Приемы самооценки учащихся на уроке по фгос

Анализ и самооценка урока

Качество и эффективность урока во многом зависят от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогического творчества являются анализ и самооценка своего урока. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели или могут привести. Анализ полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начата следующего, т.е. тогда, когда подготовлен в своей основе конспект урока. В этом случае учитель продумывает, все ли им учтено при подготовке к уроку с учетом результатов предыдущего урока. Самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель еще раз анализирует намеченный им план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока (см. Зотов Б.Ю. Организация современного урока. М., 1984; Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985 и др.). Среди множества этих подходов можно рекомендовать как наиболее оптимальный для самоанализа и самооценки урока подход, описанный Т.А. Ильиной. Она выделяет десять параметров, по которым учитель может провести самоанализ и самооценку урока. Воспроизведем эту схему с некоторыми ее незначительными сокращениями и модификациями.

  • Общая структура урока. К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
  • Реализация основной дидактической цели урока.Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли составлен и осуществлен план изучения нового материала? Достаточно ли продумана методика решения отдельных «блоков» нового материала? Обладал ли учитель достаточными знаниями? Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему? Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)? Имел ли место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?
  • Осуществление развития учащихсяв процессе обучения.Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Было ли организовано преодоление посильных трудностей? Появились ли мотивы интеллектуального побуждения? Как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, задания, носящие творческий характер)? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Если да, то как — учениками в их докладах, сообщениях, дополнениях, самим учителем? Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства были для этого использованы?
  • Воспитание в процессе урока. Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирование отношения, оценочного суждения, сказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Что в уроке содействовало воспитанию добропорядочности, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к труду и его результатам к учению? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?
  • Соблюдение основных принципов дидактики. Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения? Как использовалась самостоятельная работа: не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализирована и др.
  • Выбор методов обучения. Правильно ли был выбран метод (или методы) ознакомления с новым материалом? Полностью ли были использованы возможности включения самостоятельной работы учащихся? Привлекались ли необходимые технические средства обучения? Достигли ли демонстрации целей? Все ли возможное взято учителем из демонстраций? Достаточно ли разнообразными были методы и приемы применения знаний и выработки умений и навыков? Имело ли место нарастание степени самостоятельности в системе заданий-задач (от заданий на воспроизведение к заданиям творческим)? Рационально ли были выбраны методы проверки и контроля? Правильно ли был организован индивидуальный, фронтальный и комбинированный опрос? Письменный контроль? Как была организована работа над ошибками, имела ли она вообще место? Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?
  • Работа учителя на уроке.Все ли необходимое было подготовлено к началу урока? Правильно ли учитель пользовался конспектом на уроке? Каково было соотношение его организующей деятельности и познавательной деятельности учащихся? Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся в их самостоятельной работе и др.)? Какие приемы организации учащихся на работу были использованы? Был ли достигнут контакт с классом? С отдельными учащимися? Каков был внешний вид учителя? (Не могло ли что-либо в одежде, прическе излишне привлекать внимание учащихся, отвлекая их от урока?)
  • Работа учащихся на уроке.Была ли проверена готовность учащихся к уроку? Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания? Какими были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание с доски, самостоятельная письменная работа и др.)? Обращалось ли внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебником и т.д.)? Какая дисциплина была на уроке и почему? Были ли правильны приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Достигали ли они цели? Если нет, то почему? Каково отношение учащихся к предмету, к учителю?
  • Гигиенические условия урока.Достаточна ли освещенность классной комнаты? Как влияет на занятия окраска стен, панелей, парт? Соответствует ли мебель возрасту учащихся? Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание — какое место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня? Как была проведена перемена, предшествующая данному уроку? Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?
  • Некоторые специальные задачи. К числу таких специальных задач относятся задачи, которые продиктованы исследованием школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или методического объединения, например, соблюдение единства требований всеми учителями к ведению тетрадей или культуры речи учащихся, обеспечения межпредметных связей, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.

Перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого урока, не является исчерпывающим, также как не является он исчерпывающим и при анализе уроков учителей-мастеров, своих коллег. Конечно, целенаправленное изучение собственного опыта или опыта других учителей может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для учителя на данный момент его работы. Важно только, чтобы молодой учитель анализировал свой урок сразу же после его проведения, под влиянием свежих впечатлений, вынесенных с урока. Такой самоанализ есть уже начало подготовки учителя к новому уроку. Это особенно важно при разработке своего курса, который основывается прежде всего на критическом проникновении молодого учителя в суть собственных действий. В.А. Сухомлинский правильно подчеркивал, что на уроке учитель «не только открывает учащимся окно в мир знаний, но и выражает сам себя» (Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973. С. 164), раскрывает перед ними свой духовный мир, свое духовное богатство.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • Определите, чем объясняется целесообразность применения урока как основной формы организации обучения в современной школе. Сформулируйте основные требования к нему.
  • Определите, что лежит в основании типологии современных уроков. Какими могут быть типы и виды уроков, если подразделить их по основной дидактической цели?
  • Опишите основные типы уроков, другие формы обучения и их структуру.
  • Охарактеризуйте постоянную дидактическую структуру урока и покажите ее связь с переменной методической подструктурой.
  • Посетите в школе 2—3 урока по своей специальности и охарактеризуйте формы организации работы учащихся на них.
  • Определите сущность самостоятельной работы как педагогической категории и охарактеризуйте ее основные признаки.
  • Проанализируйте типы и виды самостоятельных работ, найдите основания их классификации.
  • Дайте характеристику самостоятельной деятельности учащихся в процессе выполнения ими различных видов самостоятельных работ.
  • Разработайте по предмету вашей специальности систему заданий по теме для самостоятельной работы учащихся на уроке.
  • Определите основные параметры подготовки учителя к уроку.
  • На что учителю следует обращать внимание при анализе и самоанализе урока?
  • Назовите основные факторы, определяющие эмоциональную атмосферу урока.
  • Какую дидактическую роль играют уроки-семинары и их разновидности в системе уроков по теме?
  • Дайте характеристику системы уроков по теме и определите ее функции в активизации учения школьников.
  • Составьте план проведения экскурсии и определите, каким дидактическим требованиям должно соответствовать ее проведение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

studopedia.ru

Мастер-класс «Приемы формирования самооценки учащихся на уроках в начальной школе»

8 ноября 2018 года на базе ГБОУ гимназии №271 проведен мастер-класс для председателей ШМО учителей начальных классов по теме «Приемы формирования самооценки учащихся на уроках в начальной школе».

С приветственным словом к гостям обратилась заместитель директора по УР гимназии №271 Малючек Елена Викторовна.

Об основных аспектах формирования самооценки учащихся в начальной школе рассказала Базанкова Татьяна Николаевна, председатель кафедры начальной школы.

Учитель начальных классов Данилова Елена Николаевна познакомила участников мастер-класса с принципами и приемами безотметочного оценивания. В ходе выполнения практических заданий продемонстрировала необходимость введения критериального оценивания и его принципов; предложила сформулировать критерии оценивания на уроках письма.

Самбурская Зоя Владимировна, учитель начальных классов, выступила с сообщениями «Связь между самооценкой учащихся и оценкой учителя на уроках и «Приемы формирования самооценки учащихся на уроках курса ОРКСЭ». Зоя Владимировна предложила участникам мастер-класса выделить критерии оценивания для задания на логическое мышление и сформулировать критерий «правильно» для заданий на уроках ОРКСЭ.

В работе мастер-класса приняли участие педагоги из 42 образовательных учреждений Красносельского района, которые высоко оценили общую организацию и методику проведения мастер-класса, отметили полезность, доступность и актуальность представленного материала.

Выражаем благодарность администрации и коллективу ГБОУ гимназия №271 за организацию и проведение данного мероприятия.



imc.edu.ru

Мастер-класс на тему «Использование методов самооценивания как способ развития самостоятельности учащихся»

Использование методов самооценивания как способ



развития самостоятельности учащихся

Развитие способностей учащихся к самостоятельной оценке результатов своей деятельности позволяет им оценить собственные успехи в той или иной деятельности, а также определить возможные действия по их улучшению.



Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. При этом следует отметить, что «…термин оценивание относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения».

В разделе 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» указывается, что «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение».

Принятый новый государственный образовательный стандарт, а также сопровождающие его регламенты и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. То есть оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные.

3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися.

Формирующее оценивание используется для того, чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели. Формирующее оценивание позволяет согласовать результаты оценивания с поставленными целями.

Основная цель введения элементов формирующего оценивания – это трансформация того, как учатся дети: мы это делаем для того, чтобы максимально усилить включённость учеников в учебную активность, во все учебные работы, принципиально изменить их роль в учебном процессе. Мы хотим, чтобы ученики чувствовали и осознавали себя всё более ответственными за то, как они учатся, к каким результатам приходят и были уверены в том, добьются прогресса благодаря своим усилиям. Это центральный пункт. То есть мы, прежде всего, делаем акцент на учении и используем оценочные инструменты для того, чтобы поддерживать учение, улучшать его. Это не вопрос быстрых эффектов, надо рассчитывать на долговременную ежедневную работу.

При использовании формирующего оценивания убедитесь, что обратная связь налажена. Ученики должны знать, какую информацию получил учитель и как он вместе с ними может ее использовать для улучшения учебного процесса.

Методы формирующего оценивания

Методика «Карта оценки групповой презентации» используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся. Ученикам предлагается заполнить определённую форму, когда они будут смотреть презентацию группы. Ученикам нужно посмотреть на приведённые ниже характеристики и дать свой отзыв на работу группы.

при оценке результатов предлагается использовать следующие варианты ответов:

«+» – отличная работа (трудно улучшить);

«=» – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);

«—» – слабая работа (многое нужно улучшить).

Методика «Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

Чему я научился за эту неделю?

Какие вопросы остались для меня неясными?

Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Результаты анализа. Отчёты требуют тщательного анализа. Учитель должен найти возможность ответить на нетипичные отчёты индивидуально, а типичные разобрать в классе. Ученики должны видеть, что отчёты помогают им в учёбе; в противном случае они не будут воспринимать их серьёзно.

Использование подобных отчётов дает ученикам возможность проанализировать вновь приобретённые знания, задать вопросы о том, что им неясно. Анализируя отчёты, преподаватель может:

узнать об основных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников;

получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса;

проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.

Помимо тех возможностей, которые данная методика представляет учителю, она позволяет ученику:

тренироваться в письменной коммуникации, то есть выражать в письменной форме свои мысли;

задать существенные для него вопросы;

проанализировать собственные знания и процесс учения.

В некоторых случаях учитель решает, что третий вопрос менее информативен, чем первый и второй, тогда он может от него отказаться. В другом варианте можно предложить одну неделю отвечать на первый вопрос одной группе учащихся, а на второй и третий – другой группе, и каждую неделю эти группы менять. Обе эти стратегии сокращают нагрузку учителя.

Как анализировать отчёты

Чтобы оценить понимание, интересы и ожидания учеников, может быть полезным проанализировать уровни сложности вопросов.

Можно выделить четыре таких уровня для вопросов: Вопросы, запрашивающие фактическую информацию, могут

быть отнесены к «минимальному уровню»: например, «Что такое ……. .?».

Вопросы, запрашивающие сравнительную информацию, могут быть отнесены к «низкому уровню»: «Какая разница между …. . И ……….?».

Концептуальные вопросы и вопросы, касающиеся экспериментов, проделанных на предыдущих уроках, можно отнести к «рабочему уровню»: «Как можно доказать, что ………?».

