Определение что такое самооценка

Завышенная самооценка: признаки, как влияет на жизнь, способы борьбы

Низкая самооценка негативно влияет на психологическое состояние человека

Что такое самооценка

В психологии определение самооценки дают по-разному. Например, Роберт Бёрнс (Англия) вписывает её в свою «Я-концепцию» и трактует как совокупность всех представлений человека о самом себе. У. Джеймс (США) относит её к первичным эмоциям и ставит в один ряд с гневом и болью. С. Л. Рубинштейн (Россия) считал её стержнем самосознания и показателем уровня развития каждого отдельного человека и одним из главных условий превращения индивида в личность.

Если обобщить работы отечественных и зарубежных психологов, самооценку можно определить как личностное образование, формирующееся под влиянием внешних факторов и саморазвития, регулирующее поведение человека и отражающее своеобразие его внутреннего мира.

Она необходима каждому для самоопределения. Адекватная или неадекватная, может привести либо к гармонии и счастью, либо к конфликтам, неврозам и неудовлетворённости жизнью.

Все люди обладают самооценкой. По частоте распространения завышенная самооценка стоит на втором месте. Кажется, что лучше обладать ею, нежели заниженной самооценкой. Однако нередко итогом неадекватной завышенной самооценки является резкий переход ее к заниженной.

– это переоценивание индивидом собственного потенциала. Такая самооценка может обнаруживать и положительное влияние, и отрицательное воздействие. Положительное влияние выражается в уверенности субъекта. К отрицательным воздействиям можно отнести повышенный эгоизм, наплевательское отношение к точке зрения или мнению окружающих, переоценку собственных сил.

Часто, неадекватно завышенная самооценка в случае неудач и неуспеха может ввергнуть индивида в пучину депрессивного состояния. Поэтому, какую бы пользу ни приносила завышенная самооценка личности, все же лучше пытаться удерживать ее под контролем.

Функции

Адекватное самооценивание выполняет ряд важных функций в жизни человека:

  • адаптационную — способствует социализации;
  • защитную — обеспечивает стабильность и независимость;
  • корригирующую — учит самоконтролю;
  • мотивирующую — заставляет идти вперёд, добиваться поставленных целей;
  • отражающую — позволяет увидеть себя со стороны;
  • прогностическую — стимулирует в начале деятельности;
  • развивающую — мотивирует к совершенствованию;
  • регуляторную — предоставляет выбор;
  • ретроспективную — позволяет сделать выводы по окончании деятельности;
  • терминальную — даёт возможность в любой момент остановиться;
  • эмоциональную — дарит ощущение гармонии, счастья, удовлетворенности собой.

При неадекватной самооценке данные функции нарушаются и приводят к снижению качества жизни.

Преимущества и недостатки

Завышенное оценивание себя означает, что человек верит в собственные способности. Такие люди не боятся пробовать новое. Но слепая вера приводит к неадекватному восприятию объективного мира. Вот почему нельзя точно сказать, завышенная самооценка, хорошо это или плохо.

Восприятие себя должно быть адекватным. Если сравнивать завышенное и низкое самолюбие, стоит выбрать первый вариант.

Самолюбие не так заслуживает осуждения, как недостаток самоуважения. (Уильям Шекспир)

Пониженная самооценка делает человека некоммуникабельным, замкнутым, трусливым. Завышенная заставляет его идти вперед.

Какая бывает самооценка

Уровни

По уровню может быть:

  • заниженная (низкая);
  • адекватная;
  • завышенная (высокая).

Внутри них могут различаться градации:

  • завышенный уровень: выше среднего, высокий, неадекватно высокий;
  • заниженный: ниже среднего, низкий, неадекватно низкий.

Самые серьёзные проблемы с самооценкой возникают при её крайних градациях — если она неадекватно высокая или неадекватно низкая. При отсутствии психологической помощи это приводит к социальной дезадаптации, профессиональной несостоятельности, неудачам в семейной жизни. Человек не реализует себя ни в каких сферах и замыкается, что провоцирует различные расстройства личности и даже суицид.

В зависимости от актуальности:

  • прогностическая (та, что была в прошлом);
  • актуальная (та, что сейчас);
  • ретроспективная (та, что может сформироваться в будущем).

В зависимости от распространения:

  • общая (проявляется человеком по жизни в большинстве ситуаций);
  • частная (на работе, в семье, с друзьями);
  • конкретно-ситуативная (в непредвиденных ситуациях, с малознакомыми людьми).

В зависимости от протекания:

  • конфликтная / деструктивная;
  • бесконфликтная / конструктивная.

В зависимости от постоянства:

  • устойчивая / стабильная;
  • неустойчивая / нестабильная.

Последняя классификация используется достаточно часто, так как нестабильная самооценка может привести к психическим проблемам. Например, начальник-тиран на работе превращается в смиренного подкаблучника дома. Результат — диссоциативное расстройство идентичности. Или девушка ещё недавно проходила курс лечения от алопеции и считала себя хуже всех, а сегодня она выиграла конкурс красоты, пусть и региональный, и мнит себя уже чуть ли не богиней. Диагноз — мегаломания.

Поэтому так важно своевременно сформировать и постоянно поддерживать основы стабильной самооценки: самоанализ, саморазвитие и здоровые отношения с окружающими людьми.

Характерные проявления

Человек считает, что он лучше других, часто берет задачи, которые не способен выполнить, так как не может рассчитать свои силы

Давайте рассмотрим, что собой представляют признаки завышенной самооценки.

  • Человек сильно самоуверенный.
  • Он стремится достичь высоких результатов в карьере, даже когда совершенно неспособен это сделать.
  • Абсолютно уверен в том, что всегда прав. Он не прислушивается к чужому мнению.
  • Любую критику, направленную в его адрес, он отвергает, считает ее неверной и оскорбительной.
  • Не имеет никаких авторитетов, считает, что только он знает, как нужно поступать и как жить.
  • Не станет принимать чужую помощь, ведь он сам все может.
  • При возникновении каких-либо ошибок, винит людей, которые рядом, но только не себя.
  • В разговорной речи часто присутствует местоимения «я».
  • Допущение ошибок сильно болезненно воспринимается. Человек скрывает их до последнего.
  • Последнее слово всегда должно быть за ним.
  • Такой человек не способен извиняться и просить прощения.
  • Постоянно соперничает с другими людьми, чтобы доказать, что он самый лучший.
  • Стремится быть идеальным.
  • Он не способен просчитывать возможные риски, из-за чего нередко попадает в передряги.
  • Такой человек сильно боится, что в его образе увидят слабое, беззащитное существо.
  • Такую личность можно с легкостью назвать эгоистом.
  • Для него важно больше говорить, чем кого-то слушать.
  • Тон речи всегда высокомерен, характерны приказные просьбы.

