чувств. Возможно, вы не готовы к этому, но у вас есть важная роль в руководстве и поддержке вашего ребенка на этом важном этапе развития.

О подростковых отношениях

Романтические отношения — важная веха развития. Они приходят со всеми другими изменениями, происходящими в подростковом возрасте — физическими, социальными и эмоциональными. И они связаны с растущим интересом вашего ребенка к образам тела, внешнему виду, независимости и конфиденциальности.

Романтические отношения могут принести много эмоциональных взлетов и падений для детей, а иногда и для всей семьи. Идея о том, что ребенок может иметь такие чувства, может иногда немного противостоять вам. Но эти чувства приводят детей к более глубокой способности заботиться, делиться и развивать интимные отношения.

Когда подростковые отношения начинаются

Существует не «правильный возраст», чтобы начать иметь отношения — каждый ребенок отличается, и каждая семья будет по-разному относиться к этой проблеме.

Но вот некоторые средние значения:

  • С 9-11 лет ребенок может начать проявлять большую независимость от семьи и больше интереса к друзьям.
  • С 10-14 лет ребенок может захотеть провести больше времени в смешанных гендерных группах, которые могут в конечном итоге оказаться в романтических отношениях.
  • С 15-19 лет романтические отношения могут стать центральными в общественной жизни. Дружба может стать более глубокой и стабильной.

Многие подростки тратят много времени на размышления и разговоры о том, чтобы быть в отношениях. В эти годы подростковые отношения могут длиться всего несколько недель или месяцев.

Это также нормально для детей, не имея никакого интереса к романтическим отношениям до юношеского возраста. Некоторые предпочитают сосредоточиться на учебе, спорте или других интересах.

Сначала раздавит

Искажение личности — это когда ваш ребенок находит кого-то, кого она восхищает и хочет быть похожа. Романтик давка — начало романтических чувств.

Речь идет о том, как ваш ребенок воображает другого человека идеальным. Это может рассказать вам многое о том, ребенок считает привлекательным в людях.

Романтические подавления, как правило, недолговечны, потому что идеи совершенства часто ломаются, когда ваш ребенок лучше узнает другого человека. Но интенсивные чувства реальны, поэтому лучше всего серьезно относиться к сокрушению и не высмеивать их.

Ранние подростковые отношения

Молодые подростки обычно болтаются вместе группами. Они могут встретиться с кем-то особенным среди друзей, а затем постепенно проводить больше времени с этим человеком в одиночку.

Если ребенок хочет выходить на улицу с кем-то особенным, говорить об этом с ним может помочь вам понять, готов ли он.

Он хочет парня или подругу только потому, что его друзья? Считает ли он, что это единственный способ выйти и повеселиться? Или он хочет потратить время на знакомство с кем-то лучше?

Если человек, которого интересует ваш ребенок, старше или моложе, стоит упомянуть, что люди разных возрастов могут хотеть разные вещи от отношений.

Говорите о подростковых отношениях с ребенком

Ваша семья играет большую роль в том, как ребенок думает о подростковых отношениях. Когда вы поощряете разговоры о чувствах, дружбе и семейных отношениях, это может помочЬ ребенку чувствовать уверенность в разговоре о подростковых отношениях в целом.

Если ребенок знает, как выглядят уважительные отношения в целом, он может связать это напрямую с романтическими отношениями. Эти разговоры могут означать, что он будет чувствовать себя более комфортно, разделяя его чувства с вами, когда начинает любоваться любовью к другим.

И разговоры могут также поднимать другие важные темы, например, относиться к другим людям любезно, расстраиваться любезно и уважать границы других людей.

Имея беседы с ребенком о сексе и отношениях с раннего возраста могут означать ребенок чувствует себя более комфортно, чтобы задать вам вопросы, как он двигается в подростковый возраст.

В некотором смысле разговоры о романтических и/или сексуальных подростковых отношениях — это разговор о дружбе или выход на вечеринку. В зависимости от ваших ценностей и семейных правил вам и ребенку может потребоваться обсудить поведение и основные правила.

А также последствия для нарушения правил. Например, вы можете рассказать о количестве времени, которое проводит ваш ребенок со своей девушкой, в зависимости от того, сколько времени он проводит для учебы.

Вы также можете согласиться с некоторыми стратегиями для того, что должен делать ваш ребенок, если он чувствует себя небезопасным или под угрозой.

Молодые люди могут также поговорить со своими друзьями, что здорово и нормально.

Тем не менее, они все еще нуждаются в вашем резервном копировании, поэтому важно поддерживать открытые линии связи. Это могут быть сложные разговоры (особенно если вы чувствуете, что ваш ребенок не готов к отношениям).

