Рекомендации на повышение самооценки у детей

Содержание
  1. 5 советов психолога, как повысить самооценку ребенка
  2. Существует три типа самооценки:
  3. Как узнать самооценку ребенка
  4. Тест «Лесенка»
  5. Заниженная самооценка у ребенка – как бороться, что делать?
  6. Как повысить самооценку ребенку — что влияет на уверенность в себе
  7. Как понять, какая у ребенка самооценка
  8. От чего зависит становление самооценки
  9. Виды самооценки у ребенка
  10. Способы повышения самооценки
  11. Отказаться от сравнений
  12. Интересоваться его мнением
  13. Предоставить свободу выбора
  14. Предъявлять адекватные требования
  15. Другие методы
  16. Излишняя похвала
  17. Особенности самооценки подростка
  18. Разница заниженной самооценки девочки и мальчика
  19. Чего не нужно делать
  20. Консультация для родителей «Самооценка ребёнка дошкольного возраста»
  21. Педагогика
  22. Формирование у детей разного возраста адекватной самооценки
  23. Если хвалить, то правильно
  24. Психолог советует: приёмы для повышения самооценки ребёнка
  25. Тесты и игры
  26. Полезные рекомендации родителям
  27. Смотрите видеосюжет, в котором психолог советует, как поднять самооценку ребёнка
  28. Рекомендация родителям по формированию самооценки ребенка
  29. Cкачать: Рекомендация родителям по формированию самооценки ребенка
  30. Советы родителям о том, как усилить положительное самовосприятие ребенка в игровой форме
  31. Как повысить самооценку ребенку: как понять, что она занижена, ее разновидности, Проблемы становления самооценки у школьников и подростков. Ряд особенностей у девочек и мальчиков. Как правильно воспитывать ребенка, чтобы он был уверенным в себе.

5 советов психолога, как повысить самооценку ребенка

Самооценка – это представление человека о себе и своей ценности в мире людей. Это то, как мы оцениваем свои действия, характер, интеллектуальные способности и прочие психические явления. Она формируется еще в раннем детском возрасте, и главная задача родителей и людей, которые участвуют в воспитании ребенка сформировать правильную, адекватную самооценку для развития успешной и гармоничной личности.

Существует три типа самооценки:

  • завышенная;
  • адекватная;
  • заниженная.

Родителям может показаться, что пусть лучше у их детушки будет завышенная самооценка, чем низкая. На самом деле это большое заблуждение. Ребенок, достигнув подросткового возраста, когда мнение его референтной группы (друзей, одноклассников) станет более важным, будет разочаровываться в себе, а заодно и в тех людях, «которые на протяжении всех этих лет врали». Потому очень тяжело будет научить ребенка верить в себя и доверять вам.

Заниженная самооценка есть результат вашего неправильного общения с ребенком. Вы скажете: «Как же это? Мы же так стараемся для Шурочки». Самооценка ребенка начинает стремительно лететь под откос, когда вы все время ему твердите «Не надо, давай я сама!» или «Ты еще маленький у тебя не получится», ну и самое отчаянное – «На что ты вообще годен?».

Как узнать самооценку ребенка

Существует несколько несложных методик, которые позволяют быстро оценить уровень самооценки ребенка дома. Одна из самых простых – тест «Лесенка».

Тест «Лесенка»

Эту методику рекомендуют проводить с детьми старше 3-х лет. На листе бумаги надо нарисовать ступеньки. Малышу надо объяснить, что на самых низких ступенях находятся непослушные дети, у которых ничего не получается, а на верхних – наоборот (самые трудолюбивые, которые слушаются родителей и у которых все-все получается). И попросить, чтобы на этой лесенке он нарисовал себя. По тому, на какой ступени ребенок расположил себя, делаем вывод о его самооценке.

Больше всего должны насторожить крайние варианты: самый верх и последние ступени внизу.

Заниженная самооценка у ребенка – как бороться, что делать?

При использовании данной методики лучше, когда малыш изображает себя выше средней позиции нежели ниже. Если же он располагает себя на самых низких ступенях, это показатель неуверенности в себе и необходимости проведения коррекционных мероприятий. Опять-таки, не стоит сломя голову бежать к специалистам-психологам за помощью. Ведь если речь идет о ребенке дошкольного возраста или школьнике начальных классов, то вы еще пользуетесь у него неоспоримым авторитетом и в ваших силах повысить скорректировать его отношение к себе.

Методы повышения самооценки у детей не требуют специальных навыков, а только внимания и терпения.

  • В первую очередь необходимо проанализировать свое поведение и то, как вы общаетесь с ребенком. Исключить обвинительную интонацию и «фатальные предсказания». Причем избавиться от этого нам родителям очень сложно, ведь они существуют в нас уже на уровне готовых паттернов воспитания, принятых от наших же родителей.
  • Обязательно радуйтесь и хвалите даже малые успехи ребенка. Это научит его ощущать вкус победы и усилит уверенность в себе и своих силах.
  • Необходимо выделять посильную зону ответственности. Делать поручения, с которыми ребенок может справляться самостоятельно (поливать цветы, кормить кота, мыть посуду и под.). Причем формулировка должна быть не в приказном порядке, а как просьба о помощи. Вы должны донести ему, что нуждаетесь в его помощи.
  • Советуйтесь с ребенком, спрашивайте его мнения. По-возможности, даже действуйте согласно его советам. Не бойтесь показаться слабым перед ним.