К «наивысшему уровню» можно отнести вопросы, требующие объяснений, которых не было раньше на уроках, и начинающиеся со слова «почему

Методика «Составление тестов»

Методика «составление тестов» – универсальная процедура. Ее суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. В этом заключается основа данной процедуры, а вокруг нее выстраивается большое число переменных, которые могут иметь важное педагогическое значение. Эти переменные определяют, на каком этапе учебного процесса проводится тестирование, какие требования к объему и виду тестовых вопросов предъявляются, какие ответы на эти вопросы ожидаются, кого опрашивают и т.д. составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.

Задачи этой методики можно определить так:

Повысить качество выполнения домашнего задания.

Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, как следствие – подготовить учащихся к проверочной работе по теме.

Развивать критическое мышление.

строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.

Как организовать работу с методикой

Методика используется как элемент серии уроков.

Первый урок – получение домашнего задания и комментарии нему (3 минуты).

Второй урок – сбор домашнего задания, индивидуальные консультации по качеству вопросов (на перемене до или после урока), обсуждение собранных вопросов. Ребята имеют возможность знакомиться с вопросами одноклассников, сравнить разные по ложности и дизайну вопросы, определить наиболее интересные содержательные.

Третий урок – написание проверочной работы, разработанной а основе детских вопросов (10–12 минут). На этом же уроке и/или а следующем (четвертом) подводятся итоги проверочной работы, разбор ответов к вопросам, вызвавшим затруднение, и анализ критических замечаний к неудачным вопросам (5–12 минут). Это должны быть вопросы на понимание материала, а не механическое его воспроизведение. Вопросы могут быть сформулированы в тестовом виде, в таком случае к ним должны предлагаться несколько вариантов ответов. Самые простые вопросы такого плана имеют два варианта ответа: «верно-неверно» или «да-нет». Тестовые вопросы могут быть закрытой формы, тогда в качестве ответа будет число или словосочетание. Также можно использовать вопросы, требующие объяснения (начинаются со слова «почему?»). Впоследствии удачные вопросы будут включены в проверочную работу по данной теме. Тот, кто придумает больше хороших вопросов, будет лучше подготовлен к этой работе.

Как проводить оценивание

Критерии оценивания могут меняться по мере возрастания опытности учащихся в разработке вопросов. поначалу можно оценивать только то, подходит вопрос для включения в проверочную работу или нет. Впоследствии можно присваивать удачным вопросам различное количество баллов, в зависимости от их сложности или оригинальности. Шкалу оценки можно придумать вместе с учениками.

Пример такой шкалы:

1 балл – вопрос на фактическое знание по данной теме.

2 балла – вопрос на применение фактического знания по данной теме.

3 балла – вопрос, требующий приведения примера.

4 балла – вопрос, требующий объяснения, которого не было на уроках или в учебнике.

5 баллов – вопрос-задача, не слишком громоздкий в формулировке и не требующий дополнительных записей при решении.

1 балл может быть присужден за оригинальность каждому вопросу.

Карта оценки групповой презентации

Фамилия, имя: ___________________________________________

Группа, которую наблюдал: _______________________________

 Группа работала над темой

 презентация группы была интересной (голос, движение, взаимодействие, контакт с аудиторией)

 презентация была понятной и визуально ясной – она помогла мне лучше понять тему

 Все члены группы участвовали в презентации

 Все участники отнеслись к проекту серьезно

 Группа подробно и детально отвечала на вопросы

 презентация была содержательной (броское начало, детали в середине, хорошее заключение)

 я узнал новые вещи из презентации

 презентация хорошо отработана (без ошибок, каждый человек знает свою часть)

 Выступающие говорили ясно и громко, так что всем было слышно.

Форма отзыва о презентации

Ваше имя, фамилия: ______________________________________

имя, фамилия рецензируемого:

название проекта: _______________________________________

Две похвалы работе:

Два предложения по работе:

я не вполне согласен с тем, что .

я хочу знать больше деталей о .

Другие идеи и замечания:

Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе)

Оцени, насколько хорошо ты (он) работал в группе: используй знаки: «+ / –« или оцени работу на уроке (3, 2, 1,0 баллов)

Я всегда активно участвовал во

всех заданиях группы (пары).

Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары).

Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу

Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.

Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.

Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы

Я подавал группе правильные ответы.