Краткая характеристика уровней

Основные черты характера человека, у которого адекватная самооценка:

  • реалистичный взгляд на себя и свои достижения;
  • критическая оценка своих возможностей;
  • постановка целей, которых можно достичь;
  • состояние гармонии;
  • уверенность в себе и своих силах;
  • реализация своих талантов и способностей;
  • доброжелательность, но в то же время умение сказать в нужной ситуации «нет»;
  • умение признавать свои ошибки и исправлять их;
  • самодисциплина;
  • постоянное саморазвитие.

У таких людей, как правило, стабильный карьерный рост, хорошие отношения в семье, круг друзей, уважение окружающих.

При завышенном уровне наблюдаются:

  • непоколебимая уверенность в собственной правоте;
  • навязывание всем вокруг своего мнения;
  • непримиримость в спорах, неумение проигрывать;
  • непризнание своих ошибок;
  • постоянное соперничество со всеми;
  • возложение вины и ответственности за неудачи на других;
  • отрицание собственных недостатков;
  • эгоистичность.

Люди с таким характером могут достичь карьерных высот, но становятся начальниками-деспотами. В семейной жизни это мужья-деспоты и жёны-стервы. Друзья у них заводятся редко. Окружающие стараются их избегать.

Заниженный уровень характеризуется:

  • постоянной самокритикой;
  • неудовлетворённостью собственным поведением, поступками, всей жизнью;
  • обидами на любую критику;
  • нерешительностью;
  • боязнью ошибок;
  • зависимостью от чужого мнения;
  • стремлением угодить всем;
  • неумением говорить «нет»;
  • постоянным чувством вины, которое со временем становится невротическим;
  • пессимизмом;
  • завистью к достижениям и успехами других людей;
  • склонностью к слухам и сплетням.

Такие люди редко добиваются профессиональных высот. Это безынициативные серые мышки, которые, однако, могут неплохо справляться с рутинной работой. В семье это мужья-подкаблучники, занимающиеся детьми и хозяйством, и смиренные жёны, во всём потакающие мужу. Друзья если и есть, то такие же, как и они. Отношения с окружающими не ладятся, так как в обществе они чаще всего изгои.

Сущность понятия

Завышенная самооценка — это переоценивание человеком своих возможностей, ориентация исключительно на успех любого мероприятия, в котором он участвует, идеализация собственной личности. Неудачи для него не более как случайность, следствие неблагоприятно сложившихся обстоятельств и чужих ошибок. А критика – всего лишь проявление зависти со стороны других и несправедливые придирки.

Такое отношение нередко становится причиной возникновения конфликтных ситуаций, в которых люди с завышенной самооценкой ведут себя эмоционально, не сдержанно и не терпят поражений. Это приводит к трудностям в социальной адаптации: если они занимают руководящие посты, становятся начальниками-тиранами и деспотами, а если нет — остаются одиночками, так как общаться с ними окружающие не хотят.

Как формируется

Детская

Дошкольники

У дошкольника, как правило, самооценка слегка завышена, и это не является патологией. Они ещё только учатся жить в окружающем мире, идеализируют и его, и себя, стараясь быть похожими на взрослых. Маленьких детей никто не будет критиковать за внешность. Ими все умиляются, их наряжают, словно кукол, восхищаются ими. За поведение их могут поругать, но делают это те люди, которым они доверяют. Несмотря на наказания, они всё равно знают, что их любят.

Однако стоит учитывать, что фундамент самооценки закладывается именно в этом возрасте.

Заниженная на данном этапе возникает у детей из неблагополучных семей, если они не слышат слов восторга в свой адрес и не видят красивых нарядов. Впоследствии, даже если они сумеют достичь определённых высот, всегда будут сомневаться в себе.

Завышенная — с точностью до наоборот: ребёнку покупается всё самое лучшее и внушается его исключительность. В будущем, даже если он не реализует себя, у него может развиться мания величия. Психотерапевтам бывает крайне трудно докопаться до сути такого раздутого на пустом месте самомнения.

Младшая школа

У младших школьников самооценивание претерпевает значительные изменения. К мнению родителей о ребёнке прибавляется отношение учителей и одноклассников, и оно может быть разным. Одновременное формирование дисциплинированности и социальная адаптация постепенно начинают снижать планку. Оказывается, на фоне других он не самый умный, не самый красивый и т. д. При адекватной поддержке родителей проблем не возникнет. Если же взрослые будут ругать ребёнка за каждую неудачу в школе, самооценка будет стремительно падать.

Средняя школа

С 5 по 7 класс относительно спокойный период. Гормональный всплеск, экзамены, влюблённости и другие испытания ещё впереди, поэтому дети оценивают себя более-менее адекватно. Раздутое самомнение диагностируется у избалованных родителями, любимчиков учителей и неформальных лидеров в классах. Заниженная самооценка тянется из детства и начальной школы, превращая детей в серых мышек и изгоев.

Старшая школа

Согласно статистике, около 50% старшеклассников не способны оценивать себя адекватно. Причин много: половое созревание с гормональными всплесками, неразделённая любовь, профориентация, предстоящие экзамены, страхи перед будущей жизнью за стенами школы. Большинству подростков в возрасте 13-17 лет требуется помощь психолога.

Мужская

Формирование самооценки у мужчин в детском возрасте происходит под влиянием совокупности разных факторов: воспитания родителей, отношений с друзьями, успехов в школе, внешности. Даже если в какой-то из этих областей существуют проблемы, мальчики тут же реализуют себя в чём-то другом.

Наглядный пример: вундеркинд, обладающий тщедушным телосложением, терпит крах на уроках физкультуры, но при этом занимает призовые места в олимпиадах по математике. Или двоечник, которому не даются науки, уходит в спорт и добивается результатов там.

Во взрослом возрасте мужская самооценка зависит преимущественно от карьерного роста, доходов и социального положения.

Согласно статистике, 20% мужчин обладают заниженной самооценкой, 40% — завышенной и 40% — адекватной.

Женская

Самооценка женщины чаще всего формируется под влиянием папы. Если он воспитывал её как принцессу (в разумных пределах), проблем во взрослом возрасте обычно не возникает. Если он не сумел найти к дочке подход или вовсе отсутствовал, определяющим фактором становится воспитание мамы, а в подростковом возрасте сначала — влияние подруг, а затем — внимание мальчиков.

