Целостность семьи

Обретение целостности в семейной жизни

Только семья и жизнь в браке могут дать человеку удовлетворение всех тех запросов и стремлений, которые связаны в нас с полом. Только в браке и семейной жизни раскрываются высшие движения души, расцветают лучшие силы в человеке. Тот, кто вступает в брак чистым, целомудренным, впервые в браке постигает тайну телесного единства, и от этого в душе рождается новое благоговейное отношение к телу и душе другого, и нет ничего добрее той глубокой нежности, которая возникает в живом чувстве взаимного восполнения друг друга. Удовлетворение же сексуальных желаний вне того внутреннего окрыления, какое дается в любви, освященной браком, есть искажение цельности, заложенной в нашей душе. Оно становится тяжким грехом по отношению к самому себе и начинает терзать душу мучениями. Всякая добрачная или внебрачная жизнь пола имеет тяжкие последствия для нервно-психического и духовного здоровья человека. Как говорил святой Григорий Богослов: „Блудник грешит против собственного рода“. У него никогда не будет хорошей семьи, чистой любви, здоровых детей. Результаты блуда сказываются на генетике человека, выражаются в психической и физической болезненности его потомства. Правильный и здоровый путь устроения жизни пола – эта семья, и чем раньше юноши и девушки вступают в брак, тем легче дается им внутренняя гармония, целостность их существа. Конечно, в браке много трудностей, в том числе и материальных, но повторим: вне брака нет целостных, здоровых отношений между мужчиной и женщиной. Благодать даруется только в законном браке, и семья есть естественное раскрытие тайны пола в каждой ее половине.

Брак гражданский и брак церковный

Для создания семьи государство применяет официальную форму фиксирования отношений – юридически законный брак, который регистрируется в особой книге – Записи актов гражданского состояния (говорят кратко: в ЗАГСе). Вступившие в брак принимают определенные обязательства не только друг перед другом, но и перед обществом. Сочетаться браком не могут состоящие в другом браке или близкие родственники. Супругами, как правило, выбирается общая фамилия, общим становится имущество. Расторжению брака государство ставит законодательные препятствия. И это хорошо, потому что вступление в брак должно быть обдуманным, с полным пониманием нравственной ответственности друг перед другом, перед детьми, которые родятся, перед родителями, которым не безразлична судьба их сына или дочери, их будущих внуков.

Такой брак следует называть гражданским, в отличие от сожительства, когда мужчина и женщина живут как бы семьей, но юридически эти отношения не зарегистрировали. На церковном языке такое сожительство называется „блуд“.

Все сказанное о гражданском браке относится и к верующим и к неверующим. Гражданские обязанности одинаковы (ля всех. Но христианину вступить тольков гражданский брак недостаточно. Христианский брак должен быть освящен таинством Церкви. Церковь же освящает не всякий брак, ее требования строже гражданских: она венчает только своих чад, крещенных и готовых к этому Таинству, а не всех желающих. Христианину венчание с иноверным (человеком не христианского вероисповедания) и неверующим не благословляется.

Вступающие в церковный брак обещают верность друг другу не только перед людьми, перед обществом и законом, как в гражданском браке, но перед Самим Богом. При венчании они получают особую благодать на семейную жизнь и воспитание детей. Взяв более глубокие и строгие обязательства, связующие их на всю оставшуюся жизнь, венчающиеся превращаются в новый духовный организм – семью. Теперь уже каждый из них не живет сам по себе, они вместе составляют единое и неразрывное целое.

Высказывания Святых Отцов

Брак есть таинство, в котором, при свободном обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности перед священником и Церковью, благословляется их супружеский союз – во образ духовного союза Христа с Церковью, испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Филарет, митрополит Московский

Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени.

Святитель Иоанн Златоуст

Таинство брака неотложно должны принимать все христиане.

Святитель Феофан Затворник

Таинство венчания

Чин, по которому в Церкви благословляется брак, называется венчанием. В первые века христианства такого чина во всей его полноте не было; вступающие в брак просто просили на это благословения у епископа. Со временем этот чин получил свое дальнейшее развитие. Согласно христианским заповедям, молодые люди должны хранить свое целомудрие о брака. В знак этого бракосочетание украшалось особым церковным чином и возложением венцов на голову. Венцы символизировали награду за чистоту жизни жениха и невесты до брака и то, что после брака они могут сделаться родоначальниками последующих поколений, князьями своего рода. Вначале это были венки из лавра и цветов, затем стали изготавливаться особые металлические брачные венцы, которые и теперь используются в Церкви. Белое одеяние невесты – знак чистоты и невинности.

Во время церковного брака венчающимся преподается особое Божие благословение, особая благодать на создание крепкой семьи и воспитание детей. Венчание – это не просто красивый обряд в красивом месте. Брачные венцы не предназначаются тем, кто не задумывается о венцах Небесных. Кто по-настоящему желает Божьего благословения на свой брак, тому надо серьезно готовиться к нему, хранить непорочно и Православную веру, и целомудрие души и тела.

Библейские наставления

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть (Быт. 2, 22-24).

ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ

1. Что такое брак гражданский и брак церковный?

2. Почему недопустимо безбрачное сожительство мужчины и женщины?

3. Что происходит во время церковного брака?

4. Почему нужно венчаться?

Тема для размышления

Святая Царица-мученица Александра Феодоровна Романова. „О браке и семейной жизни“

Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве.

Божественный замысел поэтому в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь и мужа, и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина – не в самих брачных узах; вина – в людях, которые ими соединены.

Брак – это божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле.

После заключения брака они, двое, должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Прежде каждый был несовершенен. Брак – это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь.

По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливыми очень велика, но нельзя забывать и о возможности его краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений.

Вопрос к священнику

Почему, вступая в брак, надо ориентировать себя

Ответ. По двум причинам. Во-первых, потому, что есть евангельское наставление святого апостола Павла: вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем (если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим), и мужу не оставлять жены своей (1 Кор. 7, 11).

Во-вторых, если не ориентировать себя на то, что брак – это на всю жизнь, то достаточно быстро даже при незначительных трудностях (а в семейной жизни их всегда достаточно) появится искушение прервать брак, развестись.

Не спеша подумай

Истинный брак в его идеальной красоте может быть только пожизненным. Вступление в брак с мыслью о возможности расторжения его когда-либо делает невозможным полную преданность друг другу, ослабляет прочность взаимного союза.