И самое главный способ, как повысить самооценку девочке / мальчику 6-9 лет – любите своих детей, не стесняйтесь высказывать и показывать свои чувства, ведь родительская нежность и объятия важны в любом возрасте. А весело провести детский досуг вместе с детьми поможет KidsVisitor!

kidsvisitor.com

Как повысить самооценку ребенку — что влияет на уверенность в себе

Самооценка играет важную роль в жизни человека. Она напрямую влияет на уровень его успеха в сфере межличностных отношений и карьерных достижений. Базовая самооценка формируется еще в раннем детстве и с трудом поддается коррекции во взрослом возрасте без помощи психолога. Потому, чем раньше родители задумаются, как привить ребенку уверенность в себе, тем ему будет проще в дальнейшей жизни.

Как понять, какая у ребенка самооценка

Определить, насколько искажено у малыша самовосприятие, можно по тому, объективно ли он оценивает свои способности, акцентирует внимание на возможностях или препятствиях. Если ребенок постоянно использует такие обороты речи как «я не смогу», «ничего не получится», «мне просто повезло», то он себя недооценивает.

Если при малейших неудачах и промахах малыш ведет себя раздраженно и винит во всем окружающих, слишком стремится к лидерству, то это говорит о его чрезмерной самоуверенности. При этом некоторая пассивность и необщительность не всегда являются признаками низкой самооценки, склонность к агрессивному поведению – завышенной. Следует брать в расчет особенности темперамента ребенка и влияние возрастных кризисов.

Максимально непредвзято оценить уровень самооценки чада помогут проективные методики:

  • «Лесенка»;
  • «Смешные человечки»;
  • рисуночный тест «Человек».

Достаточно показательным является расположение детских рисунков на бумаге. При здоровой адекватной самооценке изображение в подавляющем большинстве случаев оказывается посредине листа и занимает не более 2/3 его площади. О завышенной самооценке говорят увеличение размера рисунка и его сильное смещение вверх. Дети, подверженные комплексу неполноценности, склонны рисовать внизу листа и отводить своему творению не более 1/3 доступного пространства. Также о неверии в свои возможности свидетельствует плохая прорисовка стоп и рук при изображении людей. Признаком высокой самооценки являются рисунки принцесс, королей, супергероев.

Тест «Смешные человечки»

От чего зависит становление самооценки

Самооценка определяется как представление человека о важности своей личности и деятельности. Ключевую роль в формировании того или иного уровня самооценки играют характер взаимоотношений с окружающими (ценность) и достижения индивида (компетентность). В раннем детстве круг общения у малыша предельно сужен, потому в основном на его психологическое становление влияют родители. При этом ребенок далеко не сразу начинает осознавать себя как отдельное существо. Лишь в 2-3 года происходит становление его самосознания и восприятия себя как независимого деятеля.

Обратите внимание! Примерно в возрасте 3-4 лет происходит кризис самостоятельности, когда ребенок начинает выражать крайний негативизм, упрямство и своеволие. Чересчур строгие правила и жесткие меры наказания, применяемые в этот период, могут навсегда подавить волю малыша и заложить фундамент для его низкой самооценки на долгие годы.

В возрасте 4-5 лет дети уже способны давать определение своим личностным качествам, замечать не только достижения в играх и общении, но и неудачи. Окончательно формируется способность выносить себе оценку к 7 годам. Дальнейшее становление самооценки младшего школьника в основном зависит от результатов деятельности в учебе.

Виды самооценки у ребенка

Как и взрослых, у детей самооценка бывает здоровой или неадекватной: завышенной или заниженной. К. Мрук дополнительно выделяет защитные формы самовосприятия. Они возникают в случае, когда один из компонентов становления самооценки (ценность, компетентность) недостаточно развит или отсутствует:

  • Первый тип проявляется в виде удовлетворенности собой при незначительных жизненных достижениях. Уровень притязаний при этом искусственно занижается, чтобы избежать переживания своей несостоятельности при возможном поражении. Так, ребенок может говорить, что ему неинтересно какое-то занятие, в то время как он просто боится потерпеть неудачу в новом деле.
  • Второй тип характеризуется развитием максимально высокого уровня компетентности, чтобы компенсировать ощущение своей недостойности. Отсюда часто берут истоки синдром отличника у детей и трудоголизм у взрослых.

Синдром отличника как проявление заниженной самооценки

Способы повышения самооценки

Самые эффективные способы и советы, как поднять заниженную самооценку ребенку, дают психологи.

