Как порядок рождения детей в семье влияет на их личность

Как очередность рождения детей влияет на их характер

Часто бывает, что дети разного возраста в одной семье кардинально отличаются по характеру. Казалось бы, условия воспитания одинаковые, а результат настолько разный. Оказывается, на характер может влиять очередность рождения детей в семье.



В 2014 году сотрудниками Института социальных и экономических исследований Эссекского университета было проведено исследование, в результате которого выяснилось, что родные браться и сестры могут иметь различные черты характера в зависимости от старшинства.

Старший ребенок

Если это о вас, то будьте осторожны со своей натурой, стремящейся к совершенству во всем. Помните, что другие люди могут не разделять вашу нацеленность на достижения, и будьте более терпимы к ним во время сотрудничества. Позволяйте другим хотя бы иногда управлять каким-то совместным проектом или ситуацией.

Средний ребенок

Средние братья и сестры всегда умеют найти общий язык со всеми, однако они могут быть менее уверенными в себе, чем остальные.

Младший ребенок

Многие относятся к младшим, как к вечным малышам, которые настолько разбалованы всеобщим вниманием, что не в силах позаботиться о себе самостоятельно. Возможно, они действительно не очень любят брать на себя ответственность или помогать другим, но зато у них есть особенный дух независимости и желание идти своей дорогой. Из младших часто вырастают «революционеры», многие из них намеренно выбирают жизненный путь, совершенно противоположный тому, который выбрали их старшие братья и сестры, чтобы избежать конкуренции.

Таким людям стоит развивать в себе сочувствие к другим, умение помогать.

Единственный ребенок

Еще одна оригинальная черта – в более взрослом возрасте эти люди больше ценят интеллектуальный юмор или часто склоняются к сарказму. А еще они не привыкли к конкуренции и могут не очень хорошо себя чувствовать в условиях, где она вдруг появляется. Например, они могут испытывать трудности, если вдруг придется делить с кем-то комнату или кабинет.



Этим людям нужно больше внимания уделять развитию взаимоотношений с другими людьми.

Дети из многодетных семей

Во взрослой жизни эти дети будут успешно строить отношения с окружающими, потому что привыкли чувствовать потребности других и делиться с ними всем. С ними легко уживаются даже самые сложные личности.

Как порядок рождения детей в семье влияет на их личность
headinsider.net

Как порядок рождения влияет на ребенка: личность и поведение

Читать: 3,5 минуты

Первенец вы, средний ребенок, последний или единственный в семье – это, возможно, повлияло на вашу личность и поведение.



В силу того, что первый ребенок – своего рода эксперимент для новоиспеченных родителей, такой ребенок может стать перфекционистом, всегда стремящийся угодить родителям. Они чрезвычайно внимательны к первому ребенку, поэтому стараются воспитывать построже, в соответствии с книгами по воспитанию.

В противоположность этому, если пара решает завести второго, они могут начать воспитывать его помягче, без “ежовых рукавиц”. Это приведет к тому, что второй ребенок вряд ли станет перфекционистом и будет более приятным для людей из-за отсутствия излишнего внимания как к старшему.

Короче говоря, не обязательно тот факт, что ребенок вышел из утробы матери первым, сделает его первым и в жизни, лидером. Скорее тот факт, что его родители относились к нему как к своему первенцу, сыграл роль и сформировал его поведение.

Первенец часто:

надежный

добросовестный

структурированный

осторожный

успевающий ученик

Первенцы старательны и пытаются быть лучшими во всем, они преуспевают в завоевании сердец своих старших. Когда они становятся старше, эти черты не обязательно сходят на нет. Часто первенцы стремятся выглядеть, работать и взаимодействовать с другими лучше всех.

Средний ребенок:

Он может чувствовать себя обделенным, не может найти “свое место”. Он не самый старший, но и не самый маленький. Кто же он? Такого рода иерархическое барахтанье приводит к тому, что средний ребенок предпочитает семье друзей, поскольку родительское внимание приковано либо к старшему, либо к самому младшему ребенку.

В целом, средние дети, как правило, обладают следующими характеристиками:

стремятся всем угодить

хорошие друзья

имеют большой круг общения

миротворцы

мятежники

Если первенец – мальчик, а средний ребенок – девочка, она может обладать характеристиками первенца, потому что, хотя чисто технически, она второй ребенок, но она первый ребенок женского пола. В подростковом периоде средний ребенок может проявлять “мятежность” своего характера.

Последний ребенок:

Младшие дети, как правило, наиболее свободолюбивы из-за более спокойного отношения к ним родителей. Характеристики такого ребенка:

смешливый

легкий в общении

манипулятивный

эгоцентричный

Повзрослевшие младшие дети любят спонтанность, часто переезжают. Легки на подъем и не особо обидчивы.

Единственный ребенок:

Быть единственным ребенком – это уникальное положение в семье. Без братьев и сестер, с которыми можно было бы конкурировать, единственный ребенок монополизирует внимание и ресурсы своих родителей не только на короткий период времени, как первенец, но и навсегда. Фактически, это делает единственного ребенка чем-то вроде “супер-первенца”. Таким образом он:

зрелый для своего возраста

перфекционист

прилежный

добросовестный

лидер

Даже, когда такие дети достигают совершеннолетия, они не стремятся быть “образцовыми” во всем – не бегают марафоны и не готовят обедов из семи блюд, не заглядывают в поваренную книгу. Они спокойны, рассудительны и уверены в себе.

Исключения из традиционной структуры порядка рождения бывают я в случае развода, повторного брака и слияния пасынков. Обычно смешанные семьи не смешиваются, они сталкиваются. Первенцы, которые раньше были “вожаками стаи”, могут оказаться бесцеремонно вытолкнуты со своего олимпа старшими сводными братьями, и младшему из семьи, придется иметь дело с проблемами: все внимание достанется самому младшему новому ребенку.

Несмотря на новое положение ребенка в смешанной семейной иерархии, он не будет приспосабливать свою существующую личность к своему новому положению, если он еще не находится в младенчестве. Многие психологи сходятся во мнении, что личность развивается чрезвычайно быстро в течение первых нескольких лет жизни на стадиях соединения. Примерно к пяти годам личность ребенка в значительной степени сформирована. Таким образом, десятилетнему первенцу будет сложнее отказаться от своей позиции старшего, чем четырехлетнему.

Близнецы

С рождением близнецов, в семье появляется эдакая новая “семья”, самостоятельная единица, которая работает вне зависимости от порядка рождения. Близнец никогда не будет вести себя как средний ребенок, даже, если он таковой технически. Он будет вести себя как первенец, либо как единственный ребенок. Поскольку близнецы воспринимаются как единое целое, они отделяются от традиционной семьи и упиваются своим особым положением. Кстати, у нас есть материал о том, что не следует говорить родителям близницев или двойни — здесь

Дети с большой разницей в возрасте

Если есть разница в возрасте более пяти лет, черты традиционного порядка будут сдвинуты. Двухлетний мальчик с новорожденным братом и восьмилетней сестрой не будет вести себя как средний ребенок, он, скорее, станет вести себя как первенец.

Тот же сценарий с усыновленными детьми – возраст, в котором ребенок попадает в семью — ключевой фактор, в котором черты ребенка проявятся. Чем младше усыновленный, тем больше времени он проведет под опекой родителей и займет свое место в существующем генеалогическом древе. Например, если годовалый первенец усыновлен в семью с четырехлетним ребенком, то младший ребенок останется в этой семье младшим, несмотря на то, что в биологической он – первенец. Однако, если первенцу исполнилось семь, когда его усыновляют в семью с десятилетним ребенком, усыновленный будет вести себя как первенец, даже, если у него будет старший брат.