Тема для обсуждения

Об этом случае повествуется в житии преподобного Серафима Саровского. Один молодой офицер посетил о. Серафима и просил у него благословения поступить в монахи. Выслушав его, прозорливый старец сказал: „Ты не ходи в монахи, – тебе надо жениться, и невеста твоя здесь. Ступай сейчас же в монастырскую гостиницу, там найдешь мать и дочь: вот эта дочь и есть твоя невеста. А от меня ты им скажи, чтобы они поскорее ко мне пришли“. Офицер не только поверил словам преподобного, но и беспрекословно отправился искать свою невесту. Не найдя в гостинице никакой матери с дочерью, он в раздумье вышел за монастырскую ограду, пошел по дороге и вдруг увидал приближающуюся к обители дорожную карету, в которой сидели две дамы. Они подъехали к монастырской гостинице, и офицер, следовавший за ними, удостоверился, что это мать с дочерью. Твердо веря словам о. Серафима, офицер решил отправиться к прибывшим, передать им поручение святого старца и, кстати, взглянуть на свою будущую невесту.

Дамы были поражены, когда неизвестный им офицер передал, что старец приглашает их к себе, однако немедленно отправились к нему. Отец Серафим приветливо встретил пришедших, благословил их, потом взял и соединил руки дочери и офицера, говоря: „Господь вас благословит“, а обернувшись к матери, сказал: „Это жених твоей дочери“. Все трое были крайне изумлены, но подчинились и поступили согласно указанию прозорливого старца. Это, хотя и отчасти, приоткрывает нам то, что браки заключаются на небесах. И как важно найти предназначенную тебе половину, близкую по духу и по сердцу, с которой можно счастливо прожить всю свою жизнь.

Работа со словарем

Благословение – призывание Божией помощи на задуманное дело; испрашивание благодати.

О верности

Одним из обязательных условий счастливой семейной жизни является взаимная верность супругов. Грех измены, на церковном языке – прелюбодеяние, настолько велик, что являлся единственной допустимой причиной для развода. Измена ранит человека в самое сердце; она выбивает, если сказать образно, опору из-под ног. Измена – это предательство любви, а ведь Бог есть любовь, значит, предается Бог, освятивший брачные узы; нарушается обет верности, данный при венчании. Предается все самое святое, а потому для христианина неприемлема даже мысль об измене. Верность – добродетель, необходимая и мужу, и жене. Верность – величайшая добродетель в самом широком смысле. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10).

Тема для обсуждения

Святая Царица-мученица Александра Феодоровна

Романова. „О верности“

Первым требованием к жене является верность, верность в самом широком смысле. Абсолютное доверие – это основа верной любви. Тень сомнения разрушает гармонию семейной жизни. Верная жена своим характером и поведением доказывает, что она достойна доверия мужа. Он уверен в ее любви, он знает, что ее сердце неизменно предано ему. Он знает, что она искренне поддерживает его интересы. Очень важно, что муж может доверить своей верной жене ведение всех домашних дел, зная, что все будет в порядке. Мотовство и безалаберность жен разрушили счастье многих семейных пар.

Каждая верная жена проникается интересами своего мужа. Когда ему тяжело, она старается подбодрить его своим сочувствием, проявлениями своей любви. Она с энтузиазмом поддерживает все его планы. Она – не груз на его ногах. Она – сила в его сердце, которая помогает ему делаться все лучше.

Верная жена делает жизнь своего мужа благороднее, значительнее, обращая его могуществом своей любви к возвышенным целям. Когда, доверчивая и любящая, она припадает к нему, она пробуждает в нем самые благородные и богатые черты его натуры. Она поощряет в нем мужество и ответственность. Она делает его жизнь прекрасной, смягчает резкие и грубые его привычки, если такие были. Ее муж во всех сферах своей жизни чувствует, как помогает ему ее любовь. Хорошая жена – хранительница семейного очага.

Не все жены являются благословением для своих мужей. Они не протягивают руку помощи. Они нежатся на диванах, прогуливаются по улицам, грезят над сентиментальными романами и сплетничают в гостиных. Они абсолютно бесполезны и, будучи таковыми, становятся обузой для самой нежной любви. Вместо того чтобы сделать жизнь мужа сильнее, богаче, счастливее, они только мешают его успехам. Результат для них самих тоже оказывается плачевным.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Целостность семьи
cyberpedia.su

Семья как живая система

На сегодняшний день семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей.

На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам создания и функционирования семьи. В 50-х гг. XX в. стала развиваться психология семьи, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и детско-родительских отношений, причины семейных конфликтов и разводов. Возникла необходимость привлечения семьи при решении медицинских, педагогических, социальных задач, что повысило роль семьи в успешном и эффективном функционировании в соответствующих областях.

Согласно закону развития, каждая семья проходит свой жизненный цикл — последовательность смены событий и стадий. Проходит стадии своей трансформации от возникновения (рождения) до прекращения жизнедеятельности (смерти). В литературе описываются системы периодизации развития семьи с различными стадиями жизненного цикла[1].

Семья представляет собой систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и с окружающими системами. Вследствие действия “прямых и обратных связей” с внешними биологическими и социальными системами семья является постоянно развивающейся. Внешние силы могут оказывать положительное или отрицательное влияние на семью, в свою очередь, последняя воздействует аналогичным образом на другие системы. Таким образом, семейная система стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся связей, с другой — к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования (отношений внутри семьи).

Семья представляет собой также гибкую систему, реагирующую на внешние и внутренние воздействия структурно-функциональными изменениями. Без этих изменений функционирование семьи является дисгармоничным, препятствующим личностному росту членов семьи, компенсирующим возникающее напряжение появлением и закреплением симптомов[2].

В случае гармоничного развития семьи формируется адекватный образ “Мы”, включающий определение супружеских отношений, согласованное ролевое поведение и стиль жизни семьи. Источником формирования образа “Мы” является совместная деятельность и внутрисемейное общение.

Важным условием развития сплочённости семьи является гармоничность сочетания образа “Мы” (семья) и образа “Я”.

Семья как система имеет жёсткие внешние границы с окружением и слабые внутренние границы между подсистемами и индивидуальностями. Энергия людей сфокусирована в основном внутри семьи или отдельной её подсистемы.

Поскольку семья — это система, то не так важно, какой из её элементов изменяется. На практике изменения в поведении любого из членов семьи влияют на неё и другие входящие в неё подсистемы (других членов семьи) и одновременно испытывают воздействие с их стороны.

Что же понимается под системой?

Система — выделенное из среды множество элементов, организованных в единое целое[3].

Живая система — саморазвивающаяся структура, обладающая возможностью самотрансценденции[4].

Живые системы имеют определённые границы, отделяющие взаимодействующие друг с другом элементы от элементов внешней среды. Границы системы задают её структурные рамки, которые помогают поддерживать связь между элементами системы и делают её единым целым.

