Задача самооценки организации

Использование метода самооценки в процессе оценки эффективности работы сотрудника

Самооценка – это процесс, с помощью которого люди «измеряют» свою эффективность, навыки, способности и другие качества. Компании используют метод самооценки как часть методик по оценке эффективности работы, оценке-360 и даже в процессе отбора.

Вопрос заключается в следующем: могут ли такие виды оценки быть объективными и могут ли они добыть полезную информацию для менеджеров компаний или специалистов HR?

Данная статья затрагивает следующие вопросы:

— Факторы, влияющие на точность самооценки,

— Способы успешного проведения самооценки,

— Проблемы, встречающиеся при ее проведении,

— Аспекты проведения и

— Предложения решения встречающихся проблем.

Люди оценивают свои навыки, способности и свою эффективность в процессе выполнения повседневных обязанностей. Такие самооценки дают человеку возможность определить качество выполнения им своей работы, заслуживаемый уровень оплаты, необходимое обучение и то, какова его эффективность на общем фоне. Однако такая самооценка не всегда точна и объективна. Исследование, в котором сравнивались оценки с разных сторон (например, со стороны коллег, начальников, подчиненных и со стороны самого оцениваемого), показало, что оценки человека со стороны коллег, начальников и подчиненных практически совпадают, а самооценка имеет существенные отличия. Кроме того, некоторые люди выглядят в своих глазах лучше, чем при оценках со стороны. На самом деле, исследование показало, что те люди, которые наиболее точны в своей самооценке, имеют лучшую эффективность работы и большую вероятность продвижения по службе. А вот те, кто имеют низкую эффективность работы, зачастую и не подозревают об этом.

Факторы, влияющие на точность проведения самооценки

1. Пол! Да, мужчины больше склонны к преувеличению самооценки, женщины же гораздо проще принимают негативную критику.

2. Возраст! Старшие сотрудники и те, кто имеет большим сроком службы, показывают более высокие результаты при самооценке, чем молодые и сотрудники с меньшим стажем работы. От части так происходит потому, что опытные сотрудники нуждаются в обратной связи, ведь… они уже знают все то, что им нужно знать. Но они могут ошибаться.

3. Разум. Более сообразительные люди проводят более точную самооценку; возможно, потому, что они обладают лучшей памятью или больше приспособлены к этому процессу, лучше обрабатывают информацию, которую получают о самих себе.

4. Низкая самооценка. Люди, отличающиеся высокой самооценкой, более склонны подвергать сомнению правильность негативной обратной связи.

5. Прямая обратная связь. Актер-комик всегда знает, как прошло его представление. Библиотекарь, который получает меньше обратной связи, может в меньшей степени оценить свою работу. Любой источник обратной связи, будет это сама работа, коллеги, начальники или клиенты, может помочь человеку повысить точность своей самооценки и ее результатов.

Самой большой проблемой, которая встречается при использовании метода самооценки, является проблема переоценки или снисходительного отношения к себе. Это значит, что люди оценивают себя выше, чем они есть на самом деле. Например, 80% служащих высшего звена включают себя в лучшие10% профессионалов своей категории. Проблемы переоценки:

1. Человек считает, что получает слишком маленькое вознаграждение за свою эффективную работу

2. Человек с трудом принимает негативную или конструктивную обратную связь

3. Человек не видит необходимости для изменения/роста.

Что можно сделать для повышения точности самооценок?

1. Организуйте обратную связь. Многие компании приняли восходящую обратную связь или программу обратной связи – 360 градусов, где менеджеры получают анонимную обратную связь об эффективности своей работы от коллег, подчиненных, клиентов и вышестоящих менеджеров. Многочисленные исследования показали, что такой тип обратной связи минимизирует противоречия между самооценкой и оценкой со стороны других лиц, а также уменьшает возможность переоценки. Кроме того, частое проведение формальных оценок (чаще, чем раз в год) и неформальная обратная связь по эффективности работы также могут оказаться полезными обратными связями.

2. Поощряйте поиск обратной связи. Компании могут имплицитно или эксплицитно поощрять людей искать обратную связь. К примеру, менеджеры могут сначала собирать информацию из разных источников, прежде чем проводить формальную оценку своих подчиненных. Можно снабдить людей различными техниками поиска обратной связи. Топ менеджеры могут подать хороший пример, когда поиск обратной связи включен в составление обратной связи по их личному поведению/эффективности.

3. Организуйте обучение. Иногдапростое предупреждение попыток преувеличения самооценки может дать хороший результат.

4. Предоставляйте нормативную информацию. Позвольте людям видеть, насколько эффективно они работают, какими навыками и способностями обладают по сравнению с другими людьми. Например, на моем курсе занятий в программе MBA я всегда позволял студентам знать все экзаменационные баллы (без имен, разумеется). Таким образом, они получали представление, как их баллы сочетаются с баллами других учащихся. Например, студент набрал 85 баллов за экзамен — это хороший результат, но 13 из 30 студентов набрали 86 и больше. По сравнению с другими 85 получается уже не так отлично.

5. Позвольте людям знать заранее о тех вещах, которые будут оцениваться. Если человек должен будет выполнить программу оценки своей эффективности, то логично сначала ознакомить его с критериями оценки. Таким образом, человек может вести наблюдение за своим поведением в областях, представленных на проверку.

6. Попросите своих сотрудников проводить свои самооценки публично. Люди не станут сильно увлекаться завышением своей самооценки, если будут знать, что другие наблюдают за тем, как они себя оценивают. Возможно, они захотят показать свою скромность или присутствие других людей заставит их быть более объективными и честными, но, тем не менее, завышение самооценки будет пресечено.

7. Располагайте информацией для проверки соответствия результатов самооценки. Например, если человек знает, что его статистика по торговле доступна другим, в своей самооценке он будет придерживаться большей точности.

Использование метода самооценки при оценке эффективности работы

Приблизительно 5% американских компаний используют некоторые виды самооценок как часть процесса оценки эффективности работы своих сотрудников. Например, некоторые правоохранительные органы используют метод самооценки как часть процесса оценки своих сотрудников, так как очень часто они работают в одиночку, и по некоторым критериям никто другой не может оценить их работу. В других компаниях метод самооценки применяется для сбора начальной информации для руководителя, готовящегося к проведению оценки эффективности работы сотрудников. Остальные компании проводят сравнения и обсуждения результатов самооценки сотрудников и оценки тех же сотрудников руководителями.

Три основных способа применения метода самооценки при оценке эффективности работы сотрудников.

1. Оценку проводят и сам сотрудник, и его руководитель. При таком подходе и сам сотрудник, и его/ее руководитель независимо друг от друга проводят оценку эффективности работы и встречаются для их обсуждения. В этом случае проблемы начинаются тогда, когда самооценка сотрудника намного превышает оценку, данную руководителем. Сотрудник может злиться и защищаться при обсуждении. Руководителю полезно просмотреть результаты самооценки сотрудника до обсуждения, чтобы у него была возможность подготовить обоснования своей более низкой оценки. Вот компании, которые посчитали такой вид оценки эффективным: Glendale Savings и Loan в городе Глендэил, Калифорния и Lincoln Electric в городе Кливленд, Огайо.

2. Руководитель и сотрудник проводят совместную оценку. В этом случае руководитель и сотрудник встречаются для совместного оценивания эффективности работы за прошедший период (обычно 6 или 12 месяцев). Затем оба приходят к соглашению как можно формально оценить работу сотрудника по форме. Руководители в компаниях с традиционной иерархией, возможно, посчитают такой подход неприемлемым и ставящим под угрозу данную им власть. Такая система тоже может привести к завышенным оценкам, если руководители не хотят конфликтовать с сотрудниками.

3. Только самооценка. При таком подходе сотрудник в одиночку проводит самооценку, а затем руководитель проверяет ее, вносит изменения и исправления там, где он считает, были допущены неточности. Такая система применяется во многих компаниях, где руководитель во время проверки просит сотрудника провести самооценку. General Electric использовал только метод самооценки для оценки эффективности работы сотрудников с целью их дальнейшего развития, но не для определения размера их вознаграждения или продвижения по службе.

Преимущества включения метода самооценки в процесс оценки эффективности работы

1. Укрепление восприятия сотрудниками проводимой оценки как справедливого процесса.