Недавние исследования показывают, что браться и сестры могут быть ключевыми игроками в формировании личности друг друга. Другие же эксперты настаивают, что эту роль играют сверстники. На сегодняшний день исследователи точно не могут определить личность ребенка, но если одна вещь, которая остается постоянной во всех конкурирующих теориях: у большинства детей самую большую роль в становлении их характера и личности играют родители, бОльшее они перенимают от них. Если вас интересует тема усыновления, почитайте материал здесь

Можно ли повлиять на развитие личности?

К счастью, да, она не будет стопроцентно такой, какой ей предопределено быть в зависимости от очередности появления на свет. Всегда можно сделать выбор, что-то скорректировать, развивать черты характера, которых не достает. Поразмыслите над этим, вот три простых шага, которые помогут вам разобраться в себе:

  • Проследите взаимосвязь между вашим поведением и семейной иерархией. Люди называют вас невротиком? Возможно, это не ваша вина – вы первенец.
  • Прислушайтесь к себе – что вы чувствуете по этому поводу? Можно либо принять в себе это и относиться проще.
  • Сознательно измените свое поведение. Вы перфекционист и требуете того же от детей? Хотите, чтобы ваша дочь выглядела как девушка с обложки, а она влезла в рваные джинсы? Сдержитесь, не критикуйте, это вас не убьет, а ребенка сделает более свободным и творческим! Бывают ситуации, в которых и не стоит себя сдерживать – например, ваш муж начал носить сандалии с носками… тут уж без критики не обойтись!)

Как порядок рождения детей в семье влияет на их личность
mamanam.ru

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • астрология, прогнозы (1748)
  • разное (328)
  • Нью ЭЙДЖ (281)
  • первоисток (123)
  • Александр и Урания (45)
  • Гуань-ИньПлеядеанская Тантра: Пробуждение энергии (34)
  • Лазарев (41)
  • орис (37)
  • кулинария (259)
  • бизнес, создание своего дела (233)
  • АЛЬМИН (196)
  • Рами БЛЕКТ (114)
  • обучающие программы, английский язык (94)
  • ЭКХАРТ ТОЛЛЕ (70)
  • О себе (10)
  • x (3)
  • (0)
  • архитектура , дизайн (920)
  • видео,аудио (2651)
  • здоровье, практики омоложения и долголетия (3906)
  • Земля (583)
  • избранное (114)
  • искусство, культура (813)
  • Клуб путешественников (691)
  • книги, статьи (1987)
  • Космос (249)
  • Красота, природа, города , страны (787)
  • музыка (361)
  • наука (1388)
  • о любви (206)
  • О любви (продолжение) (965)
  • общество, политика (492)
  • переход , преображение,вознесение (3928)
  • практики, активации, медитации (2332)
  • притчи, эссе,стихи . (807)
  • Психология, психотерапия (14406)
  • фото (488)
  • ченнелинг (2363)
  • арктурианский коридор (61)
  • Иешуа через Памелу Криббе (75)
  • эзотерика, духовный путь, просветление, мистика (12659)
  • Юмор (108)

Музыка

Я — фотограф

Анатомия духовности. Alex Grey

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Как порядок рождения детей в семье влияет на их судьбу

Как порядок рождения детей в семье влияет на их судьбу

Рождение ребенка – ,бесспорно, самое радостное событие в жизни родителей малыша. Считается, что порядок появление на свет детей в семье может оказывать влияние на формирование личностных качеств человека и, более того, на его судьбу. Так, первенцы вырастают более эгоистичными, средние дети занимают роль миротворца в семье, а младшие – нежные создания, которые привыкли, чтобы о них все заботились. Предлагаем Вам более подробно ознакомиться с мнением специалистов на тему того, как порядок рождения ребенка в семье может влиять на его судьбу.

Положение ребенка в семье накладывает отпечаток на общее отношение человека к жизни, себе и окружающим, формирует его способ преодоления трудностей. Ведь именно в семье мы получаем опыт отторжения или принятия, обретаем представление о собственной ценности, изобретаем свое уникальное поведение в группе.

Впервые связь между порядком рождения ребенка и личностными чертами научно исследовал Альфред Адлер, австрийский психолог и психиатр. «Понимание человека, – утверждал он, – не может быть полным, если не учтены все особенности семейной атмосферы, в которой он развивался». Семья – живой, развивающийся, изменяющийся организм. Каждый из чад рождается в уникальных семейных условиях и занимает свое особенное место в родительском сердце. Именно поэтому нет одинаковых детей, выросших в одной семье. Способы реагирования на изменения окружающего мира у двух сиблингов (детей одних родителей) всегда совершенно разные.

Старший ребенок

Старший ребенок, как правило, наиболее ответственный, надежный и добросовестный. Он рожден у неопытных родителей и становится в какой-то мере инструментом их самоутверждения. Им гордятся, отдают в школы и секции, взрослые сконцентрированы на его достижениях. Именно на первенцев возлагается обязанность быть «суррогатными родителями» для младших брата или сестры и ответственность за поддержание семейных связей в зрелом возрасте. Первенцы, согласно исследованиям норвежских эпидемиологов, Петтера Кристенсена и Тора Бжеркедала, имеют IQ несколько выше, чем их младшие братья и сестры. Хотя, вполне возможно, что это в большей степени плод начальной энергии и усилий, потраченных родителями, чем генетическая одаренность.

Первенцы имеют тенденцию быть эгоистичными и собственниками. Они хорошо помнят время, когда были единственными в семье и болезненность момента «свержения с трона» при рождении младшего брата или сестры. А потому стремятся к более тесному сотрудничеству, жаждут внимания и одобрения родителей и обладают сверхмотивацией к успеху и ярко выраженными лидерскими качествами. Они, как правило, перфекционисты, очень требовательны к себе и другим, что делает их весьма конкурентоспособными на протяжении всей жизни.

Согласно статистике birthorderandpersonality.com, 80% руководителей в мире были первенцами или единственными детьми в своих семьях. Старшими детьми в семье были также большинство космонавтов и более половины президентов США.

Средний ребенок

Средний ребенок чаще всего становится наиболее независимым от семьи. Средний ребенок в семье занимает положение миротворца. Средние дети хорошо ладят с другими, более независимы и хорошие посредники. Они гибки и дипломатичны, однако зачастую проявляют редкое упрямство. Они лишены власти и привилегий старшего, они не избалованы родителями, как младший. Из-за этого, имея меньше всего шансов быть любимым ребенком, он борется с низкой самооценкой и неадекватным перфекционизмом. Возможно, по этой причине средний ребенок имеет меньше всего тесных связей с членами семьи и, как правило, строит более глубокие близкие отношения с друзьями вне семейного круга.

Благодаря серьезным навыкам медиации, средние дети, как правило, хороши в деятельности, связанной с переговорами в бизнесе и политике. «Мятежность» средних детей затрудняет для них следование строгим правилам и существование в иерархической системе. Они предпочитают работать в своем собственном темпе и ставить свои задачи в проектах. Средние дети любят быть уникальным и делать вещи по-своему.

Младший ребенок

Младший ребенок – это дитя «для души». Взлелеянный всей семьей, он, как правило, более чувствителен, заботлив, ласков, эмпатичен и альтруистичен. Эти дети наиболее общительны и доброжелательны. У них, как правило, развитое чувство юмора. Они не боятся выглядеть смешно, часто становятся «душой компании» или «клоуном» в классе. С другой стороны, они более ленивы и зависимы, чем их более старшие сиблинги, часто бывают эгоцентричными, инфантильными и испорченными. Это прирожденные манипуляторы. Успешно применяет в жизненных ситуациях отработанные на старших членах семьи ходы и интриги. Это отличный дипломат.

Младшие дети более склонны к риску, чем их старшие братья и сестры, и, как правило, более скрытны, а также чувствительны к ощущению несвободы и контроля.