Понятие границ позволяет лучше понять функционирование семьи. В соответствии с системными представлениями любая система обладает определёнными, непрерывно расширяющимися границами. Каждая система, существующая во Вселенной, включена в систему более высокого порядка (суперсистему) и состоит из систем более низкого порядка (подсистем). Понятие границ помогает осмыслить особенности той или иной системы. Без этого наше представление о строении любого объекта было бы затруднено, и мы не могли бы выделить его из множества систем разного уровня сложности. Лишь, после того как границы определены, можно разобраться в том, из чего состоит сама система[5].

При работе с семьями психотерапевт должен понимать, где пролегают границы семьи. Анализируя структурные элементы семьи, он может определить различные подсистемы, включённые в общую границу. Таким образом, он может понять, из кого состоит семья. Было бы ошибочно предполагать, что она состоит просто из людей, живущих под одной крышей. Члены семьи могут порой находиться за сотни километров друг от друга и при этом составлять единый “живой” организм. Письма, телефонные звонки и визиты тех, кто составляет расширенную семью, могут как ослаблять, так и укреплять нуклеарную семью.

Определение психотерапевтом семейных границ связано с оценкой характера взаимодействия и степени взаимной зависимости, характеризующих отношения членов семьи. Это связано с оценкой того, кто из них находится друг с другом в более тесном контакте. Психотерапевт должен при этом принять во внимание всех значимых лиц и их места по отношению к границам семьи, а также взаимодействие между её членами.

Границы системы со временем могут изменяться, и сама система не стоит на месте, а развивается, подчас это может затруднять процесс определения её границ. Поэтому необходимо принимать во внимание особенности развития семейной системы.

Границы семьи всегда в той или иной степени проницаемы, благодаря чему она может расти и развиваться. Чем больше закрыта семейная система для поступления новой энергии и информации, тем меньше её ресурсы, необходимые для удовлетворения её постоянно растущих потребностей. Оценка степени открытости семьи сопряжена с определением возможности её роста и удовлетворения потребностей её членов, а также её следования внешним требованиям. Подобная оценка предполагает получение сведений о том:

  • Насколько гибкими являются границы семьи;
  • Каким образом осуществляется “фильтрация” информации — как входящей в семью, так и из неё исходящей;
  • Кто из членов семьи является источником новой информации или занимается её обработкой и передачей;
  • Каким образом семья поддерживает свою целостность.

Семья рассматривается как целостная система — вся семья, вся семейная система. Эта система имеет такие признаки:

  1. система как целое больше, чем сумма её частей;
  2. что-либо, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри системы;
  3. расстройство или изменение в состоянии одной части системы влечёт изменение других частей и системы в целом[6].

До настоящего времени ещё не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи. Имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами к изучению семейной проблематики и к семейной психотерапии. Особенно это характерно для нашей страны, в которой психология и психотерапия семьи находятся на начальном этапе развития. Отсутствие единого подхода к исследованию семьи и понимания её сущности[7].

Несмотря на многообразие подходов изучения семейных отношений и инструментов решения вопросов семьи, всегда есть основа, которая является отправной точкой любого процесса. И если рассматривать вопросы семейной проблематики с точки зрения её основы, исходя из того, что семья — это живая система, а любая система состоит из элементов, то получается, что взаимодействие элементов системы отражает уровень этой системы.

  • взаимодействие между элементами системы отличное или хорошее — тогда перед нами система способная саморазвиваться, у этой системы есть внутренняя энергия для развития, совершения и совершенствования, элементы системы находятся в резонансе на одной волне высокой частоты и получают удовольствие от взаимодействия друг с другом, им радостно и хорошо внутри системы, которую они образовали, т.е. живая система;
  • взаимодействие между элементами системы удовлетворительное (пассивное, вялотекущее) — перед нами система с более низкой частотой взаимодействий между элементами, резонанс между элементами встречается, но редко, живая система в данном случае не обладает той энергией для саморазвития, такая система находится ниже по уровню взаимодействия — это просто система;
  • взаимодействие между элементами системы неудовлетворительное — такая система перестаёт существовать как система, у неё нет энергии жизни, которая образуется от взаимодействия элементов, т.к. элементы системы не взаимодействуют друг с другом[8].

Таким образом, каждый человек может провести анализ отношений и определить, к какой системе относится его семья, и при осознании проблематики и наличия желания перевести эти взаимодействия на другой, более высокий уровень.

Источники и литература:

  • [1] Варга А.Я.; Карабанова О.А., 2001; Николе М., 1984; Черников А.В., 2001; Эйдемиллер Э.Г., 1999 г.
  • [2] Аккерман Н., 1982; Сатир В., 2000; Системная семейная терапия, 2000.
  • [3] Гоч В.П., Кулиниченко В.Л.. Максимы Тотальности: Ростов — на — Дону, 2008. — 114с.
  • [4] Гоч В.П., Кулиниченко В.Л.. Максимы Тотальности: Ростов — на — Дону, 2008. — 39с.
  • [5] Дэвид Фримен.
  • [6] Варга А.Я., 2002; Системная семейная терапия, 2002.
  • [7] Вачков И.В. “Введение в профессию психолог”
  • [8] Никольская И.М. Клиническая психология семьи: основные положения. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 4.
samopoznanie.ru

Сообщества › Мальчики и Девочки › Блог › Ошибки мужчин: Таксидермия или зубами за целостность семьи

Лошадь сдохла? Слезь! (С) индейская поговорка

Если часы пробили 13 раз, сомневайся не только в 13-м ударе, но и в первых 12-ти. (С) народное

Рано или поздно, но недовольный своей пассией мужчина задумается: «А не послать ли ее к чертям?» Кроме шуток. Вопрос серьезный, ведь это уже может быть семья, могут быть дети, наверняка есть общее имущество, и не дай Бог, конечно: зарегистрирован брак. А достаточная ли дети причина для смирения, когда «Не вижу ни одной причины, что бы не снизить давление крови в голове у данной ОЖП путем пикового физического воздействия на целостность сосудов ее, скажем, шнобеля. (тут я грязно выругался и заставил себя переписать фразу на цензурную)»(С) Просто_чел с форума АБФ.
Давайте разбираться.

Позволю себе начать с того, что ценность семьи для мужчины старательно искусственно завышается бабами. Если мужчина верит в то, что семья – это высшая цель, и ради нее ему надо идти на уступки, постоянно находить компромиссы и терпеть выходки бабы, он страшно попал. Если он вообще останется жить, после той мясорубки, что ему предстоит, то запомнит это навсегда. То же самое относится к мифу, что дети – самое главное в жизни, и не продолжив свой род мужчина, собственно, как мужчина и не состоялся. Эта феерическая чушь, завладевая помыслами мужчины, превращает его в раба лампы, которой владеет баба. И теперь уже усиленно полировать до блеска она будет именно лампу, а не то, что следовало бы.