2. Предоставление инструмента, работающего на повышение коммуникации в оценочном интервью.

3. Освещение различий в мнениях самого сотрудника и проводящего его оценку.

4. Повышает приемлемость проверки за счет создания условий для саморефлексии. Так как сотрудник до обсуждения с руководителем сам должен проанализировать свою эффективность работы.

5. Дает больше перспектив для повышения эффективности работы сотрудника. Руководитель не всегда хорошо осведомлен обо всех аспектах, влияющих на эффективность работы сотрудника. Сотрудник может оказаться более точным некоторых моментах, проводя самооценку, чем руководитель.

Недостатки использования метода самооценки при оценке эффективности работы сотрудников

1. Сотрудник может полагать, что эта его/ее оценка будет вложена в его/ее личное дело. Поэтому он может быть не настроен на то, что мнение руководителя будет иметь большие расхождения с его собственным.

2. Менеджер/руководитель может посчитать, что этот метод оценки негативно влияет на его роль/власть.

3. Сотрудники могут отказаться проводить самооценку, так как считают, что работа руководителя.

4. Сотрудники могут сознательно завышать свою самооценку, если они думают, что таким образом они могут повлиять на руководителя дать им более высокий оценочный балл.

Предложения по внедрению метода самооценки в процесс оценки эффективности работы

1. Компании с системой совместного управления добиваются лучших результатов. Когда для компании становится приемлемым совместное принятие решений, процесс оценки эффективности работы тоже может осуществляться совместными усилиями. Но традиционные корпоративные культуры со строгой иерархией, в которых руководители наделены большей формальной властью и влиянием, сталкиваются с трудностями при внедрении метода самооценки в процесс оценки эффективности работы.

2. Сотрудникам необходима обратная связь и информация для того, чтобы иметь суждения, основанные на фактах. Если сама работа или руководитель не дают им обратной связи, и они не располагают информацией о том, как работают другие сотрудники, тот у них больше шансов провести неточную самооценку.

3. Неформальные самооценки иногда могут быть более предпочтительны, чем формальные. Просто попросите сотрудников проанализировать свою эффективность и оценить себя – это может оказаться лучшей стратегией, чем формальная оценка в письменном виде.

4. Метод самооценки более подходит для интервью с целью развития сотрудника, чем для оценки с целью пересмотра вознаграждения или продвижения по службе. Преподаватель Гарвардского университета Терри Бир (Terry Beehr), например, считает, что оптимально компания проводит две проверки в год, одни из них полностью преследует цели развития сотрудников, а вторая выявляет объекты продвижения по службе, повышения и понижения. Метод самооценки более подходит для интервью с целью развития сотрудников, ведь на нем обсуждаются сильные и слабые стороны, а также области, требующие обучения/развития.

Использование метода самооценки как части отборочного процесса

Самый лучший совет, который может быть дан относительно использования метода самооценки при отборе, — это не использовать! Метод самооценки не рекомендуется применять в процессе отбора. Многие исследования показали, что в этом контексте не существует никакой связи между самооценкой и эффективностью работы. Например, обнаружено, что самооценка не имеет никакого отношения к результатам центра оценки, оценки эффективности работы коллегами и способностям сотрудника. Кроме того, в некоторых случаях самооценка имеет обратное значение (не валидна) и негативно сказывается на эффективности работы. Одно исследование показало, что люди, которые дали себе наивысшие балы при самооценке, были либо отвергнуты как кандидаты на вакансию администраторами по персоналу, либо сами покинули работодателя прежде, чем закончились сроки их контракта, в отличие от людей, давших себе более скромные результаты. Предполагается, что такая не-валидность может быть связана с тем, что люди со слабо развитой способностью самосовершенствования стараются скрыть это свое качество.

В таком случае, лучше спрашивать кандидатов об основаниях под каждую способность или компетенцию. Например, такие выполненные задания, как успешное проведение переговоров по контракту или письменные отчеты являются лучшим индикатором будущей эффективности, нежели собственная оценка человеком своих способностей по ведению переговоров или письменной речи.

Использование метода самооценки как части системы обратной связи – 360 градусов

25% всех американских компаний используют некоторые виды восходящей обратной связи или обратной связи – 360 градусов, описанной выше. Обычно помимо оценки подчиненных, коллег и начальников, оцениваемого человека просят провести самооценку по форме. Затем ее результаты сравниваются в числах или графиках с результатами, представленными другими людьми. Таким образом, выявляются так называемые «слепые пятна» или области, в которых человек оценивает себя выше, чем его оценивают окружающие. Это дает возможность открыть глаза на некоторые моменты, человек начинает осознавать, что в глазах окружающих он выглядит по-другому, нежели видит себя сам. Метод самооценки в этом случае очень полезен.

1. Будьте осторожны относительно завышение самооценки.

2. Предоставляйте человеку обратную связь/информацию, чтобы он мог проводить более точную самооценку.

3. Используйте метод самооценки для обсуждения вопросов по развитию сотрудника, а не принятия решений по его оцениванию (продвижению по службе/вознаграждению).

4. Не применяйте метод самооценки при оценки навыков кандидата, а также его сильных и слабых сторон.

5. Включите метод самооценки для сравнения результатов в систему обратной связи – 360 градусов.

hr-portal.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К САМООЦЕНКЕ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ ПОДХОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Юденко М.Н. 1 , Васильева О.М. 2

1 ORCID: 0000-0002-9994-8197, Доктор экономических наук, Доцент, Петербургский государственный университет путей сообщения, Императора Александра I, Санкт-Петербург, 2 ORCID: 0000-0002-8403-4544, Аспирант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К САМООЦЕНКЕ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ ПОДХОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Аннотация

В статье дан анализ используемых методик самооценки организаций, изложенных в стандартах, рекомендациях по самооценке, моделях совершенствования деятельности организаций. Было выявлено, что данные методики в целом не противоречат друг другу, применимы в разных областях и более того направлены на достижение общей цели – совершенствование деятельности организаций. В результате проведенного анализа результативности методик была предложена методика самооценки деятельности бюджетного учреждения, отличающаяся комплексным подходом к самооценке, учитывающим преференции действующих стандартов и методик, включая ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Результаты исследования позволили выявить недостатки функционирования системы менеджмента качества анализируемого Учреждения. Устранение недостатков позволит достичь результативности системы менеджмента качества и повысить удовлетворенность потребителей.

Ключевые слова: менеджмент качества, самооценка организаций, критерии самооценки, удовлетворенность потребителей.

Yudenko M.N. 1 , Vasileva O.M. 2

1 ORCID: 0000-0002-9994-8197, PhD in Economics, Assosiate professor, Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I, Saint-Petersburg, 2 ORCID: 0000-0002-8403-4544, Postgraduate student, Saint-Petersburg State University of Economics, Saint-Petersburg

METHODOLOGICAL APPROACHES TO SELF-EVALUATION OF ORGANIZATION BASED ON QUALITY MANAGEMENT

Abstract

The paper examines the use of self-organization techniques stated in the standards, self-assessment guidelines and organization improving models. It is found that these techniques generally do not contradict one another, can be applied in different areas, and are focused on achieving a common goal – to improve the organization activity. Authors propose the technique of self-activity of budgetary institutions based on the results of the method effectiveness analysis with an integrated approach to self-assessment, considering the preferences of existing standards and procedures, including GOST R ISO 9000-2015. The results of the study have revealed limitations in quality management system of the analyzed institutions. Correction of these limitations results in effective quality management system and improvement of customer satisfaction.

Keywords: quality management, self-evaluation of organizations, criteria’s of self-evaluations, customer satisfaction.

Независимо от меняющихся воздействий внешней среды на деятельность организаций, целью каждой организации является достижение стабильного и устойчивого положения на рынке. Оценить свое положение на рынке организация может, применяя подход к самооценке на основе менеджмента качества. Актуальность статьи подтверждается и тем фактом, что в стране существует целый ряд методик по самооценке организаций на основе подхода менеджмента качества. И организациям представлена самостоятельность по их применению даже в рамках отдельной методики. Однако каждая из методик имеет свои достоинства и недостатки, а также преимущество применения различных сферах деятельности. В статье предлагается подход к проведению самооценки на основе менеджмента качества бюджетного учреждения, выполняющего функции оценки качества строительных объектов в Санкт-Петербурге.