Во взрослом возрасте женская самооценка во многом зависит от внешности и признания со стороны мужчин. Даже железные леди, занимающие руководящие посты, внутри чувствуют себя хрупкой девушкой, которая ждёт защиты и комплиментов от слабого пола.

Согласно статистике, 75% женщин обладают заниженной самооценкой, 10% — завышенной и 15% — адекватной. Это объясняется склонностью к самокопанию, пристальным и не всегда обоснованным вниманием к мельчайшим деталям, высокой требовательностью к себе.

Несмотря на то, что фундамент самооценки закладывается ещё в детстве, её развитие происходит на протяжении всей жизни, так как зависит от внешних факторов: карьеры и социальной адаптации в первую очередь. В пример можно привести звёзд, добившихся мировой славы, которые в детстве подвергались унижениям со стороны сверстников или родителей. Джулия Робертс, например, ненавидела себя за большой рот, а Сильвестр Сталлоне — за паралич лицевого нерва. Сейчас они успешны, всеми любимы и довольны собой.

Предназначение самостоятельной оценки личности

Проводимые исследования позволили выявить, что самостоятельная оценка человеческой личности обладает тремя важными функциями:

  • регулировка, оказывающая влияние на личностный выбор;
  • защита, служит залогом психической стабильности и независимой поведенческой модели;
  • развитие – способствует постоянному саморазвитию.

Основываясь на этом факте, специалисты из области психологии рекомендуют своим пациентам как можно чаще сосредотачивать внимание на самом себе. Только проведя детальный анализ собственных качеств, можно найти ответы на многочисленные вопросы. Помимо этого, подобный подход позволяет избавиться от различного «хлама», который мешает саморазвитию. Наведение внутреннего порядка, устраняет имеющиеся конфликты и позволяет достичь гармонии.

Личностная самооценка является важным звеном в формировании человеческого самосознания.

Самооценка представляет собой мнение индивида относительно себя и собственной значимости
Детальный анализ собственных возможностей, навыков и индивидуальных черт характера, позволяет определить свое назначение в социуме. При помощи самоотчета, самоанализа и самонаблюдения, человек производит сравнение собственной личности с окружающими людьми. Важно понимать, что этот элемент самопознания не имеет схожих черт с банальным любопытством. В рассматриваемом вопросе, в качестве стимулов развития личности, выступают такие качества, как самосовершенствование, самолюбие и желание достичь успеха. Именно эти цели толкают человека вести каждодневную борьбу с самим собой и постоянно расширять круг своих интересов.

Самооценка — это единственный способ познать собственное «Я», сравнив свои прошлые поступки с планами на будущее. Анализ различных аспектов своей индивидуальности позволяет ознакомиться с собственными достоинствами и недостатками, а также определить стратегию развития собственной поведенческой модели в различных условиях. Именно этот анализ, является механизмом запуска нравственного саморазвития.

Самооценивание личности подразделяется на два ключевых элемента: эмоциональный и когнитивный. Первый отвечает за взаимосвязь с индивидуальными чертами собственной личности, среди которых следует выделить темперамент, характер, модель поведения и привычки. Когнитивная сфера основывается на информации, что поступает из внешнего мира.

Диагностика

Дембо-Рубинштейн

Одна из самых известных и адаптированных диагностических методик — Дембо-Рубинштейн. Она была разработана в 1962 году Т. В. Дембо (американским психологом), а затем дополнена в 1970 году С. Я. Рубинштейном (советским психологом).

Психолог последовательно чертит на листе бумаги вертикальные линии, объявляя, что это шкалы счастья, характера, ума и здоровья. Человеку даётся задание отметить на них себя. После этого его просят показать, где на этих столбиках, по его мнению, располагаются счастливые люди. Нетрудно догадаться, что под ними ставят себя те, у кого низкая самооценка; над ними — у кого завышенная; где-то рядом — у кого она адекватная.

Рубинштейн, используя модификацию пробы Де Греефе, дополнил данную диагностику детским вариантом. Школьникам при работе со шкалой ума предлагается сравнить себя с учителем и одноклассниками и т. д.

Шкала Занга

Цель методики — выявить уровень самооценки тревожности. Она была разработана психотерапевтом В. Зангом в Университете Дьюка (Северная Каролина, США). Шкала самооценки представляет собой 20 утверждений, на которые нужно дать односложные ответы:

Перед заполнением бланка опросника предупреждают, что ответы надо давать, исходя из собственного состояния за последние 5-6 дней.

Далее психолог суммирует баллы и получает результат:

  • до 44 — норма / соответствует адекватной самооценке;
  • 45-59 — лёгкая или средней степени тревожность / самооценка требует корректировки, может быть как завышенной, так и заниженной;
  • 60-74 — ярко выраженная или тяжёлой степени тревожность / низкая самооценка;
  • 75-80 — крайне тяжёлое тревожное расстройство / критически заниженная самооценка, требующая серьёзного вмешательства специалиста.

Шкала Занга (сокращённо она называется ZARS — Zung Anxiety Rating Scale) позволяет определить самооценку человека, а не только степень его тревожности.

Листы самооценки

Активно используются учителями, совместно со школьными психологами, или руководителями. Позволяют выявить, как оценивают себя ученики / работники на уроке / на рабочем месте. Регулярное отслеживание результатов позволяет определить уровень самооценки человека.

Примерный лист самооценки для младшего школьника:

Работникам обычно предлагается оценить по десятибалльной шкале такие показатели, как:

  • объём выполненных рабочих заданий;
  • качество их выполнения;
  • компетентность;
  • самостоятельность;
  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации;
  • пунктуальность, дисциплинированность;
  • бережливость;
  • надёжность;
  • отношения с коллегами;
  • отношения с начальством;
  • инновационная активность, креативность, творческий потенциал;
  • общественная работа.

С результатами подобных диагностических листов работают штатные психологи. В клинических и запущенных случаях они оказывают посильную помощь или направляют к более опытному и профессиональному специалисту.

Диагностика не исчерпывается данными методиками, их гораздо больше. Но чаще всего используются именно тестовые опросники (Лири, Розенберга, Айзенка, Будасси, Кеттелла, Шур и других).