Фактически, мужчинам навязывают женский взгляд на вопросы семьи, который, кстати, сами бабы разделяют лишь для вида, чтоб Алень в них свято верил. Они не стесняются впоследствии угрожать разрывом, и бегать к маме с детём по поводу и без, добиваясь своего. Это такой способ сохранить семью? Не смешите мои старые тапочки, они и так каши просят.

Что действительно должно удерживать адекватного мужчину от немедленного посыла бабы, путем пенальтирования под зад с приданием первой космической с последующим выходом на околоземную орбиту, разберемся в конце статьи. А сейчас вдумчиво ответим на животрепещущий вопрос: Когда же, когда можно считать, что семьи уже нет и ловить больше нечего?

Сейчас! Да-да, прямо сейчас!
Когда мужчина только задумался, а не прекратить ли свои мучения, он уже как минимум несколько месяцев, а скорее всего лет, при помощи шаманского бубна камлает на воскрешение дохлой лошади. И нет, я не провидец и не претендую на признание наличия у меня экстрасенсорных возможностей.

Но утверждения правильно подкреплять аргументами. Поскакали?

Если, женщина, находит всевозможные причины, для отлынивания от секса, что уже вызывает дискомфорт у мужчины, на что не имеет действительно уважительно причины, гхм, например, ангина, с геморроем и вагинальным кровотечением одновременно, при достоверно известном факте отсечения обеих кистей рук… ладно. Просто, если отлынивает, это маркер измены. Даже если факта измены в наличии нет, он будет в ближайшем времени. Адекватная женщина найдет способ доставить своему мужчине удовольствие, так как сама хочет этого. Так что? Будем мириться или нафиг с поля?

Если женщина позволяет себе всячески подначивать своего мужчину, накручивать, а иногда и открыто идти на конфликт, уважения к нему уже нет. Значит, скоро он будет лишен секса, женщины не спят с теми, кого не могут уважать бесплатно. А что дальше, вы уже знаете. Будем дожидаться или ну его?

А вообще, знаете, если мужчина ощущает себя дома, дискомфортно, даже если дискомфорт смутный, это уже повод послать бабу подальше. Атмосфера в доме – это полностью заслуга женщины. Мужчина заботится о взаимодействии с внешним миром, а дома он должен иметь возможность расслабиться, иначе ему крышка. Инфаркт это будет или придется добирать алкоголем, чтобы снять стресс, постепенно деградируя – неважно. Это конец, причем достаточно скорый. Пускай Алень не мечтает пожить на пенсии. Пенсию баба будет получать в одиночестве, единолично владея всем заработанным Аленем, и катаясь в секс-туры в Ебипед и (или) Турляндию.

Когда появился дискомфорт? Это неприятное, сосущее под ложечкой ощущение, когда с радостью задерживаешься где угодно, лишь бы не идти домой. Когда начинаешь смотреть на «свою» бабу и вместо вожделения, прикидываешь, как бы разминуться и не трогать, чтоб потом не воняло.

Вот он тот самый момент, когда надо было заканчивать этот цирк! Когда только начал чувствовать себя клоуном на похоронах. Да вы и сами это знаете, но надеялись, что все изменится, все образуется. «Она поймет, как вы ее любите, и снизойдет до ласки и любви.» — а вот хрен! Такое с бабой не проходит. В ее глазах это слабость, за которую она награждает неуважением и презрением.

Нет, я не призываю, выбрасывать их на улицу по каждому чиху. Но ждать, и терпеть нельзя. Если сразу не показать бабе свое недовольство, и не проследить за тем, что она все усвоила и исправилась, то можно потом не утруждать себя попытками что-то исправить. Поздно! Слишком поздно! Потом баба потом просто не поймет, за что ее наказали и еще больше озлобится и распустится.

Кстати, чтобы не визжали бабы, а даже детям будет лучше, если их отец появляется лишь иногда, или не появляется совсем, но горд и не сломлен. Опущенный, раб, половая тряпка – худший пример для растущих детей. Хуже некуда.

www.drive2.ru

§ 1. Семья как целостная система

В рамках системного подхода [Minuchin, 1974; Сатир, 1992; Olson, 1993] семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений.

Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу функционирования и развития семьи. Характеристики семьи подразделяются на объективные, субъективные и интегральную.

особенности эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения семьи и супружеских отношений;

главенство и ролевая структура семьи;

особенности коммуникации в семье;

способность семьи к разрешению проблемных ситуаций.

семейное самосознание, наличие «семейных мифов» и их содержание.

Известная модель Макмастера постулирует шесть основных параметров функционирования семьи [см.: Epstein et al., 1978]:

способность семьи к разрешению как инструментальных, так и аффективных проблем, обеспечивающая эффективное ее функционирование;

коммуникация как открытый и направленный обмен деловой и аффективной информацией между членами семьи;

•ролевая структура, определяющая роли как повторяющиеся модели поведения, выполнение которых членами семьи обеспечивает удовлетворение общих базовых потребностей, распределение ролей и обязанностей, установление соответствующих границ семейной системы;

•эмоциональная отзывчивость как индивидуальная способность членов семьи к сопереживанию и выражению соответствующего диапазона чувств различного содержания и интенсивности;

•аффективная вовлеченность, определяющая степень заинтересованности и ценностной значимости членов семьи друг для друга;

поведенческий контроль, определяющий правила и стандарты поведения, обязательные для всех членов семьи.

Общая оценка эффективности функционирования семьи основывается на успешности решения задач в каждой из выделенных сфер, но ни в коем случае не является их простой линейной комбинацией.

