Классный час на самооценку

Классный час «Самооценка»

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. Публий Сир

Бабушка и мама считают, что Света — самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, которых Света считает намного глупее себя. Ее подружки, правда, так не считают, и даже сказали Свете, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший ее друг, с которым она поругалась. Света теперь с ними со всеми не разговаривает. Света считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся! Бабушка и мама считают, что Света — самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, которых Света считает намного глупее себя. Ее подружки, правда, так не считают, и даже сказали Свете, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший ее друг, с которым она поругалась. Света теперь с ними со всеми не разговаривает. Света считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

Самооценка Завышенная Заниженная Объективная Уверенность в себе Вспыльчивость Скромность Трусливость Высокомерие Нахальство Обидчивость Чувство собственного достоинства Уравновешенность Самоуверенность

Как правильно оценить себя Судите о себе по делам. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас. Тот, кто вас критикует — ваш друг. Критикует один — задумайтесь. Критикуют два — проанализируйте свое поведение. Критикуют три — переделывайте себя.

Тест на самооценку Инструкция: Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале: «Очень часто» – 4 балла; «Часто» – 3 балла; «Иногда» – 2 балла; «Редко» – 1 балл; «Никогда» – 0 баллов. Тестовое задание: 1. Я часто волнуюсь понапрасну. 2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня. 3. Я боюсь выглядеть глупцом. 4. Я беспокоюсь за свое будущее. 5. Внешний вид других куда лучше, чем мой. 6. Как жаль, что многие не понимают меня. 7. Чувствую, что не умею как следует разговаривать с людьми. 8. Люди ждут от меня очень многого. 9. Чувствую себя скованным. 10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность. 11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне. 12. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной. 13. Я не чувствую себя в безопасности. 14. Мне не с кем поделиться своими мыслями. 15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Классный час «Как победить неуверенность в себе»

Классный час, посвященный обсуждению психологических проблем подростков.В сценарии не используются психологические методики — по форме это час общения на психологические темы, актуальные для подростков.

Содержимое разработки

Классный час «Как победить неуверенность в себе?»



Цели: дать детям представление о различных видах самооценки, о адекватной самооценки; формировать положительное отношение к себе, чувство собственного достоинства; побуждать к самоанализу, самовоспитания.



Подготовительная работа с детьми:

— подготовить трех учеников, которые сыграют роли артистов пантомимы, объяснить им суть задачи: они должны изобразить человека с той или иной самооценкой;



— за день до классного часа провести тестирование детей (тесты — в дополнительных материалах к сценарию). Попросить детей подсчитать и запомнить свой результат в баллах и сдать тесты учителю. Ключ к тесту учитель объявит в ходе классного часа;

— проанализировать результаты тестирования, выявить уровень самооценки детей в классе.

Оборудование: тетрадные листочки на партах для домашнего задания

— написать на доске тему, эпиграф;

— для раздела «Как повысить самооценку?» Начертить на листе ватмана или на доске таблицу:

Человек с адекватной самооценкой

Человек с низкой самооценкой

1. Спокойное отношение к мнению окружающих.

1. Страхи по поводу того, «что обо мне думают».

2 Ровное, сдержанное поведение.

2. Сильные эмоции.

3. Низкая влюбчивость.

3. Повышенная влюбчивость.

4. Отсутствие кумиров.

4. Постоянное наличие кумиров.

5. Спокойное отношение к моде.

5. Зависть к вещам и поступкам других людей.

6. Здоровая принципиальность и умение уступать.

6. Беспринципность или чрезмерная принципиальность.

7. Неприязнь к ссорам и выяснения отношений.

7. Любовь к спорам.

8. Умение встать на место другого

8. Неспособность встать на место другого.

9. Умение больше отдавать, чем брать

9. Желание больше брать, чем отдавать

Интерактивная беседа по теме «Самооценка и везение»

Классный руководитель. Есть люди, которым всегда везет. А есть неудачники. За что бы они ни брались, все у них валится из рук, везде они опаздывают, везде оказываются последними, никогда не выигрывают и во всем всегда оказываются виноваты. Как объяснить причины таких неудач? (ответы детей)

Примерные ответы детей:

— Они по жизни такие тормоза.

— Тяжелое детство, деревянные игрушки.

— Отсталость, заторможенность в развитии.

— Они плохо относятся к себе, не уважают, не ценят себя.

— Они не верят в себя, в свои силы, поэтому у них ничего не получается.

Классный руководитель. Психолог сказал бы, что у таких людей занижена самооценка. Самооценка — это оценка своих качеств, способностей, поступков. Люди с заниженной самооценкой не уверены в себе, малообщительны, пугливы. Они часто считают себя невезучим. А как же ведут себя люди с завышенной самооценкой? (ответы детей)

Примерные ответы детей:

— Они всегда уверены в себе, все у них получается.

— Им всегда везет, они всем довольны.

— Они ничего не боятся.

— Они легко сходятся с людьми, знакомятся.

— Они слишком самоуверенны, часто переоценивают себя.

— На окружающих смотрят с презрением, высокомерно.