Единственный ребенок

Единственный ребенок очень похож на первенца, но в более экстремальном варианте. Эти дети, как правило, созревает быстрее, хорошо ладят с людьми старшего возраста (и предпочитают иметь взрослую компанию), имеют развитые коммуникативные способности и в большей степени являются перфекционистами. Они, как правило, очень ответственны и целенаправленны, амбициозны и ориентированы на недопущение неудач. Им свойственна высокая демонстративность поведения и потребность в публичной оценке их достижений.

Единственные дети являются центром всеобщего внимания в семье, которым не любят и не привыкли делиться. Потому они бывают жесткими, негибкими, неспособными увидеть точку зрения других.

Разумеется, существуют индивидуальные различия в воспитании детей, а также факторы, когда дети не совсем попадают в описанные роли согласно очередности их появления на свет.

Разводы, смешанные браки, наличие детей с особыми потребностями в семье и смерть одного из родителей – все это влияет на личность наряду с эффектом порядка рождения. В случае если в семье растут один сын и одна дочь, или если разница в возрасте детей превышает семь лет, скорее всего, каждому из детей будут присущи черты единственного ребенка.

Конечно, нельзя считать свою судьбу полностью предрешенной в соответствии спорядком рождения. Однако интересно и полезно быть осведомленным об особенностях, сильных и слабых сторонах – собственных и тех, кто рядом с нами. Ведь, согласно исследованиям американского психолога Джошуа Хартшорна, порядок рождения в семье влияет на наш выбор друзей и супругов. Так, первенцы выбирают первенцев, средние дети связывают свою жизнь со средними детьми, а младшие скорее всего будут дружить или женятся на тех, кто в своей семье был младшим. Несмотря на поговорку о том, что противоположности притягиваются, мы выбираем для жизни и общения людей, похожих на нас.

Комментарий эксперта

Алла Чайковская психосоматолог

Независимо от того, каким по счету рожден ребенок, долгожданный он или не очень, угодил он родителям своим полом и характером или нет, каждый из детей нуждается в максимальной родительской любви и заботе, понимании и поддержке. Каким бы взрослым ребенок не казался на фоне младшего, он всегда остается в душе ребенком, даже будучи взрослым. Если у родителей хватит мудрости не делать различий в воспитании детей разного возраста, а прививать им взаимную любовь друг к другу и уважение к себе самим, они смогут вырастить гармоничных, полностью самодостаточных людей. Разницей будет только их внутреннее мировоззрение, заложенное генетически. Ведь даже однояйцевые близнецы достаточно сильно разнятся по характеру и привычкам.

Что касается первенцев, то их особая миссия отражается даже в Библии. Связано это с тем, что на них ложатся основные кармические задачи рода, на них автоматически возлагается большая ответственность и большая самостоятельность в выполнении этих задач. Младшие, как правило, навсегда остаются для родителей «маленькими», не зависимо от возраста, что и отражается в их характере и поведении.

Если Вы хотите, чтобы ваши супружеские отношения сложились максимально беззаботно для вас, ищите в пару того, кто был старшим братом или сестрой. В таком браке о Вас, скорее всего, будут заботиться и многое прощать. Если же Вы хотите доминировать – ищите в партнеры того, кто был младшим или единственным ребенком в семье. Такие люди, как правило, с радостью позволят Вам о себе позаботиться. Если двое старших могут дополнить друг друга или начать между собой конкурировать, то двое младших великодушно будут позволять родителям себя опекать и дальше.

Никогда не забывайте – все мы родом из детства, а дети – самые искусные манипуляторы. Самое главное, что подсознательно стремится человек получить от родителей – это любовь. Ведь в каждом человеке есть часть от мамы и часть от папы, потому так велико стремление к родителям, к их признанию нас как исключительных личностей. И если для получения этой родительской любви нужно стать самостоятельным или беспомощным, ребенок быстро к этому приспосабливается, даже если ему это не нравится. Не вынуждайте своих детей играть те роли, которые Вы им назначаете. Постарайтесь создать оптимальные условия для развития их индивидуальности, согласно врожденным чертам характера, независимо от первенства рождения и пола. Этим вы обеспечите им гармоничную жизнь, а себе – спокойную старость.

Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

www.liveinternet.ru

Как порядок рождения детей в семье влияет на их характер?

«Старшему — мельницу, а младшему — кота»

Рассказывая взрослым о взаимодействии с ребенком, психологи традиционно говорят о возрастных и гендерных особенностях детей и подростков. В последние годы набирают популярность исследования того, как различаются модели поведения детей в зависимости от их возрастного соотношения с братьями и сестрами. Иногда этот фактор влияет на характер даже больше, чем социальные и экономические условия взросления.

Оценивая собственный родительский опыт, глядя на другие семьи, где растут дети, мы подчас поражаемся, насколько разными могут быть родные братья и сестры — по внешности, характеру, способностям, моделям поведения. Большую часть различий, доверяя генетике, можно объяснить природными данными, с которыми ребенок уже рождается. Но тип поведения? Мы ведь всех любим и воспитываем одинаково, а реагируют на сходные ситуации родные по крови и выросшие в одних и тех же условиях дети совершенно по-разному.

Отвечая на родительское недоумение, психологи вносят поправку: и любим, и воспитываем все-таки по-разному. Начиная с того, какую позицию в семье — старший, младший, средний — занимает ребенок. И это не злой умысел или легкомыслие родителей, а объективные условия. Никакие, самые идеальные, мама и папа не могут полностью избавить ребенка, который сначала был единственным, а в какой-то момент стал старшим, от раздумий и переживаний по этому поводу. Да и необходимо ли это? Нужно просто понимать плюсы и минусы каждой позиции. Преимущества поддерживать, а возможные негативные факторы — сглаживать. Абсолютного же равенства мы все равно не сможем достичь. Недаром в фольклоре многих народов мы находим примеры разного отношения к детям. Помните: «Старшему отец завещал мельницу, среднему — осла, а младшему — кота»? В некоторых восточных культурах принято считать, что старшего ребенка семья растит для мира, он более деятелен, открыт, направлен на достижение внешних целей. А младшего — для себя, он, скорее всего, будет обихаживать родителей в старости. Впрочем, с подобным традиционным взглядом можно и поспорить.

Один среди взрослых: единственный ребенок в семье

По статистике, большинство российских семей растит одного ребенка. Это дает ему неоспоримые преимущества, но и лишает некоторых возможностей. Единственному малышу достается вся родительская любовь и забота. Взрослые превозносят его способности и готовы восхищаться самыми незначительными успехами. Обязанностями по дому он не слишком обременен — ведь вокруг столько любящих и заботливых людей. Такое спокойное и счастливое детство дарит ребенку уверенность в себе, высокую самооценку, развитие природных способностей.

Однако единственный ребенок может стать и объектом непомерных амбиций взрослых. Все несбывшиеся мечты, нереализованные планы родителей тяжким бременем ложатся на его плечи — а разделить эту ношу не с кем. В результате мальчик вынужден заниматься в футбольной секции лишь из-за того, что папа в его возрасте мечтал стать футболистом. А дочь несостоявшейся актрисы становится участницей бесконечных кастингов для рекламного ролика или детского конкурса на ТВ.

Дети, растущие среди других сиблингов (так на западе называют родных братьев и сестер), часто завидуют единственным детям. Еще бы — тем не приходится сражаться за лучшее место, за право быть первым во всяких удовольствиях, им не нужно охранять от посягательств родни свои вещи и игрушки. Но, лишенные подобной «борьбы» за неотъемлемые права, единственные дети не учатся защищать и отстаивать их. Поэтому когда они попадают в группу ровесников, лишившись ежеминутной родительской опеки (например, в школе), столкновение со сверстниками бывает довольно болезненным: никто тобой не восхищается за просто так, а наоборот, каждый норовит поддразнить и доказать, что он тут главный.