Отказаться от сравнений

Для ребенка сравнение с другими может обернуться глубокими внутренними страданиями и нанести огромный удар по самооценке. Ведь ставя другого человека в пример, родители делают посыл своему чаду: «Таков, каков есть, ты недостаточно хорош». Если сравнение проводится с братом или сестрой, то оно вдобавок порождает детскую ревность и борьбу за родительскую любовь.

Сравнивать малыша допустимо только с ним самим: таким, каким он был в прошлом или станет в будущем. Например, «Молодчинка! В прошлый раз в диктанте было пять ошибок, сегодня – только три! Могу уже представить, как в будущем ты станешь еще внимательнее и совсем перестанешь делать ошибки!».

Интересоваться его мнением

Помочь повысить ребенку чувство собственного достоинства может привычка взрослых советоваться с ним в несложных повседневных вопросах. Разговаривать при этом с ним нужно как с равным или даже более компетентным собеседником. Это подарит ему чувство значимости и уверенности в способности принимать разумные решения.

Например, можно попросить помочь определиться, какие шторы лучше повесить в гостиной или какие цветы посадить на балконе. При этом важно хотя бы отчасти, но последовать совету малыша, пусть даже не самому лучшему. Данный прием дает особенно хорошие результаты при общении с подростками, способствуя развитию в них самостоятельности и ощущения сопричастности к миру взрослых.

Предоставить свободу выбора

Устанавливая четкие границы дозволенного, необходимо в чем-то оставить ребенку свободу выбора, позволить ему столкнуться с последствиями неправильно приятого решения. Например, можно принудить малыша надеть шапку на улицу, но какую именно – оставить право голоса за ним. Можно потребовать убрать игрушки с пола, но позволить их сложить так, как он хочет сам.

Предъявлять адекватные требования

У всех родителей есть представление о том, каких высот должен достичь их ребенок в той или иной области. Если малыш не соответствует возложенным на него ожиданиям, они испытывают чувство разочарования. Жизнь такого ребенка превращается в настоящую гонку в попытках порадовать маму и папу: бесконечные кружки, спортивные секции, занятия с репетиторами. Как правило, родители-перфекционисты все равно остаются чем-то недовольны.

Важно научится ставить перед крохой посильные задачи. Например, в силу особенностей развития мыслительных процессов у детей до 6-7 лет основным видом деятельности должна быть игровая, а не учебная. Загружать ребенка занятиями, не подходящими по возрасту, вредно не только для его самооценки, но и для психического развития.

Даже на государственном уровне, что закреплено в стандартах ФГОСа, курсовой задачей становится развитее у детей таких качеств, как наличие собственного мнения, внутренней мотивации, умения учиться новому, а не просто достижение высокого уровня успеваемости. Ведь без определенной закалки характера невозможно найти свое место в мире.

Другие методы

Эффективным средством, как развить у ребенка большую уверенность в себе, являются сюжетно-ролевые игры. Например, можно предложить малышу разыграть сценку, в которой он занял первое место в соревнованиях, а его лучший друг – последнее, из-за чего очень сильно расстроился. Дальше нужно попросить ребенка утешить друга. Или разыграть сценку, в которой малыш опоздал на урок, и учитель на него сердится, затем поменяться с ним ролями. Такие приемы помогают крохе подготовиться к стрессовым ситуациям и освоить эффективные способы поведения.

Нет лучше способа, как воспитать действительно уверенного в себе ребенка и укрепить его самооценку, чем на своем примере демонстрировать здоровое отношение к победам и поражениям. При малыше лучше сказать: «Не получился пирог, ничего страшного! В следующий раз попробуем положить меньше муки!», чем характеризовать каждый свой неуспех как конец света: «Какой кошмар! Больше никогда в жизни ни возьмусь за выпечку!».

Кулинарный провал или новый опыт?

Чтобы вырастить уверенного в себе ребенка, также полезно читать сказки и давать смотреть разные мультфильмы, способствующие поднятию самооценки («Гадкий утенок», «Про божью коровку», «Про то, как хорошо быть черепахой»).

Излишняя похвала

Одним из простых способов, как повысить самооценку ребенку, является похвала. Однако нужно знать, за что и как можно хвалить, а что приводит к обратному результату:

  • Можно одобрять любое стремление малыша к развитию и самовыражению, помощь ближнему, храбрые поступки, готовность отстаивать свою точку зрения, оптимистический настрой.
  • Не поможет выработать здоровую самооценку восхваление того, что не достигнуто собственным трудом: красоты, игрушек, одежды.
  • Не рекомендуется использовать общие фразы типа «самый умный», «самый смелый». Абстрактная похвала не дает малышу понимания того, за что именно его одобряют.

Особенности самооценки подростка

Если самооценка младших школьников, в первую очередь, зависит от их успеваемости, то в подростковом возрасте школьные успехи отходят на задний план. Переживание своей значимости и отверженности в кругу сверстников становится основным источником формирования самовосприятия. Авторитет учителей и родителей в этот период максимально падает, соответственно, его способность прямо влиять на самооценку ребенка тоже.