Классный руководитель. Завышенная самооценка тоже не красит человека: такие люди самоуверенны, часто переоценивают свои силы, берутся за непосильные дела и не доводят их до конца. Люди с завышенной самооценкой редко получают признание. Какой же должна быть самооценка человека? (Реальной.)

Вы правы — человек должен оценивать себя реально, то есть таким, какой он есть на самом деле. В этом случае говорят, что у него адекватная самооценка. Адекватная — значит соответствует действительности.

Анализ результатов тестирования

Классный руководитель. Перед классной часом вам был предложен тест на самооценку. Я проанализировал его результаты и пришел к выводу, что большинство ребят в нашем классе имеют (завышенную, заниженную, правильную) самооценку. Тесты были анонимными, я попросил вас запомнить свои результаты. Теперь и вы можете узнать свою самооценку. (Читает ключ к тесту.) Кто согласен с результатами теста? Кто не согласен? Что вызывает возражения? (Дети высказываются.)

Составление памятки «Как повысить самооценку»

Классный руководитель. Как повысить самооценку? На этот счет есть много рекомендаций, упражнений и тренингов. Этим занимаются профессиональные психологи. Но вы и сами можете составить несколько правил, сравнив эти две таблицы. Слева — признаки человека с адекватной, правильной самооценкой, справа — признаки человека с низкой самооценкой (читает, комментирует таблицу на ватмане или на доске). Люди с правильной самооценкой всегда спокойны и уверены в себе, их уважают окружающие. А что же можно посоветовать тем, у кого оценка занижена? Давайте составим для них памятку «Как повысить свою самооценку».

Примерные ответы детей:

— Не оборачивайся на других, не бойся того, что о тебе подумают.

— Сдерживай свои эмоции.

— Критичней относись к разным «звездам» не создавай себе кумиров.

— Не завидуй другим, не следуй им в одежде и поведении.

— Умей радоваться тому, что ты имеешь.

— Запомни свои принципы, но не навязывать их другим, умей уступать.

— Умей понять другого человека, не спеши осуждать.

— Помогай другим бескорыстно, не ожидая благодарности.

Классный руководитель. Человек с адекватной самооценкой часто становится лидером, ведь он доказал свою независимость. Он не боится отстаивать то, что считает правильным. И еще он сможет помочь тем, кому нужен друг. Его дружба поддержит в них уверенность в себе.

Пантомима «Люди с разной самооценкой»

Классный руководитель. А как окружающие определяют, у кого правильная самооценка, а у кого заниженная или завышенная? Кто уверен в себе, а кто нет? Дело в том, что внутреннее состояние человека всегда отображается в движениях его лица, тела. Сейчас вы это сами увидите. Я прошу выйти к доске трех моих помощников.

(Три ученика выходят к доске.)

Каждому из вас предстоит сыграть в театре роль человека с определенной самооценкой. Я — режиссер, читаю вам, как должен выглядеть этот человек. Вы показываете его. Всем остальным я предлагаю сделать то же. Встаньте, пожалуйста, можете выйти из-за парт. Начинаем репетицию спектакля. (Первом ученику) Послушайте, как должен выглядеть этот герой. Этот человек . (продолжает читать по таблице признаки неуверенного в себе человека).

Неуверенный в себе человек

Уверенный в себе человек

1. Не выдерживает прямого взгляда, отводит глаза в сторону.

2. Голова опущена.

3. Спина сутулая.

4. Руки помещены перед собой.

5. Ноги немного напряжены, переплетены между собой или плотно сжаты

1. Смотрит в глаза окружающим.

2. Голову держит прямо и даже немного поднимает подбородок.

3. Спина у него прямая, плечи развернуты.

4. Руки могут быть убраны за спину.

5. Ноги на ширине плеч и расслаблены

1. Стоит вполоборота.

2. Правое плечо слегка выставлены вперед.

3. Грудь колесом.

4. Председатель высоко поднята.

5. Смотрит свысока, вызывающе.

6. Руки на поясе.

7. Упор на левую ногу, правая выставлена вперед

Классный руководитель. У всех все прекрасно получилось. Какого же героя мы изобразили? Высокая или низкая у него самооценка? Можно сказать, что это уверенный в себе человек? (Нет, это человек с низкой самооценкой не уверен в себе.)

(Второго ученика.) А ваш герой выглядит несколько иначе. Этот человек . (продолжает читать по таблице признаки уверенного в себе человека.)

Классный руководитель. А что можно сказать об этом герое и его самооценке? (Что это человек с правильной самооценкой, уверен в себе.)

А теперь прошу вас изобразить еще одного героя. (Третий ученика.) Этот герой . (продолжает читать по таблице признаки уверенного себе человека).

Классный руководитель. Посмотрели на себя? Герой у вас получился? (Вышел человек самоуверенный, нахальный, хвастливый.)

В наше время, к сожалению, уверенность в себе много связывают с наглостью, хамством. Этот пример очень хорошо показывает различия между уверенным и самоуверенным человеком.