Он давал группе правильные ответы.

Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.

Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.

Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим.

Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим.

Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними.

Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.

Лист самооценки ____________________________________

www.metod-kopilka.ru

Приемы формирования адекватной самооценки на уроке

    Кристина Харламова 2 лет назад Просмотров:

1 Приемы формирования адекватной самооценки на уроке «Комплимент» В конце урока учитель делает «комплимент» обучающимся выделяет личностные качества, оценивает отношение к работе, способности, знания и т.п., за которые можно похвалить каждого ребенка. Например: «Мне понравилось, как Миша решил задачу», «Аня здорово отвечала у доски», «Сережа вел себя очень дисциплинированно», «Никита ответственно приготовился к уроку», «Саша хорошо выполнила домашнее задание» и т.д. «Цветовые дорожки» Метод позволяет ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трех цветов, обучающиеся делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет это сигнал тревоги: «я этого не могу, мне трудно», желтый неуверенности: «я не совсем в этом разобрался», зеленый благополучия: «мне все ясно, я с этим справлюсь». Учитель, взяв тетради детей, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи. «Светофор» У каждого обучающегося на парте лежат три карточки трех цветов (красный, желтый, зеленый). Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, желтую или зеленую карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. «Зажигая» вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока. «Линеечки, пятиуровневая шкала» (Г. А. Цукерман) После выполнения самостоятельной работы обучающиеся оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Критерии: правильность, аккуратность, оформление работы. На полях тетрадей ученики чертят три отрезка линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»,» «А» или «О»: П правильность, А аккуратность, О оформление работы. Высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Учитель договаривается с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа. Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы. Оценивание включает еще один этап оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока. Проверяя сданные работы, учитель показывает, насколько он согласен с самооценкой детей. Если он соглашается с мнением ученика, то обводит его крестик на линеечке, если не согласен, то ставит крестик выше или ниже. Если оценка работы учителем совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это.

2 «Радуга» Обучающимся выдается карточка круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой зеленым цветом, 3 и более ошибок желтым цветом. Эффективно используется на обобщающих уроках. «Древо творчества» На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко урок прошел плодотворно, лист пропащий день, цветы довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа. «Мы вместе» Задачи: формирование адекватной самооценки, развитие саморефлексии, самоконтроля, положительной мотивации учения. Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2 строке самооценка ученика выполненного задания, в 3 оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает требуется разъяснение. «Лесенка успеха» Предлагается лесенка из 4 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. 1-я ступенька ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился; 2-я и 3-я ступеньки у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки; 4-я ступенька ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил. «Говорящие рисунки» В конце урока ребенок оценивает свою работу на уроке с помощью одного из 3-х рисунковпиктограмм. Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «спокойное». Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

3 «Карточка сомнений» На уроках при самостоятельной работе (домашней работе) обучающиеся делают пометки на полях: + — «Я понял все»; — — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;? «Не понял». «Пометки при работе с текстом» На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом обучающиеся делают пометки: V УЖЕ ЗНАЛ ЭТО + — НОВОЕ? НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС 0 ДУМАЛ ИНАЧЕ «Вопросы» 1) Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы: Что ты узнал на уроке? Чему научился? За что себя можешь похвалить? Над чем еще надо поработать? Какие задания тебе понравились? Какие задания показались трудными? Достиг ли ты поставленную в начале урока цель? 2) Сегодня на уроке я Мне удалось Я могу похвалить Я недостаточно Я старался 3) В конце четверти: Что удалось в этой четверти? По каким предметам результаты получились лучше? Что не получилось? В чем причина? Какую цель поставишь в следующей четверти? 4 В конце года: Какими результатами первой четверти можешь гордиться? Над чем еще необходимо поработать? По каким предметам возникали затруднения? В чем причина? Какую цель поставишь на следующую четверть? «Личный дневник школьника» (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева) На родительском собрании учитель знакомит родителей с дневником, с правилами работы с ним. После этого на классном часе учитель знакомит детей с содержанием дневника.