Предупреждение. Многочисленные онлайн-тесты не дают точного представления об уровне самооценки по разным причинам: неизвестное авторство, неподобающая обстановка и состояние (психолог подготавливает к подобной диагностике), краткая и непрофессиональная интерпретация результатов, одноразовый и развлекательный характер. Так что, если вам интересная данная тема, либо отправляйтесь на консультацию к профильному специалисту, либо ищите авторские знаменитые опросники.

Признаки ↑

Человек, оценивающий себя объективно, обладает следующими чертами, отличающими высокий уровень самооценки:

  • уважает себя, свою внутреннюю свободу;
  • уважает свободу других;
  • не идет на поводу у общепринятых правил, противоречащих его пониманию здравого смысла и честности;
  • мыслит и действует проактивно;
  • готов прийти на помощь, но не навязывается;
  • может легко попросить о помощи, если это необходимо;
  • способен ставить цели перед собой и добиваться их достижения;
  • осознавая свои сильные и слабые стороны, прекрасно понимает как вдохновлять других на свершения;
  • способен вести людей за собой.

Человек с высокой самооценкой сразу выделяется среди людей. Свойственная ему проактивность мышления помогает формировать себя как лидера. Прежде всего лидера для себя, а затем и для других.

Техники работы

В НЛП (нейролингвистическом программировании) есть различные техники работы с самооценкой для её коррекции и правильного формирования.

Позитивный настрой

Важно положительно оценивать каждую ситуацию. Если она была успешной — похвалить себя, если провальной — сделать выводы и провести работу над ошибками. Данная техника предполагает проговаривание аффирмаций, самоубеждение.

Список слабых и сильных сторон

Создаются 2 списка. В первом указываются положительные качества и черты характера, во втором отрицательные. На работу с каждой слабой стороной отводится определённое количество времени (3 дня, неделя, месяц, полгода). По прошествии срока подводятся итоги и списки переписываются заново.

Списки ожиданий — собственных и окружающих

В одном списке содержатся ваши собственные цели и задачи, в другом — что ожидают от вас окружающие. Пункты сравниваются, пересечения остаются, а параллели выбрасываются или ставятся на паузу в зависимости от ваших собственных желаний.

  • родители хотят, чтобы вы получили высшее образование;
  • молодой человек видит в вас домохозяйку и мать своих детей;
  • подруга уговаривает открыть собственную студию звукозаписи.

Вы сами планируете стать владелицей студии — этот пункт оставляется. Возможность закончить вуз вы тоже не отбрасываете, но это в перспективе — ставите на паузу. А вот домохозяйкой вы точно не хотите быть — вычёркиваете.

В чём суть техники? Она поможет чётко расставить смысловые приоритеты не только перед собой, но и перед окружающими. Вы сможете озвучить им свои планы и двигаться к намеченной цели.

Самоанализ

Ежедневно перед сном рекомендуется мысленно или письменно анализировать, как прошёл день, что значимого случилось, степень вашего участия в произошедшем. Попытаться понять, почему вы поступили в той или иной ситуации так, а не иначе, что можно исправить, каких ошибок нужно избегать в будущем.

Целеполагание

Подумайте, к какой цели вы стремитесь и что у вас есть для её достижения. Соответствует ли уровень ваших притязаний вашим возможностям? Хотите стать начальником отдела? Подумайте, сможете ли вы везти на себе эту ношу, как на это смотрят ваши коллеги, родные, близкие. Если ожидания совпадают — у вас адекватная самооценка, добивайтесь желаемого. Если вы хотите, а окружающие нет, поговорите с ними (открыто, без агрессии), почему, и начинайте работу по снижению своих планок. Если наоборот — научитесь смотреть на себя со стороны и мыслить о себе в позитивном ключе.

Все вышеперечисленные техники — это самостоятельная работа над самооценкой, позволяющая адекватно смотреть на себя со стороны. Однако в некоторых случаях необходима помощь специалиста. У психологов свои методы коррекции.

Тренинг

Психолог может записать вас на различные групповые тренинги. Они учат общаться, смотреть на себя глазами других, доверию. Для этого используются тесты, ситуативные задачи, ролевые игры.

Методика трёх вопросов

У психологов есть превосходная техника, состоящая всего из трёх вопросов: Какой я? Чем я отличаюсь от остальных? Как я отношусь к себе? Ответы могут обсуждаться в течение нескольких часов, дней и даже недель. Результат курса — формирование адекватного отношения к себе и видения себя в окружающем мире.

Эго-состояние по Бёрну

Популярная техника, используемая для работы с разными психологическими проблемами. Клиент оценивает отношения между тремя образами, которые живут внутри него: Родителем, Взрослым и Ребёнком. При адекватном самооценивании они мирно сосуществуют, при завышенном правит капризный и эгоистичный Ребёнок, при заниженном всем руководит строгий Родитель. Задача коррекционного курса — сделать их равными.

Самооценка — одно из основополагающих понятий в психологии, на котором базируются многие другие. Некоторые расстройства личности, лишь косвенно связанные с физиологией, берут начало отсюда. Поэтому нужно постоянно следить за собой, чтобы под влиянием каких-то факторов, не опустить или не поднять эту планку. Ведь от этого будут зависеть ваша успешность и самодостаточность.

Особые случаи

Как уже было сказано, завышенная самооценка у ребёнка связана с неправильным воспитанием в семье или школой. Поэтому коррекция направлена прежде всего на работу с родителями и учителями. Чем меньше детям лет, тем легче проходит курс исправления. До наступления подросткового возраста у них всё ещё высок авторитет взрослого, поэтому привить ему здоровые навыки поведения и общения проще.

Однако и здесь родителям придётся набраться терпения, так как нужно будет буквально ломать и себя (ваш ребёнок — не исключительный), и своё чадо. Приготовьтесь к слезам, бунту, истерикам, но с опытным психологом все эти углы будут сглажены.

А вот коррекция завышенной самооценки подростков более затруднительна. Патология в данном возрасте имеет две направленности: синдром отличника и нарциссизм. С первыми работать проще, так как они, несмотря на неадекватное восприятие своих достижений, всё-таки отличаются высокими интеллектуальными способностями и при постоянных беседах с психологом начинают видеть свои недостатки. Как показывает практика, некоторым достаточно показать результаты пройденного теста, чтобы они сделали соответствующие выводы и начали работать над собой (под руководством профильного специалиста, конечно, и при поддержке родителей и учителей).