Секс и подростковые отношения

Если ваш ребенок находится в отношениях, он может вызвать вопросы о сексе и близости. Не все подростковые отношения включают секс, но большинство подростков будут экспериментировать с сексуальным поведением на определенном этапе.

Вот почему ребенку нужна четкая информация о контрацепции, безопасном сексе и заболеваниях, передаваемых половым путем.

Это также может быть вашим шансом поговорить вместе о борьбе с нежелательным сексуальным давлением и давлением со стороны сверстников. Если вы держите линии связи открытыми и сообщите своему ребенку, что вы там, чтобы слушать, он, скорее всего, придет к вам с вопросами и проблемами.

Притяжение одного пола и раннее сексуальное экспериментирование

Для некоторых молодых людей сексуальное развитие в подростковом возрасте будет включать однополые привлекательности и опыт. Для 3-10% молодых людей начало полового созревания будет означать, что у них однополая привлекательность. Большее число молодых людей может развить бисексуальную привлекательность.

Если ваш ребенок чувствует себя в замешательстве относительно своих чувств или притяжения к кому-то другому, положительный ответ и непредвзятость — хороший первый шаг.

Большая часть этого ясно говорит о ваших собственных чувствах к однополой привлекательности. Если считаете, что у вас могут быть проблемы с спокойствием и позитивностью, может быть другой взрослый, которому и вы, и ребенок доверяете, и о том, с кем можно говорить о своих чувствах.

Сексуальность развивается и часто меняется с течением времени

Разбиения и разбитые сердца являются частью подростковых отношений. Чтобы все ухудшилось, подростковые расставания могут быть разыграны публично — возможно, в школе или в Интернете на сайтах социальных сетей.

Вы можете ожидать, что ребенок будет грустным и эмоциональным, если его отношения закончится. В то время это может показаться не таким, но это часть обучения тому, как справляться с трудными решениями и разочарованиями.

Вашему ребенку может понадобиться время и пространство, плечо, чтобы плакать, и желание уха слушать. Ему также может потребоваться некоторое отвлечение.

Активное прослушивание может помочь вам подобрать его потребности. Но если ребенок кажется грустным или даже подавленным в течение более чем нескольких недель после распада, возможно, стоит получить совет от медицинского работника, например, вашего врача.

Дополнительная помощь с подростковыми отношениями

Многие люди и службы могут помочь вам в поддержке и информации — лично, в Интернете или по телефону: ваш семейный врач; школьный психолог; местный медицинский центр.

Подростковые отношения для детей с особыми потребностями

Дети с особыми потребностями имеет такой же интерес и нуждается в информации о сексе и отношениях, как и другие подростки. Показатели сексуальной активности для молодежи с инвалидностью такие же, как и для подростков без инвалидности.

Удостоверьтесь, что у ребенка есть соответствующее половое воспитание в домашних условиях и в школе. Ваш специалист в области здравоохранения, ресурсы местных сообществ и соответствующие группы поддержки должны быть в состоянии дать вам помощь или совет.

liubi-sebia.ru

Любовь подростков: с чего начинается, признаки влюблённости в подростковом возрасте, особенности школьной любви, правила поведения родителей. Советы психологов.

Но врождённый подростковый страх быть отвергнутым, осмеянным объектом воздыхания и потому смешным в чужих глазах и здесь зачастую стреножит самых отчаянных парней.

Подростковые отношения: романтика и интимность. Когда подростковые отношения начинаются. Ранние подростковые отношения. Говорите о подростковых отношениях с ребенком. Секс и подростковые отношения. Работа с расстройствами в подростковых отношениях.

Романтические подавления, как правило, недолговечны, потому что идеи совершенства часто ломаются, когда ваш ребенок лучше узнает другого человека. Но интенсивные чувства реальны, поэтому лучше всего серьезно относиться к сокрушению и не высмеивать их.

Подростковая влюбленность Новые чувства в отношения со сверстниками привносит половое созревание. Характерная для младших школьников привязанность к сверстникам своего пола, хотя и сохраняется в

Исследование поведения девочек-подростков в возрасте от 11 до 14 лет, увлеченных ухаживаниями сверстников, показало их большую активность, энергичность и высокую самооценку. В то же время их рассуждения о жизни, по сравнению со сверстницами, не увлеченными мальчиками, были менее зрелыми, наивными и поверхностными. Авторы исследования рисуют портрет девушек с бедным воображением, неразвитым общением, не способных устанавливать доверительные дружеские отношения [711.

CATEGORIES