4 В начале каждой недели обучающиеся пишут цель на эту неделю, для этого отведена специальная строчка». В конце недели школьники могут оценить степень достижения цели. Данный метод можно использовать в начале и конце месяца, четверти, полугодия, года и т.д. Например: — начало недели: «На этой неделе буду активно работать на уроках», «Я постараюсь получать хорошие отметки» — конец недели: «Я выполнял домашние задания самостоятельно», «На этой неделе я получил 5 по русскому языку» и др. «Пишу и проверяю себя» (Н. М. Лаврова) Задачи: формирование адекватной самооценки, развитие взаимооценки, развитие саморефлексии, самоконтроля. Работу оценивают учитель, проверяющий ученик и сам ребенок. Для удобства предполагается различная цветовая маркировка: оцениваю себя сам синий цвет, у проверяющего ученика простой карандаш, у учителя красный. «Сосед по парте» Задачи: формирование адекватной самооценки, развитие взаимооценки, развитие саморефлексии, самоконтроля. Работу целесообразно проводить двумя способами: 1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочеты. 2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки обучающихся. «Порфолио» Портфолио тетрадь (папка), фиксирующая достижения обучающегося. Портфолио ведется с 1 класса. Портфолио может содержать грамоты, дипломы, рисунки, контрольные работы, поделки и т.п. свидетельства развития ребенка. Основными разделами портфолио (по А. В. Ивановой) являются: 1. Мои уроки самоконтроля и самооценки. 2. «Спидометр успехов». 3. Самооценка деятельности по четвертям. 4. Самооценка деятельности по внеурочной деятельности (секции, кружки, студии). 5. Самоанализ участия в классных делах и делах школы. 6. Самоанализ своей деятельности на каникулах. 7. Итоги за год и планирование на следующий учебный год. «Ладошка» Каждый обучающийся получает лист бумаги. Ребенку необходимо, приложив ладошку, обвести ее, в центре написать свое имя, а в каждом пальчике по одному хорошему качеству, которое каждый может в себе найти. Далее нарисованная ладошка раскрашивается. Законченные рисунки представляются группе, комментируются авторами. В завершении устраивается выставка «ладошек». В случае если ребенок не может найти у себя положительных качеств, учитель предлагает варианты таких качеств или помогает попросить помощи у одноклассников. «За что меня любит учитель»

5 Каждый обучающийся по очереди говорит, за что его любит учитель. Если возникает затруднение, помочь могут одноклассники или сам учитель (предлагает варианты). «Суперученик» Задачи: повышение самооценки, развитие личностного потенциала обучающихся, развитие рефлексии, речи, улучшение психологического климата в классе. Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает задание составить портрет «суперученика», который, без сомнения, сдаст любой экзамен. Сделать это нужно с соблюдением двух условий: во-первых, каждое качество должно принадлежать кому-то из участников подгруппы, и, во-вторых, у каждого участника подгруппы нужно заимствовать хотя бы одно качество. Например: «Для того чтобы успешно сдать экзамен, нужна такая сообразительность, как у Пети, вежливость, как у Оли» и т. д. «Самоубеждение» Задачи: повышение самооценки, снижение тревожности. Обучающиеся заполняют карточками позитивными фразами, пословицами, поговорками, девизами. В начале урока, перед контрольной работой (экзаменом), в случае неудач, тревоги дети перечитывают эти фразы. Например: «Я добьюсь своей цели, так как у меня есть необходимые предпосылки для ее достижения (знания, опыт и т. д.)», «Я обладаю комплексом положительных качеств», «Неудача урок на будущее», «Не надо печалиться вся жизнь впереди», «Я справлюсь!», «Я верю в свои возможности, я хорошо подготовлен», «Кто ищет, тот находит», «Нет людей, которые не ошибаются» и т.д. «Положительные личностные качества» Задачи: повышение самооценки, развитие уверенности в себе, саморефлексии. Обучающимися составляется список достоинств, привлекательных черт характера, способностей и достижений. Рекомендуется их регулярно перечитывать, особенно часто тогда, когда появляется пессимистический настрой, возникает чувство недовольства собой. «Самовознаграждение» Задачи: повышение самооценки, развитие уверенности в себе, саморефлексии. Обучающийся проводит награждение себя за любые, даже незначительные успехи, приближающие к достижению цели. Например: выполнить домашнее задание, получить «5», подойти к учителю с просьбой, выучить 1 билет, сказать комплимент однокласснику и др.

docplayer.ru

Самооценка как одна из форм оценивания познавательных метапредметных УУД учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС НОО.