Общение с единомышленниками способствует повышению самооценки подростка

Одним из самых эффективных способов, как поднять самооценку и уверенность в себе подростку, является создание возможностей для новых знакомств. Чем в большее количество социальных групп будет входить ребенок, тем больше различных точек зрения на свою личность он получит, тем объемнее станет его представление о своей значимости. Бывает так, что отношения в школе со сверстниками не складываются, в кружке по интересам или летнем лагере ребенок получает уважение и любовь.

Дополнительная информация. Методика Будасси или тест Дембо-Рубинштейн на самооценку личности подростка помогут определить ее адекватность.

Как еще повысить самооценку и уверенность в себе подростку:

  • Необходимо поддерживать ребенка в его увлечениях и хобби. Ведь то, что нравится, обычно получается хорошо делать. Высокие результаты труда как ничто другое повышает веру в свои силы и способности.
  • Важно ориентировать подростка на абстрактные духовно-нравственные идеалы. Это поможет снизить его зависимость от мнения случайных людей и сделает его самооценку более устойчивой.

Разница заниженной самооценки девочки и мальчика

На самооценку девочек и мальчиков может негативно влиять гендерная привязка одобряемых обществом качеств. Так, в девушках, к примеру, приветствуются ухоженная внешность, аккуратность, покладистость, целомудрие и стыд. Проявление традиционно мужских черт характера и интересов, если и не запрещается, то все равно не поощряются. Аналогично для юношей: им предписывается быть активными, смелыми, агрессивными. Редкому юноше удается сохранить здоровую самооценку, если он не вписываешься в традиционные представления о маскулинности.

Важно! Отношение к ребенку как к представителю определенного пола влияет на формирование его самооценки в целом.

В рамках гендерных стереотипов

Гендерные стереотипы пагубно влияют на самооценку, когда лишают юношей и девушек права развивать все свои таланты и сильные стороны характера, ограничивают свободу выбора жизненного и профессионально пути. Поэтому важно объяснять ребенку, что его ценность не зависит от того, насколько он вписывается в ожидания общества. Необходимо убрать из собственного лексикона выражения: «Делай так-то! Ты же мальчик/девочка!».

Чего не нужно делать

Существуют типичные ошибки родителей, пагубно влияющие на самооценку ребенка:

  • Критикуя, нельзя переходить на характеристику личности. Негативную оценку можно давать только поступкам. Лучше сказать «я не люблю, когда у тебя в комнате бардак», а не «ужас, какой ты неряха».
  • Неэффективно примешивать к похвале критические замечания, упреки. Нельзя говорить: «Как здорово, что ты убрался в комнате, а то обычно у тебя жуткий бардак!».
  • Нельзя наказывать малыша, когда он не справляется с наплывом негативных эмоций, любым недостатком, прилагая искренние усилия.
  • Не рекомендуется вспоминать о старых проступках. Так можно сформировать у ребенка ощущение вечно виноватого.

Важно! В первую очередь, ребенок реагирует не на поступки и слова родителей, а на их эмоциональную компоненту. Полные раздражения и презрения высказывания в адрес малыша могут навредить его самооценке гораздо больше, чем самое строгое наказание.

Корректировать самовосприятие ребенка можно и нужно. Главное в этом деле – начать с работы над собой, поднимать собственную самооценку и развивать эмоциональный интеллект.

srazu.pro

Консультация для родителей «Самооценка ребёнка дошкольного возраста»

Анастасия Тырина
Консультация для родителей «Самооценка ребёнка дошкольного возраста»

Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде. Становится устойчивой и меняется с большим трудом.

Поэтому важно огромное внимание уделять развитию самооценки ребенка дошкольного возраста (3-6 лет).

Самооценка дошкольника и ее компоненты

Самооценка имеет два основных компонента.

Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ.

Эмоциональный компонент – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых и сверстников к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников.

В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент. Поэтому дошкольник постоянно спрашивает «Я хороший? Я молодец?». Эти вопросы могут мучить малыша непрерывно.

Ребенок с адекватной самооценкой (самоуверенный)

• Уверен в себе, активен, уравновешен;

• часто смеется, действует свободно, любит играть с другими детьми;

• любит шутить даже о себе, не обидчив, не манипулирует окружающими;

• не впадает в истерику, если кто-то другой оказывается лучшим или в условиях конкуренции;

• является творческим и верит в собственные способности;

• не боится новых ситуаций и любых изменений в жизни;

• умеет анализировать результаты своей деятельности;

• может признавать наличие ошибок в своей работе, пытается выяснить причины своих ошибок;

• достаточно общителен и дружелюбен;

• быстро переключается с одного вида деятельности на другой

• настойчив в достижении цели;

• стремится сотрудничать, помогать другим;

• он верит в себя, хотя способен попросить о помощи;

• способен принимать решения.

• он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих.

• у такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Но встречаются и дети с неадекватно завышенной самооценкой.

• Такой ребенок, как правило, очень подвижный, несдержанный;

• быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводит начатое дело до конца;

• не склонен анализировать результаты своих действий и поступков;

• в большинстве случаев они пытается решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца;

• чаще всего ребенок не осознает своих неудач.