С. Минухин [Minuchin, 1974] выделяет три существенных аспекта семейной организации: иерархия в родительской подсистеме, характер эмоциональной связи в ней, стиль взаимодействия и общения.

zakon.today

m_3713

Маргарита

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ (СЕМЕЙНЫЙ ДИАГНОЗ)

Эмоциональный процесс в ядерной семье

В семье может существовать и несколько механизмов, снижающих общую тревогу. Обычно легче всего определить ту схему эмоционального функционирования, которая способствует проявлению клинической дисфункции и по поводу которой семья обратилась за терапевтической помощью. Намного труднее определить взаимоотношения, которые обусловили возникновение серьезных симптомов или менее серьезных нарушений в прошлом. Возможно, отец не станет добровольно рассказывать о том, что давно злоупотребляет алкоголем. Однако если спросить его, как он справляется со своей тревогой, вполне возможно, что он расскажет о том, что пьет. Не исключено, что отец сильно пил в течение ряда лет и в то же время ему удавалось сохранять вполне адекватный уровень функционирования во многих сферах жизни. Его сын, которому несколько лет назад был поставлен диагноз «шизофрения», может быть основной проблемой семьи и именно тем лицом, по поводу которого родители обратились за терапевтической помощью. В этом случае главным механизмом, поглощающим не-дифференцированность семьи, является чрезмерная вовлеченность в проблемы сына. Вторым механизмом является терпимость к особенностям функционирования одного из супругов. Направление эмоционального процесса в основной семье можно изобразить несколькими способами. Его можно обозначить как «дисфункция у супруга», можно изобразить символически при помощи стрелок или ломаных линий, кроме того, направленность эмоционального процесса в этой семье с основным симптомом шизофрении у сына и вторичным симптомом алкоголизма у отца можно изобразить как на диаграмме (рисунок 7).

Рис. 7. Жирная стрелка от матери к сыну означает, что основная форма эмоционального функционирования в семье — это процесс семейной проекции. Тонкие стрелки, направленные вниз у отца и вверх у матери, означают, что вторичная форма эмоционального функционирования в семье — это дисфункция одного из супругов

Определение событий или стрессоров, приведших к нарушению эмоционального равновесия семьи, — это четвертый компонент семейного диагноза. После выявления конкретных событий дается качественная оценка общего уровня стресса в семье. Говоря о стрессе, указывают на событие, а не на реакцию семьи на это событие. Но при этом эмоционально «перегруженная» последовательность реакций, начавшаяся в ответ на событие и обусловившая определенные «подвижки» в системе семейных взаимоотношений, зачастую является намного большим и интенсивным источником стресса, чем само это событие.

Стрессорами могут быть текущие события или события, происходившие в прошлом в ядерной и расширенной семейных системах. Часто стрессорами в ядерной семейной системе являются такие события, как брак, беременность, рождение ребенка, раздельное проживание супругов, расторжение брака, отъезд или уход ребенка из дома, переезд в семью для совместного проживания бабушки, дедушки лли какого-либо родственника одного из супругов, серьезное заболевание или травма, существенное изменение профессионального статуса, финансовая нестабильность и перемена места жительства семьи. Такие события, происходящие в расширенной семейной системе, как смерть родителя, развод брата или сестры, серьезное заболевание, травма или травмирующее событие, а также переезд родственников, также являются потенциальными стрессорами для ядерной семьи. Важность событий, их количество и временные интервалы между ними, как правило, определяют уровень стресса в семье. Уровень стресса можно описывать либо в баллах — «от 0 до 4», «от 1 до 10», либо качественно — «умеренный – тяжелый».

Эмоциональная реактивность

Оценка уровня хронической тревоги или эмоциональной реактивности в ядерной семье основывается на ряде показателей: количестве симптомов в семье, степени снижения уровня функционирования, связанного с этими симптомами, увеличении отдаленности и/или количества конфликтов в семейных взаимоотношениях, а также уровне тревоги и реактивности у членов семьи. Тревога и реактивность могут проявляться настолько по-разному, что оценка их уровня у отдельных членов семьи может оказаться достаточно трудным делом. Один супруг может проявлять внешнее спокойствие, поскольку он убежден, что именно другой супруг виноват в случившемся. Его убежденность — это форма проявления реактивности. Родитель может сохранять спокойствие, так как не может допустить мысль, что его сын или дочь имеют проблемы. Отказ родителя признать наличие проблемы — это форма реактивности. С другой стороны, супруг может выглядеть весьма реактивным, пытаясь послать окружающим многочисленные сигналы о своей тревоге. Но для него самого подобные сигналы могут быть просто способом сохранения внутреннего равновесия и спокойствия. Поскольку не существует никакого прибора для измерения тревоги или реактивности, клиницист обычно оценивает конкретную семью по сравнению с другими семьями.

Адаптивность основной семьи

Адаптивность основной семьи оценивается путем сравнения уровня эмоциональной реактивности семьи с уровнем переживаемого стресса. Высокий уровень эмоциональной реактивности в ответ на низкий уровень стресса связывают с низким уровнем адаптивности. Низкий уровень эмоциональной реактивности в ответ на высокий уровень стресса связывают с высоким уровнем адаптивности.

Оценка функционирования семьи в периоды повышенного уровня стресса и оценка уровня стресса в семье в периоды необычно интенсивного проявления симптомов дают возможность составить представление об общей адаптивности семьи.

В дополнение к уровню тревоги или эмоциональной реактивности и уровню стресса, при оценке адаптивности терапевт должен также учитывать и рассматривать способы, при помощи которых семья регулирует свою тревожность. Использование конкретных приемов регулирования тревоги может на много лет предохранить семью от появления клинических симптомов. Внешне семья может демонстрировать довольно хорошую адаптивность, но это впечатление иногда оказывается обманчивым. Семья может в течение длительного периода функционировать без всяких симптомов, но когда они внезапно возникают, то бывают исключительно серьезными.

Когда в семье проявляется много симптомов, то само по себе их наличие является источником стресса. Это часто выглядит так, будто семья находится под воздействием тяжелого стресса. Однако при более тщательном рассмотрении оказывается, что основные стрессоры конкретной семьи не очень сильно отличаются от тех, с которыми сталкиваются другие семьи, например, рождение ребенка, финансовые затруднения, переходные периоды у детей, смерть родителей одного из супругов и т. д. Многие люди считают, что они находятся под «огромным» давлением стресса, однако их восприятие больше связано с их реакциями на наличие стресса, чем на его реальный уровень.

Стабильность и целостность расширенной семьи

Стабильность соотносят с усредненным уровнем функционирования членов расширенной семьи. Целостность связывают с вопросом о том, кто из членов расширенной системы жив и доступен для взаимодействия. Эти параметры подобны, но не эквивалентны базовому уровню дифференциации.
Стабильность и целостность расширенной семьи каждого из супругов оценивается отдельно. Для количественной оценки можно использовать шкалу «от 1 до 5». Оценку «5» можно было бы поставить такой расширенной семейной системе, в которой усредненный уровень функционирования бабушек, дедушек, тетей, дядей, двоюродных братьев и сестер, родителей, родных братьев и сестер является стабильным по большинству параметров. В семье могут быть какие-то проблемы, но они не являются основными. Кроме этого, оценка «5» ставится и такой семейной системе, в которой достаточное число родственников являются живыми и доступными для оцениваемой ядерной семьи. Оценку «1» можно было бы поставить такой расширенной семье, в которой средний уровень функционирования бабушек, дедушек, тетей, дядей, двоюродных братьев и сестер, родителей, родных братьев и сестер является нестабильным по многим аспектам. Влияние симптоматической личности простирается почти на всю систему, а сами симптомы оказываются зачастую весьма тяжелыми. В этой расширенной семье могут оказаться люди, функционирование которых более или менее стабильно, но они в явном меньшинстве. Кроме этого, расширенной системе можно было бы дать оценку «1», если многие важные ее члены умерли или недоступны для оцениваемой семьи. Это очень фрагментированная семейная система.