Выросший в окружении только взрослых, ребенок часто обладает серьезностью, ответственностью, независимостью, развитым воображением, любовью к уединению. Он не очень-то привык принимать в расчет других людей, даже тех, к кому относится с любовью и нежностью. Например, молодой человек, выросший без братьев и сестер, счастливо женился, но, возвращаясь с работы, уходил прямиком в свою комнату на полчаса – час, чтобы побыть в одиночестве. Он так поступал до свадьбы и даже не подозревал, что его жена (выросшая, кстати, в многодетной семье) чувствует себя в это время совершенно потерянной и не понимает, что происходит.

Совет. Чтобы единственный ребенок не увлекся ролью центра вселенной, хорошо бы поощрять его желание делиться игрушками и сладостями с другими детьми и даже со взрослым окружением. Ему особенно необходимы понятные правила и рамки, нарушать которые нельзя. Единственный малыш должен иметь право на собственное пространство, но и выполнять некоторые обязанности. Хотя бы по самообслуживанию. Неумение общаться на равных может сыграть с ним злую шутку, поэтому давайте возможность единственному ребенку почаще играть с другим детьми, ссориться и самостоятельно выходить из конфликтов, договариваться, говорить «нет». Часто единственные дети, чувствуя потребность в заботе о ком-то, просят родителей завести собаку или котенка. Возможно, этот вариант покажется вам приемлемым.

«Уступи, ты же старший!»

Иногда единственный ребенок просит-просит у родителей брата или сестру. И только когда его желание исполняется, понимает, насколько опрометчивым оно было. Ведь из единственного он превратился в старшего. Практически всегда — это травма, ведь родительскую любовь, заботу, прежде принадлежавшую ему одному, теперь приходится делить с беспомощным крикливым существом. Веселья от него никакого, ни поиграть, ни почитать вместе, зато мама, бабушки с ним нянчатся круглые сутки.

Мудрые родители стараются сделать все, чтобы старший не сомневался в их любви. Но младенец требует огромного количества сил, времени, терпения. И старший становится помощником, хотя бы в мелочах. Эта позиция непременно повлияет на его характер. Как правило, старшие дети при разумном поощрении и внимании взрослых довольно спокойно вживаются в образ заботливого опекуна и покровителя. И зачастую сохраняют его в течение долгих лет.

Если только в дело не вмешается конкуренция. Старшему обычно достается больше забот, но это компенсируется его ролью самого разумного, сильного, надежного, умелого из детей. Утешение для самолюбия может быть сведено на нет, если у мальчика появляется младшая сестра, причем с небольшой разницей в возрасте. Поскольку девочки опережают мальчишек в развитии, старшему брату, с одной стороны, все же приходится заботиться о малышке, уступать ей, с другой — выслушивать родительские упреки: «Посмотри, какая умница твоя сестра, хоть и младше, а смогла (выиграла, сделала быстрее, аккуратнее…)».

Еще один, крайне неблагоприятный, вариант: старшая девочка и долгожданный сын. В этом случае на ненаглядного наследника направлены все умильные взоры родни, а сестра страдает от ревности сильнее, чем ее «коллеги» в других семьях.

Совет. Если родители не хотят вырастить из старшего ребенка несчастного ревнивца или вечную няньку для всех нуждающихся, они еще перед появлением в семье новорожденного (и в дальнейшем) помогают ребенку осознать свою роль старшего. А еще планируют специальное время для общения только с ним, несмотря на круговорот забот о младенце. Ведь старший ребенок, обретший новый статус, нуждается в заботе, подарках и внимании больше, чем кто бы то ни было другой в семье.

Младшенький

Это баловень судьбы. По крайне мере, в детстве. Он купается в заботе и умилении взрослых — на зависть старшим сиблингам. И никогда не лишится своих привилегий. Иногда младший (как и единственный) ребенок становится заложником гиперопеки взрослых: постаревшие родители продолжают эмоционально удерживать своего давно выросшего «малютку», в то время как старшие давно разлетелись из семейного гнезда и обустраивают собственную жизнь.

У младшего и единственного вообще много схожих черт: сосредоточенность на себе, уверенность, раскованность, зачастую инфантильность. Ведь взрослые всегда на их стороне. Но младшему, в отличие от единственного ребенка, приходится столкнуться с ревностью старших братьев и сестер. Даже соперничая между собой, они могут вступать в коалицию против него. Поэтому младшие довольно рано учатся искусству дипломатии, а то и манипулирования. Им приходится вырабатывать такую стратегию поведения, которая позволяет оставаться любимчиком у взрослых и не раздражать при этом остальных детей.

Вместе с тем, подрастая, младший обнаруживает, что другие дети в семье уже чего-то достигли, а он, в силу возраста, не дотягивает до их результатов. И тут ребенок пускается во все тяжкие, чтобы доказать миру, что он не хуже прочих, старается продемонстрировать свою независимость и значимость. В этом отчаянном соревновании младшие дети зачастую становятся поклонниками экстремальных видов спорта, радикальных политических идей. Одним словом, бунтарями и любителями острых ощущений.

Совет. Не стоит демонстративно уделять младшему больше внимания, помогать больше, чем ему необходимо. Воспитывая младшего, нужно специально создавать ему пространство для развития самодисциплины и навыка принятия решений. Ведь в семье он всегда «прикрыт» чьей-то заботой и ответственностью.

Как порядок рождения детей в семье влияет на их личность
5psy.ru

Научно-
образовательный
портал IQ

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • .

YouTube, скриншот фильма «Сияние». С. Кубрик, 1980 год

Психологи НИУ ВШЭ изучили, как наличие или отсутствие родных братьев и сестер, а также порядок их рождения влияют на умение отстаивать личные границы. Ученые провели два эмпирических исследования: среди детей в возрасте от двух до десяти лет и среди подростков. Результаты показали, что наиболее прочными личными границами обладают единственные и вторые дети в семье, наименее — первые. Однако по мере взросления на умении балансировать между своими потребностями и запросами других сказывается гендерный фактор.

Способность отстаивать границы своего эмпирического «Я», или психологическая суверенность — это черта личности, которая помогает человеку адаптироваться к текущим жизненным обстоятельствам и решать повседневные жизненные задачи. Она связана со многими показателями психологического благополучия – самооценкой, фоном настроения и прочее. Суверенность личности формируется по мере взросления человека и проявляется во взаимодействии с другими людьми. Огромное влияние на нее оказывает система отношений с родителями, братьями и сестрами.

В детстве адаптация человека к социальной жизни во многом определяется его положением в семье, статусом единственного, старшего или младшего ребенка. Это связано с тем, что родители неравномерно распределяют эмоциональные и материальные ресурсы в воспитании детей. На этот счет существуют разные теории. Одни утверждают, что первенцам достается больше внимания, так как именно в них родители видят будущих помощников. Другие считают, что в семьях с двумя детьми старшие менее склонны к взаимодействию с окружающими, а родившиеся спустя долгое время после предыдущего ребенка меньше боятся быть отвергнутыми со стороны других людей. Средние дети обычно не столь близки к матери, как старшие и младшие, и поэтому они менее чувствительны к узам родства.

Софья Нартова-Бочавер и Ольга Силина, авторы исследования, поставили перед собой задачу изучить связь между психологической суверенностью, количеством сиблингов в семье и порядком рождения. Для этого они проанализировали поведение детей и подростков в конфликтных ситуациях.

Исследование детей

В первой части исследования респондентами стали 108 детей (в равной пропорции мальчики и девочки) в возрасте от 2 до 10 лет. Среди них 35 человек были единственными, 33 — первые и 40 — вторые.