Гораздо сложнее бывает справиться с нарциссизмом, когда у подростка неплохие внешние данные и он считает себя неотразимым. Во-первых, они с высоты своего подиума не замечают и игнорируют остальных, поэтому практически не имеют друзей. Во-вторых, у них неправильно формируется шкала ценностей: главной в жизни становится внешность, а интеллект, характер, внутренний мир остаются далеко позади. Последствия могут быть плачевными: любовные неудачи нередко приводят к суициду, депрессии, анорексии, наркомании.

Несмотря на всю серьёзность проблемы, психологи имеют в своём арсенале достаточно средств, чтобы вернуть ребёнка к нормальной жизни. Главное — сделать это своевременно.

Рекомендуемые книги

  • Аспер К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка.
  • Брайан Трейси. Самооценка.
  • Бранден Н. Шесть столпов самооценки.
  • Гюру Э. Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей.
  • Ковалевский В. Оптимальная модель мышления и логика объективной самооценки.
  • Корягин А., Бариева Н., Кошлакова Ю., Боровкова Д. Самооценка и уверенное поведение.
  • Литвак Б. 7 шагов к стабильной самооценке.
  • Лоренц Т., Оппитц Ш. Самооценка. Повышай свою уверенность!
  • Макги П. Самооценка.
  • Никулина И. Развитие самооценки школьников с нарушением зрения.
  • Новиченкова Е. Ю. Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку.
  • Полетти Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо.
  • Требунская О. Матрица жизни. Самооценка и удовлетворенность.
  • Удилова И. Самооценка по-женски. Стань уверенной в себе женщиной.

Огромной популярностью пользуются работы спикера-миллионера Брайана Трейси. Он канадец и мотивирует людей на саморазвитие. Его аудиокнигу «Самооценка» можно скачать в Интернете в открытом доступе.

Популярен и Михаил Лабковский — семейный и индивидуальный психолог. Он придерживается точки зрения, что завышенная оценка позволяет добиться максимальных высот в жизни, а низкая тянет на дно и топит там. Почитать его эссе и лекции онлайн на эти темы весьма интересно.

cosmeton.ru

САМООЦЕНКА

(англ. self-esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

С. выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция С., обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицат. влияние на развитие.

С. развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую С., которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные С., характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. С. м. б. разного уровня осознанности и обобщенности.

С. характеризуется по след. параметрам: 1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая С.; 2) реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С.; 3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная С.; 4) временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная С.; 5) устойчивости и др.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая С. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая С. (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицат. влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С., а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.

С. формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др. См. также ЗЕРКАЛЬНОЕ Я. (А. М. Прихожан.)

Добавление ред.: Рос. психологи нередко называют С. любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д. Напр., в сб. с амбициозным названием «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации» предлагается «тест» под названием «Шкала самооценки» (Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина), который считается методом С. уровня тревожности (как состояния и свойства личности). «С.» здесь противопоставляется, напр., экспертной оценке.

Значения в других словарях

  • самооценка — САМООЦЕНКА Оценка спортсменом своих качеств, физического и психического состояния, возможностей, поведения, места среди др. людей, взаимоотношений и т. д., используемая тренером в процессе психологического контроля. Словарь спортивных терминов
  • самооценка — Самооценка, самооценки, самооценки, самооценок, самооценке, самооценкам, самооценку, самооценки, самооценкой, самооценкою, самооценками, самооценке, самооценках Грамматический словарь Зализняка
  • самооценка — орф. самооценка, -и, р. мн. -нок Орфографический словарь Лопатина
  • Самооценка — Оценка собственной личности, ее значения, достоинств, недостатков, а также совершенных поступков; у психически больных может изменяться под влиянием преобладающего настроения; сниженная С. наблюдается при депрессиях, повышенная — при маниакальных состояниях. Медицинская энциклопедия
  • самооценка — Сам/о/о/це́н/к/а. Морфемно-орфографический словарь
  • самооценка — сущ., кол-во синонимов: 1 оценка 44 Словарь синонимов русского языка
  • Самооценка — Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важнейшим регулятором её поведения. Большая советская энциклопедия
  • самооценка — -и, ж. Оценка человеком самого себя, своих качеств и места среди других людей (являющаяся одним из важнейших регуляторов поведения человека). [Самгин] далеко не всегда откровенно ставил перед собою некоторые острые вопросы, способные понизить его самооценку. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. Малый академический словарь
  • самооценка — самооценка ж. Оценка самого себя, собственных достоинств и недостатков. Толковый словарь Ефремовой
  • Самооценка — Оценка субъектом своих личностных особенностей и поступков. Зависит от состояния аффекта, бредовых переживаний и др. Должна учитываться при анализе анамнестических сведений. С. является одним из наиболее частых методов экспериментально-психологического исследования. Толковый словарь психиатрических терминов
  • САМООЦЕНКА — САМООЦЕНКА — англ. self-rating/ evaluation; нем. Selbsteinschatzung. l. Оценка индивидом самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков и соц. позиции. 2. Самоуважение, вера в себя, гордость. Социологический словарь
  • самооценка — САМООЦ’ЕНКА, самооценки, ·жен. (·книж. ). Оценка самого себя, рассмотрение своих собственных достоинств и недостатков. «Трудовая, бойкая жизнь сильно приподняла ее самооценку.» М.Горький. «Мертвые люди, потерявшие всякое уважение к себе, лишенные способности к самооценке.» М.Горький. Толковый словарь Ушакова
  • самооценка — САМООЦЕНКА, и, ж. Оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков. Трезвая с. Толковый словарь Ожегова
  • самооценка — • высокая

Словарь русской идиоматики

  • САМООЦЕНКА — САМООЦЕНКА — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди др. людей; один из важнейших регуляторов поведения личности. Большой энциклопедический словарь
  • Самооценка — Элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Педагогический терминологический словарь
  • самооценка — САМООЦЕНКА -и; ж. Оценка самого себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. Критическая с. Способность к самооценке. Дать самооценку. Трезвая с. Толковый словарь Кузнецова
  • gufo.me

    Самооценка



    Самооценка, по мнению психологов, и есть то качество, которое позволяет нам достичь невиданных высот и довольства собой или превратить в никчемное существо без каких бы то ни было притязаний.

    Определение самооценки звучит так: самооценка — процесс и результат оценивания личностью собственных качеств и достоинств.

    Таким образом, самооценка состоит из двух подвидов:

    • самооценка личности — то, как личность оценивает себя и свое положение в жизни;
    • конкретно-ситуативная самооценка — то, как человек оценивает себя в какой-либо конкретной ситуации.

    Предметом интереса психологов в обычной жизни чаще всего служит именно первый вид — самооценка личности.