Ядерная семья с явно нестабильной и фрагментарной расширенной системой находится в абсолютно ином положении по сравнению с ядерной семьей с явно стабильной и жизнеспособной расширенной семейной системой.

Разрыв эмоциональных связей

У всех людей существуют те или иные непроработанные проблемы в сфере эмоциональных привязанностей со своими родителями и родственниками из расширенных семейных систем. Чем ниже уровень дифференциации Я, тем больше проблем с эмоциональными привязанностями. Регулирование этих непроработанных эмоциональных проблем осуществляется путем установления степени эмоционального разрыва или охлаждения отношений. Этот разрыв фиксируется в поддержании той или иной физической и/или эмоциональной дистанции. Человек, физически отдаляющийся от своей семьи, часто оправдывает это тем, что ему необходимо получить независимость от своих родителей. Обычно он отрицает свою эмоциональную зависимость от других людей и склонен к смене взаимоотношений, когда ему становится трудно регулировать их эмоциональный уровень. Человек, который находится в близком физическом контакте со своей семьей, часто ощущает слишком большую зависимость от нее, чтобы решиться ее покинуть. Однако он может осуществить этот разрыв внутренне, интрапсхически, чтобы справиться с интенсивностью эмоциональной привязанности. Психотическая личность, живущая со своими родителями, именно так и делает. Существуют самые разнообразные градации эмоциональных разрывов.

Несмотря на то, что акт прерывания связей с другими людьми является до некоторой степени автоматическим эмоциональным процессом, в нем присутствует также и элемент сознательного выбора. У психотической личности этот процесс в большей степени непроизвольный, автоматический. У хорошо функционирующих людей вопрос о том, поддерживать или нет контакт с другими людьми, является скорее результатом сознательного выбора. Человеку, имеющему трудности во взаимодействии с другими людьми, легче их избегать, чем иметь с ними дело. Это избегание легко оправдать тем, что его семья «просто невыносима». Люди с одинаковым уровнем дифференциации своего Я могут принимать разные решения по поводу того, как им строить свои взаимоотношения со своими семьями. Один человек может существенно ослабить контакты со своей семьей и сконцентрироваться на новых взаимоотношениях. Другой может решить сохранить контакт со своей семьей и попытаться справиться с существующей в семье неразберихой и беспорядком во взаимоотношениях. У каждого из этих людей одинаковый уровень дифференциации, но один человек больше отделен от своей семьи, чем другой. Тот человек, у которого разрыв с семьей меньше, имеет более надежную систему эмоциональной поддержки, чем человек, у которого связи с родственниками разорваны сильнее. Одинокий человек в периоды стресса в большей степени подвержен развитию у него разных симптомов и более склонен к смене взаимоотношений.

Оценка степени эмоционального разрыва часто затруднена, поскольку не все члены расширенной семьи, живущие вблизи друг от друга, имеют одинаковые эмоциональные контакты с семьей, также как и не все родственники, проживающие далеко от семьи, имеют с ней одинаковые эмоциональные контакты. Поэтому физическая удаленность или близость не являются надежными индикаторами эмоционального разрыва. Разрыв оценивается на основе информации о качестве эмоционального контакта между людьми. Высокое качество контакта не является эквивалентом «полной открытости», «правдивости» или «гармонии» во взаимоотношениях. Не является оно также и эквивалентом способности людей «противостоять» трудностям во взаимоотношениях друг с другом. Настойчивое требование «полной открытости» или «конфронтации» — это зачастую просто способ справиться с эмоциональным «слиянием». Эмоциональный разрыв минимален, когда люди стабильно взаимодействуют друг с другом на основе взаимного уважения и способны слушать друг друга без эмоциональной реактивности, нарушающей способность «слушать» мысли и чувства собеседника. Кроме того, эмоциональный разрыв минимален, когда людям нет необходимости вступать в треугольники, чтобы сохранить взаимоотношения.

Оценка степени эмоционального разрыва может быть проведена по шкале «от 0 до 5». Человек с уровнем эмоционального разрыва «5» либо физически не может существовать в рамках своей семьи без того, чтобы у него не возникли серьезные проблемы со здоровьем, либо не может даже представить себе, что он способен хотя бы раз встретиться или поговорить с членами своей семьи. Человек, который полностью порвал связи со своей семьей, весьма уязвим: у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, если его «замещающие» взаимоотношения внезапно разрушатся. Например, оценку «5» на шкале эмоционального разрыва со своей родительской семьей может получить законченный алкоголик. У него разрушены также и другие эмоционально значимые взаимоотношения. Человек, которому на этой шкале поставлена оценка «4», имеет некоторой контакты, по крайней мере с отдельными членами семейной системы, но он принимает участие в семейных делах крайне редко, делает это формально и весьма непредсказуем в своих поступках. Он достаточно отстранен от проблем семьи, так что семья и не считает его действующим членом системы. В семье он считается случайным «визитером», а не таким человеком, на которого можно положиться и который может взять на себя ответственность за решение семейных проблем. Человек, которому по этому показателю поставлена оценка «4», может даже жить внутри семьи, но эмоционально он изолирован либо из-за проблем с алкоголем или наркотиками, либо из-за физических проблем или социальной изоляции. Он, однако, не так изолирован, как хроническая психотическая личность.

На другом конце континуума находится человек, показатель эмоционального разрыва которого равен «О». Такой человек принимает участие во всех важных делах и событиях своей родительской семьи. Независимо от того, близко или далеко он живет от главных членов семьи, он в курсе их дел, заинтересованно реагирует на все эмоционально значимые события, связанные с ними, и особенно — с родителями. Они также информированы о его жизни, поддерживают с ним хорошие взаимоотношения. Члены родительской семьи знают, что на него можно положиться, а он знает, что может положиться на семью. Он не будет избегать трудностей или выполнения не вполне приятных обязанностей, связанных с делами семьи. Человек, показатель эмоционального разрыва которого равен «1», менее последователен в своих эмоциональных взаимосвязях с семьей, чем человек с нулевым показателем по шкале эмоционального разрыва. Например, он может соблюдать дистанцию во взаимоотношениях со своим дядей (братом отца) из-за конфликтов между его отцом и этим братом. Эмоциональные контакты этого человека с разными членами семьи чуть более неровны и эмоционально реактивны, чем у лица с показателем «О». Показатели «2» и «3» могут использоваться для описания средних значений эмоционального разрыва.

m-3713.livejournal.com

Часть 3. СЕМЬЯ КАК СИСТЕМА

Родительская семья созависимых

Созависимость формируется не в браке с больным алкоголизмом, а в родительском доме.