Играя, дети строили как бы дом, в котором в дальнейшем разыгрывались различные жизненные ситуации, нарушающие их личное пространство: приходили знакомые и незнакомые люди и критиковали детские рисунки или просто пытались изменить привычный порядок жизни.

Исследователи анализировали реакции детей в ситуациях конфликта. Смотрели, как они сохраняли свое психологическое, физическое и материальное благополучие, когда им приходилось отстаивать целостность дома, его интерьера и порядка в нем.

Суверенность личности в зависимости от статуса сиблинга анализировалась по нескольким параметрам, в том числе психологи смотрели, насколько дети гибки и проницательны и прибегают ли они в ходе конфликта к помощи взрослых.

Результаты показали, что единственные дети увереннее отстаивают суверенность личности, чем те, у которых есть сиблинги. У них выше понимание существования границ. Они их эффективнее удерживают и свободней прекращают общение с другими людьми (закрывают свои границы). Единственные дети стремятся самостоятельно «встроиться» в социальную жизнь, ориентируясь на нормы поведения и личную позицию.

«Я знаю, как я хочу построить свой дом, но еще хочу, чтобы все наши дома стояли красиво рядом. Давайте я буду всем помогать?» — реплика 8-летнего участника исследования, единственного ребенка.

Психологи также отмечают, что единственные дети и вторые имеют схожие тенденции защиты границ «Я», в то время как первенцы склонны проявлять меньшую активность в сложных ситуациях и чаще зовут на помощь взрослых. Это может проявляться как в стремлении «ябедничать», так и в открытых просьбах о помощи. Кроме того, им свойственно комментировать действия оппонента, уговаривать, бесконечно повторять просьбы, рассказывать истории.

Первая часть исследования показала, что статус сиблинга влияет на специфику защиты суверенности личности. Единственные и вторые дети по сравнению с первенцами чувствуют себя в обществе свободнее и смелее, активнее противопоставляют себя окружающим. Первенцы же склонны «подстраиваться» под внешние требования и проявлять большую толерантность и уважение к общественным правилам.

Исследование юношества

Для проверки влияния статуса сиблинга среди детей более старшего возраста были опрошены 187 студентов (131 девушка и 56 юношей) в возрасте от 17 до 19 лет. Среди них 148 человек имели братьев и сестер, 85 — были первыми детьми, 48 — вторые, 10 — третьи и 5 — четвертые.

Студентам было предложено заполнить опросник. В нем 67 утверждений, каждое из которых содержит ситуацию угрозы суверенности и эмоциональный ответ респондента на нее. Ответы респондентов позволяли понять, как подростки защищают суверенность своего тела, территории, личных вещей, привычек, социальных контактов и ценностей.

Результаты показали, что суверенность, как устойчивая черта личности, не зависит от пола и количества детей в семье. Также нет различий между суверенностью единственных детей в семье и тех, у кого есть братья и сестра. Однако психологи отметили, что показатель защиты личных границ в отношении временных привычек у младших детей выше, чем у старших.

В то же время были обнаружены различия между мужской и женской группами респондентов в динамике нескольких субшкал. Так, у юношей уровень общей суверенности снижается по мере увеличения порядка рождения — то есть у первенцев он выше, чем у младших сыновей. У девушек наблюдался противоположный эффект. «Юноши более конкурентны, здесь уже чисто Адлерианский психоанализ — младшим приходится конкурировать со всеми старшими; это истощает. У девушек иначе – чем более младшей по порядку оказывается девочка, тем меньше обязанностей по хозяйству и больше позитивных эмоций со стороны остальных сиблингов. То есть в общем — гендерные роли, поддерживаемые культурой», — поясняет Софья Нартова-Бочавер.

Девушки по сравнению с юношами лучше защищают свою территорию и чем больше у них братьев и сестер, тем сильнее эта черта личности у них выражена. «К приватности девушек традиционно поддерживается более уважительное отношение (исследования И.Альтмана). Возможно, этот средовой ответ делает их и более уверенными, и более успешными. К ним раньше начинают стучаться в дверь и не заходить без разрешения», — комментирует психолог. У них также более развита суверенность временных привычек. Они свободнее распоряжаются своим временем, в то время как у юношей отмечается противоположная тенденция.

Подводя итоги по всем субшкалам, исследователи делают вывод, что в юности наиболее прочными границами обладают младшие девушки и старшие юноши.

iq.hse.ru

Порядок появления ребенка в семье и его влияние на формирование личности

Немаловажным фактором, влияющим на развитие ребенка, является восприятие его членами семьи. З. Фрейд был первым, кто заметил, что позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его последующей жизни. Можно попытаться найти объяснение очень распространенному вопросу родителей: «Почему в нашей семье дети такие разные? Росли в одной семье, относились мы к ним одинаково, а в результате один — серьезный, спокойный и рассудительный, а другой — шалун, капризный и очень впечатлительный».

Первый ребенок чаще всего вызывает у родителей трепетную любовь и восхищение. Родители только начинают открывать для себя мир ребенка, переживают и тревожатся за него. Старший ребенок сначала воспитывается как единственный. У него есть ряд преимуществ по сравнению с детьми из многодетных семей: на нем сконцентрировано все внимание родителей. Они могут больше времени уделить развитию ребенка, лучше обеспечить его. Первенцы, как правило, больше ориентированы на успех и достижения. Вместе с тем такой ребенок более зависим от родителей, социально изолирован.

Большое влияние на развитие личности первого ребенка оказывает рождение второго. Когда в семье появляется новорожденный, даже те дети, которые с нетерпением ждали его, могут чувствовать себя забытыми, отверженными. У них начинает действовать «синдром детронизации» (термин А. Адлера). «Маленького принца (принцессу) согнали с трона», — так может воспринять ребенок эту ситуацию. Он вынужден искать новые формы поведения. Чтобы добиться внимания и любви родителей, ощутить свою значимость в семье, ребенок может использовать такие формы поведения, как агрессивность, капризность, упрямство. Более соперничают между собой дети одного пола и с небольшой разницей в возрасте (до 4-5 лет).

Психолог может дать родителям следующие рекомендации:

— после появления новорожденного в доме постарайтесь избежать существенных изменений в жизни семьи, в ваших отношениях со старшим ребенком;

— старайтесь уделять старшему ребенку достаточно внимания, демонстрируйте ему свои нежные чувства;

— помогите старшему найти адекватную форму вхождения в жизнь изменившейся семьи — как помощника, как друга малыша.

Вторые дети обычно более дружелюбны, лучше умеют общаться, так как много времени проводят со старшими братьями или сестрами. Родители более спокойно относятся ко вторым, третьим детям, потому что ими уже освоена роль родителей. Младшие дети более творческие и самостоятельные, но под покровительством и защитой старших у них может сложиться заниженная самооценка и чувство неполноценности. Старший ребенок, провоцируя младшего на различного рода состязания, являясь в них победителем, может высмеять его, демонстрируя свое превосходство. Тогда младший ребенок выбирает по отношению к родителям испытанный способ поведения: «Когда я беспомощен и слаб, я могу требовать всего, чего хочу, родители обязательно будут заботиться обо мне».

Самое сложное положение у среднего ребенка. Он не имеет привелегий старшего, он как бы «ограничен» первым ребенком — сильным и способным. В то же время роль «малыша» для него уже не подходит. Он не может конкурировать с ним, так как не обладает его качествами. Оказавшись между старшим и младшим, средние дети чаще других чувствуют себя отвергнутыми, одинокими. Родителям следует помочь найти место ребенку в структуре семейных отношений.

Если в семье рождаются близнецы, то в их психологическом развитии возникают две основные проблемы: взаимное соперничество и зависимость. Близнецы показывают более низкие результаты, по сравнению с другими детьми, в тестах на интеллект. Они позже начинают говорить. Это объясняется тем, что они не стремятся выходить за пределы пары, не «тянутся» за другими. Близнецы (особенно одного пола) с большим трудом расстаются. Именно поэтому к ним стоит относиться, как к двум разным людям. Лучше не одевать их одинаково, поощрять развитие их индивидуальных интересов и склонностей.