    Человек с достаточно высоким уровнем самооценки уверен в себе, не теряется в сложной ситуации и не боится ставить перед собой какие-то сложные и трудновыполнимые цели. И чаще всего ему все удается.

    Низкий уровень самооценки, напротив, мешает нам в осуществлении наших желаний и целей.



    Что интресно, уровень самооценки человека может совершенно не соответствовать его действительным качествам и возможностям. Это происходит прежде всего потому, что на самооценку влияет множество факторов:

    • мнение и отношение других людей;
    • степень успешности;
    • уровень самооценки, которого стремится достичь человек (притязания);
    • мнение личности о самой себе;
    • эмоциональное состояние;
    • степень уверенности в себе;
    • уверенность или неуверенность в собственной способности адекватно реагировать в сложной ситуации.

    Иногда вы можете сами понять, что слишком низко оцениваете себя. Но если вы слишком застенчивы или вас постоянно убеждали (или даже до сих пор убеждают), что вы ни на что не способны, то, скорее всего, у вас даже не возникает мысли усомниться в оценке окружающих. В таких случаях нужна помощь специалиста. Ведь коррекция, начатая вовремя, при вашем, конечно, большом желании, может принести замечательные результаты.

    Люди, которые решились на встречу с психологом, учатся смотреть на свои поступки, удачи и неудачи с другой стороны, относиться к себе с большим уважением и доверием.

    Для начала психолог определит ваш уровень самооценки. Вам предложат специальные таблицы, с помощью которых психолог выясняет особенности самооценки личности, определяет ее адекватность и дает рекомендации по коррекции.



    Адекватная самооценка бывает высокой, низкой или средней. Если речь идет о завышенной или заниженной самооценке, значит, она не подходит под определение адекватной.

    Под адекватной самооценкой в данном случае подразумевается верная оценка своих возможностей, способностей и положения в жизни.

    Адекватность самооценки определяется психологом путем анализа реальных и желаемых (идеальных) притязаний и возможностей человека. Высокий уровень самооценки обычно характерен для успешных, уверенных в себе людей, ставящих реальные цели и имеющих достаточно сил и умения их достичь

    Низкая самооценка формируется у людей слишком стеснительных, стремящихся избегать сложных ситуаций и решительных действий. Тем не менее, оба примера относятся к адекватной самооценке.

    Однако случается, что человек слишком высоко оценивает себя и свои возможности, неоправданно возвышает себя над окружающими людьми, или наоборот. Такие люди подпадают под определение личностей с неадекватной завышенной или заниженной самооценкой.

    Уровень самооценки человека формируется с детства. Родители, во всем потакающие чаду и захваливающие его буквально по любому ничтожному поводу, вряд ли поступают правильно, так как рискуют вырастить человека с завышенной самооценкой, что в дальнейшем может очень плохо сказаться на нем.

    Психологи, изучая особенности самооценки, выявили, что этот фактор может зависеть от возраста и даже пола.

    В связи с этим написано множество исследований об особенностях самооценки детей младшего школьного возраста, особенностях самооценки подростков и так далее.

    Различные особенности самооценки могут также проявляться в разных ситуациях. Например один и тот же человек способен по разному относиться к себе и определять свои возможности на рабочем месте, в окружении друзей или в повседневной частной жизни.

    Самооценка женщины тоже может обладать некоторыми особенностями. На сегодня, к примеру, одной из самых изучаемых тем являются особенности самооценки женщин, страдающих бесплодием.

    Самооценка женщины вообще отличается от самооценки мужчин. Главной причиной, считают психологи, является то, что современная женщина, хотя и имеет больше возможностей, все же отказывает себе сознательно в некоторых притязаниях.

    Например, на высокий руководящий пост или яркую политическую карьеру позволяет себе претендовать лишь малое количество представительниц прекрасного пола. Зачастую, как уже было сказано, женщина отказывает себе в этом по собственной воле, руководствуясь тем, что данные желания характерны для мужчин и одобряются обществом, как чисто мужские притязания.

    Конечно же, этот фактор не самым благоприятным образом влияет на самооценку женщины, тем более, если она имеет достаточно сил и возможностей достичь своей цели.

    Тест на самооценку

    Как уже говорилось, определение самооценки — работа психолога. Однако если вам интересна эта тема, можно попробовать определить уровень самооценки с помощью популярных тестов на самооценку, адаптированных для широкой публики.

    Для этих целей я выбрала несложный тест на самооценку, который вы сможете анализировать самостоятельно.

    Вам предлагается ряд вопросов, на которые нужно дать ответы из представленных вариантов. Каждому ответу соответствует определенное количество баллов, которое вам и нужно будет подсчитать после прохождения теста.

    • Почти всегда — 4
    • Часто — 3
    • Бывает — 2
    • Изредка — 1
    • Никогда — 0

    Вопросы теста на самооценку

    • Я подвержена напрасным волнениям.
    • Я нуждаюсь в поддержке друзей.
    • Я опасаюсь показаться глупее, чем есть.
    • Я не уверена в своем будущем.
    • Я выгляжу хуже других.
    • Я часто расстраиваюсь из-за того, что люди меня не понимают
    • Я чувствую себя неуверенно, если мне приходится разговаривать с другими людьми
    • Я не оправдываю ожиданий других людей
    • Я часто ощущаю скованность.
    • Я всегда жду неприятностей.
    • Я чувствую, что завишу от мнения людей.
    • Мне кажется, что люди обсуждают меня, стоит мне выйти из помещения.
    • Я не уверена в собственной безопасности.
    • Нет никого, кому бы я могла рассказать, о чем я думаю.
    • Когда я успешно справляюсь с чем-то, другие люди не придают этому достаточного значения.

    Анализ теста на самооценку

    Ваш результат менее 10 баллов. К сожалению, у вас имеются признаки завышенной самооценки, вам есть над чем поработать. Вы часто ввязываетесь в конфликты, которые возникли с вашей же подачи. Людей отпугивает ваше высокомерие, поэтому вам так трудно завести дружеские и близкие отношения. Постарайтесь правильно определить реальность уровня ваших возможностей и притязаний.

    Ваш результат более 30 баллов. Тут тоже есть над чем работать — в противоположность примеру, приведенному выше, у вас явно заниженная самооценка. Постарайтесь относиться к себе с большим уважением и верой в свои силы. Доверяйте людям, и они вам помогут повысить уровень самооценки.