Созависимые происходят из семей, в которых имели место либо зависимость от психоактивных веществ, либо жестокое обращение – эмоциональное, интеллектуальное, физическое насилие либо сексуальное оскорбление.

Естественное выражение чувств в родительской семье запрещалось. (“Не реви”, “Что-то ты развеселился очень, как бы плакать не пришлось”, “Мальчикам плакать неположено”). Часто все перечисленное встречается в одной семье. Такие семьи называют дисфункциональными.

Семья – это главная система, к которой каждый из нас принадлежит. Система – это группа людей, взаимодействующих как единое целое. Поскольку все части этой системы находятся в тесном взаимодействии, то и улучшение/ухудшение состояния одного из членов неизбежно отражается на самочувствии другого. Чтобы вся семья могла лучше функционировать, не обязательно ждать, когда больной зависимостью обратится за лечением. Жизнь семьи может существенно улучшиться в том случае, если хотя бы один созависимый член ее начнет выздоравливать от созависимости. Сверхзадача, высшая цель семейной психотерапии – это помощь в превращении дисфункциональной семьи в функциональную.

Семейные системы

Впервые понятие системы возникло в биологии. Немецкий биолог Людвиг фон Берталанфи определял систему как “комплекс элементов во взаимодействии”. Он же сформулировал принципы, приложимые к любым системам. В настоящее время разработана общая теория систем.

Слово “система” – греческое (systema – составленное из частей, соединенное).

Система, по В.И. Далю, – план, порядок расположения частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо в последовательном, связном порядке.

Семейная система – это предначертанное устройство семьи. Если рассматривать семью как систему, то можно по-новому понять причины и следствия ее несчастий, болезней. Можно понять, почему в семье так мною повторяющихся событий, почему правила семейной педагогики так живучи, что мало изменились за 100 лет.

Семья – это социальная система. Это определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи. Система образует новое качество, не сводимое к сумме качеств ее элементов. Социальные системы сложнее биологических или технических систем, поскольку главный элемент системы человек обладает большим диапазоном выбора поведения. Поэтому каждая семейная система в чем-то уникальна.

“Одной из основных форм развития социальной системы являются нововведения. Социальные системы обладают значительной инерционностью, а поскольку новшества вызывают смещение равновесия в них и непредвиденные последствия, то возникает феномен их “сопротивления” нововведениям, для преодоления которого требуются специальные методы активизации инновационных (связанных с нововведениями) процессов в социальной системе”. Это цитата из описания понятия “Социальная система” (с. 305) в “Кратком словаре по социологии”/Под общей редакцией академика Д.М. Гвишиани и чл.-корр. АН СССР Н.И. Лапина; составители Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – Политиздат, 1988. – 479 с.

Я привела ее здесь потому, что убедилась на практике, как сильно семья сопротивляется нововведениям, как инерционна система семейная. Однако перемены в ней возможны.

Взгляд на семью как на систему организует мышление так, что мы уже не спрашиваем “Почему муж (сын) болен алкоголизмом (наркоманией)?”. Наша мысль идет по иному руслу: “Что происходит в семье, в которой муж (сын) болен алкоголизмом (наркоманией)?”

Увидеть то, что на самом деле происходит, важнее, чем отыскать единственную причину. Если мы видим что-то, то может быть, мы с этим можем что-то поделать.

Взгляд на семью как на систему помогает нам понять, что болезнь человека – это не его интрапсихический феномен, это не только его проблема как индивида. Болезнь может быть симптомом нарушенного функционирования всей семейной системы.

Отсюда можно черпать надежду. Если зависимость – семейная болезнь и зависимый человек не лечится по какой-то причине, то можно лечить семью. Зависимый человек как часть семейной системы обязательно испытает благотворность перемен в семье, если это здоровые перемены.

Итак, какие же основные признаки системы?

Структура. Система состоит из частей. В семье такими частями являются члены семьи. В ядерной, нуклеарной, семье – это родители и дети. В расширенной семье – это индивиды ряда поколений, связанные между собой кровным родством или брачными узами. В ядерной семье, если все структурные части имеются в наличии, то говорят о полной семье. Семья с одним родителем называется неполной по структуре. Каждый член семьи – это часть системы.

Главный компонент. В семье главным компонентом является супружеская пара, мать и отец, их взаимоотношения. В свою очередь качество их отношений зависит от степени зрелости и целостности их личностей. Если мама хорошо относится к себе самой и если папа хорошо относится к самому себе, то будет больше шансов ожидать, что и относиться друг к другу они будут хорошо. Дети греются под солнышком родительской взаимной любви. Дети чувствуют себя лучше, когда мама и папа целуются и смеются, чем тогда, когда мама привязана только к ребенку и отвергает папу. Взаимоотношения родителей доминируют над всей системой.

Целостность. Принцип целостности любой системы означает, что целое больше, чем сумма частей. Если мы соберем случайные элементы, допустим, несколько человек вместе, то они не образуют систему. Это случайная группа, но не семья. Чтобы получилась семья, эти элементы (части) должны начать взаимодействовать между собой определенным образом.

Без взаимодействия нет системы. Именно взаимодействием Берталанфи обозначил целостность.

Роли. Взаимодействие членов семьи происходит в соответствии с распределенными, точнее избранными, ролями. Это роли матери, отца, супруги(а), детей, учителей, учеников и другие.

В дисфункциональных системах это могут быть роли: обидчик, жертва, бунтовщик, козел отпущения семьи (матери), (отца), герои, маленький родитель (родитель родителя), семейный консультант, победитель, гений, неуспевающий ученик, обреченный больной, зависимый от химических веществ, суррогатный супруг, заботливый человек, маленькая принцесса, потерянный ребенок, “воплощение совершенства”, святая, клоун, солнышко, миротворец, носитель проблем и другие.

Роли избираются не случайно, часто не по желанию, а в соответствии с потребностями семьи. Главная потребность семейной системы – самосохранение, сбалансированное существование, семейный гомеостаз. Стремление сохранять существующий порядок, статус кво. Чтобы все было так, как было. Как здоровая, так и дисфункциональная система стремятся сохранять взаимоотношения на определенном уровне, очень свято хранят свои правила и роли.