Влияние семьи на формирование «Я-концепции» личности

Основными предпосылками формирования у ребенка высокой самооценки являются прежде всего внутренняя установка матери на принятие ребенка и уровень ее собственной самооценки, а также дисциплинирующее начало в семейном воспитании.

Установка родителей, благодаря которой ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождает у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Концепция собственной ценности созревает у ребенка интуитивно, а оценочные установки передаются через механизм социального подкрепления со стороны любящих родителей, которые выступают не только в роли проводников этих установок, но и в качестве моделей для подражания. Считалось, что теплота и забота со стороны матери должна благоприятно влиять на формирование «Я-концепции» как мальчиков, так и девочек, но для девочек значительно сильнее. В то же время теплота в отношении ребенка со стороны отца, который включается в воспитательный процесс сравнительно поздно, должна оказать более сильное влияние на благоприятное развитие «Я-концепции» мальчиков. И хотя эта гипотеза не подтвердилась, но зато породила многие работы по исследованию влияния матери и отца на формирование половой идентичности ребенка.

Было также обнаружено, что корреляция между самооценкой и отношениями с родителями зависит преимущественно от характера отношений ребенка с родителями одного с ним пола. У мальчиков, испытывающих недостаток в отцовской любви, больше развито чувство неуверенности и защищенности, они хуже адаптируются в социальной среде, чем девочки из подобных семей. Благоприятное воздействие на «Я-концепцию» ребенка оказывают активная забота о нем матери, незамедлительная помощь в любой ситуации, установление определенных норм, регулирующих его поведение.

На основании приведенных фактов можно сделать вывод, что тип взаимоотношений, которые складываются в семье между ребенком и родителями, является важным фактором развития «Я-концепции». Р. Берне [1] объясняет это двумя причинами. Во-первых, основа «Я-концепции» закладывается в раннем детстве, когда главным значимым Другим является родитель, взаимодействие с которым обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе. Во-вторых, ребенок в этом возрасте во многом зависит от родителей, и, следовательно, они имеют уникальную возможность влиять на развитие его личности.

studopedia.ru

Порядок рождения детей в семье — и их характеры

В настоящее время характер внутрисемейных межличностных отношений оценивается как важнейший фактор, влияющий на успешность процессов образования и социализации личности. В то же время семейный контекст развития личности ребенка и подростка в большинстве случаев рассматривается, прежде всего, с точки зрения детско-родительских и родительско-детских отношений. Между тем, дети и подростки включены в целостную систему семейных взаимоотношений, субъектами которых выступают также братья и сестры. Социально-психологические особенности сиблинговых отношений это значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему «Порядок рождения детей в семье – и их характеры».

В настоящее время характер внутрисемейных межличностных отношений оценивается как важнейший фактор, влияющий на успешность процессов образования и социализации личности. В то же время семейный контекст развития личности ребенка и подростка в большинстве случаев рассматривается, прежде всего, с точки зрения детско-родительских и родительско-детских отношений. Между тем, дети и подростки включены в целостную систему семейных взаимоотношений, субъектами которых выступают также братья и сестры. Социально-психологические особенности сиблинговых отношений это значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности.

Помните известный сказочный сюжет, как к царевне по очереди сватаются три брата, как проходят они различные испытания для того, чтобы один из них оказался счастливым мужем красавицы, а заодно – и унаследовал полцарства?
Наша мастерская называется «Порядок рождения детей – и их характеры». Как деревья развиваются на просторных полях и долинах совсем по-другому, чем в заросших лесах, так и младшие и старшие дети растут в своих особых жизненных условиях, которые отличаются различными факторами развития. В нашей мастерской мы познакомимся с особенностями. Постараемся прожить на собственном опыте разные жизненные сценарии, в которых есть и свои положительные и отрицательные стороны.

Семья и дети – это неразделимые понятия. Семья не должна быть без детей, дети не могут оставаться без семьи. Где дети – там радость, родительское счастье. Сколько необходимо иметь детей для полного счастья – одного, двоих, пятерых? Каждая семья имеет свой взгляд на данный вопрос. Сегодня мы с вами поговорим о порядке рождения детей, и как порядок рождения влияет на характер детей.

Прежде, чем, мы начнем, давайте мы с вами познакомимся. И узнаем с какими ожиданиями пришли к нам в мастерскую. Знакомство начнем с себя. (Шеринг 10 минут)

  1. Влияние порядка рождения детей отмечал З. Фрейд, он утверждал, что «позиция» ребенка среди сестер и братьев имеет важное значение во всей его последующей жизни. Например, известно, что старшие в семье дети обладают некоторыми общими характеристиками: ориентация на достижения, лидерские качества.

Мы также можем найти описание влиянии порядка рождения на психологические особенности ребенка в сказках.

Сейчас постараемся с вами вспомнить сказки, в которых есть страшие, средние и младшие дети, как их описывают в сказках, какая у них судьба.

  1. Но для начала разделимся на микрогруппы. И сделаем мы это в подвижном упражнении. Давайте с вами встанем и будем двигаться в хаотичном порядке с закрытыми глазами. Когда услышите хлопок необходимо зацепиться за соседа и образовать пару. Двигайтесь теперь в паре до следующего хлопка, после хлопка цепляете себе третьего человека и так далее.

Теперь ваша задача в группе написать как можно больше названия сказок. Времени на работу 5 – 7 минут.

Каждая группа называет по очереди сказки. Стараемся не повторяться. (3минуты).

  1. Вы уже обладаете некими мысленными образами старшего, среднего и младшего ребенка. Следующее упражнение будет заключаться в следующем: вам необходимо будет нарисовать образ старшего, младшего и среднего ребенка. Делать это вы будете в группах.

Поэтому сначала разделитесь на три группы по своему желанию. У вас есть заготовки силуэтов человечков, можете воспользоваться ими, или нарисовать свои собственные. Первая группа будет рисовать старшего, вторая – среднего, третья – младшего. Время работы 10 минут. Теперь представьте ваши рисунки, расскажите о своих детях какие они.

  1. Обсуждение рисунков. (6-7 минут).
  2. А сейчас мы вам расскажем, какие характеристики дают психологи старшему, среднему и младшему ребенку.

Вначале воспитывается как единственный. Затем, когда для него стала уже привычной привилегированная позиция, его «место» в душе родителей занимает новорожденный. Когда «захват» происходит до пяти лет, это очень серьезное переживание для ребенка, так как только после пяти лет старший имеет свое место вне семьи и сформированную идентичность. После рождения младшего, старший пытается вернуть прежнюю центральную позицию в семье, но его попытки обречены на неудачу. Со временем первенец понимает, что родители слишком заняты, чтобы терпеть его требования. И выбирает стратегию выживания в одиночестве.

Если второй ребенок другого пола, то негативная реакция первая не столь выражена, отсутствует прямое соревнование. А вот если второй ребенок того же пола, его воздействие на первого очень сильное. При этом формируется один из стереотипов поведения старшего ребенка:

  • Он очень старается быть хорошим, чтобы родители продолжали его любить больше, чем новорожденного
  • Приобретает родительские качества. Это происходит потому, что родители ожидают, что старший будет подавать хороший пример младшему, а также ухаживать за малышом.

Чувство ответственности может быть тяжелым бременем, и старший ребенок превращается в тревожного субъекта, стремящегося к совершенству. Упор на высокие достижения делает старшего ребенка более чувствительным, более серьезным, менее склонным к играм. Обычно он упорно трудиться и добросовестен во всем, за что берется, хотя и не принимает критики.