В настоящее время существует целый ряд подходов и методик к самооценке деятельности организаций, в частности методика, изложенная в ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации», модель совершенствования бизнеса, разработанная Европейским фондом правления качеством «EFQM Excellence Model» (до 1999 г.); самооценка организаций на соответствие критериям премий Правительства Российской Федерации в области качества и др.

На рис.1 приведены результаты исследования критериев самооценки хозяйствующих субъектов по направлению «Возможности» (рис.1).

Анализ методик показал наличие идентичных критериев самооценки. Самооценка в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9004-2010 дает общее представление о деятельности организации и степени зрелости ее системы менеджмента. Методика самооценки включает таблицы самооценки для ключевых элементов, данные которых могут быть адаптированы к требованиям организации. В ГОСТ Р ИСО 9004-2010 элементы и критерии самооценки соотносятся с 5 уровнями зрелости [1, с.17].

Институт самооценки является достаточно новым для организаций и предприятий. Руководители сознательно ограничивали объем той или иной информации, так как получение новых сведений связано с издержками. Как и в случае с самооценкой деятельности организаций, которая ограничивалась простым анализом экономических, финансовых и других показателей.

Рис. 1. –Критерии самооценки на основе моделей менеджмента

Нередко высшее руководство пренебрегало даже доступными методиками и альтернативами анализа, с тем чтобы сузить рамки анализируемой проблемы и отсечь области, связанные с неопределенностью. Но с введением в действие стандартов, регулирующих менеджмент качества ситуация изменилась. Предприятия и организации поставлены в условия, когда должны адаптироваться к меняющимся рыночным условиям и к требованиям качества с учетом вхождения в мировое пространство. Возникла необходимость переориентации с принципа удовлетворенности на принцип максимизации. И в ситуациях, когда результаты деятельности хозяйствующих субъектов не соответствуют поставленным целям, то руководители начинают активный поиск новых возможностей и корректировку стратегии с учетом заявленных целей. И в таких ситуациях институт самооценки важен и актуален.

В Рекомендациях по самооценке деятельности организации [2] предлагается процесс самооценки, включающий шесть методов ее выполнения. Модель совершенствования EFQM объединяет две группы критериев «Возможности» и «Результаты» (см. рис. 2)[2, с.8].

Рис. 2 – Модель совершенствования EFQM [2, с.8]

В предлагаемой статье приведены результаты самооценки организации в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9004-2010, моделью Европейского фонда менеджмента (EFQM) объекта исследования – Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр экспертно-технического сопровождения» (СПбГБУ «ЦЭТС»), подведомственного Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее Учреждение). Данное Учреждение осуществляет оценку качества объекта строительства на этапе возведения или эксплуатации объекта. На рис.3 приведены полномочия анализируемого Учреждения.

В самооценке в качестве экспертов принимали участие – сотрудники Учреждения. Самооценка была выполнена по критериям эффективности стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Следует отметить, что если самооценку применять только по методике, изложенной в данном стандарте, то Учреждение получит качественную оценку деятельности (на соответствие уровней зрелости СМК).

Рис.3. – Полномочия Службы Государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга

Принимая во внимание, что критерии самооценки в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9004-2010 и модели Европейского фонда менеджмента идентичны, авторы предложили подход к самооценке Учреждения, позволяющий осуществить качественную и количественную самооценку Учреждения. Результаты самооценки приведены в табл.1.

Таблица 1 – Результаты самооценки СПбГБУ «ЦЭТС»

Анализируя табл. 1, можно увидеть, что наибольшего соответствия эталонам модели совершенства EFQM удалось достигнуть по критериям «Люди» и «Менеджмент процессов». Остальные критерии требуют разработки планов улучшений, необходимых для перевода системы менеджмента качества на более высокий уровень.

На рис. 4 представлена диаграмма радар результатов самооценки.

В результате самооценки Учреждения были выявлены, изложенные ниже проблемы, сдерживающие развитие Учреждения.

Критерий «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации» («Лидерство»):

– отсутствует процесс внедрения разработанной системы менеджмента качества в текущую деятельность организации;

– не осуществляется оценка рисков в части воздействия среды на организацию, отсутствует план действий на случай чрезвычайных обстоятельств;

– удовлетворенность потребителей не выделена как основная задача в

процессе оказания услуг.

Рис. 4 – Графическое изображение результатов самооценки СПбГБУ« ЦЭТС»

Критерий «Политика и стратегия»

– политика и стратегия в области качества не внедрены в деятельность учреждения.

– персонал недостаточно вовлечен в разработку новых процессов.

Критерий ««Менеджмент ресурсов»

– оптимизация плана распределения ресурсов не осуществляется посредством бенчмаркинга;

– не проводится оценка финансовых рисков;

– не проводится оценка инфраструктурных рисков.

Критерий ««Менеджмент процессов»

– отсутствуют меры по повышению эффективности и инновационности процессов.

В заключении отметим, что чем больше удовлетворяется потребность в жилой площади, тем более высокие требования предъявляются к качеству строительства. По мнению авторов, качество строительства – это комплексное понятие, которое состоит из многих составляющих. Этими компонентами качества строительства являются: качество проектирования, качество строительных материалов, строительных работ и, что особенно важно, качество эксплуатации. [3, р.285]. В повышении уровня качества строительной продукции заинтересованы потребители, инвесторы, строительные организации, а также городская администрация. В статье рассмотрен подход к самооценке лишь одного звена – бюджетного учреждения «Центр экспертно-технического сопровождения». Результаты выполненного исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций по улучшению деятельности как системы менеджмента качества Учреждения, так и самого Учрежедния.

Список литературы / References

  1. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. Введ. 2010 – 23 –11. – М.: «Стандартинформ», 2011. – 40 с.
  2. Рекомендации «Самооценка деятельности организации на соответствие критериям премий Правительства Российской Федерации в области качества 2006 года». Р 50-601-45/2-2006 – Москва. 2006. – 69 с. [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/5zDtjO (accessed: 02.12.2016).
  3. Udenko M.N., Vasileva O.M. Ensure the quality of construction in Russia // Materials of the II international research and practice conference «Science, Technology and Higher Education». I April 17th, 2013. Publishing office Accent Graphics communications – Westwood, Canada. 2013. – 712 p.

Список литературы на английском языке / References in English

research-journal.org

Организация самооценки
статья

Организация самооценки и домашних заданий учащихся

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

организация самооценки И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ учащихся Учитель математики и физики МБОУ «Хову-Аксынская СОШ » ЧЕДИ- Хольского кожууна Республики Тыва Седип Эмма Эрес-ооловна

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ 2 1. Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами. 2. Малая точность изменений . Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок. 4. Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников. 5. Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию.

«Система оценивания в соответствии с ФГОС»

Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке . В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности. Оценочная деятельность учителя.

Самооценка школьника влияет на его успеваемость Самооценка помогают детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности Самооценка является регулятивным универсальным учебным действием – это основа основ успешной деятельности ученика

Рекомендации для учителя по формированию самооценки школьников: 1. Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. 2. Любой вид деятельности на уроке учитель должен использовать для научения детей самооценке. 3. Использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку. 4. Формировать самооценку надо с раннего детства, она должна быть устойчивым свойством личности, при этом условии ребёнок в школе будет успешным .

Основа формирования умения самооценки Учащийся должен: -иметь четкое представление о цели учебной и познавательной деятельности; — четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть; — понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным

Самое эффективное и качественное обучение это самообучение и самооценка своих достижений «Самостоятельно добытые знания ценнее … драгоценных камней, и слаще любых сладостей»

Для управления учением требуется иметь интенсивную обратную связь с каждым учащимся. Очевидно , что такую информацию можно получить: во-первых, учителем, при персональной проверке знаний каждого ученика; во-вторых, от другого ученика, хорошо усвоившего материал и сверившего знания одноклассника со своими знаниями; в-третьих, от самого ученика, сверившего свои знания с неким «эталоном», т.е. с тем, что давал учитель или что дано в книге. Первый способ в настоящее время основной (традиционный), широко применяемый в школе. С помощью второго способа еще Я.А. Коменский решал проблему оперативной обратной связи путем деления учащихся на группы по 10 человек, во главе которых были поставлены старосты из числа способных учащихся. Третий способ получения обратной связи в научно-методической литературе ни-кто не дискутирует. Причиной тому, на мой взгляд, является наличие психологического «барьера недоверия» к способности учащихся ставить себе достоверные оценки и боязнь вырваться из наезженной колеи существующей педагогики и мн. др.