Классный руководитель. Психологи заметили, что многие люди совсем не знают самих себя. Какая здесь может быть самооценка? Они просто оценивают себя так, как оценивают их другие — чаще всего пренебрежительно. Но для правильной самооценки нужно обязательно узнать себя, спокойно увидеть свои сильные и слабые стороны. Как это сделать?

У вас на партах лежат листы бумаги. Напишите сверху первый вопрос, на который вам нужно ответить: «Какой я?» Теперь на каждой новой ступени напишите ответы на этот вопрос. Это должны быть такие характеристики, которые действительно важны для вас и потеря которых превратит вас совсем в другого человека. Отвечайте на вопросы быстро, записывайте характеристики в той форме, в которой они приходят в голову.

(Дети выполняют задание.)

А теперь решите, какие из перечисленных качеств вы хотите сохранить и развить (поставьте знак «+»), а от каких хотите избавиться (отметьте их знаком «-»).

(Дети выполняют задание.)

Можно считать, что вы составили план ежедневной работы над собой. А значит, сделали первый шаг к тому, чтобы из неудачника превратиться в победителя. Прочитаем эпиграф к сегодняшнему классному часу (читает). Чтобы стать победителем, нужно одерживать победы. Каждый день. Хотя бы маленькую победу над самим собой. Это и будет вашим домашним заданием.

Классный руководитель. Какие впечатления остались от классного часа? Довольны ли вы своей самооценкой? Будете вы изучать себя, работать над собой?

videouroki.net

Классный час на самооценку

Полезные ссылки

Последнее

Популярное

Неофициальный сайт школы

Классный час в 8 классе «Познай и оцени себя»

МБОУ Филинская сош

Методическая разработка

классного часа

тема: «Познай и оцени себя»

в 8 классе

( психологический классный час )

Выполнила: Минеева Светлана Владимировна

Тот, кто правильно указывает

на мои ошибки,- мой учитель;

тот, кто правильно отмечает

мои верные поступки.- мой

тот, кто мне льстит,- мой враг.

Важно не то, кем тебя считают,

а кто ты есть на самом деле.

Тема: «Познай и оцени себя»

Классный час, посвященный обсуждению психологических проблем подростков

Цели: дать детям представление о различных видах самооценки, об адекватной самооценке; формировать позитивное отношение к себе. Чувство собственного достоинства; побуждать к самоанализу, самовоспитанию.

Подготовительная работа с детьми:

— За день до классного часа провести тестирование детей. Попросить детей подсчитать и запомнить свой результат в баллах и сдать тесты учителю. Ключ к тесту учитель огласит в ходе классного часа.

— Проанализировать результаты тестирования. Выявить уровень самооценки детей в классе.

Тест «Вербальная диагностика самооценки личности»

Фетискин Н.П. Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии. 2002г.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупым.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня слишком многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется. Что со мной должна случиться какая — нибудь неприятность.

29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.

30. Мне жаль, что я необщителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

Ключи к тестовому заданию

Подсчет баллов производится по схеме: «очень часто» — 4 балла, «часто! – 3, «редко» — 2, «никогда» — 0.

0-25 баллов – свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов – показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроится под мнение других людей.

46-128 баллов – уровень самооценки низкий. Человек болезненно переносит критические замечания. Не уверен в себе.

Ход классного часа.

1.Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

Сегодня мне хотелось бы пригласить к разговору, который волнует всех: «Каков путь к себе?». Ещё древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле – человек. А философы тысячелетиями пытаются разгадать феномен своего «Я».

Когда человек рождается, врачи, которые его приняли. Облегчённо вздыхают и говорят: «Ну, вот и слава Богу!» и устало улыбаются. А женщина, которая стала матерью, сквозь боль, слёзы и ожидания тоже пытается улыбаться. « Вот и всё»,- говорят врачи. « Нет,- качает она головой, — это только начало, начало новой жизни, начало нового человека». Мыслители говорили, что человек – это самое простое и самое сложное.

2.Интерактивная беседа по теме « Зачем нужна самооценка?»

Великий немецкий поэт И.В. Гёте утверждал: « Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

Можете ли вы считать себя умными людьми? ( ответ)

Что можно узнать о себе? ( 1.свои физические возможности, состояние здоровья)

2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).

3. Свой характер, темперамент, волю.

4. Свои вкусы, привычки.

5. Свои сильные и слабые стороны.)

3.Работа по теме « Определение уровня самооценки».

Знание самого себя называется самооценкой. Самооценка , оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам, Самооценкаэто не то, каким вы есть на самом деле или то, как вас видят другие люди, а то, ЧТО ВЫ САМИ ДУМАЕТЕ О СЕБЕ.

А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос. Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа — с завышенной, вторая- с заниженной и третья- с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны прикрепить к доске. Дополнительное условие- обосновать свой выбор. (В течение3-5 минут дети работают.) Время истекло, слушаем мнение групп. (Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют магнитами в соответствующие колонки таблицы.)

www.filinschool.ru

Классный час психологического направления «Роль самооценки в жизни человека» (9-11 классы)

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

на тему: «Роль самооценки в жизни человека»

Цель: дать учащимся представление о понятии самооценки личности, научить работать над формированием адекватной самооценки.