Могут стать очень ригидными, не изменчивыми в своих поведенческих стратегиях.

Отчасти из-за привычки рассчитывать только на свои силы и идти своим путем, отчасти из-за того, что они не демонстративны и слишком серьезны, старшие дети испытывают по сравнению с другими детьми больше трудностей в приобретении друзей. Они обычно имеют только одного близкого друга. Им свойственна повышенная чувствительность к проявлениям личного неуважения и нетерпимость к чужим ошибкам. Пол и количество младших детей имеют решающее значение в развитии личности ребенка. Если они разного пола, то описанные характеристики будут отличаться. Если все младшие одного пола, особенно если их двое или больше, указанные качества усиливаются.

Так же как и единственный ребенок, никогда не был травмирован появлением новорожденного.Из-за этого у младшего ребенка складываются такие особенности, которых нет у старшего или у среднего. Для всей семьи он становится малышом, часто до такой степени, что большинство из них даже в старости продолжают казаться маленькими детьми. Семья продолжает «няньчить» младшего, даже когда его детство давно позади, ему уделяют много внимания, поскольку все остальные члены семьи чувствуют некоторую ответственность за него. Ему прощается больше, чем остальным детям, но он обычно не становится избалованным в отрицательном смысле это слова. Он просто привыкает ожидать от жизни только хорошего, поэтому оказывается оптимистом. К моменту появления младшего ребенка родители уже имеют опытзаботы о малышах, поэтому спокойнее чувствуют себя в роли родителей. Они ожидают от младшего ребенка гораздо меньше и оказывают на него меньше давление. Он обычно лишен самодисциплины и сталкивается с трудностями в принятии решений, поскольку рядом всегда был кто-то старший и мудрый, чтобы позаботиться о его делах. Он продолжает ожидать, что другие (например, супруг или супруга)решат за него проблемы. Но он может броситься в другую крайность, отвергая другую помощь. Часто эти личности склоняются к художественному творчеству в своей профессиональной деятельности. Может оказаться бунтарем, если им слишком руководят. Обычно борется за новое. Поскольку был в семье самым маленьким, знает, что быть агрессивным неэффективно, поэтому вырабатывается манипулятивный путь достижения желаемого, либо демонстративно обижаясь, либо пытаясь очаровать. Обычно он тем или иным способом всю жизнь пытается догнать старших, но ему это не удается.

Несмотря на стремление к бунту против авторитетов, он скорее будет последователем, чем лидером, сможет с легкостью угождать лидеру, который ему понравился. Если же он окажется в позиции лидера, его последователи будут любить его, а его авторитет не будет приниматься слишком серьезно. Мл.ребенок с которым хорошо обращались в детстве, обычно легок в общении и популярен среди друзей. Если же в детстве его притесняли, он будет робок и раздражителен с другими.

Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях.

Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона» и будучи баловнем семьи может быть окружен заботой не только родителей, но и сиарших братьев и сестер.

Во-вторых, если родители ограничены в материальном плане, ему приходится пользоваться вещами других детей.

В-третьих, он испытывает чувство неполноценности и у него отсутствует ощущение независимости.

Но вместе с тем у него высокая мотивация превзойти старших. В результате он становится лучшим во всем, чрезвычайно чистолюбив.

Средний ребенок, будь то второй из трех или один из средних в многодетной семье, с трудом поддается описанию. Он одновременно является старшим для тех, кто родился после него, и младшим для тех, кто родился прежде. Поэтому он часто затрудняется в самоопределении и формировании отчетливой личностной идентичности. На него не накладывается отпечатка как на ребенка, рожденного первым, привычка быть впереди, но он не может оставаться и малышом, как рожденный последним. Ср. ребенок никогда не переживал безраздельного обладания своими родителями и не получал так много внимания, как первый.Ср. ребенок вынужден соревноваться как со старшим, более сильным и умелым , так и с мл. беспомощным и более зависимым. В результате он может калебаться между попытками походить на старшего и попытками снова вернуться к роли опекаемого младшего, не имея твердых ориентиров для выделения своей индивидуальности. В зрелов возрасте средние дети менее способны проявлять инициативу и мыслить независимо. В общем у них самая низкая мотивация к достижениям, особенно в учебе. В своих попытках обрести собственную значимость ср. дети пытаются соревноваться с остальными.

Они обычно более ответственны чем младшие, у них возникает больше проблем, чем у мл. и старших, они более интровертны чем другие.они лучше умеют вести дела с разными людьми, поскольку вынуждены жить в мире со своими мл. и стар.в следствии этого они обычно дружелюбны со всеми и активно стремятся к дружеским взаимоотношениям

Ребенок оказывается и самым старшим и самым младшим в семье. В результате эти дети имеют многие свойства старшего ребенка, но могут сохранить в себе детские качества до зрелого возраста. Единственный ребенок наследует в основном характеристики одного из родителей с которым он преимущественно идентифицируется. Поскольку он никогда не вытесняется ст. или мл.он более непринужденно чувствует себя наедине с самим собой, имеет более высокую самооценку, меньшую потребность контролировать других. Он меньше страдает от потери авторитета, ожидает и легко принимает помощь. Может стремиться к совершенству и бывает крайне растроен, если не преуспевает во всем. Обычно он удачлив. Поскольку единственный ребенок не привык к близкому общению с другими детьми, он часто не знает, как вести себя в интимных отношениях.

  1. Упражнение «Ситуации» — предлагаем вам разделиться на микрогруппы по три человека. Сейчас мы с вами побудем в каждой роли старшего, среднего, младшего ребенка. И посмотрим как на отличатся поведение, в зависимости от принятой роли.

Представьте, что ваша тройка это родные братья или сестра. Распределитесь, кто сначала будет старшим, средним и младшим. Вы проснувшись утром нашли на холодильнике лист с поручениями от мамы. Вам их необходимо выполнить. Для этого вы должны их распределить между собой исходя из тех ролей, в которых вы находитесь. Время на распределение обязанностей три минуты, затем будете 5 минут обсудите в тройке какие чувства вы испытывали, находясь в данной роли. И поменяйтесь ролями. Получите новый список поручений. (25 минут).

  1. Обсуждение в общем кругу. Как себя чувствовали, какая роль понравилась больше, и в какой роли было тяжелее всего. (10 минут).
  2. В заключении, хотелось бы вам дать рекомендации, на что обращать внимание при воспитании старших, средних, младших детей.
  3. Наше занятие подходит к концу и нам хотелось бы услышать от вас – какие чувства были на протяжении всего занятия, что вы получили от занятия. У нас есть макет занятия, как порядок рождения влияет на построение супружеских отношений. Если кого – то заинтересовало, в ваших рекомендациях есть номера телефонов можете звонить.

Подготовили: Иванютина А.В, Мароян А.К.

Приложение к упражнению «Ситуация».

Поручение от мамы. (первый вариант)

  1. Вымыть посуду.
  2. Выгулять собаку.
  3. Вытереть пыль.
  4. Помыть полы.
  5. Начистить картошки.

Поручение от мамы. (второй вариант)

  1. Подмести пол.
  2. Погладить белье.
  3. Вымыть окна.
  4. Повесить картину.
  5. Покормить собаку.

Поручение от мамы. (третий вариант)

  1. Развесить белье.
  2. Сходить в магазин.
  3. Полить цветы.
  4. Отворить макарон.
  5. Помыть плиту.
nsportal.ru

Порядок рождения и характер человека

Как складывается жизнь детей из-за того, что их родители когда-то приняли решение обзавестись вторым, третьим и т.д. ребенком? Эта тема интересна не только для родителей, но и для психологов, издавна обсуждающих вопрос о зависимости личностных особенностей от так называемого «порядка рождения ребенка» в семье.