Реализация технологии Учитель инструктирует как выполнять домашнее задание, показывает на примерах, дает самим попробовать на уроке перед классом. Конкретизирует и объясняет правила, определения и т.д. (как бы дает инструктаж для домашней «самостоятельной работы»). (п. 42 №100,105). Ученик дома: учить теоретический материал, выучивает определения, показывает свои знания в умении применять в простых примерах №100, потом в средних более сложных примерах №105. После ставит себе оценку (ставит «5» или «4»), который с желанием доказывает свою оценку на доске или при опросе.

Подарите ученику возможность выполнить столько сколько он пожелает

Организация домашних заданий Домашняя работа тесно связанна с работой на уроке и рассчитана главным образом на развитие самостоятельности и их творческого мышления. Задание на дом органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

Проведенный урок Домашнее задание Последующий урок Усвоение материала, теоремы…. Приобретение умения самостоятельного применения правила теоремы на практике Применение правила, теоремы при выполнения задания, совершенствования умения самостоятельной работы, развитее личностных качеств (воли, ответственности) Готовность к продолжению дальнейшей работы по теме, расширению дальнейшей работы по теме, расширению и углублению данной области знаний.

Самостоятельно добытые знания ценнее … драгоценных камней, и слаще любых сладостей Учитель следующий урок начинает с проверки домашнего задания, на доске или с ИКТ, или с презентациями учеников. Все проверяют себя и опять оценивают себя. Эту оценку уже можно ставить в журнал. Каждый ученик на каждом уроке получает оценку, пустая клетка означает пробел или двойка, которую можно заполнить, выучив и пересказав правило, применив его на примере, во время перемены, на продленке, после уроков. Необходимы промежуточные проверочные и контрольные работы, индивидуальные карточки, обучающие карточки для закрепления знаний и устранения пробелов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВЫОПЛЕНИИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ: 1. Задание лучше делать в тот день, когда был урок, а не на кануне следующего урока. Это особенно важно для предметов с 1-2-3 часами в неделю. 2. Начать подготовку рекомендуется с самого трудного или «нелюбимого» предмета. 3. Читать параграф или пункт т.е не начинать с письменной части. Читать с карандашом – делать выписки, выкладки, отвечать на все вопросы к параграфу .

алгоритм выполнения домашнего задания (ознакомить и родителей и учеников) 1 . Внимательно прочитать параграф, выяснить суть. 2. Прочитать еще раз самое главное, выделить и выучить определения и правила. 3. Ответить устно на вопросы в конце параграфа (в этом могут помочь в первое время родители или магнитофон), это и развитие речи. 4. Только после этого приступить к выполнению письменной части домашнего задания.

схема самооценки «Учись контролировать себя» 1. Попробуй сам оценить свою работу или часть работы, почувствуй удовлетворение (неудовлетворение). 2. Попроси родителей или других родственников оценить твою работу. 3. Определи круг проблем, вопросов, которые проявились в результате самооценки выполненного тобой задания для дальнейшего совершенствования. 4.Определи окончательный вариант оценки («2», «3», «4», «5») Успешный ученик – это ученик, умеющий проверить свою работу исправить ошибки.

правила методики задавания на дом. 1. Отводить специальное время на уроке, сообщать домашнее задание тогда, когда оно вписывается в логику урока. 2. Добиться полного внимания всего класса. Этот этап урока не менее важный , чем все остальные, так как он определяет успех 3. Содержание домашнего задания должно быть понятно всем без исключения учащимся. 4. Важно, чтобы учащиеся знали не только то, что нужно сделать, но и как сделать, то есть владели методикой выполнения домашнего задания. 5. Задавать на дом только в случае уверенности в возможности проверки выполнения и оценивания на следующем уроке.

Литература и источники: 1. Бернс Р. Самооценка и успеваемость школьника. Издание «Мы и мир». 2000 г., 96 с., с. 15. 2. Липкина А. И. Самооценка школьника. М., Знание. 1976 г, 116 с., с. 36 3. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. М., 1993 г., с. 87 4. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся на уроке. Вопросы психологии. 1984 г. №5 5. Психологический словарь под редакцией Давыдова В. В. М., 1983 г. 6. Энциклопедический словарь. 2000 г. 7. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М., 1997 г., с. 800 8. Леонов Н.Ф. Новая эффективная дидактика. М., 2009г., с.175. 9. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург: КАРО, 2005 . http ://www.proshkolu.ru/user/cee /

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Школьный этап конкурса

«Учитель года – 2016»

МБОУ «Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

Конкурсное мероприятие «Методический семинар»

«Организация самооценки и домашних заданий учащихся, как средство повышения качества знаний учащихся»

Автор: Седип Э.Э. — учитель физики и математики

Организация самооценки и домашних заданий учащихся

Мир меняется у нас на глазах и предъявляет к ученику все больше требований, по новым стандартам ФГОС должен быть деятельный подход во всем. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса. Проблема оценивания знаний и стремление учащихся к знаниям особенно актуальна сегодня, когда радикальные перемены охватили всё общество. Вот несколько проблем, которые возникают при использовании существующей системы оценок: малая точность измерений, сегодня средняя школа использует четрыехбальную шкалу измерений (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и отлично). Часто учителю нужно оценивать ребенка гораздо точнее («лучше чем удовлетворительно, но все еще далеко не хорошо). Появляются расширения шкалы («3+»..), но они не являются официальными оценками – скорее это договорённость между учителем и учеником. В существующей система оценивания прижилась модель, когда оценка является функцией от количества ошибок. То есть ученику для обоснования оценки все время предъявляется то, что он сделал неправильно. Естественно, это не способствует ни повышению мотивации, ни росту самооценки. Более того вырастая, ученик привыкает искать в себе ошибки, а не гордится успехами, что понижает его эффективность и коммуникабельность в современном профессиональном мире.

Все эти и многие другие проблемы, связанные с существующей сегодня системой оценки, не позволяет ей быть эффективным инструментом развития школьника в современном мире. Система оценивания требует серьёзных изменений.

В свете усиления субъектной позиции учащихся в собственном образовании, помимо стандартных оценок, всё большее распространение получают альтернативные формы оценивания деятельности ученика, такие, как портфолио, рейтинг, а также самооценка. Вопросу изучения самооценки посвящено немало исследований в зарубежной психологии и педагогике (Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Липкина и др.), но её недостаточно в отечественной, а ведь учителю необходимо знать в полной мере все аспекты данного вопроса. Являясь учителем и классным руководителем, вместе со школьным психологом проанализировали успеваемость своих учеников с учетом их психологических особенностей. В итоге мы пришли к мнению, что именно применение технологии самооценки будет способствовать повышению качества знаний учащихся, так как отношение школьника к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. То есть целью нашей работы стало выявление связи самооценки и успешности обучения детей в школе. В результате проведённой работы я пришла к следующим выводам: у учащихся обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка была динамична в исследуемом классе и в то же время имеет тенденцию к устойчивости. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Влияние самооценки школьников на их успеваемость наоборот, несомненно. Самооценка помогают детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

Анализируя литературу по изучаемой проблеме, собственные наблюдения и результаты своих исследований, я предлагаю следующие рекомендации для учителей по формированию самооценки школьников:

1. Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника.

2. Любой вид деятельности на уроке учитель должен использовать для научения детей самооценке.

3. Использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

4. Формировать самооценку надо с раннего детства, она должна быть устойчивым свойством личности, при этом условии ребёнок в школе будет успешным.

Для быстроты работы по технологии самооценивания, учитель на первых же уроках знакомит с следующими требованиями:

1. Во время урока ученики на полях (или на листах самооценки) отмечает свои баллы (правильные ответы), за каждый правильный ответ ставит по одному баллу и в конце урока ученики считают баллы и по количеству баллов ставят оценку себе, но при этом они для себя уточняют поняли ли они тему, правило или определение который изучали во время урока.