• такой ребенок склонен к демонстративному поведению и доминированию (всеми силами старается обратить на себя внимание, стремится к управлению другими детьми)

• ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав;

• часто перебивает, относится к другим свысока;

• при завышенной самооценке ребенок часто агрессивный, принижает достижения других детей.

• от ребенка с завышенной самооценкой можно услышать:

Ребенок с заниженной самооценкой

• Чаще всего нерешительный, малообщительный, недоверчив к другим людям, молчалив, движения скованны;

• стремится к уединению, обидчивы;

• очень чувствительный, готов расплакаться в любой момент;

• не стремится к сотрудничеству и не способен постоять за себя;

• ребенок с заниженной самооценкой тревожный, не уверен в себе;

• такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего;

• он заранее отказывается от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними;

• ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным;

• такой ребенок плохо адаптируется к новым условиям;

• такой ребенок, как правило, имеет низкий социальный статус в группе сверстников.

«Не умею», «Не знаю» и «Не могу». Если ребенок так реагирует на новые задания, даже не ознакомившись с ними и не предприняв попытку выполнить их, то это знак, что его самооценка не является нормальной. Он недооценивает собственные способности и возможности.

• Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки “Я плохой”, “Я ничего не могу”, “Я неудачник”.

Ребёнка с низкой самооценкой легко узнать среди других детей. В игре «Моряки» он не выберет роль капитана. В игре «Дочки-матери» возьмёт на себя роль ребёнка, а не мамы, папы, то есть ведомого. Сегодня – в игре, завтра – в жизни.

ВЫВОД: С раннего детства надо заботиться о том, чтобы самооценка у детей была не заниженной, а адекватной.

Кто влияет на формирование самооценки ребенка:

взрослые (родители) и сверстники

Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого.

1. Родителям необходимо помнить всегда, что катанию на лыжах, плаванию, игре в шахматы, чтению – всему этому вашего малыша могут научить другие люди, но прежде всего от вас, родителей, зависит формирование его самооценки. В этой области вас никто не заменит.

Ребенок живет с убеждением: «Как меня видят родители, так видит и целый мир. Если я важен для них, то я так же важен для всех».

Чувство собственного достоинства малыша формируется под влиянием отношения к нему родителей.

Если оцениваете его критически, считаете, что он недостаточно умный или способный, то он это чувствует.

Со стороны родителей важно мягкое, грамотное оценивание ребенка. Образ, который создают родители, причем как положительный, так и отрицательный, постепенно становится собственными знаниями ребенка о себе. Например, при постоянном отрицательном оценивании «Опять плохо», «Лучше бы ты не брался» самооценка становится низкой. Если у ребенка не все получается, целесообразнее ему помочь справиться с трудностями, чем упрекать.

2. Сверстники также оказывают влияние на формирование самооценки ребенка. Дети говорят то, что думают и чувствуют, и если им кто-то не нравится, то об этом будет сказано открыто. Такая детская непосредственность, может, конечно, занижать уже низкую самооценку, но и повысить ее. Это происходит потому, что дети оценивают другие качества сверстника. Например, умение играть, придерживаться правил, быстро бегать.

3. Самооценка формируется в таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка. В разных видах деятельности самооценка разная. (В игре, в трудовой деятельности, в изо)

В результате такой работы у детей развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда ровесников.

Рекомендации для родителей для формирования адекватной самооценки ребенка:

1. Оцените свой уровень самооценки. (завышенная или заниженная) Неуверенные в своей силе люди обычно воспитывают неуверенных детей. Если у вас самих есть множество комплексов, то вам никогда не удастся доказать ребенку, что нужно быть уверенным в себе. Ничего не может быть полезней для детей, чем позитивный пример.Поэтому поставьте перед собой вопросы: любите ли вы себя? Верите ли в свои силы? Не боитесь ли перемен? Если хотите эффективно воспитать своего малыша, то займитесь сначала преодолением собственных комплексов.

2. Во-вторых, больше времени проводите с ребенком и уделяйте ему внимание. Отсутствие родителей в жизни ребенка отбирает у него ощущение собственной силы. Чтобы избежать этого, обязательно проводите много времени с ребенком. Вы никогда не убедите его в том, что он важен для вас, если вы не находите для него времени.

3. В-третьих, относитесь к делам малыша с уважением. Если вы играете с ребенком в какую-нибудь игру, не поглядывайте время от времени в телевизор. Не путайте имена его друзей, название мультиков и главных героев, что он смотрит и слушает. Интересуйтесь, как у него дела, что он любит, а что нет. Ведь если кто-то для вас важен, то вы будете интересоваться его делами – точно так же нужно поступать и по отношению к малышу.

4. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.

5. Поощряйте в ребенке инициативу.

6. Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.

Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь, и т. п. (если недостаточно уверен в себе ребенок)

Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя,свои силы: “Ты это сможешь!”. “Ты это почти умеешь!”, “Ты обязательно справишься!”, “Я в тебя верю!”, “У тебя все получится!” и т. д.

Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за помощь вам, за красивый рисунок.

Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.

Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой “профилактики”.

За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.

Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.

Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о “старых грехах”. Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство “вечно виноватого”.

7. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.Сравните: “У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки”.Или: “Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!”. Энциклопедические знания.

Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.

8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).

8. ПРИЕМЫ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:

1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.

2. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

9. ПРИЕМЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:

1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший.

2. Попросите о помощи как у равного или старшего.

3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным. от ребенка!

10. Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка.Если вы говорите: “Ничего из тебя никогда не выйдет!”, “Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т. д.)” — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Наоборот.

Для дошкольного возраста характерна несколько завышенная самооценка. Именно, небольшая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира.

К концу дошкольного возраста у ребенка начинается самооценка становиться более гармоничной, адекватной. Дети начинают воспринимать себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих.

«Игрушки в жизни ребёнка». Консультация для родителей Государственное бюджетное образовательное Учреждение г. Москвы “Школа” №853 дошкольное отделение №3 Консультация для родителей. Тема: “Игрушки.

Как развить наблюдательность у ребёнка? Консультация для родителей. Самый лучший урок, которому вы можете научить ребёнка – умение наблюдать. Наблюдение – метод психологического исследования, рассчитанный.

Консультация для родителей «Интерес ребёнка пяти лет» Интерес ребёнка пяти лет Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются.

Консультация для родителей «Как перестать кричать на ребёнка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как перестать кричать на ребёнка». Немногие из нас могут похвастаться тем, что они ни разу в жизни не кричали.

Консультация для родителей «Что значит уважать ребёнка?» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю консультацию для родителей на тему: “Что значит уважать ребёнка?” Общение с ребёнком-не.

Консультация для родителей: «Самообслуживание и его значимость для ребёнка» Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность ребёнка» Театральная игра входит в мир ребенка уже с раннего возраста. Игра для ребенка- это основной и самый любимый вид деятельности ребенка. Маленьких.

Консультация для родителей «Воспитание здорового ребёнка» Все родители без исключения хотят видеть своего ребенка самым умным и счастливым. Каждый взрослый видит свое чадо культурным и самостоятельным,.

Консультация для родителей «Здоровый сон ребёнка» Ребёнок скоро пойдёт в детский сад. Чтобы адаптация прошла без проявлений отрицательных эмоций, важно отрегулировать ритм сна, время укладывания.

Консультация для родителей «Знакомство ребёнка с природой» Природа это кладовая для обогащения детей. Мир природы – живой, изменчивый и разнообразный. С раннего возраста ребёнка окружает природа.

www.maam.ru

Педагогика

Насколько успешно будет осуществляться становление ребёнка как личности и его успешность во взрослой жизни — зависит от уровня самооценки. На формирование самооценки детей влияют разные факторы, основную роль среди которых играет отношение родителей к ребёнку и его кружение. Как повысить самооценку ребёнку — вы узнаете из нашей статьи.

Формирование у детей разного возраста адекватной самооценки

Самооценка — это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, поступки, как определяет себе место среди других людей. Для ребёнка самооценка очень важна, ведь она — основа формирования личности. Адекватная самооценка (когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки) — это первый уверенный шаг в общество и успешную жизнь. А ведь главное желание родителей — чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным, не правда ли?

Однако далеко не каждая мама или папа знают, как воспитать ребёнка с адекватной самооценкой. Посмотрим, какие особенности формирования самооценки у детей разного возраста.

Задача родителей дошкольников — сформировать хорошую, высокую самооценку.

Самооценка дошкольников обычно слегка завышена. Это считается абсолютно нормальным, так как малыш только ещё учится оценивать себя. Задача родителей дошкольников — сформировать хорошую, высокую самооценку, проявляющуюся в уверенности в своих силах, открытости, коммуникабельности. Как это сделать:

  • тактично и корректно высказывать замечания, избегая частицы «не» (например, не «у тебя не получилось…», а «у тебя получилось, но…»
  • создавать для ребёнка ситуации, в которых он сможет достичь успеха: задания в соответствии с возрастом ребёнка.

«Низкую самооценку, появившуюся у ребёнка ещё в дошкольном возрасте, впоследствии сложно поднять».

Самооценка детей младшего школьного возраста становится более адекватной. Обучаясь, дети по-другому смотрят на свои качества, стараясь их оценить правильно (обычно это происходит на втором году обучения в школе). В третьем классе может появиться даже заниженная самооценка, но чаще всего у учеников начальной школы наблюдается неустойчивая самооценка. Дети начинают критически относиться к себе, отыскивают свои слабые стороны, видят в себе только плохое. А формируется самооценка под влиянием оценок, которые дают педагоги, родители и одноклассники ребёнка в ходе учебно-воспитательного процесса. Поэтому взрослым нужно ощущать ответственность за то, какие оценки и характеристики они дают детям младшего школьного возраста, ведь в этом возрасте одарённому ребёнку легко навесить ярлык неудачника, и наоборот, легко вселить излишнюю уверенность ребёнку, у которого недостаточно для этого оснований.