Развитие рефлексии и навыков анализа и самоанализа.

Диагностика уровня самооценки.

Овладение методами коррекции самооценки и своих личностных качеств

видеофильм “Служебный роман”;

художественная литература: А.С. Пушкин, И.А. Гончаров,

презентация к уроку;

компьютер, проектор, экран.

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о самооценке: Что это? Для чего необходимо знать свою самооценку и как с ней работать.

Чтение и обсуждение эпиграфа.

Чем бы человек не обладал на земле:
прекрасным здоровьем,
любыми благами жизни,
он все-таки не доволен,
если не пользуется почетом у людей.

А теперь поиграем.

Игра “Прогнозируем поступок”.

Инструкция: Приглашаются два человек, которые хотят поработать со своей самооценкой.

Учащимся предлагаются ситуации.

Вопрос: “Как вы думаете, как бы поступили в данных ситуациях эти люди?” (относительно двух вышедших учащихся).

1. Если бы этот человек увидел, как подросток издевается над животным, он бы…

Б) не заступился.

2. Если бы этому человеку представилась возможность поехать заграницу навсегда, он бы…

3. Лучший друг данного человека попал в беду (влез в большой долг). Действия наших водящих?

А) оказал бы помощь. Как?

4. В отношениях эти люди ценят больше что?

А) внешние данные,

Б) ум, черты характера,

В) длительность и качество отношений.

5. Вы считаете этого человека:

Водящие ученики входят в класс, и эти же вопросы задаются им.

Затем выборочно берутся тетради и зачитываются ответы учащихся .

Вопрос водящим учащимся:

Что вы чувствовали:

А) когда отвечали на вопросы?

Б) когда вас оценивал класс?

Учитель: Ребята, видите, все-таки нам не безразлично как нас оценивают другие. Поэтому мы пытаемся оценить самих себя, стремимся понять, как оценивают нас, наши поступки, мысли окружающие. Сознательно или бессознательно мы все хотим узнать свою человеческую цену.

Самооценка – это личностное суждение о своей ценности. Это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешности.

Самооценка складывается на основе не только собственных суждений о себе, но и суждений других людей.

Каждый человек стремится к положительной самооценке, она необходима ему для самоуважения, без которого невозможно его психологическое здоровье.

Адекватная (когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он представляет из себя в действительности),

Неадекватная (когда человек оценивает себя необъективно):

А) завышенная ( переоценка),

Б) заниженная (недооценка себя).

Игра “Определи самооценку”.

Инструкция: Определите самооценку у литературных героев. Объясните, почему вы так решили.

Примечание: подобрать отрывки произведений ярко отражающих самооценку литературных героев.

Учитель: А теперь, подумайте, кто и вас может вспомнить любые литературные персонажи, героев мультфильмов, художественных фильмов и определить их самооценку? (анализ ответов учащихся).

У. Джемс (1842-1910) американский философ и психолог. Его теория: “Природа личности, ее самосознание”. Джемс — первый профессор в Гарвардском университете, создал первую психологическую лабораторию.

У. Джемс предлагает такую формулу для определения самооценки человека (1):

где уровень притязаний – это цель, место, на которое претендует человек.

Важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, создавая тем самым возможности роста.[2]

Давайте, определим вашу самооценку и уровень притязаний

Роль самооценки в жизни человека очень важна. Завышенная или заниженная самооценка затрудняет жизнь человека.

Нелегко быть робким, неуверенным в себе, ранимым и замкнутым. Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой маленькие цели и не достигают ничего в жизни, не раскрывают свои потенциальные возможности и не реализуют себя как личность.

Когда человек высокомерен, бестактен, самонадеян, не оценивает реально свои возможности и способности, ставит завышенные, глобальные цели и не может их реализовать.

Следствием неадекватной самооценки является чувство неудовлетворенности собой, приводящее к срывам, депрессии.

Задание: Посмотрите отрывки из х\ф “Служебный роман”.

( Отрывки со сценами «Вечеринка у Юрия (Бассилашвили), где поссорились Новосельцев (Мягков) и Калугина (Фрейндлих)», «Откровения Калугиной», «Диалог Калугиной и секретаря (Ахеджакова) о красоте женщины», «Финал. Реакция окружающих на изменение Калугиной».)

Отследите динамику самооценки.

Психологи считают, что наше внутреннее представление о себе зависит от трех условий:

насколько мы успешны,

как относятся к нам авторитетные для нас люди,

насколько мы правильно умеем оценивать свои успехи и отношение других людей к нам.

Если хотя бы с одним из этих трех взаимосвязанных условий что-то не в порядке, портится вся “модель себя”, и мы начинаем испытывать затруднения в жизни. Но если хоть одно из этих трех условий благоприятно, то отрицательное действие других ослабевает.

Итак, важно не характеризовать себя только с плохой стороны (найдите свои слабые и сильные стороны), будьте уверены в себе, живите так, “чтобы самому уважать себя, тогда и у других вы будете пользоваться уважением” [3].

У. Джемс Психология, М., 1997.

Психология, учебное пособие-10 класс //Под ред. И.В. Дубровиной- Москва-Воронеж, 2004.