2. Ученики самооценивают себя после каждого выполнения самостоятельной работы или домашнего задания: П.20., №120;125. Который включает в себе теоретический материал для заучивания, и примеры где дети должны показать умение применять знания в одном простом примере и в других более сложных. Если все выполнено ученик может поставить себе оценку «5», если не смог выполнить один пример «4», В начале следующего урока некоторые ученики будут доказывать свои оценки на доске, другие проверяют себе по образцу или могут вступить в диалог или дискуссию по поводу правильности своего ответа. Желающих доказать свою «4» и «5» как правило много.

Этим учитель устраняет: пробелы в знании теории и выставление плохи оценок. Отсюда возникновение успешности ученика.

Теперь добавлю некоторые вырезки с изученной литературы:

Система оценивания в соответствии ФГОС:

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:

• Оценивание является постоянным процессом

• Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

• Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Самооценка и контроль относят к регулятивным УУД. А регулятивные УУД это основа основ успешной деятельности ученика.

Как видно тут тоже подчёркивается роль самооценки ученика.

Какие же принципы следует положить в основу формирования у детей умения самооценки? Учащийся должен:

— иметь четкое представление о цели учебной и познавательной деятельности;

— четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть;

— понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным.

Качество образования зависит от двух параметров: от содержания образования и от технологии обучения.

Самое эффективное и качественное обучение это самообучение и самооценка.

Для управления учением требуется иметь интенсивную обратную связь с каждым учащимся. Очевидно, что такую информацию можно получить:

во-первых, учителем, при персональной проверке знаний каждого ученика;

во-вторых, от другого ученика, хорошо усвоившего материал и сверившего знания одноклассника со своими знаниями;

в-третьих, от самого ученика, сверившего свои знания с неким «эталоном», т.е. с тем, что давал учитель или что дано в книге.

Первый способ в настоящее время основной (традиционный), широко применяемый в школе. С помощью второго способа еще Я.А. Коменский решал проблему оперативной обратной связи путем деления учащихся на группы по 10 человек, во главе которых были поставлены старосты из числа способных учащихся.

Третий способ получения обратной связи в научно-методической литературе ни-кто не дискутирует. Причиной тому, на мой взгляд, является наличие психологического «барьера недоверия» к способности учащихся ставить себе достоверные оценки и боязнь вырваться из наезженной колеи существующей педагогики и мн. др. Чтобы избежать этого учитель инструктирует как выполнять домашнее задание, показывает на примерах, дает самим попробовать на уроке перед классом. Конкретизирует и объясняет правила, определения и т.д. (как бы дает инструктаж для домашней «самостоятельной работы») (п. 42 №100,105).

Ученик дома: учить теоретический материал, выучивает определения, показывает свои знания в умении применять в простых примерах №100, потом в средних более сложных примерах №105.После ставит себе оценку (ставит «5» или «4»), который с желанием доказывает свою оценку на доске или при опросе.

Подарите ученику возможность выполнить столько, сколько он пожелает.

Организация работы дома .

Деятельность учителя должна предусматривать организацию помощи ученику по выполнению домашнего задания. В общем, учебном процессе урока домашняя работа наряду с другими функциями выполняет для школьника функцию самоконтроля и оценки своей деятельности по овладения знаниями и умениями.

К сожалению, не все учителя представляют, как их ученики готовят домашнее задание: когда, в течение какого времени, как и в каких условиях? Оно выполняется вне поля зрения учителя и требует от учеников высокого уровня самоорганизации и саморегулирования. Такие умения у большинства учащихся просто не сформированы.

Домашняя работа тесно связанна с работой на уроке и рассчитана главным образом на развитие самостоятельности и их творческого мышления. Задание на дом органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

Усвоение материала, теоремы….

Приобретение умения самостоятельного применения правила теоремы на практике

Применение правила, теоремы при выполнения задания, совершенствования умения самостоятельной работы, развитее личностных качеств (воли, ответственности)

Готовность к продолжению дальнейшей работы по теме, расширению дальнейшей работы по теме, расширению и углублению данной области знаний.

Оно минимально по объему, что обязывает тщательно планировать каждый пункт задания, знать его назначения. В действительности мы часто наблюдаем совершенно иную картину.

Домашнее задание иногда бывает рассчитано на простое воспроизведение некоторого действия по известном у образцу, на пересказ параграфа и т.д. Материал для посильной творческой работы в этом случае отсутствует. Редко наблюдается индивидуализация заданий. Зачастую задания на дом выпадают из системы уроков и представляют собой случайные собрания задач, упражнений, параграфов. По большинству предметов велик объем домашних заданий, что создает ненужную перегрузку. Известно, что объем домашнего задания не должен превышать 2,5 часов в 5-7 классах, 3 часа в 8 классе, 3,5-4 часа в 9-11 классах. Классному руководителю полезно иногда уточнять, какое время затрачивают его ученики на выполнение домашнего задания, по каким предметам они перегружены. Вместе с администрацией школы эту перегрузку своевременно устранить.

Домашнее задание разъясняется и задается до звонка с урока (или сразу после нового материал) и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, затем и как делать дома. И писать домашнее задание постоянно на одном месте доки перед уроком.

С первых уроков учителю надо систематически стремится индивидуализировать домашнее задание в соответствии со способностями и возможностями конкретного ученика. Это позволит устранить возможные недоработки, пробелы в знаниях и удовлетворит потребность в углубленном изучении предмета. Чтобы этого добиться сделать, даю уровневые домашние задания. Например, для оценки 3 достаточно сделать один номер, для 4 два номера, для 5 три номера или даю творческую работу. А выучить правила, теорему …. Необходимо каждому. Задания должно быть посильно для большинства, не очень простым для сильных учащихся. Чтобы удовлетворить этим требованиям, его надо составить из двух частей: 1) общей для всех учащихся; 2) творческие задания или трудные задания.

Объем задания засвистит и от времени года. Так в начале учебного года в младших и средних классах оно должно быть минимальным или не быть вообще. Но и существуют предметы которые без домашних заданий не обходятся к таким относятся уроки математики.

Важная задача педагога – обучить школьников приемам осмысленной, методически правильно организованной домашней учебной работы. Это тесно связана с проблемой организации урока. И следующие рекомендации при выполнении домашнего задания ученикам напоминаю время от времени и ежегодно.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВЫОПЛЕНИИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

1. Задание лучше делать в тот день, когда был урок, а не на кануне следующего урока. Это особенно важно для предметов с 1-2-3 часами в неделю.

2. Начать подготовку рекомендуется с самого трудного или «нелюбимого» предмета.

3. Читать параграф или пункт т.е не начинать с письменной части. Читать с карандашом – делать выписки, выкладки, отвечать на все вопросы к параграфу.

Для этой цели, предлагаю ученикам следующий алгоритм выполнения домашнего задания (ознакомить с правилом родителей и учеников, вывесить инструкцию в классном кабинете):

  1. Внимательно прочитать параграф, выяснить суть.
  2. Прочитать еще раз самое главное, выделить и выучить определения и правила.
  3. Ответить устно на вопросы в конце параграфа (в этом могут помочь в первое время родители или магнитофон), это и развитие речи.
  4. Только после этого приступить к выполнению письменной части домашнего задания.

Если ученик выучил правила, ответил на вопросы и применил знания при выполнении примеров, то смело может себя оценить на оценку «5». А на следующем уроке сможет доказать свою оценку.

Как видно самоконтроль всегда имеется, так пускай это будет самооценкой.

Особое значение имеет проверка и оценка домашнего задания. Ученики должны быть уверены в том, что домашнее задание непременно проверяется. Учитель обязан иметь ясное представление о домашней работе каждого ученика, следить за всеми его успехами и неудачами и объективно оценить проделанную работу.

Для обучения оценивания учеником собственной работы возможно использование схемы самооценки «Учись контролировать себя».

Учись контролировать себя (схема самооценки)

1. Попробуй сам оценить свою работу или часть работы, почувствуй удовлетворение (неудовлетворение).

2. Попроси родителей или других родственников оценить твою работу.

3. Определи круг проблем, вопросов, которые проявились в результате самооценки выполненного тобой задания для дальнейшего совершенствования.