Самооценка детей среднего школьного возраста характеризуется умением адекватно оценивать себя: успехи, поражения, качества характера. Мнение родителей и учителей отодвигается на задний план, уступая мнению сверстников. Больше всего ученика этого возраста беспокоят вовсе не оценки, а коммуникативные качества, взаимоотношения с одноклассниками. Задача родителей здесь — помочь ребёнку познать себя, создав условия для раскрытия его талантов и сильных сторон характера. Важно также поддержать интерес подростка к учёбе. Помните, что жёсткий контроль снизит самооценку школьника. Нужно позволить ребёнку самому контролировать свой образ мышления и поведения.

Самооценка старшеклассников неустойчива. Старшие школьники становятся чрезмерно ранимыми и чувствительными к критике. Они заняты поиском себя, многие из них недовольны внешностью, у некоторых из них есть романтические переживания, что может стать причины снижения самооценки. Здесь важно родителям выдержать определённый такт и объяснить сыну или дочери, что излишняя самокритика пойдёт только во вред. Подростка лучше не сравнивать со сверстниками, а поддержать на пути становления и самовыражения.

Старшие школьники чрезмерно ранимы и чувствительны

«Совет. Осторожнее с критикой: она в любом возрасте может обратить ваши лучшие побуждения в трагедию для ребёнка. Помните также, что излишняя похвала может стать причиной завышенной самооценки. Во всём важен баланс».

Если хвалить, то правильно

Поощрение и похвала играют значимую роль в повышении самооценки ребёнка. Учёными замечено, что если ребёнка не одобряют в процессе позитивной деятельности, но его оценка существенно понимается, способствуя появления чувства неуверенности. Но и хвалить нужно уметь.

Психологи выделили сферы деятельности, в которых не стоит хвалить ребёнка:

  • за всё, что сделано не своими силами
  • за красоту, здоровье, доброту – это природные способности
  • за игрушки, предметы, одежду или в случае находки
  • из жалости
  • из стремления понравиться.

За что же стоит хвалить и поощрять ребёнка?

  • За стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться.
  • За детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.

«Совет. Повышению самооценки будет способствовать обещание похвалы (одобрения) с помощью правильно подобранной фразы: «Я верю в тебя», «Уверена, у тебя всё замечательно получится», «Ты справишься», «Тебе это под силу» Не транслируйте негативных установок, в которые легко может поверить ребёнок».

Психолог советует: приёмы для повышения самооценки ребёнка

Определённые приёмы могут повысить самооценку вашего ребёнка

Вот что советуют психологи родителям для повышения самооценки ребёнка:

  • Спросите у ребёнка совет. Отнеситесь к ребёнку как к равному, последуйте его совету, даже если он далеко не лучший – это придаст уверенности ребёнку и ощущения значимости.
  • Попросите помощи у ребёнка.
  • Чувствуйте моменты, когда взрослому можно побыть слабым – в воспитательных целях.

Отметим, что завышенная самооценка ребёнка – тоже проблема. Преодолеть её можно, если научите ребёнка:

  • прислушиваться к мнению окружающих
  • спокойно воспринимать критику в свой адрес
  • уважать чувства других детей, их желания.

Тесты и игры

Хотите выяснить тип самооценки вашего ребёнка? Воспользуйтесь тестом «Лесенка». Его можно применять для диагностики детей с 3-х лет.

Тест «Лесенка». Нужно нарисовать на бумаге лесенку из 10 ступенек. Покажите её ребёнку и объясните, что внизу стоят самые неудачливые, завистливые, сердитые, плаксивые дети, на ступеньке повыше — чуть получше, не третьей ступеньке — ещё немного лучше и т. д. А на самом верху стоят самые-самые лучшие ребята: умные, весёлые, талантливые, добрые девочки и мальчики. Уточните, понял ли ребёнок расположение ступеней. После этого спросите: на какую ступеньку он сам себя поставит? Пусть малыш отметит ступеньку, сделав символический рисунок себя. Теперь можно делать выводы.

Если ребёнок себя поставил на первую, вторую или третью ступеньку — у него явно заниженная самооценка. Размещение от 4-й до 7-й ступеньки говорит о средней (то есть адекватной) самооценке. А если ваш ребёнок стоит на восьмой, девятой или десятой ступеньке — то это свидетельствует о завышенной самооценке.

Помогите ребёнку овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.

Для коррекции и поддержания адекватного уровня самооценки ребёнка создана специальная игра «Ситуации».

Игра «Ситуации». Опишите ребёнку несколько ситуаций, которые он должен соотнести со своим поведением. Роли других персонажей возьмите на себя. Например:

  • Ты принимал участие в спортивных соревнованиях и победил, а твой друг оказался в конце списка. Он очень огорчился. Как ты его будешь успокаивать?
  • Папа принёс 3 яблока: тебе и брату (сестре). Как будешь делить? Почему?
  • Ребята во дворе играют в увлекательную игру, а ты немного опоздал на неё. Попроси, чтобы тебя взяли в игру. Как поступишь, если тебя не примут?