Е.Л. Прасолова Уроки практической этики и психологии общения- М.: Новая школа, 1998.

www.metod-kopilka.ru

Психологический классный час в 6 классе

Час общения в 6 классе, посвящённый самопознанию и самооценке

Конспект классного часа для 6 класса на тему «Зеркала самооценки»

У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности.

Мы имеем в себе силу сделать себя тем, кем хотим быть.

И.П. Павлов, русский ученый-физиолог

Цели: расширить представление детей о самопознании и самооценке; дать представление о методах самопознания и самооценки; способствовать развитию критического мышления, формированию адекватной самооценки; побуждать к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию, самоанализу, саморазвитию.

Подготовительная работа: накануне классного часа провести письменный опрос детей — записать фамилии трех девочек и трех мальчиков, которых они считают самыми умными, самыми добрыми и самыми справедливыми. Проанализировать результаты, записать фамилии лидеров опроса.

Оформление: написать на доске тему, эпиграфы, «5 шагов» (см. раздел V данного классного часа); нарисовать таблицу для самодиагностики.

План классного часа

I. Вступительная беседа «В королевстве кривых зеркал».

II. Воспитывающая ситуация «Самый обыкновенный. ».

III. Самодиагностика «Какой я?».

IV. Рейтинг «Самый-самый».

V. Беседа «Проект самосовершенствования».

VI. Упражнение «Мечтать не вредно».

VII. Заключительная беседа «Формула счастья».

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительная беседа «В королевстве кривых зеркал»

Классный руководитель. Вспомните героиню повести «Королевство кривых зеркал» Олю. Она считала себя очень умной, красивой, справедливой девочкой, не замечала своих недостатков. А бабушка так хотела, чтобы Оля когда-нибудь увидела себя со стороны. И вот Оля попала в королевство кривых зеркал. В этих зеркалах толстяки видели себя стройными, худые и тщедушные — упитанными, уродливые казались себе красавцами, а злые и завистливые выглядели добрыми и симпатичными.

— Есть ли вокруг нас такие кривые зеркала?

— Почему люди видят себя не такими, какие они есть?

— Может ли человек правильно оценить себя?

Героиня повести все-таки смогла увидеть себя не в кривом, а в хорошем зеркале. Это зеркало помогло ей правильно оценить себя, увидеть свои недостатки, а затем побороть их.

II. Воспитывающая ситуация «Самый обыкновенный. »

Классный руководитель. Самооценка — это оценка самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценку можно сравнить с зеркалом. Если зеркало кривое, то оно искажает отражение. Так и самооценке можно доверять только тогда, когда она правильная, а не заниженная и не завышенная. Завышенная или заниженная самооценка, как и кривое зеркало, мешает увидеть себя таким, каков ты есть. Как это случилось с двумя шестиклассниками.

. Все шестиклассники готовились к выставке «Мир моих увлечений». Санька хотел принести для этой выставки свою лучшую чеканку, да не решился — подумал, а вдруг работа кому-то не понравится и над ним будут смеяться. Он, вообще, человек робкий и стеснительный. Всегда готовится к урокам, а руку никогда не поднимает — боится, что ответит неправильно и класс поднимет его на смех. А уж спорить с учителем и доказывать свою правоту у него и язык не повернется.

То ли дело его сосед по парте Игорек. На всех уроках тянет руку и громче всех кричит, чтобы его вызвали. Уроков никогда не делает, а вызовут к доске — уверенным голосом несет какую-то околесицу. Если же учитель ставит ему тройку, возмущенно вопрошает: «За что? Я вам все рассказал!» Спорить с ним бесполезно — он все равно будет считать себя правым. На всех переменах он только и делает, что рассказывает Саньке о своих успехах, победах, хотя ничего особенного делать не умеет.

Игорек ни перед кем не пасует и никого не стесняется. С учителями разговаривает, как с равными, даже с директором не церемонится.

Санька рассказал маме, какой необыкновенный парень этот Игорек. А мама почему-то сказала: «Да что же в нем необыкновенного? Самый обыкновенный. (кто?)».

— Как вы думаете, какое слово произнесла мама? (Нахал.)

— А что думает о себе сам Игорек? Высокая у него самооценка или низкая?

— Как вы думаете, хорошо ли относятся к Игорьку одноклассники? Уважают ли его?

— Если бы Игорек увидел себя не в кривом, а в правильном зеркале, какие бы недостатки он в себе обнаружил? (Высокомерие, самоуверенность, наглость.)

— Что бы вы ему посоветовали, чтобы избавиться от этих недостатков? Захотел бы он услышать ваши советы?

— А что можно сказать о Саньке? Правильная ли у него самооценка?

— Хорошо ли он чувствует себя в коллективе одноклассников?

— Каким видит он себя в кривом зеркале? (Робким, неуверенным, глупым, неумелым, слабым.)

— Что посоветовать Саньке, чтобы он мог повысить самооценку?