4.Определи окончательный вариант оценки («2», «3», «4», «5»)

Успешный ученик – это ученик, умеющий проверить свою работу исправить ошибки.

Домашнее задание не может быть выполнен, если ученик не обучен методам и приемам самостоятельной работы на уроках.

Существуют правила методики задавания на дом.

1. Отводить специальное время на уроке, сообщать домашнее задание тогда, когда оно вписывается в логику урока.

2. Добиться полного внимания всего класса. Этот этап урока не менее важный , чем все остальные, так как он определяет успех

3. Содержание домашнего задания должно быть понятно всем без исключения учащимся.

4. Важно, чтобы учащиеся знали не только то, что нужно сделать, но и как сделать, то есть владели методикой выполнения домашнего задания.

5. Задавать на дом только в случае уверенности в возможности проверки выполнения и оценивания на следующем уроке.

Многие ученики не знают рациональных методов заучивания материала, не владеют мыслительными операциями, не имеют навыков самоконтроля. Каждому учителю необходимо обучать учащихся выполнять домашнее задание по своему предмету и осуществлять действенный контроль. Также нужно ознакомить учащихся с советами психологов по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание – это воспитание отношение к труду, любви к нему превращение работы в приятное задание; приучение к самостоятельности; управление своей волей; формирование привычки правильного использования своего времени. Используя самооценку на уроках, учащиеся более грамотно формулируют задачи для домашней работы и на будущее. По мнению родителей, где самооценка учебной деятельности происходит регулярно, выполнение домашнего задания стало занимать меньше времени, так как дети видят конкретные задачи, стремятся их выполнять самостоятельно. Работа по формирования навыков самоконтроля и самооценки нелегкая и требует много времени. Иногда я экономлю время на уроке за счет проговаривания развернутой оценки ответа ученика, момента подведения итогов урока и т.п.

Тем не менее, хотелось бы обратится к учителям с некоторыми советами:

  1. Не стремитесь занять все после урочное время учеников выполнением заданной вами домашней работы;
  2. Не считайте свое предмет главным или единственным;
  3. Не заставляйте учеников выкладываться так, словно кроме вашего предмета в их жизни больше ничего не существует;
  4. Помните, что у других членов педагогического коллектива такое же мнение о своем предмете.

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что домашнее задание должно быть логическим продолжением предшествующего урока и началом следующего, оптимальным по объему вариативным по содержанию и прежде всего необходимо самому ученику и самооценка всего этого повышает успешность ученика.

1. Бернс Р. Самооценка и успеваемость школьника. Издание «Мы и мир». 2000 г., 96 с., с. 15.

2. Липкина А. И. Самооценка школьника. М., Знание. 1976 г, 116 с., с. 36

3. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. М., 1993 г., с. 87

4. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся на уроке. Вопросы психологии. 1984 г. №5

5. Психологический словарь под редакцией Давыдова В. В. М., 1983 г.

6. Энциклопедический словарь. 2000 г.

7. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М., 1997 г., с. 800

8. Леонов Н.Ф. Новая эффективная дидактика. М., 2009г., с.175.

9. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург: КАРО, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг позволяет руководителю ШМО выявить затруднения в организации исследовательской деятельности НОУ и целенаправленно планировать методическую деятельность.

Мастер-класс «Самооценка учащихся. Виды самооценки. Шкала самооценки». Из опыта работы.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в условиях введения ФГОС важной задачей методической работы образовательного учреждения становится обеспечение реализации новых приоритетов о.

Методическая работа является важнейшим средством, связывающим в единое целое всю систему работы школы. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходи.

Презентация к статье.

Целью работы является описание приемов развития навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение.

nsportal.ru

Особенности самооценки организаций.

Понятие самооценки как всестороннего и систематического анализа деятельности организаций и результатов функционирования систем менеджмента качества. Цель и преимущества самооценки. Метод самооценки.

Вопрос 7. Особенности самооценки организаций.

Понятие самооценки как всестороннего и систематического анализа деятельности организаций и результатов функционирования систем менеджмента качества

Понятие самооценки дано в стандартах ИСО серии 9000.

Самооценка — тщательное оценивание, обычно проводимое самим руководством организации, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента (ISO 9004-2000).

Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства (модели премии по качеству) Из ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Система Менеджмента Качества. Основные положения и словарь»

Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества. Она может также помочь определить организации области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты дальнейшего развития.

Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства (модели премии по качеству).

Цель и преимущества самооценки.

В ГОСТ Р ИСО 9004-определено, что цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности

Самооценка проводится с целью анализа бизнес-процесса и выявления областей, требующих первоочередных улучшений в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.

Практика показала, что проведение самооценки дает организации такие преимущества, как:

1. Использование единого комплекса критериев;

2. Систематический подход к совершенствованию деятельности;

3. Получение объективных оценок, основанных на фактах;

4. Обучение персонала применению принципов всеобщего управления качеством;

5. Внедрение различных инициатив и передовых методов управления качеством в повседневную деятельность;

6. Выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения;

7. Определение глубины изменений, происшедших с момента предыдущей самооценки;

8. Возможность распространения опыта лучших подразделений или других организаций;

9. Возможность признания и стимулирования посредством премирования достижений подразделений и работников;

10. Возможность сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как в данной организации, так и в других.

Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества. Она может также помочь определить организации области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты.

Постоянная самооценка позволяет проследить динамику улучшений и привить идеологию постоянного совершенствования в организации

Самооценка, как инструмент управления, позволяет компаниям получить всестороннюю картину своей деятельности, узнать, удовлетворены ли ее потребители, персонал, поставщики, общество, и на этой основе определить приоритетные направления для улучшений. Организационная самооценка способствует систематизации и структурированию менеджмента компании, позволяет проследить динамику улучшений и построить самообучающуюся организацию на принципах постоянного совершенствования.

Метод самооценки.

Метод самооценки представляет собой перечень требований к уровню организации процессов организационного управления, которые формулируются в виде критериев и подкритериев модели В России действуют Р 50-601-45/1-2006 «Рекомендации. Самооценка деятельности организации на соответствие критериям Премий Правительства Российской Федерации в области качества 2006 года» (для организаций с численностью работающих свыше 250 человек) (Москва, 2006). Они предназначены для помощи специалистам организаций, проводящих самооценку или принявших решение участвовать в конкурсе на соискание правительственной премии по качеству. В этом документе перечислены основные методы самооценки.

1. Наиболее сложный и трудоемкий метод – метод имитации участия в конкурсе на соискание премии Правительства РФ в области качества. Метод почти полностью имитирует процедуру участия в конкурсе, включая подготовку отчета в соответствии с установленными требованиями, но в отличие от конкурсной процедуры экспертиза материалов осуществляется не внешними экспертами, а экспертами организации.

2. Специальный бланк (проформа). Проформа разрабатывается для каждой составляющей критерия, а собранные воедино бланки проформы представляют собой отчет по самооценке, характерный для данного метода.

3. Матрица (таблица). Таблица разрабатывается самой организацией и включает в себя ряд заявлений о достижениях организации (по критериям премии в области качества), представленных в порядке их возрастания (или убывания) по значимости по выбранной шкале (от 1 до 10). Составлению таблицы предшествует проведение самооценки. Таблицу составляют специалисты, хорошо знакомые с моделью премии и реальным состоянием дел в организации.

4. Рабочее совещание. Руководители подразделений на основе предварительного анализа данных выявляют и формулируют сильные стороны и области, где можно ввести улучшения.

5. Метод привлечения экспертов. Самооценку проводят внешние эксперты или же специалисты, не занятые в работе данного подразделения на основе представленных материалов.

6. Анкеты. Метод заключается в составлении анкет, их распространении и обработке результатов анкетирования. Анкеты разрабатываются на основе составляющих критериев модели премии и областей их оценки.

Причины использования методов самооценки:

— поиск путей совершенствования управлением качества внутри компании;

— необходимость освоения принципов всеобщего качества;

— разработка стратегии дальнейшего совершенствования качества как в целом (по работе компании), так и по отдельным показателям;

— применение новых приемов и методов управления предпринимательской деятельностью.