    Ваш результат между 10 и 30-ю баллами. Вас можно поздравить — адекватность и уровень самооценки у вас в полном порядке. В сложной ситуации вы вполне способны справиться с собой и даже оказать помощь тем, кто не так уверен в себе.

    Этот тест на самооценку, конечно, нельзя считать точной диагностикой вашего уровня, тем не менее, он позволит вам понять, по каким критериям происходит определение самооценки.

    От себя хочу добавить — верьте в себя и свои силы. Не позволяйте чужому мнению и обстоятельствам взять над вами верх. Если вы сомневаетесь в адекватности собственной самооценки или хотите повысить ее уровень, лучше всего обратиться к специалисту, который даст индивидуальные рекомендации и поможет справиться с ситуацией.

    Помните: часто причиной наших неудач является не невозможность достичь желаемого, а неуверенность в своих силах.

    www.charla.ru

    Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки

    Само слово «самооценка» говорит о том, почему данное понятие важно. Этимологически оно происходит от латинского aestimare, что значит «возлагать ценность». В буквальном смысле речь о ценности, которую мы видим в себе.

    Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Нечто большее, чем просто уверенность в себе. Она связана с тем, насколько мы ценим себя, а уверенность в себе относится к нашим действиям и поведению.

    Можно сказать, что самооценка — фундамент уверенности.

    В психологии величина самооценки определяется как отношение уровня притязаний к уровню возможностей:

    Самооценка = Уровень притязаний / Уровень возможностей.

    В основе уверенности в себе лежит адекватная самооценка, которая позволяет быть уверенным в своей способности делать что-либо, вести себя соответствующим образом в конкретной ситуации, справляться с поставленной задачей. При адекватной самооценке уровень притязаний человека (желаний, целей, требований к себе и окружающим и т.д.) соответствует уровню его возможностей (задатков, талантов, интеллекта, образования, положения, воспитания, волевых качеств, физических возможностей и т. д.).

    Планируя конкретные действия и поступки, мы опираемся на то, насколько в данной ситуации можем себе это позволить. Чем ниже самооценка, тем меньше поведенческих актов и поступков может совершить человек, потому что он оценивает себя гораздо ниже по отношению к своим реальным возможностям. Добиваться поставленных целей ему мешают внутренние сомнения и тревоги («А уместно ли это будет?», «Можно ли так поступать?», «Достоин ли я того, чтобы…?», «Не обижу ли я кого-либо?»).

    Мужчина растерянно говорит продавцу:

    — Простите, вы не дали мне сдачу…

    Человек с низкой самооценкой не способен адекватно оценить самого себя, он невольно ждет оценки окружающих. Оценка себя в данном случае осуществляется по принципу: «Что скажет обо мне большинство людей рядом». Низкая самооценка, как стрелка компаса, всегда указывает на оценку других людей. Нужно ли говорить, что подобные оценки в массе своей необъективны. Кроме того, такой индивид смотрит на себя глазами окружающих лишь умственно, полученная картина не соответствует реальным оценкам. Он сам их придумывает, как бы читая чужие мысли («А что они подумают обо мне?»). И полученная в итоге необъективная оценка чаще всего имеет негативную окраску.

    Винни-Пух с Пятачком отправились поутру в гости к Кролику. Идут 10 минут молча. Потом еще минут 10. Пятачок уже напевает, Винни-Пух попрежнему молчит. Через полчаса, когда они почти пришли к домику Кролика, Винни-Пух поворачивается и бьет Пятачка в ухо. Пятачок трет ухо и жалобно спрашивает: «Винни, за что?»

    Винни-Пух отвечает: «Ах ты, свинья, полчаса идешь и такое про меня думаешь!»

    Елена живет одна с ребенком в трехкомнатной квартире. С мужем давно в разводе: он ушел к другой женщине, когда ребенку исполнилось полтора года. Однажды поздно вечером к Лене пришел знакомый, с которым ее связывала давняя дружба. Домофон в подъезде не работал, и она пошла открывать входную дверь. Несколько минут, пока она спускалась вниз и провожала друга до дверей своей квартиры, ее мучила одна мысль: «Что я скажу соседям, если встречу кого-нибудь? Что обо мне подумает тетя Маша из 5-й квартиры?» Она заранее прокручивала в голове варианты ответа на вопросы: «Вы не подумайте чего, просто мой хороший знакомый». Это короткое время Елена испытывала дискомфорт, тревогу, страх.

    Очевидно, что вся ее жизнь состоит из таких переживаний. Она постоянно находится в состоянии сильного эмоционального напряжения, опасается осуждения окружающих, негативной оценки своих поступков.

    Для человека с низкой самооценкой характерен высокий уровень тревожности и недостаточно сформированный образ Я. Его Я-концепция выглядит как свод незыблемых правил, которые он применяет к себе и другим. Это могут быть правила, касающиеся поведения (например, не брать взятки), отношений с людьми (делать только добро, всем помогать), морально-этических норм (ни при каких обстоятельствах не сквернословить и не повышать голос) и т. д. Когда окружающие отступают от привычных правил, это вызывает бурное осуждение, которое на самом деле является своеобразной психологической защитой, маскирующей зависть к людям, способным нарушать правила, действовать по обстоятельствам, быть гибкими по отношению к ситуации.

    Низкая самооценка ограничивает опыт и мешает понять преимущества индивидуальности. Поэтому такой человек подолгу не может отделиться от родителей, копирует их поведение. Отсутствие самостоятельности приводит к зависимости от подсказок, оценок, советов окружающих. Он и шагу ступить не в силах без оглядки на семью, соседей, друзей, сослуживцев и даже просто прохожих.

    Низкая самооценка у него озабоченность по поводу того, какое впечатление он производит на окружающих, не будет ли смешон, уместны ли его поступки и поведение.

    Майор объясняет аудитории:

    — Максимальный угол возвышения пулемета БТР — 30 градусов.

    — Каких градусов, товарищ майор, Цельсия или Фаренгейта?

    Майор, немного подумав:

    Дружный хохот в аудитории.

    — Уж и пошутить нельзя. Конечно, Цельсия.

    Заниженная самооценка вызывает желание всем понравиться, угодить, соответствовать, служить, быть уместным.

    Лето, Тбилиси, 40-градусная жара. В черной «Волге» едут два грузина. Один вытирает пот со лба.

    — Гиви, слушай, давай откроем окно!

    Через какое-то время.

    — Ну давай откроем окно!

    — Пусть думают, что у нас кондиционер!