Эта игра помогает овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.

Полезные рекомендации родителям

Старайтесь сформировать у ребёнка адекватную самооценку

Прислушайтесь к рекомендациям детских психологов по развитию адекватной самооценки у детей, и ваш ребёнок вырастет успешным и уверенным в себе:

  • Не ограждайте ребёнка от ежедневных дел и обязанностей, не решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его. Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу. Старайтесь ставить перед ребёнком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.
  • Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, если он это заслужил.
  • Подбирайте адекватные виды похвалы и наказания, тогда и самооценка ребёнка будет адекватной.
  • Поддерживайте инициативу ребёнка.
  • Демонстрируйте сами пример адекватного поведения в случае успехов и неудач.
  • Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.
  • Наказывайте и ругайте ребёнка конкретно за какой-то поступок, а не в целом.
  • Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи.
  • Ведите доверительные беседы с ребёнком, анализируя его поступки.
  • Любите своего ребёнка таким, какой он есть.

Смотрите видеосюжет, в котором психолог советует, как поднять самооценку ребёнка

Будьте внимательны к своему ребёнку: ваша любовь и интуиция подскажут, как правильно сформировать характер ребёнка и поднять, в случае необходимости, его самооценку. Поощряйте положительное поведение ребёнка, хвалите за успехи и вскоре увидите, как уверенно он пойдёт по жизни.

paidagogos.com

Рекомендация родителям по формированию самооценки ребенка

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Сегодня последний день приёма заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

Самооценка — это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, поступки, как определяет себе место среди других людей.

Для ребёнка самооценка очень важна, ведь она — основа формирования личности. Адекватная самооценка (когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки) — это первый уверенный шаг в общество и успешную жизнь. А ведь главное желание родителей — чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным, не правда ли?

Совет: «Осторожнее с критикой: она в любом возрасте может обратить ваши лучшие побуждения в трагедию для ребёнка. Помните также, что излишняя похвала может стать причиной завышенной самооценки. Во всём важен баланс» .

Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать… подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.

С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.

Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.

Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.

В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.

Если хвалить, то правильно!

Поощрение и похвала играют значимую роль в повышении самооценки ребёнка. Учёными замечено, что если ребёнка не одобряют в процессе позитивной деятельности, но его оценка существенно понимается, способствуя появления чувства неуверенности. Но и хвалить нужно уметь.

Психологи выделили сферы деятельности, в которых не стоит хвалить ребёнка:

за всё, что сделано не своими силами за красоту,

доброту – это природные способности;

за игрушки, предметы, одежду или в случае находки из жалости из стремления понравиться.

За что же стоит хвалить и

за стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться;

за детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:

Спросите у ребёнка совет. Отнеситесь к ребёнку как к равному, последуйте его совету, даже если он далеко не лучший – это придаст уверенности ребёнку и ощущения значимости.

Попросите помощи у ребёнка.

Чувствуйте моменты, когда взрослому можно побыть слабым – в воспитательных целях.

Завышенная самооценка ребёнка – тоже проблема

Преодолеть её можно, если научите ребёнка:

прислушиваться к мнению окружающих;

спокойно воспринимать критику в свой адрес;

уважать чувства других детей, их желания.

Прислушайтесь к рекомендациям детских психологов по развитию адекватной самооценки у детей, и ваш ребёнок вырастет успешным и уверенным в себе :

Не ограждайте ребёнка от ежедневных дел и обязанностей;

не решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его.

Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу.

Старайтесь ставить перед ребёнком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.

Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, если он это заслужил.

Подбирайте адекватные виды похвалы и наказания, тогда и самооценка ребёнка будет адекватной.

Поддерживайте инициативу ребёнка. Демонстрируйте сами пример адекватного поведения в случае успехов и неудач.

Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.

Наказывайте и ругайте ребёнка конкретно за какой-то поступок, а не в целом.

Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи.

Ведите доверительные беседы с ребёнком, анализируя его поступки.

Любите своего ребёнка

таким, какой он есть

С уважением, педагог-психолог

МБОУ “Лесновская средняя школа”

Романенко Ольга Александровна

infourok.ru

Cкачать: Рекомендация родителям по формированию самооценки ребенка

С уважением, педагог-психолог

Советы родителям о том, как усилить положительное самовосприятие ребенка в игровой форме

Наши негативные мысли могут настолько тяготить нас, что мы не в силах представить себе что-то хорошее. Если ваш ребенок проживает именно такой период, ему поможет это занятие.

Как повысить самооценку ребенку: как понять, что она занижена, ее разновидности, Проблемы становления самооценки у школьников и подростков. Ряд особенностей у девочек и мальчиков. Как правильно воспитывать ребенка, чтобы он был уверенным в себе.

Даже на государственном уровне, что закреплено в стандартах ФГОСа, курсовой задачей становится развитее у детей таких качеств, как наличие собственного мнения, внутренней мотивации, умения учиться новому, а не просто достижение высокого уровня успеваемости. Ведь без определенной закалки характера невозможно найти свое место в мире.

Оцените статью