Взаимоотношения. Взаимодействие частей системы, или членов семьи, происходит по твердым правилам. Правила могут быть открытыми и скрытыми. Правила определяют, как взаимодействуют члены семьи. Каждый член семьи есть индивид, и в то же самое время он несет на себе отпечаток своей семьи.

Взаимодействие в системе обязательно предполагает обратную связь. Обратная связь может быть позитивной и негативной. Если мать хвалит ребенка, она дает ему позитивную обратную связь. Если жена покрывает пьянство мужа, она использует негативную обратную связь. Ее действия не позволяют встретиться мужу с негативными последствиями своего поведения. Нездоровое явление – чрезмерное пьянство – не будет поколеблено. Следовательно, оно будет повторяться. Обратные связи поддерживают функционирование системы.

Открытость либо закрытость системы. Семейная система может быть открытой для новых идей, правил, людей, любой информации. Но она может быть наглухо закрытой, замороженной, окостенелой. В закрытой системе ничего не меняется, все идет по давно заведенным правилам. Лишь накапливаются неудовольствие, боль, болезни и трагедии. Жизнь стучится в замороженную систему в виде болезненного вмешательства, но семья не слышит важных сигналов и не меняется. Как говорил один психолог, удар судьбы в лоб означает, что не возымели действия ее пинки в зад.

Возьмем в качестве примера наркоманию. Это сигнал того, что в семье плохие взаимоотношения матери и отца. Там нет любви, принятия друг друга. Есть много контроля. Каждый силой пытается воздействовать на другого человека. Силовое давление плохо переносится. Накопилось много невысказанной боли. Эта боль может аккумулироваться одним из детей и проявиться в виде наркомании.

Наркоман уходит в состояние измененного сознания. Тем самым он освобождает себя от контроля (силового давления), от боли и. цементирует семью. Родители, давно находившиеся во враждебных либо в холодно-отчужденных взаимоотношениях, сближаются, обсуждают проблемы наркомана, начинают много разговаривать друг с другом. Какая-то иллюзия нормальных взаимоотношений. Система приходит в состояние баланса. Родители контролируют наркомана, но и он контролирует родителей своей наркоманией.

Позитивные обратные связи могут бросать вызов замороженной дисфункциональной системе, взломать эту систему и ее разрушающие правила, скрытые или открытые. Позитивная обратная связь может прийти в форме новых взглядов, новых правил. Поэтому важно быть открытым для новой информации.

Если усвоить новый взгляд на семью как на систему, то отпадает необходимость лечить только “больного” члена семьи. И возникает задача позитивных перемен в системе семьи в целом. Так работает новая информация, так срабатывает позитивная обратная связь.

Семейные правила. Перечисление правил я привожу отдельно. Дисфункциональные семьи страдают и плохо функционируют не потому, что там собрались плохие люди, а потому, что там используются плохие правила. Наши родители не плохие. Это выученные ими в своих семьях правила плохие.

Правила определяют все стороны семейной жизни. Они регулируют хозяйственную деятельность семьи, финансы, празднование событий, общение в узком внутрисемейном плане и шире – в обществе, образование, выбор профессии, сексуальную жизнь, отношение к здоровью и болезням, воспитание детей.

В каждом правиле содержится три аспекта: отношение (дом должен содержаться в чистоте и порядке), поведение (посуда у нас моется тотчас после обеда) и коммуникации (если посуда не моется, то отец или мать могут сделать выговор).

Потребности системы. У семейной системы есть свои потребности как материальные, так и духовные.

Материальные потребности: крыша над головой, физическая безопасность, финансы, пища, физическое пространство и т.п.

Духовные потребности: чувство ценности, достоинства; чувство своей продуктивности, чувство интимности и привязанности, чувство, что мы – члены семьи – являем собой нечто единое, чувство ответственности.

У семейной системы имеются потребности в стимуляции, в радости и развлечениях, в способности отстаивать и укреплять себя, в духовной почве.

Семья нуждается в эмоциональной поддержке, в самореализации как отдельных ее членов, так и семьи в целом.

Качество функционирования семьи зависит от степени удовлетворения этих потребностей, равно как и наоборот: степень удовлетворения потребностей определяет качество функционирования семьи.

Главные потребности всякой социальной системы, а семья это часть или разновидность социальной системы, могут быть сведены к 4 важнейшим потребностям.

Потребность в продуктивности.

Потребность в поддержании эмоций.

Потребность во взаимоотношениях.

Потребность в единении.

Если в семье несколько детей, то они удовлетворяют эти потребности в порядке своего рождения. Перворожденные дети часто имеют высокий уровень достижений (продуктивность), родившиеся вторыми по счету поддерживают в семье эмоции на определенном уровне, например, радуют родителей какими-то своими талантами, веселостью (поддержание семейной системы эмоций), третий ребенок обычно отражает то, что происходит в браке между мамой и папой, четвертые дети вбирают в себя нерешенные проблемы семьи, накопившееся напряжение и могут брать на себя роль юмориста, чтобы разрядить напряжение.

Поведение в семьях комплементарное (взаимодополняющее) либо ренципроктное (Почеши ты мне спинку, а потом я тебе почешу).

Подбор членов семьи происходит по функциональному соответствию системе, семье как функциональному целому.

Эмоциональное положение в семье в зависимости от порядка рождения: старший – особенный, ответственный за поддержание семейного благополучия, носитель семейных традиций. Героическая миссия. Иногда возмущается младшими, которые вторгаются в его жизнь и его исключительные права на обладание любовью родителей.

Единственные дети более социально независимые, меньше оглядываются на сверстников, более похожи на взрослых в раннем детском возрасте и более тревожны, что является результатом внимания и защиты родителей. В них смешиваются характеристики старших и младших детей, но характеристики старших берут верх.

Младшие – “бейби”, поэтому они более беззаботные, о них все в семье заботятся, они меньше испытывают уважения к авторитетам и условностям (так описывают Б. Шоу).

Трудности в браке могут возникать, если вступают в брак двое с одинаковой внутрисемейной позицией. Комплементарная позиция лучше. Преуспевающие женщины часто не имеют братьев. Браки, заключенные до 20 и старше 30 лет, более склонны к распаду.

Время между разводом и повторным браком – время реорганизации семьи.

Родившиеся вокруг потери одного члена семьи более уязвимы, если служат предметом особого родительского внимания.

Чем теснее взаимоотношения внутри семьи, тем труднее образуются эмоциональные связи вне семьи.

Семейные системы могут быть функциональными и дисфункциональными. Созависимость есть результат жизни в дисфункциональной семье. Поэтому и признаки ее я привожу в первую очередь.

lektsii.org
Оцените статью