Первым попытался осветить этот вопрос Альфред Адлер. Он выделил следующие позиции ребёнка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Адлер показал, что дети различаются по своему характеру, в зависимости от порядка рождения. Опираясь на это, попытаемся проанализировать, как порядок рождения ребенка влияет на развитие его личности.

Первая позиция по порядку рождения – единственный ребёнок. Родители стараются баловать единственного ребенка, и такие дети могут в последующем испытывать необходимость в восстановлении привилегированного положения «любимчика», просто захватывая «центр сцены», но, не сделав ничего такого, что оправдывало бы их действия. Есть два возможных исхода развития единственного ребенка в семье: он может остаться по-детски зависимым и беспомощным, либо приложит все силы, чтобы стать компетентным и состоятельным взрослым. Для единственного ребенка в семье важнейшая задача — понять взрослых; постоянно решая ее, он развивает свою способность понимать других людей, для него характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он любит решать проблемы и находить разные пути их решения. Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они многого требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения. Видимо, в силу того, что им не нужно бороться за внимание и любовь родителей, единственные дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования, да и у родителей в этом случае оказывается гораздо больше времени на развитие своего отпрыска и общение с ним. Однако здесь существует риск «привязывания», «выученной беспомощности». Находясь во власти родительского внимания и опеки, ребенок может быть практически не предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей самостоятельно строить свои отношения с окружающими. В зависимости от степени родительской опеки различают два типа единственного ребенка: рано взрослеющий и «маменькин сынок».

Вторая позиция – старший ребёнок, который проходит в своем развитии три стадии:

1. Он — единственный, уникальный, находится в центре внимания родителей. Первенцы занимают уникальное положение в семье. Родители могут уделять больше времени и внимания первому ребенку и стараются быть осторожными, снисходительными и оберегающими.

2. С рождением младшего ребенка ситуация резко меняется. Если старшему к этому моменту нет 5—6 лет, то рождение брата или сестры может вызвать сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребенок теряет власть над ними.

Появление в семье следующего ребёнка наносит старшему своеобразную травму – травму «свержения с трона». Отныне он перестаёт быть единственным, и вынужден делить со своим братом или сестрой родительскую любовь. Ощущения старшего ребёнка можно сформулировать примерно так: «Моё место занял теперь кто-то другой». Здесь могут брать начало зависть и конкуренция между детьми, эмоциональная нестабильность, причем такая реакция первого ребенка на появление младшего сильнее, если второй ребенок одного с ним пола.

Тем не менее, у старших детей сохраняется потребность быть единственными, первыми и главными, поэтому они очень конкурентны. На третьей стадии ребенок находит выход из создавшегося положения, руководствуясь тем, что он старше и умнее. Это решение старшего ребенка закрепляет и поведение родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему в свое оправдание, что по сравнению с малышом он умнее и опытнее, и может многое делать сам. Родители зачастую возлагают на старшего ребёнка слишком большие надежды. Ему приписывается ответственность, от него ожидают, что для младших детей он будет примером во всем. В результате ребёнок может стать строгой или авторитарной личностью. Он чувствует, что закон на его стороне. Старшие дети — это обычно «хорошие» дети (послушные, действующие по правилам). Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны, причём чувство ответственности может быть слишком высоким: вследствие этого старший ребёнок иногда превращается в глубоко тревожную личность. Кроме того, старшие дети консервативны, они часто становятся хранителями семейной традиции и морали, которую пытаются распространить на весь окружающий мир.

С одной стороны, старшие могут начать руководить младшими, а с другой — они могут стать беспрекословными исполнителями желаний малышей. Кроме того, старший пытается каким-то образом противостоять младшему брату или сестре, которому достаётся теперь львиная доза родительского внимания. В этом случае старший ребенок может попытаться идентифицироваться с кем-то из собственных родителей (создавая тем самым у себя иллюзию близости с ним). Например, старшая дочь, старательно копируя мамину интонацию, может отчитывать младшего брата за его проделки.

Немаловажной является разница в возрасте между детьми. Считается, что «закладка» основных характеристик личности человека происходит до 6 лет. Поэтому, возможно, что первенец, если он старше остальных детей более, чем на 6 — 7 лет, сохранит характеристики единственного.

Следующая из позиций рождения — младший из двух детей в семье. Этот ребёнок представляет собой полную противоположность старшему. Ему присущи независимость и оптимизм. Ответственность за все происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми, младший ребёнок – манипулятор. Ему трудно угнаться за старшим, который имеет академическую направленность, поэтому он решает обойти его на ином поприще, где тот не силен (обычно это спорт или искусство).

В случае допуска ошибок в воспитании младшие могут обнаруживать большую импульсивность, враждебность, драчливость, ведь они более ориентированы на себя, чем на других, и не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих. Младшие дети чаще становятся «любимчиками»; быть может, поэтому они эмоционально стабильнее. Младшие более общительны, доминантны, беспечны, практичны. Обычно на них возлагается меньше обязанностей (во всяком случае в детстве, однако стереотипы поведения формируются именно в этот период жизни). Бывает даже, что за ними очень надолго закрепляется прозвище «малыш», замечательный пример тому — книга Астрид Лингрен «Малыш и Карлсон». А ведь требования, которые родители предъявляют к детям, должны быть едины, независимо от порядка рождения.

Следующая позиция – средний ребёнок. На среднего ребёнка не накладывает отпечаток привычка «быть впереди», как на первенца, но оставаться малышом, как рождённый последним, он тоже не может. Среднему ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды. В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Родителям следует понимать, что недостаток внимания с их стороны часто приводит к тому, что средний ребёнок чувствует себя брошенным. Некоторые исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим.

Последняя описываемая позиция — младший из трёх или большего числа детей. Для развития отношений с окружающими, в особенности с собственными братьями и сестрами, у него имеются следующие альтернативы: либо всю жизнь притворяться ребёнком, либо найти способ обойти остальных, как Иванушка-дурачок в русских сказках. Эти дети могут быть наиболее удачливыми из всех. Они творческие личности и часто непонятны для других («И в кого он такой?» — обычно звучит в адрес именно этих детей). Их взгляд устремлен в будущее. Часто из них получаются хорошие лидеры. Младший ребенок рождается в другой период жизни родителей – это ребенок для души. Его самоутверждению мешает пример старшего. Ему мало знакомо чувство долга. При этом он эмоционален. К моменту рождения младшего ребенка у родителей уже мог сформироваться собственный взгляд на воспитание. Поэтому можно предположить, что по отношению к младшему тактика воздействия будет более последовательной, чем по отношению к старшему.

В случае, если в семье двое детей и они разного пола, то и с мальчиком, и с девочкой могут обращаться как с двумя единственными детьми, и у них можно будет найти множество характеристик, присущих единственному ребенку. Аналогичным образом, когда дети рождаются с интервалом, превышающим шесть лет, то с ними могут обращаться как с единственными детьми.

С рождением каждого ребенка атмосфера в семье меняется, поскольку меняются родители. Они приобрели опыт при воспитании первого ребенка, и теперь у них, вероятно, совершенно другое отношение к тому способу воспитания, которым они будут воспитывать следующего ребенка. Вероятно, в экономическом плане они стали более благополучны. Возможно, они переехали на новое местожительство, у них новые соседи, что оказало влияние на их мировоззрение и на то, каким образом они хотят воспитывать своих детей. Это обязательно окажет влияние на детей. Каждый новый ребенок всегда оказывает влияние на всех членов семьи. Если же этого не случается, то новый член семейной группы может ощущать себя посторонним в этой семье.
Разумеется, описанные закономерности лишь указывают на некоторые тенденции развития детей в зависимости от порядка их рождения. Возможно, знание этих тенденций поможет родителям конструктивно выстраивать отношения со своими детьми.

admtyumen.ru
CATEGORIES