Психологи заметили, что большинство людей склонны к высокой самооценке, ведь каждому хочется уважать себя. Однако человек, считающий себя намного умнее других и намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. А люди с низкой самооценкой страдают от неуверенности в себе, робости, замкнутости, стеснительности. Только правильная самооценка вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

III. Самодиагностика «Какой я?»

Классный руководитель. Правильная самооценка может быть только у того, кто знает свои сильные и слабые стороны. Сейчас мы проведем самодиагностику. Нарисуйте такую табличку и оцените свои качества по десятибалльной шкале, только результаты никому не показывайте.

ped-kopilka.ru

Роль твоей самооценки в твоей жизни

Классный час по формированию жизнестойкости:

«Самооценка и ее роль в самовоспитании»

Подготовили и провели

педагог-психолог Андреева Л.А.

педагог-психолог Влизкова Е.И.

Самооценка и ее роль в самовоспитании

Безмерное самолюбие и самомнение

не есть признак чувства

Достоинство — это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице.

Цели : расширить представление детей о нравственных нормах и ценностях; развивать способность детей к самопознанию, самовоспитанию, формированию адекватной самооценки; развивать культуру межличностных отношений в коллективе; способствовать воспитанию чувства самоуважения, ответственности, долга, формированию активной жизненной позиции.

Подготовительная работа : подготовить двух актеров для дискуссии (Крутой и Высокий). Их задача — высказать противоположные точки зрения, давать пищу для обсуждения. Свои реплики они могут незаметно читать, сидя за столами возле доски.

• выставить изображения денежных купюр;

• написать на доске эпиграфы и 4 предложения:

«Выпущена крупнейшая российская купюра достоинством 5000 рублей».

«У моего друга много достоинств: целеустремленность, сильная воля, доброта».

«Главное — сохранить свое достоинство»;

• написать на доске конец фразы:

«. это ниже моего достоинства».

План классного часа

I. Вступительное слово «Что такое самоуважение?».

II. Словарная работа «Достоинство купюр».

III. Дискуссия «Откуда берется самоуважение?».

IV. Воспитывающая ситуация «Внутренний стержень».

V. Упражнение на воспитание самоуважения.

VI. Заключительная беседа «Закон человечности».

VII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Что такое самоуважение?»

Классный руководитель . С самого детства нам говорят, что нужно уважать старших, уважать других людей, а я хочу задать вам вопрос: а нужно ли уважать себя? И что это такое — самоуважение?

— Может быть так, что самого себя пока не за что уважать? Можно ли с первого взгляда определить, уважает себя человек или нет?

II. Словарная работа «Достоинство купюр»

Классный руководитель. Со словом «самоуважение» связано еще одно понятие. (Читает.)

• «Выпущена крупнейшая российская купюра достоинством 5000 рублей».

— В каком значении употреблено здесь слово «достоинство»? (Ценность, стоимость.)

— Достоинство денежных купюр измеряется в рублях, а в каких единицах измеряются достоинства человека? Прочитаем еще одно предложение:

• «У моего друга много достоинств: целеустремленность, сильная воля, доброта».

— Когда мы говорим о достоинствах человека, какие качества мы имеем в виду? (Положительные, ценные, хорошие.)

— Обладаете ли вы какими-нибудь достоинствами?

Но и это еще не все. Прочитаем последнее предложение, которое записано на доске:

• «Главное — сохранить свое достоинство».

— В каком же смысле употреблено здесь слово «достоинство»? (Совокупность высоких моральных качеств, их уважение в самом себе; сознание своих прав, своей значимости.)

III. Дискуссия «Откуда берется самоуважение?»

Классный руководитель. У всех ли есть достоинство, самоуважение? Откуда берутся в человеке это уважение к себе, сознание своей значимости? Проведем дискуссию — предлагаем для обсуждения две точки зрения — господина Крутого и господина Высокого. Слушаем вас, господин Крутой.

Крутой. Я считаю, что самоуважение, достоинство появляются тогда, когда у человека хорошая одежда, классный мобильник, престижный автомобиль, когда он может позволить себе отдыхать за границей, ездить по миру, путешествовать. А если он трясется над каждой копейкой, никакого самоуважения не будет.

Классный руководитель . Иными словами, самоуважение зависит от материального положения человека: чем богаче, тем больше достоинства и самоуважения, и наоборот. Кто еще разделяет такую точку зрения?

Классный руководитель . Слушаем другую точку зрения, просим Вас, господин Высокий.

Высокий. Мне больше близка христианская точка зрения. Согласно ей каждый человек создан по образу и подобию Бога, поэтому в каждом из нас заложен образ Божий. Самоуважение — это уважение именно к этому образу Божьему в самом себе.

Классный руководитель. Таким образом, в каждом человеке изначально заложена некая ценность — образ Божий, и именно эту ценность в себе человек уважает и боится потерять. Кто хочет выступить в защиту этой точки зрения?

Что значит — потерять самоуважение, уронить свое достоинство?

Крутой. Уронить себя — значит занизить свой уровень, например носить только фирменную дорогую одежду и вдруг перейти на китайский ширпотреб или ездить на БМВ, а потом вдруг пересесть на трамвай. Или рядом с тобой вдруг появится кто-то круче тебя и станет тебя презирать за то, что у тебя нет иномарки.