Атрепьева Людмила Михайловна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Самооценка как одна из форм оценивания познавательных метапредметных УУД учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС НОО.

«Суди себя сам. Это самое трудное.

Себя судить куда труднее, чем других.

Если ты сумеешь правильно судить себя,

значит, ты поистине мудр»

Сегодня школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, сколько вооружить ребёнка способами действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения: «…входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступают как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать, чтобы учащиеся приобретали навыки и привычку ксамооценке и самоанализу (рефлексии)…»
Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя оценочная инстанция — САМООЦЕНКА. Школа может и должна помочь своим питомцам стать людьми самостоятельными, в частности, способными самостоятельно оценивать себя и других. Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Отметка как основной (чаще, единственный) инструмент оценивания ребенка в школе отменяет задачу развития умений самооценивания. Критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке своих достижений.

Некоторые важные приемы обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию.

1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.

2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.

3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.

4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого — знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.

Самооценка — элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личность, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, важный регулятор поведения.

Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успеху и неудачам.

1.Что нужно было сделать (цель)?

2. Удалось ли сделать (получить результат)?

3. Всё сделано правильно или есть недочѐты?

4. Сделал всѐ сам или с чьей-то помощью?

Приёмы формирования самооценки:

Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

«Копилка хороших ответов» На столе у учителя стоит коробка в виде копилки. Учащиеся кидают в неё жетончики, если считают, что дали хороший полный ответ. В конце урока жетоны подсчитываются, и учащийся определяет, какую оценку он бы себе поставил.

«Линеечка успеха» После выполнения работы (домашней, самостоятельной, практической, контрольной) на полях рисуется линейка, и учащийся отмечает на ней, как он оценивает свою работу. Потом сравнивает с оценкой учителя.

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

Учащимся предлагается закончить предложения:

-на сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался.

-я похвалил бы себя за.

— особенно мне понравилось.

-после урока мне захотелось.

-сегодня мне удалось.

«5 открытий урока»

-на уроке открыл для себя.

-сегодня меня удивило.

-возникли неожиданные мысли о.

-сегодня на уроке я узнал.

-сегодня я понял, что. пригодится мне в дальнейшем в жизни.

Маркировка на полях:

Позволяет учащимся оценить собственный вклад в работу, отследить соответствие результатов намеченным целям.

На доске 3 вазы.

На столе у учителя цветы разного цвета :

красный цветок- недоволен, сделал не всё, что мог;

синий — мог бы и лучше;

жёлтый— сделал всё, что в моих силах для успеха класса.

Если заполнена ваза жёлтыми цветами, значит все цели достигнуты, синими — есть недочёты в работе, красными- работа не принесла плодов.

Как один из способов формирования рефлексивной деятельности младших школьников я использую работу с фразеологизмами. Организую рефлексию трёх видов: рефлексию настроения учеников, рефлексию их учебной деятельности, рефлексию содержания учебного материала. С этой целью подобраны фразеологизмы, которые по своему лексическому значению характеризуют настроение (эмоциональное состояние) человека, характер деятельности или качество усвоения (понимания) учебного материала.

Фразеологизмы для оценивания эмоционального состояния

На седьмом небе от счастья.

Как в воду опущенный.

Взять себя в руки.

Не находить себе места.

Вырасти в своих глазах.

Фразеологизмы для самооценки познавательной деятельности

Засучив рукава – стараться изо всех сил.

Считать ворон – быть невнимательным, рассеянным.