    Для низкой самооценки характерна чрезмерная самокритика вплоть до самоедства. Для самоуничижения обычно используют две стратегии. Во-первых, создают внутренний образ поражения или некомпетентности. Во-вторых, прислушиваются к собственному внутреннему голосу, который постоянно в негативном свете комментирует их поступки.

    Низкая самооценка особенно ярко проявляется перед большим скоплением народа: будь то публичное выступление или произнесение тоста, ответ у доски или боязнь фотографирования и видеосъемки. В этот момент рой тревожных мыслей пробивается в сознание. У выступающего возникает визуальное представление о том, как он стоит перед слушателями, беспокойно глядит по сторонам и в итоге становится общим посмешищем. После неудачного выступления приходит сожаление о произнесенных словах, и внутренний критический голос говорит: «Ты — дурак! Что на тебя нашло, кто тянул за язык?» Вот почему некоторые тренинги по ораторскому мастерству не дают позитивных результатов: неуверенность в себе во время публичного выступления является частным случаем более глубинной проблемы низкой самооценки.

    Внутренний критический голос, который соответствует низкой самооценке, является функцией внутреннего «родителя» (по Э. Берну), а адекватная самооценка — работа нашего внутреннего «взрослого». Суть психотерапии с точки зрения трансактного анализа заключается в отказе от итоговой самооценки с позиции Родителя и переход к позиции внутреннего Взрослого, который не ставит себе оценок и имеет достаточный уровень самоуважения.

    У уролога лечился пациент, страдающий энурезом. Многочисленные попытки избавить его от проблемы успеха не имели. Чтобы как-то помочь человеку, уролог направил его к психотерапевту. Через некоторое время уролог встретил своего бывшего пациента, улыбающегося и довольного, и с удивлением спросил: «Психотерапевт избавил вас от энуреза?»

    — Нет, доктор. Энурез остался, но теперь я этим горжусь!

    Наглядно процесс и причины формирования низкой самооценки представлены в виде схемы. Верхнюю строку занимают предпосылки появления у людей низкой самооценки. Ниже — замкнутый круг обстоятельств, способствующих ее углублению и разрастанию, препятствующих осознанию и решению данной проблемы.

    Итак, основные проявления низкой самооценки:

    • неуверенность,
    • зависимость от мнения окружающих,
    • стереотипность поведения,
    • несамостоятельность,
    • показное поведение,
    • боязнь публичных выступлений.

    © Козлов А. Эгоизм — путь к успеху. Жизнь без комплексов. — СПб., 2019.

    psyfactor.org

    Что такое самооценка

    Содержание статьи

    • Что такое самооценка
    • Как повысить самооценку и уверенность
    • Как определить самооценку

    Самооценка человека отражает его отношение к себе. Она показывает, каким он себя видит, насколько верит в собственные силы и доверяет ли себе. Самооценка складывается с учетом ожиданий индивида. По ее уровню можно судить о том, считает ли человек, что многого достоин, или не рассчитывает в жизни практически ни на что.

    Заниженная самооценка

    Низкая самооценка может помешать индивиду достичь каких-то высот в жизни. Такой человек ограничивает себя в целях и желаниях, сомневается в собственных силах и вообще отличается пессимизмом и нерешительностью.

    Люди с невысокой самооценкой не ценят по достоинству свои достижения. Они склонны чужое мнение ставить выше собственного. Для таких индивидов характерна излишняя скромность, возможно, даже застенчивость.

    Человек, который в себе сомневается, может испытывать постоянное беспокойство за собственное будущее. В таком случае неуверенность проявляется и на работе, и в отношениях. Например, бывает, что на службе индивид не решается идти на повышение и постоянно ждет подвоха от начальства. В личной жизни такой человек может быть поглощен ревностью и подозрительностью.

    Даже в случае успеха человек, самооценка которого сильно занижена, объясняет свои победы удачным стечением обстоятельств. Сделав комплимент такому индивиду, вы услышите не благодарность, а оправдание.

    Завышенная самооценка

    Человек, самооценка которого завышена, преувеличивает собственную значимость. С таким индивидом сложно работать в команде, ведь он раздувает свой даже маленький вклад в общее дело до огромных размеров. Работу других членов коллектива он склонен недооценивать.

    Бывает, что индивид с завышенной самооценкой переоценивает свои возможности и берется за невыполнимое дело. В случае неудачи он не проводит анализ своего поведения, а все списывает на обстоятельства.

    Такой человек неадекватно реагирует на критику, даже конструктивную. Он не признает чужого мнения и не любит, когда кто-то дает ему советы.

    Адекватная самооценка

    Человек, который ценит себя по достоинству и объективно себя воспринимает, способен жить в гармонии с собой и миром и в то же время многого достигать. Такой индивид не испытывает иллюзий по поводу своего могущества, но и не занижает свои возможности.

    Такой подход к себе наиболее оптимальный. В этом случае человек может решиться на что-то значительное, но перед этим внимательно обдумывает свои действия.

    Индивиду с нормальной самооценкой проще дается общение с окружающими. Он в ладу с другими людьми, учитывает их мнение, но не ставит выше собственного. Такой человек не отличается мнительностью и подозрительность, не додумывает за других и не накручивает себя. В то же время он не поддается на различного рода провокации.

    www.kakprosto.ru

    Выясняем, что такое самооценка и какое влияние она оказывает на жизнь человека. Знакомимся с характеристикой основных уровней, техниками работы и диагностиками.

    Списки ожиданий — собственных и окружающих

    Самооценка – это феномен, представляющий собой ценность, приписываемую себе как личности и собственным деяниям индивидами, которая выполняет три функции

    Самооценка – это феномен, представляющий собой ценность, приписываемую себе как личности и собственным деяниям индивидами, которая выполняет три стрежневые функции: регуляцию, развитие и защиту. Функция регуляции отвечает за принятие решений личностной направленности, функция защиты обеспечивает личностную стабильность и независимость, а функции развития представляет собой своеобразный толчковый механизм, направляющий индивида к личностному развитию. Стрежневым критерием собственного оценивания выступают системы смыслов и не смыслов субъектов. Существенная роль в образовании адекватного или завышенного (заниженного) уровня самооценивания лежит в оценках окружающих личности индивида и его достижений.

    Самооценка личности — что это в психологии, определение и особенности. Виды и уровни самостоятельной оценки человека, условия формирования и последующего развития личности. Изучение личностной самооценки, методики.

    Подростковый период самый сложный в становлении самооценки, так как многое зависит от мнения окружающих и внешних данных

    CATEGORIES