Данные методы применяется для стимулирования совершенствования деятельности компании. Предприятия и организации уже имеющие зарегистрированные системы качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 используют его для дальнейшего развития работ в управлении качеством.

Организация работы по самооценке проводится по трем направлениям:

— инспектирование силами персонала компании;

— инспектирование силами специально созданной группы из числа рабочих и служащих компании;

оценка с помощью анализа документации.

В основе различных методик самооценки лежит бальная система, и это позволяет менеджерам сравнивать достигнутые результаты с эталоном или показателями других организаций, а также прослеживать динамику улучшений при проведении повторной самооценки. Действительно, организационная самооценка становится эффективным инструментом управления, когда применяется диагностический подход, то есть обучение на собственном опыте посредством глубокого, критического разбора

sdamzavas.net

Практическое занятие по теме 5.6 «Самооценка качества функционирования организации»

Цель: освоение средствами, методами и инструментарием самооценки деятельности организаций в области качества на базе моделей делового совершенства.

Задания к выполнению практической части

Ознакомившись с теоретическим материалом, содержанием, значением и методиками самооценки качества функционирования предприятий и организаций, ответьте на контрольные вопросы и выполните задание.

  • 1. Сравните модели национальных премий по качеству для стран Европы, США и России.
  • 2. Какие средства, методы и инструменты менеджмента качества вы знаете?
  • 3. Установите с помощью ABC-анализа и диаграммы Парето важнейшие факторы, влияющие на качество продукции/услуг фирмы, с целью повышения их качества.
  • 4. Проведите анализ причин, влияющих на важнейший фактор предыдущего задания, с использованием причинно-следственной диаграммы Исикавы.
  • 5. Почему руководство, изменив представление организации о качестве, оказывает огромное влияние на повышение качества?

Щ Ситуационная задача

Выберите организацию и проведите самооценку качества ее функционирования на основе нижеследующих рекомендаций.

Оценка качества функционирования организации происходит по девяти критериям, каждый из которых имеет собственный «вес» [1] : 1) Руководство — 10 уел. ед.; 2) Политика и стратегия — 8 уел. ед.; 3) Управление людьми — 9 уел. ед.; 4) Ресурсы — 9 уел. ед.; 5) Процессы — 14 уел. ед.; 6) Удовлетворение заказчиков — 20 уел. ед.; 7) Удовлетворенность персонала — 9 уел. ед.; 8) Влияние на общество — 6 уел. ед.; 9) Результаты бизнеса — 15 уел. ед.

Каждый критерий анализируется по десяти индивидуальным показателям, которые могут принимать значения в баллах от 0 до 1. Для подсчета итогового результата по каждому критерию складывают баллы показателей каждого из них и умножают на его удельный вес. Оценка качества функционирования организации в целом осуществляется путем суммирования результатов девяти критериев.

Представление относительной важности проблем/резервов повышения качества функционирования организации с целью выбора «стартовой» точки для их реализации осуществляется при помощи диаграмм Парето. Для их построения используют резервы, найденные при помощи первоначальной самооценки критериев менеджмента качества.

В дальнейшем разрабатывается программа сценарных деревьев целей реализации резервов повышения качества организации на основе причинно-следственной диаграммы Исикавы (рис. 5.11).

Каждый показатель в соответствии с Европейской премией качества может принимать следующие значения в баллах: 0,00 балла — не предпринято никаких действий по разработке или внедрению плана мероприятий, связанных с реализацией данного показателя; 0,25 балла — разработан метод решения задачи и начата его реализация; имеются определенные доказательства, что благодаря методу достигнут желаемый эффект; 0,50 балла — метод внедрен приблизительно в половине подразделений, негативные тенденции при этом выявлены и понятны; 0,75 балла — достижение поставленных целей в большинстве областей благодаря систематическому применению новых методов и подходов; 1,00 балл — метод утвержден, постоянно анализируется его применение, он стал составной частью регулярной деятельности.

Анкета самооценки деятельности в области управления качеством

studref.com

Реализация механизма самооценки для совершенствования деятельности организации

Научный руководитель: к.э.н., проф. Момот Александр Иванович

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Стремительные перемены, происходящие в мире, как никогда актуализируют задачи адаптации стратегий организаций для успешного выживания в конкурентной борьбе в новых рыночных условиях. При этом особое значение приобретает разработка стратегических планов развития на основе оценок сильных и слабых сторон деятельности, а также анализа реальных возможностей, ресурсов и уязвимых мест предприятия по отношению к внешнему окружению. У предприятий возникает острая необходимость в поиске и применении более совершенных инструментов и концепций, ориентированных на качество и постоянное улучшение деятельности. Одним из таких инструментов является самооценка деятельности организации.

Деятельность любой организации направлена на создание новой ценности для потребителя. Создание и улучшение качества продукции – это в итоге добавление ценности для людей, а значит, улучшение качества жизни, что в свою очередь, порождает новые потребности и ожидания в отношении продукции и инициирует инновации и улучшение качества. Улучшение качества жизни включает, естественно, сохранение или улучшение окружающей среды.

Важнейшими преимуществами применения самооценки являются:

  1. Получение объективных оценок, основанных на фактах.
  2. Использование комплекса критериев оценки, широко распространенных в различных странах.
  3. Внедрение различных инициатив персонала в повседневную деятельность организации.
  4. Появление возможности распространения лучшего опыта внутри организации, признания достижений отдельных работников и подразделений.
  5. Использование полученных результатов для совершенствования деятельности организации.

Таким образом, изучение содержания, методов, моделей и процесса самооценки деятельности организации является одним из шагов на пути к осознанию необходимости активного применения инструментов управления качеством в практике деятельности предприятий и организаций.

1. Актуальность темы

На сегодняшний день самооценка используется ограниченным числом отечественных предприятий и организаций, главным образом, участниками национального, региональных и отраслевых конкурсов в области качества. Большинство из этих организаций не рассматривает самооценку в качестве эффективного инструмента саморазвития и непрерывного улучшения бизнеса. Однако, как показывает практика, игнорирование результатов самооценки и самодиагностики в процессе стратегического планирования, как правило, приводит к созданию стратегий, хорошо обоснованных с точки зрения соответствующего рынка и оценок будущего состояния элементов бизнес-окружения, но не эффективных и не реализуемых из-за недостаточно обоснованных предпосылок, касающихся самой организации.

В связи с этим актуальными становятся вопросы изучения содержания, методов, моделей и процесса самооценки, его места и роли в системе менеджмента качества организации, как одного из ключевых шагов на пути укоренения философии качества в практике деятельности организаций.

Проблемы непрерывного совершенствования деятельности любой организации находятся в центре внимания теории и практики менеджмента на протяжении многих десятилетий. При этом каждый новый этап развития управленческой мысли выдвигает свои взгляды, подходы, концепции, нацеленные на достижение наиболее значительных успехов в этой области. Среди авторов, рассматривавших самооценку как самостоятельный объект исследования, можно назвать Конти Т., Конка М.Г., Галеева В.И., Дворук Т.Ю., Салимову Т.А., Маслова Д., Бирюкову Л.И. [2].

Разработка эффективного механизма самооценки деятельности предприятия, по-прежнему является важной задачей для предприятий. Актуальность исследования определяется его новизной и значимостью практического применения в определении перспектив применения самооценки в деятельности предприятия.

Изучение этой проблематики необходимо как в фундаментально-экономических (собственно научных), так и в прикладных целях (развития регионального и федерального рынка продукции), совершенствованию стратегической системы управления конкурентоспособностью производства, управленческих, финансовых, маркетинговых, договорных, общественно — экономических и других механизмов системы производственного развития предприятия.

2. Содержание, цель и задачи самооценки деятельности организации

Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства (модели премии по качеству). Она может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества, а также может помочь определить организации области, нуждающиеся в улучшении и приоритеты.

Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества. Она может также помочь определить организации области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты [3].

Рисунок 1 – Система развития менеджмента качества

Основные задачи методов проведения самооценки:

  1. Выбор модели и методов проведения самооценки деятельности организации.
  2. Обучение персонала фундаментальным подходам и прикладным методам в области менеджмента качества.
  3. Создание команды и определение ответственных за проведение самооценки.
  4. Объединение различных инициатив по совершенствованию деятельности организации в конкретные операции (в том числе в рамках самооценки).
  5. Принятие обоснованных управленческих решений по результатам самооценки.