Палец о палец не ударил – ничего не сделал.

Сидеть сложа руки – бездельничать , ничего не делать.

Работать спустя рукава – не стараться, относиться безответственно.

Работать не покладая рук – стараться.

Дело не по зубам – трудно, ничего не получается.

Фразеологизмы для самооценки усвоения содержания материала.

Зарубил на носу – запомнил.

Мимо ушей – не обращать внимания.

Кот наплакал – очень мало.

Горит в руках – все получается.

Задание не по зубам – трудное задание.

Каша в голове- не понял

Ни в зуб ногой – не понял.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Учащиеся должны быстро и лаконично проанализировать свою учебно-познавательную деятельность на уроке. Например: «Изучил правило правописания безударных гласных в корне слова. Всё понял. Было интересно».

«Чемодан, мясорубка, корзина»

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

«Анкета»Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

www.prodlenka.org

Совершенствование навыков самоконтроля и самооценки обучающихся на уроках русского языка в основной школе

учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 2»,

Изменения, происходящие в сфере образования на современном этапе, вызваны потребностью общества в новом социальном заказе – подготовке личности, «умеющей учиться», т.е. самостоятельно управлять своим познанием, а именно: умеющей планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе деятельности осуществлять самоконтроль и самооценку на разных этапах обучения.

Очевидно, что от способности обучающегося к самооценке и далее к самоанализу зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности. Это эффективный метод контроля и оценки, поскольку деятельность осуществляется самим обучающимся, а свобода выбора очень важна для подростка, что способствует развитию таких личностных качеств как умение мыслить критически, активно и целенаправленно познавать мир, умение работать в сотрудничестве.

Следует отметить, что у каждого преподавателя свои методы и приёмы формирования и совершенствования навыков самооценки и самоконтроля. Мы считаем, что грамотно построенный урок и подобранные задания для уроков самоконтроля и самооценки дают возможность подростку продемонстрировать результат уровня успешности овладения данной темой, получить одобрение результатов со стороны сверстников и отрефлексировать результаты в оценочном листе.

Оценочные инструменты позволяют отследить динамику продвижения обучающихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных оценочных инструментов учитываются программа и требования стандартов образования. При правильном определении целей достижения образовательных результатов и способов их оценки данные инструменты дают учителю всю необходимую информацию: как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигли учитель и класс в целом поставленных целей, что должно быть скорректировано в процессе последующего обучения. Благодаря критериальному подходу осуществляется обратная связь с учеником и родителями, причём гораздо более информативная, чем это позволяют традиционные отметки. Такой подход более трудоёмкий, чем выставление отметок, но именно он обеспечивает решение задач современного образования.

Оцениванию не подлежат темп работы, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и обучение ребенка процессу самоанализа и самооценки, причем самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке[1].

Предлагаем ознакомиться с некоторыми авторскими инструментами оценки.

Таблица 1. Карта самооценки.

Тип урока: урок самоконтроля и самооценки.

Рекомендации к использованию: данная карта использована при подготовке к контрольной работе по теме «Наречие». Самоконтроль и самооценка позволяют обучающимся проанализировать не только свои достижения или допущенные ошибки в работе, но и действия, направленные на принятие самостоятельных решений в продвижении и ликвидации проблем.

yamal-obr.ru

Скачать: Мастер-класс на тему "Использование методов самооценивания как способ развития самостоятельности учащихся"

4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися.

Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя оценочная инстанция — самооценка. В статье представлены

Учащимся предлагается закончить предложения:

Мастер-класс «Приемы формирования самооценки учащихся на уроках в начальной школе» 8 ноября 2018 года на базе ГБОУ гимназии №271 проведен мастер-класс для председателей ШМО учителей начальных

Учитель начальных классов Данилова Елена Николаевна познакомила участников мастер-класса с принципами и приемами безотметочного оценивания. В ходе выполнения практических заданий продемонстрировала необходимость введения критериального оценивания и его принципов; предложила сформулировать критерии оценивания на уроках письма.

CATEGORIES