Классный руководитель . Что к этому добавят сторонники господина Крутого?

Итак, достоинство — это очень хрупкое и ненадежное качество: всегда рядом может оказаться кто-то, кто богаче и успешнее тебя, и от твоего достоинства не остается и следа.

А как считает господин Высокий? Что значит для человека уронить свое достоинство?

Высокий. Уронить свое достоинство — значит потерять в себе образ Божий, потерять ощущение этой ценности внутри себя. Без этого образа внутри человек становится безобразным. Он осознает только себя, теряет идеал.

Классный руководитель. Хотят ли высказаться сторонники господина Высокого?

Продолжаем дискуссию. Что значит сохранить свое достоинство?

Крутой. Всегда быть самым крутым.

Высокий. Всегда беречь и хранить внутри себя образ Божий, не нарушать законов морали даже в мелочах: не воровать, когда все вокруг воруют, не сквернословить, когда все вокруг это делают, не курить, не пить, не употреблять наркотики, стараться не быть наглым, грубым, бесстыжим.

Классный руководитель. Предлагаю высказаться всем сторонникам и противникам этих двух точек зрения.

Еще один поворот темы — как соотносятся самоуважение и уважение к другим людям?

Крутой. Если ты крутой, то и уважать будешь только таких, как ты, или тех, кто круче тебя. А других людей — за что их уважать, если они ничего не смогли в жизни добиться?

Высокий. Если ты уважаешь в себе образ Божий, то сможешь его увидеть и в других людях и через этот образ будешь судить о человеке, то есть будешь видеть в человеке то хорошее, что, может быть, он сам в себе не видит.

Классный руководитель. Какая точка зрения кажется вам правильной? Предлагаю высказаться всем желающим.

Таким образом, есть правильное и неправильное самоуважение. Правильное основано на том, что человек осознает в себе высокую ценность — образ Божий и старается вести себя так, чтобы соответствовать этому образу, не оскорбить его в себе. Человек с правильным самоуважением способен по-настоящему уважать других людей, потому что и в них видит эту высокую ценность.

А неправильное самоуважение — когда человек видит только себя, хочет быть выше всех. При этом не может испытывать настоящего уважения к другим людям. Об этом говорил и Ф.М. Достоевский. (Читает эпиграф, записанный на доске.)

IV. Воспитывающая ситуация «Внутренний стержень»

Классный руководитель. Итак, чувство собственного достоинства — это внутреннее чувство человека, которое основано на высоких моральных качествах, на самоуважении. О таких людях говорят, что у них крепкий внутренний стержень. Ради того, чтобы не потерять это чувство, человек иногда идет на смерть. (Читает.)

. Простое русское лицо, почти мальчишка в форме пограничника, из ворота гимнастерки выглядывают полоски тельняшки — это не фотография с места армейской службы, это икона. Святой воин-мученик Евгений Родионов. Во время войны в Чечне он и трое его товарищей попали в плен к боевикам. Боевики пытали Евгения, требовали, чтобы он снял с себя православный крест, обещали сохранить жизнь всем троим, если они примут ислам. Ребята не пошли на это — они не предали веру, Родину, не уронили своего человеческого достоинства. Боевики их зверски убили.

Но, оказывается, были и другие, которые перешли на сторону боевиков. Они думали, что просто поменяют веру в плену, а потом, когда вернутся домой, опять примут православие. Но они ошиблись. У этого решения обратного хода нет. Это был первый шаг. Второй шаг — их заставили расстреливать пленных русских солдат. А потом один из них перед камерой отказался от родной матери. Он сказал: «У меня нет матери».

Евгений Родионов и его товарищи не предали ни своих матерей, ни Родину, ни веру.

(Учитель задает вопросы по тексту.)

— Можно ли назвать Евгения Родионова и его товарищей героями?

— Почему они не пошли на соглашение с боевиками?

— Можно ли сказать, что они сохранили свое человеческое достоинство ценой собственной жизни?

— Как чувствуют себя те, кто под страхом смерти перешел на сторону боевиков?

— Удалось ли предателям сохранить самоуважение? заслужить уважение самих боевиков? •

— Был ли у предателей внутренний стержень, было ли чувство собственного достоинства?

— Говорит ли это о том, что мусульмане хуже христиан? (Разумеется, нет. Мирные мусульмане не имеют никакого отношения к боевикам и террористам. Ислам — одна из мировых религий, и ее последователи заслуживают такого же уважения, как и христиане. При этом ни одну религию нельзя навязать человеку насильно, это вопрос внутренних убеждений.)

Внутренний стрежень, чувство собственного достоинства обнаруживаются, когда человек стоит перед выбором — как поступить. И наша повседневная жизнь постоянно ставит нас в ситуации, когда нужно сделать такой выбор. Вот одна из таких ситуаций. (Читает.)

Была в 6 «А» девочка Катя Петрова — тихая, забитая, к тому же растяпа — вечно забывала то словарь, то ручку, то учебник.

Такая растяпа — самый подходящий объект для насмешек и издевательств. Больше всех в этом преуспели два друга — Димка и Серега. Каких только пакостей они для этой Кати не придумывали!