Объект исследования : процесс проявления самооценки в системе инструментов совершенствования деятельности организации.

Предмет исследования : проблемы проявления самооценки и ее реализация в системе инструментов совершенствования деятельности организации.

Самооценка – это исчерпывающий и систематический пересмотр принципов деятельности компании и достигаемых ею результатов с учетом модели развития бизнеса, которую реализует данная компания. Процесс самооценки позволяет компании лучше осознать свои сильные стороны и определить те их области своей деятельности, совершенствование которых может привести к продвижению в бизнесе [5].

Результатом самооценки является целенаправленное планирование мероприятий, строгое выполнение которых приводит к достижению реального прогресса.

Целью данной работы является описание и анализ методов, проблем и перспектив применения самооценки в деятельности организации, а также выбор модели самооценки деятельности предприятия и определение на основе полученных данных и сделанных выводов, практических рекомендаций по улучшению деятельности организации и разработке механизма проведения самооценки.

3. Анализ последних исследований и публикаций

Проблемы непрерывного совершенствования деятельности любой организации находятся в центре внимания теории и практики менеджмента на протяжении многих десятилетий. При этом каждый новый этап развития управленческой мысли выдвигает свои взгляды, подходы, концепции, нацеленные на достижение наиболее значительных успехов в этой области. Среди авторов, рассматривавших самооценку как самостоятельный объект исследования, можно назвать Конти Т., Конка М.Г., Галеева В.И., Дворук Т.Ю., Салимову Т.А., Маслова Д., Бирюкову Л.И.

Методологическую базу и теоретическую основу дипломного исследования составляют разработки и труды известных отечественных, зарубежных специалистов по актуальным проблемам применения самооценки в системе инструментов совершенствования деятельности на предприятии, управления производственной стратегией предприятия, конкурентоспособностью предприятия, а также действующие методические и экономико-нормативные материалы практического характера по актуальным вопросам управления качеством производства в целом.

Особое место среди них занимают немногочисленные работы, посвященные проблемам диагностики и самооценки деятельности организации, наиболее известными из которых являются труды таких зарубежных ученых как Б. Андерсен, Дж. Дальгаард, У.Э. Деминг, Г. Ватсон, М.Г. Конка, Т. Конти, Д. Кэм-пбелл, Г. Хертс, С. Шайнберг и другие.

В нашей стране проблема самооценки деятельности организации изучена в русле отдельных направлений научного и научно-практического опыта. Исследования в данной области представлены в работах Э.А. Белокоровина, В.И. Га-леева, Е.А. Горбашко, Т.Ю. Дворук, B.C. Дубинина, Т. Калиты, А.И. Кочетова, Д.В. Маслова, Ю.И. Мхитаряна, И.Г. Окрепиловой, Т.А. Салимовой, М.З. Свит-кина, С.А. Степанова, О.С. Щукина и другие [7].

4. Принцыпи проведения механизма сасооценки деятельности организации

Самооценка деятельности организации зародилась как метод постоянного совершенствования в рамках концепции ТQМ, следовательно, базируется на тех же принципах, что и названная концепция.

Принципы будут меняться по мере того, как будут развиваться и улучшать свою деятельность организации, стремящиеся к совершенству. Однако все принципы, реализуемые в процессе самооценки, должны базироваться на гуманистическом подходе, сущность которого заключается в том, что процесс самооценки должен постоянно акцентировать внимание на том, как себя чувствуют все его участники, насколько персонал мотивирован, заинтересован в проведении самооценки, на что он жалуется или чему сопротивляется.

Реализация принципа в рамках самооценки деятельности организации:

  1. Ориентация на потребителя. Цель проведения самооценки деятельности организации в конечном счете связана с увеличением конкурентоспособности организации и удовлетворенности ее потребителей. Большинство моделей, на основе которых проводится самооценка деятельности организации, в качестве наиболее значимого содержат критерий «удовлетворенность потребителей», что позволяет осознать значение управления взаимоотношениями с ними.
  2. Лидерство руководства и последовательность в достижении целей. Руководство организации должно быть инициатором, организатором и активным участником проведения самооценки, а также должно принимать обоснованные решения по ее результатам.
  3. Процессный подход. В ходе самооценки акцент делается на оценку и улучшение процессов деятельности в организации.
  4. Системный подход. Направления работы при самооценке и ее результаты играют определенную роль для организации как системы в целом, а также для составляющих ее процессов и уровней системы (в данном случае речь идет об уровне индивида, рабочих групп, подразделений организации).
  5. Вовлечение персонала. Данный принцип реализуется путем обучения персонала методам самооценки деятельности организации; привлечения сотрудников к выбору модели, методов и механизма самооценки; создания рабочих групп, ответственных за ее проведение по различным группам критериев. Тем самым осуществляется вовлечение персонала в процесс совершенствования деятельности организации.
  6. Постоянное улучшение. Постоянное совершенствование деятельности достигается в том числе и путем систематического осуществления процесса самооценки. Прежде всего собираются данные, которые затем анализируются, после чего результаты расставляются по приоритетности для проведения последующего улучшения.
  7. Развитие партнерства. Самооценка позволяет выявить те области партнерских отношений, которые требуют дальнейшего развития и совершенствования; партнеры могут быть заинтересованы в результатах самооценки [8].

Основываясь на принципах ТQM, и требованиях МС ISO серии 9000, постановка целей при создании системы менеджмента качества должна быть ориентирована на удовлетворение требований и ожиданий потребителей и всех заинтересованных сторон, можно выделить целый ряд заинтересованных в системе качества сторон.

Рисунок 2 – Основные принципы на которых базируется стратегия TQM
(анимация: 7 кадров, 5 циклов, 153 килобайт)

Несомненные преимущества такой системы управления в том, что она упорядочивает деятельность, стандартизирует взаимоотношения между отдельными ее участниками и подразделениями.

Выводы

Самооценка – это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества.

Магистерская работа посвящена исследованию самооценки деятельности организации (предприятия), описанию и анализу методов, а также выбору модели самооценки деятельности организации, определению на основе полученных данных и сделанных выводов, практических рекомендаций по улучшению деятельности организации и разработке механизма проведения самооценки.

Важно реализовать также следующие задачи магистерской работы:

      Ознакомиться с современными концепциями самооценочных стратегий управления производством на предприятии.

    Рассмотреть достоинства и недостатки различных методов самооценки применительно к предприятию.

  1. Сделать предварительный выбор самооценочной стратегии предприятия, исходя из специфики его деятельности; очертить области планирования, критические с точки зрения их влияния на финансовый результат деятельности предприятия.
  2. На основе выбранных методов самооценки сформулировать предварительные требования к применению самооценки в системе инструментов совершенствования деятельности на данном предприятии [10].

    При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2015 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

    masters.donntu.org

    Бурилова А.В. РАЗРАБОТКА ЕДИНОЙ МЕТОДИКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика

    Бурилова Анастасия Владиславовна

    Реализация механизма самооценки для совершенствования деятельности организации Научный руководитель: к.э.н., проф. Момот Александр Иванович Реферат по теме выпускной работы Содержание

    Самооценка – это исчерпывающий и систематический пересмотр принципов деятельности компании и достигаемых ею результатов с учетом модели развития бизнеса, которую реализует данная компания. Процесс самооценки позволяет компании лучше осознать свои сильные стороны и определить те их области своей деятельности, совершенствование которых может привести к продвижению в бизнесе [5].

    Практическое занятие по теме 5.6 «Самооценка качества функционирования организации» Цель: освоение средствами, методами и инструментарием самооценки деятельности организаций в области качества

    • 1. Сравните модели национальных премий по качеству для стран Европы, США и России.
    • 2. Какие средства, методы и инструменты менеджмента качества вы знаете?
    • 3. Установите с помощью ABC-анализа и диаграммы Парето важнейшие факторы, влияющие на качество продукции/услуг фирмы, с целью повышения их качества.
    • 4. Проведите анализ причин, влияющих на важнейший фактор предыдущего задания, с использованием причинно-следственной диаграммы Исикавы.
    • 5. Почему руководство, изменив представление организации о качестве, оказывает огромное влияние на повышение качества?

CATEGORIES