Однажды после урока физкультуры они закрыли ее в раздевалке, ехидно пожелав спокойной ночи и выключив свет.

Этот урок был последним, и ребята пошли домой. После обеда встретились во дворе и, давясь от смеха, представляли себе, как эта раззява колотится в дверь (окон в раздевалке не было), как уборщица или сторож ее выпускают, как плетется она домой. Но оказалось, что они многого не учли — спортзал находился в полуподвале, и никто туда до самого вечера не заходил. А сторож делал обход в 12 часов ночи, к этому времени родители Кати подняли на ноги всю полицию. Так что сторож, освободивший пленницу, сдал ее на руки участковому, который и проводил несчастную домой.

Утром в класс пришел директор вместе с классным руководителем. Они поставили Катю перед всем классом и потребовали, чтобы она назвала имена своих обидчиков — ими займется участковый полицейский.

Катя долго смотрела под ноги. Серега с Димкой сидели как на углях. Потом она подняла голову, на минуту встретилась глазами с Серегой и перевела взгляд на Димку. Друзья затаили дыхание.

— Я. не знаю, наверное, дверь сама захлопнулась, — тихо сказала она и, опустив голову, пошла к своей парте.

Серега и Димка сидели, не смея поднять глаза, но встать и признаться во всем у них не было сил.

Говорят, что после этого авторитет обоих друзей в классе пошатнулся, да и дружба их распалась. А вот Катю, наоборот, все стали очень уважать.

Классный руководитель. Что можно сказать о трех главных героях этого рассказа?

— Кто из них показал, что у него есть чувство собственного достоинства, уважение к себе и другим?

— Почему же Катя не выдала ребят? (Может быть, пожалела)

— Что она увидела в их глазах? (Страх, слабость.)

— Почему ребята не смели поднять глаз? (Не хватило мужестве признаться, стыдно было перед Катей.)

— С каким чувством они в этот день пошли домой?

— Как им восстановить свой авторитет? (Признаться во всём в присутствии Кати, попросить у нее прощения.)

И еще одна ситуация. По сообщениям газет, в одном провинциальном городе ученица 8 класса пыталась покончить с собой, потому что родители не дали ей денег на модные сапоги.

— Почему так поступила школьница? Есть ли самоуважение у этой девочки? Есть ли у нее чувство собственного достоинства? Есть ли у нее внутренний стержень?

— Внутренний стержень — у одних он оказывается крепким, а у других — хрупким и слабым. В чем же загадка? Как появляется этот стержень? Что укрепляет чувство собственного достоинства и уважения к себе?

V. Упражнение на воспитание самоуважения

Классный руководитель . Жизнь часто ставит человека в ситуацию выбора, когда нужно сделать что-то недостойное: думать или не думать, говорить или не говорить, делать или не делать. И принять правильное решение помогает очень простая фраза: «Это ниже моего достоинства!»

Пока вы не оказались в ситуации выбора, давайте потренируемся. Назовем это упражнением на воспитание самоуважения. Кто хочет испытать себя? Кто не побоится выполнить это упражнение?

(К доске выходят 10 желающих.)

Ребята, я буду читать начало предложения, вы должны его закончить только одной фразой: «Это ниже моего достоинства!» Произнести эту фразу нужно тихо, но твердо и убедительно, чтобы вы сами себе поверили. (Обращаясь к детям по очереди, читает.)

• Хвастаться своими успехами.

• Выпячивать себя, превозносить себя.

• Отвечать оскорблением на оскорбление.

• Разглашать чужие тайны.

• Воевать со стариками.

• Навязывать свою дружбу.

• Мстить за что-то.

• Отвечать злом на зло.

• Обижаться на критику.

• Пользоваться чужим трудом.

• Присваивать себе чужие заслуги.

• Слушать клевету на другого человека.

• Обижаться на слабого.

Спасибо, ребята, мне кажется, вы справились с заданием. Надеюсь, что в трудную минуту ваше достоинство поможет вам сделать правильный выбор.

VI. Заключительная беседа «Закон человечности»

Классный руководитель . Вы познакомились с разными проявлениями человеческого достоинства.

Прочитайте, пожалуйста, слова немецкого философа Иммануила Канта, написанные на доске. (Читает.) «Достоинство — это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице».

Жить по законам человечности — значит жить по правде, по совести. Этот закон сводится к одному положению — возлюби ближнего своего как самого себя. Только на основании этого закона могут появиться у человека и чувство собственного достоинства, и самоуважение.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель . Какие моменты классного часа произвели на вас наиболее сильное впечатление?

— Какая информация помогла укрепить уверенность в себе?

— Какие факты заставили задуматься? (Дети высказываются.)

mega-talant.com

Классный час, посвященный обсуждению психологических проблем подростков.В сценарии не используются психологические методики — по форме это час общения на психологические темы, актуальные для подростков.

1. Страхи по поводу того, «что обо мне думают».

Значение самооценки для формирования тебя как личность

I. Вступительное слово «Что такое самоуважение?».

Официальный сайт образовательного учреждения МБОО Филинская СОШ

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

CATEGORIES